Примерная рабочая программа по географии 6 класс ФГОС
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Примерная рабочая программа по географии 6 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_6_klass_2017g_2.docx | 49.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №5 города Новошахтинска.
«Утверждаю»
Директор МБОУ ООШ №5
Коваленко Л.Н.
Приказ от ___________№
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
География
Основное общее образования 6 класс
Количество часов 32 часа
Учитель-Чебаненко Елена Дмитриевна
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2016 г
.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
-формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей; формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях; развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов; развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов; развитие элементарных практических умений при работе
со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации; развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
-развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России; развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.
Нормативно- правовые документы.1-Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 об утверждении ФГОС основного общего образования. 2-Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937). 3-Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением от 8 апреля 2015 г. Протокол от № 1/15 ). 4- Авторская программа: на основе примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2016 г. 4- Учебный план МБОУ ООШ №5 на 2016-2017 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
осознание роли географии в познании окружающего мира:
• объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
• объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
• объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
• различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
• выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
• выделять причины стихийных явлений в геосферах.
использование географических умений:
• находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
• составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
• определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
• формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
• использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
• Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• Вычитывать все уровни текстовой информации.
• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
• Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
• осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
• представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
• осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Содержание учебного предмета, курса география. Начальный курс. 6 класс.
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля— планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.
Предметные результаты обучения
Виды изображений поверхности Земли (9 ч)
ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 ч)
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности.
Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Практикумы.
1. Изображение здания школы в масштабе.
2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 ч)
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус— модель земного шара.
Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические
карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота. Географические координаты.
Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин.
Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Практикумы. 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Предметные результаты обучения
- .
Строение Земли. Земные оболочки (22 ч)
ЛИТОСФЕРА (5 ч)
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практикумы. 5. Составление описания форм рельефа.
ГИДРОСФЕРА (6 ч)
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.
Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практикумы. 6. Составление описания внутренних вод.
АТМОСФЕРА (7 ч)
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.
Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практикумы. 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. 8. Построение розы ветров. 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4 ч)
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.Практикумы. 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).
Население Земли( 3 ч)
Население Земли. Человечество-единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населённых пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
Тематическое планирование.
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности | Инструмент оценки |
1 | ВВЕДЕНИЕ | 1 | Учащийся должен уметь:
| Обозначение на к/к маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками “Планеты солнечной системы”, “Вращение Земли вокруг Солнца | Практическая работа №1 |
2 | Виды изображений поверхности Земли План местности | 9 | Учащийся должен уметь:
| Работа с планом местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный. | Практическая работа,№1, №2, №3,№4 Контрольная работа №1 |
Стороны горизонта | Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений и азимутов по плану местности. | ||||
Изображение на плане неровностей земной поверхности | Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма. Изображать с помощью горизонталей холма и впадин | ||||
Составление простейших планов местности | Составление плана местности методом маршрутной съемки | ||||
Форма и размеры Земли | Работать с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний | ||||
Градусная сеть на глобусе и карте | Определять географические координаты объектов | ||||
Географическая широта и долгота | Определение по глобусу и картам различных масштабов, параллелей и меридианов | ||||
Изображение на физических картах высот и глубин | Определение по картам высот и глубин объектов | ||||
3 | Строение Земли. Земные оболочки Земля и её внутреннее строение | 22 | Предметные результаты обучения: озера по плану; | Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение земли» .Определение минералов и горных пород по отличительным признакам .Сравнение горных пород, различающихся по происхождению. | |
Подготовка сообщения. о крупнейших землетрясениях и извержение вулканов .Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения | |||||
Движение земной коры | |||||
Определять по карте расположения на материках различных гор, их протяжённость и высоту; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке | Практическая работа №5,№6, №7 | ||||
Рельеф суши .Горы | |||||
Равнины суши | Определять по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяжённости .Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов | ||||
Определение по картам шельфов материков и их частей , материковых остравов, срединно-океанических хребтов океанов | |||||
Рельеф дна Мирового океана | |||||
Составление схемы мирового круговорота воды .Обозначение на контурной карте океанов ,крупных внутренних и внешних морей | |||||
Вода на Земле. | |||||
Движение воды в океане | |||||
Составлениесхемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений. | |||||
Подземные воды | Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды». Знакомство с подземными водами на экскурсии | Практическая работа №7, №8,№9 | |||
Реки | Описание реки своей местности по плану Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяжённых и полноводных рек, каналов | ||||
Озёра | Обозначение на контурной карте крупных озёр и водохранилищ. Сравнение озёр тектонического и ледникового происхождения. Описание озера или водохранилища. | ||||
Ледники | Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границ зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны .Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты. | ||||
Атмосфера: строение, значение, изучение | Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменение плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем | ||||
Температура воздуха | Выявление зависимости меду географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчёт средних температур .Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом | ||||
Атмосферное давление | Изменение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение в тетради рисунка :изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днём и ночью | ||||
Водяной пар в атмосфере | Выявление зависимости количества воды в воздухе от температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах. | Практическая работа №10 Контрольная работа№ | |||
Погода | Заполнение календаря погоды. Изменение среднесуточных температурзимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности | ||||
Климат | Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на его формирование | ||||
Причины влияющие на климат | Выполнение в тетради рисунка :изображение положения Земли по отношению к Солнцу днём и ночью; положение земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом ;и областей ,для которых характерны полярный день и полярная ночь | ||||
Разнообразие и распространение организмов на Земле | Обозначение на контурной карте границ природных зон, Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира», Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы» .Характеристика наиболее известных заповедников и национальных парков. Рассказы о представителях растительного и животного мира. | ||||
Распространение организмов в Мировом океане | Работа по группам: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений | ||||
Природный комплекс | Изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану | ||||
Обобщение | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой | ||||
4 | Население земли | 3 | Должен уметь: рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий; приводить примеры стихийных бедствий в разных районах земли; составлять описание природного комплекса; приводить при меры природного комплекса; при водить примеры мар безопасности при стихийных бедствиях. Должен уметь: Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь:
Личностные результаты обучения Учащийся должен обладать:
| Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка ;границ наиболее населённых стран, городов с населением более 10 млн .человек. определять порядок действий при угрозах различных стихийных бедствий (пожара, урагана, наводнения, землетрясения, сильной жары, холода ,града, грозы ит.д.) | |
Человек и природа | Определять порядок действий при угрозах различных стихийных бедствий(пожжар ураган, наводнениеземлетрясения, сильной жары, холода, града, грозы ит.д.) | ||||
Контроль знаний по разделу Население Земли | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и контурной картой. |
Приложение к рабочей программе.
Календарно-тематическое планирование по географии на 2016-2017 учебный год 1 час в неделю всего 32 часа
География начальный курс: учебник для 6 класса /И.И.Баринова, А.А Плешаков, Н.И. Сонин.—М.:Дрофа, 2016.
№п/п | Тема урока | Дата | |
план | факт | ||
1 | Открытие, изучение и преобразование Земли | 05.09 | |
2 | Понятие о плане местности Практическая работа №1 | 12.09 | |
3 | Стороны горизонта Практическая работа №2 | 19.09 | |
4 | Изображение на плане неровностей земной поверхности | 26.09 | |
5 | Составление простейших планов местности Практическая работа №3 | 03.10 | |
6 | Форма и размеры Земли | 10.10 | |
7 | Градусная сеть на глобусе и карте | 17.10 | |
8 | Географическая широта и долгота Практическая работа №4 | 24.10 | |
9 | Изображение на физических картах высот и глубин | 07.11 | |
10 | Контрольная работа №1 | 14.11 | |
11 | Контрольная работа по тексту администрации | 21.11 | |
12 | Земля и её внутреннее строение | 28.11 | |
13 | Движение земной коры | 05.12 | |
14 | Рельеф суши .Горы | 12.12 | |
15 | Равнины суши Практическая работа №5 | 19.12 | |
16 | Рельеф дна Мирового океана | 16.01 | |
17 | Вода на Земле. | 23.01 | |
18 | Движение воды в океане | 30.01 | |
19 | Подземные воды | 06.02 | |
20 | Контрольная работа по тексту администрации | 13.02 | |
21 | Реки Практическая работа №6 | 20.02 | |
22 | Озёра | 27.02 | |
23 | Ледники | 06.03 | |
24 | Атмосфера: строение, значение, изучение | 13.03 | |
25 | Температура воздуха Практическая работа №7 | 20.03 | |
26 | Атмосферное давление Практическая работа №8 | 03.04 | |
27 | Водяной пар в атмосфере Практическая работа №9 | 10.04 | |
28 | Погода | 17.04 | |
29 | Климат Практическая работа №9 | 24.04 | |
30 | Причины, влияющие на климат | 08.05 | |
31 | Разнообразие и распространение организмов на Земле | 15.05 | |
32 | Распространение организмов в Мировом океане | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная рабочая программа по географии 6 класс по УМК Домогацких, Алексеевского
Примерная рабочая программа "География. 6 класс" по УМК Домогацких, Алексеевского...
Примерная рабочая программа по географии 7 класс
Примерную рабочую программу по географии 7 класс можно использовать для работы учителям работающих с этой категорией учащихся...
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...
Примерная рабочая программа по географии 5 класс ФГОС
Примерная рабочая программа по географии 5 класс ФГОС...
Примерная рабочая программа по географии 7 класс ФГОС
Примерная рабочая программа по географии 7 класс ФГОС...
"Содержание Примерной рабочей программы по географии 5 класса"
Данная таблица Приложения 1 к статье "Изменения в новых ФГОС ООО по географии" отражает изменения в содержании Примерной рабочей программы по географии в 5 - 9 классах ООО....