Формы и средства контроля по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
В рабочей программе по географии для 5 класса предусмотрено: в неделю – 1 час; в год – 35 часов; в том числе: практических работ – 6 из них: итоговых – 5, тренировочных -1, контрольных тестирований - 5
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_sredstva_kontrolya.docx | 95.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рабочей программе по географии для 5 класса предусмотрено: в неделю – 1 час; в год – 35 часов; в том числе: практических работ – 6 из них: итоговых – 5, тренировочных -1, контрольных тестирований - 5.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Практическая работа № 1 по теме: «Характеристика видов движения Земли и их географических следствий».
2. Практическая работа № 2 по теме: «Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки».
3. Практическая работа №3 по теме: «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сети».
4. Практическая работа № 4 по теме: «Определение горных пород и описание их свойств».
5. Практическая работа № 6 по теме: «Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт»
ТЕСТИРОВАНИЯ
1. Тестирование №1 по теме: «Накопление знаний о Земле».
2. Тестирование № 2 по теме: «Земля во Вселенной».
3. Тестирование №3 по теме: «Географические модели Земли».
4. Тестирование № 4 по теме: «Земная кора».
Итоговое тестирование за курс 5 класса
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка самостоятельных письменных работ
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается
работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Критерии выставления оценок за проверочные тесты
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Входной контроль
1 вариант
1. Укажите объект живой природы
1) горы 3) вьюга
2) паук 4) Луна
2. Какую часть Земного шара занимает суша?
1) одна вторая 3) одна четвёртая
2) одна третья 4) две четвёртых
3. Какое животное не характерно для зоны Арктики (Крайнего Севера)
1) бурый медведь 3) белый медведь
2) тюлень 4) морж
4. Найди правильное и полное определение понятия ГОРИЗОНТ
1) линия 3) линия горизонта
2) видимое вокруг нас пространство 4) всё, что видно из окна
5. Что такое полезные ископаемые?
1) всё, что люди добывают из-под земли
2) все полезные для человека минералы и горные породы
3) все древние вещества, хранящиеся в земле.
4) минералы и горные породы, которые люди добывают из земли и используют их.
6. Укажите самое правильное значение воды.
1) вода- источник жизни на Земле
2) вода нужна всем животным
3) вода нужна всем растениям
4) вода нужна каждому человеку
7. Какое свойство воздуха позволяет нам видеть вокруг нас всё окружающее?
1) отсутствие запаха 3) упругость
2) прозрачность 4) бесцветность
8. Какое животное не встретишь в зоне степей?
1) суслика 3) мышь
2) бегемота 4) ящерицу
9. Спутником какой планеты является Луна?
1) Меркурия 2) Земли
3) Нептуна 4) Сатурна
10. Укажите основные стороны горизонта
1) север 3) северо-запад
2) юг 4) восток
11. Укажите природное сообщество, в котором растения располагаются тремя ярусами?
1) поле 3) лес
2) луг 4) водоём
12. Чем является глобус?
1) шаром 3) Землёй
2) мячом 4) моделью Земли
13. Что на Земле очищает воздух?
1) растения 3) горы
2) метеостанции 4) вода
14. Укажи прибор, который служит для определения сторон горизонта
1)флюгер 3) компас
2) будильник 4) уличный термометр
15. В переводе с греческого языка слово «география» обозначает
а) землепользование в) землеустройство
б) землеописание г) землевладение
16. Наука география возникла
а) более 2 тыс. Лет назад в) 100 лет назад
б) более 1 тыс. Лет назад г) 500 лет назад
17. Основателем науки географии был
а) Птолемей в) Эратосфен
б) Гомер г) Страбон
18. Наиболее точные изображения больших по площади географических объектов можно получить с помощью
а) рисунки земной поверхности в) фото с поверхности Земли
б) космических снимков г) аэрокосмических снимков
19. Кого из мореплавателей считаю первооткрывателем Америки
а) Х. Колумба в) Ф. Магеллан
б) Васко да Гама г) А. Веспуччи
20. Из предложенного перечня названий выберите те, которые относятся к
географическим антропогенным объектам :
острова, ручей, дом, оползень, дорога, порт, нефтепровод, лес, школа
21. Какое основное занятие характерно для жителей тундры?
1) Овцеводство 3) коневодство
2) рыболовство 4) оленеводство
22. О чём идёт речь в тексте?
Это полезное ископаемое узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее—мох – сфагнум. Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.
Ответ: ______________________.
2 вариант.
1. Укажите объект живой природы:
1) камень 3) ветер
2) птицы 4) Солнце
2. Укажите полное определение понятия линии горизонта
1) всё, что видно вокруг
2) где поверхность Земли как бы сходится с небом
3) линия горизонта
4) далёкая даль
3. Из чего состоит воздух?
1) из смеси жидких и твёрдых веществ
2) из смеси жидких веществ
3) из смеси твёрдых веществ
4) из смеси газов
4. Какое полезное ископаемое используют для производства кирпичей?
1) глина 3) торф
2) известняк 4) мрамор
5. На каком материке расположена наша страна?
1) Африка 2) Евразия
3) Австралия 4) Северная Америка
6. Укажите прибор для определения температуры воздуха за окном
1) медицинский термометр 3) уличный термометр
2) микроскоп 4) водный термометр
7. Какое растение не встретишь в зоне лесов?
1) орешник 3) сосна
2) верблюжья колючка 4) осина
8. На какой стороне стволов деревьев вырастет мох?
1) на южной 2) на северной
3) на западной 4) на восточной
9. Какое основное занятие характерно для жителей тундры?
1) Овцеводство 3) коневодство
2) рыболовство 4) оленеводство
10. Из предложенного перечня названий выберите те, которые относятся к
географическим природным объектам :
острова, ручей, дом, оползень, дорога, порт, нефтепровод, лес, школа
11. Наиболее точные изображения больших по площади географических объектов можно получить с помощью
а) рисунки земной поверхности в) фото с поверхности Земли
б) космических снимков г) аэрокосмических снимков
12. Кого из мореплавателей считаю первооткрывателем Америки
а) Х. Колумба в) Ф. Магеллан
б) Васко да Гама г) А. Веспуччи
13. В переводе с греческого языка слово «география» обозначает
а) землепользование в) землеустройство
б) землеописание г) землевладение
14. Наука география возникла
а) более 2 тыс. Лет назад в) 100 лет назад
б) более 1 тыс. Лет назад г) 500 лет назад
15. Основателем науки географии был
а) Птолемей в) Эратосфен
б) Гомер г) Страбон
16. Укажите природное сообщество, в котором растения располагаются тремя ярусами?
1) поле 3) лес
2) луг 4) водоём
17. Чем является глобус?
1) шаром 3) Землёй
2) мячом 4) моделью Земли
18Что такое полезные ископаемые?
1) всё, что люди добывают из-под земли
2) все полезные для человека минералы и горные породы
3) все древние вещества, хранящиеся в земле.
4) минералы и горные породы, которые люди добывают из земли и используют их.
19. Какое природное явление характерно для Крайнего Севера?
1) дождь 3) северное сияние
2) снег 4) барханы
20. Какой океан самый большой?
1) Тихий океан 3) Северный Ледовитый океан
2) Атлантический океан 4) Индийский океан
21. Вода является хорошим…..
1) напитком 2) льдом
3) растворителем 4) пресным напитком
22. О чём идёт речь в тексте?
Это дерево, хоть и известно всем, но имеет свои секреты.
Каждый лист составлен из многих (от 9 до 21) небольших листочков. А плоды, вовсе не ягоды, а маленькие яблочки, собранные в гроздья. Зимой эти гроздь плодов красного цвета - прекрасное лакомство для птиц.
Ответ:_________________
Тестирование № 1 по теме: Накопление знаний о Земле»
В-1.
- Укажите, какое верное утверждение о познании Земли в древности верно.
а)Накопление в древности географических знаний не способствовало совершению новых географических открытий.
б)Первые географические знания появились у людей только около 1 тысячи лет назад.
в)С развитием мореплавания и торговли накапливались сведения о торговле и народах, населяющих Европу, Азию, Африку.
г)Учёные Древней Греции и Древнего Рима не внесли большого вклада в познание Земли и развитие географии.
- Кто из учёных считается автором самой древней из дошедших до нас географических карт? а)Аристотель; б)Эрастофен; в)Геродот; г)Птолемей.
- Кого из мореплавателей считают первооткрывателем Америки? а)Х.Колумб; б)Васко да Гама; в)Ф.Магеллан; г)А.Веспуччи.
- Выберите правильный вариант ответа. Главным результатом экспедиции Васко да Гама стало: а)подтверждение шарообразности Земли; б)исследование берегов Южной Америки; в)открытие пролива, соединяющего Тихий и Атлантический океаны; г)исследование берегов Африки.
- Дж.Кук внёс большой вклад в исследование берегов: а)Африки; б)Южной Америки; в)Северной Азии; г)Австралии.
- Кто из путешественников совершил первое русское кругосветное путешествие? а)В.Беринг и А.Чириков; б)Ф.Попов и С.Дежнёв; в)И.Крузенштерн и Ю.Лисянский; г)Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев.
- Расположите материки в порядке очерёдности их открытия европейцами. а)Австралия; б)Антарктида; в)Африка; г)Южная и Северная Америка
- Верны ли следующие утверждения? А)В эпоху Великих географических открытий главную роль в познании Земли играли мореплаватели, а не учёные-географы.
Б) К началу 21 века географическая наука получила исчерпывающие ответы на все вопросы, интересующие учёных. 1)верно только А; 2)верно только Б; 3)оба верны; 4)оба неверны.
- Используя карты, приведите примеры географических объектов, названных в честь знаменитых мореплавателей.
- Перечислите материки, которые были известны к началу эпохи Великих географических открытий.
В-2.
- Укажите, какое из утверждений о развитии географии в эпоху Средневековья верно.
а)В своей книге «Хождение за три моря» Афанасий Никитин первым из европейцев подробно описал природу и население Индии. б)Очень ценные географические сведения о странах Азии содержала «Книга о раз-нообразии мира» купца и путешественника Марко Поло. в)Арабский путешественник Ибн Баттута не оставил описаний своих путешествий.
- Выберите правильный вариант ответа. Эпоха Великих географических открытий началась: а)в конце 10-начале 11 века; б)в конце 14-начале 15 века; в)в конце 15-середине 17 века; г)в конце 18-начале 19 века.
- Верны ли следующие утверждения о значении первого в истории человечества кругосветного путешествия? А)В результате путешествия было установлено наличие Тихого океана и единство всего Мирового океана. Б)Путешествие стало важным аргументом в доказательстве шарообразности Земли.
1)Верно только А; 2)Верно только Б; 3)Оба верны; 4)Оба неверны.
- Кто из мореплавателей был первооткрывателем Австралии? а)А.Тасман; б)Васко да Гама; в)В.Баренц; г)Ф.Беллинсгаузен.
- Кто из путешественников открыл Антарктиду? а)Р.Скотт и Р.Пири; б)Ю.Лисянский и И.Крузенштерн; в)Ф.Попов и С.Дежнёв; г)Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев.
- Описания природы и населения какой страны содержатся в книге русского купца А.Никитина «Хождение за три моря»? а)Китая; б)Египта; в)Индии; г)Греции.
- По какому из перечисленных морей не путешествовал А.Никитин? а)Чёрное; б)Аравийское; в)Средиземное; г)Каспийское.
- Расположите экспедиции в следующей последовательности: от совершённых в более раннее время до совершённых позднее. а)путешествие Ф.Магеллана; б)путешествия Марко Поло; в)экспедиции Х.Колумба; г)экспедиции Дж.Кука.
- Используя карты, приведите примеры географических объектов, названных в честь знаменитых мореплавателей.
- Как вы думаете, что стало причиной начала эпохи Великих географических открытий?
Ключи: В-1.
1)в; 2)б; 3)а; 4)в; 5)г; 6)в; 7)в,г,а,б; 8)3;
В-2. 1)а,б; 2)в; 3)3; 4)а; 5)г; 6)в; 7)в; 8)2,3,1,4.
Практическая работа № 1
«Характеристика видов движений Земли, их географических следствий»
Цель: Выяснить причины и географические следствия вращения Земли вокруг солнца и вокруг своей оси.
Оборудование:
Теллурий, глобус, учебник, атлас.
Ход работы
1. Открыть учебник на стр. 33-38, и исследовать по плану абзац на стр. 34, результаты исследования занести в таблицу.
План исследования:
А) Что такое ось Земли?
б) Чему равен угол наклона земной оси к плоскости орбиты Земли?
в) Что такое географические полюса?
г) За какой промежуток времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?
д) Какую форму имеет планета Земля?
е) Выяснить причину направления движения и отклонения тел в полушариях;
ж) обозначить причину смены дня и ночи;
2. Открыть учебник на стр. 36-38, и исследовать по плану абзац на стр. 36 (Движение земли вокруг Солнца), результаты исследования занести в таблицу.
План исследования:
а) с какой скоростью Земля движется вокруг Солнца?
б) За какой промежуток времени земля совершает оборот вокруг Солнца?
в) Что такое високосный год и чему он равен?
г) Выявить причину смены времён года;
д) какие дни считаются астрономическим началом сезонов года на Земле?
3. Исследуя рисунок 28 и абзац (Времена года Земли) на стр. 37 выявить географические следствия вращения Земли вокруг Солнца.
4. Сделать общий вывод о видах движения Земли и каковы географические следствия вращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.
№ пп | Исследования | Результаты исследования |
1 | Ось Земли | |
2 | Географические полюса | |
3 | Промежуток времени осевого вращения Земли | |
4 | Форма планеты Земля | |
5 | Северное полушарие | |
6 | Южное полушарие | |
7 | Смена дня и ночи | |
8 | Скорость Земли | |
9 | Промежуток времени орбитального вращения Земли | |
10 | Високосный год | |
11 | Смена времён года | |
12 | Дни равноденствия | |
13 | Дни солнцестояния | |
14 | Вывод |
Тестирование № 2 по теме: «Земля во Вселенной»
1 вариант.
Часть I.
1. Скопление звезд от 100 млрд. до 1 трлн. – это:
1) Вселенная 3) Солнечная система
2) Галактика 4) Созвездие
2. Планета Земля расположена в Галактике:
1) Большое Магелланово Облако;
2) Туманность Андромеды;
3) Млечный Путь;
4) Малое Магелланово Облако.
3. Количество больших планет, входящих в состав
Солнечной системы:
1) 8; 2) 12; 3) 5; 4) 15.
4. Небесные тела, называемые «малыми планетами», это:
1) метеоры; 2) кометы; 3) метеориты; 4) астероиды.
5. Самая дальняя от Солнца из планет земной группы:
1) Земля; 2) Марс; 3) Венера; 4) Меркурий.
6. Самая большая планета Солнечной системы – это:
1) Нептун; 2) Сатурн; 3) Юпитер; 4) Марс.
7. Отличительная черта планеты Земля от других планет
Солнечной системы:
1) шарообразность;
2) вращение вокруг Солнца;
3) осевое вращение;
4) наличие жизни.
8. Какое утверждение о планетах-гигантах является неверным?
1) находятся дальше от Солнца;
2) имеют большие размеры;
3) состоят из твердого вещества;
4) быстро вращаются вокруг оси.
9. Период вращения Земли вокруг своей оси:
1) 365 суток; 2) 24 часа; 3) 128 суток; 4) 72 часа.
10. Главной причиной неравенства дня и ночи на Земле является:
1) наклон земной оси к плоскости орбиты
2) осевое движение Земли;
3) форма Земли;
4) размеры Земли.
11. Смена времен года на Земле обусловлена:
1) осевым вращением Земли;
2) действием приливных сил;
3) вращением Земли вокруг Солнца;
4) притяжением Луны и Земли.
Часть II. Какие утверждения верны?
1. Вселенная – это Солнце с обращающимися вокруг него планетами.
2. Дж. Бруно первым использовал телескоп для изучения небесных тел.
3. Г. Галилей открыл спутники Юпитера.
4. Все планеты – гиганты имеют твёрдую поверхность.
5. Астероиды – это малые планеты.
6. Ядро кометы неплотное, газообразное.
7. Ближайшая к Земле звезда – Солнце.
8. Млечный Путь – это особое сияние в воздухе нашей планеты.
9. Галактика – это огромное скопление звёзд, звёздная система.
10. Наша галактика неподвижна.
Часть III.
1. Что такое солнечная система?
2. Какую форму имеют орбиты планет солнечной системы?
3. Назовите планеты расположенные до планеты Земля, какая по счету Земля?
4. Отличие планет земной группы от планет-гигантов.
5. Что называют сутками.
6. Следствия вращения Земли вокруг своей оси.
7. Какова продолжительность одного земного года?
8. Какое расстояние больше от центра земли до полюса или до экватора?
9. Чем система мира, созданная Н. Коперником, отличается от системы мира по Птолемею?
10. Что вы знаете о планетах земной группы?
11. Чем метеор отличается от метеорита?
12. Назовите известные вам созвездия (не менее 3
2 вариант.
Часть I.
1. Галактика – это:
1) Солнце и обращающиеся вокруг него планеты;
2) несколько звезд;
3) гигантское скопление звезд, звездная система;
4) газовые и пылевые туманности.
2. Полярная звезда находится в созвездии:
1) Южный Крест;
2) Пегас;
3) Малая Медведица;
4) Большая Медведица.
3. Солнце – это:
1) планета; 2) звезда; 3) спутник; 4) созвездие.
4. Ближайшей к Солнцу планетой является:
1) Меркурий; 2) Уран; 3) Земля; 4) Сатурн.
5. Планетой –гигантом является:
1) Плутон; 2) Юпитер; 3) Венера; 4) Марс.
6. Луна является спутником:
1) Земли; 2) Марса; 3) Венеры; 4) Солнца.
7. Ближайшими к Земле планетами Солнечной системы
являются:
1) Сатурн и Юпитер;
2) Марс и Венера;
3) Юпитер и Марс;
4) Венера и Меркурий.
8. Какое утверждение о планетах Земной группы является
неверным?
1) находятся ближе к Солнцу;
2) имеют небольшие размеры;
3) состоят из твердого вещества;
4) быстро вращаются вокруг оси.
9 В каком направлении Земля вращается вокруг своей оси?
1) с запада на восток;
2) в зависимости от времени суток;
3) с востока на запад;
4) в зависимости от сезона года.
10. Смена дня и ночи на Земле является следствием:
1) вращением Земли вокруг Солнца;
2) действием приливных сил;
3) действия центробежных сил;
4) осевого вращения Земли.
Часть II. Какие утверждения верны?
1. Птолемей создал модель Вселенной, в центре которой поместил Землю.
2. Долгое время господствовало мнение, что Земля плоская.
3. Марс – самая маленькая планета земной группы.
4. Только на Земле имеется водная оболочка.
5. Самая большая планета Солнечной системы – Уран.
6. Астероиды – это звёзды.
7. Метеориты – упавшие на Землю космические тела.
8. Солнце неподвижно.
9. Световой год – расстояние, которое проходит свет за один год.
10. Туманность Андромеды находится в нашей Галактике.
Часть III.
1. Какие космические тела входят в состав солнечной системы?
2. Что такое орбита планеты?
3. Между какими планетами распложена Земля?
4. Отличие планет-гигантов от планет земной группы.
5. Что называют годом?
6. Следствия вращения Земли вокруг Солнца.
7. Какова продолжительность одних земных суток?
8. Какое расстояние больше от центра земли до экватора или до полюса?
9. Какой вклад внёс Г. Галилей в изучение строения Вселенной?
10. Что вы знаете о планетах – гигантах?
11. Чем звёзды отличаются от планет?
12. Назовите известные вам галактики (не менее 3).
Практическая работа №2
«Составление плана местности способом глазомерной съемки».
Цель: выработать практические навыки
составлять план участка местности в окрестности школы.
Оборудование:
Планшет (лист картона), компас, линейка, карандаш, ластик, транспортир, циркуль-измеритель.
Ход работы:
1 Выбрать масштаб, учитывая размер участка местности и величину листа бумаги на планшете.
2 Провести ориентирование планшета ( планшет повернуть так, чтобы буква С( север) на шкале компаса совпала с северным концом его магнитной стрелки, при этом стрелка компаса должна быть параллельна краю планшета).
3 Измерить длину шага.
4 Выбрать точку отсчёта и объекты.
5 Установить точку отсчёта и наблюдения в центре прикреплённой к планшету бумаги.
6 Прошагать от заданной точки к объектам и отметить расстояние до объектов в соответствие с выбранным масштабом, учитывая длину шага.
7 Определить азимут направления на имеющиеся объекты и обозначить на планшете.
8 Нанести выбранные объекты с помощью условных знаков на планшет.
9 Сделать вывод о проделанной работе.
Рубежный контроль
1 вариант
А1. Как переводится слово «география» с греческого?
1) описание Земли 3)Земля
2)природоведение 4) Вселенная
А2. Чем является Земля?
- Планетой-гигантом 3) планетой
- астероидом 4) кометой
А3 . За какой период времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?
- за сутки 3) за 1 год
- за месяц 4) за 1 час
А4 . Какие объекты обозначают на плане синим цветом?
- Леса 3) овраги
- огороды 4) реки
А5 . Как называется масштаб, записанный в таком виде: 1: 100 000
- именованный 3) линейный
- численный 4) дробный
А6. Если встать лицом к северу, то в какой стороне от вас будет находится Запад?
- Справа 3) слева
- сзади 4) впереди
А7. Как называется угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет?
- Масштаб 3) компас
- азимут 4) горизонт
А8. Какой стороне горизонта соответствует азимут 90?
- северу 3) западу
- востоку 4) югу
А9. Форму какой геометрической фигуры имеет Земля?
- Шара 3) геоида
- эллипса 4) круга
А10. Чему равна длина окружности Земли?
- 40 000 км 3) 4000 00 км
- 20 000 км 4) 13 000 км
А11. Чему равна ось Земли?
1)54,6 3) 55,6
2)66,5 4) 120
А12. Какой бывает географическая широта?
- северной и южной 3) северной и западной
- западной и восточной 4) южной и восточной
А13. Какое максимальное значение имеет географическая долгота?
- 90 3) 100
- 180 4) 360
А14. За какой период Земля совершает один оборот вокруг Солнца?
- за 1 сутки 3) за 30 дней
- за 365 дней 4) за 360 дней
А15. Какого масштаба не существует?
- Именованного 3) численного
- линейного 4) квадратного
А 16. Первое кругосветное путешествие совершил:
1) Х. Колумб 3) Дж. Кук
2) Бартоломео Диаш 4) Ф. Магеллан
А 17 . Кто из мореплавателей был первооткрывателем Австралии?
1) А. Тасман 3) В. Баренц
2) Васко да Гама 4) Ф. Беллинсгаузен
А 18. Дж. Кук внёс большой вклад в исследование берегов:
1) Африки 3) Северной Азии
2) Южной Америки 4) Австралии
А 19. Кто из путешественников открыл Антарктиду?
1) Р. Скотт и Р. Пири 3) Ю. Лисянский и И. Крузенштерн
2) Ф. Попов и С. Дежнёв 4) Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев
А20. С какой стороны ствола дерева гуще растут лишайники?
- с северной 3) с западной
- с восточной 4) с южной
В1 Как называется умение находить стороны света?
В2 Что такое Румбы?
В3 Какие вулканы считаются потухшими?
В4 Что такое Гринвичский меридиан?
В5 Кто открыл Америку?
С1 Из именованного масштаба перевести в численный в 1 см — 1 00 000000 км
С2 Напишите дни равноденствия
С3 Начертите условные знаки : школы, фруктового сада, смешанного леса.
2 вариант
А1 Что означает с греческого слово «гео»?
- Луна 3) Солнце
- Земля 4) природа
А2 За какой период времени Земля совершает полный оборот, двигаясь по своей орбите?
- за 24 часа 3) за месяц
- за 365 дней 4) за сезон
А3 К какой группе относится планета Земля?
- Планеты-гиганты 3) газовые - гиганты
- земная группа 4) твёрдые планеты
А4 Как называются все неровности земной поверхности?
- Высоты 3) рельеф
- горизонтали 4) холмы
А5 Какой стороне горизонта соответствует азимут 0?
- востоку 3) югу
- западу 4) северу
А6 Какую форму имеет Земля?
- идеального шара 3) эллипса
- геоида 4) круга
А 7 Кто из мореплавателей был первооткрывателем Австралии?
1) А. Тасман 3) В. Баренц
2) Васко да Гама 4) Ф. Беллинсгаузен
А 8 Дж. Кук внёс большой вклад в исследование берегов:
1) Африки 3) Северной Азии
2) Южной Америки 4) Австралии
А 9 Кто из путешественников открыл Антарктиду?
1) Р. Скотт и Р. Пири 3) Ю. Лисянский и И. Крузенштерн
2) Ф. Попов и С. Дежнёв 4) Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев
А 10 Какой бывает географическая долгота?
- западной и северной 3) западной и восточной
- южной и северной 4) восточной и южной
А 11 Чему равна ось Земли?
- 56,5 3) 180
- 66,5 4) 360
А12 Какого масштаба не существует?
- Именованного 3) численного
- линейного 4) квадратного
А13 Какие утверждения верны?
- Луна -единственный спутник Земли
2) У Земли нет спутника
3)У Земли 3 спутника
4От притяжении Луны на Земле бывают приливы и отливы
А14 Какое максимальное значение имеет географическая широта?
- 180 3) 360
- 66,5 4) 90
А15 Если встать лицом к северу , то в какой стороне от вас будет находиться запад?
- Справа 3) сзади
- слева 4) впереди
А16 Какое число имеет день зимнего солнцестояния?
- 21 марта 3) 22 декабря
- 22 июня 4) 23 сентября
А17 Если в северном полушарии зима, то в южном будет:
- лето 3) весна
- осень 4) ничего не будет
А18 Чему равен полярный день?
- 5 лет 3) 1 год
- пол года 4) 24 часа
А19 Как называется угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет
- масштаб 3) компас
- азимут 4) горизонт
А20 От какой стороны горизонта ведётся отсчёт азимута?
- от направлением на север 3) от направлением на юг
- от направлением на запад 4) от направлением на восток
В1 Чем относительная высота отличается от абсолютной?
В2 Как называется умение находить стороны горизонта?
В3 Что такое Румбы?
В4 Что такое Гринвичский меридиан?
В5 Какие вулканы называются действующими?
С1 Переведите из именованного масштаба в численный: в 1 см- 10 тыс. км.
С2 Начертите следующие условные знаки: деревянный мост, школа, фруктовый сад..
С3 Напишите все дни солнцестояния
Практическая работа №3
«Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки».
Цель: формирование умений определять географические координаты, направления и расстояния по глобусу и карте.
Оборудование:
Карты атласа, физическая карта полушарий.
Ход работы:
Задание 1
Определите географические координаты объектов и объекты по их географическим координатам. Заполните таблицу:
Название географического объекта | Географические координаты | |
широта | долгота | |
Гора Джомолунгма (Эверест) | ||
Вулкан Везувий | ||
Город Бразилия | ||
Гора Мак-Кинли | ||
Город Москва | ||
Оз. Виктория | ||
О. Шри-Ланка | ||
36 ю.ш. | 150 в. д. | |
56 с. ш . | 38 в . д . | |
62 с . ш . | 130 в. д. | |
19 ю . ш . | 99 з. д . | |
16 ю . ш. | 69 з. д . |
Задание 2
На контурной карте подпишите названия государств, где находятся точки с географическими координатами:
8 с.ш. 15 с. ш. 40 с. ш. 25 ю. ш. 38 ю. ш .
65 з.д. 12 в . д. 140 в. д. 136 в. д . 70 з. д.
Задание 3
Определите расстояние между столицами африканских государств Марокко и Мали.
Столица Марокко-______________ географические координаты:_________
Столица Мали-_________________ географические координаты:_________
Решение:
Вывод о проделанной работе.
Тестирование № 3 по теме: «Географические модели Земли»
Вариант 1.
- Площадь поверхности Земли: а) 510млн.км2; б) 602млн.км2; в) 40тыс.км2.
- Расстояние от центра Земли до экватора: а) 6738км; б) 6378км; в)6873км.
- Уменьшенным изображением поверхности Земли или её частей на плоскости при помощи условных знаков называют: а) глобус; б)географическая карта; в) план местности.
- Линии, условно проведённые на поверхности Земли, соединяющие Северный и Южный полюса: а) экватор; б) меридиан; в) параллель.
- Это угол, образованный плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана, проходящего через данную точку: а) долгота; б) широта; в) азимут.
- Зная широту точек, определите, какая расположена: 1) дальше всего от экватора а) 35 с.ш. 2) ближе других к экватору б) 10 с.ш. 3) самая северная точка в) 12 ю.ш. 4) самая ближняя к экватору в Южном полушарии г) 37 ю.ш.
- Установите соответствие: 1) 29 с.ш.89 з.д. а) оз .Чад 0 б) г.Эверест 2) 14 с.ш.13в.д. в)устье р. Миссисипи.
- Из двух морей более глубокое: а) Чёрное; б) Балтийское.
- Из двух равнин самая низменная: а) Русская равнина; б) Западно-Сибирская равнина.
- Запишите координаты: 1) о.Тасмания (…………….) 2) влк.Килауэа (……………….) 3)Маркизские о-ва (………………..) 4) м.Барроу (………………….)
Вариант 2.
- Окружность Земли: а) 50тыс.км; б) 40тыс.км; в) 30тыс. км.
- Расстояние от центра Земли до полюсов: а) 6653км; б) 6539км; в) 6356км.
- Линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли ,перпендикулярно оси её вращения, это: а) экватор; б) меридиан; в) параллель.
- Поперечные линии, условно проведённые по поверхности Земли параллельно экватору:
а) экватор; б) меридиан; в) параллель.
- Это угол, между плоскостью экватора и отвесной линией в данной точке: а) долгота; б) широта; в) азимут.
- Зная широту точек, определите, какая расположена: 1)дальше всего от экватора а) 1 ю.ш. 2)ближе других к экватору б)54 с.ш. 3)самая северная точка в)42 ю.ш. 4)самая ближняя к экватору в Северном полушарии г)12 с.ш.
- Установите соответствие: 1)2 ю.ш.78 з.д. а)г.Кейптаун; 0 б)пик Коммунизма; 2)32 ю.ш.19 в.д. в)влн.Котопахи.
- Из двух морей более мелкое: а)Средиземное; б)Балтийское.
- Из двух гор самая высокая: а)Тибет; б)Кавказ.
- Запишите координаты: 1)влк.Фидзияма (………………..) 2)м.Челюскин (………………….) 3)о.Шри-Ланка (…………………..) 4)г.Лима (………………………)
Практическая работа №4.
«Определение горных пород и описание их свойств».
Цель: Сформировать навыки определения горных пород, описания их свойств.
Оборудование:
Коллекция горных пород, шкала Мосса, лупа.
Задание 1
Рассмотреть коллекцию горных пород, определить их свойства.
Данные записать в таблицу.
Название горной породой | Происхождение | цвет | блеск | прозрачность | вкрапление | твердость |
Задание 2
Напиши, какие горные породы встречаются в твоей местности.
Вывод.
Тестирование № 4 по теме: «Земная кора»
В-1.
- Верхний твёрдый слой Земли: а)ядро; б)мантия; в)земная кора.
- К обломочным горным породам относятся: а)гравий; б)гравий и песок; в)гравий, песок и известняк.
- Если магма достигла поверхности земной коры, излилась на неё и застыла, то образуется: а)базальт; б)гранит.
- Земной коре свойственны движения: а)вертикальные; б)горизонтальные; в)вертикальные и горизонтальные
- Дополните. Горы Кордильеры расположены……………………. Высшая точка -……………………….. Она имеет высоту…………м.
- Дополните. Впадина озера Байкал по происхождению…………….
- Дополните. Огнедышащая гора -………………………….
- Дополните. Место, где возник подземный удар, называется……………………
- Дополните. Породы, из которых в основном состоит литосфера, -………………..
- Самую высокую температуру имеет: а)земная кора; б)мантия; в)ядро.
- Прибор, регистрирующий землетрясения, называется: а)эхолот; б)сейсмограф; в)литограф.
- Максимальное колебание земной коры при землетрясении соответствует силе: а)9 баллов; б)10 баллов; в)12 баллов.
- Часть вулкана, по которой поднимается магма, называется: а)жерло; б)кратер; в)конус.
- Самые высокие горы на Земле – это: а)Уральские; б)Гималаи; в)Анды.
- Высочайшая гора суши – это: а)Эверест; б)Эльбрус; в)Этна.
- Изучение дна океанов осуществляется с помощью: а)эхолота; б)сейсмографа; в)барометра.
- Плоскогорье – это вид: а)гор; б)равнин; в)и равнин, и гор.
- Горст образуется: а)по линии разлома, когда участки земной коры поднимаются; б)по линии разлома, когда участки земной коры опускаются; в)при смятии в складки.
- Плоской равниной является: а)Западно-Сибирская; б)Восточно-Европейская; в)Среднесибирское плоскогорье.
В-2.
- Внутренний слой Земли составляет: а)литосфера; б)мантия; в)ядро.
- К горным породам осадочного происхождения относятся: а)песок; б)песок и гравий; в)песок, гравий и гранит.
- Мрамор и кварцит относятся к горным породам: а)осадочным; б)метаморфическим; в)магматическим.
- Если магма застыла в земной коре на некоторой глубине, то образуется горная порода: а)гранит; б)базальт.
- К районам распространения гейзеров относятся: а)остров Исландия; б)полуостров Чукотка; в)полуостров Аравийский.
- Дополните. Горы Анды расположены на материке……………… Высшая точка – гора……………… Она имеет высоту……..м. Её координаты………………
- Дополните. Природный, периодически фонтанирующий горячий источник - ……
- Дополните. Подземные удары и колебания земной поверхности называется………
- Дополните. Отверстие, через которое выбрасывается содержимое вулкана, называется……………..
- Место, где при землетрясении происходит разрыв и смещение горных пород, называется: а)эпицентр; б)землетрясение; в)очаг.
- Вулкан состоит из : а)кратера; б)кратера и мантии; в)кратера, жерла и конуса.
- Из конуса вулкана изливается на поверхность: а)лава; б)магма; в)мантия.
- Неровности поверхности Земли называются: а)рельеф; б)вулканы; в)горы.
- На какие группы горы делятся по высоте: а)низкие; б)плоские; в)высокие; г)средние.
- Высшая вершина России – гора: а)Народная; б)Эльбрус; в)Победа.
- Гора – это выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над окружающей местностью на высоту: а)более 200м; б)более 500м; в)более 1000м.
- По высоте над уровнем моря равнины делятся на: а)низменности и возвышенности; б)низменности, возвышенности и плоскогорья в)низменности, плоскогорья и нагорья.
- Определите по описанию горы. Они расположены вдоль по 60 градусу в.д., вытянуты с севера на юг, являются условной границей между Европой и Азией.
Ключи к контрольной работе «Земная кора».
В-1.
1)в; 2)б; 3)а; 4)в; 5)на западе Северной Америки; гора Мак- Кинли; 6194м; 6)грабен; 7)вулкан; 8)очаг; 9)магматические 10)в; 11)б; 12)в; 13)а; 14)б; 15)б; 16)а; 17)б; 18)а; 19)а.
В-2.
1)б,в; 2)б; 3)б; 4)а; 5)а,б; 6)Южная Америка; гора Аконкагуа; 6960м; 33 градуса ю.ш.,70 градусов з.д.; 7)гейзер; 8)землетрясение; 9)кратер; 10)в; 11)в; 12)а; 13)а; 14)а, в, г; 15)б; 16)а; 17)б; 18)Урал.
Итоговый контроль за курс 5 класса.
1 вариант.
1. Кто из греческих учёных впервые использовал термин « Географика»?
1) Птолемей 3) Страбон
2) Эратосфен 4) Пифей
2. Как переводится слово « география» с греческого языка?
1) описание Земли 3) природоведение
2) Земля 4) Вселенная
3. Как называется масштаб, записанный в таком виде: 1: 100 000?
1) именованный 3) численный
2) линейный 4) дробный
4. Во сколько раз расстояние на местности больше расстояния на плане, если местность изображена в масштабе 1: 30 000?
1) в 300 раз 3) в 30 раз
2) в 30 000 раз 4) в 3 раза
5. Если встать лицом к северу, то в какой стороне от вас будет находиться запад?
1) справа 3) слева
2) сзади 4) впереди
6. Как называется угол меду направлением на север и направлением на какой-либо предмет?
1) масштаб 3) азимут
2) компас 4) горизонт
7. Как называется превышение вершины горы над её подножием?
1) абсолютная высота 3) относительная высота
2) склон 4) горизонталь
8. Какой азимут соответствует направлению на северо-восток?
1) 0 2) 45 3) 135 4) 180
9. Угол наклона земной оси по отношению к плоскости земной орбиты составляет:
1) 90 2) 45 3) 66,5 4) 55,5
10. Географическая карта-это
1) рисунок участка земной поверхности
2) схема, с указанием маршрута движения
3) чертёж местности, выполненный в системе географических координат с помощью масштаба и условных знаков
4) фотоснимок земной поверхности, выполненный с большой высоты
11. Что в географии называют « легендой карты»?
1) название карты
2) повествование авторов учебника о том, как осваивалась людьми наша планета и создавались первые географические карты
3) система условных знаков, применённых при составлении карты
4) указание названия типографии, количества выпущенных экземпляров
12. Яркая звезда, которая указывает направление на север, называется:
1) Полярной 3) Малой Медведицей
2) Солнцем 4) Большой Медведицей
13. Земля вращается вокруг своей оси:
1) с востока на запад 3) с севера на юг
2) с запада на восток 4) с юга на север
14. Какая из планет Солнечной системы известна своими яркими кольцами?
1) Юпитер 2) Сатурн 3) Уран 4) Нептун
15. Что представляет собой хвост кометы?
1) скопление газов и мелкой пыли
2) скопление частичек льда
3) скопление плазмы
4) скопление капель воды
16. Что называется Литосферой?
1) твёрдое ядро Земли
2) все горные породы и минералы
3) вещество между ядром и земной корой
4) верхняя твёрдая оболочка Земли
17. Фактор, влияющий на разрушение горных пород:
1) перепады температуры воздуха 3) высота гор
2) атмосферное давление 4) вес воздуха
18. Литосфера включает в себя:
1) наружную часть ядра и земную кору
2) верхнюю часть ядра и мантию
3) только земную кору
4) земную кору и верхнюю часть мантии.
19. Наука, изучающая землетрясения, называется
1) геология 2) минералогия 3) сейсмология 4) почвоведение
20. Установите соответствие между географическими терминами и их определениями
Географический термин определение
1) эпицентр А) районы, где чаще всего происходит землетрясение
2) сейсмический Б) место, где произошёл разрыв и смещение горных
пояс пород с выделением энергии
3) очаг земле- В) точка , где зафиксированы самые сильные колебания
трясения земной коры по результатом прошлого раза.
21. Установите соответствие между географическими терминами и их определениями
Географический термин определение
1) физическое А) разрушение горных пород, связанных с
выветривание деятельностью растений и животных
2) химическое Б) разрушение горных пород под действием
выветривание воды, ветра, температуры.
3) биогенное В) разрушение горных пород, связанных с
выветривание действием воды.
22. Установите соответствие между описанием процессами и видами горных пород
Процесс Вид горной породы
1) превращение горных пород и минералов А) магматическая
под воздействием на них высоких температур Б) осадочная
и давления. В) метаморфическая
2) образование горных пород при застывании
Вещества мантии
3) образование горных пород в результате
накопления обломков, выпавших в осадок веществ
и остатков живых растений и животных.
23. Определите соответствие между горными породами и способами их образования:
Способ образования горные породы
А) магматические 1) базальт 2) песчаник 3) мел
Б) осадочные 4) мрамор 5) гранит 6) торф
В) метаморфические
24. Установите соответствие между видами равнин и их высотой над уровне моря
Вид равнины высота над уровнем моря
- плоскогорье А) 0- 200м
- низменность Б) 200-500м
- Возвышенность В) выше 500м
25. Установите соответствие между показателями численного именованного масштабов
Численный масштаб Именованный масштаб
1) 1: 750 000 А) в 1см-75 км
2) 1: 75 000 000 Б) в 1см- 750 км
3) 1: 7 500 000 В) в 1 см- 75 000км
Г) в 1 см-7,5 км
26. Установите соответствие между формами рельефа суши и основными факторами их образования
Форма рельефа основной фактор образования
- Карьеры и терриконы А) ледники
- барханы и дюны Б) текучие поверхностные воды
- холмы и грады В) ветер
- овраги и речные долины Г) человек
Д) подземные воды
27. Как называется отверстие, через которое выбрасывается содержимое вулкана?
1) кратер 2) жерло 3) труба 4) конус
28. Выпишите номера планет земной группы:
1) Уран 2) Сатурн 3) Земля 4) Венера 5) Нептун 6) Меркурий
29. Пользуясь картой мира, определите объекты по их географическим координатам:
1) 30 ю. ш. 45 в.д. 2) 52 с. ш. 108 з.д. 3) 55 ю. ш 65 в.д
30. С помощью условных знаков напишите географический диктант.
Ученики собрались в сад за яблоками. Они вышли из школы и тропинки направились вперёд к речке. Через металлический мост ребята перешли мост и увидели большой сад. Насобирав яблоки, они вернулись в школу.
2 вариант.
1. Как называется отверстие, через которое выбрасывается содержимое вулкана?
1) кратер 2) жерло 3) труба 4) конус
2. Выпишите номера планет-гигантов:
1) Уран 2) Сатурн 3) Земля 4) Венера 5) Нептун 6) Меркурий
3. Что называется Литосферой?
1) твёрдое ядро Земли
2) все горные породы и минералы
3) вещество между ядром и земной корой
4) верхняя твёрдая оболочка Земли
4. Фактор, влияющий на разрушение горных пород:
1) перепады температуры воздуха 3) высота гор
2) атмосферное давление 4) вес воздуха
5. Литосфера включает в себя:
1) наружную часть ядра и земную кору
2) верхнюю часть ядра и мантию
3) только земную кору
4) земную кору и верхнюю часть мантии.
6. Наука, изучающая землетрясения, называется
1) геология 2) минералогия 3) сейсмология 4) почвоведение
7. Яркая звезда, которая указывает направление на север, называется:
1) Полярной 3) Малой Медведицей
2) Солнцем 4) Большой Медведицей
8. Земля вращается вокруг своей оси:
1) с востока на запад 3) с севера на юг
2) с запада на восток 4) с юга на север
9. Какая из планет Солнечной системы известна своими яркими кольцами?
1) Юпитер 2) Сатурн 3) Уран 4) Нептун
10. Что представляет собой хвост кометы?
1) скопление газов и мелкой пыли
2) скопление частичек льда
3) скопление плазмы
4) скопление капель воды
11 . Какой азимут соответствует направлению на северо-восток?
1) 0 2) 45 3) 135 4) 180
12. Угол наклона земной оси по отношению к плоскости земной орбиты составляет:
1) 90 2) 45 3) 66,5 4) 55,5
13. Географическая карта-это
1) рисунок участка земной поверхности
2) схема, с указанием маршрута движения
3) чертёж местности, выполненный в системе географических координат с помощью масштаба и условных знаков
4) фотоснимок земной поверхности, выполненный с большой высоты
14. Что в географии называют « легендой карты»?
1) название карты
2) повествование авторов учебника о том, как осваивалась людьми наша планета и создавались первые географические карты
3) система условных знаков, применённых при составлении карты
4) указание названия типографии, количества выпущенных экземпляров
15. Как называется масштаб, записанный в таком виде: 1: 100 000?
1) именованный 3) численный
2) линейный 4) дробный
16. Во сколько раз расстояние на местности больше расстояния на плане, если местность изображена в масштабе 1: 30 000?
1) в 300 раз 3) в 30 раз
2) в 30 000 раз 4) в 3 раза
17. Если встать лицом к северу, то в какой стороне от вас будет находиться запад?
1) справа 3) слева
2) сзади 4) впереди
18. Как называется угол меду направлением на север и направлением на какой-либо предмет?
1) масштаб 3) азимут
2) компас 4) горизонт
19. Как называется превышение вершины горы над её подножием?
1) абсолютная высота 3) относительная высота
2) склон 4) горизонталь
20. Установите соответствие между формами рельефа суши и основными факторами их образования
Форма рельефа основной фактор образования
- Карьеры и терриконы А) ледники
- барханы и дюны Б) текучие поверхностные воды
- холмы и грады В) ветер
- овраги и речные долины Г) человек
Д) подземные воды
21. Установите соответствие между видами равнин и их высотой над уровне моря
Вид равнины высота над уровнем моря
- плоскогорье А) 0- 200м
- низменность Б) 200-500м
- Возвышенность В) выше 500м
22. Установите соответствие между показателями численного именованного масштабов
Численный масштаб Именованный масштаб
1) 1: 750 000 А) в 1см-75 км
2) 1: 75 000 000 Б) в 1см- 750 км
3) 1: 7 500 000 В) в 1 см- 75 000км
Г) в 1 см-7,5 км
23. Установите соответствие между описанием процессами и видами горных пород
Процесс Вид горной породы
1) превращение горных пород и минералов А) магматическая
под воздействием на них высоких температур Б) осадочная
и давления. В) метаморфическая
2) образование горных пород при застывании
Вещества мантии
3) образование горных пород в результате
накопления обломков, выпавших в осадок веществ
и остатков живых растений и животных.
24. Определите соответствие между горными породами и способами их образования:
Способ образования горные породы
А) магматические 1) базальт 2) песчаник 3) мел
Б) осадочные 4) мрамор 5) гранит 6) торф
В) метаморфические
25. Установите соответствие между географическими терминами и их определениями
Географический термин определение
1) эпицентр А) районы, где чаще всего происходит землетрясение
2) сейсмический Б) место, где произошёл разрыв и смещение горных
пояс пород с выделением энергии
3) очаг земле- В) точка , где зафиксированы самые сильные колебания
трясения земной коры по результатом прошлого раза.
26. Установите соответствие между географическими терминами и их определениями
Географический термин определение
1) физическое А) разрушение горных пород, связанных с
выветривание деятельностью растений и животных
2) химическое Б) разрушение горных пород под действием
выветривание воды, ветра, температуры.
3) биогенное В) разрушение горных пород, связанных с
выветривание действием воды.
27. Кто из греческих учёных впервые использовал термин « Географика»?
1) Птолемей 3) Страбон
2) Эратосфен 4) Пифей
28. Как переводится слово « география» с греческого языка?
1) описание Земли 3) природоведение
2) Земля 4) Вселенная
29. Пользуясь картой мира, определите объекты по их географическим координатам:
28 ю. ш. и 109 з.д. 2 с. ш. и 87 в. д. 18 ю.ш. и 16 в. д.
30. С помощью условных знаков напишите географический диктант.
От школы путь к нашему лагерю шёл через смешанный лес, который переходил в фруктовый сад. Чтобы сократить путь, мы шли по деревянному мосту через печку, далее по лугу и пашню, от него мы подошли к лагерю.
Практическая работа № 6
«Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт»
Цель: сформировать навыки описания крупных форм рельефа (горы, равнины) по карте.
Оборудование:
Карты атласа, физическая карта полушарий, контурная карта.
Задание 1.
Используя физическую карту мира, строение земной коры (атлас), проанализируйте следующие объекты: Уральские горы, горы Анды; амазонская низменность, Западно-Сибирская равнина.
по плану характеристики форм рельефа (гор и равнин), который дан в таблице, данные исследования занесите в таблицу:
План характеристики гор | Географический объект | |
1 вариант Уральские горы 2 вариант г. Анды | 1 вариант: Амазонская низменность 2 вариант: Западно-Сибирская равнина | |
На каком материке расположен | ||
В какой части материка | ||
Положение по отношению к другим объектам ( горам, равнинам, океанам, морям, рекам) | ||
Направление (для гор) | ||
Протяжённость, км | ||
Имеет ли отношение к сжатию литосферных плит. | ||
Высота: Максимальная ( название вершины, географические координаты) для гор Высота для равнин |
Вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и средства контроля для 8 класса (русский язык)
Данный материал предназначен для уч-ся 8 класса по русскому языку....
Доклад «Использование разнообразных форм и средств контроля за качеством образования на уроках химии».
Главная задача- добиться того ,чтобы не пропал интерес у детей к предмету, чтобы предлагаемый материал был доступен по трудности. В.Д.Шаталов утверждал, что дл того, чтобы работа в школе была эф...
Формы и средства контроля для 5 класса
Формы и средства контроля для 5 класса...
Формы и средства контроля для 6 класса
Формы и средства контроля для 6 класса...
Формы и средства контроля для 7 класса
Формы и средства контроля для 7 класса...
Формы и средства контроля по биологии 5 класс
В по биологии 5 классе: в неделю – 1 час; в год – 35 часов; в том числе: 2 практических работы, 4 лабораторных работы и 6 контрольных тестирований....
Формы и средства контроля для 5 класса по русскому языку
Диктанты , 5 класс...