Урок Роль рек в развитии человеческой цивилизации
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Урок географии по теме:"Роль рек в развитии человеческой цивилизации" в 8 классе. Составлен в соответствии с ФГОС. Методическая разработка урока продолжает серию интегрированных уроков разработанных мной. Междисциплинарное обучение особенно актуально при подготовке современных уроков. Чтобы повысить познавательный интерес к таким предметам как история и геграфия. Создание "ситуации интереса", мотивировать учебную деятельность, именно для этого нужны межпредметная интеграция. Междисциплинарное обучение - это тема над которой я работаю в плане профессионального роста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                Автор: Стольникова Е.В.- учитель географии, Первая кв. категория Павдинская СОШ Новолялинского городского округа, Свердл. обл.

Роль рек в  развитии человеческой цивилизации

 

 

Цель урока:      Вместе с учащимися подойти к пониманию важности наличия гидроресурсов в стране  на примере   возникновения  древних речных цивилизаций. Познакомить учащихся с известными историческими речными системами и природными условиями  государства  Древнего Египта.                                                                                                                                                                Продолжить работу над формированием  умений у учащихся  работать с историческими источниками, текстовым материалом учебника, с исторической картой, интернет – ресурсами.

 Задачи:  

  • Образовательные:                                                                                                                                                                            

          Расширить и углубить знания о реках,  о строении реки, видах рек, типах речных долин; умения определять  исток, устье реки, притоки, режим, питание реки.                      

  • Развивающие:
  • развитие навыков работы с информационным материалом.
  • развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.
  • формирование критического мышления.
  • Воспитательные:
  •  Формирование единой картины мира.
  •  Формирование экологического мышления и чувства любви к родной природе.
  • способствовать осознанию  социальной, практической и личностной значимости учебного материала.

Предполагаемые результаты обучения: 

  • Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.
  • Метапредметные: при помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; с помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.
  • Предметные: знать и объяснять понятия: река, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел; уметь находить и показывать реки на карте  мира, России,  Свердловской области,  Называть и показывать на карте современные государства, на территории которых существовали древние речные цивилизации;                                                                                знать особенности горных и равнинных рек, составлять описание реки по плану.

Тип урока:  обобщение пройденного материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, группах.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

 

Формы  организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки  с заданием для самостоятельной работы, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», атласы.

Основные понятия  изучаемые  на уроке:  пороги, великие речные системы, плодородная долина, дельта, оазис, ил, рельеф, древние цивилизации, орошаемые ирригационные земли                                                                                                                                               Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет.

Ресурсы: 

Основные: Базовый учебник:  И.И. Баринова. География России. 8 класс. М.: « Дрофа», 2011г.

  • атлас и контурные карты 8 класс, карта полушарий, физическая карта России.
  • Дополнительные: энциклопедии, справочники по географии, Интернет-ресурсы.

Форма проведения урока: групповая с элементами игры.

Методические материалы, технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, инструктивные карты,  настенные карты по истории Древний Египет, Индия, Китай. плакат « Долина Нила в период дождей», презентации обучающихся, презентация учителя: « Роль рек в развитии человеческой цивилизации».

Содержание  урока

Организационный момент: а) создание позитивной мотивации; б) актуализация знаний; в) определение цели урока.

Основная часть: а)  обобщение  учебного материала – Великие речные системы – колыбель древних  цивилизаций ,  

Б) Заключительная часть: а) подведение итогов урока, б) рефлексия, в) домашнее задание.

                                                                           

                                                                                        ХОД УРОКА

                                                                                                     - Как же здесь хорошо.                                                                                                                                                                                                                - И горы, и лес, и речка, и зелёный заливной луг                                                                                                                                                                            - всё это ноты отдельной могучей гармонии.                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Д. Н. Мамин - Сибиряк

I. Организационный момент. Мобилизующий этап.

Эпитет урока:  Реки как люди…вспоминаются слова великого классика Льва Николаевича Толстого, и поэтому человек всегда старался жить с рекой душа в душу!                                                                                                                                                                                                                                                      

   - Звучит песня в исполнении Людмилы Зыкиной «Течёт река Волга»

 

Каждый Современный человек в нашей стране, пожалуй, не представляет свою жизнь без водного ландшафта. Река, озеро, море вдохновляют, дают дополнительные силы, а значит, влияют на здоровье человека, что имеет важное значение в наше сложное время, которое требует от нас максимальной отдачи и самоотдачи. Берег реки или озера излюбленные места отдыха. Реки издавна являлись   «колыбелью» человечества и целых цивилизаций. Люди давно научились использовать энергию движущейся воды. Много веков совершенствовалось водяное колесо, пока не стало современной гидравлической турбиной.   На реках строили плотины и водяные мельницы. Гидроэлектростанции (ГЭС) производят самую дешёвую энергию. Стоимость энергии, вырабатываемой ГЭС, в пять раз ниже стоимости энергии, поставляемой тепловыми и атомными электростанциями, но и в других сферах человеческой деятельности.

Проверка домашнего задания. Входной тест:(2 мин.)

1. Расположите  реки в порядке уменьшения их длины и площади:  Амур, Северная Двина, Урал, Объ, Лена, Волга.
2. Часть реки,  заливаемая водой во время временного подъёма воды в реке, называется притоком, рукавом, поймой, заводью.
3. Сгруппировать горные и равнинные реки:  Волга, Объ, Ока, Терек, Северная Двина, Кубань, Лена.
4. Выработанное рекой углубление, по которому идёт основное течение реки, называется: берег, бассейн, старица, русло.
5. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется: приток, исток, излучина, меандра, устье.                               6.  
Важно! Исток реки может находиться в море или океане.                                                                                                            7. Река, не относящаяся к  крупным рекам России, однако, стихийные бедствия, из – за подъёма воды в реке доставляли горожанам немало проблем?

…Но силой ветров от залива                                                                                                                                                                                 Переграждённая  Она                                                                                                                                                                                                               Обратно шла, гневна, бурлива,                                                                                                                                                                                                            И затопляла острова,                                                                                                                                                                                                                               Погода пуще свирепела,                                                                                                                                                                                                                      Она вздувалась и ревела,                                                                                                                                                                                                          Котлом клокоча, и клубясь,                                                                                                                                                                                                             И вдруг, как зверь, остервенясь,                                                                                                                                                                                                           На город кинулась.                                                                                                                                                                                                                     Пред нею Всё побежало, всё вокруг                                                                                                                                                                                                   Вдруг опустело – воды вдруг                                                                                                                                                                                                   Втекли в подземные подвалы,                                                                                                                                                                                                                                                                К решёткам хлынули каналы,                                                                                                                                                                                                         И всплыл Петрополь, как тритон,                                                                                                                                                                                                                                                                                По пояс в воду погружён.

 8. Самая народная река в России (матушка)…, а «батюшка»…                                                                                                       I.2. Мотивационный  момент .   Целеполагание.

   Обратите внимание на карту России, а затем на карту мира. Вы увидите множество нитей голубого цвета, их огромное множество. Все это реки. Издавна человека привлекали эти удивительные творения природы.                                                                                                        

Река, словно живое существо… Разве бывает она одинаковой в течении всего года? Конечно же нет. Весной она полноводная  и часто разливается, летом мелеет. Зимой прячется под ледяное покрывало и спит до весны, до тех пор, пока не сойдёт лёд.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

    У каждой реки свой характер, «почерк», «паспорт» и целый ряд только ей присущих черт и особенностей.                                   С каждым мгновением, с каждым своим шагом  река изменяется. Как не вспомнить здесь мудрое выражение древнегреческого философа  Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Это справедливо, поскольку в каждое следующее мгновение – река новая, другая.                                                                                                                            Через горы и равнины, леса и луга, степи и пустыни несут свои воды – прозрачные и мутные, холодные и тёплые, пресные и солоноватые.                                                                                                                                                                                        

Как вы думаете, ребята, какую тему, нам с вами, нужно рассмотреть дополнительно, чтобы  лучше усвоить тему «Реки» …?                                                Сообщаю тему урока:  тема урока  « Роль рек в  развитии человеческой цивилизации»


Запишите в тетрадь. Обратите внимание на карту. Вы увидите множество нитей голубого цвета, их огромное множество. Все это реки

Предлагаю определить значимые цели урока по теме урока:

  • Повторить понятия: река, русло, исток, устье, приток, природные ресурсы, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.
  • Более подробно познакомиться с крупнейшими реками России и мира, с целью более яркого представления о роли рек в мировой истории.  
  • Научиться показывать реки мира, России на физической, политической и исторической картах.
  • Значение водных ресурсов для хозяйственной жизни человека и государства.
  • Уметь определять водоразделы и бассейны рек.                                                                                                                          

 1.3.Создание проблемной ситуации 

Проблемное задание: «Почему именно на берегах Нила возникла древнейшая  речная цивилизация?»  

Сообщение учащегося

Долина Нила - Колыбель древнего Египта.

      В северо – восточной Африке простираются огромные пустыни. Красновато – жёлтые пески сменяются лишь высокими скалами. По этой земле несёт свои воды   одна из самых крупных рек в мире – Нил. Пройдя пороги, река спокойно текла на север. Впадая в Средиземное море, она разделялась на несколько рукавов, образуя огромный треугольник – дельту. Египет – так называемая страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря. Каждый год в июле начинался разлив Нила. Истоки Нила находятся в Центральной Африке. В начале лета там идут проливные дожди,  и тает снег на вершинах гор. Потоки воды устремляются в реку, подмывая почву и неся с собой ил – частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород.    Накануне разлива ширина реки уменьшалась наполовину. Всё живое изнемогало от жажды. Дождей в Египте почти не бывает.                    Но вот, О, чудо..!  В Ниле прибывала вода, река становилась мутно – зелёного цвета, а затем красного. Вода поднималась с каждым днём, заливая всю долину до самых горных обрывов. Нил оживлял землю, жаждущую влаги. Лишь в ноябре Нил возвращался в свои берега, и вода становилась голубой и прозрачной. После разлива на полях оставалась   не только влага, но и плодородный ил. Вот почему почва в долине Нила мягкая и жирная. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить многочисленный народ, в том числе и тех, кто сам её обрабатывал, - ремесленников, воинов, слуг и приближённых правителя Египетского государства.                                                                                                                                                                     Слава тебе, Нил, приходящий,                                                                                                                                                                                     чтобы оживить Египет!                                                                                                                                                                                          Орошающий землю,                                                                                                                                                                                                    владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.                                                                                                                                               Если он медлит, жизнь замирает                                                                                                                                                                                            и люди гибнут.                                                                                                                                                                                                                                                                                     Песни египтян Нилу                                                                                                                                                                    

  - Итак, сегодня мы  посвящаем наш урок рекам большим и могучим: «    »

II. Основная часть                                                                                                                                                                                         а) повторение  учебного материала. Проводит беседу.                                                                                                                                                Работа с мультемедиа-учебником (Уроки  географии Кирилла и Мефодия. 8 класс – урок «Воды суши. Реки.»)

Равнины России прорезаны речными долинами. Часто реки глубоко врезаются в толщу земли и образуют обрывистые берега и скалы. Такие отвесные скалы  и утёсы – берега рек называют скалы – «бойцы» или «камнями». Большинство рек берут своё начало  в горах.  Горы имеют склоны, которые тянутся в различных направлениях, именно по склонам гор бойко сбегают, шумя и звеня, речки, постепенно расширяя своё русло у подножия гор, и становясь уже равниной, величавой рекой. Несут свои воды реки России, питая и обеспечивая ресурсом миллионы своих граждан. Удивительные эти реки: вода прорезала твёрдые скалы, реки эти большие и очень красивые, вода в них вкусная, и в реках много разной рыбы.

Вопрос:                                                                                                                                                                                                                                          - Как вы думаете, как можно объяснить понятие  «водораздел рек»?                                                                                                                  -   - Приведите примеры водораздела рек Волги и Оби.                                                                                                                                                                                     Водораздел – это линия по наивысшим точкам местности, что разделяют сток атмосферных  и речных вод на разные стороны склона. Представьте себе, что из одной и той же тучи упадёт рядом две капельки воды. Одна скатиться по склону влево, а другая вправо. Первая попадёт в ручеёк, затем в реку, что несёт свои воды в Европу.                                                                                                                               Другая – убежит с рекой на просторы Сибири, в Азию. Отдают свою воду реки морям, океанам.   Вот и водораздел.                                                                                                                                                                                       Самые большие  и полноводные реки текут в восточной и западной - равнинной, частях  России.                                                                -  -- Приведите примеры водораздела рек Волги и Оби?                                                                                                                                                                                                                       Это великая река Волга и её крупный приток Кама, Дон, Северная Двина, Обь с рекой – притоком Иртыш, Енисей, Лена, Амур и т.д.                                                                                                                                                                        Вопрос:   Весной, когда начинается таяние снега и льда, уровень вод в реках повышается.                                                                                                                       – Как  называется это явление?                                                                                                                                                                                           Это явление носит название половодья, и продолжается две – три недели. Случается на реках кратковременный подъём уровня воды после продолжительных летних ливневых дождей.                                                                                                                                                         Реки – продукт климата? Что означает это образное выражение?

б)  этап интеграции знаний  и учебного материала.  Путем подводящего диалога учитель побуждает учащихся к самостоятельному  нахождению дополнительной  информации  и учебного материала , используя интернет – ресурсы    и предлагает найти ответ на вопрос:                                                                                              

- На уроках истории мы познакомились с речными цивилизациями .  (Учитель истории)                                                                                                                                                                                              - Вспомним, где зародились эти цивилизации…  Великие речные цивилизации древности:

  •  Древний Египет (В долине реки Нил);
  •  Древняя Месопотамия (В долине рек Тигр и Евфрат);
  •  Древняя Индия  (В долине рек Инд и Ганг);
  •  Древний  Китай  (В долине рек  Янцзы  и Хуанхэ);                                                                                                                                                    Задание на определение картографических  умений: Найти и показать по исторической карте территории этих речных  государств.

Сообщение учителя

Цивилизация и Великие исторические реки.                                                                                                                                                  

      До сих пор достоверно неизвестно, в каких физико – географических условиях возникла первичная цивилизация, послужившая первичным фундаментом всемирной истории человеческого рода. Четыре древнейшие великие культуры зародились и развились на берегах больших рек. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где возникла и выросла китайская цивилизация. Индийская культура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга. Ассиро – вавилонская цивилизация зародилась на берегах Тигра и Евфрата – двух жизненных артерий Месопотамской долины, наконец, Древний Египет был, как это утверждал древнегреческий ученый Геродот  «даром» или «созданием»  Нила.                                                                                                                                                                                                                                  

      Для сопоставления с почти верными взглядами Птолемея посмотрим, как отвечали в последние времена фараонов египетские ученые на вопрос о великой тайне «Головы Нила». По словам Геродота, эта тайна была известна лишь одному человеку — верховному жрецу при храме богини Нейт в Саисеvi. Каким образом греческому путешественнику удалось выведать эту тайну? Этого Геродот не говорит, он лишь рассказывает в своей «Истории», что местом истоков Нила служат две горы с остроконечными вершинами — Крофи и Мофи, — расположенные между Сиеной (Асуаном) и Элефантиной (Абу). Отсюда видно, что древние египтяне отождествляли истоки Нила с крайним пределом его благотворных разливов; ни египтяне, ни Геродот, который дает в своей «Истории» точный маршрут от Элефантины до Мероэ через Тахомпсо, и далее, до страны Аутомолов, не могли не знать, что река продолжается значительно  дальше этого мнимого места истока.                                                                                                                                                                                                                        

      Но в глазах народа, благосостояние которого зависело исключительно от разливов Нила — сама сущность Нила была божественной,  для него,  не так важны были споры о происхождении реки и дальнейшие её исследования  .                                                                                        

      По прошествие многих веков поток цивилизации спустился по берегам рек к морю и распространился по его побережью. Так наступила вторая эпоха в развитии цивилизации, которую можно назвать морской. Так, например, та же самая река, которая составляет непобедимое препятствие для некультурного народа, становится средством сообщения у народа культурного. Всякая большая река впадает в море. Всякая речная цивилизация, то есть цивилизация, развившаяся на берегах больших рек, должна рано или поздно погибнуть: или быть поглощенной в широком потоке, или развиться в более обширную, морскую цивилизацию.                                                                                    

       Все древние народы вели свою историю с самого начала мира, и каждый из них с детской гордостью запечатлевал в своих преданиях и священных гимнах те обстоятельства, при которых появился данный народ. Но новейшие успехи антропологических и исторических наук сильно поколебали эти традиционные воззрения, согласно которым колыбель великих цивилизаций человечества находилась в области между озером Балхаш и устьями рек Тигр и Евфрат. Одна,  особенно,  яркая черта, по моему мнению, характеризует этот второй период развития цивилизации: отныне отдельные народы и нации могли исчезать с исторической арены, могли умирать, как это случилось с древними египтянами и самими финикийцами, но светоч всемирной цивилизации от этого не угасает и, разгораясь все ярче и ярче, преемственно передается одним народом другому.

                  Фрагмент известной книги русского учёного Льва Ильича Мечникова                                                                                              «Цивилизация и Великие исторические реки»

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Как использовали гидроресурсы? Что означает ирригационное земледелие?  И какие основные виды природных ресурсов, также использовали представители этих цивилизаций?   «Почему древнегреческий ученый Геродот называл государство Египет даром Нила?»                                                                                                                                                                Африка и Азия  обязаны  расцветом своей цивилизации не климату (климат засушливый),  а — плодородию своей почвы.  Так ли это?                                                                                                                                                                  Вопросы и задания для работы в группах                                                                        

- Как же формировалось русло у реки?                                                                                                                                                                                  -            Неужели воды рек  со временем могут изменять рельеф?                                                                                                                                                          - Что означает  образное выражение «река труженица»?                                                                     

- На этот вопросы  готовила ответы группа – учёных - гидрограф. Они  расскажут нам о том, как постепенно метр за метром, воды реки, проделывая колоссальную работу, прокладывают  свою «дорогу» сквозь толщу горных пород                                                                                                                                                                                                                                      

в) работа в группах.  Учитель оценивает работу обучающихся в группах.  Оценивает результаты опережающего задания «Пойменные почвы».

Первый гидрограф                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 В  чём же заключается деятельность текучих вод?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

- Как выглядит русло реки, заливаемая вешними водами пойма реки? 

- Перечислите основные различия горных  и равнинных рек ?

- Как образуются   речные долины?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Формирование  форм рельефа  -  речных пойм и долин                                                                                                                        Флювиальный рельеф  (в переводе с латинского – флювий – течение воды). Формируется водой, текущей по поверхности  суши. Движущаяся вода размывает, переносит и отлагает продукты разрушения, создавая эррозийные (разрушение) и аккумулятивные (накапливаемые) формы рельефа. Речную долину можно определить как линейно вытянутую форму рельефа, по дну которой протекает постоянный водный поток. Основными элементами рельефа долины  является днище и склоны. Дно невыработанных долин (обычно горных) совпадают с руслом, но чаще русло – это углубление на дне долины. Склоны могут быть простыми и ступенчатыми, крутыми и пологими, высокими и низкими.                                                                                                                                                                                          

Типы речных долин

                                                                       

                                                                         

                                           

                                             

Второй    гидрограф - почвовед                                                                                                                                                                              Формирование аллювиальных пойменных почв                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

       Любая почва – это многофазное органоминеральное биолостное  тело природы, которое обладает плодородием, является исчерпаемым  возобновимым природным ресурсом. Василий Васильевич Докучаев формулирует процесс Почвообразования как природный процесс превращения исходной породы в новое природное тело, состоящее из разнообразных слоёв,  и обладающих уникальными свойствами.  Докучаев назвал почву «зеркалом ландшафта» природы. Почему?     Давайте посмотрим, как на процесс почвообразования влияют другие факторы: климат, рельеф, воды, деятельность человека.

                                                                                                                                                                                     

                 «Факторы почвообразования»

 

 

 

 

     Образование почв зависит от климата, растительности, вод, горных пород.

    Аллювиальные (пойменные) почвы - это

Почвы прирусловой приподнятой части поймы.                                                                                                                  Рассмотрим, как образуются почвы. Такие почвы формируются в условиях поемного режима – регулярного отложения на поверхности поймы слоев свежего речного или озерного аллювия разного гранулометрического состава. Они формируются на грубом галечниково-песчаном аллювии, который откладывается в этой части поймы во время половодья. В меженный период грунтовые воды стоят глубоко и не влияют на почвообразование. Образование аллювиальных почв происходит под воздействием аллювиального процесса, который заключается в накоплении речного аллювия на поверхности почв в результате оседания твердых частиц из паводковых вод. Эти почвы растут не вниз, как другие, а вверх, получая каждый год все новые порции почвообразующей породы и органических веществ. Аллювиальные почвы, особенно почвы центральной поймы, обладают высоким плодородием, но часто заболачиваются, превращаясь в почвы низинных болот.    

Мощность слоев варьирует от нескольких миллиметров до первых сантиметров. Это происходит очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см. до 2 см.



 

 – это живое дыхание природы, след древних геологических процессов миллионы и миллионы лет .    . Иногда наши восторженные глаза  . К сожалению, эти прекрасные          Поэтому  на многих реках созданы заповедники  и национальные парки, например, парк «Оленьи ручьи» на реке Чусовой.

 

Первичная проверка понимания (5 мин.)

Работа в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий: найдите по карте истоки и устья,   притоки   разных рек:

I гр – Обь, Енисей,
II гр – Терек, Нил,
III гр – Амазонка, Конго.
IV гр – Лена, Амур

 Работа с учебником стр.72 (по группам) рис. 62 и зад стр. 51 р.т.

 III. Заключительная часть:

а) подведение итогов урока: проверка реализации   цели урока.

Итак, ребята, с какими понятиями мы познакомились?

 Для чего нужно знать расположение речной сети на территории своей малой родины, района, области, страны, и иметь представление о расселении населении ?  Насколько, важное  значение , имеют гидроресурсы для государства, и для каждого человека?                                                                                                                    

 (Цель достигнута)

б) рефлексия. «Пьедестал почета»                                                                                                                                           Проносятся столетия, сменился не раз государственный строй, земля то дрожит от войн, то сгибается под властью стихии, люди рождаются и умирают, бесследно уходя с лица Земли – а реки несут свои воды, в бесконечность   .

Ученые говорят, что роль рек первична в развитии человеческой цивилизации, а последующие этапы – морской и океанической цивилизации,   продолжают  дальнейшее освоение нашей планеты Человеком.                                                          Реки немые свидетели многочисленных событий, войн и переселений целых народов, но щедро одаряя каждое   поколение своими не только водными «дарами», они несут свои воды безвозмездно отдавая человеку, то без чего невозможны любые формы жизни на Земле – живительную влагу.

 

 

д) домашнее задание. Подготовить сообщение о роли рек в истории возникновения и развития Российского государства, например: «Волго – Окское междуречье – центр вокруг которого складывалось Российское государство»

Спасибо за урок.- Урок окончен

 

Литература, источники:

1. География. Начальный курс: методическое пособие /автор – составитель Кузнецов А.П. – М.: Дрофа, 2010.

2. Баринова И.И. . Начальный курс географии: Учебник для 8 класса. ОУ/Т.П.Герасимова, Н.П., Нелконова. – М.: Дрофа, 2009.

3. Интернет – ресурсы.

4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.

5.История России – с древнейших времён до XVI века. А.А. Данилов. Изд-во «Просвещение» 2011г.

5. Лянцевич В.М. использование идей В.Ф. Шаталова на уроках географии. Журнал "География в школе", №6-1991.

6. Современные образовательные технологии в обучении географии: опыт работы, разработки уроков /авторы – составители О.А.Бабекова, Л.А.Ласикова, Н.В.Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011.

7. Учебные атласы.

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/0tkrytyy-urok-geografii-po-fgos-5-klass-reki

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Вклад греков в развитие мировой цивилизации"

Разработка урока по теме: "Вклад греков в развитие мировой цивилизации"  5 класс. В разработке представлен урок, построенный по принципу мозаики. Контрольные вопросы, позволяющие в ходе беседы уч...

Глобальный общеэкологический кризис человеческой цивилизации

Экологический проект кафедры естественных наук. Определяет вектор направления развития пищевого поведения современного человека....

Статья "Роль компетентностного подхода в развитии человеческого капитала"

В научной статье рассматривается возможность использования компетентностного подхода для развития человеческого капитала...

Роль и место школьных образовательных учреждений в развитии человеческого потенциала региона

Статья посвящена проблемам образования  в Дагестане в системе регионального развития России....

Открытый урок на тему: «История развития комбинаторики, теории вероятностей и статистики и их роль в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Прикладные задачи».

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Элементы теории вероятностей и математической статистики»; продолжить формировать умения самостоятельно работать; развиват...

«История развития комбинаторики, теории вероятностей и статистики и их роль в различных сферах человеческой жизнедеятельности.»

Материал для практической работы: «История развития комбинаторики, теории вероятностей и статистики и их роль в различных сферах человеческой жизнедеятельности.»...