Устный иллюстрированный журнал
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

В конспекте урока отражена методика преподавания географии в младших классах. Такая же методика может быть использована и в старшей школе на уроках биологии и географии. все зависит от количества учебной нагрузки и уровня обученности класса. Как правило, такая форма проведения уроков не просто интересна и занимательна, но и очень познавательна для всех возрастов. При проведении устного иллюстрированного журнала необходима предварительная подготовка и репетиция с группой учащихся. Нужно распределить роли, написать слова, подобрать соответсчтвующие костюмы и оформить класс или актовый зал. Но отдача будет на все 100 %. Сложная тема запомниться не тольеко участниками, но так же и зрителями. Иллюстрированный журнал можно провести по многим темам географии и биологии. так же такая форма образования ребят хороша в группе продленного дня в младшей школе или на внеклассных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_illyustrirovannyy_zhurnal_-_kopiya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Лицей № 504

Подготовила учитель географии и биологии Шадрунова Е.А., 2011г

Я предлагаю вашему вниманию страничку из «Устного иллюстрированного журнала»:  инсценированный фрагмент  урока «Гидросфера Земли. Ее составные части». Этот урок подойдет для учащихся 6-7 классов. С гидросферой ребята знакомятся еще в начальной школе. Поэтому они назовут самостоятельно или с помощью учителя составные части этой оболочки. А вот происхождение воды, которая заполняет гигантские впадины Земли (океаны) и углубления суши (реки, озера), им ничего неизвестно. И очень удобно и, как мне кажется, интересно все это проиллюстрировать. Это понравиться не только ребятам-участникам, но и ребятам-зрителям. Это придаст новизну предмету, будет способствовать развитию интереса и памяти, творческих способностей ребят.

Цель: 1) Прививать интерес к предмету.

             2) Расширять эрудицию ребят.

              3) Учить «представлять» глобальные процессы Земли и масштабно мыслить.

              5) Учить детей работать в группе.

              6) Развивать творческие способности учеников.

На этом уроке важна роль учителя. С группой детей он заранее готовит инсценировку происхождения воды. Предварительно вырезаются из картона и подписываются таблички или рисуются «капли воды», «пылинки», «кусочки материи», «газ», «кристаллик льда», «живые организмы». Подбираются нужного цвета платочки (шарфики). Для «солнца» делается небольшая шапочка или корона с эмблемой солнца. Дальше необходимо с ребятами отрепетировать последовательность процесса. Учитель выступает ведущим и одновременно руководителем. У ребят все их заготовки: таблички и платочки должны быть рядом (например, в кармане или лежать на соседней парте). Распределяются роли. Каждому ученику достается не более двух ролей. Остальные ребята на местах могут зарисовать этот сложный процесс во время просмотра или кратко записать его последовательность. По времени инсценировка занимает 15 минут, а остальная часть урока идет по плану. Желательно,  этот фрагмент оставить на конец урока, так как ребята в конце делают вывод. Также таблички «живые организмы» можно раздать всем оставшимся ребятам в классе и в конце они тоже смогут обнять «Землю». На табличках  «Живые организмы» можно приклеить картинки от простейших организмов до млекопитающих. На следующую страничку «Иллюстрированного журнала» берется другая группа детей. Таким образом, ученики смогут с интересом изучать предмет, научаться проявлять себя в разных формах учебной деятельности. Также это способствует развитию мышления, проявление уважения друг к другу и к учителю. Конечно, подготовка учителем такого фрагмента урока требует время, но результат порадует всех: учителя, учащихся и родителей.  

                                   Теория происхождения воды.        

Ведущий: Земля образовалась из холодных пылинок и кусочков материи, вращавшихся вокруг солнца.

(В центре стоит ребенок-солнце, а вокруг него кружат другие дети – «пылинки» и «кусочки».)

Ведущий: Эти кусочки и пылинки стали слипаться и образовали сгусток, получивший название Прото-Земля.

(Дети взялись за руки и тесно прижались друг к другу. Ведущий вешает на группу табличку «Прото-Земля»).

Ведущий: Внутри Прото-Земли стали происходить процессы разогрева. Так зажегся «Огонь Эволюции».

(Дети шевелятся, затем, стоящий в центре ребенок поднимает руку и машет желто-красным платочком.)

Ведущий: Поток тепла из глубоких недр планеты в первую очередь стал вытеснять к поверхности наиболее летучие и легкоплавкие вещества: молекулы газов и воды, кристаллики льда.

(Из группы детей появляются и подпрыгивают дети с табличками: вода, газ, лед).

Ведущий: Вся эта масса газа и воды выплескивалась на поверхность планеты. Вслед за первыми порциями воды и газа на поверхность стали изливаться лавы, из которых выделялись газы и вода.

(Дети достают красные платочки и машут ими, другие с табличками «вода» и «газ» подпрыгивают.)

Ведущий: Из такой первой воды и сформировался мировой океан. Он образовался 4, - 4 млрд. лет назад.

(Дети в середине продолжают махать красными платочками, а крайние дети достают голубые или синие шарфы и разворачивают их.)

Ведущий: Первая вода не была пресной, в ней было растворено много разных веществ. Воздействие солнца на земную поверхность привело к появлению облаков, и полились первые дожди.

(«Солнце» делает руками движения, которые притягивают «пары воды» - к ней подбегают дети с табличками «вода», берут зонты и возвращаются на место).

Ведущий: За 4 млрд. лет эволюции наша планета претерпела существенные изменения. Она не только увеличилась в объеме, но и океан стал глубже. Но самые существенные изменения в гидросферу внесли живые организмы. Они пропускали через свой живой организм воду примерно 2р/год.

(Появляются новые дети с табличками «живые организмы». В руках у них стаканы с водой, они обнимают «Землю».)

Ведущий: Появившись однажды, живые организмы сразу же захватили огромные пространства. А это означает, что гидросфера была несметное количество раз профильтрована организмами. И окружающая нас сейчас вода – это уже не порождение земных недр, а вещество, преобразованное жизнью.

Вывод: (Все участники вместе) «Вода – порождение недр Земли, преобразованное жизнью!»

Список литературы

Тайны воды. Энциклопедия тайн и загадок.  2003г

Атлас мира. Карты и справочно-географические  данные по странам и континентам.    2010г.

Физическая география материков и океанов. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.    Аршинова М.А., Власова Т.В., Ковалева Т.А.,     2009г.

Большая иллюстрированная энциклопедия для географии.   2009г

География материков и океанов. 7 класс. Г.Н.Элькин.  2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный экологический журнал "Приведем планету в порядок!"

Экологический  журнал  предназначен  для  учащихся 5-6-х классов. Состоит  из  трех  страниц: "Отношение  человека  к  природе", "Экология  нашей...

Устный лингвистический журнал.

Устный  лингвистический журнал  может быть проведен в рамках школьной Недели русского языка. Подобная  форма  внеклассно-предметной  работы  помогает развить и углубить и...

Сценарий утренника по ономастике. Устный лингвистический журнал. «Что в имени тебе моем?..» Бал имен .5-6 классы

Устный  лингвистический журнал  проведен нами в рамках школьной Недели русского языка  в шестом  классе. Подобная  форма  внеклассно-предметной  работы  помогае...

Устный лингвистический журнал "Русский язык в дни Великой Отечественной войны"

Методическая разработка для проведения внеклассного мероприятия по русскому языку....

Устный лингвистический журнал. "В.И.Даль и его словарь". 6-8 классы

Внеклассное мероприятие "Устный лингвистический журнал" способно объединить многие лингвистические темы курса русского языка в среднем школьном звене. Наш журнал представляет собой несколько страниц у...

Устный лингвистический журнал "Что в имени тебе моем?.."

Устный лингвистический журнал "Что в имени тебе моем?.."...

«Наш дом на чужбине случайной» - сценарий устного познавательного журнала о судьбах русской эмиграции для учащихся 10-11 классов.

Понимание причин отъезда российской интеллигенции из страны в XX веке; познакомить с известными русскимим эмигрантами....