урок по биологии 5 кл роль водорослей
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Щеглова Ольга Федоровна МБОУ СОШ № 46 г.о. Самара
Предмет: биология
Класс: 5
Технологическая карта урока
Автор УМК – В.В. Пасечник.
Учебник – Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012г.
Рабочая тетрадь - Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013г.
Тема урока | Роль водорослей в природе и жизни человека. Урок № 25. |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний и умений. |
Технология | Личностно-ориентированная, игровая, ИКТ. |
Методы |
- восприятия (словесные, наглядные); - познавательного аспекта (репродуктивные, частично- поисковые) - логического аспекта ( анализ, синтез, классификация)
|
Цель урока | Формирование новых знаний о многообразии водорослей, их значении и роли в природе и жизни человека, формирование творческого потенциала школьников. |
Задачи урока | Образовательная: формировать умение объяснять строение водорослей, как представителей низших растений, их характерных признаках, и многообразии; роли водорослей в природе и жизни человека; продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы; создать условия для развития у учащихся умений применять знания ситуациях. Развивающая: развивать умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; стимулировать познавательную активность ребят, формировать умения быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать. Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение работать коллективно и в парах, положительное отношение к учебе, любовь к природе. |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, парная. |
Оборудование | Карточки, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР – электронное приложение для учебника 5 класса (www.drofa) |
Планируемые результаты обучения: | ПРЕДМЕТНЫЕ: Воспроизведение и описание: -давать определения терминам низшие растения, слоевище, таллом; - приводить примеры водорослей различных групп; -описывать внешнее строение водорослей; - составлять рассказ по рисункам и схеме о роли водорослей в природе и жизни человека. Интеллектуальный уровень: -доказывать принадлежность водорослей к низшим растениям; - отличать строение одноклеточных водорослей от растительной клетки; - находить сходные и различные признаки водорослей; - определять направления использования водорослей - прогнозировать последствия исчезновения водорослей на Земле МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. - уметь работать с текстом учебника, выбирать главное. ЛИЧНОСТНЫЕ. - понимать смысл понятий «добро», «природа»; - уметь адекватно оценивать свои знания и знания товарища; - уметь общаться и сотрудничать с одноклассниками. |
Организация урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1 этап – Организационный, целеполагание. | ||||||
1. Приветствует уч-ся и проверяет готовность к уроку. 2. Задает вопрос классу: «Почему обитатели воды могут свободно дышать? Какова тема урока?» 3.Организует беседу о теме предстоящего урока. 4.Сообщает задачи урока. | Отвечают на вопрос. Выдвигают предположения о теме урока. | Выдвигать предположения и обосновывать. Осуществлять актуализацию личностного жизненного опыта | Взаимодействуют с учителем во время беседы. | Слушать товарищей. Строить понятные объяснения или высказывания. | Контролируют правильность ответов и предположений. Формулируют тему и цели урока. | Уметь слушать. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять или уточнять высказанные мнения. |
2 этап – Проверка знаний. | ||||||
1.Организует работу в парах: игра «Ответы на вопросы», раздает карточки с заданиями. /приложение 1/ 2. Работа у доски: А) 1 ученик заполняет таблицу (распределить представителей водорослей по группам) /приложение 2/ Б) 2 ученик: «слова- перевертыши» расшифровать и объяснить. /приложение 3/ | В парах обсуждают вопрос и отмечают правильный ответ. Индивидуально работают по своим карточкам. | Анализировать содержание вопроса на слух и заполнять таблицу в цифровом формате. Классифици- ровать и анализировать информацию, заполнять таблицу. Строить логическое рассуждение, анализировать, выдвигать предположения | Внимательно слушают текст вопроса, находят общее решение и отмечают ответ в карточке. Внимательно работают с текстом задания. | Понимать речь учителя. Распределять роль в парах. Умение сотрудничать Умение подчиняться. Понимать смысл задания. | Работают по алгоритму, сверяют свои действия с целью. Применяют знания в новых условиях. Оценивают сложность задания. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль Выполнять самостоятельно задание. |
1.Организует фронтальную проверку работ уч-ся у доски. 2. Оценивает по результатам опроса у доски. 3. Организует самопроверку по итогам игры в парах с дальнейшим обсуждением. 4.Фронтальная устная работа по вопросам: - что общего у всех водорослей? - как водоросли приспособлены к жизни в водной среде? | Строит речевое высказывание. Осуществляет рефлексию способов своей деятельности. Проверяют правильность заполнения таблицы с помощью ответов на слайде. Обсуждают результат работы. Исправляют ошибки, если есть. Отвечают на вопросы. | Доказывать и аргументировать свое решение.
Уметь использовать знаково-символические действия. Уметь работать по алгоритму. Проявлять любознательность. Обобщать изученную информацию. | Все остальные школьники выслушивают ответы. Задают вопросы, исправляют или уточняют. Участвуют в обсуждении ответов на вопросы и исправлении ошибок. | Понимать на слух ответы. Умение задавать учебные вопросы. Умение сдерживать эмоции. Уметь формулировать свои мысли. Строить понятные высказывания для одноклассников. |
Школьники контролируют правильность выполнения задания. Оценивают свои действия. | Принимать и сохранять учебную задачу. Осуществить взаимоконтроль.
Адекватно воспринять оценку учителя,
Развивать самооценку. |
3 этап - Изучение нового материала. | ||||||
1.Задает вопрос классу: «Космонавты хлореллу называют космическим хлебом. Почему?» 2.Организует: - самостоятельную работу с текстом статьи «Значение водорослей в природе и жизни человека» стр 103 и рис 64. - работу в РТ стр 43 №64. - просмотр ЭОР-www.drofa.ru, биология 5кл. – «Значение водорослей». - обсуждение результатов работы в парах. 3. Наблюдает за работой школьников, помогает тем, кому трудно. | Отвечают на вопрос. Осуществляют смысловое чтение текста учебника. Заполняют схему в РТ. Просматривают и прослушивают файл, дополняют и вносят в РТ. Обсуждают результат работы, участвуют в беседе. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию. Смотреть учебную информацию и соотносить свои записи с текстом учебника. Структурировать ответ в письменной и устной форме. | Школьники выслушивают ответы друг друга. Озвучивают результат работы с опорой на записи.
Задают вопросы, исправляют или уточняют. Участвуют в обсуждении. | Строить монологическое высказывание.
Понимать на слух ответы одноклассников и звуковую учебную информацию. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи. Организовать учебное взаимодействие в парах. | Контролировать правильность и полноту выполнения задания. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. |
4 этап – Закрепление | ||||||
1.Задает классу вопрос: «Что произойдет на Земле, если исчезнут водоросли?» 2.Выставляет оценки. | Высказывают свое мнение и прогнозируют ситуацию. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении. | Понимать смысл задания. | Применяют знания в новых условиях. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
5 этап- Рефлексия | ||||||
Слушает ответы учащихся. | Я научился… Было интересно… Было трудно… Могу похвалить себя за то, что… Больше всего мне понравилось… | |||||
6 этап - Домашнее задание. | ||||||
Объясняет сущность д/з: - §18,до конца; - РТ № 62 и 63 до конца; - Что такое «красный снег»? найти ответ из разных источников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии "Водоросли", 6 класс
Урок изучения нового материала. Цели урока: познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями; -познакомить со средой обитания водорослей; -раскрыть особенности строения тела однокл...
Открытый урок по биологии 6 класс "Строение и значение водорослей"
Урок географии проводится в 6 классе...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии. Методическая разработка урока биологии по теме "Водоросли"
методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Водоросли"...
Урок биологии 6 класс "Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей."
урок биологии в рамках ФГОС...
Конспект урока по биологии «Одноклеточные зеленые водоросли»
Конспект урока по биологии...
Разработка отрытого урока по биологии по теме "Водоросли"
Предлагаю вашему вниманию разработку урока по теме "Водоросли", разработанного в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...
Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс
Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс Лабора...