Примерная рабочая программа по географии 5 класс ФГОС
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Примерная рабочая программа по географии 5 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pogeografii_5_klass_2017_god.docx | 39.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №5 города Новошахтинска
"Утверждаю" |
Директор школы |
Коваленко Л.Н.._____ Приказ №________ |
" _" ________ 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование курса: География
Класс: 5
Уровень общего образования: основная школа
Учитель географии: Чебаненко Елена Дмитриевна
Количество часов по учебному плану: 33часа;
Планирование составлено: на основе примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2016 г.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка .
Основными целями курса являются:
- знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;
- пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
задачи:-знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к нему;
формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Нормативно- правовые документы.1-Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 об утверждении ФГОС основного общего образования. 2-Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937). 3-Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением от 8 апреля 2015 г. Протокол от № 1/15 ). 4- Авторская программа: на основе примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2016 г. 4- Учебный план МБОУ ООШ №5 на 2016-2017 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Содержание программы
ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 5 КЛАСС
Раздел I. ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ (5 Ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживойприроды. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно - географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Раздел II. КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ ЗЕМЛЮ (5 Ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1, 2.
Раздел III. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (9 Ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.
Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты - гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни:
благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
3.8 Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.
Раздел IV. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (4 Ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Раздел V. ПРИРОДА ЗЕМЛИ (10 Ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Тематическое планирование.
№п/п | Название темы (раздела) | Количество часов | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности | Инструменты оценки |
1 | Раздел I. ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ | 5 | Уметь приводить примеры географических объектов; называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией );объяснять , для чего изучают географию Становление основных умений принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых общечеловеческих знаний. Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Развитие этических норм понимания поведения человека в природе. Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности. Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географ. задач. Приводить примеры объектов живой и неживой природы, их приспособлений, определять сферы взаимодействия наук о природе. Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе. | Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций. Работа с учебником и электронным приложением .Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы .Работа с атласом. | Тест №1 |
2 | Раздел II. КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ ЗЕМЛЮ | 5 | Уметь называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое. Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России. Определять цели обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности. Самостоятельно применять и преобразовывать знаки и символы в модели и схемы для решения учебных проблем. Работать в соответствии с предложенным планом. Приводить примеры хода и результатов географических открытий объектов Земли в разные исторические эпохи выдающимися путешественниками мира и России: финикийцы, греки, открытие Америки, Австралии, Антарктиды, Африки, океанов, Сибири, Европ. Севера, А.Никитина. Умение называть и показывать на карте полушарий части земной поверхности, а так же наносить на к/к. маршруты путешественников | Работа с картой: формирование умений правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника; Работать с текстом учебника, контурной картой. Анализ презентаций | Практические работы №1,№2. Контрольная работа №1 |
3 | Раздел III. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ | 9 | Должен уметь: описывать представления древних людей о Вселенной; называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты- гиганты; описывать уникальные особенности земли как планеты Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое. Осознание необходимости уважительного отношения к мнению других людей на примере трагического развития знаний о Вселенной. Оценивать вклад отечественных ученых. Выделять главное, существенные признаки понятий, высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, составлять описания объектов; Описывать представления древних людей о Вселенной, характеризовать систему мира по Птолемею в сравнении с Коперником и Д.Бруно. Определять изменения представлений Г.Галилея и современность. Становление ответственным отношением к учебе, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности; Использование географ.знаний и методов для решения учебных задач, работать с текстом и нетекстовыми компонентами, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников. Называть и показывать планеты Солнечной системы, планеты земной группы и планеты–гиганты. Уметь давать характеристику группам планет, систематизировать знания в виде схем и таблиц. Развитие самоопределения и адекватного оценивания своих достижений в применении знаний в новой ситуации, анализ и синтез разрозненных знаний первоисточников. Формировать умения ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; Знать и объяснять понятия «астероид», «комета», «метеор», «метеорит». Уметь наблюдать и фиксировать результаты наблюдений разными методами | Работа в тетради : составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя. самостоятельно подготовка сообщения и презентации по теме «Учёные, перевернувшие мир»; Составление характеристики планет гигантов по плану ; характеристика особенностейразличных небесных тел по иллюстрациям учебника; Сравнение особенностей планет земной группы; подготовка сообщений о первой женщине –космонавте В.В.Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А.А.Леонов).работа с атласом. | Тест №2.Контрольная работа по тексту администрации. Зачёт №1 |
4 | Раздел IV. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ | 4 | Должен уметь объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»; находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; работать с компасом; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков. Становление основных умений принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых общечеловеческих знаний. Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Развитие этических норм понимания поведения человека в природе. Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и практической деятельности, навыками разрешения проблем; развивать способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; Знать и объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование». Уметь работать с компасом и ориентироваться по местным признакам. Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, ответственное отношение к учебе. Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения через практическое применение Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе возникновения мотивации, через поиск сходства и различия плана местности и географической карты. Уметь самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность с учётом планирования работы вместе с учителем; использовать различные ресурсы для достижения целей. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Объяснять значение понятий: «географическая карта», «меридианы», «параллели», «экватор», «северный и южный полюс», «начальный меридиан», «180й меридиан», шкала высот и глубин», «отметки высот и глубин». | Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта, ориентирование по компасу и местным при знакам, отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана местности. | Практические работы №3,№4. Контрольная работа №2 |
5 | Раздел V. ПРИРОДА ЗЕМЛИ | 10 | Должен уметь : объяснять значение понятий: литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, гидросфера, океан, море, атмосфера, погода, биосфера, показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности. Должен уметь: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя ;работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное. Существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами ; оценивать работу одноклассников. Должен обладать: ответственным отношением к учёбе4опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры. | Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя. Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока. Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупных вулканов. Подготовка презентаций о природе разных материков Земли. Выполнение тестовых заданий. | Контрольная работа по тексту администрации, Тест №3. Зачёт №2 |
Приложение к рабочей программе.
Календарно-тематическое планирование по географии на 2016-2017 учебный год 1 час в неделю всего 33 часа
География начальный курс: учебник для 5 класса /И.И.Баринова, А.А Плешаков, Н.И. Сонин.—М.:Дрофа, 2016.
№ п/п № п/п | Тема урока | Дата | ||
план | факт | |||
1111 1 | Мир, в котором мы живем. | 06.09 | ||
2222222 2 | Науки о природе | 13.09 | ||
3 | География – наука о Земле. | 20.09 | ||
4 | Методы географических исследований. | 27.09 | ||
5 | Географические открытия древности и Средневековья. | 04.10 | ||
6 | Важнейшие географические открытия. | 11.10 | ||
7 | Открытия русских путешественников. | 18.10 | ||
8 | Контрольная работа №1 Как люди открывали Землю | 25.10 | ||
9 | Изучение Вселенной | 08.11 | ||
10 | Соседи Солнца. Планеты-гиганты | 15.11 | ||
11 | Контрольная работа по тексту администрации | 22.11 | ||
12 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | 29.11 | ||
13 | Уникальная планета Земля. | 06.12 | ||
14 | Обобщающий урок по теме «Вселенная» | 13.12 | ||
15 | Стороны горизонта | 20.12 | ||
16 | Ориентирование | 10.01 | ||
17 | План местности | 17.01 | ||
18 | Практическая работа № 3 «Составление плана местности по описанию» | 24.01 | ||
19 | Географическая карта | 31.01 | ||
20 | Обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли» | 07.02 | ||
21 | Контрольная работа по тексту администрации | 14.02 | ||
22 | Как возникла Земля | 21.02 | ||
23 | Внутренне строение Земли | 28.02 | ||
24 | Землетрясения и вулканы Практическая работа №5. | 07.03 | ||
25 | Материки | 14.03 | ||
26 | Материки Обобщение знаний по теме. | 21.03 | ||
27 | Вода на Земле | 04.04 | ||
28 28 | Воздушная одежда Земли Практическая работа №7. | 11.04 | ||
29 | Погода | 18.04 | ||
30 | Климат | 25.04 | ||
31 | Живая оболочка Земли | 02.05 | ||
32 | Контрольная работа №2 | 16.05 | ||
33 | Обобщающий урок | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная рабочая программа по географии 6 класс по УМК Домогацких, Алексеевского
Примерная рабочая программа "География. 6 класс" по УМК Домогацких, Алексеевского...
Примерная рабочая программа по географии 7 класс
Примерную рабочую программу по географии 7 класс можно использовать для работы учителям работающих с этой категорией учащихся...
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...
Примерная рабочая программа по географии 6 класс ФГОС
Примерная рабочая программа по географии 6 класс ФГОС...
Примерная рабочая программа по географии 7 класс ФГОС
Примерная рабочая программа по географии 7 класс ФГОС...
"Содержание Примерной рабочей программы по географии 5 класса"
Данная таблица Приложения 1 к статье "Изменения в новых ФГОС ООО по географии" отражает изменения в содержании Примерной рабочей программы по географии в 5 - 9 классах ООО....