«Параллели и меридианы. Градусная сеть»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Ферингер Людмила Гариевна

Урок «Параллели и меридианы. Градусная сеть» проводится в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-karta.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Методическая разработка к УМК издательства «Дрофа».

Учебный предмет - география, 5 класс, программа под редакцией О.А. Климановой, раздел «Как устроен наш мир».

Урок «Параллели и меридианы. Градусная сеть» проводится в 5 классе.

Активизировать познавательную деятельность обучающихся и изучить материал в полном объёме позволяют различные приёмы и методы обучения. Использование презентации помогает получить наглядную информацию по теме.

Предметные результаты.

  1. Формирование представления о линиях градусной сетки - параллелях и меридианах.
  2. Формирование умений использовать знания об элементах градусной сетки для определения географического положения различных объектов.

Метапредметные и личностные результаты.

Регулятивные УУД

1.Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

2.Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

3.Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

  1. Получить представления о географических терминах «параллель», «меридиан», «градусная сеть».
  2. Формирование навыка на основании полученных знаний на уроке, научиться находить параллели и меридианы, формировать умения работать с информацией,  картами и глобусом; самостоятельно выделять  и формулировать познавательную цель урока.

Коммуникативные УУД

1.Сформировать умение самостоятельно организовать учебное взаимодействие в коллективе.

Тема урока: «Параллели и меридианы.  Градусная сеть»

Цели:

•Образовательная: способствовать усвоению обучающимися понятий темы урока.

•Развивающая: продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, применять полученные знания на практике.

•Воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к мнению окружающих.

Задачи.

  1. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями (градусная сеть, меридианы и параллели), продолжить формирование умений работы с различными источниками географической информации
  2. Показать практическую значимость знаний и умений работы с географической картой; воспитать уверенность в себе при выполнении заданий с использованием географической карты.
  3. Совершенствовать умения учащихся применять полученные знания и умения для решения конкретных географических задач.

Вид разработки: урок.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, работа с картами и глобусом

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная и групповая

Литература для обучающихся:

1. О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. География. Землеведение.5-6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2014.

2. О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. География. Землеведение.5 класс. Рабочая тетрадь. -М.: Дрофа, 2015.

3.Атлас для 5 класса. -М.: Дрофа

Литература для учителя:

1. О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким.  География. Землеведение.5-6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2012.

2. Атлас для 5 класса. -М.: Дрофа

Образовательные ресурсы: учебник, тетрадь, рабочий лист, презентация

Оборудование: шаблоны, мультимедийный проектор, физическая карта мира, глобус, презентация

№п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

Приветствует обучающихся

Здравствуйте, дети! На нашем уроке присутствуют гости, поэтому давайте поприветствуем их. Садитесь!

Демонстрируют готовность к уроку.

Регулятивные: настраиваются на работу

2.

Актуализация знаний

Сегодня на уроке нам придется обращаться к географическим понятиям и предметам, с которыми вы уже знакомы. Отгадайте загадки.

Загадки.

Он на листок бумаги похож,

Нашей Земли очень умный чертеж.

Горы, равнины, моря, океаны,

И города есть на нем, и страны…

Что это такое? (Географическая карта)

40 тысяч километров
По этой линии Земли
Надо плыть, лететь и ехать
Морем, воздухом, в пыли —
По бескрайним океанам,
Над горами, через лес;
Быть отважным капитаном,
Покорителем небес.

Что это такое? (Экватор)

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

Отвечают на вопрос.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениями

Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

3

Проверка домашнего задания

Но прежде, чем перейти к новой теме, давайте вспомним домашнее задание.

1. Что такое глобус? (модель Земли)

2. Каково важнейшее свойство глобуса? (показывать все объекты земной поверхности без искажений их очертаний) (С)

3. Можно ли создать глобус России или Санкт-Петербурга? (нет. Потому, что это часть Земли, а Земля у нас имеет шарообразную форму, а глобус – это модель Земли).

Отвечают на вопросы.

Познавательные:

анализировать, сравнивать и обобщать факты, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, вычитывать все уровни текстовой информации, преобразовывать информацию  из одного вида в другой

4.

Совместное открытие знаний

Давайте мы попробуем определить тему сегодняшнего урока. (С)

Задание на внимательность и наблюдательность. Ваша задача, определить, что общего вы найдете в увиденных изображениях (есть линии: горизонтальные и вертикальные).

Сейчас мы поработаем в группах по 4 человека. Посмотрите на карту, посмотрите на глобус. Есть ли линии? Какие это линии? Вертикальные и горизонтальные.

Мы еще не знаем, как они называются. Но наша с вами сегодня задача познакомиться с этими линиями. Как они называются и как можно работать с их помощью. (С) И поэтому тема сегодняшнего урока

«Параллели и меридианы. Градусная сеть»

          

Отвечают на вопросы.

Слушают, принимают участие в диалоге.

Сравнивают, высказывают своё мнение.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности

Познавательные: умеют извлечь информацию из различных источников, сравнивают понятия, систематизируют собственные знания

Коммуникативные: умеют задавать вопросы с целью получения необходимой информации для решения проблемы, уважают мнение других участников образовательного процесса

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

5.

Погружение в новый материал

Линии, которые мы с вами называли вертикальные и горизонтальные.

Смотрим на карту и на глобус. (С)

Линию одну мы уже с вами знаем. Давайте вспомним, что эта за линия?

Что такое экватор? (Это воображаемая линия на поверхности Земли, проведенная на одинаковом расстоянии от полюсов)

Что такое географические полюса? (Это точки, через которые проходит земная ось)

Экватор делит нашу Землю на два полушария: северное и южное. (С) (С)

Помимо экватора, у нас есть линии, которые называются параллели. Давайте попробуем дать определение параллели (это воображаемая линия на поверхности Земли, проведенная на одинаковом расстоянии от экватора)

А теперь давайте поработаем с картой и глобусом.

1. Как изменяется длина параллелей от экватора к полюсам? (Она уменьшается) 

2. Сколько параллелей можно провести на глобусе и карте? (Сколько  угодно) 

3. Можно ли выбрать параллель для совершения самого длинного кругосветного путешествия? (Да. Это экватор)

4. Через сколько градусов проведены параллели на карте полушарий? (10°) 

5. Чему равно расстояние в градусах от экватора к полюсам? (90°) 

6. Что можно назвать нулевой параллелью? (Экватор) 

7. Где подписаны параллели на карте полушарий? (На рамке карты) (С)

8. Какое направление показывают параллели? (Запад- восток)

9. Откуда начинают отсчет параллелей? (От экватора) 

10. Путешествие, по какой параллели будет короче- 60-й или 40-й? (60-й)

(С)Ну, а теперь следующие линии, вертикальные. Называются они меридианами. Давайте вместе попытаемся дать им определение. Что это за линии? (это воображаемая  кратчайшая линия, проведенная по поверхности Земли между Северным и Южным полюсами.)

У нас есть самый главный меридиан. О нем расскажет Анна. (С) (С)

Давайте вернемся к карте и глобусу и поработаем с меридианами. (С)

1. Как изменяется длина меридианов? (Она  не изменяется)

2. Сколько меридианов можно провести на глобусе и карте? (Сколько  угодно) 

3. Можно ли выбрать меридиан для совершения самого длинного кругосветного путешествия? (Нет, так меридианы равны между собой) (С)

4. Через сколько градусов проведены меридианы на карте полушарий? (10°) 

5. Где подписаны меридианы на карте полушарий? (На экваторе) 

0-й и 180-й меридианы делят земной шар на западное и восточное полушарие. (С)

6. Какое направление показывают меридианы? (Север - юг) 

7. Есть ли на Земле материк, который пересекают все меридианы? (Да. Антарктида) 

8. Есть ли на Земле океан, который пересекают все меридианы? (Да. Северный Ледовитый) 

Слушают, принимают участие в диалоге.

Отвечают на вопросы.

Высказывают своё мнение.

Отвечают на вопросы.

Высказывают своё мнение.

Отвечают на вопросы.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

6.

Физкультминутка

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!

Выполняют команды

7.

Включение в систему знаний и повторение

А теперь давайте поработаем с вашими листочками. Необходимо заполнить графы таблицы. (С)

Теперь поменялись листочками и давайте проверим правильность заполнения граф.

Взаимоконтроль (С)

Проверка:

«5» – нет ошибок;

«4» – 1 или 2 ошибки;

«3» – 3 или 4 ошибки;

«2» – больше 4 ошибок

Выставление оценок

(С)С помощью параллелей и меридианов  можно определить стороны горизонта.

А теперь давайте попробуем у себя в классе провести параллели и меридианы. Начнем с параллели. Что для этого нужно? (компас, чтобы узнать направление)

Дальше меридианы. Какое они направление показывают? (север-юг)

Что мы можем увидеть здесь? Что параллели и меридианы расположены друг к другу перпендикулярно.

А можем ли мы здесь еще провести параллели и меридианы? (Да) Сколько? (Сколько угодно)

Параллели и меридианы перпендикулярны друг другу и поэтому образуют сеть. (С)

Они вошли в нашу современную жизнь. Это автомобильные навигаторы, эхолот, мобильные телефоны (Определение местоположения телефона и абонента). Пересечения помогают в жизни. Это различные гаджеты.

А как же у нас ориентируются летчики, когда они летят? Или капитаны корабля в морях и океанах? У них же нет ни улицы, ни квартиры, ни дома. Но они же все равно находят определенную точку. Что им помогает? (С)

Градусная сеть - это система условных пересекающихся линий - параллелей и меридианов, которые нанесены на глобус или географическую карту.

Давайте обратимся к учебнику на странице 44 (к рисунку). Посмотрите, пожалуйста, полушария.

Кроссворд

Заполняют таблицу, записывают.

Демонстрируют, проведенные в классе, меридианы и параллели

Работают с учебником

Познавательные:

анализировать, сравнивать и обобщать факты, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, вычитывать все уровни текстовой информации, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

7.

Рефлексия

(С)Подведем итоги урока, чему мы сегодня на уроке научились.

Сегодня я узнал …

Я научился  …

У меня получилось …

Мне захотелось …

На следующем уроке мы продолжим изучать «Как устроен наш мир» (С)

Сегодня все активно работали на уроке. За свои таблицы вы получите оценки на следующем уроке, а особо бы хотелось отметить….

Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний –отличают новое от уже известного

Личностные: стремятся к приобретению новых знаний

 Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке

8.

Домашнее задание

Прочитать параграф 8, ответить на вопросы, определения выучить, творческое задание - придумать 3-4 вопроса или задания к изученной теме.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока: "Глобус, параллели и меридианы"

Технологическая карта урока урока географии согласно требованиям ФГОС....

Урок ФГОС 5 класс "Параллели и меридианы",презентация у уроку

Урок  ФГОС погеогафии в 5 классе по теме "Параллели и меридианы"5 класс...

Презентация "Градусная сеть. Пераллели и меридианы" 6 класс

Презентация "Градусная сеть. Пераллели и меридианы" 6 класс...

Конспект урока по географии 5 класс ФГОС "Параллели и меридианы".

Определение координат. Параллели и меридианы....

Параллели и меридианы

География, 5 класс, раздел "Географические модели Земли"...

Технологическая карта урока по географии для 5-го класса по теме "Параллели и меридианы"

Материал посвящен уроку по географии для 5-го класса (тема "Параллели и меридианы"). Формулируются цель и задачи урока, планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, ли...