Технологическая карта урока географии по теме «Параллели и меридианы» Учитель: Макарова Г.Н. Класс: 5а,б
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
5кл. Урок по теме " Параллели и меридианы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-geografii-v-5-klasse-po-teme.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии по теме «Параллели и меридианы»
Учитель: Макарова Г.Н.
Класс: 5а,б
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала
Тема урока: Параллели. Меридианы.
Цель урока:
- образовательные: сформировать понятия «параллель», «меридианы». Продолжить формировать понятие «географический полюс», «экватор».
- развивающие: сформировать умение определять направление по карте и глобусу; развивать навыки работы с источниками географической информации.
- воспитательные: развивать умение работать в коллективе, воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать/понимать определения понятий «параллель», «экватор», «меридиан», «градусная сетка». Уметь называть (показывать) экватор, параллели, меридианы, полюсы. Определять стороны горизонта. Объяснять назначение градусной сетки. | Регулятивные: формировать умение работать по предложенному учителем плану, умение совместно с другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы и класса на уроке, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать и корректировать знания. Познавательные: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, картами атласа; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока. Коммуникативные: владение устной речью. Умение организовывать учебное сотрудничество. | Умение использовать географические знания для созидательной деятельности. Понимание значимости знаний о градусной сетке для практической жизни людей. |
Основные термины и понятия: параллель, меридиан; начальный (Гринвичский) меридиан, градусная сетка; полушария Земли.
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Оборудование: атласы стр.6-7, 8-9, 10-11, глобус, учебник стр.43-44 настенная карта полушарий, презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный этап | Приветствие: Здравствуйте ребята. | Приветствуют учителя |
2.Повторение изученного материала | Учитель: Ребята, какие способы изображения земной поверхности вы знаете? Дайте определение понятиям: 1.Что такое глобус? 2.Что такое географическая карта 3.Сравните глобус и географическую карту. Учитель: А теперь решим составленные вами задачи по домашнему заданию. (работа индивидуальная, устно) Какие задания вызвали затруднения? | Формулируют ответы на вопросы Глобус, географическая карта, аэрофотоснимок. Глобус – объемная модель Земли. Географическая карта – плоское уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков. Рефлексия выполнения тестовых заданий |
3.Актуализация знаний | Организация деятельности детей по постановке учебной задачи 1.Посмотрите на физический глобус, о чем он нам может рассказать? 2. Откройте атлас на стр.6-7 3.О чем нам может рассказать карта полушарий? 4.Покажите на карте и глобусе параллели и меридианы.- У кого нет ответа? - Что вы не смогли сделать? ( не знаем пока, что такое параллели и меридианы) - Кто нашел на карте и глобусе параллели и меридианы? Вы можете доказать, что выполнили задание правильно? - Что вы не можете сделать? ( мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы) Учитель: Какая же тема нашего урока. Тема урока: Параллели и меридианы. На какие вопросы мы должны с вами ответить, изучая параллели и меридианы? 1. Что такое параллели и меридианы? 2.Как они выглядят на глобусе и картах? 3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте? | Участвуют в постановке учебной задачи О форме Земли, о материках, океанах, горах, течениях Открывают карту полушарий О форме Земли, о материках, океанах, горах, течениях и т .д. ( не знаем пока, что такое параллели и меридианы) мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы) Формулируют и записывают тему урока в тетрадь-Параллели и меридианы 1.Что такое параллели и меридианы? 2.Как они выглядят на глобусе и картах? 3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте? |
4.Изучение нового материала | 1.Что такое параллели? Работа с текстом и с глобусом. Организация деятельности детей по по поиску и обработке информации. Учащиеся разделяются на группы и отвечают на вопросы. Вопросы в виде таблицы (См. в приложении) Что такое меридианы?– Как они выглядят? - В какие стороны горизонта направлены –Длина меридианов. -Как называется главный меридиан, на какие полушария он делит земной шар? – Что такое параллели? – Как они выглядят на глобусе -Длина параллелей. -Самая длинная параллель, ее длина -На какие полушария делит Землю экватор? . -В какие стороны горизонта направлены Учитель: Ребята, что вы узнали о параллелях? Учитель дополняет, задает вопросы. Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности земли параллельно экватору. Вспоминаем что такое экватор? Показывают на карте и на глобусе. В каждой точке параллель направлена на восток и на запад. Параллели – окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам. Вспоминают, что такое полюс? Самая длинная параллель – это экватор. Длина его 40 000 км. Все параллели представляют собой окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам Учитель: Что вы узнали о меридианах. Меридианы в переводе на русский язык слово «Меридиан» означает «полуденная линия». Её направление совпадает с направлением тени от предметов в полдень. Если идти все время по направлению этой тени. То обязательно придешь к северному полюсу, а в обратную сторону – к Южному. Меридианы – кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности земли от одного географического полюса к другому. Все меридианы представляют собой полуокружности, сходятся у полюсов и имеют одинаковую длину. | Работа в группах Заполнение таблицы (приложение к ТК) Работают с информацией представленной учителем Работа с текстом и с картой
Учебник стр.44 Полуокружности, соединяющие Северный и Южный полюсы Земли Все меридианы представляют собой полуокружности Север-юг Одинаковая и равна 20005 км Начальный,Гринвичский, западное и восточное полушарие Линии, проведенные параллельно экватору Это окружности… Разная Экватор,40076км Северное и южное Запад-восток
Взаимоконтроль за осанкой Предъявляют найденную информацию (зачитывают данные таблицы) Дополняют информацию |
5.Физминутка | 1. Предлагаю провести физминутку:
На ноге стоит одной, | Выполняют упражнения, направленные на профилактику общего утомления. упражнение с движениями корпуса |
6.Изучение нового материала (продолжение) | Мои географические исследования Организация деятельности детей по по поиску и обработке информации Стр.44 учебника 1.Определите какую форму имеют меридианы на глобусе? 2.Какую форму имеют меридианы на карте полушарий и карте России? 3.Сравните форму экватора на глобусе и картах полушарий и мира 4.Определите какую форму, имеют параллели на глобусе. 5.Сравните форму параллелей на карте полушарий и на карте России Посмотрите, как изображаются меридианы и параллели на картах выполненных в разных картографических проекциях Учитель: Параллели и меридианы проведены через определённое количество градусов. Параллели и меридианы составляют градусную сетку карты Работа с картами атласа. Учитель: Для чего же нужны параллели и меридианы? Определение направлений по меридианам и параллелям. Учитель: Что нам известно? Какие направления показывают условные линии? По меридианам и параллелям определяются основные и промежуточные стороны горизонта. Оцените свою работу | Индивидуальная работа с картами атласа На глобусе – дуги равной длины На карте полушарий меридианы-дуги разной длины. Средний меридиан – прямая линия, на карте России форму лучей Экватор на глобусе – окружность. А на карте полушарий и мира - прямая линия На глобусе параллели окружности , а на карте полушарий и карте России -кривые линии-дуги Электронное приложение к учебнику (просмотр различных картографических проекций) Градусная сетка=параллели +меридианы( в тетрадь) Для определения направлений, ориентирования. Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения места различных географических объектов на поверхности Земли Учащиеся: Параллели – запад, восток. Меридианы – север, юг. Самооценка деятельности на уроке, выводы о значении новых знаний Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения места различных географических объектов на поверхности Земли. |
7.Обобщение и систематизация знаний | Глобус весь пересекают, Старший среди них - экватор, Организация деятельности детей по обобщению и систематизации знаний: Географический диктант (краткие ответы на вопросы)
Взаимоконтроль с использованием электронного приложения к учебнику.Выводы. | Отвечают на вопросы Индивидуальная работа Выполняют задания диктанта и теста по дополнению предложений. работа в парах по проверке диктанта, теста |
8.Домашнее задание | Учитель комментирует домашнее задание.
| Осознанно записывают домашнее задание |
9.Подведение итогов урока | 1.Какие учебные задачи мы ставили? 2.Нашли мы ответы на все поставленные вопросы? | Учащиеся анализируют и делают выводы, что нового они узнали на уроке, и оценивают свою работу на уроке. |
10.Рефлексия | – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получает отметку в дневник? За что? Выводы о работе с классом на уроке. | Рефлексия по достижению планируемых результатов |
Приложение
Таблица для работы в группах
Вопросы | Меридианы | Вопросы | Параллели |
– Что такое меридианы? | – Что такое параллели? | ||
– Как они выглядят на глобусе? | – Как они выглядят на глобусе | ||
- В какие стороны горизонта направлены | -В какие стороны горизонта направлены | ||
–Длина меридианов. | -Длина параллелей. | ||
-Как называется главный меридиан, | Самая длинная параллель, ее длина? | ||
На какие полушария он делит земной шар | -На какие полушария делит Землю экватор? |
Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения места различных географических объектов на поверхности Земли
Таблица для работы в группах (с ответами)
Вопросы | Меридианы | Вопросы | Параллели |
– Что такое меридианы? | Полуокружности, соединяющие географические полюса | – Что такое параллели? . . | Линии, проведенные параллельно экватору |
– Как они выглядят на глобусе? | Полуокружности | – Как они выглядят на глобусе | Это окружности |
- В какие стороны горизонта направлены? | Север-юг | -В какие стороны горизонта направлены ? | Запад-восток |
–Длина меридианов. | Одинаковая равна 20005 км | -Длина параллелей. | Разная |
-Как называется главный меридиан? | Начальный или Гринвичский | Самая длинная параллель, ее длина. | Экватор 40076 км |
На какие полушария он делит земной шар? | Восточное и западное | -На какие полушария делит Землю экватор? | Северное и южное |
Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения места различных географических объектов на поверхности Земли
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме Школа по учебнику Английский в фокусе 5 класс
Технологическая карта разработана по теме Школа по учебнику Английский в фокусе для 5 класса с учетом требований ФГОС....
Технологическая карта урока по теме "Равенство треугольников. Первый признак равенства треугольников". 7 класс
Технологическая карта урока по теме "Равенство треугольников. Первый признак равенства треугольников". Геометрия 7 класс. Тип урока: урок освоения новых знаний. УМК: Геометрия 7, авторы В.Ф.Буту...
технологическая карта урока по теме умножение десятичных дробей на натуральное число 5 класс
подробная технологическая карта урока с презентацией...
Технологическая карта урока по теме "Keep Fit and Healthy" для 6 го класса
Дать учащимся представление о том, что такое здоровый образ жизни, дать возможность ребятам додуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни, сделать вывод о том, что спос...
Технологическая карта урока по теме "СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ", 7 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩАЯ ЧАСТЬПредмет –русский языкКласс - 7 Тема урока - СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫПланируемые образовательные результатыПредметныеМетапредм...
Технологическая карта урока по теме: «Школьные друзья» Учебный предмет: Английский язык. 7 класс. Биболетова М.З., Трубанева Н. Н. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English
Технологическая карта урока по теме: «Школьные друзья» разработана в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока на тему "Четыре строки, но целая жизнь. Частушка" 6 класс
Данная технологическая карта поможет учителю в введении новго материала по теме "Частушка". Подходит для учащихся 6 класса....