тематическое планирование интегрированного курса уроков географии России и Северной Осетии
рабочая программа по географии (8, 9 класс) на тему

Аршиева Мадина Матвеевна

Материал может быть полезен при планировании интегрированног курса уроков географии в рамках национально - регионального компонента в 8  и 9 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом – школа «Виктория»

РАССМОТРЕНО

На заседании методического объединения  ГКОУ ДДШ        «Виктория»                                     Протокол №_____ от __________2015г.

__________________________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

 ___________________________

 ____             ____________2015г.

               

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГКОУ ДДШ «Виктория»

_________________ М. Х. Дауров

____                ____________2015 г.

Тематическое планирование уроков географии  «География: природа России» с интеграцией курса «Физическая  география РСО – Алания»

 8 класс

                                         Составитель: учитель географии

                                                              ДДШ «Виктория»

                                                           Аршиева М. М.

Владикавказ, 2015 г

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта 2004 г, Примерной программы основного общего образования по географии.

Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России  и Северной Осетии во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

Задачи:

  • овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю, из них  5 часов – «Пространства России», 22 часа – «Особенности природы и природные ресурсы», 38 часов – «Природные комплексы России» из них - 18 часов География РСО – Алания, которая изучается интегрированно в рамках национально – регионального компонента.

Оценочные практические работы

  1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
  3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
  4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
  5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
  6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
  7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования.
  8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе общегеографических и тематических карт.

Используемый УМК:

1. Баринова И. И. География России. Природа.  – М.: Дрофа, 2013.

2. А.Д. Бадов, М. Р. Дряев «География Республики Северная Осетия – Алания», Владикавказ, «Ир» , 2013 г

3. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2015

Дополнительная литература:

1.Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2007.

2.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.

3. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.

4. Интернет – ресурсы.

5. Мультимедийные обучающие программы:

    География 8 класс. Природа России.

    Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

    Интерактивные географические карты.

6. Г. И. Кусов «Неизвестная Осетия»

7.  В. А. Станкевич «География Северной Осетии», Владикавказ, «Ир», 1995г

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


Календарно-тематическое планирование  8 класса по географии

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика

деятельности

учащихся

или виды

учебной

деятельности

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дом.

задание

Дата

Провед.

Ведение (1 час)

1

Что изучают в курсе «Природа России». Источники географи-ческой информации

1

Урок изучения нового материала

Источники географической информации

Уметь: использовать различные источники географической информации

Стр 3-4

Россия и РСО – Алания  на карте мира (7 часов)

2

Географическое положение России

Пр/р №1

1

Практикум

Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особен-ности географического положения России и Осетии. Часовые пояса

Уметь: показывать и называть факторы, определяющие геогра-фиическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; опре-делять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе

&1, контурная карта

3

Моря, омывающие территорию России

1

Практикум

&2, таблица

4

Россия на карте часовых поясов

1

Урок изучения нового материала

&3, вопросы

5

Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных пунктов России»

1

Практикум

решение задач

6

Как осваивали и изучали территорию России

1

Семинар

&4, таблица

7

Географическое положение  Республики Северная Осетия - Алания

1

Урок изучения нового материала

§1

Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (22 часа)

Рельеф и недра России (6 часа)

8

Особенности

рельефа России

1

Урок изучения нового материала

Особенности геологичес-кого строения. Устойчивые и подвижные участки зем-

ной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование  рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, земле-трясений и вулканизма.

Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования

Уметь: читать тектоническую, геологическую карты, геохроно-логическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектониче-

ских структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные форм рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту;определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонческих движений; называть меры безопас-ности при стихийных явлениях; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных иско-паемых, приводить примеры использования полезных ископае-мых, влияния разработки место-рождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи

&5

9.

Геологическое

строение территории нашей страны Пр/р №3

1

Урок изучения нового материала

&6

10

Минеральные ре-

сурсы России

1

Практикум

&7

11

Развитие форм

рельефа

1

Урок систематизации и обобщения знаний (практикум)

&8, повторить

12

Рельеф. Геологическое строение и тектоника Северной Осетии.

1

Урок изучения нового материала

§ 2, 3

13

Полезные ископаемые РСО - А. Чрезвычайные ситуации природного происхождения.

1

Урок изучения нового материала

§ 4, 5

14

Итоговый урок по теме

1

Климат и климатические ресурсы (5 часов)

15

Климат нашей страны

1

Урок изучения нового материала

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая по-

верхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны.

Закономерности распре-деления тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость,

коэффициент увлажнения).

Сезонность климата,

чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий.

Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления

Знать: закономерности распре- деления суммарной солнечной радиации. Уметь: приводить примеры влияния климата на

жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей

&9

16

Закономерности

Распределения тепла и влаги на территории нашей страны Пр/р №4

1

Практикум

&10, до стр. 63

17

Типы климатов

России Пр/р №5

1

Исследование

&10, таблица

18

Зависимость человека от климатических условий

1

Практикум

&11, вопросы

19

Климатообразующие факторы. Основные элементы, характеризующие климат Северной Осетии

1

Урок изучения нового материала

§ 6, 7

20

Климат и климати-ческие ресурсы.

 Пр/р №6

Итоговый урок.

1

Урок повторения и обобщения

 (деловая игра)

§ повторить

Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов)

21

Разнообразие

внутренних вод

России. Реки

Пр/р №7

1

Урок изучения нового материала

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны.

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота

Уметь: показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкрет-ных примерах; приводить примеры использования реки в хозяй-ственных целях; показывать на карте озера артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования вод и негативного влияния на них

человеческой деятельности;

давать характеристикукрупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ

&12

22

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

1

Практикум

&13

23

Водные ресурсы.

Охрана вод

1

Практикум

&14

24

Внутренние воды РСО – Алания Реки. Оледенение.

1

Урок изучения нового материала

§ 8, 9

25

Озера, водохранилища, болота и подземные воды.

Минеральные воды РСО - А

1

Урок изучения нового материала

§        10, 11

26

Повторение по теме: «Внутренние воды

и водные ресурсы»

1

Урок повторения и

обобщения

(исследование)

Почва и почвенные ресурсы (4 часа)

27

Образование почв и их разнообразие

1

Урок изучения нового материала

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В.В. Докучаев -основоположник почвоведения

Уметь: объяснять понятия: земельные ресурсы, сельско-хозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; назы-

вать свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рацио-нального использования земель

&15, вопросы

28

Закономерности

распространения

почв

1

Практикум

&16

29

Почвенные ресурсы России.

1

Конференция

&17

30

Почвы Северной Осетии

1

Урок изучения нового материала

§ 12

Растительность и животный мир (6 часов)

31

Растительный и животный мир России

1

Урок изучения нового материала

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительно-

сти и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использова-ние. Меры по охране рас-тительного и животного мира. Природные террито-риальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России

Уметь:  приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесны пространств человеком;

перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозиро-вать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека

&18, таблица

32

Биологические

ресурсы. Охрана

растительного и

животного мира

1

Исследование

&19, 20

33

Природно-ресурсныи потенциал России

1

 Практикум

&20

34

Растительность и животный мир Северной Осетии.

1

Урок изучения нового материала

§ 13, 14

35

Состояние особо охраняемых территорий и объектов культурного наследия.

1

Урок изучения нового материала

§ 15

36

Итоговый урок по теме

1

Урок систематизации

и обобщения знаний

§ повторять

Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (38 часов)

Природное районирование (6 часов)

37

Разнообразие ПК России. Природное районирование

1

Урок изучения нового материала

Природные и антропоген-ные ПТК. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообус- ловленность ее компонен- тов. Роль В.В.Докучаева и Л.С. Берга в создании

учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование,   экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов

Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах

&21, вопросы

38

Моря как крупные ПК

1

Практикум

&22

39

Природные зоны

России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра

1

Урок актуализации

знании и умении

&23, таблица

40

Разнообразие

лесов России: тайга, смешанные и широко-лиственные леса

1

Урок актуализации

знаний и умений

&24

41

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни Пр/р №8

1

Урок актуализации знаний и умений

&25

42

Высотная поясность

1

Урок повторения и обобщения (исследование)

&26

Природа регионов России ( 20 часов)

43

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

1

Урок изучения нового материала

Европейская Россия -основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных усло-вии, ресурсов на жизнь и

хозяйственную деятель- ность населения. Состав района. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Исто-рико-географические этапы развития района.Специфика природы района, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную дея-

тельность населения

Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей

поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития. растительного и животного мира территории; характеризовать и  оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных

регионов в жизни и деятельности человека

&27, контурная карта

44

Природные комплексы Русской равнины

1

Семинар

&28, таблица

45

Природные ресурсы Русской равнины. Проблемы их рационального использования.

1

Урок изучения нового материала

&29, вопросы

46

Северный Кавказ - самые молодые высокие горы России

1

Путешествие

&30

47

Равнинные ландшафты Северной Осетии

1

Урок изучения нового материала

§ 16

48

Горные ландшафты Северной Осетии

1

Урок изучения нового материала

§ 17

49

Природные комплексы Северного Кавказа

1

Практикум

&31

50

51

Урал - «Каменный пояс» земли Русской Своеобразие природы Урала

2

Игра

Практикум

&32

52

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы

1

Семинар

&33

53

Экологические проблемы Урала

1

Семинар

&34

54

Западно-Сибирская низменность

1

Урок изучения нового материала

&35

55

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения

1

Практикум

&36, таблица

56

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения

1

Урок актуализации знаний и умений

&37

57

Природные комплексы Восточной Сибири

1

Урок актуализации знаний и умений

&38

58

Жемчужина Сибири - Байкал

1

Урок актуализации знаний и умении

&39

59

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения

1

Урок актуализации знаний и умений

&40, вопросы

60

Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь»

1

Урок повторения и обобщения

61

Дальний Восток -край контрастов. ГП, состав территории. История освоения

1

Урок актуализации знаний и умений

&41

62

Природные комплексы Дальнего Востока

1

Урок актуализации знаний и умений

&42

63

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

1

Исследование

&43, повторение

64

Природа регионов России. Итоговый урок.

2

Урок систематизации и обобщения знаний (игра)

Человек и природа (4 часа)

65

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Антропогенное воздействие на природу

1

Урок изучения нового материала

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемир-ного природного и культурного наследия в нашей стране. Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользова-нии; составлять географические прогнозы, анализировать экологи-ческие карты России, уметь выполнять правила природо-охранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы

&44, таблица

&45

66

Антропогенное воздействие на природу Северной Осетии и ее охрана.

1

Практикум

§ 18

67

Рациональное природопользование Экологическая ситуация в России.

1

Практикум

&46, &47

68

Человек и природа

1

Урок систематизации и обобщения знаний (игра)



Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом – школа «Виктория»

РАССМОТРЕНО

На заседании методического объединения  ГКОУ ДДШ        «Виктория»                                     Протокол №_____ от __________2015г.

__________________________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

 ___________________________

 ____             ____________2015г.

               

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГКОУ ДДШ «Виктория»

_________________ М. Х. Дауров

____                ____________2015 г.

Тематическое планирование уроков географии  «География: население и хозяйство» с интеграцией курса «Экономическая и социальная география РСО – Алания»

 9 класс

                                                                   Составитель: учитель географии

                                                                                         ДДШ «Виктория»

                                                                                      Аршиева М. М.

Владикавказ, 2015 г

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

-Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

-Учебника:  «География России: хозяйство и географические районы», авторы А. И. Алексеев и др., Москва,  «Дрофа», 2011г.

- Учебника  «География Республики Северная Осетия - Алания», авторы А. Д. Бадов, М. Р. Дряев, Владикавказ, «Ир», 2013

-Методическая литература: М.Ю. Евдакимов, В.И. Сиротин, В.Г. Терещенкова. Методическое пособие УК учебнику «География России» под редакцией А.И.Алексеева. Волгоград, «Дрофа», 2008г.

Интегрированно с курсом географии России  изучается география РСО – Алания (21  час) в рамках национально – рагионального компонента.

Изучение географии направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Главные задачи  интегрированного курса «География России»  и «География РСО – Алания»- углубленное изучение природы, населения и хозяйства России и ее субъекта; максимальное приближение содержания географических знаний и умений, приобретаемых школьниками, к запросам повседневной жизни. Курс «Географии России» и «География РСО – Алания», призван, прежде всего, воспитывать патриота и гражданина своей страны  и региона, в котором проживает.

Основное внимание уделяется показу проявления законов взаимодействия общества и природы в пределах России.

Рабочая программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины и республики.

Интегрированный курс «География: население и хозяйство России» и  «География РСО – Алания»   для 9 класса рассматривает положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем субъектов страны.

УМК:

Географический атлас, 9 класс. – М.: Дрофа, 2015 Сиротин В. И. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа; практических работ – 10, из них оценочных – 8

Ожидаемый результат:    

В результате изучения географии ученик должен усвоить: особенности административно-территориального устройства страны и республики; демографические, социальные, экономические закономерности расположения объектов; объяснять экономические взаимосвязи  и применять полученные знания на практике

знать/понимать

 - основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных 

Основные задачи курса «География РСО – Алании»  предусматривают:

  - формирование у учащихся знаний о распределении наиболее значимых географических объектов и явлений по поверхности республики;

  - освоение знаний об основных географических особенностях своей республики во всем ее географическом разнообразии и целостности;

об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  - овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из « языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

   - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за  состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

   - воспитание любви к своей местности; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

  - применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;  адаптация к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Содержание программы.

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ  и ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ РСО – АЛАНИЯ (  _____ ч )

Тема: Отрасли, перерабатывающие сырье

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны.  Современные проблемы газовой промышленности

Угольная промышленность. Виды углей и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих  регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Тема: Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества

Классификация конструкционных материалов, проблемы пропорциональности производящих их отраслей.

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы,  крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема России.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Географ текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.

Тема: Отрасли, производящие разнообразные услуги. (5 часов)

Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.

Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рынку. Перспективы развития комплекса.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ (20 часов)

Тема: Районирование территории

Районирование — важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и другие виды районирования. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчиненность различных видов районирования России.

Тема: Европейская Россия

Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны.

Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.

Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию.

Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное yвлажнение территории, богатство озерами, реками болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, се верная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

Историко-географические особенности формирования. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.

Развитие топливно-энергетического комплекса металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двинско-Печорского подрайонов.

Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в городе Мирном.

Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные   особенности   географического   положения   района.

Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».

Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Полезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресурсов.

Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия — очаг Русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки. Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс,  черная металлургия, химическая промышленность Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Центрально-Чернозёмный район: состав, факторы формирования, особенности населения, специализация хозяйства, проблемы.

Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.

Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.

Современность   и   проблемы   древних   русских городов — Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.

Европейский Юг. Состав района. Особенности графического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сторон природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и гор части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы. Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.

Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное транспортное и энергетическое машиностроение.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности Рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона,  их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга — великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.

Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.

Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала — на стыке разнообразных границ. Разделяющая и связующая роль Урала в природе и хозяйстве.

Различия по геологическому строению и полезны ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема и истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.

Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полос расселения, влияние речных систем и рельефа на и формирование.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.

Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.

Тема: Азиатская Россия - Восточный макрорегион

Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.

Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических условий. Высотная поясность.

Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры и будущие технополисы.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственые районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень — Сургут — Ямбург. Современные проблемы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.

туристический маршрут с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследователи северных морей.

Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.

Великие сибирские реки: их водность, питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга — основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.

Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.

Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития.

Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности.

Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района.

Якутские алмазы, город Мирный. Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.

Природно-хозяйственные районы: Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы района.

Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами: Китаем, Монголией и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. БАМ.

Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.

Верхние течения крупных сибирских рек: Оби, Енисея, Лены. Амур. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.

Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного  полушария.   Температурные  инверсии. Многолетняя мерзлота.

Природные ресурсы: минеральные, лесные.

Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.

Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск — научный центр.

Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро-Eнисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.

Забайкальский подрайон. Горные системы, землетрясения, байкальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспективы освоения зоны БАМа.

Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.

Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и вулканизм, моретрясения, цунами. Долина гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского Положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Далььнего Востока. Основные экономические, социальны и экологические проблемы региона.

Учебник

Тема раздела

Тема урока

Практическая работа

Домашнее задание

Дата

Учебник А.И. Алексеева и В.В. Николиной "География : население и хозяйство России" 9 класс.

Россия на карте мира.

Урок 1. Что изучает география населения и хозяйства России.       Источники географических знаний.

Сфера влияния России. Геополитическое положение. Экономическое влияние России.

§1,2,3

Урок 2. Экономическое влияние России. Географическое положение России.

Пр.р. № 1. Хар-ка ЭГП России.

§4, 5

Учебник

 А. Д. Бадова,

М. Р. Дряева «География Республики Северная Осетия – Алания»

Урок 3. Экономико – географическое положение РСО – Алания. Государственное устройство.

История освоения и заселения территории.

§1, 2

Учебник А.И. Алексеева и В.В. Николиной "География : население и хозяйство России" 9 класс.

Человек и природа.

Урок 4.Природные условия и человек. Непосредственное и опосредованное влияние природных условий.

§ 6, 7, 8,

Урок 5.            Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Природные ресурсы России, их хозяйственная оценка.

§ 9, 10

Население России.

Урок 6.           Численность и размещение населения России. Воспроизводство населения России.

Пр.р. № 2. Изучение и анализ стат-их материалов.

§ 11, 12

Урок 7.              Миграции населения.

 Демографическая ситуация.

§13,14.

Урок 8.             Рынок труда и занятость населения.

Расселение и урбанизация. Функции поселений. Городские агломерации.

§15,16,17

Урок 9.    Урбанизация России. Расселение в сельской местности.

Стадии развития расселения.

§ 18, 19, 20

Урок 10.     Этнографическое положение России. Разнообразие культурных миров.

Национальный и религиозный состав населения России.

§ 21, 22

Учебник

 А. Д. Бадова,

М. Р. Дряева «География Республики Северная Осетия – Алания»

Население РСО- А

Урок 11.

Численность населения РСО – Алания и ее динамика. Естественное движение населения.

§ 3, 4

Урок 12. Миграции населения. Половозрастной состав населения.

§ 5, 6

Урок 13.  Этнический состав населения. Уровень образования населения.

§ 7, 8

Урок 14.      Занятость населения. Расселение и размещение населения.

§ 9, 10

Урок 15. Итоговый урок по теме "Население"

Пр.р.

Учебник А.И. Алексеева и В.В. Николиной "География : население и хозяйство России" 9 класс.

Хозяйство России

Урок 16.     Экономика России. Цикличность развития экономики.

§ 23, 24

Урок 17.    Особенности развития хозяйства России. Структура хозяйства России.

§ 25, 26

Урок 18.        Топливно – энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность

§ 27.

Урок 19 .         Угольная пр-ть.

Пр.р. № 3. Выделение на картах главных топливных баз.

§ 28.

Урок 20.       Электроэнергетика.

§ 29.

Урок 21.       Металлургический комплекс.

. Пр.р. № 4. Из-е факторов размещения ч-ой и цв-ой мет-гии.

§ 30.

Урок 22.       Машиностроительный комплекс.

Пр.р. № 5. Опр главных р-ов раз труд-го и метал-го маш-я.

§ 31.

Урок 23.      Химико-лесной комплекс.

§ 32

Урок 24.    Военно-промышленный комплекс.

§ 33

Урок 25. Агропромышленный комплекс. Растениеводство Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства

Пр.р. № 6. Сост-ие типовой схемы АПК.

§34, 35

Урок 26.  Пищевая и легкая промышленность.

§ 36

Урок 27. Транспортный комплекс. Сухопутный тр-рт

Водный, авиационный и трубопроводный транспорт. Транспортные узлы.

 Пр.р. № 7. Хар-ка одной из тр-ых магистралей.

§ 37, 38

Урок 28.    Непроизводственная сфера. Сфера обслуживания.

§ 39

Урок 29.         Территориальная организация обслуживания.

§ 40

Учебник

 А. Д. Бадова,

М. Р. Дряева «География Республики Северная Осетия – Алания»

Общая характеристика хозяйства РСО - А

Урок 30.     Особенности формирования и развития хозяйства РСО-А.

 Отраслевая и территориальная структура хозяйства.

§ 11, 12

 Урок 31.    Энергетический комплекс РСО - А

§ 13

Урок 32.    Машиностроительный комплекс РСО - Алания

§14

Урок 33.     Металлургический комплекс РСО - А.

§ 15

 Урок 34       Нефтеперерабатывающая  и химическая отрасли промышленности, стекольное производство в РСО - А

§ 16

Урок 35.     Лесная и деревообрабатывающая промышленность РСО – А, Строительная и легкая промышленность

§ 17, 18, 19

Агропромышленный комплекс РСО - А

Урок 36.    Общая хар – ка АПК. Земледелие. Животноводство

§ 20, 21, 22

Урок 37. Пищевая  промышленность РСО - А

§ 23

Урок 38. Транспорт и внешние экономические связи РСО - Алания

§ 24

Социальная инфраструктура

Урок 39. Образовательная система. Здравоохранение. Сфера услуг.

§ 25, 26, 27

Урок 40. Рекреационное хозяйство.

§28.

Урок 41.

Практическая работа. Обобщение раздела.

Учебник А.И. Алексеева и В.В. Николиной "География : население и хозяйство России" 9 класс.

Районы России.

урок 41. Подходы к районированию территории России . Административно-территориальное устройство России

Пр.р. № 8.

§ 41, 42

Урок 42.  Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития.

§ 43

Урок 43. Население и хозяйство Центрального района. Города.

§44, 45

.

Урок 44.Сельская местность. Миссия Центрального района.

§ 46

Урок 45. Итоговый урок по теме "Центральный район".

Пр.р. № 9. Сост экономико-геогр хар-ки тер-ии.

§ повт

Урок 46. Центрально-Черноземный район.

§ 47

Урок 47. Северо-Запад.

§ 48

Урок 48. Калининградская область.

§ 49

Урок 49. Европейский Север. Природа. Народы.

§ 50

Урок 50. Этапы хозяйственного освоения Европейского Севера.

§ 51

Урок 51. Северный Кавказ.

Пр.р. № 10. Оценка эк - геогр положения региона, особ-ей разм народов.

§ 52

Учебник

 А. Д. Бадова,

М. Р. Дряева «География Республики Северная Осетия – Алания»

география РСО - А

Урок 52. Медико – географическая характеристика территория и заболеваемость населения РСО - А

§ 29.

Урок 53. Общая характеристика преступности

§ 30.

Урок 54. Экологические проблемы металлургического комплекса и других отраслей производства.

§ 31, 32

 Урок 55. Экологические проблемы сельского хозяйства и транспорта.

§ 33

Урок 56. Экологические факторы и здоровье населения РСО – Алания.

§ 34

Учебник А.И. Алексеева и В.В. Николиной "География: население и хозяйство России" 9 класс.

Урок 57. Поволжье. ЭГП. Природные ресурсы.

§ 53

Урок 58. Поволжье. Этапы хоз -го освоения территории. Население.

§ 53

Урок 59. Урал.

§ 54

Урок 60. Сибирь. Общая характеристика.

§ 55

Урок 61. Западная Сибирь.

§ 56

Урок 62. Восточная Сибирь.

§ 56

Урок 63. Итоговый урок по теме "Сибирь".

§ повт

Урок 64. Дальний Восток.

§ 57

Урок 65. Итоговый урок по теме "Население и хозяйство России".

Проверочная работа

§

Урок 66. Итоговый урок по теме "Экономическая и социальная география РСО - Алания".

Проверочная работа

§

Уроки 67-68

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса по истории «История России: XX-начало XXI века» и «Новейшая история» в 9 классе 68 ч.

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование интегрированного курса "Физическая культура, ОБЖ" для учащихся 7 класса

Рабочая программа "Физическая культура, ОБЖ" разработана на основе авторской Комплексной прораммы Физическая культура В.И. Лях, А.А. Зданевич и программы по ОБЖ  А.С. Смирнова.  В рабо...

Тематическое планирование интегрированного курса истории 11 класс

Интегрирование курса всемирной истории и истории России 11 класс...

Тематическое планирование интегрированного курса истории 11 класс

Интегрирование курса всемирной истории и истории России 11 класс...

Тематическое планирование интегрированного курса истории 11 класс

Интегрирование курса всемирной истории и истории России 11 класс...

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса истории ХХ – начала ХХI вв. 9 класс.

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса истории XX-начала XXI вв. 9 класс.Планирование интегрированного курса по истории для 9 класса включает в себя материал по Истории  Росс...

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса « Истории России. XIX век» и «История Смоленщины» -44ч+17ч=61ч 8 класс

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2008 года по предмету «История»,  авторской программы курса новой ист...