Интегрированный урок по географии и экономике "Ресурсообеспеченность и геологическая дилемма"
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему
Ведущая идея урока: Обобщение и закрепление знаний о ресурсообеспеченности Земли и России, о проблеме выбора на основе экономического анализа.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные:
географические знания о ресурсах Земли и России, о понятии ресурсообеспеченности территории;
экономические знания о проблеме выбора и альтернативной стоимости;
- метапредметные:
понятие о проблемах добычи энергоресурсов и об экономическом анализе ресурсообеспеченности территории;
понятие о концепции ограниченности ресурсов и о взаимосвязи между потребностями человека и производственными ресурсами;
- личностные:
осознание значимости для экономики и потребителя производственных ресурсов или факторов производства;
осознание роли государства в экономике и роли фирмы в экономике.
Интегратор урока: понятие ресурсообеспеченности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_resursooobespechennost_i_geologicheskaya_dilemma.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 151
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Интегрированный урок
географии и экономики с ролевой игрой
«Ресурсообеспеченность и геологическая дилемма»
Автор работы:
Гибитова Елена Владимировна
учитель географии и обществознания,
методист ГБОУ средней школы № 151
Красногвардейского района Санкт - Петербурга
8921-872-89-97, elena.gibitova@yandex.ru
Санкт-Петербург
2015 год
Интегрированный урок по географии и экономике с ролевой игрой
1. Тема урока: «Ресурсообеспеченность и геологическая дилемма.
2. Программа УМК используемая для подготовки и проведения урока:
Учебник: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс.-М.: Просвещение, 2010г.
Учебник: И.В.Липсиц. Экономика. Базовый курс. 10-11 класс.-М.:Вита, 2010г.
3. Необходимые ресурсы: карта «Тектоника и минеральные ресурсы мира», карта «Тектоника и минеральные ресурсы России», доска, маркеры или цветной мел, цветные конфетти, иммитирующие полезные ископаемые, компьютер, колонки, музыкальная запись композиции Д.Моруани «Волшебный полёт», возможно использование презентации; время урока – 45 минут.
4. Ведущая идея урока: Обобщение и закрепление знаний о ресурсообеспеченности Земли и России, о проблеме выбора на основе экономического анализа.
5. Планируемые образовательные результаты:
- предметные:
географические знания о ресурсах Земли и России, о понятии ресурсообеспеченности территории;
экономические знания о проблеме выбора и альтернативной стоимости;
- метапредметные:
понятие о проблемах добычи энергоресурсов и об экономическом анализе ресурсообеспеченности территории;
понятие о концепции ограниченности ресурсов и о взаимосвязи между потребностями человека и производственными ресурсами;
- личностные:
осознание значимости для экономики и потребителя производственных ресурсов или факторов производства;
осознание роли государства в экономике и роли фирмы в экономике.
6. Интегратор урока: понятие ресурсообеспеченности.
7. Описание этапов урока:
- Мотивационный этап.
Вступительное слово учителя географии:
В этом году мы с вами заканчиваем изучение курса географии в средней школе. А изучаем мы сейчас «экономическую и социальную географию мира». Это самый сложный и интересный курс за все пять лет. Он потребует от вас все ваши географические знания, накопленные в школе по физической и экономической географии. В прошлом году, когда мы перешли к экономической географии России, многим показалось, что это совсем другой предмет. А всё потому, что мы стали впервые оперировать экономическими понятиями.
Кроме того, в этом году я предала эстафету новому для вас предмету – экономике. Именно эти два предметы школьной программы ближе всех к реальной жизни, которая ждёт вас за стенами школы. Там, в реальной жизни, вы столкнётесь с проблемой реального выбора:
-Чему учиться дальше?
-Какую профессию выбрать?
-Где работать?
-В каком регионе и в какой стране жить?
А мы с вами живём в России – в стране величайшей и богатейшей. Чем же в современном мире определяется богатство государства? Ещё А. С. Пушкин в своём бессмертном романе в характеристике Онегина отметил его экономическую грамотность:
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
То есть, даже по Пушкину, государство характеризует прежде всего его ресурсообеспеченность. Можете ли вы оценить ресурсообеспеченность государства различными видами ресурсов? Для этого вспомним сначала основные понятия.
- Содержательно - технологический этап.
Фронтальный опрос:
- Понятие ресурсообеспеченности;
- Виды ресурсов;
- Классификация ресурсов по принципу исчерпаемости;
- Основные понятия: мировой земельный фонд, мировой речной сток, два мировых лесных пояса.
Проблемные вопросы (ответы по опережающим заданиям):
1. Оценка обеспеченности ресурсами России (анализ темы «Природные ресурсы России» по материалам учебника 9 класса).
Первый ученик (примерный ответ):
Наша страна имеет высокую ресурсообеспеченность практически по всем видам природных ресурсов, если считать на душу населения или на количество лет, на которые данного ресурса хватит. Так Россия занимает первое место в мире по запасам леса, газа, угля, железной руды, гидроэнергоресурсов, калийных солей. Испытывает недостаток и закупает на мировом рынке Россия только бокситы, т. к. алюминиевая промышленность, пользуясь нашей дешевой электроэнергией, работает больше на экспорт. Проблема обеспеченности ресурсами стоит не перед страной в целом, а перед её отдельными регионами, т. к. большая часть ресурсов находится на востоке, а население живёт на западе.
Учитель: Хорошо, ресурсов у нас много, значков на «Карте полезных ископаемых России» тоже много. Все ли они используются?
Первый ученик: Используются далеко не все месторождения, потому что не все экономически выгодно использовать в настоящее время. Поэтому проводят экономический анализ данного месторождения. Его проводят в три этапа:
- оценивают потребность в данном сырье;
- оценивают географическое положение месторождения;
- оценивают величину и качество ресурса.
И в результате, например, самые большие в России месторождения угля: Тунгусский и Ленский бассейны, до сих пор почти не используются, т. к. они залегают далеко от потребителя в сложных условиях многолетней мерзлоты, в районах, где почти нет дорог.
Учитель: Хорошо, о России мы с вами знаем, потому что в России живём, А какова ресурсообеспеченность Земного шара?
Ответ с места: тоже высокая, всех видов ресурсов нам хватит надолго. Вопрос только в том, где они залегают, и умеем ли мы их добывать.
Учитель: Тогда давайте попробуем оценить ресурсообеспеченность и других стран мира. Выберем, например, сравнимую с Россией страну – Бразилию. Это тоже огромная страна, входит в десятку крупнейших по территории и населению, как и Россия. Когда в материалах ЕГЭ даётся характеристика этой страны, то подчеркивается её высокая обеспеченность ресурсами, но …нехватка топливных ресурсов. Так ли это в действительности?
Второй ученик ( примерный ответ ): Действительно. Если мы посмотрим на «Карту полезных ископаемых мира» и на экономическую карту Бразилии в атласе, то увидим там много рудных полезных ископаемых: железо, никель, марганец, бокситы, уран и др., но совсем мало месторождений угля, нефти, газа. Но ведь в Бразилии находится 2/3 Амазонии. Это величайшая в мире равнина, покрытая осадочным чехлом. Так что реально предположить, что здесь должны быть нефть и газ. И в действительности это так. В Амазонии уже найдена нефть, найден газ, просто это ещё плохо освоенная территория, амазонская сельва ещё не обеспечена дорогами, т.е. стране ещё не выгодно добывать свою нефть. Бразилии дешевле купить энергоресурсы у соседних Аргентины или Венесуэлы. А на карту новые месторождения нефти в Бразилии ещё не нанесены.
Учитель: Вывод: Итак, мы с вами убедились, что не все минеральные ресурсы планеты отмечены на современных экономических картах. С другой стороны, не все известные месторождения разрабатываются.
Почему это так? Что такое геологическая дилемма? На этот вопрос вы найдёте ответ во второй части урока – экономической.
Если на уроках географии мы узнаём о природных ресурсах, то на уроках экономики – о процессе производства товаров и услуг из известных человечеству ресурсов. Интеграция этих двух предметов присутствует почти всегда на уроках экономической географии.
Так вот, экономика выделяет не природные, а ресурсы производства. Из них главными считаются три: земля – природные ресурсы, труд – человеческие ресурсы, капитал – капитальные ресурсы (они включают не только финансовые накопления предпринимателя, а и накопленную производственную недвижимость). Эти три типа ресурсов называют факторами производства. Деятельность по соединению человеческих, природных и капитальных ресурсов в процессе производстве составляет основную характеристику предпринимательства. Это и становится четвёртым необходимым ресурсом.
К сожалению, все виды экономических ресурсов ограничены. Это означает, что их почти всегда меньше, чем хотелось бы иметь для производства нужных вещей. Теперь давайте вспомним главную проблему экономики и главную цель экономической деятельности.
Одной из главных экономических проблем является несоответствие человеческих потребностей и производственных ресурсов. Экономическая теория исходит из факта, что потребности отдельного человека и общества в целом в любой момент времени безграничны, тогда как ресурсы общества ограничены. Поэтому существует в экономике проблема эффективности использования имеющихся у нас ресурсов.
В это же время целью экономической деятельности является удовлетворение потребностей людей. Поэтому в процессе производства люди вынуждены делать выбор между различными комбинациями доступных им ресурсов в целях наибольшей эффективности. Этот выбор основывается на сравнении затрат и выгод, соответствующих каждому из возможных вариантов. С такой оценкой связано понятие альтернативной стоимости. Что это за понятие?
Третий ученик: Альтернативная стоимость – это второй по предпочтительности вариант решения после выбранного, то есть это благо, которым мы жертвуем ради иного блага. Альтернативная стоимость связана с оценкой самого желанного из невыбранного вариантов.
Учитель: Попробуем уяснить и запомнить все эти сложные понятия с помощью игры «Геологическая дилемма». В ней мы столкнёмся с особыми ресурсами – энергетическими, без которых невозможна ни одна экономика, ни одной страны. А для России эти ресурсы жизненно необходимы, и мы все об этом знаем, и за эти ресурсы очень переживаем.
ХОД ИГРЫ.
- Общая мощность всех существующих энергетических источников неизвестна, поступление же энергии для обеспечения жизнедеятельности общества строго ограничено. С чем связаны эти ограничения? Вот на этот вопрос мы должны ответить в процессе игры.
- Для проведения игры нам необходимо создать четыре компании по преимущественной добыче одного из энергетических ресурсов: угля, нефти, газа, урана. Задача компании – поиск полезных ископаемых, которые имитируют конфетти разного цвета. Условимся, что чёрный цвет соответствует углю, желтый – нефти, синий – газу, красный – урану
3. Конфетти заранее разбросаны по залу. Точное количество «источников энергии» неизвестно, но их пропорции соответствуют действительности: 50:37:10:3.
4. Игру проведем в 3 раунда, продолжительность каждого – 3 минуты, в течение которых команды должны добыть максимальное количество ресурсов – конфетти. Поиск «полезных ископаемых» проводится под музыку (звучит композиция Д.Моруани «Волшебный полёт»). Это заменяет так необходимую физкультминутку.
5. После каждого раунда компании отчитываются (сдают конфетти) перед «государством». Почему? Потому что платят налог на добычу полезных ископаемых.
6. Конкретная цель каждой компании – добыть максимальное количество ресурсов – конфетти.
7. После проведения каждого раунда «государство» подводит итоги, подсчитывает количество конфетти каждого цвета и записывают на доске результаты. Роль государства выполняет один из учащихся.
8. После проведения запланированного количества раундов подведем итоги и сделаем вывод, используя правило экономики:
Реальное предложение энергии, потребности общества в которой постоянно растут, определяется не её запасами, даже разведанными, а тем количеством, которое производители хотят и могут выставить на продажу.
- Рефлексивный этап (подведение итогов)
Обсуждение игры.
1. Все ли запасы полезных ископаемых добыли? Почему не все?
( Потому что и в природе все добыть невозможно).
2. Какие источники энергии легче всего было обнаружить? Какие труднее? Почему? (очевидно, что количество обнаруженных угля и нефти превысит остальные виды полезных ископаемых, что связано с меньшей альтернативной стоимостью их добычи).
3. Какие производственные ресурсы были задействованы при поиске и добыче энергоносителей? (трудовые ресурсы (работники компаний), земельные ресурсы (территория класса), капитальные ресурсы (заработная плата за данную работу).
4. Что же здесь ограничено, какие ресурсы? ( Все – территория, рабочие руки, время, зарплата).
4. Какие технические усовершенствования могли бы быть использованы в данном процессе? (щётка, совок).
5. Возможно, что какая – либо из групп собирала не один вид конфетти. Эти действия вполне оправданы, ведь на практике энергопроизводители обычно разрабатывают все доступные им источники. Например, нефтяные компании добывают природный газ как попутный. Тогда при сравнительной оценке выгод, которые получат фирмы, у такой фирмы выгод будет больше.
Вопрос: К какому же выводу мы придём? В чем состоит геологическая дилемма? Почему постоянно правительство страны отслеживает цены на нефть и на другие энергоносители? Какая здесь взаимосвязь?
Ответ и вывод:
Геологическая дилемма - это необходимость понять человечеству, что ресурсов сейчас на планете не столько, сколько разведано геологами и оценено экономистами. Не столько, сколько хотят продавцы на мировом рынке сырья, а такое количество, которое мы можем добыть, имея современный технологический уровень, и хотим предоставить на рынок в современных экономических условиях.
Учитель: Запишем и запомним этот вывод. А для себя сделаем главный вывод, что вся наша жизнь – это ресурсы!
8. Заключение.
В процессе урока у детей формируется новый взгляд на такое экономическое и географическое понятие как ресурсообеспеченность. С помощью ролевой игры усваиваются сложные экономические понятия, игра приближает урок к реальной жизни. С помощью объединения географии, экономики и даже музыки изменяется качество изучаемого понятия (интегративной категории) - ресурсообеспеченность и повышается его личностная значимость для детей.
9. Сведения об авторе
Гибитова Елена Владимировна, учитель географии и обществознания, методист ГБОУ средней школы № 151 Красногвардейского района Санкт - Петербурга, стаж 21 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по реализации регионального содержания в образовании Интегрированный урок по географии и физике «Путешествие на метеостанцию «М-2 Сура». 7 класс.
Урок с применением регионального компонента....
Интегрированный урок по географии, истории и искусству на тему "Население Южной Америки. За страницами учебника географии", 7 класс
Большой красочный урок для учащихся 7-х классов. Снабжен авторской презентацией. Содержит шуточные вопросы. Спроектирован для повышения мотивации учащихся к изучению предмета....
Интегрированный урок (физика, география) "Физики и географы на олимпиаде в Сочи".
Урок комплексного применения знаний в новых условиях. Цель урока: формирование целостного представленитя о процессе научного познания мира, формирование умений применять знания полученные на уроках ( ...
5 класс.Интегрированный урок (ИЗО,география)" География народных промыслов"
Интегрированный урок (ИЗО,география)" География народных промыслов" Урок-путешествие.5 класс....
Интегрированный урок по географии Тувы и географии России.
Практическая работа: « Характеристика реки Енисей». Цель урока научить учащихся уметь читать карту, научить самим, составлять характеристику реки, воспитывать детей любить к родной пр...
Открытый урок по географии на тему «Опасные геологические природные явления и их распространение по территории России». 8 кл.
В работе предложен конспект проведения урока в 8 классе при изучении темы Опасные природные явления....