«Наш дом на чужбине случайной» - сценарий устного познавательного журнала о судьбах русской эмиграции для учащихся 10-11 классов.
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему
Понимание причин отъезда российской интеллигенции из страны в XX веке; познакомить с известными русскимим эмигрантами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.nash_dom_na_chuzhbine_sluchaynoy.docx | 38.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Наш дом на чужбине случайной» - сценарий устного познавательного журнала о судьбах русской эмиграции для учащихся 10-11 классов.
Планируемые результаты:
предметные:
понимание причин отъезда российской интеллигенции из страны в XX веке; познакомить с известными русскими эмигрантами.
метапредметные:
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Действующие лица: 2-е ведущих, чтец.
Оборудование: аудиозаписи: «Анданте» Ф. Мендельсона; музыкальный фрагмент оперы «Летучий голландец» Р. Вагнера; «Соната для виолончели и гитары» Н. Паганини; инструментальная композиция Д. Ласта; мультимедийный проектор, слайды репродукций картин: Клод Моне «Дама в саду», Огюст Ренуар «Руанский собор вечером», Эдгар Дега «Певица»; Д. Левицкий «Портрет Е. Нелидовой», В. Боровиковский «Портрет О. Филипповой», Ф. Рокотов «Портрет Е. Санти»; Н. Мыльников «Портрет Ивана Семеновича Соболева, ярославского купца», Г. Островский «Портрет Анны Сергеевны Лермонтовой»; Л. С. Бакст «С. Дягилев».
Предварительное задание:
- Что может заставить человека покинуть свою Родину?
- Что вы знаете о знаменитых «Русских сезонах», проходивших в Париже в начале XX века?
- Ваше любимое бунинское произведение? Чем оно вам привлекает?
Чтец:
Деньги прячут в сейфах, в банках,
В чулках, в полу, в потолочных балках,
В несгораемых кассах, в почтовых бланках.
Наводняют собой Природу!
Шумят пачки новеньких ассигнаций,
Словно вершины берез, акаций.
Я весь во власти галлюцинаций.
Дайте мне кислороду!
Нас мало – юных, окрыленных,
Не задохнувшихся в пыли,
Еще простых, еще влюбленных
В улыбку детскую земли.
Мы только шорох в старых парках,
Мы только птицы, мы живем
В очарованье пятен ярких,
В чередованье звуковом.
Мы только смутный цвет миндальный,
Мы только первопутный снег,
Оттенок тонкий, отзвук дальний –
Но мы пришли в зловещий век.
Навис он, грубый, огромный,
Но что нам гром его тревог?
Мы целомудренно бездомны,
И с нами звезды, ветер, Бог.
Сегодня мы полистаем страницы устного познавательного журнала, который поможет нам узнать о судьбах русской эмиграции.
Страница 1
1-й ведущий: В мировой истории, наверное, нет подобного по своему объему, численности и культурному значению явления, сравнимого с русским зарубежьем. Наша культура за рубежом имеет давнюю историю. «Из прекрасного далека» о судьбе Отчизны размышлял Н. В. Гоголь, политическими изгнанниками были А. Герцен и Н. Огарев. Люди уезжали из России в разное время – до революции, после, продолжают покидать страну и в наши дни.
Как вы думаете, что может заставить человека покинуть Родину, уехать с «насиженного» места, оставив дом, друзей, работу и начать жизнь заново, с нуля?
В своих письменных ответах (домашнее задание) вы называете разные причины эмиграции. Но прежде, чем мы их перечислим, скажите, что означает слово «эмигрант»?
Ребята отвечают. Затем 2-й ведущий озвучивает ответы ребят.
2-й ведущий: Те из вас, кто назвал одной из причин отъезда из своей страны «желание посмотреть мир, новые города», «познакомиться с историей и культурой других стран», не совсем поняли вопрос. Ведь можно жить в России и путешествовать по всему миру, каждый раз возвращаясь в свою страну. Наверное, нельзя назвать эмиграцию и изменой Родине, а именно так считают некоторые из отвечавших, ведь бывают ситуации, когда жить на Родине становится невозможно, и человек покидает ее. Возможно, это происходит в следующих случаях: из-за плохого материального положения, военных и природных катаклизмов, из-за уголовного преследования, неправильной правительственной политики. Некоторые считают, что покидают свою Родину из-за скуки, или если «человек занимает крупную сумму денег и не отдает ее».
1-й ведущий: В 20-е годы прошлого столетия из нашей страны уехали многие тысячи людей, цвет российской интеллигенции. И не стесненность обстоятельств заставила этих людей покинуть Родину, а атмосфера интеллектуальной инквизиции и невозможность свободно мыслить. Именно это причина была основной для многих российских эмигрантов.
По высказыванию одного историка, эмигрировали не граждане России, эмигрировала сама Россия – ее быт, нравы, обычаи. Уезжавшие люди были носителями великой русской культуры, складывавшейся веками. Они хранили ее, умножали, развивали, несли в мир и знакомили с ней другие народы. Русское зарубежье тех лет никогда не забывало Родины, а в годы Великой Отечественной войны патриотические настроения были особенно сильны. Многие надеялись, что после победы жизнь в России изменится и можно будет вернуться домой. Но этого не случилось. На родине продолжались кампании космополитизма, было сфабриковано «дело врачей», шло наступление на творческую интеллигенцию. Снова – страх, удушение мысли, аресты. Тогда трудно было представить, что в 70-е годы на Запад хлынет новая волна эмигрантов из России. В Нью-Йорке возникнет Брайтон-бич, в Израиле почти 35 % населения составят выходцы из России, в Мельбурне появится русский район. Снова начнут выходить русские газеты, создаваться радио- и телевизионные компании, и русская речь будет слышна повсюду.
И сегодня, в начале нового тысячелетия, прощаясь с великим, прекрасным и безумным XX веком, думая с болью о его ошибках и преступлениях, - вспомним с благодарностью тех великих гениев, давших двадцатому столетию бессмертие.
Звучит музыкальный фрагмент «Анданте» Ф. Мендельсона.
Чтец:
Нет, я не беженец, и я не эмигрант –
Тебе, родительница, русский мой талант,
И вся душа моя, вся мысль моя верна
Тебе, на жизнь меня обрекшая страна!
И. Северянин
2-й ведущий: Эти строки из стихотворения Игоря Северянина в полной мере можно отнести к Сергею Павловичу Дягилеву. Именно теперь, когда отечественный балет, опера и музыка получили всемирное признание, следует помянуть добрым словом того, кто посвятил свою жизнь, талант, огромные знания, неуемную энергию прославлению родного искусства за рубежом.
Личность Дягилева поражает воображением. Его товарищ художник Александр Бенуа говорил о нем так: «Картин Дягилев не писал, за исключением нескольких (очень талантливых) статей , он не занимался писательством, он не имел ни малейшего отношения к архитектуре или скульптуре, а в своем композиторстве он очень скоро совершенно разочаровался; запустил он и пение. Иначе говоря, Сергей Дягилев ни в какой художественной области не был исполнителем, и все же вся его деятельность прошла в области искусства под знаком творчества, созидания…
У Дягилева была своя специальность, это была именно его воля, его хотение. Лишь с момента, когда этот удивительный человек начинал хотеть, всякое дело начинало становиться, делаться».
Дягилев же в своем письме к мачехе Елене Валерьяновне Панаевой-Дягилевой писал о себе: «Что касается до меня, то надо сказать, что я, во-первых, большой шарлатан, хотя и с блеском, во-вторых, большой шармер, в-третьих, большой нахал, в-четвертых, человек с большим количеством логики и малым количеством принципов, и, в-пятых, кажется, бездарность; впрочем, если хочешь, я, кажется, нашел мое настоящее значение - меценатство».
Первым его громким начинанием стала организация художественных выставок. Он знакомит Петербург с английскими и немецкими акварелистами, русскими и финскими художниками, с художниками-импрессионистами Э. Дега, О. Ренуаром, К. Моне.
Проецируются слайды: Клод Моне «Дама в саду», Огюст Ренуар «Руанский собор вечером», Эдгар Дега «Певица».
1-й ведущий: Выставки Дягилева в русском обществе вызвали противоречивые оценки. Восторгов было много, но чаще, гораздо чаще повторялись репинские слова «идиотство», «нарочито». И тут к месту будет сказать, что по части устройства выставок не было Дягилеву равных ни в России, ни в Европе; Америка же по таким делам прибывала тогда в младенчестве. Да и сегодня первоклассные мастера выставочного дела – и у нас, и за границей – штудируют уроки Дягилева с несомненной для себя пользой. Именно Дягилев первым стал рассматривать выставку как «художественное произведение».
С этих выставок и начался поход против Сергея Павловича и его деятельности: «… какие только ушаты грязи не выливались на голову Дягилева и его друзей, какие только не слышались ругательства. Застоявшееся болото зашевелилось, изо всех сторон поднялось кваканье лягушек на тех, кто посмел быть просто талантливым, оригинальным и индивидуальным».
В 1898 году Дягилев затевает издание журнала «Мир искусства», ставшего одним из первых и лучших художественных журналов России. Его девизом были слова Александра Бенуа: «Таланты всех стран, объединяйтесь!» К 1900 году на основе журнала сложилось объединение молодых художников «Мир искусства», в которое вошли Бакст, Врубель, Головин, Добужинский, Лансере, Серов, Сомов и др. И снова Дягилев – душа и организатор нового дела.
Выставка «Мира искусств» следуют одна за другой. В 1905 г. Дягилев устраивает в Таврическом дворце грандиозную историческую выставку русских портретов 18-19 вв., на которой он представил свыше 4000 работ. Здесь вновь заблистали изумительные полотна Владимира Боровиковского, Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого.
Проецируются слайды: Д. Левицкий «Портрет Е. Нелидовой», В. Боровиковский «Портрет О. Филипповой», Ф. Рокотов «Портрет Е. Санти».
2-й ведущий: Благодаря этой выставке Россия узнала и оценила новые художественные имена: Николай Мыльников и Григорий Островский.
Проецируются слайды: Н. Мыльников «Портрет Ивана Семеновича Соболева, ярославского купца», Г. Островский «Портрет Анны Сергеевны Лермонтовой».
2-й ведущий: Сергей Павлович хотел, чтобы эта выставка стала постоянно действующей, пополнялась новыми работами и была историей России в лицах. Но ему этого не разрешили, и он идет служить в дирекцию императорских театров. Молодой 27-летний красавец…
2-й ведущий демонстрирует репродукцию картины С. Дягилева (художник Л. С. Бакст).
… произвел впечатление на многих артисток, в том числе и на самую яркую, могущественную звезду русского императорского балета Матильду Кшесинскую, которая одаривал вниманием сам государь-император. Впоследствии Дягилев с ней подружился. Сергею Павловичу льстило внимание балерины, а Кшесинская очень дорожила советами молодого ти красивого балетомана.
В императорском театре Дягилев проработал недолго. У него случился скандал с тогдашним директором театра князем С. Волконским, который не одобрял новаторских начинаний Сергея Павловича.
Ни один проект Дягилева в России не осуществился: план создания русского национального музея потерпел фиаско; «Мир искусства» прекратил свое существование; устроить в Таврическом дворце постоянно действующую выставку не удалось. Ко всему этому прибавились и неприятности личных отношений. Дягилеву становится тесно в России. Он чувствует себя ненужным, и весной 1906 г. уезжает за границу – завоевывать Европу. И это ему удалось.
1-й ведущий: Все свои начинания Дягилев осуществлял с такой одержимостью, словно незнание Европой русского искусства оскорбляло его национальное чувство. И он не лукавил, когда писал Римскому-Корсакову, что «для него вопрос русских культурных побед» был «вопросом жизни».
Деятельность Сергея Дягилева требовала огромных затрат, и он добывал средства, где мог. Часто дело было на грани краха, доходы от спектаклей не покрывали расходов. А обыватели толковали о «дягилевских миллионах». Но после его кончины в 1929 г. обнаружилось, что у знаменитого хозяина русского балета нет никаких сбережений, кроме уникальной русской библиотеки, которую он мечтал вернуть на родину, да так и не успел.
У Дягилева было другое богатство. Он был счастлив знакомством с Верди, Брамсом, Чайковским, Дебюсси, переписывался с Львом Толстым и Антоном Чеховым, разыскал в Европе неизвестные письма Пушкина.
Ему посвящали свою музыку Равель и Прокофьев, свои полотна Пикассо. Имя его увековечено в Париже на площади Дягилева, где совсем недавно этому замечательному русскому человеку был установлен памятник.
«Чудесен творческий подвиг Дягилева, открывший миру новые земли Красоты, вечно не умирающее его дело, ибо оно вошло в плоть и кровь всего современного искусства и через него будет передано будущему искусству и Вечности».
Звучит музыкальный фрагмент оперы «Летучий голландец» Р. Вагнера.
Страница 2
2-й ведущий: 1917 г. Революция делит Россию на два лагеря. Сомневающимся, выжидающим, желающим переждать российскую бурю она не оставила много времени для выбора.
Баррикады разрезали надвое и русскую литературу. На одной, «красной» стороне, оказались Блок, Брюсов, Горький, Вересаев, Пришвин, Серафимович. На другой – Саша Черный, Мережковский, Тэффи, Северянин, Ходасевич, Набоков, Аверченко, Бальмонт и многие другие.
Ни у одного из прежних эмигрантов, уезжавших из России до революции, - при всем их конфликте с властями, не было ощущения, что мосты сожжены и дороги назад нет. Совсем другое чувство было у послереволюционной эмиграции, его можно выразить одним словом «КАТАСТРОФА».
Октябрьский переворот генерал Деникин наречет «русской смутой», а писатель Иван Бунин окрестит эти событийный «окаянными днями».
Чтец:
Хлябь, хаос - царство Сатаны,
Губящего слепой стихией.
И вот дохнул он над Россией,
Восстал на Божий строй и лад -
И скрыл пучиной окаянной
Великий и священный Град…
И. Бунин
1-й ведущий: Бунин не хотел быть эмигрантом, боялся уезжать из России, боялся, что никогда уже после не увидит ее. На уговоры жены Веры Николаевны отвечал: «Если станет слишком невмоготу, я обещаю тебе, тогда уедем, я слишком русский, чтобы бежать со своей земли».
Но 6 февраля 1920 г. в 4 часа дня, простившись со всеми, Бунины направились к причалу. Нетрезвый мужик, запросив 500 керенок, толкал тележку с их пожитками. Они делали последние шаги по родной земле.
Звучит «Соната для виолончели и гитары» Н. Паганини.
Чтец:
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!
И. Бунин
1-й ведущий: 9 февраля 1920 г. видавший виды французский пароход «Спарта» вышел в открытое море. На его борту среди разношерстной публики был и обезумевший от горя, отчаяния и потерь 49-летний писатель Иван Бунин.
Франция встретила русских, как принимает богатая аристократка бедную родственницу: вежливо поздоровается, чтобы потом не замечать. Заграничный быт, расчетливый и скуповатый, лишенный любезного российского размаха, сушил душу. Дни тянулись до противного однообразно и уныло. Бунин воспоминал Россию, и ему хотелось плакать, как плачут о навсегда ушедшем любимом человеке.
Чтец:
Зарос крапивой и бурьяном
Мой отчий дом. Живи мечтой,
Надеждами, самообманом!
А дни проходят чередой,
Ведут свой круг однообразный,
Не отступая ни на миг
От пожелтевших, пыльных книг
Да от вестей о безобразной,
Несчастной, подлой жизни там,
Где по родным, святым местам,
По ниве тучной и обильной
И по моим былым следам
Чертополох растет могильный.
1-й ведущий: Нового Бунина почти не писал – душа не лежала, говорил: «Не могу писать ради денег, ради гонорара. А писать, как прежде в России, - тоже невозможно». Положение писателя было трудным. Почет уживался с оскорбительным равнодушием, а ощущение таланта и собственной значимости с унизительной бедностью.
Но творческое молчание Ивана Алексеевича было недолгим. Бунин пишет стихи, рассказы и каждая новая вещь совершенней предыдущей: «Митина любовь», «Солнечный удар, «Божье дерево», «Жизнь Арсеньева» и, наконец, книга, которую сам автор неоднократно называл «лучшей из всего написанного» - сборник коротких рассказов «Темные аллеи».
В 1922 г. Ромен Роллан выдвинул Бунина на соискание Нобелевской премии. С тех пор Иван Алексеевич жил надеждами. Но лишь 10 ноября 1933 г. газеты Парижа вышли с громадными заголовками: «Бунин – Нобелевский лауреат». Впервые за время существования Нобелевских премий премия по литературе досталась русскому.
И каждый русский человек в Париже, даже вчерашний крестьянин, теперь работавший грузчиком на заводе «Рено» и Бунина никогда не читавший, воспринял это как личный праздник.
2-й ведущий: Нобелевская премия принесла Бунину всемирную славу и материальное благополучие. С бедностью, казалось, было покончено навсегда. Но… прошло всего лишь два года и с писателем случилось то, что ни тогда, ни позже никто толком объяснить не умел. Он вновь оказался у разбитого корыта.
Бунин не раз приходит к мысли о возвращении на Родину. Сомневается, переживает, да так и не решается уехать.
1-й ведущий: Да, жизнь не баловала Бунина. Не было, кажется, испытаний, которых бы она ему не посылала: он потерял единственного ребенка; его обманывала любовь, когда он шел к ней с открытым сердцем; его предавали друзья; русский писатель, он лишился миллионов русских читателей; богато одаренный, он долгие годы жил в нищете.
В 2 часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 г. Иван Алексеевич Бунин скончался. Похоронили великого писателя на русском кладбище под Парижем в местечке Сен-Женевье де Буа.
Звучит инструментальная композиция Д. Ласта.
Страница 3
1-й ведущий: Как много в истории России тех, кто некоторое время преуспевал, создавал любимые народом и одобренные сверху произведения, был счастлив, имел успех и заслуженное уважение. А потом происходило что-то непонятное, почти мистическое – уходила слава, деньги, предавали друзья, и человек в одно мгновение становился нищим и гонимым. Великие артисты Галина Вишневская и Мстислав Растропович оказались изгоями за то, что приютили в своем доме друга – опального писателя Александра Солженицына.
2-й ведущий: А Виктор Некрасов? Лауреат Сталинской премии, многочисленные переиздания, слава, материальное благополучие… А потом партийные взыскания, обыски, доносы. За что? За то, что написал о своих зарубежных впечатлениях честно, а не так, как тогда предписывалось.
1-й ведущий: Александр Галич – благополучный, богатый человек, автор пьесы «Вас вызывает Таймыр» имел неосторожность в своем произведении «Старательный вальсок» написать следующие строки:
А молчальники вышли в начальники,
Потому что молчание – золото.
Этих слов хватило, чтобы писатель потерял возможность работать. В дальнейшем его исключили из Союза писателей, лишили гражданства СССР и выдворили из страны. Галич уехал во Францию, где и погиб при невыясненных обстоятельствах.
2-й ведущий: Поистине, нет пророков в своем Отечестве. Уехали из страны наши современники: Альфред Шнитке, Эрнст Неизвестный, Михаил Барышников, Илья Кабаков, Михаил Шемякин, Андрей Тарковский, Рудольф Нуриев и многие другие.
1-й ведущий: Но ведь хочется верить, что настанет время, когда русские люди будут гостить в иных землях, а жить будут в России. И если история не сыграет какую-нибудь злую шутку, на которые она столь горазда, то может оказаться, что последняя волна русской эмиграции станет действительно последней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий интерактивно-познавательной программы в музее русского быта "Берегиня".
При Доме детского творчества работает музей истории фотографии г. Торопца и русского быта....
Устный лингвистический журнал. "В.И.Даль и его словарь". 6-8 классы
Внеклассное мероприятие "Устный лингвистический журнал" способно объединить многие лингвистические темы курса русского языка в среднем школьном звене. Наш журнал представляет собой несколько страниц у...
Грамоте учиться - всегда пригодится. (Познавательная игра по русскому языку для учащихся 5- 6 классов).
Познавательная игра по русскому языку для учащихся 5-6 классов....
Милая мама моя (устный журнал, посвящённый дню 8 Марта, для учащихся 5-6 классов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 8 Марта в школах обычно проводится традиционный концерт, подготовленный силами учеников, на который приглашаются, как правило, учителя. А мамы и бабушки учащихся остают...
Судьбы русской эмиграции. Иван Алексеевич Бунин.
quot;Судьбы русской эмиграции. иван Алексеевич Бунин". Работа была выполнена учащимися 10 класса Бондаренко Еленой и Харламовым Дмитрием для участия в региональной конференции, посвященной 100-л...
Алгоритм подготовки к устному собеседованию по русскому языку для учащихся 9-х классов
Данный материал будет интересен для учащихся 9-х классов, которые проходят устное собеседование по русскому языку в середине учебного года. В работе проиллюстрированы 4 вида заданий: чтение текста, пе...
Приказ о проведении устного собеседования по русскому языку среди учащихся 9-х классов от 06.03.2020
Приказ о проведении устного собеседования по русскому языку среди учащихся 9-х классов от 06.03.2020...