Работа над киносценарием на уроке литературы как средство активизации читательского интереса учащихся
методическая разработка по литературе (7 класс)

В  работе представлена разработка урока - киносценария как средства активизации читательского интереса школьников. Автор делится своим опытом проведения нетрадиционных уроков литературы как одной из форм анализа литературного произведения.

 Пособие предназначено для учителей словесников, работающих  в общеобразовательной средней школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Город Краснодар

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 91

Методическая разработка

Тема разработки: « Работа над киносценарием на уроке литературы как средством активизации читательского интереса учащихся».

Форма проведения: (урок.)

Адресат: (учащиеся 7 класса)

Автор, разработчик, составитель: Салова Е.А.; учитель русского языка и

литературы   специальной (коррекционной) школа № 91  г. Краснодара 

                   

                   

   

Краснодар 2019

                                                                            Оглавление

Пояснительная записка ………………………………3      

Глава 1 …………………………………………… …..4

Глава 2 ………………………………………………...5

Заключение  ………………………………………….11

Список литературы…………………………………..12    

Список электронно-образовательных ресурсов……12        

                                          1. Пояснительная записка

В  работе представлена разработка урока - киносценария как средства активизации читательского интереса школьников. Автор делится своим опытом проведения нетрадиционных уроков литературы как одной из форм анализа литературного произведения.

 Пособие предназначено для учителей словесников, работающих  в общеобразовательной средней школе.

                                                                 Глава I

Нетрадиционные формы урока литературы как средство активизации читательского интереса учащихся.

       О нежелании современных подростков читать серьёзную литературу не говорит только ленивый. О том, что нынешнее поколение – это люди «экранной культуры» также очевидно. Поэтому закономерен вопрос: нельзя ли использовать интерес ребят к кино для повышения мотивации их интереса к чтению книг? Благо советский и российский кинематограф богат удачными экранизациями произведений, входящих в школьный курс литературы. Киновпечатления школьников изменяют характер читательского восприятия, обогащают и углубляют изучение литературных явлений. Увлечение детей кино не надо считать бедствием. Кинематограф близок детскому сознанию. В кино дети признают искусство, родственное природе их видения.

         Ценность современного урока определяется его направленностью на формирование у учащихся учебной самостоятельности, способности расширять свои знания и умения по собственной инициативе, исходя из индивидуальных потребностей. Каждый учитель использует различные приёмы и способы, чтобы привлечь и удержать внимание детей, активизировать их деятельность в образовательном процессе. Необычные формы урока являются хорошим способом для этого, так как привлекают и удивляют ученика. Одной из форм, повышающей инициативность и активизирующей познавательную деятельность учащихся на уроках литературы, является составление киносценариев.

         Работа над киносценарием вырабатывает навыки медленного и вдумчивого чтения и способствует развитию образного мышления. Она является своеобразной формой анализа художественного произведения. У современных школьников богатый опыт кинозрителя, тем легче заинтересовать их этой формой работы и объяснить приёмы составления киносценария.

          В начале показываю ученикам фрагмент фильма – экранизации знакомого ученикам произведения и, опираясь на впечатления от просмотренного, выясняю такие понятия, как крупный, средний, общий план, их значение для восприятия:

         - Почему и как используется крупный план?

          -Что даёт общий план для понимания эпизода?

         - Является ли средний план только средством перехода от крупного плана к общему или он имеет самостоятельное значение?

           Эти понятия помогают учащимся осознать организацию кадра.

          Затем рассматриваем вопрос о монтаже. В элементарной форме учащиеся разбираются в этом вопросе. Этот этап является подготовительным. Он требует заметного количества времени только первый раз. При повторном использовании этой формы урока достаточно простого напоминания учащимся основных понятий.

         Второй этап – это сравнительный анализ киноэпизода и соответствующего отрывка текста произведения. Для этого целесообразно выбирать те эпизоды, которые достаточно близки к оригиналу. При этом главными вопросами обсуждении являются:

          - Как автор книги и режиссёр передают мысли и чувства героев?

          - Какие средства выразительности используют для этого?

          -  В чём причина различий текста и киноэпизода?

        Третий этап – составление собственного киносценария эпизода художественного произведения. Для этого можно использовать тексты и неэкранизированных книг. При наличии фильма можно сравнить результат работы ребят с киноверсией эпизода. Полезно в ходе составления киносценария фиксировать результат письменно.

        В ходе составления киносценария оживляется образное видение учащимися литературного текста, определяется различие средств выразительности, а как следствие и художественных образов, создаваемых литературой и кино. Учащиеся начинают понимать, что каждый вид искусства незаменим и неповторим, и нельзя заменить чтение книг просмотром их экранизаций. Зачастую значение такого вида работы оказывается сильнее, чем «проповеди» о пользе литературы. Составление киносценария усиливает сопереживание, активизирует воображение, углубляет, понимание учеником художественного текста. Этот вид работы сохраняет индивидуальные стороны читательского восприятия и в то же время содействует верному пониманию авторской мысли.

Глава II

Составление киносценария по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»

Тема урока:

Составление киносценария по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»


    Цели и задачи урока:

  1. обучение медленному вдумчивому чтению;
  2. развитие образного мышления;
  3. определение различия литературы и кино, понимание возможности и предела каждого из этих искусств;
  4. воспитание сопереживания, любви к чтению художественной литературы, интереса к поисковой работе по художественному тексту.
  5. закрепление знаний, полученных по теме «Киносценарий».

                                                      

                                 Оборудование урока:

  1. портрет А.П.Чехова;
  1. рабочие листы для каждого ученика, художественный текст

 

                                  Ход урока

1) Эпиграфы на доске

«Искусство требует знаний»

(Б.Брехт)

«Истинное воображение требует гениального знания»

(А.С.Пушкин)

«…едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить»

«Искусство есть способность видеть невидимое, осязать неосязаемое и рисовать то, что не имеет облика»


(
Жозеф Жубер )

                                   Вступительное слово учителя:

        В нашей сегодняшней жизни огромную роль играет кино. Когда зритель смотрит фильм, он наблюдает за чувствами героев, живет их проблемами. Так и книга открывает читателю удивительный мир души человека, заставляя его смеяться и плакать, радоваться и огорчаться, думать и набираться жизненного опыта. Читая книгу, мы можем, благодаря воображению, увидеть, будто на экране, бурю страстей, переживаемых людьми. И это влияние книги  и кино на душу очень ценно, потому что развивает в нас умение СОПЕРЕЖИВАТЬ, то есть жить вместе с героем.

     Некоторые знания по теме «Составление киносценария» мы с вами уже имеем, т.к. составляли устный сценарий народных сказок,  драматургический сценарий по басням И.А.Крылова.

     А сегодня, ребята, я рада встрече с вами в студии 7 «А», где идет работа по составлению киносценария и съемка фильма по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон».

На съемочной площадке работают 4 группы учащихся:

1 группа – знатоки сценарного искусства;

2 группа – сценаристы;

3 группа – художники;

4 группа – актеры и режиссеры.

Кино – самое доступное для нас искусство, но, как говорил Б.Брехт, оно «требует знаний», без теоретических знаний мы не выполним данную работу. Привести свои знания в систему нам помогут знатоки сценарного искусства.

Работа 1 группы – знатоки сценарного искусства.

РАБОТА НАД СПЕЦИАЛЬНЫМИ ТЕРМИНАМИ

Кино – (греч.) – двигаю, двигаюсь.

Кино – слияние разных видов искусства: литературы, живописи, музыки, мастерства актеров, режиссера, оператора.

Фотокадр – снимок, фиксирующий одно положение объекта.

Монтажный кадр – составная часть фильма, содержащая какой-либо момент действия.

Сценарный кадр – изложение содержания и подробное описание снимаемого действия.

Телевизионный кадр – изображение, получаемое на экране в результате одного полного цикла.

Кинокамера

Наезд, отъезд, наплыв

Панорама (горизонтальная, вертикальная)

Планы изображения (общий, средний, крупный)

Диалог, монолог, внутренний монолог

Закадровый голос, ремарка, реплика.

Сценарий – (итал.) – краткое изложение содержания, сюжетная схема произведения.

Работа 2 группы – сценаристы

Киносценарий – литературное произведение, по которому ставится кинофильм.

 

П А М Я Т К А

Как составить киносценарий на основе текста художественного произведения

1. Внимательно перечитайте произведение.

2. Напишите названия эпизодов.

3. Разделите эпизоды на сцены.

4. Составьте список действующих лиц

5. Напишите первый вариант сценария.

6. Усовершенствуйте написанное.

7. Аккуратно, грамотно оформите работу

 

                            СОЗДАНИЕ КИНОСЦЕНАРИЯ

    1.Название (предложения учащихся): «Хирургия», «Флюгер», « Куда ветер дует»», «Пресмыкающееся»

   2.Действующие лица и исполнители:

1. Очумелов (полицейский надзиратель)
2. Елдырин (городовой)
3. Хрюкин (золотых дел мастер)
4. Повар Прохор

3. План эпизодов

1.Появление Очумелова

2.Версия ювелира Хрюкина

3 Очумелов обвиняет  Хрюкина,  узнав, что собака генерала

4.Городовой Елдырин говорит, что  это собака не генеральская

5. Генеральский повар развеивает сомнения

6. Очумелов удаляется, грозя Хрюкину

 РАБОТА НАД СЦЕНАРНЫМИ КАДРАМИ. КИНОСЦЕНАРИЙ

кадра

Пояснительный текст (время, место и т.д.)

План

съемки

Содержание кадра (монологи, диалоги, поведение героев) ремарки

Звуковые, музыкальные эффекты, закадровый голос

1.

Базарная площадь

Общий

На площади полицейский надзиратель Очумелов в  новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает  городовой с решетом, полным крыжовника.

Читает автор (закадровый голос)

2.

Площадь возле дровяного склада купца Пичугина.

Средний

Слышен собачий визг. Хрюкин в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке  показывает толпе окровавленный палец: «Ежели  каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…»

Читает автор (закадровый голос)

3.

Очумелов строго кашляет и шевелит бровями.

Крупный общий

Очумелов: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать!»

Читает автор (вступление в диалог)

4

Елдырин  задумывается, глядя на собаку.

 Крупный общий

Елдырин: «Нет, это не генеральская.. у него всё больше лягавые…» Очумелов: « Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта- чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… Ты , Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй.. Нужно проучить!  Пора!

Читает автор (закадровый голос)

5.

Появление генеральского повара Прохора

Крупный общий

Прохор: « Это не наша. Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. брат ихний охоч…

 Очумелов: «Да разве братец ихний приехали?  А я ведь и не знал! Собачонка ничего себе… шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха…»

Читает автор (закадровый голос)

6.

  Прохор зовёт собаку и идёт с ней от дровяного склада. Очумелов, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади

Общий

 Очумелов грозит Хрюкину: «Я ещё доберусь до тебя!»

Толпа хохочет

3 группа – работа актеров и режиссеров

Режиссёр (фран.) – постановщик спектаклей, фильмов; на основе творческого замысла (истолкования произведения) объединяет работу всех участников: художников, актеров, музыкантов и т.д.

На основе литературного сценария режиссер будущего фильма создает режиссерский сценарий.

Игра актеров.

Создавать смешное – редкий дар.

Смех – лучшее лекарство.

АФИША

СМОТРИТЕ

Студия «7А» представляет фильм

по рассказу А.П.Чехова «Пресмыкающееся»

В РОЛЯХ:

1. Очумелов (полицейский надзиратель)
2. Елдырин (городовой)
3. Хрюкин (золотых дел мастер)
4. Повар Прохор

АВТОРЫ СЦЕНАРИЯ.

ТЕКСТ ЧИТАЕТ

СПЕШИТЕ ПОСМОТРЕТЬ!!!

Просмотр кинофильма «Пресмыкающееся» по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»

Работа групп оценена на «отлично»

                                                   

Заключение

         Создание киносценария - своеобразный прием литературного анализа. В ходе его дети не только учатся понимать язык кино, но глубже и пристальнее всматриваются в литературный текст. Для того, чтобы написать киносценарий по литературному произведению, надо пережить его, по-настоящему увидеть его героев. Конечно, на уроке литературы киносценарий не претендует на профессиональную завершенность. Но школьники рады игре, отдаются ей безраздельно.

            Нетрадиционные уроки позволяют повысить интерес ученика не только к предмету, но и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи вызывает удивление, активизирует внимание, мышление ученика.

                Попадая в необычную ситуацию,  ребёнок активно включается в работу, в сотрудничество с учителем, при этом создаётся положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Список литературы

Список использованной литературы.

  1. Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
  2. Беркалиев Т.Н.  Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2007.


Электронно-образовательные ресурсы.

  1. http://ru.wikipedia.org/ 
  2. classic-online.ru 
  3. ru.wikipedia.org 
  4.  http://sitename.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Активизация читательского интереса учащихся"

В наше время,когда интерес к чтению пропал, предлагаем свою работу,в которой можно найти выход из данной ситуации....

Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся.

Конспект урока по физике в 7 классе. Тема урока:    Вес воздуха. Атмосферное давление. Цели урока: Образовательные: рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, эксперим...

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".

1. Введение        Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы»

обобщение педагогического опыта работы:«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы»Содержание:I. Введение....

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках изобразительного искусства

Образование в современном обществе — это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит стано...