Работа с текстом на уроках как инструмент развития функциональной (читательской) грамотности обучающихся
статья по русскому языку

Беляева Алевтина Фёдоровна

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и химии как инструмент развития функциональной (читательской) грамотности обучающихся

Задачи:

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ:

1. Мотивация учения.

2. Постановка педагогической проблемы.

3. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

4. Подведение итогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Читать – это ещё ничего не значит;

что читать и как понимать читаемое –

вот в чём главное дело.

 К.Д.Ушинский

Работа с текстом на уроках как инструмент развития

функциональной (читательской) грамотности обучающихся

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и химии как инструмент развития

функциональной (читательской) грамотности обучающихся

Задачи:

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ:

1. Мотивация учения.

2. Постановка педагогической проблемы.

3. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

4. Подведение итогов.

  1. Мотивация учения.   Приём «Верите ли вы …»                 2СЛАЙД

1. Верите ли вы, что можно всех детей научить учиться?

2. Верите ли вы, что безграмотных детей нет?

3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

4. Верите ли вы, что всё это происходит ради родителей?

5. Верите ли вы, что учитель знает всё?

6. Верите ли вы, что читательскую грамотность нужно развивать только на уроках литературы?

7. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?

8. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?

Я тоже в это не верю. Какой приём я сейчас использовала?

Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока, что позволяет связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.

Как обстоит дело с функциональной грамотностью?

Актуальность и значимость                                                         3СЛАЙД

        Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года определены национальные цели и стратегические задачи развития страны до 2024 года. Для осуществления научно-технического и социально-экономического прорыва в развитии государства необходимо обеспечить вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира и темпы экономического роста выше мировых. Правительству РФ поручено создать условия для обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение страны в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204)

Международные исследования в области образования год за годом подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности во время переноса предметных знаний в ситуации, приближенные к жизненным реальностям. Основной причиной невысоких результатов российских учащихся является недостаточная сформированность способности использовать (переносить) имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень овладения общеучебными умениями - поиска новых или альтернативных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов. (Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования». – Москва, 2021г)

Данная причина связана с особенностями организации учебного процесса в российских школах, его ориентации на овладение предметными знаниями и умениями, решение типичных (стандартных задач), как правило, входящих в демоверсии или банки заданий ОГЭ и ЕГЭ. Следует также отметить недостаточную подготовку учителей в области формирования функциональной грамотности, а также отсутствие необходимых учебно-методических материалов (Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования» – М., 2021г)

Что же такое функциональная грамотность?

Понятие функциональной грамотности включает в себя способность учащихся применять предметные знания и базовые навыки для решения повседневных задач, умение комплексно решать проблемы разной степени сложности в ситуациях, выходящих за рамки учебного пространства.                                                

Общепринятым сегодня является тезис о том, что обязательными структурными компонентами функциональной грамотности являются читательская, математическая, естественно-научная и финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции.

Что такое читательская грамотность?

Читательская грамотность - это способность человека понимать, использовать и оценивать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.                                                                                  4СЛАЙД

Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность анализировать прочитанное.

          Недетскую судьбу детского чтения подтверждает новая статистика. По результатам всероссийского опроса, за прошедшие 15 лет ситуация значительно ухудшилась. Школьники младших классов книги любят, а вот каждый пятый подросток ненавидит читать. 50% делают это только ради получения хорошей оценки. Подобная тенденция влечет за собой риск уже в ближайшем будущем получить нечитающее поколение, и это мнение экспертов.

 10 октября 2024 года на портале Федерального института оценки качества образования опубликован отчёт о результатах общероссийской оценки качества общего образования по модели международных сопоставительных исследований качества образования за 2023 год. Оценка проводится в России ежегодно с 2019 года.  Она направлена на измерение функциональной грамотности пятнадцатилетних учащихся — умения использовать навыки чтения, а также математические и естественно-научные знания в различных жизненных ситуациях. 

Некоторые результаты исследования 2023 года:

  • Средний балл по читательской грамотности составил 510 баллов (11-е место в рейтинге стран). 
  • По математической грамотности — 507 баллов (16-е место). 
  • По естественно-научной грамотности — 488 баллов (29-е место). 

По сравнению с 2022 годом значительно сократилась доля тех, кто не достиг пороговых уровней функциональной грамотности.  Например, по сравнению с 2022 годом доля учеников, не преодолевших пороговый уровень по математике, снизилась сразу в два раза — с 15,8 до 7,6%. 

Основная причина - информационная загруженность в средствах массовой информации и окружающем мире в целом. Низкий уровень культуры чтения - ключевая проблема в образовании. Именно качественное чтение призвано способствовать личностному росту и конкурентоспособности современного человека, живущего в информационнокультурной среде.

Поэтому формирование читательской грамотности играет ведущую роль и для образования, и для государства.

Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ                                                                         5СЛАЙД

Читательская грамотность является одной из составных частей планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС и включает в себя ряд компонентов.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c0736f4aa90e385fbe83bd52f6af0a6458373e3b-13088547-images-thumbs&n=13

Схема 1.Компоненты читательской грамотности

Требования к ее уровню представлены в планируемых результатах ФГОС «Чтение: работа с информацией» и результатах освоения основных учебных программ по всем предметам.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

 РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Цель читателя– преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

  Читательская грамотность включает в себя:                                        6СЛАЙД

  1. беглое чтение;
  2. толкование текста в буквальном смысле;
  3. оценка языка и формы сообщения;
  4. поиск информации и её извлечение;
  5. преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
  6. формулирование основных идей и выводов;
  7. общее понимание текста;
  8. размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.

Основу содержания русского языка, литературы, истории, обществознания, химии, биологии и др. как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала.

7СЛАЙД Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:        

● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

● ответы на вопросы;

● анализ и интерпретация произведения;

● составление планов;

● характеристика героя;

● написание отзыва;

● написание сочинения. Др.                

Задания к тексту:

с открытым ответом (выпиши, напиши, сформулируй свою мысль, обоснуй свое мнение и т.д.)

с выбором одного ответа;

 с множественным выбором;

 на выявление соответствия;

на заполнение таблицы.

Выбор методов обучения зависит от большого количества условий: от целей и задач работы, уровня подготовки школьников и их возрастных особенностей, количества часов, отведенных образовательной программой на изучение данной темы. Каждый метод содержит набор приемов, способствующий более продуктивной реализации этого метода на практике.

Виды чтения:                                                                              8СЛАЙД

• Просмотровое - поиск в тексте конкретной информации или факта;

• Ознакомительное — определение в тексте главного смысла, ключевой информации; • Изучающее — поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация; • Рефлексивное — читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Основные этапы смыслового чтения:                                                   9СЛАЙД

• Первая фаза (предтекстовая деятельность или работа с текстом до чтения)

• Вторая фаза (текстовая деятельность или работа с текстом во время чтения )

• Третья фаза (послетекстовая деятельность или работа с текстом после чтения)

Первая фаза (предтекстовая деятельность или работа с текстом до чтения).

Цель: развитие умений анализа объектов, обобщения предполагаемых фактов.

На этом этапе необходима:

• Постановка целей и задач чтения

• Актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами.

• Актуализация предшествующих знаний

• Формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий

• Мотивирование читателя

• Формирования умения и привычки думать над книгой до чтения.

«Тонкий и Толстый вопрос» (вопросы-громады, вопросы-карлики; вопросы-океаны, вопросы-капли)                                                                 10СЛАЙД

Прием "Мозговой штурм"                                                        11СЛАЙД

 Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Что мы знаем о правописании Н и НН в словах разных частей речи?" Один из учеников выходит к доске и рассказывает о правилах правописания Н и НН. Учитель оформляет опорную схему на доске, затем предлагает ознакомиться с параграфом и определить, все ли правила перечислены.

            Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Цель приёма: Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Как применяется на уроке: Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Именно КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА помогают пересказать текст на итоговом собеседовании, решить задания по тексту ОГЭ, ЕГЭ. Через ключевые слова можно определить тему урока, попросить составить предложения по определенной теме, «ключ» выступает в качестве опорного конспекта; можно предложить детям прочитать в «ключе» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение урока; составить предложения или рассказ, используя как можно больше ключевых слов; создать словарное ключевое слово на основе небольших, недавно 10 изученных учебных текстов, попросить учащихся вспомнить, о чем были эти тексты и в каком именно контексте использовались слова. Процесс определения ключевых слов позволяет учащимся лучше понять информацию и воспроизвести ее в сжатой форме, то есть написать конспект, тезисы, аннотацию, составить план. При чтении происходит сжатие исходного текста, его мысленное конспектирование. в результате этого процесса не возникает передачи информации «слово в слово»: она изменяется и излагается другими словами (более общими). Ключевые слова, обладая способностью кодировать исходную информацию, передавать ее в обобщенной форме, способны послужить опорой для дальнейшего устного или письменного воспроизведения.                

Перепутанные логические цепочки. Прием помогает осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, памяти и умение логически мыслить.

 Вторая фаза (текстовая деятельность или работа с текстом во время чтения)

Цель: развитие умений выделять главную и второстепенную информацию, понимать смысл.

На этом этапе необходимо:

 • Подтверждение выдвинутой гипотезы о содержании читаемого материала или ее отклонение

• Размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.

    Прием «Чтение с пометками» (Прием « Инсерт» (авторы: Дж. Воган, Т. Эстес)) Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

«V» – уже знал

«+» - новое

«-» – думал иначе «?»

- не понял, есть вопросы и требует дополнительных сведений.

         Прием «Чтение по частям».

• Форма работы - групповая. В каждой группе 4-5 человек. Текст делится на 4-5 частей .

Алгоритм:

 1. Каждый член группы читает свою часть текста

 2. Передача содержания текста товарищам в группе

 3. После обсуждения любой ученик вызывается к доске для передачи содержания текста

 4. Если отвечающий у доски не справляется с ответом, помогают товарищи из группы.

5. Оценки выставляются или всей группе, или выборочно членам группы. Все зависит от ответа учащихся и состава группы.

   Третья фаза (послетекстовая деятельность или работа с текстом после чтения.) Цель: организация деятельности по тексту, обеспечивающей смысловое восприятие и применение полученной информации в новой ситуации к новым примерам.

На этом этапе необходимо:

• применение и использование материала в различных ситуациях, формах, сферах.

• работа связана с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного

• провести корректировку читательской интерпретации авторским смыслом.

Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума»

Простые вопросы: Как звали родителей Д.И. Менделеева? Чем помимо химии занимался Д.И. Менделеев?

Уточняющие вопросы: «То есть ты говоришь, что Дмитрий Иванович осуществил не единственное открытие в своей жизни?

Интерпретационные (объясняющие) вопросы: «Почему Д.И. Менделеев смог открыть периодический закон?».

 Творческие вопросы: «Что бы изменилось формулировке периодического закона, если бы Менделеев жил в наше время?», «Как вы думаете, как будет звучать этот закон в 22 веке, могут ли случиться изменения?».

Оценочные вопросы: «Чем отличается научная деятельность ученых 19 века от деятельности ученых 21 века?»

Практические вопросы: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать явление периодичности?».

        Наиболее результативными являются такие формы и методы организации работы с текстом, как комплексная работа с текстом, сочинение-рассуждение, изложение, различные виды диктантов, интеллектуально-лингвистические упражнения, работа с текстами-миниатюрами, составление кластеров к тексту, анализ текста и многое другое.

        Конспекты, тезисы и аннотации создаются в результате сжатия исходного текста. Компрессия связана с умением видеть последовательную структуру в содержании текста: понимать тему, идею, извлекать второстепенную информацию. Если текст излагается своими словами, то это главный показатель того, что произошло понимание текста и его переработка.

Показатели сформированности читательской грамотности                       12СЛАЙД

  • ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ, ОГЭ,
  • ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ, ЕГЭ
  • ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
  •  КОНКУРСЫ (международного, федерального, регионального, муниципального уровней)
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

     13СЛАЙД

Таким образом, читательская грамотность - приоритетное направление в развитии современного образования. По словам В.А.Сухомлинского: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Следовательно, необходима целенаправленная работа, используя приёмы и методы эффективного чтения, получим читающего, грамотного, думающего ученика.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом на уроках как инструмент развития функциональной (читательской ) грамотности обучающихся Беляева А.Ф., учитель русского языка ГБОУ РМЭ «Политехнический лицей-интернат» 2024 г.

Слайд 2

« Верите ли вы …» Верите ли вы, что Россия вошла в число пяти крупнейших экономик мира и темпы экономического роста выше мировых? Верите ли вы, что страна вошла в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования? Верите ли вы, что по исследованиям читательской грамотности Россия занимает призовое место в рейтинге стран ? Верите ли вы, что можно всех детей научить учиться ? Верите ли вы, что учитель знает всё? Верите ли вы, что читательскую грамотность нужно развивать только на уроках литературы? Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка? Верите ли вы, что формирование читательской грамотности не играет роли в образовании детей?

Слайд 3

Актуальность и значимость Внимание к этому вопросу объясняется невысокими показателями российских школьников в международных исследованиях, например, PISA и TIMS: недостаточная сформированность способности использовать (переносить) имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень овладения общеучебными умениями - поиска новых или альтернативных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов. Функциональная грамотность: читательская, естественно-научная, математическая и финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление – одна из оценок качества образования . ФГОС подчеркивают необходимость формирования у школьников функциональной (читательской) грамотности.

Слайд 4

Читательская грамотность - это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач.

Слайд 6

Читательская грамотность включает в себя: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и её извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.

Слайд 7

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ознакомительное, поисковое, изучающее , осознанное , творческое чтение; пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием ); ответы на вопросы; составление планов; выполнение заданий к тексту: с открытым ответом (выпиши, напиши, сформулируй свою мысль, обоснуй свое мнение и т.д .); с выбором одного ответа; с множественным выбором ; на выявление соответствия; на заполнение таблицы.

Слайд 8

ВИДЫ ЧТЕНИЯ Просмотровое Ознакомительное Изучающее Рефлексивное

Слайд 9

Основные этапы смыслового чтения ВЫЗОВ (работа с текстом до чтения) ОСМЫСЛЕНИЕ (работа с текстом во время чтения ) РЕФЛЕКСИЯ (работа с текстом после чтения)

Слайд 10

«Тонкий и Толстый вопрос » ( вопросы-громады , вопросы-карлики; вопросы-океаны , вопросы-капли) « Тонкие » вопросы Кто? Что? Где? Когда? Зачем? Будет…? Почему? Как? « Толстые» вопросы Дайте три объяснения, почему… ? Объясните , почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите , что будет, если… ? Что , если… ? Может … ? Будет … ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ?

Слайд 11

«Мозговой штурм» «Толстые и тонкие вопросы» «Ассоциации» «Ключевые слова» «Верные-неверные утверждения» «Перепутанные логические цепочки» «Список известной информации» «Кластер» «Чтение с пометками» (прием « Инсерт » (Дж. Воган , Т. Эстес ) «Чтение по частям» « Заполнение таблицы » « Ромашка Блума » «Вопрос-ответ» (викторина) «Заполнение пропусков» «Конспектирование» « О порные схемы» Тесты Сочинение Дискуссия

Слайд 12

Алгоритм работы с текстом: 1. ученики читают текст, определяют тему, идею произведения; 2. в каждом абзаце обращают внимание на первое и последнее предложение; 3. читают вопрос, соотносят с прочитанным; 4. при необходимости обращают внимание на реплики; 5. чтение с пометками. Текст для изложения ОГЭ Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар. Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится. Это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротой. Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.

Слайд 13

Ломоносов. При этом слове вспоминаем о человеке в белом завитом парике, румяного и полнолицего. Мы привыкли к такому образу, что иного Ломоносова не представляем. А ведь был и без парика. В маленьком музее, в деревне Ломоносово , долго стоишь именно перед этим портретом: большелобый лысеющий человек. В этом лице легче увидеть русского парня, проживающего на краю деревянной России. Деревянные избы, деревянная посуда, прялки. Рыбацкие сети, светец для лучины. И не нужно много воображения, чтобы представить идущего с веслом парня по имени Михаил. В деревенском музее собраны свидетельства всех деяний Ломоносова. Он был первым нашим поэтом и первым физиком. Был знатоком русского языка, химиком, астрономом, художником. Ему принадлежат большие труды по географии, философии. Книга Ломоносова «Древняя русская история» была первым учебником и первым печатным изданием. Он первый указал на возможность пройти на восток северными морями. Во время наблюдения за Венерой он предположил наличие атмосферы. Ломоносов был одним из великих учёных. В Москве есть университет имени Ломоносова. За своё стремление к познанию невиданного ему были присуждены две золотые медали. Именем Ломоносова названы город, течение, горный хребет, подводный хребет и возвышенность. Ломоносов был верным и преданным сыном России. Он был великим гражданином Отечества. (по В. Пескову ) (191 слово) 2 . Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова А. С. Пушкина: «Он был первым нашим университетом».

Слайд 14

Выберите одну из предложенных тем беседы. Не забудьте описать: 1. событие, изображённое на фотографии; 2. атмосферу праздника Рождества; 3. как эта атмосфера передана через фотографию; 4. место, изображённое на фотографии (почему фотография может быть посвящена Рождеству). 2) Встреча, которая запомнилась (повествование на основе жизненного опыта). Расскажите о том, какая встреча произвела на Вас сильное впечатление. Не забудьте рассказать: 1. когда и с кем произошла встреча; 2. была ли встреча запланированной или внезапной; 3. какие эмоции испытали Вы при встрече и почему . 3) Какого человека можно назвать другом (рассуждение по по-ставленному вопросу)? Какого человека можно назвать другом? Не забудьте дать ответы на вопросы: 1. Что такое дружба? 2. Почему не каждого знакомого человека можно назвать другом? 3. Есть ли у Вас настоящий друг?

Слайд 15

ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ, ОГЭ , ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ, ЕГЭ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ КОНКУРСЫ (международного, федерального, регионального, муниципального уровней) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Слайд 16

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В.А.Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".

1. Введение        Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...

Работа с текстом В.А. Сухомлинского "Легенда о материнской любви" как способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа направлена на формирование читательской грамотности оюучающихся и на подготовку к сочинению-рассуждению 9.3....

Мастер-класс «Приёмы и методы работы с текстом по развитию читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка»

Формирование читательской грамотности актуально и для уроков английского языка. Мастер-класс основан на ежедневно приобретаемом опыте в работе над текстами с учащимися основной школы. Разнообразие и в...

Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".

Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся"....

Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".

Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся."...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...