Разработка урока географии в 9 классе по теме Рынок труда и занятость населения
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Урок с элементами технологии проблемного обучения в системе ЛОО способствует формированию универсальных учебных действий через системно-деятельностный подход. форма организации обучения - дискуссия, проблемный анализ, рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rynok_truda_i_zanyatost_naseleniya.docx | 19.53 КБ |
урок с испаользованием интерактивной доски | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 9 классе
Тема урока: Рынок труда и занятость населения
Цель урока: создать условия для усвоения понятий «трудовые ресурсы», «рынок труда», «экономически активное население», раскрыть причины и следствия безработицы;
развивать умение анализировать текст, статистические материалы;
содействовать профессиональному самоопределению, воспитывать умение аргументировать собственное мнение по поводу самоопределения в будущей профессии, отстаивать свою позицию по спорным проблемам.
Оборудование: электронное пособие «Уроки географии 9 класс», схемы «Состав трудовых ресурсов России и их использование», «Соотношение спроса на рабочую силу и ее предложения при различной оплате труда», статистические данные о численности безработных в поселке.
Категориальный аппарат усвоения: рынок труда; трудовые ресурсы; трудоспособный возраст; экономически активное население; безработица, география безработицы, зависимость безработицы от структуры хозяйства, качество трудовых ресурсов.
Структура урока:
1.Изучение нового материала:
1.1 Сообщение темы урока, основных понятий. Целеполагание:
Что вы уже знаете по данной теме? Что хотели бы узнать? Какие вопросы можно поставить для изучения данной темы?
Работа в тетради:
Знаю, могу рассказать | Хочу узнать, уточнить, научиться… | Сегодня на уроке я узнал… |
1.2 Обсуждение проблем, связанных с понятиями «трудовые ресурсы», «рынок труда», «экономически активное население». Работа со схемой «Состав трудовых ресурсов России и их использование».
1.3 Причины и следствия безработицы.
Поиск ответов на вопросы:
- От чего зависит география безработицы в России?
- Почему районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы?
- Зависит ли безработица от структуры хозяйства?
1.4 Дискуссия: обсуждение проблемы занятости в своем регионе, предложения по сокращению безработицы: а) в первую очередь; б) на перспективу.
1.5 Обсуждение вопроса: «Существует точка зрения, что полная занятость всего трудоспособного населения считается тормозом изменения структуры хозяйства. Так ли это? Выскажите свою точку зрения».
1.6 Рефлексия по поводу выбора будущей профессии, разрешение проблемы: «Что, на ваш взгляд лучше: жить на пособие по безработице или заниматься непрестижной работой? Где же выход?».
1.7 Задание: проведите рейтинг наиболее ценных, на ваш взгляд, профессий. Проранжируйте по значимости для вас 10 профессий. Обсудите полученные результаты. Почему результаты оказались именно такими? Каким, на ваш взгляд, должен быть выбор профессии? Какие требования предъявляются к работнику в условиях рынка? Насколько вы сами удовлетворяете этим требованиям?
1.8 Заполнение таблицы:
Качества личности, предъявляемые, на мой взгляд, к выбранной профессии | Какие мои качества будут способствовать выбранной профессии | Какие мои качества препятствуют выбранной профессии |
2.Подведение итогов:
2.1Тестовая проверка усвоения основных понятий и терминов.
2.2Заполнение графы «Сегодня на уроке я узнал…», выводы.
2.3Рефлексия: Какой из изучаемых вопросов вас особенно заинтересовал?
Что оказалось сложным при выполнении?
Самооценка своей работы.
3.Творческое домашнее задание (по выбору): написать реферат, сочинение, выполнить исследовательский проект.
Предварительный просмотр:
География 8 класс
Тема урока: Разнообразие лесов России
Цель урока: создать условия для формирования представлений о видовом составе и географии лесов России; развивать умение объяснять причины их разнообразия; продолжить формировать навыки работы с картами; развивать логическое мышление, устанавливая причинно-следственные связи; содействовать воспитанию географической и экологической культуры.
Оборудование: карты атласа (природных зон, климатическая, почвенная, растительности), интерактивная карта растительности России, медиапрезентация (слайды с изображением леса).
Тип урока: урок новых знаний
Структура урока
1.Изучение нового материала:
На фоне тихой музыки демонстрируются слайды с изображением леса, звучат стихи:
Зовет к себе в любое время года,
Для всех он – друг,
Будь млад ты или стар,
Краса и гордость Родины – России,
Родной природы драгоценный дар.
Беду и радость делит он с тобою,
Своею красотою удивит,
Поведает о времени суровом,
Одарит щедро и развеселит.
Какой бесценный дар природы является символом природы России, неотъемлемой частью нашей Малой Родины?
Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
Затрагивает ли эта тема важнейшие для людей ценности? (Россия, Родина, родной край, природа)
Касается ли эта тема каждого человека и вас лично? Почему?
Какое значение эти знания имеют в жизни?
Если предложить россиянам продолжить фразу: «Лес – это…», одинаковые ли будут ответы?
(…Это золотой сосновый бор…это сумрачная еловая тайга…это светлая березовая роща…это величественная дубрава…)
Какие вы видите противоречия в этих суждениях?
Какие вопросы, задачи вы можете себе поставить, чтобы решить эти противоречия?
Что вы уже знаете? Что хотите узнать, выяснить, уточнить…?
Что вы будете делать, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?
Как вы будете это делать? Определите план своих действий.
Работая с картами атласа и интерактивной картой, учащиеся устанавливают взаимозависимость
Географического положения зоны лесов
Особенностей климата, его изменения с запада на восток
Типов почв
Растительности
Животного мира
По результатам работы составляется опорная схема
Лесная зона
Простирается от Балтийского моря до Тихого океана
Климат умеренный с усилением континентальности с запада на восток
Увлажнение избыточное, много рек, озер, болот
Почвы подзолистые и дерново-подзолистые
Растительный покров разнообразен: тайга темнохвойная и лиственничная, смешанные и широколиственные леса
Животный мир богат
Сделайте вывод о причинах разнообразия лесов.
Минута отдыха «Дождь в лесу»
Определите роль леса в природе, объяснив экологический смысл пословиц и поговорок о лесе:
Где лес редеет, там река мелеет.
Лес рубить – урожай губить.
Одинокое дерево ветра боится.
Лес зимой – второй тулуп.
Проанализируйте факты:
Россия занимает 1 место в мире по запасам леса.
Одному человеку для дыхания требуется площадь леса в 700кв.м.
Для каждого жителя России за его жизнь вырубается роща в 300 деревьев.
Сведение лесов превышает их прирост в 18 раз.
Каждую минуту площадь леса уменьшается на 20 га.
97% лесных пожаров происходят по вине человека.
Какую вы видите проблему?
Что значит лес для человека?
Составьте схему взаимоотношений
Лес и человек
Лес – человеку Человек - лесу
Ресурсы (растительные, Положительное Отрицательное
промыслово-охотничьи…) воздействие воздействие
(примеры) (примеры)
Можно ли решить эту проблему без участия каждого человека?
Что сделали или можете сделать вы для сохранения лесных богатств?
Предложите свои пути решения этой проблемы.
Дискуссия
- Д.И.Менделеев высказал такую мысль: «Русский народ, исторически родившись среди лесов, привык смотреть на лес как на дар…не привык беречь лесов, а это грозит неисчислимыми бедствиями».
Как вы относитесь к этой точке зрения великого ученого? Свое мнение обоснуйте.
- Правда ли, что лес – это капитал, принадлежащий всем поколениям?
2.Подведение итогов:
Обратитесь к поставленным в начале урока вопросам, сделайте вывод:
Что вы узнали на уроке?
Достигли ли вы поставленной цели?
Как в этого достигли?
Какой из вопросов вызвал больший интерес?
Было ли вам трудно?
Оцените свою работу на уроке.
3. Домашнее задание:
Повторить материал по учебнику, найти дополнительный материал по теме.
Творческое задание по выбору:
- составить свод правил использования лесных ресурсов и обосновать их
Написать рассказ «Лес – бесценный дар природы»
Придумать задание по изученной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 9 классе по теме: «Национальный и религиозный состав населения России»
Цели и задачи: Познакомиться с разнообразием народов Ро...
Презентация к уроку по теме "Рынок труда и занятость населения"
Данную презентацию можно использовать как дополнение к устному рассказу учителя и схемам в учебнике 9 класса....
Разработка урока по географии 9 класса на тему:"Рынок труда и занятость населения"
Задачи: 1. Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику; 2. Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении»; 3. С...
Конспект урока по обществознанию для 9 класса по теме "Рынок труда и занятость населения"
Конспект урока по обществознанию для 9 класса по теме "Рунок труда и занятость населения"...
Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Своеобразие природы Урала".
Методическая разработка урока по географии 8 класс, автор учебник И.И.Баринов издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....
Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"
Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....
Методическая разработка урока географии 7 класс на тему: «Страны Северной Америки»
Задачи урока:1. Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках; формирование умения использовать географическую карту в своей работе.2. Развивающие:ра...