Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный географ»
календарно-тематическое планирование по географии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsialnaya_distsiplina.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный географ»
Научно-познавательное направление 5 класс
Составитель: учитель географии Сорокина Марина Игоревна высшая категория 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Главная особенность курса «Юный географ» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Рабочая программа курса «Юный географ» разработана на основе следующих нормативных документов:
Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
∙ Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
∙ Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993;
письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Цель изучения курса Сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Основные задачи курса:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического
- пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Общая характеристика курса «Юный географ»
Программа внеурочного курса «Юный географ» для учащихся 5 классов является расширением предмета «География».
Основополагающими принципами построения курса «Юный географ» являются:
научность в сочетании с доступностью;
практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.
Описание места учебного курса «Юный географ» в учебном плане
Программа курса "Юный географ" рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю, 1 год обучения в условиях организации внеурочной деятельности ФГОС ООО) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 6 классов.
Возраст учащихся: 10-11 лет.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.
В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
обеспечение преемственности начального общего, основного и разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных среднего (полного) общего образования;
особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Юный географ», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Важными формами деятельности учащихся являются: развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса география используются следующие формы работы с учащимися: работа в малых группах (2-5 человек); проектная работа; подготовка сообщений/ рефератов; исследовательская деятельность; информационно-поисковая деятельность; выполнение практических работ.
Содержание программы курса «Юный географ» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления. Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.
Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете географии и за его пределами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Юный географ» Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность химии заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Личностные результаты
Учащиеся смогут:
- 1.Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук
- 2. Развивать интеллектуальные и творческие способности.
Учащиеся получат возможность:
- Воспитать ответственное отношение к природе
- Осознать необходимость защиты окружающей среды.
- Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук.
Метапредметные результаты
Учащиеся научатся:
1. Овладевать способами самоорганизации учебной деятельности: а) ставить цели и планировать личную учебную деятельность; б) оценивать собственный вклад в деятельность группы; в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений
2. Освоивать приемы исследовательской деятельности: а) формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдении); б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы; в) формулировать выводы по результатам исследования.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь: а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе и в виде СД, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;
б) систематизировать информацию;
в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.
2. Овладевать опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью.
Предметные
Учащиеся должны:
1. В ценностно- ориентационной сфере - формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.
2. Формировать элементарные исследовательские умения.
Учащиеся получат возможность:
Применять полученные знания и умения: а) для решения практических задач в повседневной жизни; б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол-во часов | ||
1 | Введение. | 1 | ||
Вселенная — 3ч | ||||
2 | Знакомство со Вселенной. | 1 | ||
3 | Мир звезд, созвездия. | 1 | ||
Практикум на местности — 6ч | ||||
4 | Особенности погоды своей местности (календарь погоды) | 1 | ||
5 | Ориентирование на местности с помощью компаса и по местным признакам. | 2 | ||
6 | Измерение высоты местности с помощью нивелира. | 1 | ||
7 | Составление плана местности методом маршрутной съемки. | 2 | ||
8. Сборка высокоточной модели солнечной системы — 20ч | ||||
Изучение своей местности — 5ч | ||||
9 | Воды своей местности. Экскурсия на речку. | 1 | ||
10 | Воды своей местности. Экскурсия на озеро. | 1 | ||
11 | Растительность своей местности (сборка гербария). | 2 | ||
12 | Природа своей местности и ее охрана. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...