План-урока по биологии
учебно-методический материал по биологии (6 класс)
"Вегетативное размножение растений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вегетативное размножение растений | 271.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему: «Вегетативное размножение растений»
Урок Биологии 6 класс
Учитель: Попова К.И
Цель: создать условия для закрепления знаний учащихся о размножении и его видах, познакомить учащихся со способами вегетативного размножения, научить применять некоторые способы вегетативного размножения на практике
Личностные УУД - воспитание бережного ценностного отношения к растениям, формирование положительных эмоций, самореализация личности подростка в коллективе посредством общения и контакта с природными объектами в условиях учебно-практической деятельности;
Познавательные УУД - формирование умений работать с информацией, развивать познавательную активность, знакомство с основными способами вегетативного размножения покрытосеменных растений, его практическим значением в природе и хозяйственной деятельности человека;
Регулятивные УУД - формирование умений выполнять задание учителя, волевая саморегуляция;
Коммуникативные УУД - формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества.
Планируемые результаты:
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение основных способов вегетативного размножения покрытосеменных растений;
- понимание ценностного отношения к окружающей среде;
- овладение умением оценивать с эстетической и практической точки зрения объекты живой природы родного края;
- анализ, сравнение объектов живой природы, умение делать выводы на основе сравнения;
- овладение практическими навыками вегетативного размножения комнатных растений.
Оборудование: раздаточный материал для групп, цветочные горшки с почвой, комнатные растения: традесканция, хлорофитум, фиалка; стаканы с водой.
Тип урока: урок нового знания
Формы работы: фронтальная, парная, групповая.
Используемые образовательные технологии: элементы технологии сотрудничества
Приёмы по формированию самоконтроля и самооценки: самооценка по плану на основе видов деятельности
Ресурсы:
- Пономарёва И.Н. Биология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ ИН. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. И.Н. Пономарёвой. М.: Вентана – Граф, 2014;
- Раздаточный материал
Ход урока
1 этап. Организационный этап урока
Учитель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех сегодня! Скажите, какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? (ответы учащихся могут быть следующие – хорошее, отличное и т.д.) Я желаю вам сохранить хорошее (отличное) настроение на весь урок.
- этап. Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний
Учитель: Ребята, у моей знакомой растет очень красивый цветок пеларгонии, я хочу получить такое же растение, с такими же цветками. Как мне это сделать?
Ученик: размножить
Учитель: Спасибо. А теперь скажите, как называются органы растения, не участвующие в половом размножении, а выполняющие функции обеспечение растений водой, органическими и минеральными веществами?
Ученик: вегетативные.
Учитель: Верно. Тогда давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока из понятий, которые только что назвали - размножение, растения, вегетативные.
Ученик: Вегетативное размножение растений
Учитель: Верно. Запишите пожалуйста тему урока в свои тетради (учащиеся записывают тему урока)
3 этап. Изучение нового материала
Учитель: Ребята, но мы с вами также знаем, что, кроме основных, вегетативные органы выполняют иногда и другие, несвойственные им функции. Приведите примеры растений, вегетативные органы которых осуществляют какие – либо дополнительные функции.
Ученик: видоизменённый корень морковки запасает питательные вещества
Ученик: Особые клубеньки на корнях бобовых растений способны усваивать газообразный азот
Учитель: Всё верно. А кроме того, что вы назвали, с помощью вегетативных органов некоторые растения могут размножаться. Как может называться такой способ размножения?
Ученик: такой способ размножения может называться вегетативным размножением.
Учитель: Правильно. Попробуйте сформулировать определение вегетативного размножения.
Ученик: Вегетативное размножение – это размножение растений с помощью вегетативных органов (корней, листьев, побегов) (при необходимости учитель поправляет ответ ученика)
Учитель: Абсолютно верно. Запишем определение в тетрадь. А помните сказку «Мужик и медведь», в которой медведь хотел то вершки, то корешки съесть?
Учитель: Растения размножаются как с помощью подземных, так и надземных побегов.
Учитель: Ребята, существует много способов вегетативного размножения. И сейчас ваша задача заполнить схему «Вегетативное размножение растений» с помощью учебника и дополнительного материала (Приложение 1), который лежит у вас на партах (учащиеся работают в парах и заполняют схему «Вегетативное размножение растений»).
Учитель: Кто желает рассказать, что у него получилось (один ученик с места или у доски рассказывает результаты парной работы, другие при необходимости поправляют или дополняют)
Ученик:
Размножение вегетативными органами
корнем побегом
корневым отпрыском стеблем листом
(малина, яблоня, рябина) (бегония, сенполия)
корневым черенком надземным побегом подземным побегом
(одуванчик)
стеблевыми черенками клубнем
(ива, смородина, тополь) (картофель)
корневым клубнем
(георгин) отводками корневищем
(смородина, крыжовник) (ирис, ландыш, крапива)
усами луковицей
(клубника, земляника) (тюльпан, лук, чеснок)
прививкой
(яблоня, груша, слива)
Учитель: Молодец. Спасибо. Итак, ребята, в чём значение вегетативного размножения? (ответы записывают в тетрадь)
Ученик: растения, появившиеся путем вегетативного размножения, быстро расселяются
Ученик: растения, появившиеся путем вегетативного размножения, сохраняют все признаки материнского организма
Ученик: растения, появившиеся путем вегетативного размножения, успешно конкурируют с другими растениями
Ученик: растения, появившиеся путем вегетативного размножения, дают большое количество потомства.
Физкультминутка
Учитель: Совершенно верно. А теперь давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку. Для этого вам необходимо при согласии на первые два моих высказывания наклонять голову в право, влево, если не согласны, на вторые два при согласии наклоняйте голову вперёд, при не согласии назад, на третьи два при согласии сидеть, при несогласии встать. Начнём:
«да» - наклон головы вправо, «нет» - влево
- Цветок - орган вегетативного размножения;
- При вегетативном размножении растений у потомства не появляется новых наследственных признаков.
«да» - наклон головы вперед, «нет» - назад
- Усы – это надземный ползучий побег;
- Тюльпан размножается корневищем.
«да» - сидеть, «нет» - встать
- Черенки бывают листовыми, стеблевыми, корневыми;
- Черенок – это отделенный от растения укоренившийся боковой побег.
4 этап. Практическая работа.
Учитель: Теперь, ребята, вы будете выполнять лабораторную работу «Вегетативное размножение растений», работая в группах. (Прежде чем учащиеся приступают к выполнению лабораторной работы по инструкции, учитель напоминает о необходимости соблюдения техники безопасности при работе с режущими инструментами).
Учитель: Каждая группа имеет свое задание. Внимательно прочтите инструкцию и приступайте к работе (учащиеся работают в группах с инструктивной карточкой (Приложение 2)).
5 этап. Рефлексивно - оценочный
Учитель: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. А теперь скажите, что нового узнали на уроке? Что больше всего понравилось на уроке? Возникли ли у вас трудности? (ответы учащихся)
Учитель: У вас на столах лежат карточки, оцените свою работу и работу группы по предложенному плану
критерии | да | нет |
Работали дружно | ||
Выслушивали мнение всех | ||
Получили нужную информацию | ||
Выступление вашей группы было интересно и понятно остальным учащимся |
Ответ «да» -1 балл
Ответ «нет» - 0 баллов
6 этап. Домашнее задание
Учитель: Ребята, ваша задача до следующего урока результаты своих наблюдений по изменению вашего растения, заносить в таблицу.
Название растения | Дата | |||
начала укоренения | начала образования придаточных корней | высадки в цветочные горшки | начала роста побегов | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ СХЕМЫ
Листовыми черенками (бегония, сенполия, сансевьера)
Корневыми черенками (шиповник, малина, одуванчик)
Стеблевыми черенками (смородина, тополь, ива)
Корневыми отпрысками (осина, рябина, тополь, осот)
Усами (земляника, хлорофитум)
Корневищами (ирис, ландыш, пырей)
Отводками (смородины, крыжовник, малина, яблоня)
Клубнями (картофель, топинамбур)
Прививкой (яблоня, груша, слива, вишня)
Лукавицами (лук, чеснок, тюльпан)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА (ГРУППА №1)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ СТЕБЛЕВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ»
Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений стеблевыми черенками.
Оборудование: горшок с землей, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения.
Ход работы
1. Осторожно срежьте стеблевой черенок с 3-4 листьями с растения традесканция.
2. Удалите с них два нижних листа.
3. Сделайте в почве углубление.
4. Поместите черенок в почву так, чтобы нижний узел был скрыт почвой.
5. Присыпьте черенок землей.
6. Аккуратно полейте.
7. Накройте черенок стаканом.
8. Оформите протокол опыта.
9. Сделайте вывод.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА (ГРУППА №2)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ЛИСТОВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ»
Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений листовыми черенками.
Оборудование: горшок с землей, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения.
Ход работы
1. Осторожно срежьте лист с растения узамбарская фиалка.
2. Сделайте в песке углубление.
3. Поместите листовой черенок в углубление и присыпьте черенок песком.
4. Полейте небольшим количеством воды.
5. Накройте черенок стаканом.
6. Оформите протокол опыта.
7. Сделайте вывод.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА (ГРУППА №3)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ПОЛЗУЧИМИ ПОБЕГАМИ»
Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений ползучими побегами.
Оборудование: горшок с почвой, ножницы, стакан с водой.
Ход работы
1. Осторожно срежьте с материнского растения хлорофитум маленькое растеньице с корешками.
2. Сделайте в почве углубление.
3. Поместите туда маленькое растение и аккуратно присыпьте землей.
4. Полейте растение.
5. Накройте черенок стаканом
6. Оформите протокол опыта.
7. Сделайте вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разнообразие растений. Урок биологии в 6 классе. (план урока)
Урок биологии в 6 классе по изучению многообразия растений....
план урока по теме "Птицы" биология 7 класс
данный урок - урок изучения нового материала с использованием ИКТ(слайдовая презентация) на этапе изучения нового материала и этапе закрепления полученных знаний....
План урока и презентация к уроку биологии в 8 классе "Регуляция деятельности пищеварительной системы"
Представлены краткий план урока и презентация к уроку биологии в 8 классе "Регуляция деятельности пищеварительной системы"...
План урока биологии по теме:" Реализация наследственной информации в клетке"
Предназначен для учителей, работающих по учебникуВ.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень....
«Размножение организмов»-план урока биология 9 класс
«Размножение организмов»...
План урока Биология -наука о живой природе
План урока Биология -наука о живой природе...
План урока по биологии 5 кл. Пасечник "Многоклеточные водоросли"
Конспект урока "Многоклеточные водоросли" по программе В.В. Пасечник создан с учетом технологии развития критического мышления. Прилагается технологическая карта....