Формы и средства контроля по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

В по биологии 5 классе: в неделю – 1 час; в год – 35 часов; в том числе:  2 практических работы, 4 лабораторных работы и 6 контрольных тестирований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_sredstva_kontrolya.docx247.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В по биологии 5 классе: в неделю – 1 час; в год – 35 часов; в том числе:  2 практических работы, 4 лабораторных работы и 6 контрольных тестирований.

Формы и средства контроля

Лабораторные работы

1. Лабораторная работа №1 по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований».

2. Лабораторная работа №2 по теме: «Устройство ручной лупы, светового микроскопа».

3. Лабораторная работа № 3 по теме: «Строение клеток кожицы чешуи лука».

4. Лабораторная работа № 4 по теме: «Определение состава семян пшеницы».

Практические работы

1. Практическая работа № 1 по теме: «Определение наиболее распространенных растений и животных».

2. Практическая работа № 2 по теме: «Измерение своего роста и массы тела».

Тестирования

1. Тестирование № 1 по теме: «Живой организм».

2. Тестирование № 2 по теме: «Растения».

3. Тестирование № 3 по теме: «Животные».

4. Тестирование № 4 по теме: «Среда обитания живых организмов».

5. Тестирование № 5 по теме: «Человек на Земле?»

6. Итоговое тестирование за курс 5 класса.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка   «5» ставится, если:

1.  Правильной самостоятельно  определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой  ' последовательности проведения опытов, измерений.

2.  Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3.  Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4.  Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка   «4» ставится, если ученик:

1.  Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на «5», но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
        2.  При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка   «3» ставится, если ученик

.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2.  Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3.  Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
         4.  Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка   "2" ставится, если ученик:

1.  Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
         2.  Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка   «5» ставится, если ученик:

1.  Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
         2.  Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. 

Оценка   «4» ставится, если ученик:

1.  Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
       2.  Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но - допускает небольшие помарки при ведении записей.
 
      Оценка   «3» ставится, если ученик:

1.  Правильно выполняет не менее половины работы.
       2.      Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. 
        3.      Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. 
 
       Оценка   «2» ставится, если ученик:

1.  Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2.  Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

3.  Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
 
                        Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов,
  •  «4» - 7-9,
  • «3» - 5-6,
  • «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Лабораторная работа №1 по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований».

Цель работы: «научиться пользоваться рычажными весами и определить массу тел взвешиванием»

Ход работы

  1. Ознакомьтесь с устройством рычажных весов. Найдите основные части весов: подставку, штатив, чашки, стрелку. Подпишите части весов на рисунке

http://festival.1september.ru/articles/612745/img4.jpg

1 - …………………………..

2 - …………………………..

3 - …………………………..

4 - …………………………..

5 - …………………………..

6 - …………………………..

  1. Рассмотрите набор гирь. Гири, массы которых меньше грамма, сделаны в виде пластинок. Их берут пинцетом. Гири, масса которых больше грамма, имеют цилиндрическую форму
  2. Убедитесь, что весы находятся в равновесии. Если весы не в равновесии, уравновесьте их с помощью полосок бумаги
  3. Измерьте массу тел с помощью весов и заполните таблицу:

№ п/п

Тело

Масса в граммах

Выводы: …………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

Лабораторная работа №2 по теме: «Устройство ручной лупы, светового микроскопа».

Цель работы: «освоить правила работы со световым микроскопом и научиться правильно им пользоваться»

Ход работы

  1. Рассмотрите световой микроскоп. С помощью учебника найдите и подпишите на рисунке его части

mikroskop2

  1. Заполните таблицу

Название части микроскопа

Назначение части микроскопа

  1. Используя приложение или учебник с.25 выучите правила работы с микроскопом
  2. Подготовьте микроскоп к работе
  3. Рассмотрите под микроскопом выданные вам микропрепараты
  4. Зарисуйте то, что увидели

Выводы:

Лабораторная работа № 3 по теме:

«Строение клеток кожицы чешуи лука».

Цель работы: «научиться готовить микропрепараты и познакомиться со строением клеток кожицы лука с помощью микроскопа»

Ход работы

  1. Подготовьте микроскоп к работе
  2. Тщательно протрите марлей предметное стекло
  3. На предметное стекло нанесите пипеткой 1-2 капли воды и каплю йода
  4. С внутренней вогнутой поверхности чешуи лука пинцетом отделите кусочек прозрачной кожицы
  5. Поместите его на предметное стекло в каплю воды
  6. Накройте покровным стеклом
  7. С помощью фильтровальной бумаги удалите лишнюю воду с микропрепарата
  8. Покажите учителю
  9. Приготовленный препарат поместите на предметный столик и рассмотрите
  10. Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте увиденные части клетки

Задание 2. Рассмотрите рисунок и подпишите названия изображенных клеток

               102N-45                 ANd9GcR7AGWwnxY2xCtshBkL8qVufl8o167sKEjwEeHQ4iQiYKWpBaYDvQ

____________      ___________________                       ___________________

000030                 hlm

Вывод по работе:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 Лабораторная работа № 4 по теме:

«Определение состава семян пшеницы».

Цель работы: «Изучить химический состав семян на примере семян пшеницы, грецкого ореха, подсолнечника»

Ход работы

1. Без указания учителя не приступайте к работе! 

2. Внимательно прослушайте, как выполнять лабораторную работу, как пользоваться оборудованием.

3. Сухие семена положите на дно пробирки и поставьте ее в пробирконагреватель. В течение 3 минут семена будут нагреваться.

4. Что появляется на стенках пробирки? Почему появился неприятный запах? Сделайте вывод, какие вещества входят в состав семян?

Нагрели семена …..

На стенках пробирки появились капельки …,

На дне пробирки осталась…..

черного цвета.

В состав семян входят ……..

5.Заверните в кусочек марли немного муки. Опустите его в стакан с водой, хорошо отожмите несколько раз. Что наблюдаете?

6.Капните 1 каплю раствора йода в полученный раствор. Что наблюдаете?

а) Комочек теста опустим в воду.

 

б)Капнем раствор йода в стакан.

Вода в стакане ……..

 

Раствор окрасился в ….. цвет.

В семенах содержится ….

7.Разверните кусочек марли и попробуйте на ощупь клейкое вещество. Это растительный белок.

В марле увидим клейкое вещество-клейковину.

Клейковина это…..

В семенах содержится ….

8.На листе бумаги разотрите с помощью чайной ложки семена арахиса и пшеницы. Что наблюдаете?

На листе бумаги разотрем семена …..

На бумаге остается ….

В семенах содержится …

Тестирование № 1 по теме: «Живой организм».

1 вариант

        Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

  1. Наука, которая изучает домашних и диких животных, называется:
  1. зоология;                               3) ботаника;
  2. микробиология;                    4) микология.
  1. Основные составляющие части клеток:
  1. ядро, оболочка, пластиды;    
  2. цитоплазма, ядро, клеточная стенка.  

3) мембрана, цитоплазма, ядро;

  4) мембрана, митохондрии, пластиды.

  1. Физиология изучает:

1) строение и процессы, происходящие в растениях;  

               2) поведение и жизнедеятельность насекомых;  

               3) строение тканей, органов живых организмов;

              4) жизнедеятельность живых организмов.

  1. Место обитания, строение, жизнедеятельность насекомых изучает наука:
  1. бриология;             3) ихтиология;
  2. микология;             4) энтомология.
  1. Изучает строение грибов:
  1. гистология;                     2) орнитология;        

3)микология;                       4)териология.

  1. Активное движение характерно:
  1. для растений;             3) горных пород;
  2. семян;                      4) большинства животных.
  1. Клеточное строение имеют:
  1. растения;                3) только растения и грибы;
  2. все живые организмы;         4) животные.
  1. Питание - это:
  1. поступление в организм кислорода;        
  2. получение необходимых веществ из окружающей среды;

                3) выделение ненужных веществ;

                4) переработка веществ в организме.

  1. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:
  1. кислород, углерод, азот, водород;        

                2) кислород, водород, кальций, фосфор;

              3) азот, водород, кислород, сера;        

            4) углерод, фосфор, водород, кислород.

  1. Нуклеиновые кислоты выполняют:
  1. опорную функцию;

2) энергетическую функцию;        

3) функцию хранения и передачи наследственных признаков;

4) строительную функцию.

         

Часть В.

    В1. При выполнении заданий В1 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

     Выберите номера верных предложений:

  1. Все живые организмы имеют сходный химический состав.
  2. При наблюдении исследователь не вносит в природу изменений, каких-либо условий, только целенаправленно исследует объект.
  3. Нуклеиновые кислоты выполняют защитную функцию в организме.
  4. Белки, как и углеводы, являются основными источниками энергии.
  5. Углеводы выполняют функцию носителя наследственной информации.
  6. Кислород, углерод, азот, водород - наиболее распространенные элементы в живой природе.        

В2. При выполнении заданий В2 закончите предложения. В ответах запишите только недостающее слово.

  1. Процесс поступления питательных вещества в организм называется ... .
  2. Органоиды, которые выполняют функцию пищеварения, называются ... .
  3. Нуклеиновые  кислоты содержаться в  ……
  4. Органоиды, основной функцией которого является клеточное дыхание, называется ... .
  5. ...        выполняет функцию хранения и передачи наследственной информации.

Часть С. При выполнении заданий части С дайте полный, развернутый ответ.

С1. Какие методы изучения природы вы знаете? Охарактеризуйте каждый из методов. Когда они могут быть применены?

2 вариант

Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

  1. Наука, которая изучает луговые и лесные растения, называется:
  1. зоология;                                   3)ботаника;
  2. микробиология;                        4) микология.
  1. Анатомия изучает:

             1)строение растений;                        

     2) строение, поведение, жизнедеятельность насекомых;

             3) строение тканей, органов живых организмов;

         4) птиц.

  1. Место обитания, строение, жизнедеятельность рыб изучает наука:
  1. бриология;        3) ихтиология;
  2. микология;        4) энтомология.
  1. Изучает строение клеток:

  1)гистология;        3)зоология;

2)цитология;        4) бактериология.

  1. Растения способны самостоятельно создавать питательные вещества, используя:
  1. энергию химических реакций;       3) солнечную энергию;

        2)энергию воды;            4) питательные вещества других организмов.

  1.  Для грибов, как и для животных, характерно:

     1) неограниченный рост;                

    2) наличие твердой клеточной оболочки;  

      3)тип питания, при котором живой организм использует готовые органические вещества;

      4) активное передвижение

  1. Организмы состоят:

       1)из органических веществ, белков, жиров;                

      2)минеральных веществ, воды и солей;    

       3) минеральных и органических веществ;

      4) белков, углеводов, жиров и нуклеиновых кислот.

  1. Основные составляющие части клеток:
  1. ядро, оболочка, пластиды;                                      
  2. мембрана, цитоплазма, ядро;  

      3) мембрана, митохондрии, пластиды

       4) цитоплазма, ядро, клеточная стенка.

  1. Раздражимость характерна:
  1. только для растений;             3) для всех живых организмов;
  2. только для животных;           4) для животных и грибов.
  1. Питаются готовыми питательными веществами:
  1. растения и грибы;                                   3) грибы и животные;
  2. только животные;                                    4) растения.

Часть В.

В1. При выполнении заданий В1 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

Выберите номера верных предложений:

  1. Минеральные соли и воду относят к органическим веществам клетки.
  2. Вода является хорошим растворителем.
  3. Углеводы выполняют только опорную функцию.
  4. Жиры служат запасным источником энергии.
  5. Сходство химического состава и клеточное строение у растений и животных говорят о единстве органического мира.
  6. Кислород, углерод, азот, водород - элементы, характерные только для живых организмов.

В2. При выполнении заданий В2 закончите предложения. В ответах запишите только недостающее слово.

  1. Внутреннее содержимое клетки называется ....
  2. Клетки растений, кроме мембраны, окружены также толстой и прочной ... .
  3. Ядро выполняет функцию ... .
  4. Горение дерева относят к ... явлениям.
  5. ... выполняют в организме защитную функцию. Они борются с чужеродными микроорганизмами.

Часть С. При выполнении заданий части С дайте полный, развернутый ответ.

С1. Что изучает наука биология? Назовите другие биологические науки и объекты их изучения.

Ответы:

Вариант 1.

Часть А. 1-1; 2-3; 3-1; 4-4; 5-3; 6-4; 7-2; 8-2; 9-1; 10-3;

Часть В. В1. 1, 2, 6. В2. 1) питание; 2) лизосомы; 3) хромосомах (ядре); 4) митохондрии; 5) ядро.

Часть С. С1. Наблюдение - это метод изучения природы, при помощи которого изучают природу, описывая объект, не вмешиваясь в естественный ход событий, не внося изменений. Наблюдение проводят для накопления материала о том или ином биологическом объекте. Экспериментом называется метод, при котором человек использует свои условия. Опыты проводят и с химическими веществами и физическими явлениями.

Вариант 2.

Часть А. 1-3; 2-3; 3-3; 4-2; 5-3; 6-3; 7-4; 8-2; 9-3; 10-3.

Часть В. В1. 2, 4, 5. В2. 1) цитоплазма; 2) клеточной стенкой; 3) хранения и передачи наследственной информации; 4) химическим; 5) белки.

Часть С. С1. Биология изучает живые организмы. Биологические науки: анатомия изучает строение организмов; цитология изучает строение клеток и органоидов; зоология — изучает животных; ботаника — изучает растения.

Тестирование № 2 по теме: «Растения».

Вариант 1

Выберите один правильный ответ из нескольких

  1. Биологи объединяют все грибы в систематическую группу:

 А) род; Б) отдел; В) царство; Г) семейство;

  1. Плесневый гриб пеницилл человек использует для получения:

 А) продуктов питания; Б) красителей; В) лекарств; Г) одежды;

  1. Основная часть гриба:

А) корень; Б) стебель; В) споры; Г) грибница;

  1. Питается, образуя  органические вещества из воды и углекислого газа:

 А) сыроежка; Б) мухомор; В) пшеница; Г) дрожжи;

  1. Тело многоклеточных водорослей называют:

А) слоевище; Б) грибница; В) побег; Г) стебель;

  1. В ходе фотосинтеза растение создаёт:

А) воду; Б) углекислый газ; В) минеральные соли; Г) питательные вещества;

  1. У большинства мхов имеется:

А) корень; Б) цветок; В) плод и семена; Г) стебель и листья;

  1. Мхи размножаются с помощью:

А) спор; Б) семян; В) листьев; Г) стеблей;

  1. Семенами размножается:

 А) мох; Б) папоротник; В) сосна; Г) водоросли;

  1. Преобладают древесные и кустарниковые формы среди растений:

А) папоротников; Б) голосеменных; В) хвощей; Г) мхов;

  1. Органом размножения покрытосеменных растений является:

 А) корень; Б) стебель; В) цветок; Г) лист;

  1. Самое сложное строение имеют растения:

 А) мхи; Б) папоротники; В) голосеменные; Г) покрытосеменные;

  1. Сбрасывает хвою на зиму растение:

А) ель; Б) сосна; В) пихта; Г) лиственница;

  1. Кислород, необходимый для дыхания живых организмов вырабатывают:

А) грибы; Б) растения; В) животные; Г) бактерии;

  1. К дикорастущим растения относят:

 А) подсолнечник; Б) кукурузу; В) черешню; Г) одуванчик;

  1. Особенность строения покрытосеменных растений – это:

А) наличие цветков; Б) размножение семенами; В) почвенное питание;

 Г) фотосинтез на свету;

Выберите три верных утверждения:

17.Представители царства грибов размножаются:

 А) спорами; Б) семенами; В) участками грибницы; Г) корнями; Д) побегами;

Е) почкованием;

18. Для корма скота разводят растения:

А) клевер; Б) лён; В) хлопчатник; Г) свёклу; Д) розы; Е) кукурузу;

19. К органам размножения цветковых растений относят:

А) шишку; Б) плод; В) спорангий; Г) семя; Д) цветок; Е) ризоид;

20. Верны ли следующие утверждения: 

А) Одноклеточные водоросли способны передвигаться при помощи жгутиков;

 Б) Водоросли обитают только в пресных водоёмах;

В) Мхи первыми заселяют голые скалы, образуя почву;

Г) Споры сфагнума образуются в цветках;

Д) У большинства мхов есть стебли и листья;

 Е) Болотный мох сфагнум впитывает воду ризоидами.

21. Установите соответствие между растением и его использованием в хозяйственной деятельности:

А) Пустырник                                                     1) Лекарственное

Б) Лён                                                                  2) Техническое

В) Подорожник

Г) Мать-и-мачеха

Д) Хлопчатник

22. Установите соответствие между строением тела и видом растения:

А) многоклеточный организм                            1) Хламидомонада

Б) Имеет листья и стебли                                   2) Кукушкин лён

В) Одноклеточный организм

Г) Клетки обладают жгутиками

Вариант 2

Выберите один правильный ответ из нескольких

  1. Плесень, или белый налёт на хлебе образует:

 А) шляпочный гриб; Б) гриб мукор; В) дрожжи; Г) бактерии;

  1. Пекарские дрожжи представляют собой:

А) бактерии; Б) растения; В) грибы; Г) животных;

  1. Плодовое тело гриба подосиновика состоит из:

 А) корней; Б) побегов; В) почек; Г) шляпки и ножки;

  1. Процесс образования органических веществ растением называется:

 А) дыханием; Б) фотосинтезом; В) размножением; Г) испарением;

  1. Самая древняя группа растений – это:

 А) мхи; Б) водоросли; В) цветковые; Г) папоротники;

  1. В ходе фотосинтеза растение образует:

 А) воду; Б) соль; В) кислород; Г) углекислый газ;

  1. В отличие от водорослей, у мхов имеются:

А) клетки; Б) клеточные ядра; В) стебли и листья; Г) корни;

  1. Мхи обитают:

А) в пустынях; Б) на дне водоёмов; В)  во влажных местах; Г) на ледниках;

  1. У папоротников и голосеменных отсутствуют:

А) корни; Б) стебель; В) цветки; Г) листья;

  1. Хвоя лиственницы представляет собой видоизмененный:

 А) стебель; Б) лист; В) шишку; Г) почку;

  1. Семена цветковых растений располагаются в:

А) цветках; Б) плодах; В) почках; Г) шишках;

  1. Во всех природных зонах на нашей планете произрастают:

А) мхи; Б) хвощи; В) хвойные; Г) цветковые;

  1. На чешуйках шишек расположены семена у:

А) сосны; Б) мха; В) хвоща; Г) папоротника;

  1. Образуют питательные вещества из неорганических соединений:

А) грибы; Б) растения; В) животные; Г) бактерии;

  1. Как культурное растение человек выращивает:

 А) липу; Б) яблоню; В) тополь; Г) клён;

  1. В форме и деревьев, и кустарников, и трав могут существовать:

А) мхи; Б) цветковые; В) водоросли; Г) папоротники;

Выберите три верных утверждения:

  1. К многоклеточным грибам относят:

А) белый гриб; Б) мукор; В) дрожжи; Г) подосиновик; Д) бактерии;

Е) мухомор;

  1. К наиболее важным пищевым растениям относят:

 А) пшеницу; Б) лилию; В) рожь; Г) зверобой; Д) бузину; Е) рис;

  1. К органам цветковых растений относят:

 А) корень; Б) клетку; В) стебель; Г) спорангий; Д) ядро; Е) лист;

20. Верны ли следующие утверждения: 

А) Человек использует морскую капусту в качестве пищи;

 Б) Водоросли вырабатывают в ходе фотосинтеза кислород;

В) Все водоросли имеют микроскопические размеры тела;

Г) Из отмерших частей мха образуется песок;

Д) Мхи являются одноклеточными растениями;

Е) Листья сфагнума состоят из живых и мёртвых клеток.

 

21. Установите соответствие между видом растения и его принадлежностью к систематической группе:

А) Хламидомонада                                          1) Водоросли

Б) Сфагнум                                                       2) Мхи

В) Ламинария          

 Г) Кукушкин лён

22. Установите соответствие между растением и его использованием в хозяйственной деятельности:

А) Яблоня домашняя                                         1) Пищевое

Б) Картофель                                                       2) Декоративное

В) Гвоздика          

Г) Тюльпан

Д) Лук стригуновский

Ключи к тесту № 2

Вариант 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

в

в

г

в

а

г

г

а

в

б

в

г

г

б

г

а

аве

аге

бгд

абе

12112

2211

Вариант 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

б

в

г

б

а

в

в

в

в

б

б

г

а

б

б

б

аге

аве

аве

абе

1212

11221

Тестирование № 3 по теме: «Животные».

Вариант 1

Выберите один правильный ответ из нескольких

  1. Животные питаются:

А) в процессе фотосинтеза;

Б) образуя органические вещества из углекислого газа и воды;

В) поглощая готовые органические вещества;

 Г) создавая питательные вещества на свету;

  1. Форма тела амёбы:

А) шарообразная; Б) непостоянная; В) изогнутая; Г) палочковидная;

  1. К группе кишечнополостных животных относят:

 А) малярийного плазмодия; Б) коралл; В) осьминога; Г) речного рака;

  1. Раковина в теле моллюсков выполняет роль:

А) органа захвата добычи; Б) органа передвижения; В) защиты от врагов; Г) органа размножения;

  1. В теле всех позвоночных животных имеется:

А) раковина; Б) прочный панцирь; В) членистые конечности; Г) внутренний скелет – позвоночник;

  1. Откладывает яйца на суше:

А) щука; Б) жаба; В) черепаха; Г) лягушка;

  1. В повышении плодородия почвы участвует:

А) мидия; Б) паук-крестовик; В) черепаха; Г) дождевой червь;

  1. Наносят урон сельскому хозяйству, поедая урожай зерна:

А) совы; Б) пауки; В) крысы; Г) соколы

Выберите три верных утверждения:

  1. Для человека опасность представляет:

А) ядовитая медуза; Б) гадюка; В) коралл; Г) кузнечик;

Д) дождевой червь; Е) скорпион;

  1. Дышат с помощью лёгких:

А) воробей; Б) лиса; В) сельдь; Г) карась; Д) уж; Е) акула;

  1. Озаглавьте список. Выберите один «лишний» объект: 

А) крокодил; Б) гадюка; В) лягушка; Г) черепаха; Д) ящерица;

Животные, имеющие Парные конечности

  1. Установите соответствие между видом животного и систематической группой, к которой его относят:

А) Сова 3                                                              1) Рыбы

Б) Ящерица   2                                                     2) Пресмыкающиеся

В) Черепаха  2                                                     3) Птицы

Г) Лебедь3

Д) Акула 1

Вариант 2

Выберите один правильный ответ из нескольких

  1. В отличие от бактерий, клетка простейшего животного амёбы имеет:

А) ядро; Б) цитоплазму; В) оболочку; Г) жгутик;

  1. Обитает в крови человека простейшее животное:

А) амёба; Б) радиолярия; В) инфузория туфелька;

Г) малярийный плазмодий;

  1. Колонии животных, которые участвуют в образовании морских рифов, - это:

 А) ракообразные; Б) морские звёзды; В) кораллы; Г) кальмары;

  1. Прочный покров защищает тело:

 А) речного рака; Б) дождевого червя; В) медузы; Г) пиявки;

  1. Череп входит в состав скелета у:

А) рыбы; Б) жука; В) рака; Г) мидии;

  1. В передвижении использует две пары конечностей:

А) осьминог; Б) медуза; В) лягушка; Г) морская звезда;

  1. Переносчиком опасного для человека заболевания являются:

А) блохи; Б) пчёлы; В) кальмары; Г) кузнечики;

  1. Простейшие животные участвуют в образовании:

А) песка; Б) глины; В) лавы; Г) известняка;

Выберите три верных утверждения:

  1. К группе беспозвоночных животных относят:

 А) насекомых; Б) рыб; В) птиц; Г) иглокожих; Д) моллюсков; Е) зверей;

  1. Откладывает на суше яйца:

А) лягушка; Б) крокодил; В) жаба; Г) ястреб; Д) страус; Е) окунь;

  1. Озаглавьте список. Выберите один «лишний» объект: 

А) корова; Б) овца; В) курица; Г) белка; Д) индюк;

Домашние животные

  1.  Установите соответствие между видом животного и систематической группой, к которой его относят:

А) Жаба2                                                                1) Рыбы

Б) Скат 1                                                                 2) Земноводные

В) Лягушка 2                                                          3) Млекопитающие    

Г) Белка3

Д) Осётр1

Практическая работа № 1 по теме: «Определение наиболее распространенных растений и животных».

Цель: изучить условия распространения растений и животных по территории Земли.

Задание 1. Заполните таблицу «Растения и животные разных материков»

Материк

Характерные растения

Характерные животные

Евразия

Африка

Северная Америка

Южная Америка

Австралия

Антарктида

Задание 2. Опишите одно растение или животное

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Тестирование № 4 по теме: «Среда обитания живых организмов».

Вариант 1

Выберите один правильный ответ из нескольких

  1. Значительные перепады температуры характерны для:

 А) почвенной среды; Б) водной среды;

В) подземных пещер; Г) наземно-воздушной среды;

  1. В водной среде животные приспособились к недостатку:

А) кислорода; Б) тепла; В) влаги; Г) азота;

  1. Много разных видов грибов, бактерий и насекомых обитают в:

 А) водной среде; Б) почвенной среде; В) пустынях; Г) пещерах;

  1. Родиной происхождения риса является:

 А) Африка; Б) Австралия; В) Юго-Восточная Азия; Г) Европа;

  1. Самое высокое хвойное дерево – секвойя – произрастает в:

А) Африке; Б) Австралии; В) Южной Америке; Г) Северной Америке;

  1. Только в Австралии обитает:

 А) слон; Б) панда; В) кенгуру; Г) пингвин;

  1. Самое разнообразное по видам природное сообщество Земли, это:

 А) влажный тропический лес; Б) степи Европы; В) пустыни Африки;

 Г) тундра Северной Америки;

  1. Организмы, парящие в толще воды, называют:

А) звери; Б) летучие рыбы; В) кораллы; Г) планктон;

Выберите три верных утверждения:

9.Приспособлены к бегу животные:

А) страус; Б) жаба; В) ягуар; Г) олень; Д) крот; Е) стриж;

10. Установите верную последовательность звеньев в цепи питания:

 А) рачки; Б) дельфины; В) морской окунь; Г) водоросли

11. Установите соответствие между организмом и материком, на котором он обитает:

А) Императорский пингвин                              1) Евразия

Б) Медведь панда                                               2) Южная Америка

В) Насекомое дровосек-титан                           3) Антарктида

12. Озаглавьте список. Выберите один «лишний» объект:

 А) Австралия; Б) Африка; В) Евразия; Г) Саванна; Д) Северная Америка

Вариант 2

Выберите один правильный ответ из нескольких

  1. В степях и пустынях растения приспособились к недостатку:

 А) кислорода; Б) освещения; В) тепла; Г) влаги;

  1. Водные растения не обитают на большой глубине, так как там недостаточно:

А) тепла; Б) углекислого газа; В) света; Г) почвы;

  1. У многих животных, обитающих в почве, плохо развито:

А) зрение; Б) обоняние; В) слух; Г) вкус;

  1. В Антарктиде обитают:

А) белые медведи; Б) пингвины; В) полярные волки; Г) песцы;

  1. Саванна, как природная зона расположена в:

 А) Европе; Б) Азии; В) Африке; Г) Антарктиде;

  1. Основу тайги составляют:

 А) мхи и лишайники; Б) хвойные деревья; В) берёзы и дубы; Г) кустарники;

  1. Планктонные организмы обитают:

 А) на дне; Б) у поверхности воды; В) в толще воды; Г) на большой глубине;

  1. В глубоководных сообществах океанов отсутствуют:

А) растения; Б) бактерии; В)  беспозвоночные животные; Г) рыбы;

Выберите три верных утверждения:

  1. Плавники, как приспособления к плаванию, имеются у животных:

 А) дельфина; Б) кита; В) бобра; Г) выдры; Д) лягушки; Е) камбалы;

  1. Установите верную последовательность звеньев в цепи питания:

 А) акула; Б) водоросли; В) рачки; Г) сельдь

       11. Установите соответствие между организмом и     материком, на котором он обитает:

А) Баобаб                                                           1) Австралия

Б) Секвойя                                                          2) Северная Америка

В) Эвкалипт                                                        3) Африка

12. Озаглавьте список. Выберите один «лишний» объект:    

А) Почвенная; Б) Пустыня; В) Водная; Г) Наземно-воздушная

Тестирование № 5 по теме: «Человек на Земле?»

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных

А1. Современные люди относятся к виду

  1. Человек умелый        3) Человек прямоходящий
  2. Человек разумный        4) Человек современный

А2. Америку для европейцев открыл в 1492 году

  1. Дж. Кук        3)М. Поло
  2. X. Колумб        4) Васко да Гама

A3. Первым русским путешественником, осуществившим кругосветное плавание, был

  1. В. Беринг
  2. Н. М. Пржевальский
  3. И. Ф. Крузенштерн
  4. А. Никитин

А4. Среди перечисленных ниже животных ядовитым для человека является

  1. божья коровка        3) уж
  2. дождевой червь        4) скорпион

А5. Среди перечисленных ниже растений неядовитым считается

  1. борщевик Сосновского 3) багульник болотный
  2. подорожник        4) паслён чёрный

А6. Озоновый слой в атмосфере

  1. способствует накоплению вредных газов в атмосфере
  2. предохраняет живые организмы от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей
  3. способствует увеличению свободного кислорода в атмосфере
  4. способствует уменьшению углекислого газа в атмосфере

А7. Человек полностью истребил

  1. зубра        3) латимерию
  2. дронта        4) китовую акулу

А8. К редким и исчезающим видам животных относят

  1. морскую корову        3) дронта
  2. бизона        4) странствующего голубя

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных

В1. Во время грозы можно укрыться

  1. под высокими деревьями
  2. в зарослях кустарника
  3. в сухой яме
  4. на горном склоне
  5. в сухой траншее
  6. в воде

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В2. Установите соответствие между животными и группам к которым их относят. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ЖИВОТНЫЕ                                                         ГРУППЫ

А) дронт                                                         1) ныне живущие животные

Б) тигр                                                         2) вымершие животные

В) морская корова

Г) лиса

Д) аист

А

Б

В

Г

Д

Практическая работа № 2 по теме:

«Измерение своего роста и массы тела».

ЦЕЛЬ: освоить на практике пользование ростомером и медицинскими весами для измерения своего роста и своего веса.

ОБОРУДОВАНИЕ:   Ростомер, медицинские весы.

1. Задание:

  1. Внимательно рассмотри шкалу деления медицинских весов.
  2. Определите цену деления.

     3. Встаньте на медицинские весы и    измерьте свой вес

Цена деления =   ____________г.

Мой вес ______________

     5.  Встань спиной к ростомеру.

          Плотно прижми пятки к линейке,

          распрями плечи.

         Опусти планку до касания головы.

         Зафиксируй результат в тетрадь.

Мой рост

Итоговое тестирование за курс 5 класса.

Вариант 1.

1. Наука, изучающая растения, называется:

1) Ботаника

2) Зоология

3) Анатомия

4) Микология

2. Средой обитания рыб, раков, китов является:

1) Сельская среда

2) Водная среда

3) Наземно-воздушная среда

4) Почвенная среда

3. Зрительная трубка микроскопа называется:

1) Объектив

2) Окуляр

3) Тубус

4) Штатив

4. Деление клетки предшествует деление её:

1) Вакуолей

2) Пластид

3) Клеточной оболочки

4) Ядра

5. Передача наследственной информации клетки обеспечивается:

1) Хромосомами

2) Цитоплазмой

3) Вакуолями

4) Клеточной оболочкой

6. Неблагоприятные условия бактерии переносят в состоянии:

1) Цисты

2) Споры

3) Органоида

4) Зиготы

7. Организмы, не имеющие оформленного ядра, являются:

1) Водорослями

2) Мхами

3) Бактериями

4) Папоротниками

8. К многоклеточным растениям относится:

1) Дуб

2) Горох

3) Рожь

4) Картофель

9. У голосеменных листья имеют вид:

1) Шишек

2) Вай

3) Хвои

4) Мелких листочков

10. Выберите три правильных ответа. Царствами живых организмов являются:

1) Грибы

2) Животные

3) Вода

4) Бактерии

5) Минералы

6) Горные породы

Вариант 2.

1. Методом наблюдения природы является:

1) Сложение

2) Деление

3) Умножение

4) Наблюдение

2. Бактерии легко переносят жару и мороз, так как они:

1) Не дышат и не растут

2) Быстро размножаются

3) Могут образовывать споры

4) Могут регулировать температуру своего тела

3. Культурным растением является:

1) Одуванчик

2) Репейник

3) Рис

4) Тополь

4. Совокупность факторов живой природы, воздействующих на организм, называют:

1) Антропогенными

2) Экологическими

3) Биотическими

4) Абиотическими

5. Изогнутые в виде запятой бактерии называют:

1) Вибрионы

2) Бациллы

3) Кокки

4) Спириллы

6. Раздражимость – это:

1) Способность реагировать на изменения в окружающей среде

2) Выделение ненужных веществ

3) Поступление в организм воздуха

4) Поступление в организм питательных веществ

7. Покровная ткань у растений:

1) Выполняет защитную функцию

2) Придаёт растению прочность

3) Способствует передвижению веществ

4) Участвует в образовании новых клеток

8. Хвойные являются группой, входящей в царство:

1) Растений

2) Грибов

3) Бактерий

4) Простейших

9. Клеточная оболочка обеспечивает:

1) Деление клетки

2) Питание клетки

3) Защиту содержимого клетки

4) Окраску клетки

10. Выберите три правильных ответа. К голосеменным растениям относятся:

1) Клён

2) Можжевельник

3) Лиственница

4) Кипарис

5) Дуб

6) Берёза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и средства контроля для 8 класса (русский язык)

Данный материал предназначен для уч-ся 8 класса по русскому языку....

Доклад «Использование разнообразных форм и средств контроля за качеством образования на уроках химии».

Главная задача- добиться того ,чтобы не пропал интерес у детей к предмету, чтобы предлагаемый материал был доступен по трудности. В.Д.Шаталов утверждал, что дл того, чтобы  работа в школе была эф...

Формы и средства контроля для 5 класса

Формы и средства контроля для 5 класса...

Формы и средства контроля для 6 класса

Формы и средства контроля для 6 класса...

Формы и средства контроля для 7 класса

Формы и средства контроля для 7 класса...

Формы и средства контроля по географии 5 класс

В рабочей программе по географии для  5 класса предусмотрено: в неделю – 1 час; в год – 35 часов; в том числе: практических работ – 6 из них: итоговых – 5, тренировочных -1, контрольных тестирова...