Учебная задача на материале разных школьных курсов географии, направленная на формирование читательской грамотности учащихся.
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему
Учебная задача направлена на формирование читательской грамотности как одного из условий достижения метапредметных результатов в обучении учащихся. Задача состоит из текста, составленного на материале разных школьных курсов географии и заданий трех уровней читательской грамотности: найти и извлечь информацию из текста; интегрирование и интерпретация прочитанного; осмысление и оценивание прочитанного с опорой на знания, опыт, собственные убеждения. Задания включают тестовую часть и ответы на вопросы, некоторые задания обозначены для слабых учащихся. Учебная задача может выступать как самостоятельное задание для учащихся 8-9 классов на уроке или во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебная задача направленная на формирование читательской грамотности 8-9 кл | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная задача на материале разных школьных курсов географии, направленная на формирование читательской грамотности учащихся.
Прочитайте текст и выполните задания трех уровней читательской грамотности.
Наше наследие.
Человек очень долгое время вел себя как «царь природы», относился к ней потребительски. И вот человечество оказалось перед плачевными результатами своего воздействия на биосферу, частью которой само же и является. Лишь в виде отдельных «пятен» сохранились на Земле экваториальные леса, саванны, степи, широколиственные леса. Увеличивается площадь пустынь. Исчезли многие виды растений и животных. Главная задача, которая стоит сейчас перед человечеством, - сохранить Землю как живую систему. А начинать надо с того, чтобы прекратить разрушение природных комплексов [1, с.160].
Организация Объединенных Наций предложила такой путь использования природных богатств, который бы позволил не только обеспечить потребности ныне живущего населения, но и сохранить планету в будущем. Необходимо создавать заповедники и национальные парки, уменьшить количество промышленных и бытовых отходов, разумнее использовать природные богатства [2, с.307]. В 1972 г. в Париже на сессии ЮНЕСКО – организации при ООН по вопросам науки, культуры и образования – было принято решение о составлении списка самых выдающихся памятников природы и человеческой деятельности. На сегодняшний день в мире их выделено уже более 500, в том числе в России 15 объектов культурного наследия и 8 природного <…>. В каждом регионе страны можно найти уникальные и самобытные уголки с памятниками природы и культуры [6, с.247-248]. Например, <…> в Республике Коми, сохранился самый крупный в Европе массив девственных северотаежных лесов, практически не затронутых человеком. Эта территория (площадью более 30 тыс. кв км) включена в список всемирного природного наследия под названием «Девственные леса Коми» [4, с.145].
Тем не менее существующих охраняемых природных территорий для такой огромной страны, как наша, с разнообразными природными условиями явно недостаточно. Поэтому уже в ближайшем будущем в России предстоит увеличить площадь охраняемых территорий и создать новые заповедники и национальные парки [3, с.217].
Задания первого уровня читательского умения – найти и извлечь информацию из текста:
Тестовые задания
Главная задача, стоящая сейчас перед человечеством состоит в том, чтобы:
- Сохранить биосферу Земли.
- Сохранить Землю, как живую систему.
В каком городе прошла сессия ЮНЕСКО-организации при ООН?
- В Париже
- В Мадриде
В какой республике сохранился самый крупный природный массив девственных, северотаёжных лесов?
- Республика Карелия.
- Республика Коми.
Задания второго читательского умения – интегрирование и интерпретация прочитанного:
Прочитайте текст «Наше наследие» и ответьте на вопросы.
- Почему исчезли многие виды растений и животных?
- Что нужно делать для того, чтобы сохранить планету в будущем?
- Как выглядят нетронутые территории на нашей Земле?
- Какие результаты были достигнуты в Париже на сессии ЮНЕСКО в 1972 году?
- Приведите пример объекта природного наследия.
- Для чего в России необходимо увеличить площадь охраняемых территорий?
- Назовите разновидности охраняемых территорий.
- Что вы знаете о «Девственных лесах Коми»?
- Сколько объектов включенных в список всемирного природного наследия находится в России?
Тестовое задание
Перед какими результатами оказалось человечество после своего влияния на биосферу?
- Катастрофическими
- Плачевными
- Важными
Вопросы №1,2,5,8,9 и тестовое задание – для учащихся невысокого уровня.
Задания третьего читательского умения – осмысление и оценивание прочитанного
с опорой на знания, опыт, собственные убеждения:
Прочитайте текст «Наше наследие» и ответьте на вопрос.
Согласны ли вы с тем, что главная задача, стоящая перед человечеством, - это сохранить землю как живую систему. Предложите свои пути решения этой задачи.
Использованная литература:
- Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., «География. Начальный курс. 6 класс». – М.: Дрофа, 2008.
- В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов. 7 класс, М., Дрофа, 2009.
- «География России. Природа и население. 8 класс» под ред. А.И. Алексеева – М.: Дрофа, 2010.
- «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» под ред. А.И. Алексеева – М.: Дрофа, 2011.
- А.П. Кузнецов, Э.В. Ким «География. Базовый уровень. 10-11 классы» - М.: Дрофа, 2012.
- «География России 8 класс» под ред. А.И. Алексеева – М.: Просвещение, 2011.
- В.П. Максаковский «География. 10 класс» - М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная задача на материале разных школьных курсов географии, направленная на формирование логических умений учащихся
Учебная задача направлена на формирование логических умений учащихся, как части универсальных учебных действий для достижения метапредметных результатов в обучении. Задача состоит из текста, составлен...
Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".
1. Введение Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...
Формирование читательской грамотности учащихся основной школы
Современный этап развития российского образования предполагает создание концепции оценки читательской грамотности на основе исследования PISA. Эта международная программа диагностирует результат...
Учебные задания по русскому языку, направленные на формирование читательской грамотности
Учебные задания по русскому языку, направленные на формирование читательской грамотности. Задание "Веришь ли ты? и линокарта....
Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"
Презеньтация и мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...
Формирование читательской грамотности учащихся на уроках географии
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением,одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта...
Пособие с упражнениями, направленными на формирование читательской грамотности на уроках русского языка (5 класс)
Пособие содержит задачи, направленные на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 5 классов...