тематическое планирование интегрированного курса уроков географии России и Северной Осетии
рабочая программа по географии (8, 9 класс) на тему
Материал может быть полезен при планировании интегрированног курса уроков географии в рамках национально - регионального компонента в 8 и 9 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интегрированный курс географии России и региона | 167 КБ |
интегрированный курс экономической географии России и региона | 55.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом – школа «Виктория»
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения ГКОУ ДДШ «Виктория» Протокол №_____ от __________2015г. __________________________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ___________________________ ____ ____________2015г.
| УТВЕРЖДЕНО Директор ГКОУ ДДШ «Виктория» _________________ М. Х. Дауров ____ ____________2015 г. |
Тематическое планирование уроков географии «География: природа России» с интеграцией курса «Физическая география РСО – Алания»
8 класс
Составитель: учитель географии
ДДШ «Виктория»
Аршиева М. М.
Владикавказ, 2015 г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта 2004 г, Примерной программы основного общего образования по географии.
Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России и Северной Осетии во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Задачи:
- овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:
- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);
- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;
- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю, из них 5 часов – «Пространства России», 22 часа – «Особенности природы и природные ресурсы», 38 часов – «Природные комплексы России» из них - 18 часов География РСО – Алания, которая изучается интегрированно в рамках национально – регионального компонента.
Оценочные практические работы
- Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
- Определение поясного времени для разных пунктов России.
- Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
- Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
- Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
- Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
- Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования.
- Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе общегеографических и тематических карт.
Используемый УМК:
1. Баринова И. И. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2013.
2. А.Д. Бадов, М. Р. Дряев «География Республики Северная Осетия – Алания», Владикавказ, «Ир» , 2013 г
3. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2015
Дополнительная литература:
1.Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2007.
2.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.
3. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.
4. Интернет – ресурсы.
5. Мультимедийные обучающие программы:
География 8 класс. Природа России.
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
Интерактивные географические карты.
6. Г. И. Кусов «Неизвестная Осетия»
7. В. А. Станкевич «География Северной Осетии», Владикавказ, «Ир», 1995г
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Календарно-тематическое планирование 8 класса по географии
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата Провед. |
Ведение (1 час) | |||||||
1 | Что изучают в курсе «Природа России». Источники географи-ческой информации | 1 | Урок изучения нового материала | Источники географической информации | Уметь: использовать различные источники географической информации | Стр 3-4 | |
Россия и РСО – Алания на карте мира (7 часов) | |||||||
2 | Географическое положение России Пр/р №1 | 1 | Практикум | Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особен-ности географического положения России и Осетии. Часовые пояса | Уметь: показывать и называть факторы, определяющие геогра-фиическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; опре-делять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе | &1, контурная карта | |
3 | Моря, омывающие территорию России | 1 | Практикум | &2, таблица | |||
4 | Россия на карте часовых поясов | 1 | Урок изучения нового материала | &3, вопросы | |||
5 | Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных пунктов России» | 1 | Практикум | решение задач | |||
6 | Как осваивали и изучали территорию России | 1 | Семинар | &4, таблица | |||
7 | Географическое положение Республики Северная Осетия - Алания | 1 | Урок изучения нового материала | §1 | |||
Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (22 часа) | |||||||
Рельеф и недра России (6 часа) | |||||||
8 | Особенности рельефа России | 1 | Урок изучения нового материала | Особенности геологичес-кого строения. Устойчивые и подвижные участки зем- ной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, земле-трясений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования | Уметь: читать тектоническую, геологическую карты, геохроно-логическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектониче- ских структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные форм рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту;определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонческих движений; называть меры безопас-ности при стихийных явлениях; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных иско-паемых, приводить примеры использования полезных ископае-мых, влияния разработки место-рождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи | &5 | |
9. | Геологическое строение территории нашей страны Пр/р №3 | 1 | Урок изучения нового материала | &6 | |||
10 | Минеральные ре- сурсы России | 1 | Практикум | &7 | |||
11 | Развитие форм рельефа | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний (практикум) | &8, повторить | |||
12 | Рельеф. Геологическое строение и тектоника Северной Осетии. | 1 | Урок изучения нового материала | § 2, 3 | |||
13 | Полезные ископаемые РСО - А. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. | 1 | Урок изучения нового материала | § 4, 5 | |||
14 | Итоговый урок по теме | 1 | |||||
Климат и климатические ресурсы (5 часов) | |||||||
15 | Климат нашей страны | 1 | Урок изучения нового материала | Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая по- верхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распре-деления тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления | Знать: закономерности распре- деления суммарной солнечной радиации. Уметь: приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей | &9 | |
16 | Закономерности Распределения тепла и влаги на территории нашей страны Пр/р №4 | 1 | Практикум | &10, до стр. 63 | |||
17 | Типы климатов России Пр/р №5 | 1 | Исследование | &10, таблица | |||
18 | Зависимость человека от климатических условий | 1 | Практикум | &11, вопросы | |||
19 | Климатообразующие факторы. Основные элементы, характеризующие климат Северной Осетии | 1 | Урок изучения нового материала | § 6, 7 | |||
20 | Климат и климати-ческие ресурсы. Пр/р №6 Итоговый урок. | 1 | Урок повторения и обобщения (деловая игра) | § повторить | |||
Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов) | |||||||
21 | Разнообразие внутренних вод России. Реки Пр/р №7 | 1 | Урок изучения нового материала | Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота | Уметь: показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкрет-ных примерах; приводить примеры использования реки в хозяй-ственных целях; показывать на карте озера артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристикукрупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ | &12 | |
22 | Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота | 1 | Практикум | &13 | |||
23 | Водные ресурсы. Охрана вод | 1 | Практикум | &14 | |||
24 | Внутренние воды РСО – Алания Реки. Оледенение. | 1 | Урок изучения нового материала | § 8, 9 | |||
25 | Озера, водохранилища, болота и подземные воды. Минеральные воды РСО - А | 1 | Урок изучения нового материала | § 10, 11 | |||
26 | Повторение по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы» | 1 | Урок повторения и обобщения (исследование) | ||||
Почва и почвенные ресурсы (4 часа) | |||||||
27 | Образование почв и их разнообразие | 1 | Урок изучения нового материала | Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В.В. Докучаев -основоположник почвоведения | Уметь: объяснять понятия: земельные ресурсы, сельско-хозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; назы- вать свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рацио-нального использования земель | &15, вопросы | |
28 | Закономерности распространения почв | 1 | Практикум | &16 | |||
29 | Почвенные ресурсы России. | 1 | Конференция | &17 | |||
30 | Почвы Северной Осетии | 1 | Урок изучения нового материала | § 12 | |||
Растительность и животный мир (6 часов) | |||||||
31 | Растительный и животный мир России | 1 | Урок изучения нового материала | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительно- сти и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использова-ние. Меры по охране рас-тительного и животного мира. Природные террито-риальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России | Уметь: приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесны пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозиро-вать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека | &18, таблица | |
32 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира | 1 | Исследование | &19, 20 | |||
33 | Природно-ресурсныи потенциал России | 1 | Практикум | &20 | |||
34 | Растительность и животный мир Северной Осетии. | 1 | Урок изучения нового материала | § 13, 14 | |||
35 | Состояние особо охраняемых территорий и объектов культурного наследия. | 1 | Урок изучения нового материала | § 15 | |||
36 | Итоговый урок по теме | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | § повторять | |||
Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (38 часов) | |||||||
Природное районирование (6 часов) | |||||||
37 | Разнообразие ПК России. Природное районирование | 1 | Урок изучения нового материала | Природные и антропоген-ные ПТК. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообус- ловленность ее компонен- тов. Роль В.В.Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов | Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах | &21, вопросы | |
38 | Моря как крупные ПК | 1 | Практикум | &22 | |||
39 | Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра | 1 | Урок актуализации знании и умении | &23, таблица | |||
40 | Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широко-лиственные леса | 1 | Урок актуализации знаний и умений | &24 | |||
41 | Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни Пр/р №8 | 1 | Урок актуализации знаний и умений | &25 | |||
42 | Высотная поясность | 1 | Урок повторения и обобщения (исследование) | &26 | |||
Природа регионов России ( 20 часов) | |||||||
43 | Русская (Восточно-Европейская) равнина. | 1 | Урок изучения нового материала | Европейская Россия -основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных усло-вии, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятель- ность населения. Состав района. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Исто-рико-географические этапы развития района.Специфика природы района, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную дея- тельность населения | Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития. растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека | &27, контурная карта | |
44 | Природные комплексы Русской равнины | 1 | Семинар | &28, таблица | |||
45 | Природные ресурсы Русской равнины. Проблемы их рационального использования. | 1 | Урок изучения нового материала | &29, вопросы | |||
46 | Северный Кавказ - самые молодые высокие горы России | 1 | Путешествие | &30 | |||
47 | Равнинные ландшафты Северной Осетии | 1 | Урок изучения нового материала | § 16 | |||
48 | Горные ландшафты Северной Осетии | 1 | Урок изучения нового материала | § 17 | |||
49 | Природные комплексы Северного Кавказа | 1 | Практикум | &31 | |||
50 51 | Урал - «Каменный пояс» земли Русской Своеобразие природы Урала | 2 | Игра Практикум | &32 | |||
52 | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы | 1 | Семинар | &33 | |||
53 | Экологические проблемы Урала | 1 | Семинар | &34 | |||
54 | Западно-Сибирская низменность | 1 | Урок изучения нового материала | &35 | |||
55 | Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения | 1 | Практикум | &36, таблица | |||
56 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения | 1 | Урок актуализации знаний и умений | &37 | |||
57 | Природные комплексы Восточной Сибири | 1 | Урок актуализации знаний и умений | &38 | |||
58 | Жемчужина Сибири - Байкал | 1 | Урок актуализации знаний и умении | &39 | |||
59 | Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения | 1 | Урок актуализации знаний и умений | &40, вопросы | |||
60 | Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь» | 1 | Урок повторения и обобщения | ||||
61 | Дальний Восток -край контрастов. ГП, состав территории. История освоения | 1 | Урок актуализации знаний и умений | &41 | |||
62 | Природные комплексы Дальнего Востока | 1 | Урок актуализации знаний и умений | &42 | |||
63 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком | 1 | Исследование | &43, повторение | |||
64 | Природа регионов России. Итоговый урок. | 2 | Урок систематизации и обобщения знаний (игра) | ||||
Человек и природа (4 часа) | |||||||
65 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Антропогенное воздействие на природу | 1 | Урок изучения нового материала | Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. | Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемир-ного природного и культурного наследия в нашей стране. Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользова-нии; составлять географические прогнозы, анализировать экологи-ческие карты России, уметь выполнять правила природо-охранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы | &44, таблица &45 | |
66 | Антропогенное воздействие на природу Северной Осетии и ее охрана. | 1 | Практикум | § 18 | |||
67 | Рациональное природопользование Экологическая ситуация в России. | 1 | Практикум | &46, &47 | |||
68 | Человек и природа | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний (игра) |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом – школа «Виктория»
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения ГКОУ ДДШ «Виктория» Протокол №_____ от __________2015г. __________________________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ___________________________ ____ ____________2015г.
| УТВЕРЖДЕНО Директор ГКОУ ДДШ «Виктория» _________________ М. Х. Дауров ____ ____________2015 г. |
Тематическое планирование уроков географии «География: население и хозяйство» с интеграцией курса «Экономическая и социальная география РСО – Алания»
9 класс
Составитель: учитель географии
ДДШ «Виктория»
Аршиева М. М.
Владикавказ, 2015 г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
-Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
-Учебника: «География России: хозяйство и географические районы», авторы А. И. Алексеев и др., Москва, «Дрофа», 2011г.
- Учебника «География Республики Северная Осетия - Алания», авторы А. Д. Бадов, М. Р. Дряев, Владикавказ, «Ир», 2013
-Методическая литература: М.Ю. Евдакимов, В.И. Сиротин, В.Г. Терещенкова. Методическое пособие УК учебнику «География России» под редакцией А.И.Алексеева. Волгоград, «Дрофа», 2008г.
Интегрированно с курсом географии России изучается география РСО – Алания (21 час) в рамках национально – рагионального компонента.
Изучение географии направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Главные задачи интегрированного курса «География России» и «География РСО – Алания»- углубленное изучение природы, населения и хозяйства России и ее субъекта; максимальное приближение содержания географических знаний и умений, приобретаемых школьниками, к запросам повседневной жизни. Курс «Географии России» и «География РСО – Алания», призван, прежде всего, воспитывать патриота и гражданина своей страны и региона, в котором проживает.
Основное внимание уделяется показу проявления законов взаимодействия общества и природы в пределах России.
Рабочая программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины и республики.
Интегрированный курс «География: население и хозяйство России» и «География РСО – Алания» для 9 класса рассматривает положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем субъектов страны.
УМК:
Географический атлас, 9 класс. – М.: Дрофа, 2015 Сиротин В. И. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа; практических работ – 10, из них оценочных – 8
Ожидаемый результат:
В результате изучения географии ученик должен усвоить: особенности административно-территориального устройства страны и республики; демографические, социальные, экономические закономерности расположения объектов; объяснять экономические взаимосвязи и применять полученные знания на практике
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных
Основные задачи курса «География РСО – Алании» предусматривают:
- формирование у учащихся знаний о распределении наиболее значимых географических объектов и явлений по поверхности республики;
- освоение знаний об основных географических особенностях своей республики во всем ее географическом разнообразии и целостности;
об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из « языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптация к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Содержание программы.
ХОЗЯЙСТВО РОССИИ и ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ РСО – АЛАНИЯ ( _____ ч )
Тема: Отрасли, перерабатывающие сырье
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.
Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.
Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности
Угольная промышленность. Виды углей и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.
Тема: Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества
Классификация конструкционных материалов, проблемы пропорциональности производящих их отраслей.
Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.
Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.
Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.
Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.
Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема России.
Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Географ текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.
Тема: Отрасли, производящие разнообразные услуги. (5 часов)
Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.
Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рынку. Перспективы развития комплекса.
Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ (20 часов)
Тема: Районирование территории
Районирование — важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и другие виды районирования. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчиненность различных видов районирования России.
Тема: Европейская Россия
Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны.
Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.
Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию.
Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное yвлажнение территории, богатство озерами, реками болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, се верная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.
Историко-географические особенности формирования. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.
Развитие топливно-энергетического комплекса металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двинско-Печорского подрайонов.
Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в городе Мирном.
Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения района.
Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».
Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Полезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресурсов.
Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия — очаг Русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки. Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Центрально-Чернозёмный район: состав, факторы формирования, особенности населения, специализация хозяйства, проблемы.
Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.
Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.
Современность и проблемы древних русских городов — Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.
Европейский Юг. Состав района. Особенности графического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сторон природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и гор части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы. Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.
Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное транспортное и энергетическое машиностроение.
Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности Рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга — великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.
Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.
Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала — на стыке разнообразных границ. Разделяющая и связующая роль Урала в природе и хозяйстве.
Различия по геологическому строению и полезны ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема и истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.
Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полос расселения, влияние речных систем и рельефа на и формирование.
Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов.
География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.
Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.
Тема: Азиатская Россия - Восточный макрорегион
Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.
Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.
Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.
Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических условий. Высотная поясность.
Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.
Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры и будущие технополисы.
Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственые районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень — Сургут — Ямбург. Современные проблемы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.
туристический маршрут с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.
Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследователи северных морей.
Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.
Великие сибирские реки: их водность, питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга — основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.
Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.
Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития.
Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности.
Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района.
Якутские алмазы, город Мирный. Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.
Природно-хозяйственные районы: Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы района.
Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами: Китаем, Монголией и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. БАМ.
Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.
Верхние течения крупных сибирских рек: Оби, Енисея, Лены. Амур. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.
Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота.
Природные ресурсы: минеральные, лесные.
Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.
Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск — научный центр.
Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро-Eнисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.
Забайкальский подрайон. Горные системы, землетрясения, байкальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспективы освоения зоны БАМа.
Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.
Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.
Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и вулканизм, моретрясения, цунами. Долина гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.
Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.
Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского Положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.
Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Далььнего Востока. Основные экономические, социальны и экологические проблемы региона.
Учебник | Тема раздела | Тема урока | Практическая работа | Домашнее задание | Дата |
Учебник А.И. Алексеева и В.В. Николиной "География : население и хозяйство России" 9 класс. | Россия на карте мира. | Урок 1. Что изучает география населения и хозяйства России. Источники географических знаний. Сфера влияния России. Геополитическое положение. Экономическое влияние России. | §1,2,3 | ||
Урок 2. Экономическое влияние России. Географическое положение России. | Пр.р. № 1. Хар-ка ЭГП России. | §4, 5 | |||
Учебник А. Д. Бадова, М. Р. Дряева «География Республики Северная Осетия – Алания» | Урок 3. Экономико – географическое положение РСО – Алания. Государственное устройство. История освоения и заселения территории. | §1, 2 | |||
Учебник А.И. Алексеева и В.В. Николиной "География : население и хозяйство России" 9 класс. | Человек и природа. | Урок 4.Природные условия и человек. Непосредственное и опосредованное влияние природных условий. | § 6, 7, 8, | ||
Урок 5. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Природные ресурсы России, их хозяйственная оценка. | § 9, 10 | ||||
Население России. | Урок 6. Численность и размещение населения России. Воспроизводство населения России. | Пр.р. № 2. Изучение и анализ стат-их материалов. | § 11, 12 | ||
Урок 7. Миграции населения. Демографическая ситуация. | §13,14. | ||||
Урок 8. Рынок труда и занятость населения. Расселение и урбанизация. Функции поселений. Городские агломерации. | §15,16,17 | ||||
Урок 9. Урбанизация России. Расселение в сельской местности. Стадии развития расселения. | § 18, 19, 20 | ||||
Урок 10. Этнографическое положение России. Разнообразие культурных миров. Национальный и религиозный состав населения России. | § 21, 22 | ||||
Учебник А. Д. Бадова, М. Р. Дряева «География Республики Северная Осетия – Алания» | Население РСО- А | Урок 11. Численность населения РСО – Алания и ее динамика. Естественное движение населения. | § 3, 4 | ||
Урок 12. Миграции населения. Половозрастной состав населения. | § 5, 6 | ||||
Урок 13. Этнический состав населения. Уровень образования населения. | § 7, 8 | ||||
Урок 14. Занятость населения. Расселение и размещение населения. | § 9, 10 | ||||
Урок 15. Итоговый урок по теме "Население" | Пр.р. | ||||
Учебник А.И. Алексеева и В.В. Николиной "География : население и хозяйство России" 9 класс. | Хозяйство России | Урок 16. Экономика России. Цикличность развития экономики. | § 23, 24 | ||
Урок 17. Особенности развития хозяйства России. Структура хозяйства России. | § 25, 26 | ||||
Урок 18. Топливно – энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность | § 27. | ||||
Урок 19 . Угольная пр-ть. | Пр.р. № 3. Выделение на картах главных топливных баз. | § 28. | |||
Урок 20. Электроэнергетика. | § 29. | ||||
Урок 21. Металлургический комплекс. | . Пр.р. № 4. Из-е факторов размещения ч-ой и цв-ой мет-гии. | § 30. | |||
Урок 22. Машиностроительный комплекс. | Пр.р. № 5. Опр главных р-ов раз труд-го и метал-го маш-я. | § 31. | |||
Урок 23. Химико-лесной комплекс. | § 32 | ||||
Урок 24. Военно-промышленный комплекс. | § 33 | ||||
Урок 25. Агропромышленный комплекс. Растениеводство Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства | Пр.р. № 6. Сост-ие типовой схемы АПК. | §34, 35 | |||
Урок 26. Пищевая и легкая промышленность. | § 36 | ||||
Урок 27. Транспортный комплекс. Сухопутный тр-рт Водный, авиационный и трубопроводный транспорт. Транспортные узлы. | Пр.р. № 7. Хар-ка одной из тр-ых магистралей. | § 37, 38 | |||
Урок 28. Непроизводственная сфера. Сфера обслуживания. | § 39 | ||||
Урок 29. Территориальная организация обслуживания. | § 40 | ||||
Учебник А. Д. Бадова, М. Р. Дряева «География Республики Северная Осетия – Алания» | Общая характеристика хозяйства РСО - А | Урок 30. Особенности формирования и развития хозяйства РСО-А. Отраслевая и территориальная структура хозяйства. | § 11, 12 | ||
Урок 31. Энергетический комплекс РСО - А | § 13 | ||||
Урок 32. Машиностроительный комплекс РСО - Алания | §14 | ||||
Урок 33. Металлургический комплекс РСО - А. | § 15 | ||||
Урок 34 Нефтеперерабатывающая и химическая отрасли промышленности, стекольное производство в РСО - А | § 16 | ||||
Урок 35. Лесная и деревообрабатывающая промышленность РСО – А, Строительная и легкая промышленность | § 17, 18, 19 | ||||
Агропромышленный комплекс РСО - А | Урок 36. Общая хар – ка АПК. Земледелие. Животноводство | § 20, 21, 22 | |||
Урок 37. Пищевая промышленность РСО - А | § 23 | ||||
Урок 38. Транспорт и внешние экономические связи РСО - Алания | § 24 | ||||
Социальная инфраструктура | Урок 39. Образовательная система. Здравоохранение. Сфера услуг. | § 25, 26, 27 | |||
Урок 40. Рекреационное хозяйство. | §28. | ||||
Урок 41. | Практическая работа. Обобщение раздела. | ||||
Учебник А.И. Алексеева и В.В. Николиной "География : население и хозяйство России" 9 класс. | Районы России. | урок 41. Подходы к районированию территории России . Административно-территориальное устройство России | Пр.р. № 8. | § 41, 42 | |
Урок 42. Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития. | § 43 | ||||
Урок 43. Население и хозяйство Центрального района. Города. | §44, 45 | ||||
. | Урок 44.Сельская местность. Миссия Центрального района. | § 46 | |||
Урок 45. Итоговый урок по теме "Центральный район". | Пр.р. № 9. Сост экономико-геогр хар-ки тер-ии. | § повт | |||
Урок 46. Центрально-Черноземный район. | § 47 | ||||
Урок 47. Северо-Запад. | § 48 | ||||
Урок 48. Калининградская область. | § 49 | ||||
Урок 49. Европейский Север. Природа. Народы. | § 50 | ||||
Урок 50. Этапы хозяйственного освоения Европейского Севера. | § 51 | ||||
Урок 51. Северный Кавказ. | Пр.р. № 10. Оценка эк - геогр положения региона, особ-ей разм народов. | § 52 | |||
Учебник А. Д. Бадова, М. Р. Дряева «География Республики Северная Осетия – Алания» | география РСО - А | Урок 52. Медико – географическая характеристика территория и заболеваемость населения РСО - А | § 29. | ||
Урок 53. Общая характеристика преступности | § 30. | ||||
Урок 54. Экологические проблемы металлургического комплекса и других отраслей производства. | § 31, 32 | ||||
Урок 55. Экологические проблемы сельского хозяйства и транспорта. | § 33 | ||||
Урок 56. Экологические факторы и здоровье населения РСО – Алания. | § 34 | ||||
Учебник А.И. Алексеева и В.В. Николиной "География: население и хозяйство России" 9 класс. | Урок 57. Поволжье. ЭГП. Природные ресурсы. | § 53 | |||
Урок 58. Поволжье. Этапы хоз -го освоения территории. Население. | § 53 | ||||
Урок 59. Урал. | § 54 | ||||
Урок 60. Сибирь. Общая характеристика. | § 55 | ||||
Урок 61. Западная Сибирь. | § 56 | ||||
Урок 62. Восточная Сибирь. | § 56 | ||||
Урок 63. Итоговый урок по теме "Сибирь". | § повт | ||||
Урок 64. Дальний Восток. | § 57 | ||||
Урок 65. Итоговый урок по теме "Население и хозяйство России". | Проверочная работа | § | |||
Урок 66. Итоговый урок по теме "Экономическая и социальная география РСО - Алания". | Проверочная работа | § | |||
Уроки 67-68 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование интегрированного курса по истории «История России: XX-начало XXI века» и «Новейшая история» в 9 классе 68 ч.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование интегрированного курса "Физическая культура, ОБЖ" для учащихся 7 класса
Рабочая программа "Физическая культура, ОБЖ" разработана на основе авторской Комплексной прораммы Физическая культура В.И. Лях, А.А. Зданевич и программы по ОБЖ А.С. Смирнова. В рабо...
Тематическое планирование интегрированного курса истории 11 класс
Интегрирование курса всемирной истории и истории России 11 класс...
Тематическое планирование интегрированного курса истории 11 класс
Интегрирование курса всемирной истории и истории России 11 класс...
Тематическое планирование интегрированного курса истории 11 класс
Интегрирование курса всемирной истории и истории России 11 класс...
Календарно-тематическое планирование интегрированного курса истории ХХ – начала ХХI вв. 9 класс.
Календарно-тематическое планирование интегрированного курса истории XX-начала XXI вв. 9 класс.Планирование интегрированного курса по истории для 9 класса включает в себя материал по Истории Росс...
Календарно-тематическое планирование интегрированного курса « Истории России. XIX век» и «История Смоленщины» -44ч+17ч=61ч 8 класс
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2008 года по предмету «История», авторской программы курса новой ист...
- Мне нравится (1)