Урок географии в 8 классе "Люди и труд"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Люди и труд
9 класс
Цель: создать условия для усвоения учащимися знаний о трудовых ресурсах страны (ТР) и экономически активном населении (ЭАН), их географических особенностях.
Основное содержание темы, термины и понятия:
Трудовые ресурсы страны и экономически активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости населения России, факторы их определяющие.
Трудовые ресурсы (ТР), экономически активное население (ЭАН), безработица, качество ТР.
Оборудование
Мультимедийный проектор, учебник географии, атлас по географии для 9 класса, политико-административная карта России.
- Орг. момент 1 мин. Приветствие.
- Проверка домашнего задания 10 мин:
Фронтальный опрос:
- Какова численность населения России?
- Что такое миграция населения?
- Назовите виды миграций?
- Что такое миграционный прирост?
- Что такое эмиграция, иммиграция?
3. Изучение нового материала 15 мин.
Вводное слово учителя
А у вас растут года
Скоро и 16.
Кем работать вам тогда
Чем вам заниматься?
Основное богатство любой страны – люди. Человек – главный производитель разнообразных благ. Поэтому будущее России, прежде всего, зависит от её человеческого потенциала. Для развития хозяйства важна не только общая численность населения, но и количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте.
Какие граждане нашей страны находятся в трудоспособном возрасте? Найдите ответ на этот вопрос в тексте параграфа 44 на с 214.
- Каждый из вас в ближайшее время будет выбирать профессию, искать работу и столкнётся с ситуацией на рынке труда. Что же нужно знать о рынке труда?
(по ходу урока записываются на доске новые понятия)
А) Трудовые ресурсы, трудоспособный возраст – читаем пункт в параграфе, разбираем.
(Под запись) Трудоспособное население – это трудовые ресурсы, которые состоят из:
- занятые в домашнем и личном хоз-ве;
- учащиеся, студенты;
- работающие пенсионеры.
Часть труд. ресурсов, непосредственно работающие и активно ищущие работу, называютсяэкономически активным населением.
Б) Почему не все желающие работать могут найти работу? Почему возникает безработица? (обсуждение)
(под запись) Безработица – это превышение предложения рабочей силы над спросом на эту рабочую силу.
(Работа по схемам в учебнике) Выясняем, при каком условии начнётся безработица?
(Работа с текстом) В России есть районы, где безработица проявляется сильнее всего. Найдите в тексте информацию об этом, запишите вывод в тетрадь.
В) Какими качествами и способностями надо обладать, чтобы найти достойную работу? (обсуждение)
Обратимся к иллюстрации в учебнике: - Кто чувствует себя уверенно на рынке труда?
- Физкульминутка 1 мин
5. Закрепление изученного материала 15 мин
Тест
1 вариант
1.Наука, изучающая народы:
А.Демография Б.Этнография В. Топография
3.Естественный прирост населения -это:
А.Разница между смертностью и рождаемостью
Б.разница между рождаемостью и смертностью
В. Разница между эмиграцией и миграцией
3.Численность населения России:
А) 152 млн.чел Б) 148 млн.чел В) 143 млн.чел
4. По численности населения Россия занимает …. место в мире:
а) 3 б) 6 в) 9
3. Выберите верные утверждения:
а) численность населения в России постоянно увеличивается
б) смертность в России выше, чем рождаемость
в) для России характерен низкий естественный прирост населения
4. Средняя продолжительность жизни в России:
а) 60 лет б) 79 лет в) 67 лет
5. Какие из перечисленных народов входят в число самых многочисленных народов России:
а) татары б) буряты в)русские г) чуваши д) чеченцы
6. Выберите верное утверждение:
а) В России низкая плотность населения
б) в России большая часть территории имеет плотность 50 чел/кв. км
в) большая часть населения России проживает в европейской части России
7.Самая многочисленная языковая семья в России:
А. Алтайская Б.Уральская В. Индоевропейская Г.Северокавказская
8.Соотношение мужчин и женщин в России:
А.одинаково Б.мужчин больше, чем женщин В.женщин больше, чем мужчин
9.Укажите трудоспособный возраст в России:
А.от 16 до 55 лет; от 16 до 60 лет
Б. от 18 до 55 лет; от 18 до 60 лет
Часть В:
1. Напишите определения следующим понятиям:
Миграция, эмиграция, иммиграция, реэмиграция
2. Перечислите факторы, влияющие на продолжительность жизни.
3.Установите соответствие:
1.башкиры а.православие
2.русские б. ислам
3.евреи в. иудаизм
2 вариант
1.Наука о населении:
А.этнография Б. демография В. Топография
2.Что такое демографический кризис(депопуляция):
А. резкое увеличение численности населения
Б.резкое уменьшение численности населения
В.изменение численности населения
3. При каком воспроизводстве высокая рождаемость и высокая смертность
А. археотипе Б. традиционном В. современном
4.Выезд людей из страны:
А. миграция Б. иммиграция В. Эмиграция
5.Второй по численности народ России:
А.украинцы Б. татары В. Казахи
6.Единственный народ в Европейской части России, исповедующий буддизм:
А.буряты Б. калмыки. В.коми
7.Экономическии активное население:
А. трудовые ресурсы Б. безработные В.иждивенцы
8.К внутренним перемещениям относятся:
А.выезд их страны Б.выезд из села в город В .выезд из города в командировку
9.Какова численность населения в России:
А.145 лн.чел б. 146 млн.чел в. 150 млн чел.
Часть В:
1.В каком году была последняя перепись населения в России?
2.Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин?
3.Установите соответствие народ-семья:
1.Русские а. кавказская
2.Чеченцы б. алтайская
3.Татары в. индоевропейская
6. Домашнее задание пар 44, письменно итоговые задания на с. 218 1 мин.
7. Орг. момент 1 мин
1 вариант1.Наука, изучающая народы:
А.Демография Б.Этнография В. Топография
3.Естественный прирост населения -это:
А.Разница между смертностью и рождаемостью
Б.разница между рождаемостью и смертностью
В. Разница между эмиграцией и миграцией
3.Численность населения России:
А) 152 млн. чел Б) 148 млн.чел В) 143 млн.чел
4. По численности населения Россия занимает …. место в мире:
а) 3 б) 6 в) 9
3. Выберите верные утверждения:
а) численность населения в России постоянно увеличивается
б) смертность в России выше, чем рождаемость
в) для России характерен низкий естественный прирост населения
4. Средняя продолжительность жизни в России:
а) 60 лет б) 79 лет в) 67 лет
5. Какие из перечисленных народов входят в число самых многочисленных народов России:
а) татары б) буряты в)русские г) чуваши д) чеченцы
6. Выберите верное утверждение:
а) В России низкая плотность населения
б) в России большая часть территории имеет плотность 50 чел/кв. км
в) большая часть населения России проживает в европейской части России
7.Самая многочисленная языковая семья в России:
А. Алтайская Б.Уральская В. Индоевропейская Г.Северокавказская
8.Соотношение мужчин и женщин в России:
А.одинаково Б.мужчин больше, чем женщин В.женщин больше, чем мужчин
9.Укажите трудоспособный возраст в России:
А.от 16 до 55 лет; от 16 до 60 лет
Б. от 18 до 55 лет; от 18 до 60 лет
Часть В:
1. Напишите определения следующим понятиям:
Миграция, эмиграция, иммиграция, реэмиграция
2. Перечислите факторы, влияющие на продолжительность жизни.
3.Установите соответствие:
1.башкиры а. православие
2.русские б. ислам
3.евреи в. иудаизм
2 вариант
1.Наука о населении:
А.этнография Б. демография В. Топография
2.Что такое демографический кризис(депопуляция):
А. резкое увеличение численности населения
Б.резкое уменьшение численности населения
В.изменение численности населения
3. При каком воспроизводстве высокая рождаемость и высокая смертность
А. археотипе Б. традиционном В. современном
4.Выезд людей из страны:
А. миграция Б. иммиграция В. Эмиграция
5.Второй по численности народ России:
А.украинцы Б. татары В. Казахи
6.Единственный народ в Европейской части России, исповедующий буддизм:
А.буряты Б. калмыки. В.коми
7.Экономическии активное население:
А. трудовые ресурсы Б. безработные В.иждивенцы
8.К внутренним перемещениям относятся:
А.выезд их страны Б.выезд из села в город В .выезд из города в командировку
9.Какова численность населения в России:
А.145 лн.чел б. 146 млн.чел в. 150 млн чел.
Часть В:
1.В каком году была последняя перепись населения в России?
2.Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин?
3.Установите соответствие народ-семья:
1.Русские а. кавказская
2.Чеченцы б. алтайская
3.Татары в. индоевропейская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов
Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...
Разработка урока географии в 9 классе по теме Рынок труда и занятость населения
Урок с элементами технологии проблемного обучения в системе ЛОО способствует формированию универсальных учебных действий через системно-деятельностный подход. форма организации обучения - дискуссия, п...
урок географии Рынок труда и занятость населения
Категориальный аппарат усвоения: рынок труда; трудовые ресурсы; трудоспособный возраст; экономически активное население; безработица, география безработицы, зависимость безработицы от структуры хозяйс...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
рабочая программа домашнего обучения в 8 кл по письму, чтению, математике, истории, биологии, географии, обществоведению, с/х труду
Рабочие программы домашнего обучения в 8кл по всем предметам учебного плана...
Сценарий урока географии в 8 классе "С чем идти на рынок труда"
Ежегодно образовательные учреждения в России заканчивают сотни тысяч человек. И наступает время выбора профессии. Сегодня за хорошо оплачиваемые рабочие места – большая конкуренция, и рабо...
Урок географии по теме: «Географические сведения о Курской области и труде населения».
Урок знакомит обучающихся с географическим положением Курской области, рельефом, климатом, природными зонами, хозяйственной деятельностью населения....