Конспект урока "Вклад греков в развитие мировой цивилизации"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Разработка урока по теме: "Вклад греков в развитие мировой цивилизации" 5 класс. В разработке представлен урок, построенный по принципу мозаики. Контрольные вопросы, позволяющие в ходе беседы учителя с обучающимися выяснить уровень знаний последних, чередуется с игровыми моментами. Пятиклассникам еще трудно привыкнуть к более серьезному уровню подачи знаний в среднем звене. Уроки, на которых им предлагают поиграть, проходят более оживленно и эффективно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_istoriya_5_klass.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ « Гавриловская средняя общеобразовательная школа» Суздальского района
Тема
« Методика проведения обобщающих уроков истории в 5 классе»
( из опыта работы)
Разработка
учителя истории
Индюковой
Марины Александровны
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
При всей кажущейся простоте достижений древних цивилизаций одной из наиболее сложных проблем для современной науки остается проблема их правильного понимания. Мир древности во многом до сих пор загадочен и неясен. Его простота оказывается призрачной, а глубокое проникновение в прошлое ставит больше вопросов, чем ответов на них.
Чаще всего при воспоминании о древности мы обращаемся к Древней Греции, истоки знаний о которой мы закладываем на уроках истории в 5 классе. Здесь наша задача - познакомить учащихся с важнейшими событиями Древнегреческой истории. Учащиеся впервые знакомятся с такими важными историческими понятиями и названиями, как полис ( город- государство), свободные и рабы, греческие колонии, Афины, Спарта, Греко - персидские войны, империя Александра Македонского, эллинистический мир, культурное наследие Древней Греции и др.
Почему эти уроки особенно важны для курса истории Древнего мира в 5 классе? Трудно переценить вклад греков в развитии мировой цивилизации. Именно они создали богатую и разнообразную духовную культуру, к которой потом постоянно неизменно обращалось человечество в различные этапы своего развития как к идеальным образцам классического искусства, чтобы, обобщив этот драгоценный опыт, создать на основе древнегреческой культуры качественно новую.
Почему для разработки был взят урок именно обобщающего характера, урок, который проводится после изучения большой темы « Древняя Греция» ? Дело в том, что контроль за усвоением знаний и формированием умений – важнейший этап учебного процесса , который позволяет констатировать объективный уровень знаний и формированием умений – важнейший этап учебного процесса, который позволяет констатировать объективный уровень знаний , умений и навыков после изучения темы , а так же выяснить, насколько успешно идет освоение нового материала в ходе его изучения. Таким образом , итоговые уроки очень важны в учебном процессе, и именно поэтому для разработки был выбран урок такого типа.
В разработке представлен урок, построенный по принципу мозаики. Контрольные вопросы , позволяющее в ходе беседы учителя с учениками выяснить уровень знаний последних, чередуются с игровыми моментами. Почему был выбран именно такой принцип? Дело в том, что игровая форма урока наиболее часто используется учителями начальных классов. Пятиклассникам трудно привыкнуть к более высокому, серьезному уровню подачи знаний в среднем звене. Уроки , на которых предлагают им поиграть, проходят наиболее эффективно и оживленно. Ребенок раскрепощается, попадая в привычную для него среду- среду игры. Принцип соревнования непринужденности, какие-то веселые моменты урока - игры позволяют ученику более полно раскрыть усвоенные на предыдущих уроках знания.
Урок по теме: « Вклад греков в развитие мировой цивилизации» (обобщение, повторение)
Цель урока: углубить представление обучающихся о древнегреческом полисе, повторить и обобщить полученные знания по теме « Древняя Греция» используя игровые формы. Доказать вклад греков в развитии культуры мира.
Задачи урока:
Образовательная : показать учащимся вклад греков в развитие мировой культуры и цивилизации.
Воспитательные : способствовать нравственному и гражданскому воспитанию, привить любовь к искусству.
Развивающие: организовать познавательную деятельность обучающихся в процессе игр, способствовать развитию устной речи, исторического воображения, творческого мышления. Развитие памяти , навыков работы с текстом и картой.
План урока
1. Месторасположение и природные условия Древней Греции.
2. Древнейшая Греция: мифы и боги.
3. Афинская демократия
4. Греки и войны.
5. Вклад греков в мировую культуру.
Оборудование урока:
- Карта « Древняя Греция»
- Компьютер и проектор
- Презентация « Древняя Греция»
- Карточки- игры для учащихся.
Вступительное слово учителя:
Ребята, мы познакомились еще с одним государством Древнего мира- Греция. Давайте сегодня вспомним изученный материал и ответим на главный вопрос нашего урока: какой вклад в развитие мировой культуры внесли греки.
Слайд № 1
«Местоположение и природные условия Древней Греции».
1. Покажите на карте Древнюю Грецию и определите ее местоположение.
2 .Чем отличаются природные условия Греции от Египта?
3. Какие культуры выращивали греки и что из них получали?
4. Где же греки брали зерно?
5. Сделайте вывод : каким занятиям благоприятствовали природные условия Древней Греции?
Слайд №2
«Древнейшая Греция: мифы и боги»
1. Откуда мы узнали о жизни греков в древности
2.О ком рассказывается в греческих мифах?
3. Чем история греков схожа с религией египтян и чем отличается от религии евреев?
4. Какие явления природы отразились в религиозных верованиях греков?
5. Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона. А в религии египтян нет бога грома и молнии, нет бога моря?
6. Что привлекает вас в героях мифов Геракле и Прометее?
7. Кому принадлежат следующие слова:
- « За что отдал ты, Зевс, мою дочь в царство мертвых? От моей тоски облетают листья с деревьев. Вянут цветы, желтеет трава. Голод грозит всему живому…»( Деметра)
- « Благодаря мне жилища людей стали светлыми . Я помог людям побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карат меня?..» ( Прометей)
- « Мы погибли, отец, путей к спасению нет : суша и море принадлежат Миносу!» 9 Икар)
- « Приятно. Что говорить, когда именем отца назвали навеки беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло!» ( Тесей)
- « До сих пор болят кости и спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое!» ( Геракл)
8. Игра « Я знаю…»
Приглашаются три желающих, которым нужно, не сбиваясь, перечислить по очереди
- 5 греческих городов;
- 5 греческих героев мифов;
- 5 греческих богинь;
- 5 греческих богов.
Класс помогает.
Являются ли греческие мифы историческим и литературным наследием?
Вывод: Древнегреческие мифы - это литературное наследие греков современникам.
Слайд №4
Афинская демократия
1.Древняя Греция не была объединена под властью одного государства. В Элладе существовало много государств. Как назывались такие государства?
Какие два полиса мы изучили? Покажите их на карте.
2.А теперь найдите ошибки в тексте об Афинах и Спарте.
Спарта была красивейшим городом. Про нее говорили: « Если ты был в Спарте, и не восхищался ей, ты осел!». Органом управления в Спарте был совет знати, состоящий из девяти архонтов. Архонт Дракон был справедливым и добрым. Взамен умершего старейшины спартанцы выбирали нового. Выборы проходил в народном собрании. Голосование проходило открыто- поднятием рук.. Таким же способом принимались и другие важные решения. В Афинах органом управления был ареопаг. Главное занятие афинян - военное дело. Простой народ в Аттике назывался демос, жизнь демоса была тяжелой.
3. Скажите, кто улучшил жизнь демоса в Аттике?
4.Что же сделал Солон? Какие законы принял?
5. Что такое демократия?
6. Докажите, что при Солоне зародилась демократия.
7. При ком демократия достигла своего расцвета?
8. Как Перикл добился , чтобы бедные земледельцы и ремесленники управляли страной?
9. Можно ли считать Афинское государство образцовым? Почему?
10. Класс представляет собой греков, шедших с Народного Собрания. Учитель- прохожий, попавший из современности в Древнюю Грецию. Учитель задает
« грекам» ряд вопросов.
- Скажите, почему народные собрания вы проводите утром, в столь раннее время?
Ответ: Те, кто приходят сюда - строители , каменщики, гончары, земледельцы, лавочники – заняты работой в течении дня и встают с восходом солнца. Некоторые крестьяне и вовсе не могут оставить работу , живут очень далеко. Восход солнца_ самое подходящее время, пока еще не все погрузились в свои повседневные дела.
- Сколько же людей вмещается здесь?
Ответ: На холме Пникс может поместиться до 20 тысяч человек. Однако. чтобы иметь силу закона, предложение должно быть принято и одобрено лишь 6 тысячами человек. Поэтому. Если не набирается достаточное число граждан, глашатаи идут за ними по домам. На собрание нельзя опаздывать: жирно промазанная красной краской веревка преграждает путь и « метит» опоздавших . Пропускают на собрание по специальным табличкам, служившим удостоверением личности. Случайных людей выгоняют рабы, следящие за порядком.
- Известны ли гражданам те вопросы, которые будут решаться на очередном собрании?
Ответ: Конечно. Совет из 500 человек обсуждает, готовит и принимает те вопросы, которые будут вынесены на очередное народное собрание. В здании Толос. Где происходит предварительное обсуждение, всегда открыты двери и любой может прийти и послушать. Иногда и глашатаи сообщают об этом.
- Кто такие стратеги , какими вопросами они ведают и как часто их избирают?
Ответ: Стратегов у нас 10 человек, но один из них – главный. Он возглавляет армию во время военных походов, распоряжается денежными средствами. Обычно стратегом становится человек из знатной и богатой семьи. Нужно быть образованным, хорошим оратором, обладать искусством спора и убеждения, уметь держаться на трибуне.
- Значит , на собрании может выступать только стратег или очень подготовленный человек? Может ли выступить на собрании простой афинянин?
Ответ: Выступить может любой. Но ведь важно не просто взойти на трибуну, необходимо овладеть мнением большинства. Любой гражданин, который захотел выступить, получает слово на время отмеряемое водяными часами - клепсидрой. Часы представляют собой два сообщающихся сосуда, в которых жидкость переливается из одного в другой. Возложив миртовый венец на голову , оратор начинает речь.
Игра « Старт- финиш»
Два человека дают безошибочные определения каждому термину за короткое время. Побеждает тот, кто первый придет к финишу:
Старт: Стратег- оратор -Аспасия – илоты –Эллада- долговой камень – реформы –ареопаг-демос-дракон : Финиш.
Слайд № 5
Греки и войны
Греки очень гордились тем, что отстояли свою независимость в борьбе с персидским царством.
- Покажите на карте места главных сражений греков с персами. Кто победил в этих сражениях?
- 2. В чем состоял подвиг царя Леонида и трехсот спартанцев?
- 3. Как вы считаете, в чем главная причина побед греков над персами?
- Какие черты характера А. Македонского вам нравятся? Что вам в нем не нравится?
Игра « Исторические пятнашки»
Нужно расставить даты в хронологическом порядке и назвать события.
338 г. до н. э. | 490 г. до н. э. | 323 г. до н. э. |
594 г. до н.э. | 331 г. до н. э. | 443г. до н. э. |
480 г. до н. э. | 334 г. до н. э. | 479г. до н. э. |
594 г. до н. э. - Зарождение демократии при Солоне
490 г. до н. э.- Марафонская битва
480г. до н. э.- Саламинская битва
479 г. до н. э. - Битва при Платеях.
443 г. до н. э. - Перикл, стратег Афин.
338 г. до н. э. - Битва у города Херонея
334 г. до н. э.- Битва у реки Граник.
331 г. до н. э. - Битва у реки Гавгамелы.
323 г. до н. э. - Смерть Александра Македонского.
Вклад греков в развитие мировой культуры.
- В чем значение создания греками алфавита?
- Какой вид искусства возник в Древней Греции?
- Какие представления давались в театре?
- Назовите известных вам авторов трагедий и комедий?
- Какие постройки и статуи Афинского Акрополя вы знаете?
- Назовите имена греческих скульпторов.
- Какими двумя способами греки расписывали вазы и что изображали?
- Назовите имена греческих ученых , чем они занимались?
- Докажите, что в Греции развивались не только культура, но и спорт?
- Когда прошли первые Олимпийские игры?
- Какие слова пришли к нам из Древней Греции?
- Какой же можно сделать вывод по вкладу Греции в мировую культуру?
Вывод:
Вклад греков в развитие мировой цивилизации велико и его трудно переоценить. Именно здесь была заложена основа государства - демократия. Здесь прошли первые олимпийские игры. Древнегреческие полководцы славятся своими подвигами и победами до сих пор. В культуре Греции впервые в эпоху древности человек был показан так полно и жизненно: его гражданские добродетели, чувство любви, страха и отчаяния, его сила и слабость перед законами жизни, красота человеческого тела – все это отобразилось в литературе, философии искусстве Греции.
Домашнее задание: подготовить рисунки об истории Греции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вклад эллинов в мировую цивилизацию
Итоговый урок истории в 5 классе по теме "Древняя Греция". На уроке используются разнообразные формы: исторический диктант, тесты и викторина "Герои греческой мифологии"...
"Африка - колыбель мировой цивилизации"
урок в 11 классе с элементами практической работы....
Урок истории "Мировая цивилизация:новые проблемы на рубеже тысячелетий" (11 класс)
Учитель Швецова Ирина Владимировна Место работы МКОУ СОШ п. Пластун Тернейского района Приморского края УМКЗагладин Н.В. Всемирная история.XX век Класс11...
Святыни мировых цивилизаций в Петербурге. Православие. Краткий очерк.
Управление РПЦ. Создание Синода. Петербург - столица православной России. Строительство православных храмов; век XVIII....
Святыни мировых цивилизаций в Петербурге. Православие.
Презентация к одноимённой статье....
Святыни мировых цивилизаций в Петербурге. Православие. Утраченные Святыни.
Православие. Русская Православная церковь. Строительство храмоа в Петербурге, утраченные святыни....
XVII Всероссийская научная конференция «История мировых цивилизаций: Образование как фактор социально-политического развития» Развитие сельской школы как фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития поселка.
Развитие сельской школы как фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития поселка....