Формы и средства контроля по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
В по биологии 5 классе: в неделю – 1 час; в год – 35 часов; в том числе: 2 практических работы, 4 лабораторных работы и 6 контрольных тестирований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_sredstva_kontrolya.docx | 247.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В по биологии 5 классе: в неделю – 1 час; в год – 35 часов; в том числе: 2 практических работы, 4 лабораторных работы и 6 контрольных тестирований.
Формы и средства контроля
Лабораторные работы
1. Лабораторная работа №1 по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований».
2. Лабораторная работа №2 по теме: «Устройство ручной лупы, светового микроскопа».
3. Лабораторная работа № 3 по теме: «Строение клеток кожицы чешуи лука».
4. Лабораторная работа № 4 по теме: «Определение состава семян пшеницы».
Практические работы
1. Практическая работа № 1 по теме: «Определение наиболее распространенных растений и животных».
2. Практическая работа № 2 по теме: «Измерение своего роста и массы тела».
Тестирования
1. Тестирование № 1 по теме: «Живой организм».
2. Тестирование № 2 по теме: «Растения».
3. Тестирование № 3 по теме: «Животные».
4. Тестирование № 4 по теме: «Среда обитания живых организмов».
5. Тестирование № 5 по теме: «Человек на Земле?»
6. Итоговое тестирование за курс 5 класса.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на «5», но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но - допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов,
- «4» - 7-9,
- «3» - 5-6,
- «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Лабораторная работа №1 по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований».
Цель работы: «научиться пользоваться рычажными весами и определить массу тел взвешиванием»
Ход работы
- Ознакомьтесь с устройством рычажных весов. Найдите основные части весов: подставку, штатив, чашки, стрелку. Подпишите части весов на рисунке
1 - …………………………..
2 - …………………………..
3 - …………………………..
4 - …………………………..
5 - …………………………..
6 - …………………………..
- Рассмотрите набор гирь. Гири, массы которых меньше грамма, сделаны в виде пластинок. Их берут пинцетом. Гири, масса которых больше грамма, имеют цилиндрическую форму
- Убедитесь, что весы находятся в равновесии. Если весы не в равновесии, уравновесьте их с помощью полосок бумаги
- Измерьте массу тел с помощью весов и заполните таблицу:
№ п/п | Тело | Масса в граммах |
Выводы: …………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Лабораторная работа №2 по теме: «Устройство ручной лупы, светового микроскопа».
Цель работы: «освоить правила работы со световым микроскопом и научиться правильно им пользоваться»
Ход работы
- Рассмотрите световой микроскоп. С помощью учебника найдите и подпишите на рисунке его части
- Заполните таблицу
№ | Название части микроскопа | Назначение части микроскопа |
- Используя приложение или учебник с.25 выучите правила работы с микроскопом
- Подготовьте микроскоп к работе
- Рассмотрите под микроскопом выданные вам микропрепараты
- Зарисуйте то, что увидели
Выводы:
Лабораторная работа № 3 по теме:
«Строение клеток кожицы чешуи лука».
Цель работы: «научиться готовить микропрепараты и познакомиться со строением клеток кожицы лука с помощью микроскопа»
Ход работы
- Подготовьте микроскоп к работе
- Тщательно протрите марлей предметное стекло
- На предметное стекло нанесите пипеткой 1-2 капли воды и каплю йода
- С внутренней вогнутой поверхности чешуи лука пинцетом отделите кусочек прозрачной кожицы
- Поместите его на предметное стекло в каплю воды
- Накройте покровным стеклом
- С помощью фильтровальной бумаги удалите лишнюю воду с микропрепарата
- Покажите учителю
- Приготовленный препарат поместите на предметный столик и рассмотрите
- Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте увиденные части клетки
Задание 2. Рассмотрите рисунок и подпишите названия изображенных клеток
____________ ___________________ ___________________
Вывод по работе:
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Лабораторная работа № 4 по теме:
«Определение состава семян пшеницы».
Цель работы: «Изучить химический состав семян на примере семян пшеницы, грецкого ореха, подсолнечника»
Ход работы
1. Без указания учителя не приступайте к работе!
2. Внимательно прослушайте, как выполнять лабораторную работу, как пользоваться оборудованием.
3. Сухие семена положите на дно пробирки и поставьте ее в пробирконагреватель. В течение 3 минут семена будут нагреваться.
4. Что появляется на стенках пробирки? Почему появился неприятный запах? Сделайте вывод, какие вещества входят в состав семян?
Нагрели семена ….. | На стенках пробирки появились капельки …, На дне пробирки осталась….. черного цвета. | В состав семян входят …….. |
5.Заверните в кусочек марли немного муки. Опустите его в стакан с водой, хорошо отожмите несколько раз. Что наблюдаете?
6.Капните 1 каплю раствора йода в полученный раствор. Что наблюдаете?
а) Комочек теста опустим в воду.
б)Капнем раствор йода в стакан. | Вода в стакане …….. |
Раствор окрасился в ….. цвет. В семенах содержится …. |
7.Разверните кусочек марли и попробуйте на ощупь клейкое вещество. Это растительный белок.
В марле увидим клейкое вещество-клейковину. | Клейковина это….. | В семенах содержится …. |
8.На листе бумаги разотрите с помощью чайной ложки семена арахиса и пшеницы. Что наблюдаете?
На листе бумаги разотрем семена ….. | На бумаге остается …. | В семенах содержится … |
Тестирование № 1 по теме: «Живой организм».
1 вариант
Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных вариантов выберите один верный.
- Наука, которая изучает домашних и диких животных, называется:
- зоология; 3) ботаника;
- микробиология; 4) микология.
- Основные составляющие части клеток:
- ядро, оболочка, пластиды;
- цитоплазма, ядро, клеточная стенка.
3) мембрана, цитоплазма, ядро;
4) мембрана, митохондрии, пластиды.
- Физиология изучает:
1) строение и процессы, происходящие в растениях;
2) поведение и жизнедеятельность насекомых;
3) строение тканей, органов живых организмов;
4) жизнедеятельность живых организмов.
- Место обитания, строение, жизнедеятельность насекомых изучает наука:
- бриология; 3) ихтиология;
- микология; 4) энтомология.
- Изучает строение грибов:
- гистология; 2) орнитология;
3)микология; 4)териология.
- Активное движение характерно:
- для растений; 3) горных пород;
- семян; 4) большинства животных.
- Клеточное строение имеют:
- растения; 3) только растения и грибы;
- все живые организмы; 4) животные.
- Питание - это:
- поступление в организм кислорода;
- получение необходимых веществ из окружающей среды;
3) выделение ненужных веществ;
4) переработка веществ в организме.
- Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:
- кислород, углерод, азот, водород;
2) кислород, водород, кальций, фосфор;
3) азот, водород, кислород, сера;
4) углерод, фосфор, водород, кислород.
- Нуклеиновые кислоты выполняют:
- опорную функцию;
2) энергетическую функцию;
3) функцию хранения и передачи наследственных признаков;
4) строительную функцию.
Часть В.
В1. При выполнении заданий В1 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
Выберите номера верных предложений:
- Все живые организмы имеют сходный химический состав.
- При наблюдении исследователь не вносит в природу изменений, каких-либо условий, только целенаправленно исследует объект.
- Нуклеиновые кислоты выполняют защитную функцию в организме.
- Белки, как и углеводы, являются основными источниками энергии.
- Углеводы выполняют функцию носителя наследственной информации.
- Кислород, углерод, азот, водород - наиболее распространенные элементы в живой природе.
В2. При выполнении заданий В2 закончите предложения. В ответах запишите только недостающее слово.
- Процесс поступления питательных вещества в организм называется ... .
- Органоиды, которые выполняют функцию пищеварения, называются ... .
- Нуклеиновые кислоты содержаться в ……
- Органоиды, основной функцией которого является клеточное дыхание, называется ... .
- ... выполняет функцию хранения и передачи наследственной информации.
Часть С. При выполнении заданий части С дайте полный, развернутый ответ.
С1. Какие методы изучения природы вы знаете? Охарактеризуйте каждый из методов. Когда они могут быть применены?
2 вариант
Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных вариантов выберите один верный.
- Наука, которая изучает луговые и лесные растения, называется:
- зоология; 3)ботаника;
- микробиология; 4) микология.
- Анатомия изучает:
1)строение растений;
2) строение, поведение, жизнедеятельность насекомых;
3) строение тканей, органов живых организмов;
4) птиц.
- Место обитания, строение, жизнедеятельность рыб изучает наука:
- бриология; 3) ихтиология;
- микология; 4) энтомология.
- Изучает строение клеток:
1)гистология; 3)зоология;
2)цитология; 4) бактериология.
- Растения способны самостоятельно создавать питательные вещества, используя:
- энергию химических реакций; 3) солнечную энергию;
2)энергию воды; 4) питательные вещества других организмов.
- Для грибов, как и для животных, характерно:
1) неограниченный рост;
2) наличие твердой клеточной оболочки;
3)тип питания, при котором живой организм использует готовые органические вещества;
4) активное передвижение
- Организмы состоят:
1)из органических веществ, белков, жиров;
2)минеральных веществ, воды и солей;
3) минеральных и органических веществ;
4) белков, углеводов, жиров и нуклеиновых кислот.
- Основные составляющие части клеток:
- ядро, оболочка, пластиды;
- мембрана, цитоплазма, ядро;
3) мембрана, митохондрии, пластиды
4) цитоплазма, ядро, клеточная стенка.
- Раздражимость характерна:
- только для растений; 3) для всех живых организмов;
- только для животных; 4) для животных и грибов.
- Питаются готовыми питательными веществами:
- растения и грибы; 3) грибы и животные;
- только животные; 4) растения.
Часть В.
В1. При выполнении заданий В1 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
Выберите номера верных предложений:
- Минеральные соли и воду относят к органическим веществам клетки.
- Вода является хорошим растворителем.
- Углеводы выполняют только опорную функцию.
- Жиры служат запасным источником энергии.
- Сходство химического состава и клеточное строение у растений и животных говорят о единстве органического мира.
- Кислород, углерод, азот, водород - элементы, характерные только для живых организмов.
В2. При выполнении заданий В2 закончите предложения. В ответах запишите только недостающее слово.
- Внутреннее содержимое клетки называется ....
- Клетки растений, кроме мембраны, окружены также толстой и прочной ... .
- Ядро выполняет функцию ... .
- Горение дерева относят к ... явлениям.
- ... выполняют в организме защитную функцию. Они борются с чужеродными микроорганизмами.
Часть С. При выполнении заданий части С дайте полный, развернутый ответ.
С1. Что изучает наука биология? Назовите другие биологические науки и объекты их изучения.
Ответы:
Вариант 1.
Часть А. 1-1; 2-3; 3-1; 4-4; 5-3; 6-4; 7-2; 8-2; 9-1; 10-3;
Часть В. В1. 1, 2, 6. В2. 1) питание; 2) лизосомы; 3) хромосомах (ядре); 4) митохондрии; 5) ядро.
Часть С. С1. Наблюдение - это метод изучения природы, при помощи которого изучают природу, описывая объект, не вмешиваясь в естественный ход событий, не внося изменений. Наблюдение проводят для накопления материала о том или ином биологическом объекте. Экспериментом называется метод, при котором человек использует свои условия. Опыты проводят и с химическими веществами и физическими явлениями.
Вариант 2.
Часть А. 1-3; 2-3; 3-3; 4-2; 5-3; 6-3; 7-4; 8-2; 9-3; 10-3.
Часть В. В1. 2, 4, 5. В2. 1) цитоплазма; 2) клеточной стенкой; 3) хранения и передачи наследственной информации; 4) химическим; 5) белки.
Часть С. С1. Биология изучает живые организмы. Биологические науки: анатомия — изучает строение организмов; цитология — изучает строение клеток и органоидов; зоология — изучает животных; ботаника — изучает растения.
Тестирование № 2 по теме: «Растения».
Вариант 1
Выберите один правильный ответ из нескольких
- Биологи объединяют все грибы в систематическую группу:
А) род; Б) отдел; В) царство; Г) семейство;
- Плесневый гриб пеницилл человек использует для получения:
А) продуктов питания; Б) красителей; В) лекарств; Г) одежды;
- Основная часть гриба:
А) корень; Б) стебель; В) споры; Г) грибница;
- Питается, образуя органические вещества из воды и углекислого газа:
А) сыроежка; Б) мухомор; В) пшеница; Г) дрожжи;
- Тело многоклеточных водорослей называют:
А) слоевище; Б) грибница; В) побег; Г) стебель;
- В ходе фотосинтеза растение создаёт:
А) воду; Б) углекислый газ; В) минеральные соли; Г) питательные вещества;
- У большинства мхов имеется:
А) корень; Б) цветок; В) плод и семена; Г) стебель и листья;
- Мхи размножаются с помощью:
А) спор; Б) семян; В) листьев; Г) стеблей;
- Семенами размножается:
А) мох; Б) папоротник; В) сосна; Г) водоросли;
- Преобладают древесные и кустарниковые формы среди растений:
А) папоротников; Б) голосеменных; В) хвощей; Г) мхов;
- Органом размножения покрытосеменных растений является:
А) корень; Б) стебель; В) цветок; Г) лист;
- Самое сложное строение имеют растения:
А) мхи; Б) папоротники; В) голосеменные; Г) покрытосеменные;
- Сбрасывает хвою на зиму растение:
А) ель; Б) сосна; В) пихта; Г) лиственница;
- Кислород, необходимый для дыхания живых организмов вырабатывают:
А) грибы; Б) растения; В) животные; Г) бактерии;
- К дикорастущим растения относят:
А) подсолнечник; Б) кукурузу; В) черешню; Г) одуванчик;
- Особенность строения покрытосеменных растений – это:
А) наличие цветков; Б) размножение семенами; В) почвенное питание;
Г) фотосинтез на свету;
Выберите три верных утверждения:
17.Представители царства грибов размножаются:
А) спорами; Б) семенами; В) участками грибницы; Г) корнями; Д) побегами;
Е) почкованием;
18. Для корма скота разводят растения:
А) клевер; Б) лён; В) хлопчатник; Г) свёклу; Д) розы; Е) кукурузу;
19. К органам размножения цветковых растений относят:
А) шишку; Б) плод; В) спорангий; Г) семя; Д) цветок; Е) ризоид;
20. Верны ли следующие утверждения:
А) Одноклеточные водоросли способны передвигаться при помощи жгутиков;
Б) Водоросли обитают только в пресных водоёмах;
В) Мхи первыми заселяют голые скалы, образуя почву;
Г) Споры сфагнума образуются в цветках;
Д) У большинства мхов есть стебли и листья;
Е) Болотный мох сфагнум впитывает воду ризоидами.
21. Установите соответствие между растением и его использованием в хозяйственной деятельности:
А) Пустырник 1) Лекарственное
Б) Лён 2) Техническое
В) Подорожник
Г) Мать-и-мачеха
Д) Хлопчатник
22. Установите соответствие между строением тела и видом растения:
А) многоклеточный организм 1) Хламидомонада
Б) Имеет листья и стебли 2) Кукушкин лён
В) Одноклеточный организм
Г) Клетки обладают жгутиками
Вариант 2
Выберите один правильный ответ из нескольких
- Плесень, или белый налёт на хлебе образует:
А) шляпочный гриб; Б) гриб мукор; В) дрожжи; Г) бактерии;
- Пекарские дрожжи представляют собой:
А) бактерии; Б) растения; В) грибы; Г) животных;
- Плодовое тело гриба подосиновика состоит из:
А) корней; Б) побегов; В) почек; Г) шляпки и ножки;
- Процесс образования органических веществ растением называется:
А) дыханием; Б) фотосинтезом; В) размножением; Г) испарением;
- Самая древняя группа растений – это:
А) мхи; Б) водоросли; В) цветковые; Г) папоротники;
- В ходе фотосинтеза растение образует:
А) воду; Б) соль; В) кислород; Г) углекислый газ;
- В отличие от водорослей, у мхов имеются:
А) клетки; Б) клеточные ядра; В) стебли и листья; Г) корни;
- Мхи обитают:
А) в пустынях; Б) на дне водоёмов; В) во влажных местах; Г) на ледниках;
- У папоротников и голосеменных отсутствуют:
А) корни; Б) стебель; В) цветки; Г) листья;
- Хвоя лиственницы представляет собой видоизмененный:
А) стебель; Б) лист; В) шишку; Г) почку;
- Семена цветковых растений располагаются в:
А) цветках; Б) плодах; В) почках; Г) шишках;
- Во всех природных зонах на нашей планете произрастают:
А) мхи; Б) хвощи; В) хвойные; Г) цветковые;
- На чешуйках шишек расположены семена у:
А) сосны; Б) мха; В) хвоща; Г) папоротника;
- Образуют питательные вещества из неорганических соединений:
А) грибы; Б) растения; В) животные; Г) бактерии;
- Как культурное растение человек выращивает:
А) липу; Б) яблоню; В) тополь; Г) клён;
- В форме и деревьев, и кустарников, и трав могут существовать:
А) мхи; Б) цветковые; В) водоросли; Г) папоротники;
Выберите три верных утверждения:
- К многоклеточным грибам относят:
А) белый гриб; Б) мукор; В) дрожжи; Г) подосиновик; Д) бактерии;
Е) мухомор;
- К наиболее важным пищевым растениям относят:
А) пшеницу; Б) лилию; В) рожь; Г) зверобой; Д) бузину; Е) рис;
- К органам цветковых растений относят:
А) корень; Б) клетку; В) стебель; Г) спорангий; Д) ядро; Е) лист;
20. Верны ли следующие утверждения:
А) Человек использует морскую капусту в качестве пищи;
Б) Водоросли вырабатывают в ходе фотосинтеза кислород;
В) Все водоросли имеют микроскопические размеры тела;
Г) Из отмерших частей мха образуется песок;
Д) Мхи являются одноклеточными растениями;
Е) Листья сфагнума состоят из живых и мёртвых клеток.
21. Установите соответствие между видом растения и его принадлежностью к систематической группе:
А) Хламидомонада 1) Водоросли
Б) Сфагнум 2) Мхи
В) Ламинария
Г) Кукушкин лён
22. Установите соответствие между растением и его использованием в хозяйственной деятельности:
А) Яблоня домашняя 1) Пищевое
Б) Картофель 2) Декоративное
В) Гвоздика
Г) Тюльпан
Д) Лук стригуновский
Ключи к тесту № 2
Вариант 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
в | в | г | в | а | г | г | а | в | б | в | г | г | б | г | а | аве | аге | бгд | абе | 12112 | 2211 |
Вариант 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
б | в | г | б | а | в | в | в | в | б | б | г | а | б | б | б | аге | аве | аве | абе | 1212 | 11221 |
Тестирование № 3 по теме: «Животные».
Вариант 1
Выберите один правильный ответ из нескольких
- Животные питаются:
А) в процессе фотосинтеза;
Б) образуя органические вещества из углекислого газа и воды;
В) поглощая готовые органические вещества;
Г) создавая питательные вещества на свету;
- Форма тела амёбы:
А) шарообразная; Б) непостоянная; В) изогнутая; Г) палочковидная;
- К группе кишечнополостных животных относят:
А) малярийного плазмодия; Б) коралл; В) осьминога; Г) речного рака;
- Раковина в теле моллюсков выполняет роль:
А) органа захвата добычи; Б) органа передвижения; В) защиты от врагов; Г) органа размножения;
- В теле всех позвоночных животных имеется:
А) раковина; Б) прочный панцирь; В) членистые конечности; Г) внутренний скелет – позвоночник;
- Откладывает яйца на суше:
А) щука; Б) жаба; В) черепаха; Г) лягушка;
- В повышении плодородия почвы участвует:
А) мидия; Б) паук-крестовик; В) черепаха; Г) дождевой червь;
- Наносят урон сельскому хозяйству, поедая урожай зерна:
А) совы; Б) пауки; В) крысы; Г) соколы
Выберите три верных утверждения:
- Для человека опасность представляет:
А) ядовитая медуза; Б) гадюка; В) коралл; Г) кузнечик;
Д) дождевой червь; Е) скорпион;
- Дышат с помощью лёгких:
А) воробей; Б) лиса; В) сельдь; Г) карась; Д) уж; Е) акула;
- Озаглавьте список. Выберите один «лишний» объект:
А) крокодил; Б) гадюка; В) лягушка; Г) черепаха; Д) ящерица;
Животные, имеющие Парные конечности
- Установите соответствие между видом животного и систематической группой, к которой его относят:
А) Сова 3 1) Рыбы
Б) Ящерица 2 2) Пресмыкающиеся
В) Черепаха 2 3) Птицы
Г) Лебедь3
Д) Акула 1
Вариант 2
Выберите один правильный ответ из нескольких
- В отличие от бактерий, клетка простейшего животного амёбы имеет:
А) ядро; Б) цитоплазму; В) оболочку; Г) жгутик;
- Обитает в крови человека простейшее животное:
А) амёба; Б) радиолярия; В) инфузория туфелька;
Г) малярийный плазмодий;
- Колонии животных, которые участвуют в образовании морских рифов, - это:
А) ракообразные; Б) морские звёзды; В) кораллы; Г) кальмары;
- Прочный покров защищает тело:
А) речного рака; Б) дождевого червя; В) медузы; Г) пиявки;
- Череп входит в состав скелета у:
А) рыбы; Б) жука; В) рака; Г) мидии;
- В передвижении использует две пары конечностей:
А) осьминог; Б) медуза; В) лягушка; Г) морская звезда;
- Переносчиком опасного для человека заболевания являются:
А) блохи; Б) пчёлы; В) кальмары; Г) кузнечики;
- Простейшие животные участвуют в образовании:
А) песка; Б) глины; В) лавы; Г) известняка;
Выберите три верных утверждения:
- К группе беспозвоночных животных относят:
А) насекомых; Б) рыб; В) птиц; Г) иглокожих; Д) моллюсков; Е) зверей;
- Откладывает на суше яйца:
А) лягушка; Б) крокодил; В) жаба; Г) ястреб; Д) страус; Е) окунь;
- Озаглавьте список. Выберите один «лишний» объект:
А) корова; Б) овца; В) курица; Г) белка; Д) индюк;
Домашние животные
- Установите соответствие между видом животного и систематической группой, к которой его относят:
А) Жаба2 1) Рыбы
Б) Скат 1 2) Земноводные
В) Лягушка 2 3) Млекопитающие
Г) Белка3
Д) Осётр1
Практическая работа № 1 по теме: «Определение наиболее распространенных растений и животных».
Цель: изучить условия распространения растений и животных по территории Земли.
Задание 1. Заполните таблицу «Растения и животные разных материков»
Материк | Характерные растения | Характерные животные |
Евразия | ||
Африка | ||
Северная Америка | ||
Южная Америка | ||
Австралия | ||
Антарктида |
Задание 2. Опишите одно растение или животное
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Тестирование № 4 по теме: «Среда обитания живых организмов».
Вариант 1
Выберите один правильный ответ из нескольких
- Значительные перепады температуры характерны для:
А) почвенной среды; Б) водной среды;
В) подземных пещер; Г) наземно-воздушной среды;
- В водной среде животные приспособились к недостатку:
А) кислорода; Б) тепла; В) влаги; Г) азота;
- Много разных видов грибов, бактерий и насекомых обитают в:
А) водной среде; Б) почвенной среде; В) пустынях; Г) пещерах;
- Родиной происхождения риса является:
А) Африка; Б) Австралия; В) Юго-Восточная Азия; Г) Европа;
- Самое высокое хвойное дерево – секвойя – произрастает в:
А) Африке; Б) Австралии; В) Южной Америке; Г) Северной Америке;
- Только в Австралии обитает:
А) слон; Б) панда; В) кенгуру; Г) пингвин;
- Самое разнообразное по видам природное сообщество Земли, это:
А) влажный тропический лес; Б) степи Европы; В) пустыни Африки;
Г) тундра Северной Америки;
- Организмы, парящие в толще воды, называют:
А) звери; Б) летучие рыбы; В) кораллы; Г) планктон;
Выберите три верных утверждения:
9.Приспособлены к бегу животные:
А) страус; Б) жаба; В) ягуар; Г) олень; Д) крот; Е) стриж;
10. Установите верную последовательность звеньев в цепи питания:
А) рачки; Б) дельфины; В) морской окунь; Г) водоросли
11. Установите соответствие между организмом и материком, на котором он обитает:
А) Императорский пингвин 1) Евразия
Б) Медведь панда 2) Южная Америка
В) Насекомое дровосек-титан 3) Антарктида
12. Озаглавьте список. Выберите один «лишний» объект:
А) Австралия; Б) Африка; В) Евразия; Г) Саванна; Д) Северная Америка
Вариант 2
Выберите один правильный ответ из нескольких
- В степях и пустынях растения приспособились к недостатку:
А) кислорода; Б) освещения; В) тепла; Г) влаги;
- Водные растения не обитают на большой глубине, так как там недостаточно:
А) тепла; Б) углекислого газа; В) света; Г) почвы;
- У многих животных, обитающих в почве, плохо развито:
А) зрение; Б) обоняние; В) слух; Г) вкус;
- В Антарктиде обитают:
А) белые медведи; Б) пингвины; В) полярные волки; Г) песцы;
- Саванна, как природная зона расположена в:
А) Европе; Б) Азии; В) Африке; Г) Антарктиде;
- Основу тайги составляют:
А) мхи и лишайники; Б) хвойные деревья; В) берёзы и дубы; Г) кустарники;
- Планктонные организмы обитают:
А) на дне; Б) у поверхности воды; В) в толще воды; Г) на большой глубине;
- В глубоководных сообществах океанов отсутствуют:
А) растения; Б) бактерии; В) беспозвоночные животные; Г) рыбы;
Выберите три верных утверждения:
- Плавники, как приспособления к плаванию, имеются у животных:
А) дельфина; Б) кита; В) бобра; Г) выдры; Д) лягушки; Е) камбалы;
- Установите верную последовательность звеньев в цепи питания:
А) акула; Б) водоросли; В) рачки; Г) сельдь
11. Установите соответствие между организмом и материком, на котором он обитает:
А) Баобаб 1) Австралия
Б) Секвойя 2) Северная Америка
В) Эвкалипт 3) Африка
12. Озаглавьте список. Выберите один «лишний» объект:
А) Почвенная; Б) Пустыня; В) Водная; Г) Наземно-воздушная
Тестирование № 5 по теме: «Человек на Земле?»
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных
А1. Современные люди относятся к виду
- Человек умелый 3) Человек прямоходящий
- Человек разумный 4) Человек современный
А2. Америку для европейцев открыл в 1492 году
- Дж. Кук 3)М. Поло
- X. Колумб 4) Васко да Гама
A3. Первым русским путешественником, осуществившим кругосветное плавание, был
- В. Беринг
- Н. М. Пржевальский
- И. Ф. Крузенштерн
- А. Никитин
А4. Среди перечисленных ниже животных ядовитым для человека является
- божья коровка 3) уж
- дождевой червь 4) скорпион
А5. Среди перечисленных ниже растений неядовитым считается
- борщевик Сосновского 3) багульник болотный
- подорожник 4) паслён чёрный
А6. Озоновый слой в атмосфере
- способствует накоплению вредных газов в атмосфере
- предохраняет живые организмы от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей
- способствует увеличению свободного кислорода в атмосфере
- способствует уменьшению углекислого газа в атмосфере
А7. Человек полностью истребил
- зубра 3) латимерию
- дронта 4) китовую акулу
А8. К редким и исчезающим видам животных относят
- морскую корову 3) дронта
- бизона 4) странствующего голубя
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1. Во время грозы можно укрыться
- под высокими деревьями
- в зарослях кустарника
- в сухой яме
- на горном склоне
- в сухой траншее
- в воде
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
В2. Установите соответствие между животными и группам к которым их относят. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ЖИВОТНЫЕ ГРУППЫ
А) дронт 1) ныне живущие животные
Б) тигр 2) вымершие животные
В) морская корова
Г) лиса
Д) аист
А | Б | В | Г | Д |
Практическая работа № 2 по теме:
«Измерение своего роста и массы тела».
ЦЕЛЬ: освоить на практике пользование ростомером и медицинскими весами для измерения своего роста и своего веса.
ОБОРУДОВАНИЕ: Ростомер, медицинские весы.
1. Задание:
3. Встаньте на медицинские весы и измерьте свой вес | Цена деления = ____________г. Мой вес ______________ |
5. Встань спиной к ростомеру. Плотно прижми пятки к линейке, распрями плечи. Опусти планку до касания головы. Зафиксируй результат в тетрадь. | Мой рост |
Итоговое тестирование за курс 5 класса.
Вариант 1.
1. Наука, изучающая растения, называется:
1) Ботаника
2) Зоология
3) Анатомия
4) Микология
2. Средой обитания рыб, раков, китов является:
1) Сельская среда
2) Водная среда
3) Наземно-воздушная среда
4) Почвенная среда
3. Зрительная трубка микроскопа называется:
1) Объектив
2) Окуляр
3) Тубус
4) Штатив
4. Деление клетки предшествует деление её:
1) Вакуолей
2) Пластид
3) Клеточной оболочки
4) Ядра
5. Передача наследственной информации клетки обеспечивается:
1) Хромосомами
2) Цитоплазмой
3) Вакуолями
4) Клеточной оболочкой
6. Неблагоприятные условия бактерии переносят в состоянии:
1) Цисты
2) Споры
3) Органоида
4) Зиготы
7. Организмы, не имеющие оформленного ядра, являются:
1) Водорослями
2) Мхами
3) Бактериями
4) Папоротниками
8. К многоклеточным растениям относится:
1) Дуб
2) Горох
3) Рожь
4) Картофель
9. У голосеменных листья имеют вид:
1) Шишек
2) Вай
3) Хвои
4) Мелких листочков
10. Выберите три правильных ответа. Царствами живых организмов являются:
1) Грибы
2) Животные
3) Вода
4) Бактерии
5) Минералы
6) Горные породы
Вариант 2.
1. Методом наблюдения природы является:
1) Сложение
2) Деление
3) Умножение
4) Наблюдение
2. Бактерии легко переносят жару и мороз, так как они:
1) Не дышат и не растут
2) Быстро размножаются
3) Могут образовывать споры
4) Могут регулировать температуру своего тела
3. Культурным растением является:
1) Одуванчик
2) Репейник
3) Рис
4) Тополь
4. Совокупность факторов живой природы, воздействующих на организм, называют:
1) Антропогенными
2) Экологическими
3) Биотическими
4) Абиотическими
5. Изогнутые в виде запятой бактерии называют:
1) Вибрионы
2) Бациллы
3) Кокки
4) Спириллы
6. Раздражимость – это:
1) Способность реагировать на изменения в окружающей среде
2) Выделение ненужных веществ
3) Поступление в организм воздуха
4) Поступление в организм питательных веществ
7. Покровная ткань у растений:
1) Выполняет защитную функцию
2) Придаёт растению прочность
3) Способствует передвижению веществ
4) Участвует в образовании новых клеток
8. Хвойные являются группой, входящей в царство:
1) Растений
2) Грибов
3) Бактерий
4) Простейших
9. Клеточная оболочка обеспечивает:
1) Деление клетки
2) Питание клетки
3) Защиту содержимого клетки
4) Окраску клетки
10. Выберите три правильных ответа. К голосеменным растениям относятся:
1) Клён
2) Можжевельник
3) Лиственница
4) Кипарис
5) Дуб
6) Берёза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и средства контроля для 8 класса (русский язык)
Данный материал предназначен для уч-ся 8 класса по русскому языку....
Доклад «Использование разнообразных форм и средств контроля за качеством образования на уроках химии».
Главная задача- добиться того ,чтобы не пропал интерес у детей к предмету, чтобы предлагаемый материал был доступен по трудности. В.Д.Шаталов утверждал, что дл того, чтобы работа в школе была эф...
Формы и средства контроля для 5 класса
Формы и средства контроля для 5 класса...
Формы и средства контроля для 6 класса
Формы и средства контроля для 6 класса...
Формы и средства контроля для 7 класса
Формы и средства контроля для 7 класса...
Формы и средства контроля по географии 5 класс
В рабочей программе по географии для 5 класса предусмотрено: в неделю – 1 час; в год – 35 часов; в том числе: практических работ – 6 из них: итоговых – 5, тренировочных -1, контрольных тестирова...
Формы и средства контроля для 5 класса по русскому языку
Диктанты , 5 класс...