Устный экологический журнал "Приведем планету в порядок!"
методическая разработка по экологии (6 класс) на тему
Экологический журнал предназначен для учащихся 5-6-х классов. Состоит из трех страниц: "Отношение человека к природе", "Экология нашей станицы", "Правила поведения в природе". Цель проведения мероприятия: формирование экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_ekologicheskiy_zhurnal._privedem_planetu_v_poryadok.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 им. В.П. Адодина
муниципального образования Кореновский район
УСТНЫЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
«Приведем планету в порядок!»
( для учащихся 5 – 6 классов)
учитель географии
I категории
МОБУ СОШ № 7
им. В.П. Адодина
МО Кореновский район
Синченко Ольга Васильевна
ст. Дядьковская
2013
Цель: формирование экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде; воспитание любви, бережного и доброго отношения к природе.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня для вас мы проводим устный экологический журнал «Приведем планету в порядок!»
Чтец: Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
Ведущий: Первая страница экологического журнала называется «Отношение человека к природе» (раскрывается 1-я страница журнала).
И чего только люди не выдумали, чтобы облегчить и улучшить жизнь на Земле. Удобрения, чтобы собирать большие урожаи, и смертоносные яды, чтобы убивать насекомых-вредителей, и автомобили, заполонившие наши улицы. Люди научились в громадных количествах добывать из земных недр полезные ископаемые – уголь, нефть.
Реки перегородили плотинами, и там, где были луга, появились водохранилища. На месте бескрайних лесов построили города, заводы, дороги…
Люди так увлеклись улучшением своей жизни, что не заметили, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах – птиц, зверей. Рыба погибала, отравившись стекающими с полей ядохимикатами, грязными стоками городов и заводов. Яды убивали насекомых на полях, но заодно губили птиц и зверей. Леса вырубались, поэтому животным и птицам труднее было найти еду и убежище. Они погибали.
Воздух в городах стал грязным из-за выхлопных газов автомобилей и дыма заводов.
Не только на улицах, но и вдоль дорог и даже в лесах и на берегах рек и озёр появились кучи мусора. Ведь многие люди, и в том числе дети, выбрасывали прямо себе под ноги обёртки конфет, бумагу, бутылки. Они не задумывались о том, что, например, стекло и пластмасса останутся мусором на долгие годы, природа сама не сможет их переработать.
Планета наша весьма загрязнена, но мы ещё не осознали всей опасности для жизни на огромной мусорной куче. Мы-то на ней пока кое-как живём, но смогут ли жить наши дети?
1
Земля наша тяжело и неизлечимо больна. Многие исследователи и ученые считают, что ещё можно остановить течение болезни. Главное – изменить своё отношение к природе. Давайте посмотрим, как мы с вами в нашей станице охраняем свою родную природу. Все знают, что за здоровье Земли в ответе каждый город и каждый населённый пункт, каждая семья и каждый человек в отдельности.
(Звучит аудиозапись песни «Родные места» (муз. Ю.Антонова, сл. Ю. Пляцковского).)
Ведущий: Страница 2 называется «Экология нашей станицы»
(раскрывается 2-я страница) (учащиеся выступают с сообщениями).
1-й учащийся: Краснодарский край является частью нашей огромной страны – России, на территории которой всё труднее и труднее находить зоны экологического благополучия.
2-й учащийся: Наша станица Дядьковская является частью Краснодарского края. Для неё характерны следующие экологические проблемы:
1-й учащийся: Обмеление и заиливание реки Бейсужок, истощение её рыбных запасов.
2-й учащийся: Сброс загрязнённых сточных вод в реку.
1-й учащийся: Загрязнение подземных вод, используемых для питьевых целей за счёт применения в сельском хозяйстве минеральных удобрений, пестицидов.
2-й учащийся: Разрушение почв под воздействием ветра и воды, что приводит к образованию оврагов на полях, снижению плодородия почв.
1-й учащийся: Свалка бытовых отходов (пыль, дым, неприятный запах).
2-й учащийся: Сжигание мусора, растительных остатков, в результате чего ухудшается химический состав воздуха, наносится ущерб растительному и животному миру).
1-й учащийся: Выбросы вредных веществ в атмосферу от передвижных источников: автомобилей, тракторов.
2
2-й учащийся: Ребята! Каждый из вас может внести свой вклад в охрану природы нашей станицы.
1-й учащийся: Не устраивайте мусорные свалки в неположенных местах.
2-й учащийся: Помогайте содержать в чистоте свои дворы.
1-й учащийся: Не разжигайте костры без присмотра взрослых. Это может привести к нежелательным, порой трагическим экологическим последствиям.
2-й учащийся: Не разоряйте птичьи гнёзда и муравейники.
1-й учащийся: Постарайтесь посадить несколько деревьев, вырастить свой цветник.
Ведущий: Страница 3. «Правила поведения в природе»
Здесь вы узнаете о том, как правильно нужно вести себя в лесу, поле, на речке и в других местах.
(Звучит весёлая музыка. Выбегают Туристы (1) – (4).)
Турист (1): Сегодня мы пришли гулять.
Благо лес – рукой подать!
Закупили всё подряд:
Пищу, спички, лимонад.
Турист (2): Свежий ветер возбудит
Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки, склянки
Лес большой, он всё вместит!
Лес, он чей?
Ничей!
Туристы (1) и (2) (хором):
Ничей!
Турист (3): Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают.
Жги и лей, руби и бей!
Турист (4): Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
3
Турист (1): Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем,
В речку скинем все бутылки,
В море пусть плывут посылки!
Турист (2): Мы цари! Молчи, природа!
Всё здесь наше – лес и воды!
(Звучит весёлая музыка, Туристы (1) – (4) танцуют, разбрасывают мусор, появляется Берендей.)
Берендей: Что за шум в лесу моём?
Что случилось, не поймём.
Кто здесь всё переломал?
Разбросал и не собрал?
За такое поведенье
Вас судить – моё решенье!
Турист (3): Что ты, что ты, Берендей!
Мы не знали, пожалей!
Ведущий: Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и всё, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения на природе. Правил, выполнение которых должно стать естественным для каждого из нас, как привычка говорить «спасибо».
Берендей: А ну-ка, мои помощники – Цветик-семицветик и Гриб Боровик (ударяет посохом об пол),принесите учебник экологической грамотности. Мы научим наших горе туристов, как нужно вести себя в лесу.
(Цветик-семицветик и Гриб Боровик выносят учебник экологической грамотности.)
Итак, вот некоторые правила из нашей экологической азбуки.
(Удар гонга.)
(Показывает первый знак.) Правило первое:
Не ломай ветки деревьев и кустарников. Растение – живое существо, и ветки вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Неслучайно там, где много деревьев, дышится легко.
4
Гриб Боровик (показывает второй знак): Правило второе:
Не повреждай кору на деревьях! Это очень вредит им: через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы-трутовики, которые вызывают заболевания. Деревья долго и мучительно умирают, только сказать об этом не могут.
Цветик-семицветик (показывает третий знак): Правило третье:
Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к скорой смерти! Пусть лучше это чудо природы радует глаз, сердце, душу всех, кто придёт следом за вами. Именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. А букеты можно составлять из прекрасных цветов, выращенных человеком.
Берендей (показывает четвёртый знак): Правило четвёртое:
В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню.
Гриб Боровик (показывает пятый знак): Правило пятое:
Нельзя брать яйца из птичьих гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных зверей. Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверёнышей, не берите их с собой. Животные в природе не потеряны и не брошены, они живут своей жизнью, никто не создаст им необходимых условий для роста и развития, кроме родителей.
Цветик – семицветик (показывает шестой знак): Правило шестое:
Не разводи костёр в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. От костра может возникнуть пожар в лесу в ветреную погоду.
Берендей (показывает седьмой знак): Правило седьмое:
Не сбивай грибы, даже несъедобные. Часто человек, проходя по лесу, сшибает палкой мухоморы, поганки. Тот, кто так поступает, не уважает лес, не понимает его и не любит. Мухоморы помогают расти соснам, елям, берёзам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси и сороки. Многие грибы участвуют в разложении растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные деревья, упавшие сучья, отмершую листву. Они – санитары леса.
5
Гриб Боровик (показывает восьмой знак): Правило восьмое:
В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои гнёзда и норы. Нужно ценить и охранять извечную и мудрую тишину, уметь слушать прекрасную музыку природы, волшебные звуки леса, птичьи перепевы, разговор ветра, журчание ручья.
(Аудиозапись «звуки леса».)
Берендей: Вот мы и познакомили вас с основными правилами поведения в лесу.
Турист (1): Спасибо вам, лесные жители, вы научили нас, как вести себя в лесу. Мы навсегда запомним эти правила и будем их выполнять.
Турист (2): А мне сейчас вспомнились слова писателя и лётчика Антуана де Сент-Экзюпери, который говорил: «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Турист (3): Ребята! Давайте уберём всё за собой и приведём в порядок лесную поляну.
(Звучит аудиозапись песни «Земляничная поляна» (муз .Ю. Антонова, сл. В. Дюнина.) Туристы убирают с поляны мусор.)
Ведущий: О, человек!
Природа-мать ни рек и ни морей
От глаз твоих не прячет,
Ни рослых трав, ни синевы небес.
Цени его, доверие природы,
Не подведи её.
И в тёмный лес входи
Как в храм под каменные своды.
Ребята, мы, готовясь к устному журналу, просили вас нарисовать рисунки на тему «Береги природу!» и подготовиться к конкурсу экологических стихов. Давайте мы сейчас и проведём конкурс на самые лучшие экологические стихи.
(Проводится конкурс. Подводятся итоги конкурсов, награждаются победители.)
Вот и подошла к концу наша встреча. Я хочу ещё раз напомнить вам: любите природу, берегите её и охраняйте! Давайте вместе с вами споём песню о природе.
6
(Звучит мелодия песни «Пусть всегда будет Солнце!» (муз. А.Островского))
Все (вместе; поют): Пусть всегда будут реки!
Пусть всегда будет рыба!
Пусть всегда будет море!
А в пустыни верблюд!
Пусть всегда будут рощи!
Пусть всегда будут птицы!
Пусть в тайге будут звери,
А у дома цветы!
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети!
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!