Использование технологии продуктивного чтения на уроках английского как средства формирования читательской компетенции учащихся
учебно-методический материал по английскому языку на тему
Данная работа содержит теоретический материал по применению данной технологии. включает в себя этапы работы и основные приемы и методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
Использование «технологии продуктивного чтения»
на уроках английского языка
как средство формирования
читательской компетенции
учащихся
Панфиленко Елена Александровна,
учитель английского языка, 1 категория
г.Петухово,2016г.
Современный мир пестрит компьютерными технологиями. Они настолько поглотили общество, что люди совсем перестали читать и, тем более, понимать и оценивать прочитанное, осмысливать и интерпретировать его. Особенно дети.
Основным способом получать знания, непрерывно учиться остается чтение. Именно тот, кто умеет читать и, главное, читает, способен быстро и эффективно получать знания в ситуации расширения информационного пространства. Этот вид компетентности сегодня становится еще более значимым, чем раньше. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста — это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта
Сегодня научить человека читать недостаточно. Научить его читать осмысленно – вот важная задача учителя, особенно учителя иностранного языка. Именно полноценное восприятие и понимание текста и называется основным «продуктом» чтения любого произведения.
В образовательной программе «Школа 2100» сказано: «Сквозная цель образования — воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».
Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, которая опирается на законы читательской деятельности и обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста, а самое главное, что данная технология позволяет формировать активную читательскую позицию, т.е у ребенка развивается познавательный интерес к чтению.
На своих уроках я стараюсь применять технологию продуктивного чтения, как наиболее эффективный метод для развития на только чтения, но и осознания прочитанного. Нужно отметить, что технологию продуктивного чтения можно применять на разных уроках: истории, географии и т.д.
Целью данной технологии является формирование читательской компетенции школьника.
Данная технология состоит из 3 этапов: дотекстовый, текстовый и послетекстовый этап.
1.Дотекстовый этап работы.
Целью данного этапа является развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е умения предполагать , прогнозировать содержание по ключевым словам текста. Главной же задачей учителя является вызвать желание у ребенка прочитать текст или книгу.
В зависимости от возраста детей здесь могут быть использованы следующие приёмы.
1. Загадки.
2. Работа с иллюстрацией.
3. Работа с заглавием.
4. Работа с ключевыми словами.
5. Вопросы и т.д.
2 Работа с текстом во время чтения.
Цель данного этапа - понимание текста и его истолкование, оценка. Для учителя главной задачей является – обеспечение полноценного восприятия текста.
В начале II этапа происходит первичное чтение текста. Это может быть самостоятельное чтение в классе, чтение-слушание или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
1. Выбор соответствующего заголовка
2. Что значит данный заголовок
3. Ответ на вопрос и т.д.
1. Выбор лишнего варианта из предложенных
2. Работа с ключевыми словами или новыми
3. Закончи предложения и т.д.
4. Правда или ложь
Далее текст перечитывается медленно, «вдумчиво» или перечитываются его отдельные фрагменты. После повторного чтения текста — анализ. Приемы могут быть следующие: комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов. Это может быть постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части текста, обобщение прочитанного или постановка к тексту обобщающих вопросов.
В случае необходимости можно обратиться к отдельным фрагментам текста для детального анализа. И только после этого можно прочитать текст выразительно вслух, обрабатывая произношение, смысловое ударение, скорость чтения.
3 этап – послетекстовый - развивает навыки устной и письменной речи.
Используются следующие упражнения и задания:
• составить план текста;
• выделить основную мысль текста;
• придумать продолжение рассказа;
На III этапе идет обсуждение текста, беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Ребёнок учится правильно интерпретировать и обоснованно оценивать произведение.
Как показала практика, использование данной технологии развивает интерес к чтению на иностранном языке и формирует языковые навыки. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а учитель становится партнёром, наблюдателем, наставником, помощником. Кроме того, здесь проявляется и творчество самого учителя.
Самое главное для меня то, что на таких уроках могут работать ученики с разными возможностями, задания позволяют проявить себя даже слабым ученикам, а это повышает мотивацию к изучению английского языка.
Посредством технологии продуктивного чтения формируются все виды УУД:
• Познавательные УУД(умение отбирать и анализировать необходимую информацию);
• Коммуникативные УУД (умение выстраивать диалог, вести дискуссию);
• Регулятивные УУД (умение планировать, ставить цели, контролировать и оценивать свои действия);
• Личностные УУД (помогают выработать свое мнение и жизненную позицию).
Список использованной литературы:
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы образования [Электронный ресурс]. – http://www.edu.ru
- «Технология продуктивного чтения» на уроках английского языка» http://englishteacher.iznoskischool.ru/
- Буланкина Н. Е. Система развивающих заданий
в обучении иностранному языку: статья в интернет-
издании для учителя «Иностранные языки». Вып. № 6.
URL: http://iyazyki.ru/2012/03/sistema-zadanij
- Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным
языкам. Продуктивные образовательные технологии :
учебно-методическое пособие. М. : Академия, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии продуктивного чтения на уроках географии
Использование технологии продуктивного чтения на уроках георафии...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ( ГОВОРЕНИЕ, ЧТЕНИЕ ).
Информационные и коммуникативные технологии на уроках английского языка...
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.
Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения....
Стендовый доклад: Тема: «Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках математики как средство формирования читательской компетентности учащихся».
В настоящее время актуальными становится требования к личным качествам современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, ...
Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".
1. Введение Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...
Технология продуктивного чтения на уроках английского языка как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции
Обучение чтению предполагает решение следующих задач:1) формирование техники чтения и приѐмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие...
Статья использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории как средство формирования ключевых компетенций студентов
Тезисы на онлайн - выступления на межрегиональном научно – практическом симпозиуме«Современные тенденции исторического образования в школе: опыт сохранения исторической памяти и преемствен...