Урок географии по теме: «Географические сведения о Курской области и труде населения».
план-конспект урока по географии

Алтухова Ольга Ивановна

Урок знакомит обучающихся с географическим положением Курской области, рельефом, климатом, природными зонами, хозяйственной деятельностью населения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_word.docx166.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии на тему: «Географические сведения о Курской области и труде населения».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: изучить особенности географического положения и хозяйственной деятельности населения Курской области.

Задачи урока:

Образовательные: формирование представлений о географическом положении Курской области и его влияния на природу и хозяйство.

Развивающие и коррекционные: развитие умений сравнивать, давать оценку, обобщать, анализировать;

- коррекция устной речи;

- коррекция развития мышления;

-расширение кругозора.

Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, гордости за свой край; привитие любви к предмету «География».

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Предметные: формирование знаний о географическом положении Курской области, занятости населения и умения учащимися сравнивать географические объекты.

Регулятивные: Формирование умений ставить цели, высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника, а также оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умений прогнозировать предстоящую работу с помощью учителя и учебника, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: формирование умения формулировать высказывания, слушать учителя и своих товарищей.

Личностные:  формирование умений использовать географические знания в повседневной жизни и самостоятельно оценивать свою работу.

  Оборудование: Карты Курской области: физическая и административная, учебники «География под ред. Т.М. Лифановой, презентация «Край мой соловьиный», печатные тетради по географии под ред. Т. М. Лифановой, компьютер.

Ход урока

I.  Организационный этап.

          - Доброе утро, ребята. Посмотрите за окно. Какая сегодня чудесная погода! В такую погоду хочется улыбаться, шутить, петь. Улыбнитесь друг другу. Пусть Ваше хорошее настроение будет с вами на протяжении всего урока.

II.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 - Ребята, послушайте загадку: (Загадка о соловье)

Курские рассветы Как сияние икон,

Встречает песней летом,                             Открывает в сердце

 Каждый звук и нежный звон,                     Восхищения дверцы!

Загадки про соловья для детей с ответами


Загадки про соловья

          - Вы слышали когда-нибудь, как поет эта птица? Предлагаю совершить маленькое путешествие в лес и послушать чудесное пение соловья. (Прослушивание в записи пения соловья) Не догадались, почему мы начали наш урок с разговора об этой маленькой птице?

          - Нашу область называют соловьиным краем. У нас в области живут самые голосистые соловьи.

             - Правильно. У каждого региона нашей страны есть свой символ. А соловей – символ нашего Курского края.

 -  Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

 -  О Курской области.

 - Тема нашего урока: «Географические сведения о Курской области и труде населения».

           Сегодня мы будем говорить о крае, где вы родились и выросли, о его природе, о хозяйственной деятельности населения Курского края. Именно с земли Курской для вас началась Родина. Куда бы не увела вас жизнь, вы всегда будете помнить свой край.

IV.  Актуализация знаний.

 - Откройте учебники на стр.17 и прочитайте план, по которому мы будем изучать нашу область.

V.Первичное усвоение новых знаний.

- Посмотрите на карту Курской области. На что похож наш Курский край?

      - На сердце.

      - Действительно, если посмотреть на карту Курской области, то можно увидеть, что своими очертаниями она похожа на сердце. В этом есть свой символический смысл: близок нашему сердцу наш родной, любимый край.

- Посмотрите, с какими областями граничит Курская область.

 - Курская область граничит на северо-западе с Брянской, на севере — с Орловской, на северо-востоке — с Липецкой, на востоке — с Воронежской, на юге — с Белгородской областями; с юго-западной и западной стороны к ней примыкает Сумская область Украины.

      - Какие цвета преобладают на физической карте Курской области?

      - Зеленый, коричневый, синий.

      - О чем это говорит?

      - В Курской области равнинная поверхность чередуется с возвышенностями.

      - Территория Курской области расположена на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности. Кроме того, она характеризуется наличием густой сети сложно-разветвленных речных долин, оврагов и балок, что определяет слегка всхолмлённый равнинный рельеф. Такой рельеф области определяет климат нашего края. Давайте вспомним, какая погода бывает у нас в разные времена года.

      - Лето теплое, даже бывает очень жаркое. Осень прохладная. Иногда в сентябре погода порой не уступает летней. Зима не очень холодная. А последние годы – теплая. Весной в марте начинает таять снег. Апрель радует появлением зеленых листьев, травы, май - цветением растений и теплом.

       - Климат Курской области умеренно континентальный, с умеренно холодной зимой и тёплым летом.

      - А кто из вас помнит, какими полезными ископаемыми богат наш Курский край?

      - Мелом, глиной, песком, железной рудой.

       - На территории Курской области расположена Курская магнитная аномалия, где обнаружены огромные запасы железной руды. Под городом Железногорском построен Михайловский горно - обогатительный комбинат, где перерабатывается эта руда.

         -Наша область богата и своими черноземными почвами. В них много чернозема, который образовался из перегнивших остатков растений и животных. Перегной окрашивает почву в черный цвет. Отсюда и название «черноземные почвы».

- Область богата лесами и степями. Есть у нас заповедные места, которые охраняются государством – Стрелецкая степь. Она входит в Центрально-Черноземный заповедник имени В.В. Алехина.

          - Какие крупные реки протекают по территории Курской области?

          - Сейм, Псел, Свапа, Тускарь.

          - Как называется река, на берегу которой расположилось село Любимовка? Что вы о ней знаете?

           - Река Реут.

Физкультминутка

На зарядке, на заре,

На Двине и на Днепре

Миллионы как один

Утро начинаем,

 От Кавказа до Хибин

Плечи распрямляем.

 Вдох и выдох,

Вдох и выдох.

До морей, до Ледовитых

Ты лети, дыханье

Наше великанье.

Подниманием руки –

Вырос лес упругий,

Неоглядный вырос лес,

Миллионнорукий.

 Кровь отлично разогрета,

 А теперь держись, планета.

 Постановка проблемы.

        - Давайте подумаем: как зависит хозяйственная деятельность населения Курской области от ее местоположения, рельефа, климата?

        - Сообщения обучающихся.

Первое сообщение.

         - Экономика области основана на использовании двух основных видов природных ресурсов: плодородных сельскохозяйственных земель и железных руд Курской магнитной аномалии, добываемых в Михайловском карьере. В Российской Федерации Курская область выделяется продукцией сельского хозяйства, добычей железной руды, производством сахара и выработкой электроэнергии (Курская АЭС), продукцией легкой промышленности.

Второе сообщение.

       - Промышленность представлена отраслями:

  • добыча и обогащение руды; машиностроение (производство электротехнических изделий, счетных машин, мельнично-элеваторного оборудования, подшипников, буровых установок, кузнечно-прессового оборудования);
  • химическая и нефтехимическая (производство химического волокна, резинотехнических изделий), пищевая (производство сахара),
  • легкая (трикотажная, пенькообрабатывающая) промышленность; производство стройматериалов.

Третье сообщение.

       - Курская область характеризуется развитой транспортной инфраструктурой. В области насчитывается более 10 тыс. километров автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.

Железнодорожный транспорт

           Эксплуатационная длина железнодорожных линий Курской области составляет более 850 км, 84 км —подъездных путей. Протяжённость электрифицированных линий — около 299 км.

Энергетика

На территории области действует одна из крупнейших в России Курская АЭС.

Туризм

Основными целями поездок в регион являются деловой, религиозный (паломнический), событийный, лечебно-оздоровительный и культурно-познавательный туризм.

VII.Первичная проверка понимания

- Покажите на карте Курскую область. Назовите и покажите главный город нашей области. Покажите главные реки Курского края.

Физкультминутка для глаз

Руки за спину, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться) 

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх)

Головки опустим - на стол поглядим.

(Вниз)

И снова наверх - где там муха летит?

(Вверх)

Глазами повертим, поищем ее.

(По сторонам)

И снова работать. Немного еще.

VIII. Первичное закрепление знаний.

     - А сейчас давайте посмотрим с вами презентацию «Край мой соловьиный». После просмотра ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Что нового вы узнали из этой презентации?»

   - Ответы обучающихся.

   - Работа с печатной тетрадью под ред. Т.М. Лифановой.

IX.Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Д/З.  Подготовьте сообщение «Известные люди Курского края» (можно сделать сообщения о знаменитых писателях, художниках, актерах, певцах, воинах Курской области).

X. Рефлексия (Подведение итогов урока)

      - Итак, ребята, какой области мы посвятили наш сегодняшний урок?

     - На какой возвышенности расположена Курская область?

     - Какие главные реки протекают по территории области?

     - Какое полезное ископаемое, добываемое в Курской области, имеет общероссийское значение?

      - Почему Курскую область называют соловьиным краем?

       - Ребята, наш урок подошел к концу. Мне очень хотелось бы узнать ваше мнение о нем: интересно ли вам было на этом уроке? Как вы считаете, хорошо ли вы работали? Достиг ли урок цели? Понравилось вам работать с учителем? Если вам все понравилось и было понятно, поднимите карточку зеленого цвета. Если с чем-то вы не согласны, - карточку желтого цвета. Если вы разочаровались в уроке, - карточку красного цвета. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии по теме «Географическое положение и ландшафт Астраханской области»

Цели: Расширить знания учащихся об Астраханской области.Формировать навыки обработки географической информации.Воспитывать любовь к родному краю....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Определение географических координат по географической карте» с использованием ЭОР

Урок географии в 6 классе. Цель  урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, расстояний и направлений по карте в знакомой и новой учебной ситуация...

Урок географии по теме "Географические координаты" 6 класс

Конспект урока географии в 6 классе с использованием художественного произведения...

Исследовательский проект по географии на тему «Географические особенности в геральдике стран мира и Смоленской области» 3 класс-10класс.

Данное мероприятие гармонично вписывается в большой раздел уроков, посвященный роли декоративного искусства в жизни древнего общества и может быть использовано для изучения и закрепления знаний по тем...

Урок географии на тему "Полезные ископаемые Курской области"

Урок географии на тему "Полезные ископаемые Курской области"...