6 класс "Ветер" Урок географии
план-конспект урока по географии на тему
Учащиеся должны: знать /понимать основные виды ветров; причины возникновения пассатов, муссонов, местных ветров, их географию; уметь называть ветры разных направлений; определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра); приводить примеры районов возникновения муссонов и пассатов; описывать значение ветров для природы и человека; объяснять образование ветров и их разную скорость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6kl_veter_otkrytyy_urok.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: ВЕТЕР 6 класс
Учитель-Амелина Нина Васильевна
ЦЕЛЬ:
сформировать представление о ветре как элементе погоды. Способствовать формированию знаний об атмосфере, ее функциях, свойствах, применении.
ЗАДАЧИ:
1. Обучающие: способствовать формированию знаний о Земеи, познакомить учащихся с методами изучения Земли.
2. Развивающие:
-сформировать понятия «ветер», «роза ветров»;
-сформировать представления о причинно-следственных связях
между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и
атмосферным давлением; видах ветров;
-раскрыть значение ветров для природы и жизнедеятельности человека;
-развивать умение систематизировать информацию; способствовать развитию умений выделять главное в тексте, уметь работать с рисунками, развивать внимание и речь.
3. Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Учащиеся должны: знать /понимать основные виды ветров; причины возникновения пассатов, муссонов, местных ветров, их географию; уметь называть ветры разных направлений; определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра); приводить примеры районов возникновения муссонов и пассатов; описывать значение ветров для природы и человека; объяснять образование ветров и их разную скорость. Метапредметные
Учащийся научится: создавать модель прибора для демонстрации определения направления ветра.
Сравнивать цели, строить логические рассуждения о движении воздушных масс, опираясь на представленную информацию.
Личностные:
Формирование представлений о движении и направлении воздушных масс; познавательного интереса .
Тип учебного занятия: вводный урок и урок изучения нового материала.
Практические работы: построение схемы бриза,модели флюгера.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, видеофрагменты, разноцветные детали для аппликации, плакат,интерактивная доска «Прометей»
Методы и приемы, способствующие достижению планируемых результатов:
Словесные (беседа, рассказ), наглядные (иллюстрация рисунков и демонстрация видеофрагментов),практические (задания на основе текста и рисунков учебника, создание модели ).
Технологии: игровая, групповая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.
Формы и виды диагностики и контроля: игра –путешествие,работа по карточкам индивидуальных заданий. «Черный ящик»
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: ветер, пассаты, муссоны, местные ветры, значение ветров.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Ветры и причина их образования. Характеристики ветра: направление, скорость, сила. Роза ветров: правила построения, использование. Зависимость скорости и силы ветра от разницы в атмосферном давлении. Приборы для определения силы и скорости ветра. Постоянные, сезонные, суточные ветры. Причины образования бризов и муссонов. Значение ветров для природы Земли. Использование энергии ветров человеком.
РЕСУРСЫ
Учебник: В.П.Дронова,Л.Е.Савельевой «Землеведение» изд.»Дрофа» 2011г,атлас,интерактивная доска «Прометей»
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Урок начинается с проблемного вопроса.
Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Зимний вечер, за окнами вьюжит. Вы вместе со своей семьей сидите у камина и слушаете как трещат дрова. Вопрос: «А куда девается дым? Почему он не заходит в комнату?»
На сегодняшнем уроке мы попробуем решить эти вопросы.
2.Попробуем отгадать загадку и определим тему урока:
Хоть бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток оббивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде.
(Ветер)
Учитель:На сегодняшнем уроке речь пойдет о ветре
3.Мы познакомимся с понятием «ветер», причиной образования ветра, с различными его видами, узнаем, какое значение он играет в природе и жизни человека.
А также мы будем учиться сравнивать, обобщать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
4.Так, что же такое ветер?
Ученик: | Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении (Запись в тетради.) |
Учитель: | Верно. А сейчас мы должны установить причину возникновения ветра. Для этого мы должны вспомнить: |
| -От чего нагревается воздух? (от земли) |
| -Равномерно ли нагревается воздух на земле? (нет, неравномерно) |
| -От чего зависит нагревание воздуха над земной поверхностью? |
| 1. От угла наклона солнечных лучей |
| 2. От характера подстилающей поверхности |
| -Какие типы подстилающей поверхности вы знаете? (вода, песок, трава, лед, снег и т.д.). |
| -Над какой поверхностью воздух прогреется больше и над какой меньше? (больше – вода, песок; меньше – лед, снег). |
| -Какой воздух легче теплый или холодный? (теплый). |
| -Как изменяется температура воздуха с изменением высоты? (понижается на 5-6 градусов с поднятием на каждый километр). |
| -Что называется давлением воздуха? |
| -Зависит ли давление воздуха от температуры (да, зависит). |
-Над хорошо прогретой поверхностью воздух нагревается, поднимается вверх,
давление при этом уменьшается или увеличивается? (уменьшается).
-С высоты опускается холодный воздух, давление при этом увеличивается или
уменьшается? (увеличивается).
Учитель: Значит, более холодный воздух будет вытеснять более теплый у поверхности. Следовательно, происходит перемещение воздуха.
5.Мы уже выяснили, что движение воздуха это и есть ветер.
-В чем причина возникновения ветра?
Учитель: Значит, главная причина возникновения ветра – это разница в атмосферном давлении.Чем больше разность в давлении, тем сильнее ветер.
6.Задание:1
-Определить в каком направлении будет дуть ветер?
В каком случае ветер будет дуть сильнее?
А 740 мм – Б 750 мм (из Б в А, сильнее)
А 763мм – Б 758мм (из А в Б)
А 754мм – Б 752 мм (из А в Б)
(3 ученика выполняют у доски, остальные в тетради.)
5.Скорость и сила ветра .
Учитель. Мы с вами заговорили о скорости ветра, которая измеряется м/с, км/ч. Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра. Первый такой прибор изобрел в XVII веке итальянский врач С.Санторио. Он представлял собой пластину, по отклонению которой от вертикального положения судили о силе ветра и его скорости. Современные анемометры устроены намного сложнее(изучение прибора)
Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Но лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала Бофорта 12-ти бальная. Если сила ветра 0 баллов, т.е. ветра нет, то это штиль. Ветер называется умеренным если скорость возрастает до 7 м/с, а сила до 4 баллов. Ураган это ветер со скорость более 33 м/с и силой в 12 баллов(рис.102 стр 110)
6.Направление ветра определяется той стороной горизонта, откуда он дует. Если ветер дует с севера на юг, то это северный ветер, если с запада на восток – то западный. Для определения направления ветра используют флюгер, который устанавливают на высоте 10 м. он состоит из металлической пластины, вращающейся на вертикальной оси по его направлению.(стр 111 рис 103)
7.Задание: определить направление ветра.(работа с использованием интерактивной доски)
8.Роза ветров
О направлении господствующих ветров в данной местности можно судить по специальному графику — розе ветров. На нем отмечается число дней, в течение которых дул ветер того или иного направления. Роза ветров может быть построена на день, месяц или на год.(Презентация)
9.Работа со схемой на доске.Построение розы ветров
Ветры
Постоянные сезонные суточные временные
ИНТЕРНЕТУРОК:
10.ПОСТОЯННЫЕ ВЕТРА.
11.Видеофрагменты. Пассаты, ветры полярных широт
12.СЕЗОННЫЕ ВЕТРЫ.
13.СУТОЧНЫЕ ВЕТРЫ.
14.Временные ветры. Фён ,бора, мистраль, сарма.
Опережающее задание: История появления названия ветра «мусонны»
Стр 113 рис 105
15.Значение ветра.
•Ветер великий в природе работник.
Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море...
•Очищает воздух.
Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.
•Вырабатывает электроэнергию.
Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.
•Ветер «съедает» горы, сглаживает их.
Создавая причудливые формы в виде богини или истукана.
Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.
Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
А. С. Пушкин
На территории Казахстана расположен прославленный курорт «Боровое». Более всего привлекает отдыхающих березовый танцующий лес. Белоствольные красавицы, произрастающие на берегу озера, имеют причудливую форму, кружатся в сказочном вальсе. А главный руководитель этого ансамбля - ветер.
III. Закрепление. Подведение итогов.
Проверим, как хорошо вы запомнили сегодняшний материал? Продолжите фразу:
– Ветер это – … (горизонтальное движение воздуха).
– Главная причина образования ветра – … (разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности).
– ветер дует из областей высокого давления в… (области низкого давления).
– чем больше разница в атмосферном давлении, тем… (сильнее ветер).
– бриз – это… (ветер, меняющий направление дважды в сутки, возникает на берегу морей).
– ветер характеризуется показателями… (направлением, силой, скоростью).
– прибор для определения направления ветра называется… (флюгер).
– сила ветра определяется по шкале… (Бофорта).
– человек использует силу ветра для… (выработки электроэнергии).
– в природе ветер может создать… (новые формы рельефа).
Д/З: Стр.109-114 Творческое задание :Флюгер(«Город Мастеров»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов
Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...
Развитие речи обучающихся на уроках географии. Интегрированный урок география - литература.
«Однако трудно найти предмет, который ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"
Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...