Примерная рабочая программа по географии 5 класс ФГОС
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Примерная рабочая программа по географии 5 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pogeografii_5_klass_2017_god.docx39.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа  №5 города Новошахтинска

"Утверждаю"

Директор школы

Коваленко Л.Н.._____

Приказ №________

" _" ________ 2016г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование курса: География

Класс: 5

Уровень общего образования: основная школа

Учитель географии: Чебаненко Елена Дмитриевна

Количество часов по учебному плану: 33часа;

Планирование составлено: на основе примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2016 г.

        

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка .

Основными целями курса являются:

  • знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;
  • пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 задачи:-знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к нему;

формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

 Нормативно- правовые документы.1-Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 об утверждении ФГОС основного общего образования.      2-Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015  N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016  N 40937).    3-Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением от 8 апреля 2015 г. Протокол от № 1/15 ). 4- Авторская программа: на основе примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2016  г.    4- Учебный план МБОУ ООШ №5 на 2016-2017 учебный год.

Планируемые  результаты  освоения учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

Содержание программы

ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 5 КЛАСС

 

Раздел I. ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ (5 Ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживойприроды. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно - географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Раздел II. КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ ЗЕМЛЮ (5 Ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1, 2.

Раздел III. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (9 Ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты - гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни:

благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

3.8 Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.

Раздел IV. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (4 Ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4.

Раздел V. ПРИРОДА ЗЕМЛИ (10 Ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Тематическое планирование.

№п/п

Название темы (раздела)

Количество часов

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности

Инструменты оценки

1

Раздел I. ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ

5

Уметь приводить примеры географических объектов; называть отличия в изучении Земли географией  по сравнению с другими науками  (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией );объяснять , для чего изучают географию Становление основных умений принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых общечеловеческих знаний. Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Развитие этических норм понимания поведения человека в природе.

Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности. Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географ. задач.

Приводить примеры объектов живой и неживой природы, их приспособлений, определять сферы взаимодействия наук о природе. Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе.

Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций.

Работа с учебником и электронным приложением .Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы .Работа с атласом.

Тест №1

2

Раздел II. КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ ЗЕМЛЮ

5

Уметь называть основные способы изучения Земли в прошлом и в  настоящее время    и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их  

Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое. Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России.

Определять цели обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности. Самостоятельно применять и преобразовывать знаки и символы в модели и схемы для решения учебных проблем. Работать в соответствии с предложенным планом.

Приводить примеры хода и результатов географических открытий объектов Земли в разные исторические эпохи выдающимися путешественниками мира и России: финикийцы, греки, открытие Америки, Австралии, Антарктиды, Африки, океанов, Сибири, Европ. Севера, А.Никитина. Умение называть и показывать на карте полушарий части земной поверхности, а так же наносить на к/к. маршруты путешественников

Работа с картой: формирование умений правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника; Работать с текстом учебника, контурной  картой. Анализ презентаций

Практические работы №1,№2.

 Контрольная работа №1

3

Раздел III. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ

9

Должен  уметь: описывать представления древних людей о Вселенной; называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты- гиганты; описывать уникальные особенности земли как планеты

Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое. Осознание необходимости уважительного отношения к мнению других людей на примере трагического развития знаний о Вселенной. Оценивать вклад отечественных ученых.

Выделять главное, существенные признаки понятий, высказывать суждения, подтверждая их фактами;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, составлять описания объектов;

Описывать представления древних людей о Вселенной, характеризовать систему мира по Птолемею в сравнении с Коперником и Д.Бруно. Определять изменения представлений Г.Галилея и современность. Становление ответственным отношением к учебе,

коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;

Использование географ.знаний и методов для решения учебных задач, работать с текстом и нетекстовыми компонентами,

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников.

Называть и показывать планеты Солнечной системы, планеты земной группы и планеты–гиганты. Уметь давать характеристику группам планет, систематизировать знания в виде схем и таблиц.

Развитие самоопределения и адекватного оценивания своих достижений в применении знаний в новой ситуации, анализ и синтез разрозненных знаний первоисточников.

Формировать умения ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

Знать и объяснять понятия «астероид», «комета», «метеор», «метеорит». Уметь наблюдать и фиксировать результаты наблюдений разными методами

Работа в тетради : составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя. самостоятельно подготовка сообщения и презентации по теме «Учёные, перевернувшие мир»; Составление характеристики планет гигантов по плану ;

характеристика особенностейразличных небесных тел по иллюстрациям учебника; Сравнение особенностей  планет земной группы; подготовка сообщений о первой женщине –космонавте В.В.Терешковой,  о первом выходе человека в открытый космос (А.А.Леонов).работа с атласом.  

Тест №2.Контрольная работа по тексту администрации.

Зачёт №1

4

Раздел IV. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

4

Должен уметь объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»; находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети  на глобусе и карте; работать с компасом; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков. Становление основных умений принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых общечеловеческих знаний. Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Развитие этических норм понимания поведения человека в природе.

Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и практической деятельности, навыками разрешения проблем; развивать способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

Знать и объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование». Уметь работать с компасом и ориентироваться по местным признакам.

Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, ответственное отношение к учебе.

Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения через практическое применение Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе возникновения мотивации, через поиск сходства и различия плана местности и географической карты.

Уметь самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность с учётом планирования работы вместе с учителем; использовать различные ресурсы для достижения целей. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Объяснять значение понятий: «географическая карта», «меридианы», «параллели», «экватор», «северный и южный полюс», «начальный меридиан», «180й меридиан», шкала высот и глубин», «отметки высот и глубин».

Отработка знания  основных и промежуточных сторон горизонта, ориентирование по  компасу и местным при знакам, отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана местности.

Практические работы №3,№4.

Контрольная работа №2

5

Раздел V. ПРИРОДА ЗЕМЛИ

10

Должен уметь : объяснять значение понятий: литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, гидросфера, океан, море, атмосфера, погода, биосфера, показывать по карте основные географические объекты; наносить на  контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности.

Должен уметь: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать  свою деятельность под руководством учителя ;работать в соответствии  с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное. Существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами ; оценивать работу одноклассников.

Должен обладать: ответственным отношением к учёбе4опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры.

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя. Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока. Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупных вулканов. Подготовка презентаций о природе разных материков Земли. Выполнение тестовых   заданий.

Контрольная работа по тексту администрации, Тест №3.

Зачёт №2

Приложение к рабочей программе.

Календарно-тематическое планирование по географии на 2016-2017 учебный год 1 час в неделю всего 33 часа

География начальный курс: учебник для 5 класса /И.И.Баринова,  А.А  Плешаков, Н.И. Сонин.—М.:Дрофа, 2016.

№ п/п           № п/п

Тема урока

Дата

план

факт

1111

        1

Мир, в котором мы живем.

06.09

2222222        2

Науки о природе

13.09

           3

География – наука о Земле.

20.09

4

Методы географических исследований.

27.09

5

Географические открытия древности и Средневековья.

04.10

6

Важнейшие географические открытия.

11.10

7

Открытия русских путешественников.

18.10

8

Контрольная работа №1 Как люди открывали Землю

25.10

9

Изучение Вселенной

08.11

10

Соседи Солнца. Планеты-гиганты

15.11

11

Контрольная работа по тексту администрации

22.11

12

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

29.11

13

Уникальная планета Земля.  

06.12

14

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

13.12

15

Стороны горизонта

20.12

16

Ориентирование

10.01

17

План местности

17.01

18

Практическая работа № 3 «Составление плана местности по описанию»

24.01

19

Географическая карта

31.01

20

Обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли»

07.02

21

Контрольная работа по тексту администрации

14.02

22

Как возникла Земля

21.02

23

Внутренне строение Земли

28.02

24

Землетрясения и вулканы Практическая работа №5. 

07.03

25

Материки

14.03

26

Материки Обобщение знаний по теме.

21.03

27

Вода на Земле

04.04

        28        28

Воздушная одежда Земли  Практическая работа №7.

11.04

29

Погода

18.04

30

Климат

25.04

31

Живая оболочка Земли

02.05

32

Контрольная работа №2

16.05

33

Обобщающий урок

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная рабочая программа по географии 6 класс по УМК Домогацких, Алексеевского

Примерная рабочая программа "География. 6 класс" по УМК Домогацких, Алексеевского...

Примерная рабочая программа по географии 7 класс

Примерную рабочую программу  по географии 7 класс можно использовать для работы учителям работающих с этой категорией учащихся...

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...

Примерная рабочая программа по географии 6 класс ФГОС

Примерная рабочая программа по географии 6 класс ФГОС...

Примерная рабочая программа по географии 7 класс ФГОС

Примерная рабочая программа по географии 7 класс ФГОС...

"Содержание Примерной рабочей программы по географии 5 класса"

Данная таблица Приложения 1 к статье "Изменения в новых  ФГОС ООО по географии" отражает изменения в содержании Примерной рабочей программы по географии в 5 - 9 классах ООО....