Технологическая карта урока географии тема "Реки"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Третьякова Елена Владимировна

Данный урок соответствует требованиям ФГОС. Цель:сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы. Научить характеризовать реки по географическим картам, определять левые и правые притоки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии

Тема урока:

«Реки»

6 класс

               

Работу выполнила:

Третьякова Елена Владимировна, учитель географии МКОУ ООШ с. Покровск

        2012-2013 учебный год        

Технологическая карта урока

 Предмет:  география

Тема урока: Реки

Класс: 6

№ урока по теме: урок № 2 в теме «Воды суши»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы. Научить характеризовать реки по географическим картам, определять левые и правые притоки.

Задачи урока:

Образовательные: изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток. Познакомить с разнообразием рек мира и России.

Развивающие: обогащение словарного запаса, продолжить учить анализировать, сравнивать, определять, объяснять, ставить и разрешать проблемы, сформировать умение называть и показывать реки на карте.

Воспитательные: продолжить воспитывать умение работать в коллективе, творчески мыслить, позитивно относится к ответам одноклассников.

Планируемый результат: Учащиеся должны уметь:

  1. Называть и правильно показывать реки, основные части реки, бассейн, водораздел
  2. Объяснять понятия: река, исток, устье, приток, бассейн, водораздел, речная система.
  3. Описывать речную систему по плану
  4. Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, коммуникативный.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение. 

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, учебники Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. География. Начальный курс. М.:2007, проектор мультимедиа, оборудование для творческой работы.

        

п/п

Этап

Время

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

2 мин

Диалог

учитель - класс

Учитель проверяет насколько комфортно чувствуют себя учащиеся, готовность рабочего места, создается ситуация успеха

Готовят рабочее место.

Пожимают друг другу руки, желают друг другу успеха на уроке и хорошего настроения.

2

Мотивирование к учебной деятельности

8 минут

Читает эпиграф к уроку.

Мини-сценка

Подводит итог

Работа с картами атласа и физической картой.

Эпиграф

В. Гюго

«Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, о возделанных полях, о великолепии городов и о славе людей»

В чем смысл данных слов?

Сообщает: Все реки Земли уникальны и сильно отличаются друг от друга.

Высказывают варианты ответов

Показывают сценку

(Приложение 1)

Рассказывают стихотворение (Приложение 2) и

показывают реки на физической карте полушарий, остальные ученики следят по карте в атласе

3

Целеполагание

5 минут

Диалог

Сообщает  тему урока: Вы уже догадались, что тема урока… (Реки)

Задание на внимание: на уроке будут допущены 3 ошибки

Посмотрите друг на друга, все вы отличаетесь какими-то признаками.

А чем могут отличаться друг от друга реки?

Цель урока: сформировать представление о реке, ее частях. Научиться  характеризовать реки по географическим картам.

записывают тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку

Находят ошибки, записывают в тетрадь

предлагают варианты ответов

ставят задачи перед уроком с помощью плана на доске (Приложение 3)

4

Изучение нового материала

10 минут

Беседа

Работа в группах

Эвристический (частично – поисковый)

Зарядка (Части Мирового океана)

Чтобы дать характеристику реки, что надо знать?

Организует деятельность

Отвечают на вопрос (части реки), записывают в тетрадь части реки.

Работают с определениями в тетради.

Выполняют задания на выбор (3 уровня сложности)

(Приложение  4)

5

Первичная проверка понимания

Беседа

Творческая работа

Презентация

Задает вопросы, слушает, корректирует ответы, показывает презентацию

Работают в группах, отвечают на вопросы, выполняют творческую работу

6

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Частично - поисковый

Зарядка для глаз

Рассказывает план описания реки

Сопоставляют результаты творческой работы с картой атласа

7

Закрепление знаний

Практическая работа

Организует деятельность по применению новых знаний: практикум «Описание речной системы по плану»

 (Приложение 5)

Выполняют работу, делают самопроверку.

8

Домашнее задание

Инструктаж

  1. Выучить определения, о которых вы узнали на уроке

(уч. стр. 87-88)

  1. Задания на выбор

(Приложение 6)

Записывают домашнее задание в дневник.

9

Подведение итогов. Рефлексия

Беседа

Возвращает к поставленным задачам урока

Проверяет задание на внимание

Игра «Да, нет» (Приложение7)

В конце игры предлагает дополнить предложение:

  1. Я знаю, что такое …
  2. Я могу …

3)Я научился …

Определяют уровень достижения своих результатов

Отвечают на вопросы


(Приложение 1)

Сказка

Встретились как- то две реки Амазонка и Нил и заспорили между собой.

- Я река Нил - самая длинная река  нашей планеты.

- Ничего подобного, я самая длинная река мира. Недавно ученые определили, что моя длина превышает 7000 км. Чтобы примерно представить себе, что такое я - Амазонка, попробуйте мысленно сложить вместе 25 таких рек как Волга, или 12 могучих Енисеев. Кроме того я самая многоводная река нашей планеты, я «царица рек», мой речной бассейн самый большой на Земле. На этой площади свободно могли разместиться  США или  большая часть материка Австралия.

- Подумаешь, зато я в самый разгар лета на глазах у всех начинаю вдруг разбухать, вода выходит из берегов и заполняет все дно долины, при этом не забывай, что с обеих сторон от меня находятся пустыни.

В спор вступает река Волга.

- Зато я считаюсь «национальной рекой России», символом ее величия и красоты.

В народе меня называют «матушкой» или «матушкой –кормилицей». На моих берегах находятся такие прекрасные города, как Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань.

(Приложение 2)

Есть в мире много всяких рек,

Великих, сильных, полноводных,

Коварных, тихих, благородных,

Воспел  их в песнях человек.

                                                     Ваня

Есть  Дон, Кубань, Урал, Ока

Есть Волга матушка-река.

Меконг, Янцзы и Хуанхэ

Где желтый берег вдалеке.

                                                   Света

Амур, Даугава и Миссури,

Рассветы там синей лазури.

Я слышал Конго, есть река,

Темна, опасна, глубока.

                                            Женя

Есть Амазонка, Ориноко,

Текут они в дали далекой,

Есть Нил великий, Ганг огромный,

Есть множество - больших и скромных…

                                                Андрей

…Но мне милей речушка та,

Быстра, прозрачна и чиста,

Где я босым мальчишкой в детстве,

На даче, летом, по соседству,

Рубцом, оставив в сердце память,

Нарвал кувшинок желтых маме.

                                                    Руслан

(Приложение 3)

План:                    

  1. Река
  • Исток
  • Устье
  • Русло
  • Приток
  • Речная долина
  • Бассейн
  • Водораздел
  1. Характеристика рек
  2. Описание рек по плану

(Приложение 4)

Первый уровень сложности.

Задание: с помощью учебника  (стр. 87) найдите и запишите в тетради определения:

  •  Река -
  • Исток -
  • Устье –
  • Русло – самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды
  • Приток – водоток, впадающий в другой
  • Речная долина -
  • Бассейн-
  •  Водораздел-

Второй уровень сложности.

Задание: Установите соответствие.  ( учебник стр. 87)

  • Река -              самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды
  • Исток -            водоток, впадающий в другой
  • Устье –            начало реки
  • Русло –           водный поток, текущий в выработанном им углублении
  • Приток –        место, где река впадает в другую реку, озеро или море
  • Речная долина -   участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку
  • Бассейн -                русло реки, расположенное на дне более широкого углубления
  •  Водораздел -       граница, разделяющая соседние речные бассейны

Третий уровень сложности.

Задание: Закончите определения  ( учебник стр. 87)

  • Река -   …………………., текущий в выработанном им углублении          
  • Исток - ………………………………………………………………………………………          
  • Устье –    место, ……………………………………………., озеро или море    
  • Русло –  самая низкая часть …………………………, по которой происходит сток воды    
  • Приток –   водоток, …………………. в другой    
  • Речная долина -   ……………….., расположенное на дне более широкого углубления
  • Бассейн -   участок земной поверхности, …………………………………………………………………..            
  •  Водораздел -  граница, ………………………………….. бассейны

(Приложение 5)

План описания речной системы:

  1. Главная река, направление
  2. Исток главной реки
  3. Устье главной реки
  4. Левые и правые притоки
  5.  Притоки I и II порядков

(Приложение 6)

Домашнее задание на выбор

а) Найти информацию о значение рек в жизни человека, сделать сообщение

б) Написать небольшое сочинение на тему «Реки в жизни человека»

в) Рассказать о реке, которая на вас произвела большое впечатление.

г) Составить ряд рек со словом «самая».

 

(Приложение 7)

Игра «Да, нет»

  1. Исток – начало реки               да, нет

                                                            (подчеркните)

  1.  Эстуарии – воронкообразное устье реки                 да, нет

                                                                                               (подчеркните)

  1.  Река Нил – самая длинная река в мире              да, нет

                                                                                               (подчеркните)

  1. Исток реки Обь горы Кавказ                 да, нет

                                                                       (подчеркните)

  1. Я знаю, где на карте находятся реки: Амазонка, Нил, Волга, Обь.

                                                               да, нет

                                                                       (подчеркните)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...