рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс
рабочая программа (география, 7 класс) по теме
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_1.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39
имени К.Ф. Ольшанского»
УТВЕРЖДЕНА на педагогическом совете протокол № ______ от _______________ 2012 г. Председатель педсовета ________________ Лукьянчикова Т.Г. | УТВЕРЖДЕНА приказом № _________ от ________________ 2012 г. Директор школы _________________ С.К. Крыжевич |
Рабочая учебная программа
ПО ГЕОГРАФИИ
7 класс
основное общее образование
(базовый уровень)
ПРИНЯТА на методическом совете протокол № ______ от _______________ 2012 г. Председатель МС ____________________ Климчук Н.В. | Составитель: МОСКАЛЁВА Е. В. учитель географии, высшая квалификационная категория. |
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей химии, биологии, географии, истории протокол № ______ от _______________ 2012 г. Руководитель МО _____________ Комова И. А. |
Город Курск
2012/2013 учебный год
Пояснительная записка
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества по-средством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Место предмета в базисном (учебном плане)
География в основной школе изучается с 6 по 9 классы. Общее число учебных часов за четыре года обучения — 238, из них 70 ч (2 ч в неделю) в 7классе.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествуют курсы «Окружающий мир» и «Естествознание», включающие определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данные курсы являются пропедевтическими.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Требования к результатам обучения
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм соб-ственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллек-тивах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Основное содержание курса
Раздел 4. Материки, океаны и страны
Современный облик планеты Земля.(13 часов) Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли.
Материки, океаны и страны(57 часов). Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельно сти человека. Катастрофические явления природного характера. Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.
Историко-культурные районы мира. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Памятники природного и культурного наследия человечества.
-
Планируемые результаты обучения.
- Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесаа по географии:
комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации,
- компьютер,
- мультимедиапроектор,
- медиатека,
комплект географических карт и тематических таблиц по всем разделам школьного курса географии;
комплект портретов выдающихся географов и путешественников;
библиотека учебно-методической, справочно-информа- ционной и научно-популярной литературы;
картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации 'самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ и т. д.;
стенды для экспозиционных материалов.
Программы:
- Примерная программа по географии 6-9 классы. Стандарты второго поколения.
- Авторская программа по географии, 6-10 классы / Под редакцией И.В. Душиной. - М.: Дрофа,
2006.
Количество часов: всего - 70 часов, в неделю - 2 часа; практических работ - 52, из них оценочных - 13.
Оценочные практические работы
- Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.
Тема «Африка»
- Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.
- Обучение определению географического положения материка.
- Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Тема «Австралия»
- Сравнение географического положения Австралии и Африки.
Тема «Южная Америка»
- Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.
- Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.
- Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).
Тема «Северная Америка»
- Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
- Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).
Тема «Евразия»
- Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.
- Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
- Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.
Учебник: Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов. - М.: Дрофа, 2007.
УМК:
- Географический атлас. 7 класс. - М.: Дрофа, 2007.
- Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 7 класс. - М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная литература:
- Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. Наш дом, Земля. - М.: Дрофа, 2007.
- За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005.
- Интернет - ресурсы.
\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 5-7 класс. ФГОС ООО.
Рабочая программа по географии 5-7 класс. ФГОС ООО. Учебник В.П. Дронов, Л.Е. Савельева....
Рабочая программа по географии 5-7 класс ФГОС
Работая в эксперементе по ФГОС в 5 классе мной составлена рабочая программа по географии на 5-7 класс...
Рабочая программа по географии 5 - 9 классы (ФГОС) 2012 г.
Рабочая программа 5 - 9 класс по географии к учебникам Е.М. Домогацких...
Рабочая программа по географии 5-6 класс ФГОС
рабочая программа по географии для 5-6 класса пилотных школ, работающих по федеральным государственным стандартам. Данная программа составлена по предметной линии учебников «Сферы» (5—9 клас­...
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...
Рабочая программа по географии для 9 класса по курсу "География России: хозяйство и географические районы" с учётом требований ФГОС.
Рабочая программа по географии России для 9 класса по курсу "Хозяйство и географические районы"состоит из двух частей: пояснительной записки и календарного планирования. Программа составлена на 2 часа...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...