Открытый урок по географии "Что такое биосфера и как она устроена" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Материалы к открытому уроку по географии "Что такое биосфера и как она устроена" для 6 класса (УМК В.П. Дронова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_6_kl._biosfera.doc | 846 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 33»
Открытый урок по географии
на тему:
«Что такое биосфера и как она устроена»
6 класс
Учитель географии Сухарева М.В.
г. Саранск
2015 год
Цель образовательная: сформировать и систематизировать теоретические знания по теме «Что такое биосфера и как она устроена», выяснить какова роль живого вещества в природе, закрепить полученные знания и умения.
Цель развивающая: развивать интерес к изучению биосферы путем создания положительных эмоций, развивать умения обобщать, наблюдать, анализировать, делать выводы, работать с рисунками в учебнике, создать условия для развития творческих и аналитических способностей учащихся.
Цель воспитательная: воспитать культуру учебного труда, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к природе и окружающему миру, ответственность за совершенные поступки, профориентация.
Оборудование: учебник, атлас, мультимедийное оборудование.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны:
знать/понимать
- Определение понятия «биосфера»;
- Границы биосферы, её состав;
- Имя учёного – основоположника учения о биосфере;
уметь
- Назвать признаки, по которым проводятся границы биосферы;
- Описывать сферу распространения живых организмов и этапы её расширения;
- Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов.
План урока
- Организационный момент. Приветствие.
- Актуализация опорных знаний.
- Постановка целей и задач урока.
- Изучение нового материала:
3.1 Сообщение о В.И. Вернадском
3.2 Работа с маршрутными листами
3.3 Закрепление
- Домашнее задание
- Итог урока
- Рефлексия
Ход урока
- Организационный момент
- Здравствуйте дети!
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ли на месте? Все ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Все, что надо под рукой!
Сядьте правильно все за парты свои,
Ведь урок географии начинаем мы!
- Актуализация опорных знаний
Вот уже почти год вы изучаете географию. Знакомство с окружающим миром, с планетой Землей вы осуществляете через изучение земных оболочек. И сегодня на уроке мы начнем изучать новую оболочку. Но прежде чем преступить к новой теме, я хочу узнать, какие оболочки земли вы изучили и что вы о них знаете.
Для этого я предлагаю вам ребята сыграть в игру. Вот перед вами слова, которые нужно угадать. За каждое правильно угаданное слово вы будете получать географические деньги. Наша игровая валюта на уроке - «географики». А в конце урока вы их сможете обменять на оценки. Чем больше «географиков» тем выше оценка.
И так задание на 1 тур. Это слово означает твердую оболочку земли, состоящую из земной коры и верхней части мантии.
Это слово состоит из 9 букв.
Задание на 2 тур. Это слово означает водную оболочку Земли, состоящую из океанов, морей, ледников, подземных вод и поверхностных вод суши.
Это слово состоит из 10 букв.
Задание на 3 тур. И наконец, слово, которое означает воздушную оболочку земли.
9 букв.
Молодцы ребята хорошо справились с заданиями!
- Изучение нового материала
А сейчас я предлагаю вам угадать какую оболочку Земли мы начнем изучать на сегодняшнем уроке. В этом вам поможет мой волшебный мешочек. Опускайте руку и угадывайте, что в нем находится. (Учащиеся достают предметы из мешочка: цветок, животное, кукла-человек, овощ, фрукт.) По тем предметам, которые учащиеся достали – они должный сделать вывод, что речь пойдет о биосфере - оболочке жизни.
– Это объекты живой или неживой природы?
– Какая наука изучает живые организмы?
– Как с латинского переводится слово «биос»?
С лат.слово «биос» - жизнь, «сфера» - оболочка.
- И так, сформулируйте тему урока.
Дети: «Биосфера».
Формулирование целей урока:
И так, нам сегодня предстоит узнать и ответить на вопросы «Что такое биосфера и как она устроена? Где проходят её границы? И какова роль живого вещества в природе?»
Впервые слово «биосфера» появилось в 1875г. в работе австрийского геолога Эдварда Зюсса, но только начиная с 1926 г., когда вышла в свет замечательная книга В. И. Вернадского «Биосфера», оно получило широкое распространение в науке. Учение В. И. Вернадского о биосфере заставило научный мир по-новому взглянуть на нашу Землю.
(Заслушиваем сообщение ребенка о В.И.Вернадском (1863-1945гг.))
Ребята, а вы знаете, что человека, ученого, который исследует, изучает окружающую природу называют натуралистом. Сейчас я вам предлагаю на время стать юными натуралистами и совершить путешествие в мир биосферы. У каждого исследователя природы конечно есть карта путешествия. У нас с вами тоже есть маршрутные карты, они лежат у вас на столах. Эти маршрутные карты помогут нам не заблудиться в большом мире информации нашего учебника и помогут изучить биосферу.
Устройство маршрутной карты:
1 группа натуралистов получает задание обследовать детально учебник, § 53 и ответить всему классу «Что же такое биосфера».
Маршрутная карта №1
Изучаемый вопрос | План к действию | Ответ |
| Прочитать 1 пункт параграфа 53, стр. 228 | |
| Прочитать 1 пункт параграфа 53, стр. 228 | |
| Прочитать 1 пункт параграфа 53, стр. 228 | |
| Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 228. Рассмотреть рисунок 183, стр.229. Составить схему «Что включает в себя биосфера». | |
| Вспомнить из изученной темы «Атмосфера», а если забыли найти ответ в п.3 на стр.131. |
2 группа натуралистов получает задание обследовать детально учебник, параграф 53 и рассказать классу историю развития оболочки Земли, населенной живыми организмами.
Маршрутная карта №2
Изучаемый вопрос | План к действию | Ответ |
| Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228 | |
| Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228 | |
| Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228 | |
| Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228 | |
| Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228 | |
| Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228 | |
| Прочитать 1 пункт параграфа 53 , стр. 229 | |
| Прочитать 1 пункт параграфа 53 , стр. 229 |
3 группа натуралистов получает задание обследовать детально учебник, параграф 44 и рассказать классу о живых организмах в биосфере и их среде обитания.
Маршрутная карта №3
Изучаемый вопрос | План к действию | Ответ |
| Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 229 | |
| Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 229 | |
| Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 229 | |
| Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 229 | |
| Прочитать 1 пункт параграфа 53 , стр. 230 |
И так вперед за знаниями по странницам учебника. Маршрутная карта подскажет вам, что делать. В течение 10 минут учащиеся работают с учебником.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
– А сейчас я приглашаю вас прогуляться по лесу.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем –
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Дети делают отчеты по группам. Учащиеся рассказывают о биосфере. Учитель демонстрирует слайды и дополняет ответы. (Учащиеся, которые отвечали получают географики.)
В отличие от других оболочек Земли биосфера не имеет четких границ, а размещается в пределах других оболочек. Границы биосферы определяет зона распространения живых организмов. Живые организмы способны приспосабливаться к различным природным условиям. Пример: примитивные живые организмы найдены в гейзерах Исландии при температуре +93°; споры отдельных бактерий сохраняют жизнеспособность при температуре - 253°.Бактерии распространены даже на высоте 20000 метров над поверхностью Земли. Обитатели океана способны выдерживать огромное давление воды или отсутствие солнечного света.
Проблемные вопросы:
- А как вы думаете в чём значение биосферы для человека?
- Как человек изменяет биосферу?
- Приведите примеры отрицательного и положительного воздействия человека на растительный и животный мир Земли?
- Зачем нам комары? Может быть их всех уничтожить?
- Как вы участвуете в охране природы?
- Закрепление:
- Тестовые задания из электронного приложения.
- Давайте почувствуем себя палеонтологами. Соотнесите изображения окаменелостей или отливок и их описания. (Слайд с изображениями)
- Игра «Найди на рисунке контуры животных леса» (Слайд)
- Домашнее задание
§ 53;
Нарисуйте схему: «Связь биосферы с другими оболочками Земли». Подтвердите ее примерами.
По желанию: Напишите сообщение «Древние животные Земли» и представьте в виде презентации. Используя интерне-ресурсы, покажите с помощью картинок, как менялся внешний вид животных.
- Итог урока
-Наш урок подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! Считайте свои «географики». Оценки получают….
- Закончить урок хочу стихотворением.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
- Рефлексия
Заполняем таблицу: «Мои достижения по теме»
Я знаю | Я не понял | Мне интересно |
-Урок окончен. До свидания!
Доп. информация:
Видео:
- История Вселенной за 10 минут http://www.youtube.com/watch?v=PwuASPfgz2A
- «День, когда Земля чуть не погибла» – фильм BBC.
Книги:
- Тихонов А.В. Животные России. Красная книга. – М.: Росмэн, 2008.
- Тихонов А.В. Растения России. Красная книга. – М.: Росмэн, 2009.
- Чижевский А.Е. Я познаю мир. Экология. – М.: АСТ, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Волейбол как средство повышения двигательной активности школьников" , 7 класс
В содержание данного урока входят: 1)комплекс ОРУ в парах с набивными мячами, 2)индивидуальные и парные упражнения с волейбольным мячом, 3)подвижные игры "Мяч в воздухе", "Лапта волейболистов", т...
Открытый урок английского языка по теме "Проблемы подростков" в 9 классе.
Урок по современной и актуальной теме с презентацией. Презентация состоит из 9 слайдов. Полный ход проведения урока....
Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.
Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....
Открытый урок по теме"Понятие об обособленных членах предложения", 8 класс
Урок по теме " Понятие об обособленных членах предложения" , 8 класс, по учебнику Е.В. Бунеевой, Р.Н.Бунеевой....
Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»
20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...
конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии
Надеюсь, что данный материал поможет педагогам -хореографам расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...
Открытый урок музыки "Есть такая профессия, родину защищать"
Урок посвящен дню памяти воинов-интернационалистов, который отмечается в России 15 февраля. Урок построен по материалам Музея патриотической песни, расположенного в кабинете музыки. На уроке прозвучат...