Урок географии по теме: «Географические сведения о Курской области и труде населения».
план-конспект урока по географии
Урок знакомит обучающихся с географическим положением Курской области, рельефом, климатом, природными зонами, хозяйственной деятельностью населения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_word.docx | 166.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии на тему: «Географические сведения о Курской области и труде населения».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: изучить особенности географического положения и хозяйственной деятельности населения Курской области.
Задачи урока:
Образовательные: формирование представлений о географическом положении Курской области и его влияния на природу и хозяйство.
Развивающие и коррекционные: развитие умений сравнивать, давать оценку, обобщать, анализировать;
- коррекция устной речи;
- коррекция развития мышления;
-расширение кругозора.
Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, гордости за свой край; привитие любви к предмету «География».
Планируемые результаты деятельности учащихся:
Предметные: формирование знаний о географическом положении Курской области, занятости населения и умения учащимися сравнивать географические объекты.
Регулятивные: Формирование умений ставить цели, высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника, а также оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умений прогнозировать предстоящую работу с помощью учителя и учебника, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: формирование умения формулировать высказывания, слушать учителя и своих товарищей.
Личностные: формирование умений использовать географические знания в повседневной жизни и самостоятельно оценивать свою работу.
Оборудование: Карты Курской области: физическая и административная, учебники «География под ред. Т.М. Лифановой, презентация «Край мой соловьиный», печатные тетради по географии под ред. Т. М. Лифановой, компьютер.
Ход урока
I. Организационный этап.
- Доброе утро, ребята. Посмотрите за окно. Какая сегодня чудесная погода! В такую погоду хочется улыбаться, шутить, петь. Улыбнитесь друг другу. Пусть Ваше хорошее настроение будет с вами на протяжении всего урока.
II.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Ребята, послушайте загадку: (Загадка о соловье)
Курские рассветы Как сияние икон,
Встречает песней летом, Открывает в сердце
Каждый звук и нежный звон, Восхищения дверцы!
- Вы слышали когда-нибудь, как поет эта птица? Предлагаю совершить маленькое путешествие в лес и послушать чудесное пение соловья. (Прослушивание в записи пения соловья) Не догадались, почему мы начали наш урок с разговора об этой маленькой птице?
- Нашу область называют соловьиным краем. У нас в области живут самые голосистые соловьи.
- Правильно. У каждого региона нашей страны есть свой символ. А соловей – символ нашего Курского края.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- О Курской области.
- Тема нашего урока: «Географические сведения о Курской области и труде населения».
Сегодня мы будем говорить о крае, где вы родились и выросли, о его природе, о хозяйственной деятельности населения Курского края. Именно с земли Курской для вас началась Родина. Куда бы не увела вас жизнь, вы всегда будете помнить свой край.
IV. Актуализация знаний.
- Откройте учебники на стр.17 и прочитайте план, по которому мы будем изучать нашу область.
V.Первичное усвоение новых знаний.
- Посмотрите на карту Курской области. На что похож наш Курский край?
- На сердце.
- Действительно, если посмотреть на карту Курской области, то можно увидеть, что своими очертаниями она похожа на сердце. В этом есть свой символический смысл: близок нашему сердцу наш родной, любимый край.
- Посмотрите, с какими областями граничит Курская область.
- Курская область граничит на северо-западе с Брянской, на севере — с Орловской, на северо-востоке — с Липецкой, на востоке — с Воронежской, на юге — с Белгородской областями; с юго-западной и западной стороны к ней примыкает Сумская область Украины.
- Какие цвета преобладают на физической карте Курской области?
- Зеленый, коричневый, синий.
- О чем это говорит?
- В Курской области равнинная поверхность чередуется с возвышенностями.
- Территория Курской области расположена на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности. Кроме того, она характеризуется наличием густой сети сложно-разветвленных речных долин, оврагов и балок, что определяет слегка всхолмлённый равнинный рельеф. Такой рельеф области определяет климат нашего края. Давайте вспомним, какая погода бывает у нас в разные времена года.
- Лето теплое, даже бывает очень жаркое. Осень прохладная. Иногда в сентябре погода порой не уступает летней. Зима не очень холодная. А последние годы – теплая. Весной в марте начинает таять снег. Апрель радует появлением зеленых листьев, травы, май - цветением растений и теплом.
- Климат Курской области умеренно континентальный, с умеренно холодной зимой и тёплым летом.
- А кто из вас помнит, какими полезными ископаемыми богат наш Курский край?
- Мелом, глиной, песком, железной рудой.
- На территории Курской области расположена Курская магнитная аномалия, где обнаружены огромные запасы железной руды. Под городом Железногорском построен Михайловский горно - обогатительный комбинат, где перерабатывается эта руда.
-Наша область богата и своими черноземными почвами. В них много чернозема, который образовался из перегнивших остатков растений и животных. Перегной окрашивает почву в черный цвет. Отсюда и название «черноземные почвы».
- Область богата лесами и степями. Есть у нас заповедные места, которые охраняются государством – Стрелецкая степь. Она входит в Центрально-Черноземный заповедник имени В.В. Алехина.
- Какие крупные реки протекают по территории Курской области?
- Сейм, Псел, Свапа, Тускарь.
- Как называется река, на берегу которой расположилось село Любимовка? Что вы о ней знаете?
- Река Реут.
Физкультминутка
На зарядке, на заре,
На Двине и на Днепре
Миллионы как один
Утро начинаем,
От Кавказа до Хибин
Плечи распрямляем.
Вдох и выдох,
Вдох и выдох.
До морей, до Ледовитых
Ты лети, дыханье
Наше великанье.
Подниманием руки –
Вырос лес упругий,
Неоглядный вырос лес,
Миллионнорукий.
Кровь отлично разогрета,
А теперь держись, планета.
Постановка проблемы.
- Давайте подумаем: как зависит хозяйственная деятельность населения Курской области от ее местоположения, рельефа, климата?
- Сообщения обучающихся.
Первое сообщение.
- Экономика области основана на использовании двух основных видов природных ресурсов: плодородных сельскохозяйственных земель и железных руд Курской магнитной аномалии, добываемых в Михайловском карьере. В Российской Федерации Курская область выделяется продукцией сельского хозяйства, добычей железной руды, производством сахара и выработкой электроэнергии (Курская АЭС), продукцией легкой промышленности.
Второе сообщение.
- Промышленность представлена отраслями:
- добыча и обогащение руды; машиностроение (производство электротехнических изделий, счетных машин, мельнично-элеваторного оборудования, подшипников, буровых установок, кузнечно-прессового оборудования);
- химическая и нефтехимическая (производство химического волокна, резинотехнических изделий), пищевая (производство сахара),
- легкая (трикотажная, пенькообрабатывающая) промышленность; производство стройматериалов.
Третье сообщение.
- Курская область характеризуется развитой транспортной инфраструктурой. В области насчитывается более 10 тыс. километров автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.
Железнодорожный транспорт
Эксплуатационная длина железнодорожных линий Курской области составляет более 850 км, 84 км —подъездных путей. Протяжённость электрифицированных линий — около 299 км.
Энергетика
На территории области действует одна из крупнейших в России Курская АЭС.
Туризм
Основными целями поездок в регион являются деловой, религиозный (паломнический), событийный, лечебно-оздоровительный и культурно-познавательный туризм.
VII.Первичная проверка понимания
- Покажите на карте Курскую область. Назовите и покажите главный город нашей области. Покажите главные реки Курского края.
Физкультминутка для глаз
Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим - на стол поглядим.
(Вниз)
И снова наверх - где там муха летит?
(Вверх)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам)
И снова работать. Немного еще.
VIII. Первичное закрепление знаний.
- А сейчас давайте посмотрим с вами презентацию «Край мой соловьиный». После просмотра ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Что нового вы узнали из этой презентации?»
- Ответы обучающихся.
- Работа с печатной тетрадью под ред. Т.М. Лифановой.
IX.Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Д/З. Подготовьте сообщение «Известные люди Курского края» (можно сделать сообщения о знаменитых писателях, художниках, актерах, певцах, воинах Курской области).
X. Рефлексия (Подведение итогов урока)
- Итак, ребята, какой области мы посвятили наш сегодняшний урок?
- На какой возвышенности расположена Курская область?
- Какие главные реки протекают по территории области?
- Какое полезное ископаемое, добываемое в Курской области, имеет общероссийское значение?
- Почему Курскую область называют соловьиным краем?
- Ребята, наш урок подошел к концу. Мне очень хотелось бы узнать ваше мнение о нем: интересно ли вам было на этом уроке? Как вы считаете, хорошо ли вы работали? Достиг ли урок цели? Понравилось вам работать с учителем? Если вам все понравилось и было понятно, поднимите карточку зеленого цвета. Если с чем-то вы не согласны, - карточку желтого цвета. Если вы разочаровались в уроке, - карточку красного цвета. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии по теме «Географическое положение и ландшафт Астраханской области»
Цели: Расширить знания учащихся об Астраханской области.Формировать навыки обработки географической информации.Воспитывать любовь к родному краю....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Определение географических координат по географической карте» с использованием ЭОР
Урок географии в 6 классе. Цель урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, расстояний и направлений по карте в знакомой и новой учебной ситуация...
Урок географии по теме "Географические координаты" 6 класс
Конспект урока географии в 6 классе с использованием художественного произведения...
Урок географии по теме" Географическое положение и история исследования Южной Америки"
Технологическая карта...
Урок географии по теме: «Географические карты» 5 кл.ФГОС, Лобжанидзе А.А
Конспект к уроку....
Исследовательский проект по географии на тему «Географические особенности в геральдике стран мира и Смоленской области» 3 класс-10класс.
Данное мероприятие гармонично вписывается в большой раздел уроков, посвященный роли декоративного искусства в жизни древнего общества и может быть использовано для изучения и закрепления знаний по тем...
Урок географии на тему "Полезные ископаемые Курской области"
Урок географии на тему "Полезные ископаемые Курской области"...