Технологическая карта урока географии тема "Реки"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Данный урок соответствует требованиям ФГОС. Цель:сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы. Научить характеризовать реки по географическим картам, определять левые и правые притоки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по новым образовательным стандартам | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии
Тема урока:
«Реки»
6 класс
Работу выполнила:
Третьякова Елена Владимировна, учитель географии МКОУ ООШ с. Покровск
2012-2013 учебный год
Технологическая карта урока
Предмет: география
Тема урока: Реки
Класс: 6
№ урока по теме: урок № 2 в теме «Воды суши»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы. Научить характеризовать реки по географическим картам, определять левые и правые притоки.
Задачи урока:
Образовательные: изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток. Познакомить с разнообразием рек мира и России.
Развивающие: обогащение словарного запаса, продолжить учить анализировать, сравнивать, определять, объяснять, ставить и разрешать проблемы, сформировать умение называть и показывать реки на карте.
Воспитательные: продолжить воспитывать умение работать в коллективе, творчески мыслить, позитивно относится к ответам одноклассников.
Планируемый результат: Учащиеся должны уметь:
- Называть и правильно показывать реки, основные части реки, бассейн, водораздел
- Объяснять понятия: река, исток, устье, приток, бассейн, водораздел, речная система.
- Описывать речную систему по плану
- Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, коммуникативный.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, учебники Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. География. Начальный курс. М.:2007, проектор мультимедиа, оборудование для творческой работы.
№ п/п | Этап | Время | Методы и формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент | 2 мин | Диалог учитель - класс | Учитель проверяет насколько комфортно чувствуют себя учащиеся, готовность рабочего места, создается ситуация успеха | Готовят рабочее место. Пожимают друг другу руки, желают друг другу успеха на уроке и хорошего настроения. |
2 | Мотивирование к учебной деятельности | 8 минут | Читает эпиграф к уроку. Мини-сценка Подводит итог Работа с картами атласа и физической картой. | Эпиграф В. Гюго «Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, о возделанных полях, о великолепии городов и о славе людей» В чем смысл данных слов? Сообщает: Все реки Земли уникальны и сильно отличаются друг от друга. | Высказывают варианты ответов Показывают сценку (Приложение 1) Рассказывают стихотворение (Приложение 2) и показывают реки на физической карте полушарий, остальные ученики следят по карте в атласе |
3 | Целеполагание | 5 минут | Диалог | Сообщает тему урока: Вы уже догадались, что тема урока… (Реки) Задание на внимание: на уроке будут допущены 3 ошибки Посмотрите друг на друга, все вы отличаетесь какими-то признаками. А чем могут отличаться друг от друга реки? Цель урока: сформировать представление о реке, ее частях. Научиться характеризовать реки по географическим картам. | записывают тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку Находят ошибки, записывают в тетрадь предлагают варианты ответов ставят задачи перед уроком с помощью плана на доске (Приложение 3) |
4 | Изучение нового материала | 10 минут | Беседа Работа в группах Эвристический (частично – поисковый) Зарядка (Части Мирового океана) | Чтобы дать характеристику реки, что надо знать? Организует деятельность | Отвечают на вопрос (части реки), записывают в тетрадь части реки. Работают с определениями в тетради. Выполняют задания на выбор (3 уровня сложности) (Приложение 4) |
5 | Первичная проверка понимания | Беседа Творческая работа Презентация | Задает вопросы, слушает, корректирует ответы, показывает презентацию | Работают в группах, отвечают на вопросы, выполняют творческую работу | |
6 | Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный Частично - поисковый Зарядка для глаз | Рассказывает план описания реки | Сопоставляют результаты творческой работы с картой атласа | |
7 | Закрепление знаний | Практическая работа | Организует деятельность по применению новых знаний: практикум «Описание речной системы по плану» (Приложение 5) | Выполняют работу, делают самопроверку. | |
8 | Домашнее задание | Инструктаж |
(уч. стр. 87-88)
(Приложение 6) | Записывают домашнее задание в дневник. | |
9 | Подведение итогов. Рефлексия | Беседа | Возвращает к поставленным задачам урока Проверяет задание на внимание Игра «Да, нет» (Приложение7) В конце игры предлагает дополнить предложение:
3)Я научился … | Определяют уровень достижения своих результатов Отвечают на вопросы |
(Приложение 1)
Сказка
Встретились как- то две реки Амазонка и Нил и заспорили между собой.
- Я река Нил - самая длинная река нашей планеты.
- Ничего подобного, я самая длинная река мира. Недавно ученые определили, что моя длина превышает 7000 км. Чтобы примерно представить себе, что такое я - Амазонка, попробуйте мысленно сложить вместе 25 таких рек как Волга, или 12 могучих Енисеев. Кроме того я самая многоводная река нашей планеты, я «царица рек», мой речной бассейн самый большой на Земле. На этой площади свободно могли разместиться США или большая часть материка Австралия.
- Подумаешь, зато я в самый разгар лета на глазах у всех начинаю вдруг разбухать, вода выходит из берегов и заполняет все дно долины, при этом не забывай, что с обеих сторон от меня находятся пустыни.
В спор вступает река Волга.
- Зато я считаюсь «национальной рекой России», символом ее величия и красоты.
В народе меня называют «матушкой» или «матушкой –кормилицей». На моих берегах находятся такие прекрасные города, как Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань.
(Приложение 2)
Есть в мире много всяких рек, Великих, сильных, полноводных, Коварных, тихих, благородных, Воспел их в песнях человек. Ваня Есть Дон, Кубань, Урал, Ока Есть Волга матушка-река. Меконг, Янцзы и Хуанхэ Где желтый берег вдалеке. Света Амур, Даугава и Миссури, Рассветы там синей лазури. Я слышал Конго, есть река, Темна, опасна, глубока. Женя | Есть Амазонка, Ориноко, Текут они в дали далекой, Есть Нил великий, Ганг огромный, Есть множество - больших и скромных… Андрей …Но мне милей речушка та, Быстра, прозрачна и чиста, Где я босым мальчишкой в детстве, На даче, летом, по соседству, Рубцом, оставив в сердце память, Нарвал кувшинок желтых маме. Руслан |
(Приложение 3)
План:
- Река
- Исток
- Устье
- Русло
- Приток
- Речная долина
- Бассейн
- Водораздел
- Характеристика рек
- Описание рек по плану
(Приложение 4)
Первый уровень сложности.
Задание: с помощью учебника (стр. 87) найдите и запишите в тетради определения:
- Река -
- Исток -
- Устье –
- Русло – самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды
- Приток – водоток, впадающий в другой
- Речная долина -
- Бассейн-
- Водораздел-
Второй уровень сложности.
Задание: Установите соответствие. ( учебник стр. 87)
- Река - самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды
- Исток - водоток, впадающий в другой
- Устье – начало реки
- Русло – водный поток, текущий в выработанном им углублении
- Приток – место, где река впадает в другую реку, озеро или море
- Речная долина - участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку
- Бассейн - русло реки, расположенное на дне более широкого углубления
- Водораздел - граница, разделяющая соседние речные бассейны
Третий уровень сложности.
Задание: Закончите определения ( учебник стр. 87)
- Река - …………………., текущий в выработанном им углублении
- Исток - ………………………………………………………………………………………
- Устье – место, ……………………………………………., озеро или море
- Русло – самая низкая часть …………………………, по которой происходит сток воды
- Приток – водоток, …………………. в другой
- Речная долина - ……………….., расположенное на дне более широкого углубления
- Бассейн - участок земной поверхности, …………………………………………………………………..
- Водораздел - граница, ………………………………….. бассейны
(Приложение 5)
План описания речной системы:
- Главная река, направление
- Исток главной реки
- Устье главной реки
- Левые и правые притоки
- Притоки I и II порядков
(Приложение 6)
Домашнее задание на выбор
а) Найти информацию о значение рек в жизни человека, сделать сообщение
б) Написать небольшое сочинение на тему «Реки в жизни человека»
в) Рассказать о реке, которая на вас произвела большое впечатление.
г) Составить ряд рек со словом «самая».
(Приложение 7)
Игра «Да, нет»
- Исток – начало реки да, нет
(подчеркните)
- Эстуарии – воронкообразное устье реки да, нет
(подчеркните)
- Река Нил – самая длинная река в мире да, нет
(подчеркните)
- Исток реки Обь горы Кавказ да, нет
(подчеркните)
- Я знаю, где на карте находятся реки: Амазонка, Нил, Волга, Обь.
да, нет
(подчеркните)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....