План урока по биологии 5 кл. Пасечник "Многоклеточные водоросли"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Конспект урока "Многоклеточные водоросли" по программе В.В. Пасечник создан с учетом технологии развития критического мышления. Прилагается технологическая карта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Многоклеточные водоросли»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Учитель: Грищенко Ирина Валентиновна
Технологии построения урока: развития критического мышления, здоровьесберегающая и ИКТ-технологии.
Цель: изучить строение зеленых, бурых, красных водорослей, выявить роль водорослей в природе и жизни человека.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать строение многоклеточных зелёных водорослей;
- особенности строения и жизнедеятельности бурых, красных водорослей;
- значение водорослей в природе;
- роль водорослей в жизни и деятельности человека.
Метапредметные:
регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
познавательные:
- работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Основные понятия:
Нитчатые водоросли (улотрикс, спирогира, кладофора), бурые водоросли (ламинария, фукус, саргассум), красные водоросли (филлофора, порфира); слоевище (таллом), ризоиды, ядро, вакуоль, хроматофор; фитопланктон.
Ресурсы:
УМК: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс, учебник В.В. Пасечник. – М. :Дрофа, 2015.
- ПК, проектор
- гербарный материал водорослей;
- презентация учителя;
-инструктивные карточки;
-карточки с терминами.
Формы урока:
Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная, групповая.
Методы:
Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративны.
В течение урока ребята пользуются сигнальными карточками. Красная - «Прошу помощи», зеленая – «Готов отвечать».
Отслеживают свою работу, ставят на поля тетради знак «+» за каждый вид деятельности.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | ||
Все встали. Здравствуйте. Садитесь. Настройтесь и раскрепоститесь. Урок начнем мы как всегда, с вопроса: все готовы? | Учащиеся настраиваются на работу на уроке. Да! | Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний. |
2. Актуализация знаний | ||
Как всегда, вы пришли на самый интересный и загадочный урок биологии. Сегодня отгадать тему урока вам поможет вот этот пузырек (показывает йод). Что в нем? Это лекарственное вещество Н.И. Пирогов использовал для лечения ран в период Крымской войны (показывает портрет Пирогова). А какова связь между растениями и йодом? Какие водоросли мы изучили? Какие водоросли нам предстоит изучить? Как звучит тема урока? -Запишите в тетрадь тему урока. И не забывайте оценивать свою деятельность. (на поля в тетрадь ставят знак «+» за каждый вид деятельности) -Какую цель поставим перед собой? -Задачи? | Отвечают на вопрос. (йод) Отвечают на вопросы. В водорослях содержится йод. Одноклеточные. Многоклеточные. Многоклеточные водоросли. Записывают тему урока. Формулируют цель и задачи урока. | Личностные УУД Смыслообразование Познавательные УДД Целеполагание. Регулятивные: оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: оценка действий партнёра. |
l-«Знаю» | ||
Что вы знаете о водорослях? | Отвечают, рассказывают, комментируют ответы, дополняют. | Построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Учет разных мнений. Познавательные УДД. Подведение под понятие. Аналогия, обобщение. Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с полнотой и точностью. Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиции. |
ll-«Хочу узнать» Изучение нового материала | ||
-А знаете ли вы, что такое: ризоиды, ламинария, спирогира, улотрикс, ульва, красные и бурые водоросли? -Хотите узнать? -Ну тогда за работу! «Великая радость –работа. В полях, за станком, за столом! Работай до жаркого пота, Все счастье земли – за трудом»! 1.Задание по инструктивной карточке. Пользуясь учебником прочитать статью и рассказать от первого лица о зеленых, красных, бурых водорослях | Нет! Да! Выполняют работу по инструктивной карте. Записывают в тетрадь термины. Выступают перед классом, слушают ответы учащихся. Каждая пара работает с текстом учебника, инструктивной карточкой. По истечении времени Учащиеся выступают перед классом, рассказывает о водорослях, показывает гербарные экземпляры, крепит на доску карточки с терминами. Задают классу один «тонкий» или «толстый» вопрос, с целью проверки их знаний и внимания. По окончанию работы составляется схема на доске: «Многообразие водорослей» с помощью магнитов и карточек. | Познавательные УДД Анализ. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения. Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций. Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело. |
Проблемный вопрос | ||
- Отнесем ли мы к отделу водоросли валлиснерию из аквариума? (демонстрирует растение) -Как вы думаете перед вами высшее или низшее растение? -по каким признакам вы определили? -сделайте вывод. «Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно Слушаем внимательно». «Значение водорослей» Сообщение с использованием презентации | Около кафедры работает весь класс. Рассматривают валлиснерию. Выполняют работу в группе: отвечают на вопрос, выдвигают гипотезу. Так как, у данного растения есть корни и листья - это высшее растение и не относится к водорослям. Выступление ученицы с сообщением «Значение водорослей» использует слайды презентации. Учащиеся слушают. Ученица задает «толстый» и «тонкий вопрос» классу. Отвечают на вопросы. | |
Дерево знаний: Необходимо выйти к доске и ответить на вопросы по карточкам, сделанным в форме хламидомонады. Вывод: вставьте слова (задание в инструктивной карточке). | Выходят к доске и отвечают на вопросы по карточкам, крепят карточку магнитом к «дереву знаний». Выполняют задание в паре. | Познавательные УДД Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
lll-«Узнал»: | ||
Рефлексия: составьте Синквейн «Водоросли» -Давайте подведем итог, что мы узнали на уроке? -Я узнал…заработал… баллов, оценка… Выставление оценок. Выберите одну фразу для соседа по парте: -Ты молодец! -Я доволен твоей работой на уроке! -Ты мог бы работать лучше. Домашнее задание §18 стр. 102 «подумайте, почему у многоклеточных водорослей отсутствует сосудистая система?» По желанию задание после параграфа «Для любознательных». | Работают в паре, составляют синквейн. Ответы и обсуждения. Подсчитывают число баллов. Оценивают свою работу, называют оценку. 6 баллов – «5» 4-6 – «4» 3 балла - «3» Подбадривают товарищей, благодарят за работу. Записывают домашнее Задание. | Регулятивные УДД Рефлексия. Контроль. Коррекция. |
Приложение.
Инструктивная карточка № 1
1.Бегло прочитайте текст расскажите ребятам о прочитанном от первого лица, например, «Мы бурые водоросли…»
Воспользуйтесь учебником.
Бурые водоросли
Бурые водоросли – морские низшие многоклеточные растения. Окраска слоевища желтовато – бурая. Форма слоевища может быть нитевидным, шаровидным, кустообразным. К грунту крепятся с помощью ризоида. У некоторых из них появляются группы клеток, которые можно назвать тканями. Иногда они содержат воздушные пузырьки, удерживающие растение вертикально.
В дальневосточных морях встречается ламинария, которую мы называем «морской капустой», а в Черном море встречается цистозейра.
2. Вставьте пропущенные слова.
Водоросли это… растения.
Встречаются одноклеточные и … водоросли.
У многоклеточных водорослей тело называется …
Спирогира – это…
К грунту водоросли крепятся с помощью бесцветных ветвистых нитевидных клеток, которые называются…
Самые глубоководные – это…водоросли.
Ламинария – это…водоросль, которая относится к … водорослям.
Водоросли используются в жизни человека…, играют важную роль в …
3. Рефлексия:
-Я узнал, что…, заработал…баллов, оценка…
Выбери фразу для соседа по парте:
-Ты молодец!
-Я доволен твоей работой на уроке!
-Ты мог бы работать лучше.
Инструктивная карточка № 2
1.Бегло прочитайте текст и расскажите ребятам о прочитанном от первого лица, например, «Мы зеленые водоросли…»
Воспользуйтесь учебником.
Зеленые водоросли
Многоклеточные зеленые водоросли низшие растения имеют слоевище в форме нитей или плоских листовидных образований. В проточных пресных водоемах часто встречается нитчатая водоросль улотрикс, у которой хроматофор в виде незамкнутого кольца.
Часто встречаются и ярко – зеленые комки – это нитчатая зеленая водоросль – спирогира, которая имеет хроматофор в виде спирально закрученных лент.
В морях живет ульва, или морской салат. Наиболее сложное строение имеют харовые водоросли и к грунту они прикрепляются с помощью бесцветных нитевидных клеток, которые называются ризоиды (от греческих слов «риза»-корень и «эйдос»-вид). (Запишите на доске).
(смотри учебник стр. 97, рис.61)
2. Вставьте пропущенные слова.
Водоросли это… растения. Встречаются одноклеточные и … водоросли. У многоклеточных водорослей тело называется …Спирогира – это…К грунту водоросли крепятся с помощью бесцветных ветвистых нитевидных клеток, которые называются…
Самые глубоководные – это…водоросли.
Ламинария – это…, которая относится к … водорослям.
Водоросли используются в жизни человека для …, играют важную роль в …
3. Рефлексия:
- Я узнал, что…, заработал…баллов, оценка…
Выбери фразу для соседа по парте:
-Ты молодец!
-Я доволен твоей работой на уроке!
-Ты мог бы работать лучше
Инструктивная карточка № 3
1.Бегло прочитайте текст и расскажите ребятам о прочитанном от первого лица, например, «Мы красные водоросли…»
Воспользуйтесь учебником.
Красные водоросли
Красные водоросли, или багрянки – это многоклеточные водоросли, но встречаются и одноклеточные. В клетках красных водорослей кроме хлорофилла содержится пигмент красного и синего цвета. Благодаря тому, что красные пигменты способны улавливать даже небольшое количество света, багрянки могут расти на значительной глубине 100-200 м. В морях нашей страны встречается филлофора, порфира, анфельция.
2. Вставьте пропущенные слова.
Водоросли это… растения.
Встречаются одноклеточные и … водоросли.
У многоклеточных водорослей тело называется …
Спирогира – это…
К грунту водоросли крепятся с помощью бесцветных ветвистых нитевидных клеток, которые называются…
Самые глубоководные – это…водоросли.
Ламинария – это…водоросль, которая относится к … водорослям.
Водоросли используются в жизни человека…, играют важную роль в …
3. Рефлексия:
-Я узнал, что…, заработал…баллов, оценка…
Выбери фразу для соседа по парте:
-Ты молодец!
-Я доволен твоей работой на уроке!
-Ты мог бы работать лучше.
Используемая литература:
http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-2062
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии 6 класс "Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей."
урок биологии в рамках ФГОС...
урок по биологии 5 кл роль водорослей
урок для 5 кл по фгос...
План урока по биологии в 8 классе на тему "Типы соединения костей"
Цели урока: 1) закрепить знания о строении и функциях частей скелета; ...
план урока по биологии в 7 классе по теме : отдел голосеменные к учебнику Сухоруковой Л.Н.
план-конспект урока по биологии в 7 классе по теме: " Отдел Голосеменные" (ФГОС)...
план урока по биологии в 5 классе по теме : Среда обитания.Экологические факторы к учебнику Сухоруковой Л.Н.
технологическая карта урока по биологии в 5 классе(ФГОС) по теме Среда обитания.Экологические факторы....
Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме "Многоклеточные водоросли".
Программа В.В.Пасечника. Урок биологии "Строение многоклеточных водорослей" 5 класс...
План-урока по биологии
quot;Вегетативное размножение растений"...