Открытый урок по географии "Что такое биосфера и как она устроена" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Сухарева Марина Владимировна

Материалы к открытому уроку по географии "Что такое биосфера и как она устроена" для 6 класса (УМК В.П. Дронова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_6_kl._biosfera.doc846 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 33»

Открытый урок по географии

на тему:

«Что такое биосфера и как она устроена»

6 класс

Учитель географии Сухарева М.В.

г. Саранск

2015 год

Цель образовательная: сформировать и систематизировать теоретические знания по теме «Что такое биосфера и как она устроена», выяснить какова роль живого вещества в природе, закрепить полученные знания и умения.

Цель развивающая: развивать интерес к изучению биосферы путем создания положительных эмоций, развивать умения обобщать, наблюдать, анализировать, делать выводы, работать с рисунками в учебнике, создать условия для развития творческих и аналитических способностей учащихся.

Цель воспитательная: воспитать культуру учебного труда, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к природе и окружающему миру, ответственность за совершенные поступки, профориентация.

Оборудование: учебник, атлас, мультимедийное оборудование.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

      знать/понимать

  1. Определение понятия «биосфера»;
  2. Границы биосферы, её состав;
  3. Имя учёного – основоположника учения о биосфере;

      уметь

  1. Назвать признаки, по которым проводятся границы биосферы;
  2. Описывать сферу распространения живых организмов и этапы её расширения;
  3. Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов.  

План урока

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Постановка целей и задач урока.
  4. Изучение нового материала:

3.1 Сообщение о В.И. Вернадском

3.2 Работа с маршрутными листами

3.3 Закрепление

  1. Домашнее задание
  2. Итог урока
  3. Рефлексия

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте дети!

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ли на месте? Все ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Все, что надо под рукой!

Сядьте правильно все за парты свои,

Ведь урок географии  начинаем мы!

  1. Актуализация опорных знаний

Вот уже почти год вы изучаете географию. Знакомство с окружающим миром, с планетой  Землей вы осуществляете через  изучение  земных оболочек. И сегодня на уроке мы начнем изучать новую оболочку. Но прежде чем преступить к новой теме, я хочу узнать, какие оболочки земли вы изучили и что вы о них знаете.

Для этого я предлагаю вам ребята сыграть в игру. Вот перед вами слова, которые нужно угадать. За каждое правильно угаданное слово вы будете получать  географические деньги. Наша игровая валюта  на уроке - «географики». А в  конце урока вы их сможете обменять на оценки. Чем больше «географиков» тем выше оценка.

И так задание на 1 тур. Это слово означает твердую оболочку земли, состоящую из  земной коры и верхней части мантии.

Это слово состоит из 9 букв.

Задание на 2 тур. Это слово означает  водную оболочку Земли, состоящую из океанов, морей, ледников, подземных вод и поверхностных вод суши.

Это слово состоит из 10 букв.

Задание на 3 тур. И наконец, слово, которое означает воздушную оболочку земли.

9 букв.

Молодцы ребята хорошо справились с заданиями!

  1. Изучение нового материала

А сейчас я предлагаю вам угадать какую оболочку Земли мы начнем изучать на сегодняшнем уроке.  В этом вам поможет мой волшебный мешочек. Опускайте руку и угадывайте, что в нем находится. (Учащиеся достают предметы из мешочка: цветок, животное, кукла-человек, овощ, фрукт.) По тем предметам, которые учащиеся достали – они должный сделать вывод, что речь пойдет о биосфере - оболочке жизни.

– Это объекты живой или неживой природы?

– Какая наука изучает живые организмы?

– Как с латинского переводится слово «биос»?

С лат.слово «биос» - жизнь, «сфера» - оболочка.

- И так, сформулируйте тему урока.

Дети: «Биосфера».

Формулирование целей урока:

И так, нам сегодня предстоит узнать и ответить на вопросы «Что такое биосфера и как она устроена? Где проходят её границы? И какова роль живого вещества в природе?»

Впервые слово «биосфера» появилось в 1875г. в работе австрийского геолога Эдварда Зюсса, но только начиная с 1926 г., когда вышла в свет замечательная книга В. И. Вернадского «Биосфера», оно получило широкое распространение в науке. Учение В. И. Вернадского о биосфере заставило научный мир по-новому взглянуть на нашу Землю.

(Заслушиваем сообщение ребенка о В.И.Вернадском (1863-1945гг.))

Ребята, а вы знаете, что человека, ученого, который исследует, изучает окружающую природу называют натуралистом. Сейчас я вам предлагаю на время стать юными натуралистами и совершить путешествие в мир биосферы. У каждого исследователя природы конечно есть  карта путешествия. У нас с вами тоже есть маршрутные карты, они лежат у вас на столах. Эти маршрутные карты помогут нам не заблудиться в большом мире информации нашего учебника и помогут изучить биосферу.

Устройство маршрутной карты:

1 группа натуралистов получает задание обследовать детально учебник, § 53 и ответить всему классу «Что же такое биосфера».

Маршрутная карта №1

Изучаемый вопрос

План к действию

Ответ

  1. Почему планета Земля является уникальной среди космических тел Солнечной системы?

Прочитать 1 пункт параграфа 53, стр. 228

  1. Что в переводе с греческого языка означает слово «Биосфера»

Прочитать 1 пункт параграфа 53, стр. 228

  1. Что такое «биосфера»?

Прочитать 1 пункт параграфа 53, стр. 228

  1. Как проходят границы биосферы?

Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 228. Рассмотреть рисунок 183, стр.229.

Составить схему «Что включает в себя биосфера».

  1. Что такое «озоновый слой»? На какой высоте он находится?

Вспомнить из изученной темы «Атмосфера», а если забыли найти ответ в п.3 на стр.131.

2 группа натуралистов получает задание обследовать детально учебник, параграф 53 и рассказать классу историю развития оболочки Земли, населенной живыми организмами.

Маршрутная карта №2

Изучаемый вопрос

План к действию

Ответ

  1.  Что происходило с границами биосферы с течением времени?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

  1.  Где и когда зародилась жизнь на Земле?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

  1.  В какое время жизнь распространилась на сушу?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

  1. В какой оболочке Земли появилась жизнь  после распространения на суше?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

  1.  Почему с течением времени некоторые живые организмы вымерли?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

  1. Почему  некоторые древние живые организмы смогли дожить  до наших дней?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

  1. Как изменялось общее количество видов живых организмов на Земле  с течением времени?

Прочитать 1  пункт параграфа 53 , стр. 229

  1. Какое событие стало важным этапом в развитии биосферы Земли?

Прочитать 1  пункт параграфа 53 , стр. 229

3 группа натуралистов получает задание обследовать детально учебник, параграф 44 и рассказать классу о живых организмах в биосфере и  их среде обитания.

Маршрутная карта №3

Изучаемый вопрос

План к действию

Ответ

  1. Сколько видов живых организмов обитает в современной биосфере?

Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 229

  1. Какие организмы биосферы образуют живое вещество биосферы?

Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 229

  1. Какие организмы преобладают на планете?

Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 229

  1. Что называют средой обитания?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 229

  1. Какие отношения существуют между организмом и средой обитания?

Прочитать 1 пункт параграфа 53 , стр. 230

И так вперед за знаниями по странницам учебника. Маршрутная карта подскажет вам, что делать. В течение 10 минут учащиеся работают с учебником.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

– А сейчас я приглашаю вас прогуляться по лесу.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем –

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Дети делают отчеты по группам. Учащиеся рассказывают о биосфере. Учитель демонстрирует слайды и дополняет ответы. (Учащиеся, которые отвечали получают географики.)

В отличие от других оболочек Земли биосфера не имеет четких границ, а размещается в пределах других оболочек. Границы биосферы определяет зона распространения живых организмов. Живые организмы способны приспосабливаться к различным природным условиям. Пример: примитивные живые организмы найдены в гейзерах Исландии при температуре +93°; споры отдельных бактерий сохраняют жизнеспособность при температуре - 253°.Бактерии распространены даже на высоте 20000 метров над поверхностью Земли. Обитатели океана способны выдерживать огромное давление воды или отсутствие солнечного света.

Проблемные вопросы:

- А как вы думаете в чём значение биосферы для человека?

- Как человек изменяет биосферу?

- Приведите примеры отрицательного и положительного воздействия человека на растительный и животный мир Земли?

- Зачем нам комары? Может быть их всех уничтожить?

- Как вы участвуете в охране природы?

  1. Закрепление:
  1. Тестовые задания из электронного приложения.
  2.  Давайте почувствуем себя палеонтологами. Соотнесите изображения окаменелостей или отливок и их описания. (Слайд с изображениями)

  1. Игра «Найди на рисунке контуры животных леса» (Слайд)

  1. Домашнее задание

§ 53;

Нарисуйте схему: «Связь биосферы с другими оболочками Земли». Подтвердите ее примерами.

По желанию: Напишите сообщение «Древние животные Земли» и представьте в виде презентации. Используя интерне-ресурсы, покажите с помощью картинок, как менялся внешний вид животных.

  1. Итог урока

-Наш урок подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! Считайте свои «географики». Оценки получают….

- Закончить урок хочу стихотворением.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

  1. Рефлексия

Заполняем таблицу: «Мои достижения по теме»

Я знаю

Я не понял

Мне интересно

-Урок окончен. До свидания!

Доп. информация:

Видео:

  1. История Вселенной за 10 минут http://www.youtube.com/watch?v=PwuASPfgz2A
  2. «День, когда Земля чуть не погибла» – фильм BBC.

Книги:

  1. Тихонов А.В. Животные России. Красная книга. – М.: Росмэн, 2008.
  2. Тихонов А.В. Растения России. Красная книга. – М.: Росмэн, 2009.
  3. Чижевский А.Е. Я познаю мир. Экология. – М.: АСТ, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Волейбол как средство повышения двигательной активности школьников" , 7 класс

В содержание данного урока входят: 1)комплекс ОРУ в парах с набивными мячами, 2)индивидуальные и парные упражнения с волейбольным мячом, 3)подвижные игры "Мяч в воздухе", "Лапта волейболистов", т...

Открытый урок английского языка по теме "Проблемы подростков" в 9 классе.

Урок по современной и актуальной теме с презентацией. Презентация состоит из 9 слайдов. Полный ход  проведения урока....

Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....

Открытый урок по теме"Понятие об обособленных членах предложения", 8 класс

Урок по теме " Понятие об обособленных членах предложения" , 8 класс, по учебнику Е.В. Бунеевой, Р.Н.Бунеевой....

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии

Надеюсь, что данный материал  поможет педагогам -хореографам  расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...

Открытый урок музыки "Есть такая профессия, родину защищать"

Урок посвящен дню памяти воинов-интернационалистов, который отмечается в России 15 февраля. Урок построен по материалам Музея патриотической песни, расположенного в кабинете музыки. На уроке прозвучат...