Рабочая программа по географии в 8-9 классе
рабочая программа по географии (8, 9 класс) по теме

Голоменцев Валентин

Рабочая программа по географии в 8-9 классе (авторы Баринова, Дронов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografiya_8-9_kl.doc431.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №13»

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № ________

«_____» __________ 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ № 13  »

__________ / __________

«_____» __________ 2015 г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ «ООШ № 13 »

___________/ __________

 Приказ  № _______

 от «_____» __________ 2015 г.

                                                                                                                 

                

                                                

Рабочая программа

по географии

8 – 9 класс

Уровень: общеобразовательный

Учитель:

Квалификационная категория:

2015 - 2016 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

стр.

I. Паспорт программы ..…………………………………………………………………

II. Пояснительная записка……………………………………………………………….

III. Содержание обучения………………………………………………………………

IV. Поурочное календарное  планирование …………………………………... ………

V. Требования к уровню подготовки обучающихся ………………………………….

VI. Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки……………

VII. Материально-техническое обеспечение…………………………..………………

Паспорт

рабочей программы по географии

Тип программы: программа основного общего образования

Статус программы: рабочая программа учебного предмета география

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МБОУ «ООШ №13» программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации основного общего образования;
  • для администрации МБОУ «ООШ №13» программа является основанием для определения качества реализации общего основного образования.

Категория обучающихся: учащиеся 8 и 9 класса МБОУ «ООШ №13»

Сроки освоения программы: 1 года

Объем учебного времени: 8 класс — 68 часов, 9 класс — 68 часов

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 часа в неделю

Формы контроля: текущий — устный фронтальный опрос, индивидуальный дифференцированный письменный опрос, работа по дидактическим карточкам, географический диктант, самостоятельная работа; промежуточный — тренажер, работа по дидактическим карточкам; итоговый — тестирование, практическая работа.

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
  3. Учебного плана МБОУ « ООШ № 13» на 2015-2016 учебный год.
  4. Авторской программы «География России» 8 – 9 классы. Автор И. И. Баринова, В. П. Дронов

В географическом образовании школьников ведущее место принадлежит курсу «География России». Завершая географическую подготовку учащихся в основной школе, курс способствует становлению у школьников активной гражданской позиции, ответственного отношения к судьбе своей Родины, пониманию необходимости изучения географических проблем и личного участия в их решении. Программа выполнена с опорой на сформированный у учащихся в предшествующих классах уровень и позволяет уделить приоритетное внимание особенностям проявления на территории России общих географических закономерностей, организации социоприродного пространства с учетом существующих проблем, прогнозирования и моделирования.

Программа курса реализует комплексный подход, позволяющий рассматривать взаимосвязь территориально объединенных социоприродных процессов и явлений. Курс «География России» включает две взаимосвязанные части: «География России. Природа» (8-й класс) и «География России. Население и хозяйство» (9-й класс).

Цель курса – формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.

Задачи курса: 

  • Формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства;
  • Показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и ее регионов;
  • Формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации;
  • Создание образа своего родного края.

Методы обучения географии:

  • Объяснительно-иллюстративный метод.
  • Репродуктивный метод.
  • Метод проблемного изложения.
  • Частично-поисковый метод.
  • Исследовательский метод.

Приемы обучения:

Работа с картографическими пособиями (стенные карты, учебные атласы и контурные карты).

Работа с наглядными пособиями (учебные стенные картины, текстовые рисунки, фотографии и открытки-иллюстрации небольшого формата, натуральные наглядные пособия, объемные наглядные пособия (модели).

Работа с учебником географии.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140  часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на ступени основного общего образования в VIII – IX классах, из расчета 2 учебных часа в неделю в каждом классе. Данная рабочая  программа рассчитана в VIII классе на 68 и в IX классе тоже на 68 учебных часов в соответствии с авторской программой, и в каждом классе предусмотрен резерв учебного времени.

Содержание обучения

8 класс

ВВЕДЕНИЕ (3ч)

Что изучает география России. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Методы географических исследований.

Россия на карте мира. Географическое положение России. Оценка размеров территории, физико-географического, экономико-географического, геополитического и военно-стратегического положения. Сравнение географического положения России и других государств. Сухопутные и морские границы России.

Моря, омывающие территорию России. Физико-географическая характеристика   морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Формирование, освоение и изучение территории России.

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь.

Географические открытия конца XVI — начала XVII в.

Открытия нового времени (XVII—XVIII вв.).

Исследования XIX—XX вв.

Экспедиции Русского географического общества.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (35 ч)

Тема 1. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Основные тектонические структуры. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движения земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Стихийные природные явления. Изменение рельефа человеком.

Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 2. КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Солнечная радиация и радиационный баланс. Циркуляция воздушных масс, циклоны и антициклоны.

Типы климатов России. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.  Неблагоприятные климатические явления. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своего региона.

Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Тема 3. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток и ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Стихийные явления, связанные с реками.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы. Неравномерность распределения. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы.

Стихийные явления, связанные с водами, предупреждение их последствий.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод, пути сохранения их качества и объема.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата. 3. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Тема 4. ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.

Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Мелиорация земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего региона и своей местности.

Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона, своей местности.

Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного и культурного наследия. Природно-ресурсный потенциал России.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Раздел II. Природные комплексы России (27ч)

Тема 1. ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

Формирование природных комплексов — результат длительного развития географической оболочки Земли. Разнообразие ПТК. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние и изменение ПТК в результате деятельности человека.

Природные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах.

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.

Практические работы. 1. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 2. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

Тема 2. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение. Особенности природы. Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал. Самый освоенный регион России. Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы.

Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа. Полезные ископаемые. Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. Различия природы Предуралья и Зауралья, Северного, Среднего и Южного Урала. Геологическое строение и полезные ископаемые. Природные уникумы. Экологические проблемы.

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Своеобразие природы. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории.  Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы и условия их освоения.

Восточная Сибирь. История освоения. Специфика природы Средней Сибири, Северо-Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство континентального климата. Природные районы. Крупнейшие реки России. Жемчужина Сибири — Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. История освоения края и открытия его богатств. Природные уникумы.

Дальний Восток. Географическое положение. Особенности рельефа и геологического строения территории. Горы Камчатки и Курильских островов — самые молодые горы России. Муссонный климат. Реки и озера. Причины своеобразия природных зон. Стихийные природные явления. Природный ресурсный потенциал. Природные уникумы.

Практические работы. 1. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека. 2. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Раздел III. Человек и природа (3 ч)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Мониторинг.

Экологическая ситуация в России. Геоэкологический потенциал России. Экологическая ситуация в своей области (крае).

Практические работы. 1. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. 2.        Составление   карты   «Природные   уникумы   России». 3.        Характеристика экологического состояния одного из регионов России (по выбору).

9 класс

Раздел I. Общая часть курса (28 ч)

Тема 1. ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ

Российская Федерация. Административно-территориальное устройство. Государственная территория России. Географическое положение и границы России.

Тема 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность населения России и причины, ее определяющие. Переписи населения. Естественное движение населения. Современная демографическая ситуация в России.

Национальный состав населения России. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. География религий. Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев.

Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями. Зоны расселения.

Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения.

Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения.

Трудовые ресурсы.

Тема 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экономические системы в историческом развитии России: географические особенности традиционной и командной систем. Рыночная и смешанная экономика. Социально-экономические реформы в России: разгосударствление и приватизация, необходимость научно-технологической перестройки и ресурсосбережения, конверсия в оборонном комплексе. Структурные особенности экономики России. Экономический кризис и его географические следствия.

Природно-ресурсный потенциал России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Территориальные сочетания природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Основные проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов.

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.

Тема 4. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ

Научный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. География российской науки. Технополисы.

Машиностроительный комплекс; его значение и отраслевой состав, связь с другими комплексами. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География машиностроения. Особенности географии военно-промышленного комплекса.

Практическая работа. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Размещение основных топливно-энергетических баз и районов потребления энергии. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи; крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны.

Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции.

Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Практические работы. 1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. 2. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Тема 5. КОМПЛЕКСЫ. ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

Состав и значение комплексов. Классификация конструкционных материалов.

Металлургический комплекс, состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения.

Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химико-лесной комплекс, состав и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Ведущая роль химической промышленности в составе комплекса. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса, их изменение под влиянием НТР.

Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Химико-лесной комплекс и охрана окружающей среды.

Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. 2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия. 3. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Тема 6. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК)

Агропромышленный комплекс, место и значение в хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Влияние природных и социально-экономических факторов на размещение сельскохозяйственного производства. Земельный фонд, его структура.

Основные направления использования земельных ресурсов. Земледелие и животноводство.

Легкая и пищевая промышленность.

Современные проблемы развития АПК. АПК и окружающая среда.

Практическая работа. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Тема 7. ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

Инфраструктурный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. Классификация услуг. Уровень развития комплекса в России. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства.

Транспорт. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Виды транспорта.

Связь. Сфера обслуживания, ее состав и роль в современном обществе. Проблемы развития на современном этапе.

Жилищно-коммунальное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Уровень обеспеченности жильем.

Рекреационное хозяйство. Значение. География рекреационного хозяйства в России. Перспективы развития комплекса. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда.

Практическая работа. Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.

Раздел II. Региональная часть курса (38 ч)

Тема 1. РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ

Районирование — важнейший метод географической науки. Различные варианты районирования. Экономическое районирование. Хозяйственная специализация территорий. Географическое разделение труда. Районирование России: принципы, факторы, сетки районов. Федеральные округа. Проблемы районирования России.

Практическая работа. Моделирование вариантов нового районирования России.

Тема 2. ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН - ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ

Географическое положение на западе России. Место и роль в хозяйстве России. Особенности истории и географии хозяйства. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства.   Наиболее  освоенная  и  заселенная  часть страны. Проблемы социально-экономического развития.

Центральная Россия. Состав района. Преимущества географического положения — важнейший фактор развития. Центральная Россия — очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Дефицит большинства видов природных ресурсов.

Высокая численность и плотность населения. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Количество и качество трудовых ресурсов.

Высокий уровень территориальной концентрации науки и обрабатывающей промышленности. Города науки. Высокий уровень развития сферы услуг. Специализация на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая и текстильная промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Районы Центральной России. Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Московский столичный регион, его экономические, социальные и экологические проблемы.

Географические особенности областей Центрального района. Нижний Новгород: географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Старинные промыслы. Современность и проблемы древних русских городов: Великого Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы.

Северо-Западная Россия. Состав. Географическое положение на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу». Современные особенности географического положения района.

Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Высокоразвитая наука. Отрасли ВПК. Специализация на судостроении, станкостроении, приборостроении. Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».

Практические работы. 1. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. 2. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 3. Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

Европейский Север. Состав района. Географическое и геополитическое положение. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию. Природные ресурсы. Различия в рельефе и «наборе» полезных ископаемых Кольско-Карельского и Тимано-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

Население: состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.

Хозяйство Европейского Севера. Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двино-Печорского подрайонов. Роль морского транспорта. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Современные проблемы региона. Проблема охраны природы Севера.

Практические работы. 1. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

Европейский Юг — Северный Кавказ. Состав района. Особенности географического и геополитического положения. Природный амфитеатр. Ресурсы региона.

Население: национальный и религиозный состав. Особенности расселения. Традиции и культура.

 Хозяйство района. Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации отраслей АПК.

Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение. ТПК. Цветная металлургия.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Возрастающая роль рекреационных районов.

Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Современные проблемы Северного Кавказа.

Практические работы. 1. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Роль Волги в территориальной организации населения и хозяйства района. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы.

Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма.

Хозяйство района. Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущие позиции Поволжья в производстве многих видов сель-скохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.

Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы.

Экологические и водные проблемы. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения. 2. Экологические и водные проблемы Волги — оценки и пути решения.

Урал. Состав и границы Урала при разных видах районирования. Географическое положение. Роль пограничного положения Урала в природе и хозяйстве.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности Урала.

Заселение Урала. Этнический состав. Две меридиональные полосы расселения, их формирование. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Крупнейшие города Урала. Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение, их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Реконструкция уральской промышленности. Развитие сельского хозяйства. Отставание развития социальной сферы.

Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.

Практические работы. 1. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы. 2. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

Тема 3. ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН -АЗИАТСКАЯ РОССИЯ

Общая характеристика. Географическое положение. Большая площадь территории, малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами.

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях. Основные проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона.

Западная Сибирь. Географическое положение. Оценка природных условий для жизни и быта человека. Богатство и разнообразие природных ресурсов.

Коренные народы. Диспропорции в площади региона и в численности населения Западной Сибири. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов.

Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. Горнодобывающая промышленность. Угольная промышленность и ее проблемы. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта.

Современные проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства.

Хозяйственные районы: Западно-Сибирский и Кузнецко-Алтайский. Основные проблемы Западной Сибири.

Практические работы. 1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека. 2. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы. 3. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

Восточная Сибирь. Состав района. Географическое положение. Минеральные ресурсы.

Население: заселение, национальный состав, размещение. Проблема трудовых ресурсов. Коренные народы.

Экономика Восточной Сибири. Великие сибирские реки: водные ресурсы и условия для строительства ГЭС. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его преодоления.

Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС, тепловые электростанции КАТЭКа. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития горнодобывающей промышленности, металлургии, лесной и химической промышленности, машиностроения.

Транссибирская железная дорога — главная транспортная артерия региона. БАМ, проблемы его развития. Водный и другие виды транспорта. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры. Природно-хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирское плоскогорье, Саяно-Забайкальский район. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры. 2. Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения. ЭГП разных частей региона.

Этапы освоения территории: русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения, его относительная молодость. Миграции и потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Якутские алмазы. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Гидроресурсы и ГЭС. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Характер межресурсных связей, исключающий их одновременное использование.

Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли ВПК. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. АПК. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 2. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития.

Обобщение по  курсу (2ч)

Поурочное календарное планирование

8 класс (68 часов)

   №

     №

Наименование разделов и тем

Дата

Введение — 3 ч

1

1

Что изучают в курсе географии 8 класса «Природа России». Источники географической информации.

02.09.

2

2

Географическое положение России. Моря, омывающие территорию России. Пр.р. №1 «Характеристика ГП России»

07.09.

3

3

Россия на карте часовых поясов.  Как осваивали и изучали территорию России. Пр.р.№2 «Определение поясного времени для разных пунктах России»

09.09.

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России — 35 ч

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые — 8 часов

4

1

Особенности рельефа России

14.09.

5

2

Особенности рельефа России.

16.09.

6

3

Геологическое строение территории нашей страны

21.09.

7

4

Геохронологическая таблица. Основные тектонические структуры

23.09.

8

5

Минеральные ресурсы России

28.09.

9

6

Пр.р. №3 «Зависимость расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры»

30.09.

10

7

Развитие форм рельефа

05.10.

11

8

Проявление закономерностей формирования рельефа на примере своего региона

07.10.

Тема 2. Климат и климатические ресурсы — 6 ч

12

1

От чего зависит климат нашей страны

12.10.

13

2

От чего зависит климат нашей страны

14.10.

14

3

Типы климатов России

19.10.

15

4

Пр.р. №4 «Определение по картам закономерностей распределения основных элементов климата»

21.10.

16

5

Зависимость человека от климатических условий

26.10.

17

6

Пр.р. №5 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны»

28.10.

Итого за I четверть 17 ч

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы — 7 ч

18

1

Разнообразие внутренних вод России. Реки

09.11.

19

2

Пр. р. №6 «Составление характеристики одной из рек»

11.11.

20

3

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

16.11.

21

4

Водные ресурсы России

18.11.

22

5

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности

23.11.

23

6

Пр.р. №7 «Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши»

25.11.

24

7

Пр.р. №8 «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России»

30.12.

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы — 6 часа

25

1

Образование почв и их разнообразие

02.12.

26

2

Образование почв и их разнообразие

07.12.

27

3

Закономерности распространения почв

09.12.

28

4

Почвенные ресурсы России

14.12.

29

5

Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв

16.12.

30

6

Особенности почв своего региона. Пр.р. №9 «Знакомство с образцами почв своей местности»

21.12.

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы- 8 ч

31

1

Растительный и животный мир России

23.12.

32

2

Особенности растительности и животного мира, природных зон России

28.12.

Итого за II четверть 15 ч

33

3

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

11.01.

34

4

Растительный и животный мир своего региона

13.01.

35

5

Природно-ресурсный потенциал России

18.01.

36

6

Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного и культурного наследия.

20.01.

37

7

Пр.р.№10 «Изменение растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса»

25.01.

38

8

Систематизация и обобщение знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России»

27.01.

Раздел 2. Природные комплексы России — 27 ч

Тема 1. Природное районирование — 7 ч

39

1

Разнообразие ПК России. Природное районирование

01.02.

40

2

Моря как крупные природные комплексы

03.02.

41

3

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундры и лесотундры

08.02.

42

4

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и лиственные леса.

10.02.

43

5

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни

15.02.

44

6

Высотная поясность. Пр.р. №11 «Объяснение принципов выделения крупных природных регионов»

17.02.

45

7

Пр.р.№12 «Сравнительная характеристика двух природных зон России»

22.02.

Тема 2. Природа регионов России — 20 ч

46

1

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Особенности ГП. История освоения территории

24.02.

47

2

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы

29.02.

48

3

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

02.03.

49

4

Кавказ – самые молодые и высокие горы России.

09.03.

50

5

ПК Северного Кавказа: их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека

14.03.

51

6

Урал – каменный пояс земли Русской

16.03.

52

7

Своеобразие природы Урала

21.03.

53

8

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала

23.03.

Итого за III четверть 21 ч

54

9

Западно-Сибирская низменность: особенности природы

04.04.

55

10

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения

06.04.

56

11

Пр.р. №13 «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России»

11.04.

57

12

Восточная Сибирь: величие и суровость природы (ГП. Состав территории, история освоения)

13.04.

58

13

Природные районы Восточной Сибири

18.04.

59

14

Жемчужина Сибири - Байкал

20.04.

60

15

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

25.04.

61

16

Дальний Восток: край контрастов (ГП. Состав территории и история освоения)

27.04.

62

17

Природные комплексы Дальнего Востока.  Природные уникумы.

04.05.

63

18

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

11.05.

64

19

Пр.р. №14 «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов»

16.05.

65

20

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Природные комплексы России»

18.05.

Раздел 3. Человек и природа — 3 ч

66

1

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.  Антропогенные воздействия на природу. Пр.р. №15 «Характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России»

23.05.

67

2

Рациональное природопользование. Объекты всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Пр.р. №16  «Составление карты природные уникумы России»

25.05.

68

3

Экологическая ситуация в России. Пр.р..№17 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России». Повторение и обобщение знаний

30.05.

Итого за IV четверть 15 часов

ИТОГО 68 часов

9 класс

Наименование разделов и тем

Дата

Раздел 1. Общая часть курса – 28 ч

Тема 1. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России – 2 ч

1

1

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение и границы России

07.09

2

2

Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. Государственная территория России

07.09

Тема 2. Население Российской Федерации -  5 ч

3

1

Исторические особенности заселение и освоение территории России

14.09

4

2

Численность  и естественный прирост населения

14.09

5

3

Национальный состав населения России

21.09

6

4

Миграции населения

21.09

7

5

Городское и сельское население. Расселение населения

28.09

Тема 3. Географические особенности экономики Российской Федерации - 3 ч

8

1

География основных типов экономики на территории России

28.09

9

2

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России

05.10

10

3

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

05.10

Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география – 7 ч

11

1

Научный комплекс

12.10

12

2

Роль, значение и проблемы развития машиностроения

12.10

13

3

Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. Пр.р. №1 «Определение районов размещения отраслей машиностроения по картам»

19.10

14

4

Военно-промышленный комплекс

19.10

15

5

Роль, значение и проблемы ТЭК. Пр.р. №2. «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов»

26.10

16

6

Топливная промышленность. Пр.р. №3. «Составление характеристики одного из угольных бассейнов»

26.10

Итого за I четверть – 16 ч

17

7

Электроэнергетика

09.11

Тема 5. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества – 6 ч

18

1

Состав и значение комплексов, производящих конструкционные материалы и химические вещества

09.11

19

2

Металлургический комплекс

16.11

20

3

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Пр.р. №4. «Составление характеристики одной из металлургических баз»

16.11

21

4

Цветная металлургия. Пр.р. №5  «Определения по картам размещения предприятий по производству меди и алюминия»

23.11

22

5

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Пр. р. № 6 «Составление характеристики базы химической промышленности»

23.11

23

6

Факторы размещения химических предприятий. Лесная промышленность

30.11

Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК) – 2 ч

24

1

Состав и значение АПК. Земледелие и животноводство. Пр.р. №7. «Определение районов выращивания зерновых и технических культур, районов животноводства»

30.11

25

2

Пищевая и легкая промышленность

07.12

Тема 7. Инфраструктурный комплекс – 3 ч

26

1

Состав комплекса. Роль транспорта.

07.12

27

2

Железнодорожный, автомобильный, водный и другие виды транспорта

14.12

28

3

Связь. Сфера обслуживания Пр. р. № 8 «Экскурсия на местное предприятие. Составление карты хозяйственных связей»

14.12

Раздел 2. Региональная часть курса - 38 ч

Тема 1. Районирование России. Общественная география крупных регионов – 2 ч

29

1

Районирование России

21.12

30

2

Пр.р. №9 «Моделирование вариантов нового районирования России»

21.12

Тема 2. Западный макрорегион – Европейская Россия – 27 ч

31

1

Общая характеристика Европейской России

28.12

32

2

Центральная Россия. Состав, историческое изменение географического положения. Общие проблемы

28.12

Итого за II четверть – 16 ч

33

3

Население и главные черты хозяйства

11.01

34

4

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион

11.01

35

5

Пр.р. №10 «Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга»

18.01

36

6

Географические особенности областей Центрального района. Пр.р. №11 «Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России»

18.01

37

7

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы.

25.01

38

8

Северо-Западная район. Пр.р. №12 «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий»

25.01

39

9

Европейский Север.  Географическое положение, природные условия и ресурсы

01.02

40

10

Европейский Север.  Географическое положение, природные условия и ресурсы

01.02

41

11

Население. Пр.р. №13 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера»

08.02

42

12

Хозяйство. Пр.р. №14 «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона»

08.02

43

13

Европейский Юг - Северный Кавказ. Географическое положение

15.02

44

14

Природные условия и ресурсы

15.02

45

15

Население. Пр. р. №15 «Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья»

22.02

46

16

Хозяйство.

22.02

47

17

Пр.р. №16 «Выявление условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе»

29.02

48

18

Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы

29.02

49

19

Население

14.03

50

20

Хозяйство

14.03

51

21

Пр. р. №17 «Изучение влияния истории население и развития территории на состав населения»              

21.03

52

22

Пр.р. №18. «Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути решения»

21.03

Итого за III четверть – 20 ч

53

23

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы

04.04

54

24

Население

04.04

55

25

Хозяйство

11.04

56

26

Пр.р. №19 «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем»

11.04

57

27

Пр.р. №20 «Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала»

18.04

Тема 3. Восточный макрорегион – Азиатская Россия 9 ч

58

1

Восточный макрорегион. Общая характеристика

18.04

59

2

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики

25.04.

60

3

Западная Сибирь. Пр.р.№21 «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека»

25.04

61

4

Пр.р. №22 «Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса»

16.05

62

5

Пр.р. №23 «Разработка по карте туристического маршрута с целью показа интересных природных и хозяйственных объектов региона»

16.05

63

6

Восточная Сибирь. Пр.р. №24 «Составление характеристики Норильского промышленного узла». Пр.р. №25 «Оценка особенности природы региона с позиции условий жизни человека в селе и в городе»

23.05

64

7

Дальний Восток. Пр.р.№26 «Выделение на карте индустриальных, научных, транспортных и других центров Дальнего Востока». Пр. р. №27 «Свободные экономические зоны Дальнего Востока – проблемы и перспективы развития». Обобщающее повторение по всему курсу

23.05

Итого за IV четверть 12 ч

ИТОГО 64 ч

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса "География России" ученик должен

знать / понимать: 

  1. основные географические понятия: географическое пространство, экономико- и эколого-географическое положение, часовой пояс, природно-хозяйственная зона, географическое разделение труда, районирование, природопользование, природно-ресурсный потенциал, устойчивое развитие, индикаторы устойчивого развития, географическая культура, рациональное природопользование, географическая система, морфоструктура и морфоскульптура, экологический риск, солнечная радиация, речной сток, почвенный профиль, биологическая продуктивность, природные ресурсы, демографическая ситуация, миграция, качество жизни, демографическая политика, урбанизация, рынок труда, отрасль, межотраслевой комплекс, территориально-производственный комплекс, рекреационный район, культурное и природное наследие;
  2. основные географические закономерности взаимодействия общества и природы, исторические этапы взаимоотношений общества и природы;
  3. сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
  4. необходимость перехода на модель устойчивого развития и роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития;
  5. зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;
  6. особенности развития географических систем;
  7. типичные черты и специфика зональных и азональных природно-хозяйственных систем и географических районов;
  8. причины, следствия и пути решения геоэкологических проблем России на основе рационального природопользования;
  9. культурное и природное наследие как фактор формирования географической культуры;

уметь: 

  1. пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими, текстовыми и др.;
  2. определять по картам местоположение географических объектов;
  3. анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений: размещения полезных ископаемых от геологического строения и рельефа территории; главных факторов климатообразования; распространения вод; природно-хозяйственных зон; расселения населения; территориальной организации хозяйства по географическим районам; взаимосвязи в системе: природа – население – хозяйство;
  4. приводить примеры зависимости плотности населения от степени комфортности природных условий, городов-лидеров, агломераций, влияния различных факторов на размещение отраслей и меж-отраслевых комплексов, центров производства, антропогенного воздействия на ландшафт, острых экологических ситуаций в географических районах, рационального природопользования в поддержании устойчивости геосистем;
  5. оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, возможностей устойчивого развития России, значимость живой природы, геосистемного подхода в комплексном изучении географических объектов, демографической ситуации, степени урбанизации, развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире;
  6. прогнозировать изменения: в природе – в результате глобального потепления климата; в численности и составе населения на основе данных о естественном движении и миграциях; в географии деятельности в связи с развитием рыночных отношений в стране и участием России в международной торговле;
  7. составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристик отдельных компонентов географических систем и географических районов с использованием сравнительно-географического и проблемно-исторического подходов;

выражать отношение к: 

  1. идее устойчивого развития России как новой коэволюционной форме взаимоотношения общества и природы;
  2. рациональному природопользованию как пути достижения устойчивого развития;
  3. качеству жизни населения;
  4. деятельности экономических структур в направлении экономического развития России;
  5. национальным проектам и государственной региональной политике;

применять усвоенное содержание в практической деятельности для: 

  1. работы с различными картами и атласами;
  2. расчета поясного времени;
  3. оценивания природно-ресурсного потенциала своего района;
  4. определения демографической ситуации и качества жизни отдельных территорий;
  5. установления тенденций социально-экономического развития;
  6. выявления ключевых геоэкологических проблем и путей их решения;
  7. разработки местной повестки дня на ХХI век.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Главная цель контроля – выявить наличие и характер отклонений от поставленных целей деятельности (присвоение учащимися конкретных знаний и умений) на основе целенаправленного сбора данных и выявить причины, определившие их. Сокращение периода контроля (и, следовательно, объема контролируемых знаний и умений) позволяет облегчить выявление содержания отклонений и внесение корректив. Исходя из этого, оптимальной единицей контроля является логическая единица (понятие, причинно-следственная связь, действие). Такая организация контроля позволяет оптимально и результативно реализовать все функции контроля: осуществление обратной связи, диагностическую и стимулирующую.

Система контроля знаний и умений учащихся включает следующие этапы контроля:

- Текущий контроль проводится после каждого логического этапа урока (отработки понятия, термина, причинно-следственной связи, действия, учебного приема и т.п.). Цель текущего контроля не «поставить оценку за работу на уроке», а выявить уровень освоения знаний и умений; причины, препятствующие достижению цели данного этапа урока, и внести оперативные корректировки в образовательный процесс для достижения запрограммированного образовательного результата. Безоценочный контроль на данном этапе способствует и формированию положительного психологического климата, т.к. нацелен на выявление проблем, возникающих в процессе обучения, и их решение. На данном этапе эффективны само- и взаимоконтроль. Формы контроля – беседа, выполнение упражнений, учебной задачи, работа на контурной карте и т.п.

- Промежуточный контроль проводится с аналогичной целью после отработки подсистемы (блока) контролируемых элементов – урока. Учитель отслеживает достижение образовательного результата всеми учащимися. Отрицательные оценки не выставляются. Формы контроля – выполнение заданий по карте, объяснение, беседа, тестирование, творческие работы и др.

- Предварительный контроль проводится после отработки системы контролируемых элементов (темы, раздела) согласно главной цели контроля. Результат контроля оценивается у каждого ученика. Учащиеся должны быть заранее ознакомлены с вопросами предварительного контроля, типом контрольных заданий. Формы контроля – практическая работа, пилотный проект, тестирование, творческое задание, составление характеристики объекта, аналитический ответ и т.п.

- Итоговый контроль проводится после отработки знаний и умений учебного курса (раздела). Формами итогового контроля могут быть тестирование, экзамен по билетам, экзамен в форме защиты творческих работ.

  Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

2) незнание наименований единиц измерения (физика, химия, математика, биология, география, черчение, трудовое обучение, ОБЖ);

3) неумение выделить в ответе главное;

4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;

5) неумение делать выводы и обобщения;

6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

7) неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

9) нарушение техники безопасности;

10) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

2) ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);

3) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

4) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;

5) нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

1) нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;

2) ошибки в вычислениях  

3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;

4) орфографические и пунктуационные ошибки

Оценка  за устный ответ:

Оценка  «5» ставится, если ученик:

- показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала, полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей,  теорий, взаимосвязей;

- умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;

- самостоятельно и аргументировано  делать анализ, обобщения, выводы, устанавливать межпредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;

- последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал,  давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии, делать собственные выводы;

- формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя;

- самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу;

- самостоятельно, уверено и безошибочно применять полученные знания в решении проблем на творческом уровне, допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя, имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу.

Оценка  «4» ставится, если ученик:

- показывает знания всего изученного программного материала, даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий;

- материал излагает в определённой логической последовательности, допуская при этом одну не  грубую ошибку или не более  двух недочётов, может их исправить самостоятельно;

- делает  незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определений, понятий;

- допускает небольшие неточности при  использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;

- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

- умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные связи;

- применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи, использует научные термины;

- не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируются, но работает медленно), допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

- усвоил основное  содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

- материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

- показывает недостаточную  сформированность  отдельных знаний и умений, выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;

- допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии;

- не использует в качестве выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов.

- отвечает неполно на вопросы учителя;

-обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении теста учебника.

Оценка «2» ставится, если ученик:

- не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

- не делает выводов и обобщений;

- не знает  и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

- имеет слабо сформированные и неполные знания  и не умеет применять  их  к решению  конкретных  вопросов и задач по образцу;

- при ответе (на один вопрос)  допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при  помощи учителя.

Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил работу без ошибок и недочётов или допустил не более одного недочёта.

Оценка «4» ставится, если выполнил работу полностью, но допустил в ней

- не более одной негрубой ошибки и одного недочёта;

- или не более двух недочётов.

Оценка «3» ставится, если  ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

- не более двух грубых ошибок;

- или не более одной  грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта;

- или не более двух-трёх негрубых ошибок;

- или одной негрубой ошибки и трёх недочётов;

- или при отсутствии ошибок и трёх недочётов.

Оценка «2» ставится, если  ученик:

- допустил число ошибок и недочётов, превосходящих норму, при которой может быть выставлена оценка  «3»

- или если правильно менее половины работы.

Оценка тестов:

Оценка «5» ставится, если правильно выполнено более 95% заданий.

Оценка «4» ставится, если правильно выполнено более 70% заданий.

Оценка «3» ставится, если правильно выполнено более 50% заданий.

Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий.

Оценка лабораторных и практических работ:

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требование правил безопасности труда, в отчёте правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно проводит анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено 2-3 недочёта или не более одной негрубой ошибки и одного  недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объём выполненной части не позволяет сделать выводы, опыты, измерения, наблюдения, вычисления проводились неправильно.

Оценка творческих работ:

Оценка «5» ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Оценка «3» ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

 

Материально-техническое обеспечение

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для проведения демонстраций учителем или для постоянной экспозиции в кабинете

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся), Данное оборудование  используется при проведении фронтальных ученических работ.

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое кол-во

Примечание

Основная школа

Старшая школа

Баз уров

Профуров

Авторские учебные программы по курсам географии основной школы

Д

География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / сост. С. В. Курчина. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2011.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД

Учебники и учебные пособия

1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2012.

2. География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.

3. Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.- М.: Дрофа, 2010.

4. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 кл. – М..: Дрофа, 2012

География. Начальный курс. 6 кл.

К

География материков и океанов. 7 кл.

К

География России. Природа. 8 кл.

К

География России. Население и хозяйство. 9 кл.

К

Дидактические материалы

Методические рекомендации по начальному курсу географии

Д

Бахчиева О.А. Начальный курс географии 6 класс. Методическое пособие к учебнику Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П.- М.: Дрофа, 2004

Методические рекомендации по курсу «География России»

Д

Ром В.Я., Баринова И.И. Методическое пособие к учебникам «География России. Природа 8 класс» автор И.И. Баринова и «География России. Население и Хозяйство 9 класс» автор В.Я Ром, В.П. Дронов.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Таблицы

Ориентирование на местности

Д

План и карта

Д

Карты мира

Зоогеографическая

Д

Карта океанов

Д

Народы

Растительности

Д

Строение земной коры и полезные ископаемые

Д

Физическая

Д

Физическая полушарий

Д

Карты материков, их частей и океанов

Австралия и Новая Зеландия (физическая карта)

Д

Антарктида (физическая карта)

Д

Арктика (физическая карта)

Д

Африка (физическая карта)

Д

Северная Америка (климатическая карта)

Д

Южная Америка (физическая карта)

Д

Карты России

Административная

Д

Европейский Юг России (Физическая карта)

Д

Климатическая

Д

Природные зоны и биологические ресурсы

Д

Западная Сибирь (физическая карта)

Восточная Сибирь (физическая карта)

Социально-экономическая

Д

Урал (физическая карта)

Д

Физическая

Д

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу географии.

Д/П

1. География, ч1, ч2, ч3, - М.:  ООО В\С«Кварт»

2. География 6 – 10 классы, - М.: «Медиацентр»

3. Экономическая и социальная география мира. - М.: «Медиацентр»

4. География России, 8 класс, - М.: ЗАО «1С»

5. Начальный курс географии 6 класс. – М.: ЗАО «1С»

6. Наш дом – Земля, 7 класс. – М.: ЗАО «1С»

7. Рефераты и сочинения. – М.: «Бизнессофт»

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Линейка визирная

П

Модели

Глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000)

Д

Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000 000)

Ф

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Коллекции

Коллекция горных пород и минералов

Д

Коллекция полезных ископаемых различных типов

П

  • Коллекция производства:
  • шерстяных тканей
  • льняных тканей
  • хлопчатобумажных тканей

Д

Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов

Ф

Гербарии

Гербарий деревьев и кустарников

П

Гербарий дикорастущих растений

П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 7 го класса.

Рабочая программа по учебнику География материков и океанов...

рабочая программа по географии Вологодской области 8 класс

Рабочая программа курса «География Вологодской области» разработана на основе регионального образовательного стандарта «География Вологодской области». Она соответствует содержанию раздела «География ...

Рабочая программа по географии для учащихся 6 классов специального (коррекционного) класса VIII вида

      География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. И...

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....