Открытый урок по географии на тему «Опасные геологические природные явления и их распространение по территории России». 8 кл.
план-конспект урока по географии (8 класс)

Хасаншина Лилия Равильевна

В работе предложен конспект проведения урока в 8 классе при изучении темы Опасные природные явления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: География Класс:

Дата: #1075;.

Тема урока: Опасные геологические природные явления и их распространение по территории России.

Цели урока:

Обучающие цели:

  • -Знакомство с видами стихийных явлений литосферы и причинами их возникновения на территории России
  • -активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету географии;
  • - создать условия выявления качества и уровня овладения знаниями, умениями ,используя компьютерные технологии.
  • - создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.

Цели ориентированные на развитие личности учащихся:

  • - активизировать личностный смысл учащихся к изучению материала;
  • - содействовать в выработке умений самостоятельной работы с различными источниками информации;
  • -способствовать эмоционально-целостному отношению к объектам природной среды;.
  • - развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих работ

Воспитывающие цели:

  • -способствовать воспитанию географической культуры и эстетического восприятия географических объектов через современный источник информации.
  • - воспитание бережного отношения к своему здоровью через знакомство с мерами предосторожности во время стихийных явлений.

Задачи:

  • -развитие познавательных способностей учащихся;
  • -совершенствование способностей к самообразованию;
  • -развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • -формирование умений публичных выступлений;
  • -развитие критического мышления.

Оборудование учебного занятия: компьютер, проектор, карта, атлас, контурная карта.

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент.

Цель для учащихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель для учителя: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-привлечь внимание к предстоящей учебной деятельности.

Методы: словесный,

наглядный. Приём воздействия на эмоциональную сферу.

-Здравствуйте, ребята!

Я рада встретиться сегодня с вами на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет интересной и полезной.

Закройте глаза, ни о чем не думайте, чуть-чуть опустите голову. Пять секунд вы отдыхаете. Теперь с закрытыми глазами вы представляете, что ваша голова становится легкой, свободной, что вы способны работать, думать головой. Вы открываете глаза и с новыми силами принимаетесь за работу.

Открывайте глаза.

Начинаем наш урок.

Сегодня у нас не совсем обычный урок, он у нас открытый, поэтому к нам пришли сегодня гости.

Определение темы, целей урока.

Мы с вами на протяжении последних уроков знакомились с рельефом России.

А чтобы определить тему сегодняшнего урока посмотрите на экран:

здесь записаны понятия: вулканизм, обвал, землетрясение, лавина, засуха.

- Что объединяет эти понятия? (стихийные природные явления)

- Найдите лишнее явление? ( засуха – явление природы, которое происходит в атмосфере)

- По какому признаку вы это определили?

- Итак, какова тема нашего урока?. Опасные геологические природные явления и их распространение по

территории России (учащиеся записывают дату и тему урока в тетради)

Попробуйте определить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Мы сегодня на уроке:

  • Повторим имеющиеся знания о рельефе России
  • Будем работать с картой
  • Познакомимся с видами стихийных явлений литосферы и причинами их возникновения на территории России
  • Запомним меры предосторожности во время стихийных явлений, чтобы сохранить и сберечь своё здоровье и жизнь.

На нашем уроке мы будем контролировать вашу работу поэтапно, выставляя за каждую выполненную часть работы оценку в баллах на полях тетради.

2.

Актуализация опорных знаний:

Цель для учащихся: повторить сведения о рельефе России для открытия новых знаний.

Цель для учителя: организовать работу по повторению сведений о рельефе России, закрепить навыки работы с физической и контурной картой.

Задачи: развивать умение мыслить, обобщать, работать в контурной карте;

развивать умение адекватно оценить себя.

Методы: географический ключ, практическая работа с картой,

диалог.

Метод оценивания: взаимопроверка.

- Мы с вами изучили рельеф и геологическое строение России. Прежде чем приступим к изучению новой темы, нужно вспомнить материал прошлых уроков, для чего мы сейчас выполним задание, которое называется географический ключ.

(географический ключ)

  1. Устойчивые участки земной коры называются платформами +
  2. Горы расположены на плитах.-
  3. Россия имеет общий уклон территории к северу +
  4. Средняя высота территории России составляет чуть более 600 м.-
  5. В рельефе России преобладают горы -
  6. Эндогенные процессы, формирующие рельеф, это деятельность древнего ледника; деятельность ветра; деятельность человека.-
  7. К формам рельефа ледникового происхождения относятся: морены и бараньи лбы +
  8. Ледниковые отложения, состоящие из песка, глины, щебня, валунов называются морена; +
  9. Выход на поверхность фундамента платформы называется щит +
  10. Ветер формирует рельеф главным образом в засушливых районах и там, где на поверхности лежит песок. +

Меняемся тетрадями и проверяем - ключ

Оцените работу вашего соседа по парте в парах и поставьте заработанные баллы на полях тетради.

(за каждый правильный ответ 1 балл)

Работа с картой. Проверка уровня знаний номенклатуры.

(один ученик работает у доски, остальные в парах)

Западно-Сибирская равнина, Сихотэ-Алинь, Эльбрус

Восточно-Европейская равнина, Восточный Саян, Уральские горы

Средне-Сибирское плоскогорье, Западный Саян, хребет Черского

Кавказ, Верхоянский хребет, г.Белуха

Алтай, Становой хребет, Корякское нагорье

Среднерусская возвышенность, г.Бырранга, Чукотское нагорье

Работа в контурной карте – нанесите 6 объектов на контурную карту

(меняются, проверяют, ставят оценки – за каждый правильный – 1 балл)

Фронтальная беседа по основным вопросам предыдущего урока.

На какие две группы можно разделить процессы, под воздействием которых формируется рельеф? (эндогенные и экзогенные)

Какие процессы относятся к эндогенным? (землетрясения, вулканизм, неотектонические движения)

Как называются формы рельефа, образованные внутренними процессами? (эндогенные)

Какие процессы формирования рельефа называются внешними? (древнее оледенение, деятельность моря, ветра, текучих вод, человека и процессы происходящие под действием силы тяжести – обвалы, осыпи, оползни, сели)

Как называются формы рельефа, образованные внешними процессами? (экзогенные)

Приведите примеры экзогенных форм рельефа (овраги, пещеры, морены, котловины, уступы, кары, воронки, дюны, терриконы, насыпи, болотные кочки и т.д.)

3.

4.

5.

6.

7.

Изучение нового учебного материала.

Цель для учащихся: в ходе работы изучить природные стихийные явления в литосфере для дальнейшего открытия новых знаний.

Цель для учителя: сформулировать у учащихся конкретное представление о природных стихийных явлениях в литосфере, формирование умения публичных выступлений, мотивация на развитие познавательного интереса учащихся.

Задачи: -развивать умение анализировать, выделять главное, умение работать самостоятельно; - развивать умение ориентироваться в информационном пространстве.

Методы: поисковый; наглядный, словесный.

Закрепление учебного материала

Цель для учащихся: применить новые знания при составлении памятки о правилах поведения во время стихийных явлений.

Цель для учителя:

организовать умственную деятельность учащихся по применению новых знаний, оказать востребованную ими помощь, побудить к полному и качественному освоению знаний.

Задачи:- развивать у учащихся логическое мышление; умение работать в паре; -развивать умение адекватно оценить себя.

Методы: практическая работа в паре.

Метод оценивания: самопроверка.

1. Определить явление

2. Метод неоконченных предложений. Закончите предложение.

3. Работа в парах

Итог урока: обобщение, рефлексия

Цель для учащихся: знание уровня собственных достижений.

Цель для учителя: мотивация на дальнейшую учебную деятельность, побуждает учащихся к совершенствованию.

Методы: словесный,

наглядный.

Домашнее задание.

Цель для учащихся: Определяют объем и содержание своей домашней работы.

Цель для учителя: Организовать деятельность учащихся по самостоятельному определению содержания и объема той работы, которую каждому из школьников нужно выполнить индивидуально дома.

Организационный момент.

-Природа не поскупилась на богатую палитру гор и равнин. Особым очарованием обладают даже старые горы, у которых вместо снежных шапок и пиков пологие склоны. Горы - мир загадочный, и до сих пор мало познанный, неповторимо красивый и полный опасностей. А сколько красоты на равнинах!

Величие равнин незаметно: бескрайние леса; реки, лениво текущие по велению рельефа; овраги и болота; дороги, пролегающие прямо, как стрела, без крутых подъёмов и спусков.

Большинство склонов гор, и равнин могут показаться совершенно неподвижными: об этом говорит покрывающая их растительность. Но всё это - обманчиво. Мгновение - и всё поползёт, двигая за собой вековые деревья. Любуясь живописным пейзажем, человек не задумывается о трагедии. Его внимание привлекают причудливые изгибы вершин, зубчатый профиль гребня, гладь равнин, при этом отвлекая от самого прекрасного - собственной жизни. Вот нарастает гул, рыбки мечутся в аквариуме, беспокойно озираются по сторонам животные. Вот уже маленькие камни стёрты при огромном движении. По швам трещит одеяния гор: друг - друга давя, обгоняя, глыбы устремляются вниз, не щадя ничего и никого на своём пути. И всё это так внезапно, так неожиданно!

- Почему они опасны?

- Как называют явления, которые происходят мгновенно, внезапно, неожиданно?

- Прочитайте определение.

- Под стихийными понимаются разрушительные природные явления, в результате которых может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.

записать определение в тетрадь

Учитель: - К стихийным явлениям литосферы обычно относятся землетрясения, вулканизм, селевые потоки, оползни, лавины и обвалы, о которых сегодня мы с вами поговорим.

Вид стихийного явления

Особенности проявления стихийного явления

Причина возникновения

Районы проявления в России

Землетрясения


Вулканизм

Обвал

Оползень

Сель

Лавина

Опережающие задания - сообщения учеников сопровождаются слайдами. Учащиеся работают в тетради – заполняют таблицу.

а) землетрясения.

- Сейчас мы познакомимся с географией землетрясений. Послушаем сообщение . Внимательно слушайте и заполняйте таблицу.

1 Ученик:

- Землетрясения - колебания Земли, вызванные внезапными изменениями в состоянии недр планеты. Эти колебания представляют собой упругие волны, распространяющиеся с высокой скоростью в толще горных пород. Наиболее сильные землетрясения иногда ощущаются на расстояниях более 1500 км от очага и могут быть зарегистрированы сейсмографами.

Землетрясения относятся к опаснейшим стихийным явлениям, следствием которых является появление разломов в земной коре, смещение пластов горных пород, изменение русел рек, разрушение зданий и сооружений. Сильные землетрясения в России случаются на Кавказе, п-ве Камчатка, в горах Алтая, на о. Сахалине и Курильских островах.

В 1995 г. в результате сильного землетрясения (около 8 баллов по шкале Рихтера) на севере острова Сахалин в считанные минуты был буквально стёрт с лица земли посёлок нефтяников Нефтегорск. Пострадали тысячи жителей. Разрушения были столь велики, что было принято решение не восстанавливать посёлок на этом месте.

Учитель: - Люди во все времена считали, что землетрясения - это стихия, абсолютно не связанная с их деятельностью. В древности, вероятно, так и было. Но современный человек, добывая из - под земли нефть, газ, закачивая туда загрязнённую воду, влияет на процессы, происходящие глубоко в её недрах. Поэтому, в районах нефте- и газодобычи всё чаще происходят подземные толчки землетрясений, которые называются техногенными.

б) вулканы.

-Где в нашей стране встречаются вулканы, про это нам расскажет

2 Ученик:

- Вулкан - это проявление внутреннего тепла Земли. Вулканы причиняют огромный ущерб, особенно тогда, когда извержение происходит внезапно и не остается времени предостеречь и эвакуировать население. Раскаленная лава уничтожает все, что встречается на ее пути, вызывая пожары. Ядовитые газы распространяются на большие расстояния. А пепел покрывает огромные пространства. 20 см вулканического пепла достаточно, чтобы разрушить крышу дома. Действующие вулканы в России находятся на Камчатке и на Курильских островах. Их около шестидесяти. Самый высокий из них - Ключевская Сопка. Его конус возвышается на 4750 м. Извергается Ключевская Сопка довольно часто – примерно 1 раз в 7 лет. Но потухшие вулканы есть и на Кавказе – Эльбрус и Казбек.

в) оползни

- самое грандиозное и чаще всего катастрофическое проявление гравитации на склонах.

3 Ученик:

- Оползни - это скользящие смещения масс горных пород вниз по склону, возникающие из-за нарушения равновесия, вызываемого различными причинами. Оползни могут быть на всех склонах с крутизной 20° и более и в любое время года. Они различаются не только скоростью смещения пород, но и своими масштабами. Скорость медленных смещений пород составляет несколько десятков сантиметров в год, средних - несколько метров в час или в сутки и быстрых - десятки километров в час и более. К быстрым смещениям относятся оползни-потоки, когда твердый материал смешивается с водой, а также снежные и снежно-каменные лавины. Следует подчеркнуть, что только быстрые оползни могут стать причиной катастроф с человеческими жертвами.

Наиболее действенной защитой от оползней является их предупреждение. Из комплекса предупредительных мероприятий следует отметить собирание и отведение поверхностных вод, искусственное преобразование рельефа, фиксацию склона с помощью свай и строительства подпорных стенок.

г) Лавины

4 Ученик

- Лавины - самый маленький толчок Земли может стать причиной катастрофической силы, которая, устремляясь вниз, набирает такую мощь, что способна даже перевернуть и оставить под собой огромный движущийся поезд.

Лавина - масса снега, падающая или соскальзывающая с крутых склонов гор, аналогично обвалу. Скорость движения в среднем 20-30 м/с. Падение лавины сопровождается образованием воздушной предлавинной волны, производящей наибольшие разрушения. В горных районах, где снежные лавины возникают ежегодно, созданы специальные службы, своевременно предупреждающие население о грозящей опасности. Осуществляется искусственный сброс лавин путем их обстрела, отвод лавин дамбами и лавинорезами, проводится укрепление склонов опорными сооружениями.

Лавины часто встречаются не только в горных районах России, а также и на равнинах.

д) сели.

- Еще в горах образуются грязекаменные потоки - сели. Причины их образования могут быть разные. Про них расскажет

5 Ученик:

Сель — поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород (до 50—60% объёма потока), внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек и сухих логов и вызванный, как правило, ливневыми осадками или бурным таянием снегов.

Сель — нечто среднее между жидкой и твёрдой массой. Средняя скорость движения селевых потоков 2-4 м/с, достигая 4-6 м/с, что обуславливает их большое разрушительное действие. На своем пути потоки прокладывают глубокие русла, которые в обычное время бывают сухими или содержат небольшие ручьи. Материал селей откладывается в предгорных равнинах. Сели характеризуются продвижением его лобовой части в форме вала из воды и наносов или чаще наличием ряда последовательно смещающихся валов. Прохождение селя сопровождается значительными переформированиями русла.

Сель возникает в результате интенсивных и продолжительных ливней, бурного таяния ледников или сезонного снегового покрова, а также вследствие обрушения в русло больших количеств рыхлообломочного материала (при уклонах местности не менее 0,08—0,10). Решающим фактором возникновения может послужить вырубка лесов в горной местности — корни деревьев держат верхнюю чаcть почвы, что предотвращает возникновение селевого потока.

е) Обвал

6 Ученик:) Обва́л — отрыв и падение масс горных пород вниз со склонов гор под действием силы тяжести. Обвалы возникают на склонах речных берегов и долин, в горах, на берегах морей. Причиной образования обвалов является нарушение равновесия между сдвигающей силой тяжести и удерживающими силами. Оно вызывается:

  • увеличением крутизны склона в результате подмыва водой;
  • ослаблением прочности пород при выветривании или переувлажнении осадками и подземными водами;
  • воздействием сейсмических толчков;
  • строительной и хозяйственной деятельностью.

Крупнейший обвал объёмом 2,2 млрд м³ произошёл 18 февраля 1911 года на реке Мургаб, в результате которого образовались естественная плотина и Сарезское озеро.

27 сентября 1995 года в Сунженском районе Ингушетии, в 6 км от села Алкун, произошел горный обвал длиной 130—150 м, шириной 6-10 м и глубиной 40-50 м. В результате погибло 16 человек, в том числе ребёнок.

Физкультминутка. - Момент релаксации – видеоролик «Закат»

После небольшого наводнения мне удалось спасти записи о некоторых стихийных природных явлениях, но о каких точно – мне не ясно, многие места в тексте размыты.

Я вам прочитаю, а вы попытайтесь определить его:

1. Более 200 млн. землян живут в опасной близости с этим стихийным явлением. Огромные бедствия принес он людям. Долгое время он может не проявлять себя, стоять покрытый со всех сторон ледниками и снегом. Но неожиданно земля начинает колебаться, так может повторяться несколько раз, причем слышится все время нарастающий гул. Потом все стихает. Через некоторое время слышится гулкий взрыв и над горой вверх на огромную высоту вылетает столб дыма и пепла, который покрывает все на большом расстоянии. Как правило, при близком его действии людям грозит несколько бед – лавовые потоки, пепел и газы.

(извержение вулкана)

2. Недаром ее называют «Белой смертью». Спокойный, безмолвный, снежный склон может внезапно превратиться в кипящий, ревущий котел. Гигантский вал снега, пыли, обломков скал и деревьев сметает все на своем пути, и укрыться от него часто невозможно. Набирая скорость и массу, она с каждым мгновением становится все более мощной, неся смерть и разрушение.

(лавина)

1. Стихийные явления, так же как и все другие процессы в литосфере, возникают под влиянием…(эндогенных и экзогенных процессов)

2. Сильные землетрясения в России случаются на …(Кавказе, Камчатке и Курилах, в горах Прибайкалья)

3. Крупнейший из действующих вулканов России – …(Ключевская Сопка)

4. Причинами обвалов бывают …(подземные толчки, деятельность поверхностных или подземных вод)

5. Сель – это …(грязекаменный или грязевой поток)

6. Последствия оползня …(приносят большой ущерб всякому хозяйству и сохранности земель)

7. Снежная масса, движущаяся с большой скоростью вниз по склону горы, называется …(Лавина)

А теперь оцените себя сами и поставьте честно себе баллы на полях тетради –те кто отвечал на вопросы, сколько ответов дали, столько и баллов.

- Ребята, стихийные явления литосферы причиняют не только большой вред человеку, но и огромное горе. Чтобы уберечь себя и окружающих от опасности, нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Используя полученные знания, попробуйте составить памятки по поведению людей во время катастрофических явлений (любое стихийное явление по выбору). (3-5 пунктов)

Выводы:

Мы сформировали новые понятия: землетрясения, вулканы, оползни, сели, лавины. Мы узнали и выявили причины возникновения стихийных явлений: эндогенные и экзогенные процессы.

Наши знания мы должны уметь применять в жизни. Поэтому нами разработаны памятки для практического применения.

Ну, а теперь, давайте вернемся к началу урока, где мы ставили перед собой задачи изучения новой темы. Получили ли мы ответы на интересующие нас вопросы?
- Что вы узнали нового?
(ответы детей)

- Подсчитайте баллы и выставите себе оценку за урок.

18-16б - «5», 15-13б -«4», 12-10б – «3».

А сейчас мне хотелось бы, чтоб вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений.

Этап рефлексии:

  1. Сегодня на уроке мне…
  2. Меня особенно удивило то, что…
  3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю…
  4. Было бы хорошо, если бы…
  5. Мне не понравилось…

&15, вопросы в конце параграфа, подготовить сообщение об одном из стихийных природных явлений в литосфере.

СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ, МОЛОДЦЫ.

РЕЗЕРВ

А теперь мы проверим полученные знания с помощью теста – взаимопроверки.

1. К стихийным природным явлениям литосферы относится:

а) заморозки; в) ливни;

б) оползни; г) цунами.

2. К стихийным природным явлениям атмосферы относится:

а) лавины; в) сели;

б) смерчи; г) наводнения.

3. Грязекаменный поток в русле горной реки, вызывающий большие разрушения, - это:

а) цунами; в) обвал;

б) оползень; г) сель.

4. На Дальнем Востоке России часто проявляется такое стихийное явление, как:

а) цунами; в) сели;

б) засухи; г) заморозки.

5. Стихийное природное явление горных районов:

а) ураганы; в) смерчи;

б) наводнения; г) лавины.

Проверка теста – обмениваются тетрадями.

• 1. б)

• 2. б)

• 3. г)

• 4. а)

• 5. г)

Результаты:

5 - оценка «5»;

4 – оценка «4»;

3 – оценка «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по географии на тему "Литосфера"

Каждый год в нашей школе проходит День школы, в котором я принимаю активное  участие и провожу  открытые  уроки  для  города....

Открытый урок по географии по теме"Численность населения.Население Тверской области"

Материал даёт представление о численности населения Земли, дополнительную информацию , которая позволяет в занимательной форме раскрыть задачи урока....

Открытый урок по географии по теме"Численность населения.Население Тверской области"

В ходе урока учащиеся повторят основные человеческие расы, у них сформируются представления о численности населения Земли, познакомятся с населением Тверской области.Узнают много интересного ,например...

Разработка открытого урока по географии на тему «Внутренние воды России. Реки»

Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах России...

Открытый урок по географии по теме "Климат России"

Урок - обобщение с применением таких технологий как: технология критического мышления, технология сотрудничества, смысловое чтение. Урок учитывает разную степень подготовки учащихся и дает возможность...

Разработка открытого урока по географии на тему: "Население и народные промыслы Центральной России"-8 класс

Урок направлен на формирование у учащихся представления о населении Центральной России, его обычаях и традициях, а также ознакомление с историей возникновения и развития народных промыслов России, их ...

Открытый урок по ОБЖ на тему: " Опасные погодные явления"

Знакомство учащихся с  влиянием различных погодных условий на безопасное существование человека в природной среде. Обратить внимание на рекомендации специалистов по безопасному поведению в природ...