Примерная рабочая программа по географии 7 класс ФГОС
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Примерная рабочая программа по географии 7 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_7_klass.docx69.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа  №5 города Новошахтинска.

        «Утверждаю»

Директор МБОУ ООШ №5

 Коваленко Л.Н.

 Приказ от     ___________№

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

           География

Основное общее образования 7 класс

Количество часов  99 часов

Учитель-Чебаненко Елена Дмитриевна

Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2016  г

.

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Основными целями курса являются:

  • раскрытие закономерностей землеведческого характера,
  • с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения
  • и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать
  • убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;
  • создание у учащихся целостного представления о Земле
  • как планете людей;
  • раскрытие разнообразия природы и населения Земли,
  • знакомство со странами и народами;
  • формирование необходимого минимума базовых знаний
  • и представлений страноведческого характера, необходимых

каждому человеку нашей эпохи. Основные задачи курса «География материков и океанов. 7 класс»:

  • формирование системы географических знаний как составной части научной картины мира;
  • расширение и конкретизация представлений о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации — от планетарного до локального;
  • познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде;
  • создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности;
  • развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально - экономическими факторами;
  • развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;
  • раскрытие на основе историко-географического подхода
  • изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;
  • формирование эмоционально - ценностного отношения к географической среде и экологически целесообразного поведения в ней;
  • развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов), изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
  • развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

 Нормативно- правовые документы.1-Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 об утверждении ФГОС основного общего образования.      2-Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015  N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016  N 40937).    3-Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением от 8 апреля 2015 г. Протокол от № 1/15 ). 4- Авторская программа: на основе примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2016  г.    4- Учебный план МБОУ ООШ №5 на 2016-2017 учебный год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

. Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

  • Регулятивные УУД   самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
  • самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.
  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения 

Познавательные УУД7–9 классы

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • представлять  информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
  • преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы

Коммуникативные УУД: 

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

  • Предметными результатами осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;

- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;

- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;

- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

  • использование географических умений:

- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;

- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.

  • использование карт как моделей:

- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- выделять, описывать и объяснять по  картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.

  • понимание смысла собственной действительности:

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.

Содержание учебного предмета ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. 7 КЛАСС

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.

Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле.

Источники географической информации. Карта — особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды. Карта — особый источник географических знаний. Виды карт. Различие географических карт по охвату территории и масштабу. Различие карт по содержанию. Методы географических исследований.

Практические работы. 1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам.

Раздел II. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ (9 Ч)

2.1 ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (2 ч)

Происхождение материков и океанов. Происхождение Земли. Строение материковой и океанической земной коры. Плиты литосферы. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли.

Рельеф земли. Взаимодействие внутренних и внешних сил — основная причина разнообразия рельефа. Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли.

Практические работы. 2. Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору).

2.2 АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (2 ч)

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы. Климатические карты. Распределение температуры воздуха на Земле. Распределение поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры. Воздушные массы. Роль воздушных течений в формировании климата.

Климатические пояса Земли. Основные климатические пояса. Переходные климатические пояса. Климатообразующие факторы.

Практические работы. 3. Характеристика климата по климатическим картам. 4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения.

2.3 ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН — ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ГИДРОСФЕРЫ (2 ч)

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Свойства вод океана. Льды в океане. Водные  массы. Схема поверхностных течений.

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Разнообразие морских организмов. Распространение жизни в океане. Биологические богатства океана. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

2.4 ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (3 ч)

Строение и свойства географической оболочки.

Строение географической оболочки. Свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.

Природные комплексы суши и океана. Природные комплексы суши. Природные комплексы океана. Разнообразие природных комплексов.

Природная зональность. Что такое природная зона? Разнообразие природных зон. Закономерность размещения природных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.

Практические работы. 5. Анализ карт антропогенных ландшафтов; выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов.

Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 Ч)

Численность населения Земли. Размещение населения. Факторы, влияющие на численность населения. Размещение людей на Земле.

Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Мировые и национальные религии.

Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Городское и сельское население. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы.

Практические работы. 6. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира. 7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов.

Раздел IV.ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ (50 Ч)

4.1 ОКЕАНЫ (2 ч)

Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. Особенности географического положения. Из истории исследования океанов. Особенности природы. Виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов.

Практические работы. 8. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов (по выбору). 9. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов (по выбору).

4.2 ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ (1 ч)

Общие особенности природы южных материков.Особенности географического положения южных материков. Общие черты рельефа. Общие особенности климата и внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта.

4.2.1 АФРИКА (10 ч)

Географическое положение. Исследования Африки. Географическое положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследование Африки русскими путешественниками и учеными.

Рельеф и полезные ископаемые. Основные формы рельефа. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатические пояса Африки. Внутренние воды Африки. Основные речные системы. Значение рек и озер в жизни населения.

Природные зоны. Проявление широтной зональности на материке. Основные черты природных зон.

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки.

Население. Население Африки. Размещение населения. Колониальное прошлое материка.

Страны Северной Африки. Алжир. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Алжира.

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Нигерии.

Страны Восточной Африки. Эфиопия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Эфиопии.

Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Южно-Африканской Республики.

Практические работы. 10. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки. 11. Определение по картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки. 12. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки.

4.2.2 АВСТРАЛИЯ (4 ч)

Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. Своеобразие географического положения материка. История открытия и исследования. Особенности рельефа. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Факторы, определяющие особенности климата материка. Климатические пояса и области. Внутренние воды.

Природные зоны. Своеобразие органического мира. Проявление широтной зональности в размещении природных зон. Своеобразие органического мира.

Австралийский Союз. Население. Хозяйство Австралийского Союза. Изменение природы человеком.

Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору).

4.2.3 ОКЕАНИЯ (1 ч)

Природа, население и страны. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности природы. Население и страны. Памятники природного и культурного наследия.

4.2.4 ЮЖНАЯ АМЕРИКА (7 ч)

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. История открытия и исследования материка.

Рельеф и полезные ископаемые. История формирования основных форм рельефа материка. Закономерности размещения равнин и складчатых поясов, месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.

Природные зоны. Своеобразие органического мира материка. Высотная поясность в Андах. Изменения природы материка под влиянием деятельности человека. Охрана природы.

Население. История заселения материка. Численность, плотность, этнический состав населения. Страны.

Страны востока материка. Бразилия. Географическое

положение, природа, население, хозяйство Бразилии и Аргентины.

Страны Анд. Перу. Своеобразие природы Анд. Географическое положение, природа, население, хозяйство Перу.

Практические работы. 14. Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины. 15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран.

4.2.5 АНТАРКТИДА (1 ч)

Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Географическое положение. Антарктика. Открытие и первые исследования. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Значение современных исследований Антарктики.

Практические работы. 16. Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем.

4.2.6 СЕВЕРНЫЕ МАТЕРИКИ (1 ч)

Общие особенности природы северных материков.

Географическое положение. Общие черты рельефа. Древнее

оледенение. Общие черты климата и природных зон.

4.2.7 СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (7 ч)

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Русские исследования Северо-Западной Америки.

Рельеф и полезные ископаемые. Основные черты рельефа материка. Влияние древнего оледенения на рельеф. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.

Природные зоны. Население. Особенности распределения природных зон на материке. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Население.

Канада. Географическое положение, природа, население, хозяйство, заповедники и национальные парки Канады.

Соединенные Штаты Америки. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники природного и культурного наследия США.

Средняя Америка. Мексика. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Мексики.

Практические работы. 17. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США и Мексики. 18. Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики.

4.2.8 ЕВРАЗИЯ (16 ч)

Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Особенности географического положения. Очертания берегов. Исследования Центральной Азии.

Особенности рельефа, его развитие. Особенности рельефа Евразии, его развитие. Области землетрясений и вулканов. Основные формы рельефа. Полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды. Факторы, формирующие климат материка. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения. Внутренние воды, их распределение. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение. Многолетняя мерзлота.

Природные зоны. Народы и страны Евразии. Расположение и характеристика природных зон. Высотные пояса в Гималаях и Альпах. Народы Евразии. Страны.

Страны Северной Европы. Состав региона. Природа. Население. Хозяйство. Комплексная характеристика стран региона.

Страны Западной Европы. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, объекты всемирного наследия Великобритании, Франции и Германии.

Страны Восточной Европы. Общая характеристика региона. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия. Румыния и страны Балканского полуострова. Страны Балтии. Белоруссия. Украина. Молдавия.

Страны Южной Европы. Италия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии. Памятники всемирного наследия региона.

Страны Юго-Западной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Армении, Грузии и Азербайджана.

Страны Центральной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Монголии.

Страны Восточной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники всемирного наследия Китая и Японии.

Страны Южной Азии. Индия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии.

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индонезии.

Практические работы. 19. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам. 20. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном. 21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии. 22. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам. 23. Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте. 24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии.

Раздел V. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА — НАШ ДОМ (2 Ч)

Закономерности географической оболочки. Закономерности географической оболочки: целостность, ритмичность, зональность.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Воздействие человека на природу. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Практические работы. 25. Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов. 26. Составление описания местности; выявление ее экологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей среды; наличие памятников природы и культуры.

Тематическое планирование

№п/п

Название темы( раздела)

Количество часов

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности

Инструменты оценки

1

Введение

Что изучают в курсе географии материков и океанов

3

Учащийся должен уметь:

показывать материки и части света;

приводить примеры островов материковых, вулканических, коралловых;

давать характеристику карты;

читать и анализировать карту.

Умение показывать по карте материки и части света. Выделение основных эпох в истории географических открытий. Характеристика важнейших научных открытий

Практическая работа №1

Как люди открывали и изучали Землю

Карты материков и океанов

Характеристика источников географической информации. Группировка карты учебника и атласа по содержанию и масштабу

2

Главные особенности природы Земли

13

Учащийся должен уметь:

называть и показывать на карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;

объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;

называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;

делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;

показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;

приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;

приводить примеры природных комплексов;

составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.

Сопоставление строения материковой и океанической коры. Анализ карты литосферных плит, установление границ столкновения и расхождения плит. Анализ карты строения земной коры, выявление закономерности в распространении поясов землетрясений и вулканизма на Земле

Практическая работа №2,

Происхождение материков и океанов

Рельеф Земли

Сопоставление физической карты с картой строения земной коры. Объяснение зависимости между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа суши и дна океана. Описание по карте рельефа одного из материков

Роль атмосферы в жизни Земли

Установление по картам зависимости между климатическими показателями и климатообразующими факторами; между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Характеристика воздушных масс с разными свойствами. Чтение климатограмм

Практическая работа №3, №4,№5  

Распределение осадков на Земле

Объяснение размещения на Земле климатических поясов. Характеристика одного из климатических поясов. Выявление причин выделения климатических областей в пределах поясов. Оценка роли климата в жизни людей

Климатические пояса Земли

Воды Мирового океана

Объяснение роли Мирового океана в жизни Земли. Доказательство зональности в распределении водных масс.

Схема поверхностных течений

Работа с картой: обозначение круговых движений поверхностных вод; выявление их роли в формировании природы суши

Жизнь в океане

Выявление особенностей распространения жизни в океане.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей

Характеристика процесса обмена теплом и влагой между океаном, атмосферой и сушей

Строение и свойства географической оболочки

Характеристика строения географической оболочки. Объяснение взаимодействия ее компонентов; ее основных свойств

Природные комплексы суши и океана

 Сравнение территориальных и аквальных комплексов. Характеристика различных комплексов

Природная зональность

Выявление связи между природными компонентами зоны. Анализ карты природных зон. Характеристика особенностей размещения природных зон на материках и в океанах. Установление по картам и схемам закономерностей в проявлении широтной зональности и высотной поясности

Освоение Земли человеком

3

Население Земли

3

Учащийся должен уметь:

рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей;

читать комплексную карту;

показывать наиболее крупные страны мира.

Анализ изменения численности населения мира. Определение и сравнение численности населения материков и стран мира

Практическая работа №6, №7

Численность населения Земли

Работа с тематическими картами: определение рождаемости, смертности, естественного прироста, плотности населения

Народы и религии

 Анализ карты народов мира; изучение территорий проживания народов, относящихся к одним языковым семьям. Анализ карты религий мира; выявление географии мировых и национальных религий

Хозяйственная деятельность людей

Характеристика разных видов хозяйственной деятельности, выделение основных видов. Выявление по статистическим таблицам стран-лидеров в промышленности и сельском хозяйстве. Описание характерных черт промышленного и сельскохозяйственного ландшафта по их изображению. Выявление таких ландшафтов в своей местности. Сравнение образа жизни горожанина и жителя сельской местности. Умение различать города по их функции

4

Океаны и материки

50

Учащийся должны уметь:

показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;

показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);

приводить примеры антропогенных изменений;

описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;

показывать наиболее крупные государства на материках;

уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;

приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека.

Определение по картам географического положения океанов, их глубины, крупнейших поверхностных течений. Характеристика по картам и тексту учебника особенностей природы океанов. Сравнение океанов. Выявление характера хозяйственного использования океанов и его влияния на сохранение их природы. Подготовка и обсуждение презентации об океане

Практическая работа №8, №9, №10, №11, №12, №13, №14, №15, №16, №16, №17, №18, №19, №20, №21, №22, №23, №24, №25, №26

Контрольная работа №3, №4

Контрольная работа по тексту администрации

Тихий океан

Индийский океан

Атлантический океан

Определение по картам географического положения океанов, их глубины, крупнейших поверхностных течений. Характеристика по картам и тексту учебника особенностей природы. Сравнение океанов

Северный Ледовитый океан

Общие особенности географического положения

Сравнение географического положения южных материков. Выявление общих особенностей в компонентах природы. Сравнение материков по выраженности в их природе широтной зональности и высотной поясности

Общие особенности климата

Общие особенности природных зон

Географическое положение Африки

Определять географическое положение материка и объяснение его влияния на природу. Оценка результатов исследований Африки зарубежными и русскими путешественниками и исследователями

Рельеф и полезные ископаемые

Объяснение преобладания в рельефе материка высоких равнин. Характеристика размещения месторождений полезных ископаемых. Оценка богатства материка полезными ископаемыми. Составление описания рельефа какой-либо территории материка

Климат

Объяснение влияния климатообразующих факторов на климат материка. Характеристика климата какой-либо территории материка, анализ климатограмм.

Внутренние воды

Выявление зависимости рек от рельефа и климата. Характеристика одной из рек материка по плану

Природные зоны

Характеристика природных зон материка; объяснение соотношения тепла и влаги в каждой из зон. Выявление изменений природы зон под влиянием хозяйственной деятельности людей

Влияние человека на природу

Объяснение изменений, которые произошли в природе Африки под влиянием хозяйственной деятельности человека. Характеристика стихийных бедствий, происходящих на материке. Работа с картой: анализ заповедников и национальных парков, их расположение в различных природных зонах. Анализ экологической карты материка

Население

Характеристика изменения численности населения во времени и факторов, влияющих на этот показатель. Анализ карты плотности населения. Определение по карте атласа наиболее крупных этносов, по статистическим показателям — соотношения городского и сельского населения. Анализ политической карты: выявление больших и малых стран, историко-культурных регионов Африки

Страны Северной Африки

Характеристика географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы, природных богатств, этнического и религиозного состава населения и его хозяйственной деятельности. Анализ карты хозяйственной деятельности населения. Характеристика одной из стран региона (по выбору)

Страны Западной Африки

Характеристика географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы, природных богатств, этнического состава населения и его хозяйственной деятельности. Подготовка и обсуждение презентации об одной из стран региона

Страны Восточной Африки

Характеристика  географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы и природных богатств региона. Характеристика одной из стран региона. Подготовка и обсуждение презентации о заповедниках и национальных парках, о странах, о памятниках природного и культурного наследия региона

Страны Южной Африки

Характеристика географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы, природных богатств и этнического состава населения и основные виды его хозяйственной деятельности. Характеристика одной из стран региона. Анализ экологической карты

Географическое положение Австралии

Объяснение причин выровненного рельефа материка. Установление закономерностей размещения месторождений полезных ископаемых на материке. Сравнение географического положения и рельефа Австралии и Африки

Климат. Внутренние воды

Объяснение причин сухости климата на большей территории, бедности поверхностными водами. Анализ климатограмм. Составление описания одной из рек материка

Природные зоны

Объяснение причин эндемичности органического мира, особенностей размещения природных зон в сравнении с Африкой

Австралийский союз

Составление описания населения (численности, размещения по территории, этнического состава, соотношения городского и сельского населения). Анализ карты хозяйственной деятельности людей. Оценка степени изменения природы человеком

Океания природа, население и страны

Характеристика географического положения Океании, крупных островов и архипелагов. Установление связи между природой островов и их происхождением. Объяснение причин своеобразия, уникальности природы Океании. Составление описания одного из островов. Обозначение на карте наиболее значимых стран Океании и их столиц

Географическое положение Южной Америки

Сравнение географического положения Южной Америки, Африки и Австралии. Формирование выводов о природе материка на основе оценки его географического положения

Рельеф и полезные ископаемые

Объяснение причин контрастов в строении рельефа Южной Америки. Выявление закономерностей в размещении крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Сравнение рельефа Южной Америки и Африки, формирование вывода по результатам сравнения

Климат

Объяснение причин преобладания влажных типов климата, богатства материка поверхностными водами.

Внутренние воды

Сравнение климата и внутренних вод Южной Америки и Африки. Оценка климата и внутренних вод материка для жизни населения

Природные зоны

Выявление зависимости размещения природных зон от климата. Определение своеобразия каждой из природных зон материка. Сравнение природных зон Южной Америки и Африки. Умение приводить примеры изменения природы материка человеком

Население

Анализ карт и статистических показателей; описание плотности населения, особенностей его размещения на материке. Группировка стран материка по различным признакам

Страны востока. Бразилия

Оценка географического положения страны. Составление описания населения страны. Анализ карты хозяйственной деятельности населения. Анализ экологической карты. Подготовка и обсуждение презентации о стране

Страны Анд. Перу

Выявление по картам атласа и тексту учебника особенностей природы и природных богатств страны. Описание этнического состава населения и его хозяйственной деятельности. Составление описания одной из частей страны. Характеристика памятников всемирного наследия на территории Андских стран

Географическое положение Антарктиды

Объяснять особенности природы материка и его влияния на природу всей Земли. Анализ климатограмм. Составление описания климата внутренних и прибрежных районов материка.

Природа

Оценка природных ресурсов Антарктиды. Объяснение международного статуса материка. Подготовка и обсуждение презентации о материке

Общие особенности природы северных материков

Работа с картами атласа. Сравнение материков. Выявление общих особенностей в географическом положении и компонентах природы северных материков

Географическое положение Северной Америки

 Работа с картами и атласом. Характеристика географического положения материка и его влияния на природу. Умение называть имена зарубежных и русских путешественников и исследователей Северной Америки

Рельеф и полезные ископаемые

Объяснение размещения крупных форм рельефа на материке. Составление характеристики крупных форм рельефа. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Климат

Анализ климатической карты, климатограмм и карты климатических поясов. Составление характеристики климата отдельных территорий, сравнение их и объяснение причин сходства и различий.

Внутренние воды

Объяснение зависимости рек от рельефа и климата

Природные зоны

Объяснение причин особого размещения природных зон. Составление описания отдельных зон. Формирование определения понятий «тундра», «тайга», «степь». Оценка степени изменения природы материка. Выявление по карте расположения заповедников и национальных парков

Население

Канада

Описание и оценка географического положения Канады. Составление характеристики ее природы и природных богатств. Выявление особенностей состава и размещения населения, основных видов его хозяйственной деятельности. Оценка степени изменения природы страны

Соединённые Штаты Америки

Характеристика географического положения страны для жизни населения и развития хозяйства. Доказательство разнообразия и богатства природы страны. Анализ карты хозяйственной деятельности населения: определение размещения отраслей хозяйства и крупных городов. Анализ экологической карты: оценка степени изменения природы страны

Средняя Америка. Мексика.

Выделение общих черт материальной и духовной культуры населения Латинской Америки. Выявление основных отраслей хозяйства страны. Составление по картам атласа и тексту учебника описания Мексики и еще одной из стран Средней Америки

Географическое положение Евразии

Сравнение географического положения Евразии и Северной Америки. Формирование предварительных выводов о природе материка на основе оценки его географического положения. Оценка вклада русских исследователей в изучение Центральной Азии

Особенности рельефа, его развитие

Объяснение причин контрастов в строении рельефа материка. Выявление закономерностей в размещении равнин, горных складчатых областей и месторождений полезных ископаемых. Описание по карте крупных форм рельефа. Моделирование на контурной карте форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Оценка богатства материка минеральными ресурсами

Климат

Объяснение влияния климатообразующих факторов на климат материка. Описание климата поясов и областей. Сравнение климата Северной Америки и Евразии. Анализ климатограмм. Оценка климата Евразии для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Внутренние воды

Моделирование на контурной карте размещения внутренних вод материка. Описание реки по плану. Установление связи между режимом рек и климатом, сравнение рек Евразии

Природные зоны

Объяснение связи между компонентами природы и особенностями расположения природных зон на материке. Составление характеристики природных зон. Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии. Оценка степени изменения природных зон человеком

Природные зоны

Народы и страны Евразии

Формулирование определения понятия «фьорд». Анализ численности населения региона и его размещения. Анализ политической карты, группировка стран по различным признакам. Составление описания стран, их сравнение

Страны Северной Европы

Объяснение влияния географического положения на хозяйственную деятельность населения. Составление по картам и тексту учебника комплексной характеристики страны. Определение особенностей материальной и духовной культуры населения страны, его вклад в развитие мировой цивилизации

Страны Западной Европы

Объяснение влияния географического положения на хозяйственную деятельность населения. Составление по картам и тексту учебника комплексной характеристики страны. Определение особенностей материальной и духовной культуры населения страны, его вклад в развитие мировой цивилизации

Франция

Сравнение географического положения Франции и Германии, их природных ресурсов, состава населения и его размещения, хозяйства. Установление причин сходства и различия стран. Подготовка и обсуждение презентации о стране

Германия

Страны Восточной Европы

Выявление влияния географического положения стран на развитие их хозяйства. Установление связи между природными ресурсами и развитием отраслей хозяйства стран. Определение особенностей материальной и духовной культуры населения каждой из стран. Оценка вклада населения стран в развитие мировой цивилизации

Страны Восточной Европы(продолжение)

Характеристика географического положения стран. Описания страны, ее краткой комплексной характеристики

Страны Южной Европы

Работа с картой: обозначение наиболее важных географических объектов региона и Италии. Объяснение особенностей природы и природных богатств Италии, ее населения и видов хозяйственной деятельности. Оценка вклада населения страны в развитие мировой цивилизации

Страны Юго-Западной Азии

Объяснение историко-культурных особенностей стран региона. Оценка их географического положения. Выявление своеобразия природы стран, главных природных богатств и особенностей их размещения. Характеристика этнического и религиозного состава населения стран. Работа с картой: определение видов хозяйственной деятельности населения. Подготовка и обсуждение презентации об одной из стран региона

Страны Центральной Азии

Объяснение влияния географического положения стран региона на своеобразие их природы. Определение основных природных богатств стран и связанных с ними видов хозяйственной деятельности. Выявление особенностей размещения населения, географического положения крупных городов. Составление по картам комплексной характеристики стран. Подготовка и обсуждение презентации об одной из стран региона

Страны восточной Азии

Объяснение особенностей географического положения Китая, оценка его влияния на развитие хозяйства страны. Характеристика компонентов природы и природных богатств Китая. Оценка степени антропогенного изменения природы на востоке и западе страны. Характеристика населения страны. Работа с картой: установление и объяснение развития различных видов хозяйственной деятельности населения. Оценка вклада Китая в развитие мировой цивилизации

Япония

Характеристикагеографического положения Японии. Определение своеобразия природы и природных богатств. Объяснение роли моря в жизни населения. Характеристика населения, основных видов его хозяйственной деятельности. Подготовка и обсуждение презентации о Японии

Страны Южной Азии. Индия

Объяснение историко-культурных особенностей региона. Оценка географического положения Индии. Выявление своеобразия природы отдельных частей страны. Установление главных природных богатств и их размещения. Характеристика этнического и религиозного состава населения. Работа с картой: определение основных видов хозяйственной деятельности. Подготовка и обсуждение презентации об Индии

Страны Юго- Восточной Азии. Индонезия

Работа с картой: обозначение наиболее важных географических объектов региона, крупных островов и архипелагов. Характеристика Индонезии: особенностей ее природы и природных богатств, населения и видов его хозяйственной деятельности

4

Географическая оболочка.

Закономерности географической оболочки

Предметные результаты обучения

Учащийся должны уметь:

приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки — целостность, ритмичность, зональность;

объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека;

называть разные виды природных ресурсов;

приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;

вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;

работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные);

оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;

ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен:

осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;

осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;

осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;

овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;

проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов

Характеристика основных свойств географической оболочки. Умение приводить примеры закономерностей, присущих различным компонентам природы

Взаимодействие природы и общества

Характеристика основных видов природных богатств, объяснение их использования человеком в различных видах хозяйственной деятельности. Умение приводить примеры влияния природы на жизнь людей. Оценка состояния природы территорий материков, их крупных регионов, отдельных стран. Доказательство необходимости охраны природы

Изменение природы хозяйственной деятельностью человека

Календарно-тематическое планирование по географии  класс на 2016-2017 учебный год

3 часа в неделю всего-99 часов

География: учебник для 7 класса/В.А. Коринская, И.В.Душина, В.А. Щенев М.: Дрофа-2014

№ п/п

Тема урока

Дата

план

дата

1

Открытие и изучение Земли

01.09

2

Открытие и изучение Земли    Практическая работа№1

05.09

3

Географическая карта

07.09

4

Происхождение материков

08.09

5

Рельеф Земли  Практическая работа №2

12.09

6

Обобщающий урок

14.09

7

Роль атмосферы в жизни Земли

15.09

8

Распределение осадков

19.09

9

Климатические пояса Практическая работа № 3

21.09

10

Главные особенности Земли  Контрольная работа №1

22.09

11

Воды Мирового океана

26.09

12

Схема поверхностных течений Практическая работа№4

28.09

13

Жизнь в океане

29.09

14

Взаимодействие океана с атмосферой

03.10

15

Обобщающий урок

05.10

16

Строение и свойства географической оболочки

06.10

17

Природные комплексы суши

10.10

18

Природная зональность  Практическая работа №5  

12.10

19

Страны мира   Практическая работа №6

13.10

20

Географическая оболочка Контрольная работа №2

17.10

21

Тихий океан

19.10

22

Тихий океан Практическая работа №7

20.10

23

Атлантический океан

24.10

24

Атлантический океан Практическая работа №8

26.10

25

 Индийский океан

27.10

26

Индийский  океан

07.11

27

Северный Ледовитый океан Практическая работа № 9

09.11

28

Обобщающий урок по теме Океаны  

10.11

29

Общие особенности климата  

14.11

30

Общие особенности природных зон

16.11

31

 Южные  материки  

17.11

32

Контрольная работа по тексту администрации

21.11

33

Африка  географическое положение

23.11

34

Рельеф и полезные ископаемые

24.11

35

Климат

28.11

36

Внутренние воды

30.11

37

Природные зоны

01.12

38

Заповедники и национальные

05.12

39

Африка  Контрольная работа №3

07.12

40

Население Африки

08.12

41

Страны Северной Африки

12.12

42

Страны Западной Африки Практическая работа №10

14.12

43

Страны Восточной Африки Практическая работа №11

15.12

44

Страны Южной Африки    Практическая работа №12

19.12

45

Зачёт по  теме Африки

21.12

46

Географическое положение Австралии

22.12

47

Климат

11.01

48

Природные зоны. Внутренние воды

12.01

49

Население Практическая работа №13

16.01

50

Океания

18.01

51

Контрольная работа№4 Австралия

19.01

52

Географическое положение Южной Америки

23.01

53

Рельеф и полезные ископаемые

25.01

54

Климат

26.01

55

Внутренние воды

30.01

56

Природные зоны  

01.02

57

Население

 

02.02

58

Обобщающий урок

06.02

59

Страны Востока Практическая работа №14

08.02

60

Страны Анд Практическая работа №15

09.02

61

Контрольная работа по тексту администрации

13.02

62

Америка  Контрольная работа   №5  

15.02

63

Антарктида Практическая работа №16

16.02

64

Северные материки

20.02

65

Географическое положение  Северной Америки

22.02

66

Климат

27.02

67

Внутренние воды

01.03

68

Природные зоны  

02.03

69

Обобщающий урок

06.03

70

Население

09.03

71

Канада Практическая работа №17

13.03

72

США Практическая работа №18

15.03

73

 Северная Америка Контрольная работа №6

16.03

74

Географическое положение Евразии

20.03

75

Рельеф

22.03

76

Основные формы рельефа

23.03

77

Климат

03.04

78

Внутренние воды

05.04

79

Природные зоны

06.04

80

Природные зоны  Практическая работа №19

10.04

81

Обобщающий урок

12.04

82

Народы Евразии

13.04

83

Страны Северной Европы Практическая работа №20

17.04

84

Страны Западной Европы

19.04

85

 Франция Практическая работа №21

20.04

86

Германия

24.04

87

Страны Восточной Европы

26.04

88

Страны Южной Европы  

27.04

89

Зачёт

03.05

90

Страны Юго-Западной Азии Практическая работа №22

04.05

91

Страны Центральной Азии

08.05

92

Страны Восточной Азии Практическая работа №23

10.05

93

Япония

11.05

94

Страны Южной Азии Практическая работа №24

15.05

95

 Страны Юго-Восточной Азии

17.05

96

  Евразия Контрольная работа №7

18.05

97

Закономерности географической оболочки

22.05

98

Обобщающий урок

24.05

99

Взаимодействие природы и общества. Практическая работа №25

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная рабочая программа по географии 6 класс по УМК Домогацких, Алексеевского

Примерная рабочая программа "География. 6 класс" по УМК Домогацких, Алексеевского...

Примерная рабочая программа по географии 7 класс

Примерную рабочую программу  по географии 7 класс можно использовать для работы учителям работающих с этой категорией учащихся...

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...

Примерная рабочая программа по географии 5 класс ФГОС

Примерная рабочая программа по географии 5 класс ФГОС...

Примерная рабочая программа по географии 6 класс ФГОС

Примерная рабочая программа по географии 6 класс ФГОС...

"Содержание Примерной рабочей программы по географии 5 класса"

Данная таблица Приложения 1 к статье "Изменения в новых  ФГОС ООО по географии" отражает изменения в содержании Примерной рабочей программы по географии в 5 - 9 классах ООО....