Творческий отчёт "Игра - дело серьёзное"
календарно-тематическое планирование по теме
Если вы не знаете с чего начать планировать воспитательную работу с детьми? Как оформить зал к мероприятиям? Как можно назвать тематические периоды воспитательной работы? Какова методика проведения коллективно-творческих дел (КТД)? Какие КТД, творческие конкурсы можно провести? Если вы хотите узнать много интересного и увлекательного из жизни разновозрастного детского объединения (РДО) "Надежда"? Прочитайте статью "Игра - дело серьёзное" и Вы найдёте много ответов на Ваши ответы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_-_delo_seryoznoe.docx | 46.95 КБ |
igra_-_delo_seryoznoe.docx | 46.95 КБ |
Предварительный просмотр:
632230, Новосибирская область,
Чановский район, село Блюдчанское,
улица Центральная, дом 15
МБОУ Блюдчанская СОШ
руководитель РДО «Надежда»
Матинова Нина Андреевна
Игра – дело серьёзное
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (Даль)
Воспитательная работа, тесно связанная с обучением, есть процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в производственной, культурной и общественной жизни. Этот процесс многогранный. Ему принадлежит ведущая роль в индивидуальном, нравственном, умственном и физическом развитии человека.
В современных условиях необходимо дойти до каждого ученика, создать каждому условия для развития индивидуальных особенностей и развития творчества, воспитывать ответственность и коммуникативную культуру, сформировать в каждом потребность к самовыражению. Поэтому основной воспитательной задачей, считаю реализацию личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию.
Воспитательная система школы включает в себя воспитание учащихся на уроках, классных часах, внеклассных и внешкольных мероприятиях. Отсутствие одной составляющей этой системы приводит к снижению результата всей воспитательной системы.
Основу воспитательного процесса должны составлять следующие принципы:
- воспитание строится в соответствии с потребностями ребёнка и общества в данный момент;
- давать возможность ребёнку сознательно формировать свою личность;
- давать ребёнку право на самостоятельный выбор поведения в различных ситуациях;
- создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребёнка за активную самостоятельную деятельность;
- обеспечить доверительные отношения между учителями и учениками, проявлять любовь и уважение к детям;
- обеспечить целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности ребёнка;
- ненавязчиво осуществлять воспитательный процесс, избегать сопротивления со стороны воспитанников.
От каждого организатора и классного руководителя современные условия требуют, прежде всего, личной ответственности за свою деятельность, ломки стереотипов, которые годами складывались в нашей работе; преодоления в себе определённого психологического барьера, отказа от привычных, шаблонных форм и методов, которые мешают свободно, творчески планировать и проводить внеклассные и внешкольные мероприятия, направлять все усилия на то, чтобы воспитать поколение, обладающее глубокими знаниями, идейной убеждённостью, моральной ответственностью за судьбу нашей Родины.
Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека. Развитие творческой личности школьника было и остаётся одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Важную роль в подготовке к творческому труду играет общеобразовательная школа. Именно в эти годы закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Развивается воображение и фантазия, творческое мышление. Воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать деятельность, воспитываются самостоятельность, активность, инициатива, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творческого труда на пользу людям.
Вырабатывать у детей умение трудиться творчески – первейшая задача школьного обучения и воспитания. И от того, как мы научим детей подходить к делу, будет зависеть, какими они станут в будущем: активными рационализаторами или просто пассивными созерцателями и исполнителями. Только инициативные, обладающие трудовыми навыками и знаниями, творчески мыслящие люди могут подарить стране новые модели машин, обуви, одежды и бытовых приборов.
Детский коллектив разновозрастного детского объединения (РДО) «Надежда» - это коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества и для обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя.
Как же сделать так, чтобы всемерно развивать инициативу и самостоятельность каждого ребёнка? Чтобы, когда проводятся различные вечера, викторины, КВНы, конкурсы большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями.
С первых дней сентября начинаю относиться к ребятам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе. Своим личным примером (а значит, ненавязчиво, незаметно) помогаю ребятам находить в каждом из них что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса и для окружающих его людей. Осуществлять задуманное – это значит проявлять творческую заботу о своей школе, о близких и далёких людях, о родном крае. В таком случае у детей постепенно вырабатывается привычка заботиться об окружающих, думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.
С самого начала предоставляю детям большие возможности самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно полезных делах, о коллективе, товарищах. Создаю детям условия для проявления самостоятельности и постепенно передаю в руки детей функции самоуправления. В своей работе с детьми придерживаюсь принципа: всё, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно. Участие ребят в составлении плана воспитательной работы, подборе материалов для праздников, в распределении заданий и в контроле за их выполнение имеет важное воспитательное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение порученного дела, т. е. формируется их активная жизненная позиция.
Свою воспитательную работу строю по тематическим периодам. Каждый из них посвящён теме комплексного воспитательного значения, т. е. теме, которая даёт возможность решать задачи идейного, трудового, нравственного, эстетического, военно-патриотического, экологического и спортивно-оздоровительного воспитания. Каждый период воспитательного процесса имеет свою тему:
- Здравствуй, школа!
- Золотая Осень.
- Встреча с прекрасным.
- Об этикете всерьёз и с улыбкой.
- Снежная фантазия.
- Спортландия.
- Салют, Защитникам Родины!
- Веснянка.
- Юмор и смех доступен для всех!
- Никто не забыт! Ничто не забыто!
- По лесным тропинкам!
Каждый тематический период начинается с коллективного планирования. Каждый отряд получает задание – подумать, что интересного и полезного можно сделать в этот период. После коллективного обсуждения 1-2 предложения от каждого отряда выносятся на Совет Добрых Дел. Каждое из предложений строится по плану: - Что и для кого сделаем? – Кому это принесёт радость? – Когда сделаем? – Кто будет участвовать? – Кто будет отвечать за выполнение? И т. д.
Работа над каждым тематическим периодом строю по чёткому алгоритму, который соответствует шести стадиям:
Предварительная работа организатора.
Коллективное планирование.
Коллективная подготовка.
Коллективное проведение дела.
Коллективное подведение итогов.
Последствия.
Самое важное в коллективном планировании – развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Дети учатся жить и жить с пользой и радостью.
Каждое проведённое коллективное дело обсуждается на Совете добрых дел. Что получилось хорошего и почему? Что можно сделать лучше и как? Что надо учесть на будущее? С каждым разом дети всё активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные мысли и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу, но и обсуждать её результаты, анализировать сделанное дело.
Такая методика проведения коллективных мероприятий складывалась не сразу, она результат становления коллектива и одновременно критерий его становления и возникает только тогда, когда у ребят появляется вкус к коллективному творчеству. Таков парадокс: методика коллективного творчества формируется одновременно с заинтересованностью в самом творческом процессе.
«Делу – время, потехе – час» - гласит мудрая народная поговорка. Ребята привыкли отдавать свой досуг весёлым развлечениям, увлекательным играм. Здоровый человек нуждается в деятельном отдыхе. Тем более в этом нуждается ребёнок, подросток, для которого игры – это возможность проявить свою творческую активность, свои растущие силы.
Присущая детям жажда деятельности часто находит своё выражение в игре, заменяющей ребёнку необходимый для него труд. Хорошая творческая игра требует от играющих различного рода усилий, направленных на достижение цели, т. е. на преодоление возникающих в ходе игры препятствий. Всякая игра приучает детей к согласованным действиям, к точности и своевременности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении правилам игры, без которых она перестаёт быть организованным действием, утверждается и крепнет сознательная дисциплина играющих. Наконец, в игре, чаще всего представляющей собой индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе – всё то, без чего немыслим успех. А ведь наличие всех этих условий составляет основу всякого плодотворного труда.
Подвижные игры укрепляют здоровье детей, развивают их организм. Познавательные и интеллектуальные игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают находчивость, смекалку, побуждают интерес к различным областям науки, техники, искусства.
Можно было бы упомянуть ещё о многом полезном и содержательном, что вносит творческая игра в жизнь детей, но сказанного более чем достаточно, чтобы увидеть в ней не только развлечение и забаву, заполняющие досуг школьника, но вместе с тем и одно из серьёзнейших средств педагогического воздействия на ребят.
В своём педагогическом опыте я ищу такие формы игры, которые отвечали бы следующим требованиям:
*Игра должна содействовать сплочению коллектива.
*Иметь познавательное значение.
*Активизировать общественную деятельность подростков.
*Обеспечить мыслительную активность участников игры.
*Создавать условия для творчества.
*Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей! Как можно больше действующих лиц!»
Практика показала, насколько важна в современных условиях творческая активность учителей, воспитателей и организаторов. Поиск ими наиболее совершенных приёмов и способов изучения программного материала и воспитания школьника.
Приступая к разработке мероприятия, ставлю перед собой цель: сделать воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающим для детей и взрослых. Одним из главных средств для достижения этой цели служит широкое и продуманное применение наглядности.
Например, а) каждый год проводится праздник, посвящённый Осени, хлебу, овощам. На занавесе в глубине сцены красуются русские берёзки и осинки, или огород с пугалом, или осенний плакат. А сверху разноцветными буквами написаны различные темы праздников: «Осенние посиделки», «Как у наших у ворот водим осенний хоровод», «Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!», «Хлеб – это жизнь! Он вечен как мать, как Родина!» и т. д. Участников праздника встречают ведущие в русских костюмах.
б) или на Татьянин день висит название вечера: «Как эти девушки красивы! Как наши Тани хороши!» и девиз: «Привлекательная внешность + весёлый характер+ хорошие манеры=УСПЕХУ!»
в) приглашение к участию в «Рыцарском турнире вежливости» оформляется заранее в виде очень вежливого объявления. Оформление сцены: коленопреклонённый рыцарь в доспехах, на ленте, укреплённой на острие его копья надпись «Турнир вежливости». Плакаты: «Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как ВЕЖЛИВОСТЬ!» (М. Сервантес). «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж-Ж. Руссо).
г) на вечер «Добрых приколов и сюрпризов» по залу развешаны плакаты: «Сколько стоит СМЕХ?», «Смеяться, право, не грешно!», «Сюрприз – добрые движения доброго сердца», «От серьёзного до смешного один шаг», «Лучше один цветок каждый день, чем букет роз один раз в год».
д) встреча с ветеранами труда и ВОВ «От всей души», посвящённая Победы в ВОВ. На сцене стоят берёзки. На обелиске слова: «Вечная память павшим в жестоком бою». Плакаты: «Никто не забыт! Ничто не забыто!», «Славим мир на Земле». Выставка книг «Ради жизни на Земле». Выставка детских рисунков «Сердцем прикоснулись к подвигу». Выставка репродукций художников «Бой идёт не ради славы». Стенд с фотографиями «В годы, опалённые войной».
е) «Приглашение на чаепитие». Вывеска «Чайная». На центральной стене висит большая картина, на которой изображён самовар на столе и красны девицы, пьют чай. Плакаты и высказывания: «Не толпись у дверей, проходи поскорей! Здесь вас с чаем, ребятишки, ждут баранки и коврижки!», «Чай! Как он приятен и вкусен, крепок, ароматен!», «Устал – пей чай! Жарко – пей чай! Хочешь согреться – пей чай!», «Чай пить – приятно жить!».
Всё это делается, чтобы украсить зал, чтобы повысить интерес и активность детей на мероприятиях.
Пробудить душу ребёнка, развить заложенные природой способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания – вот основные задачи, которые я определяю, заглядывая на четыре года вперёд. А чтобы воспитательная работа не ограничивалась рамками разовых мероприятий, а стала частью жизни ребят, разрабатываю целую систему мероприятий.
Например, в формировании привычек поведения менее всего помогут запреты, ограничения, выговоры и наказания. Куда продуктивнее путь стимулирования, поощрения ребёнка. Но, пожалуй, самый эффективный и действенный путь – это путь привлечения игры, серии игр, формирующих желательное поведение, разумеется, с последующим закрепление усвоенного в повседневной жизни.
Тема игр – конкурсов называется «Тропа Девяти испытаний». По этой извилистой тропе, ведущей в лесу к Поляне, в школьном коридоре к Залу «девятого испытания», шагают ребята всем отрядом, а то и поодиночке.
Цель игр-конкурсов очевидна – сформировать и закрепить привычки вежливого, доброжелательного поведения. Или закрепление привычки организованного, дисциплинированного поведения в самых разных жизненных ситуациях.
Игры-конкурсы:
*Кто Несмеяну рассмешит?
*Праздник Послушания.
*Три загадки Настасьи-Красы.
*В гости к королеве Вежливости.
*Путешествие в город Необыкновенск.
*Маскарад вредных привычек.
*Утренник «Лесная полянка «Поиграй-ка».
*Интеллектуальная игра «Умники, Знатоки и Грамотеи».
*Клуб «Джентльмен».
* «Рыцарский турнир вежливости».
* «Испытание вежливости» и т. д.
Для того чтобы обучать детей творчеству, вожатому необходимо научиться работать ТВОРЧЕСКИ САМОМУ. Подготовка к мероприятию – процесс творческий, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм обучения и воспитания.
Задания творческого характера – это задания, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся.
Темами для игр-драматизаций могут стать самые разные стороны жизни ребят. Например, для детей младшего возраста – это «Праздник чистоты и здоровья», «День Мойдодыра», «День здоровья», «Королева Чистоты против короля Грязнули». В этой игре ребята выступают, прежде всего, в роли драматургов, а затем – режиссёров и исполнителей в пьесе-импровизации, которая рождается в ходе их коллективного творчества.
Работа начинается с распределения ролей в будущей пьесе. Кто-то из вожатых станет королевой Чистоты, кто-то её советниками. Вот, скажем, советник Мыло, хранительница государственной печати Мочалка, начальник стражи капитан Паста, министр Чистых ушей, профессор санитарных наук Ноготь. Приспешники короля Грязнули – Клякса и Вакса, Жирное Пятно, сёстры Марашка и Промокашка, тайный агент Мусор с подручным шпионом Пылью.
Перед началом творческой импровизации вожатые и младшие ребята намечают лишь основные сюжетные ходы, которые обогащаются затем в ходе игрового действия. Без впечатлений, восторгов, вдохновения, без жизненного опыта - нет творчества. Играя, дети играют творчески и с вдохновением.
Часы, свободные от выполнения учебных заданий, должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от вожатого, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход его энергии, развить познавательные, творческие силы, литературные способности, расширить кругозор и сферу речевого общения. А также предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои силы.
А для того, чтобы удовлетворить интересы и желания каждого ученика я предлагаю несколько видов деятельности, где каждый ребёнок выбирает то, что ему нравится или что он умеет. Большую помощь в этом может оказать игра – постоянная и неизменная спутница детства.
Например, конкурс «А ну-ка, девушки!»:
КТД - «Забота», «У бабушки в гостях», «У постели больного», «Волонтёры в детском саду», «Испеку я жаворонка», «Оформи кухонный уголок», «Ах, картофель!», «Женские причёски», «Выпечка, варенье».
Зал моды - «Кружок кройки и шитья», «Мода и мы», «Как быть всегда красивой?», «Разбираетесь ли вы в косметике?»
Конкурс Знатоков «Что? Где? Когда?» - вопросы по шитью, кулинарии, культуре поведения.
Интермедия «Неудобно»
Конкурсы: «Золушка», «Ах, этот бабушкин передник», «Сказки бабушки Арины», «Заплети мне косичку», «Уголок хозяюшки».
Конкурс «А ну-ка, парни!»:
*КТД – «Мастерок», «Весёлый рыболов», «Помоги сестрёнке»
*Конкурсы – «Хозяйские способности», «Спокойной ночи малыши», «С корабля на бал», «Серенада для любимой», «Весёлый тир».
Творческий конкурс «Ромашка». Само время подсказывает новые идеи, замыслы. Приступая к разработке этого конкурса, я хотела придумать не только что-то интересное, занимательное, хотелось, чтобы сочетались умения, творчество, современность с теми знаниями, которые ребята приобрели за время учёбы. Все задания, входившие в подготовку к конкурсу, побуждали ребят обращаться к учебникам, журналам, книгам, словарям, а это в свою очередь, расширяло кругозор, способствовало формированию организаторским способностям. Элементы творчества, фантазии, новизны прослеживались буквально в каждом выполненном задании.
Придумать рекламу объявления о продаже, обмене или сдаче в аренду любого немыслимого предмета.
Придумать новые названия месяцев (например, август - щедрик т.к. щедр своими дарами).
Придумать таблички, которые не запрещали, а наоборот, побуждали.
Сделать дружеский шарж на певца.
Сочинить частушки, которые начинаются со слов «Если бы нам …», «Вот бы нам …». Или на темы «Шприцы», «Снежки», «Жвачка» и т. д.
Или конкурс «Состязаются ум и смекалка»:
Конкурс этикета.
Операция ПНД (подарок нашим друзьям).
Конкурс на лучший рассказ, все слова которого начинаются на одну букву.
Аукцион. Придумать новое название урокам: музыки, математики, физкультуры, русского языка и импровизировать их.
Весёлый рассказ их названий кинофильмов.
В самой обычной общеобразовательной школе есть много детей, обладающих оригинальными способностями к самым различным видам деятельности, и что в принципе эти способности можно развить до сравнительно высокого уровня. Помочь детям «найти себя» моя главная задача. Нахожу такие формы внеклассной работы, которые позволяли каждому ребёнку «попробовать себя» в различных видах деятельности, начиная с самого младшего возраста, со строгим учётом этих «проб», т. е. организовать работу так, чтобы это было для каждого интересно, серьёзно и могло активно повлиять на выбор деятельности после окончания школы. А чтобы развитие задатков шло более активно, я предлагаю и такие конкурсы:
*Танцую вместе с нами, *Самый меткий, *Конструктор, *В современных ритмах, *Поэма о бабушке, *Выпечка, *Поэтесса, *Ах причёска красота, ведь с тобой я хороша! *Красавец – 2010, * Ох и рукодельница она, ох и заботливая, *Астрологический прогноз, *Мой кумир.
Цель этих конкурсов: формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Внеклассная работа – дело сложное, но вместе с тем УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ! Где же ещё можно реализовать свои режиссёрские, хореографические, музыкальные способности, как не в таких конкурсах.
Творчество - это загадка, которую художник задает сам себе. (Станислав Лец)
Богат и разнообразен мир окружающей нас природы. Сколько неповторимых оттенков красок, рисунков и причудливых форм, созданных волшебницей – природой в растительном мире!
Осень! Сколько дивного можно увидеть вокруг! Сколько причудливого природного материала подарит она! Труд с использованием природного материала – один из путей формирования творческого мышления детей. Шишку, желудь, скорлупу ореха, веточку, колючки, листочки, фрукты, овощи с пришкольного участка можно превратить в какое-то существо и воплотить мечту свою, свою мысль.
Лучшей формой привлечения детей к этой творческой деятельности становятся: праздник Осени, КТД «Неугомонные», праздник «Мимозы», День открытых дверей в школе.
Сколько сказочных героев здесь можно увидеть! Три поросёнка - из кабачков, гномики – из желудей, а сова, страус и ёжик сделаны из шишек. А вот изящная балерина, около неё смешной чёртик, рядом змей-горыныч. Все они сделаны из веточек, сучков, коряг и корней. Дети с родителями и учителями сумели разглядеть в путанице зарослей деревьев и кустарников эти причудливые веточки, сучки, корни приложить свои руки, чтобы сделать красивые фигурки и сказочных героев.
Цель этих праздников: развитие творческого воображения детей, привитие художественного чутья к природному материалу и его использованию в творческих целях.
Народные произведения с их щедрой фантазией и поэтическим видением мира близки и понятливы детям. Выставки детских работ, конкурсы: «Шедевры русской живописи», «Фантазия и мастерство», «Хозяюшка», КТД «Золотые руки» и коллективное их обсуждение повышает активность, интерес и творческую активность учащихся.
Например, вечер «Как наши девушки красивы! Как наши Тани хороши!». В конкурсе «Полна комната …подушек-думочек». Сколько симпатичных и разнообразных подушечек-думочек смастерили наши Танюши! Если вы думаете, что подушечки нужны лишь для того, чтобы на них спать, то вы глубоко ошибаетесь. На них удобно сидеть, думать, ими можно украсить комнату.
Уголок Красоты был создан на основе работ юных мастеров: поделок из природного материала, букетов, вышивок, плетения, лепки из пластилина.
Изобразительная деятельность по воображению, по памяти, по наблюдению. Этот вид деятельности развивает образное восприятие жизни, зрительную память, фантазию; формирует мировоззрение детей, способности окликаться на события окружающей действительности; помогает увидеть необычное в обычном, выделить характерное, уникальное.
В самостоятельной работе, в замыслах детям предоставляется полный простор их фантазии и инициативе, их творчеству.
Самые интересные рисунки собраны в папку с надписью «Наш Эрмитаж». Ребятам очень нравится устраивать вернисажи на самые разные темы:
«Сказочная птица» и детское творчество. Мир сказок, который так любим детьми школьного возраста, оказывает большое влияние на рост творчества, развитие фантазии. Дети могут часами рисовать сказочных принцесс и богатырей. А если не хватает умений, навыков восполняют тем, что общаются с героями: разговаривают с ними, спорят, поют, импровизируют и в процессе общения вносят поправки.
«Мульти-пульти – чудная страна!»
«Встреча с героями сказок»
«Хороши зимние каникулы!»
«Мы за мир!»
«Парад военной техники»
«Сердцем прикоснулись к подвигу»
«Весенний и осенний лес»
«Улыбки художников «Родители и дети»
«Поздравление для мам»
«Ах, реклама, хороша!»
Создание прекрасного – это творческий праздник для ребёнка, творческое вдохновение его души, реализация его мысли. А задача учителей, вожатого – помочь детям закрепить естественную потребность трудиться, трудиться увлечённо, со вкусом. Простор для творчества дают такие конкурсы:
*Состязаются ум и смекалка
*Конкурс «живых картин» (мимически изобразить известные картины: Три всадника, Охотники на привале, Опять двойка, Три медведя, Алёнушка, Гуси-лебеди).
* Как много девушек хороших,
*Картинная галерея мировых шедевров,
*Без красок и кисти,
*Аты-баты, шли солдаты (по музеям и выставочным залам).
Развивать физические данные детей, стремиться к регулярным занятиям физической культуры и спортом, давать им доступные знания о своём организме, умение заботиться об укреплении здоровья – насущное требование к педагогу, вожатому, ко всем, кто занимается воспитательной работой с детьми.
В моей практике родилось немало игровых форм, способствующих решению этих задач. Это «Зарничка» для малышей и «Зарница» для старших ребят, «Парад войск», «Праздники здоровья», «Спартакиада» и «Путешествие в Спортландию», «Конкурс три «С» - сила, смелость, сноровка», утренник «Лесная полянка «Поиграй-ка», «Ты – турист, да я – турист, вместе мы туристы», «Путешествие по лесным тропинкам», «Осенний лабиринт», «Королевская охота», «Взятие крепости» и «Восхождение на Альпы» и т.д.
Соблюдение секретности – одно из важных условий этого праздника, который должен превратиться в сюрприз. Детям свойственно чувство юмора. А мы должны способствовать чувству радости утру, солнцу, снегу, первой травке и первому снегу, доброй улыбке и хорошему делу.
Каждый год 1 апреля я провожу «День юмора», «День дураков», «Вечер добрых приколов и сюрпризов», «Мини-шоу для тех, у кого есть чувство юмора».
Цель этих праздников: - развивать художественное творчество в дружеском шарже, - уметь рассказывать шутки и анекдоты, инсценировать заданные ситуации, - учить детей понимать юмор, пользоваться смехом и иронией.
Широкое поле для творчества открыл праздник «День добрых сюрпризов», который продолжался целый день. Сколько выдумки проявили ребята, готовясь к этому первоапрельскому празднику.
В современных условиях назрела необходимость пересмотра всех видов деятельности учащихся с позиции насыщения их творческими моментами – внесение нового, творческого содержания в трудовую, познавательную, художественно-эстетическую, экологическую, классно-обобщающую работу с детьми.
Практика современной школы богата разнообразием ярких форм коллективной деятельности. Эти формы не нуждаются в длительной подготовке, они в основе своей гуманистичны и по своей организации очень просты.
Ключевая идея новой педагогической складывающей концепции – воспитанник как развивающаяся личность, способная стать стратегом собственной жизни, подымающийся к возмужанию, взрослению. «Возмужание – это, прежде всего переход к самостоятельному мышлению», - писал Д.И.Писарев. «Человек разумный», «Человек моральный», «Человек творчества» - вот три кардинальные характеристики современного ребёнка.
Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колоссальной силой влияния.
Многое ещё можно рассказать о нашей интересной и увлекательной жизни в РДО «Надежда». О встречах на Ярмарке чудес и игре «Извилистая тропа испытаний», об участии в конкурсах, акциях и проектах, об интеллектуальных играх и развлекательно-познавательных вечерах отдыха «Молодецкие забавы», «Чудесная власть гармонии и ритма», «Да здравствует вальс!», о путешествиях в космос и мир сказок «Сказки Пушкина перебирая», о трудовых делах и операциях, о ежегодных встречах с ветеранами труда и ВОВ, о патриотических месячниках и месячник « Наркотикам – НЕТ! Мы за здоровый образ жизни!».
Конечно, всё это далось не сразу и не так легко, как хотелось бы. Но зато особенно заметно, как изменились дети, насколько они стали добрее и внимательнее друг к другу и к окружающим их людям, с какой радостью бегут они в школу, где у них такая интересная жизнь, как хотят они сделать свою жизнь ещё интересней и полезней.
Все перечисленные игры свидетельствуют о том, что «Игра – дело серьёзное» стала сегодня игрой поистине уникального комплексного характера, органически соединяя в себе многообразие содержания, форм, длительности составляющих её творческих игр. Вот почему ей по силам столь активным образом участвовать в решении целого комплекса серьёзных воспитательных задач.
Завершая этот далеко не полный перечень коллективных творческих игр, входящих в систему игр «Игра – дело серьёзное», стоит сказать, что классификация их никогда не будет полной, всеохватывающей, поскольку массовый опыт тысяч и тысяч педагогов рождает всё новые и новые игровые сюжеты, сюжеты, которые постоянно пополняющие наше общее методическое богатство.
В развитии творчества у детей заложены большие и подчас не раскрытые ещё возможности. Совершенствование этого процесса – почётная и важная задача педагогов.
Всегда оставаться неудовлетворенным: в этом суть творчества.
(Ж. Ренар)
Предварительный просмотр:
632230, Новосибирская область,
Чановский район, село Блюдчанское,
улица Центральная, дом 15
МБОУ Блюдчанская СОШ
руководитель РДО «Надежда»
Матинова Нина Андреевна
Игра – дело серьёзное
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (Даль)
Воспитательная работа, тесно связанная с обучением, есть процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в производственной, культурной и общественной жизни. Этот процесс многогранный. Ему принадлежит ведущая роль в индивидуальном, нравственном, умственном и физическом развитии человека.
В современных условиях необходимо дойти до каждого ученика, создать каждому условия для развития индивидуальных особенностей и развития творчества, воспитывать ответственность и коммуникативную культуру, сформировать в каждом потребность к самовыражению. Поэтому основной воспитательной задачей, считаю реализацию личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию.
Воспитательная система школы включает в себя воспитание учащихся на уроках, классных часах, внеклассных и внешкольных мероприятиях. Отсутствие одной составляющей этой системы приводит к снижению результата всей воспитательной системы.
Основу воспитательного процесса должны составлять следующие принципы:
- воспитание строится в соответствии с потребностями ребёнка и общества в данный момент;
- давать возможность ребёнку сознательно формировать свою личность;
- давать ребёнку право на самостоятельный выбор поведения в различных ситуациях;
- создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребёнка за активную самостоятельную деятельность;
- обеспечить доверительные отношения между учителями и учениками, проявлять любовь и уважение к детям;
- обеспечить целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности ребёнка;
- ненавязчиво осуществлять воспитательный процесс, избегать сопротивления со стороны воспитанников.
От каждого организатора и классного руководителя современные условия требуют, прежде всего, личной ответственности за свою деятельность, ломки стереотипов, которые годами складывались в нашей работе; преодоления в себе определённого психологического барьера, отказа от привычных, шаблонных форм и методов, которые мешают свободно, творчески планировать и проводить внеклассные и внешкольные мероприятия, направлять все усилия на то, чтобы воспитать поколение, обладающее глубокими знаниями, идейной убеждённостью, моральной ответственностью за судьбу нашей Родины.
Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека. Развитие творческой личности школьника было и остаётся одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Важную роль в подготовке к творческому труду играет общеобразовательная школа. Именно в эти годы закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Развивается воображение и фантазия, творческое мышление. Воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать деятельность, воспитываются самостоятельность, активность, инициатива, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творческого труда на пользу людям.
Вырабатывать у детей умение трудиться творчески – первейшая задача школьного обучения и воспитания. И от того, как мы научим детей подходить к делу, будет зависеть, какими они станут в будущем: активными рационализаторами или просто пассивными созерцателями и исполнителями. Только инициативные, обладающие трудовыми навыками и знаниями, творчески мыслящие люди могут подарить стране новые модели машин, обуви, одежды и бытовых приборов.
Детский коллектив разновозрастного детского объединения (РДО) «Надежда» - это коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества и для обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя.
Как же сделать так, чтобы всемерно развивать инициативу и самостоятельность каждого ребёнка? Чтобы, когда проводятся различные вечера, викторины, КВНы, конкурсы большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями.
С первых дней сентября начинаю относиться к ребятам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе. Своим личным примером (а значит, ненавязчиво, незаметно) помогаю ребятам находить в каждом из них что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса и для окружающих его людей. Осуществлять задуманное – это значит проявлять творческую заботу о своей школе, о близких и далёких людях, о родном крае. В таком случае у детей постепенно вырабатывается привычка заботиться об окружающих, думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.
С самого начала предоставляю детям большие возможности самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно полезных делах, о коллективе, товарищах. Создаю детям условия для проявления самостоятельности и постепенно передаю в руки детей функции самоуправления. В своей работе с детьми придерживаюсь принципа: всё, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно. Участие ребят в составлении плана воспитательной работы, подборе материалов для праздников, в распределении заданий и в контроле за их выполнение имеет важное воспитательное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение порученного дела, т. е. формируется их активная жизненная позиция.
Свою воспитательную работу строю по тематическим периодам. Каждый из них посвящён теме комплексного воспитательного значения, т. е. теме, которая даёт возможность решать задачи идейного, трудового, нравственного, эстетического, военно-патриотического, экологического и спортивно-оздоровительного воспитания. Каждый период воспитательного процесса имеет свою тему:
- Здравствуй, школа!
- Золотая Осень.
- Встреча с прекрасным.
- Об этикете всерьёз и с улыбкой.
- Снежная фантазия.
- Спортландия.
- Салют, Защитникам Родины!
- Веснянка.
- Юмор и смех доступен для всех!
- Никто не забыт! Ничто не забыто!
- По лесным тропинкам!
Каждый тематический период начинается с коллективного планирования. Каждый отряд получает задание – подумать, что интересного и полезного можно сделать в этот период. После коллективного обсуждения 1-2 предложения от каждого отряда выносятся на Совет Добрых Дел. Каждое из предложений строится по плану: - Что и для кого сделаем? – Кому это принесёт радость? – Когда сделаем? – Кто будет участвовать? – Кто будет отвечать за выполнение? И т. д.
Работа над каждым тематическим периодом строю по чёткому алгоритму, который соответствует шести стадиям:
Предварительная работа организатора.
Коллективное планирование.
Коллективная подготовка.
Коллективное проведение дела.
Коллективное подведение итогов.
Последствия.
Самое важное в коллективном планировании – развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Дети учатся жить и жить с пользой и радостью.
Каждое проведённое коллективное дело обсуждается на Совете добрых дел. Что получилось хорошего и почему? Что можно сделать лучше и как? Что надо учесть на будущее? С каждым разом дети всё активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные мысли и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу, но и обсуждать её результаты, анализировать сделанное дело.
Такая методика проведения коллективных мероприятий складывалась не сразу, она результат становления коллектива и одновременно критерий его становления и возникает только тогда, когда у ребят появляется вкус к коллективному творчеству. Таков парадокс: методика коллективного творчества формируется одновременно с заинтересованностью в самом творческом процессе.
«Делу – время, потехе – час» - гласит мудрая народная поговорка. Ребята привыкли отдавать свой досуг весёлым развлечениям, увлекательным играм. Здоровый человек нуждается в деятельном отдыхе. Тем более в этом нуждается ребёнок, подросток, для которого игры – это возможность проявить свою творческую активность, свои растущие силы.
Присущая детям жажда деятельности часто находит своё выражение в игре, заменяющей ребёнку необходимый для него труд. Хорошая творческая игра требует от играющих различного рода усилий, направленных на достижение цели, т. е. на преодоление возникающих в ходе игры препятствий. Всякая игра приучает детей к согласованным действиям, к точности и своевременности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении правилам игры, без которых она перестаёт быть организованным действием, утверждается и крепнет сознательная дисциплина играющих. Наконец, в игре, чаще всего представляющей собой индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе – всё то, без чего немыслим успех. А ведь наличие всех этих условий составляет основу всякого плодотворного труда.
Подвижные игры укрепляют здоровье детей, развивают их организм. Познавательные и интеллектуальные игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают находчивость, смекалку, побуждают интерес к различным областям науки, техники, искусства.
Можно было бы упомянуть ещё о многом полезном и содержательном, что вносит творческая игра в жизнь детей, но сказанного более чем достаточно, чтобы увидеть в ней не только развлечение и забаву, заполняющие досуг школьника, но вместе с тем и одно из серьёзнейших средств педагогического воздействия на ребят.
В своём педагогическом опыте я ищу такие формы игры, которые отвечали бы следующим требованиям:
*Игра должна содействовать сплочению коллектива.
*Иметь познавательное значение.
*Активизировать общественную деятельность подростков.
*Обеспечить мыслительную активность участников игры.
*Создавать условия для творчества.
*Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей! Как можно больше действующих лиц!»
Практика показала, насколько важна в современных условиях творческая активность учителей, воспитателей и организаторов. Поиск ими наиболее совершенных приёмов и способов изучения программного материала и воспитания школьника.
Приступая к разработке мероприятия, ставлю перед собой цель: сделать воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающим для детей и взрослых. Одним из главных средств для достижения этой цели служит широкое и продуманное применение наглядности.
Например, а) каждый год проводится праздник, посвящённый Осени, хлебу, овощам. На занавесе в глубине сцены красуются русские берёзки и осинки, или огород с пугалом, или осенний плакат. А сверху разноцветными буквами написаны различные темы праздников: «Осенние посиделки», «Как у наших у ворот водим осенний хоровод», «Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!», «Хлеб – это жизнь! Он вечен как мать, как Родина!» и т. д. Участников праздника встречают ведущие в русских костюмах.
б) или на Татьянин день висит название вечера: «Как эти девушки красивы! Как наши Тани хороши!» и девиз: «Привлекательная внешность + весёлый характер+ хорошие манеры=УСПЕХУ!»
в) приглашение к участию в «Рыцарском турнире вежливости» оформляется заранее в виде очень вежливого объявления. Оформление сцены: коленопреклонённый рыцарь в доспехах, на ленте, укреплённой на острие его копья надпись «Турнир вежливости». Плакаты: «Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как ВЕЖЛИВОСТЬ!» (М. Сервантес). «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж-Ж. Руссо).
г) на вечер «Добрых приколов и сюрпризов» по залу развешаны плакаты: «Сколько стоит СМЕХ?», «Смеяться, право, не грешно!», «Сюрприз – добрые движения доброго сердца», «От серьёзного до смешного один шаг», «Лучше один цветок каждый день, чем букет роз один раз в год».
д) встреча с ветеранами труда и ВОВ «От всей души», посвящённая Победы в ВОВ. На сцене стоят берёзки. На обелиске слова: «Вечная память павшим в жестоком бою». Плакаты: «Никто не забыт! Ничто не забыто!», «Славим мир на Земле». Выставка книг «Ради жизни на Земле». Выставка детских рисунков «Сердцем прикоснулись к подвигу». Выставка репродукций художников «Бой идёт не ради славы». Стенд с фотографиями «В годы, опалённые войной».
е) «Приглашение на чаепитие». Вывеска «Чайная». На центральной стене висит большая картина, на которой изображён самовар на столе и красны девицы, пьют чай. Плакаты и высказывания: «Не толпись у дверей, проходи поскорей! Здесь вас с чаем, ребятишки, ждут баранки и коврижки!», «Чай! Как он приятен и вкусен, крепок, ароматен!», «Устал – пей чай! Жарко – пей чай! Хочешь согреться – пей чай!», «Чай пить – приятно жить!».
Всё это делается, чтобы украсить зал, чтобы повысить интерес и активность детей на мероприятиях.
Пробудить душу ребёнка, развить заложенные природой способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания – вот основные задачи, которые я определяю, заглядывая на четыре года вперёд. А чтобы воспитательная работа не ограничивалась рамками разовых мероприятий, а стала частью жизни ребят, разрабатываю целую систему мероприятий.
Например, в формировании привычек поведения менее всего помогут запреты, ограничения, выговоры и наказания. Куда продуктивнее путь стимулирования, поощрения ребёнка. Но, пожалуй, самый эффективный и действенный путь – это путь привлечения игры, серии игр, формирующих желательное поведение, разумеется, с последующим закрепление усвоенного в повседневной жизни.
Тема игр – конкурсов называется «Тропа Девяти испытаний». По этой извилистой тропе, ведущей в лесу к Поляне, в школьном коридоре к Залу «девятого испытания», шагают ребята всем отрядом, а то и поодиночке.
Цель игр-конкурсов очевидна – сформировать и закрепить привычки вежливого, доброжелательного поведения. Или закрепление привычки организованного, дисциплинированного поведения в самых разных жизненных ситуациях.
Игры-конкурсы:
*Кто Несмеяну рассмешит?
*Праздник Послушания.
*Три загадки Настасьи-Красы.
*В гости к королеве Вежливости.
*Путешествие в город Необыкновенск.
*Маскарад вредных привычек.
*Утренник «Лесная полянка «Поиграй-ка».
*Интеллектуальная игра «Умники, Знатоки и Грамотеи».
*Клуб «Джентльмен».
* «Рыцарский турнир вежливости».
* «Испытание вежливости» и т. д.
Для того чтобы обучать детей творчеству, вожатому необходимо научиться работать ТВОРЧЕСКИ САМОМУ. Подготовка к мероприятию – процесс творческий, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм обучения и воспитания.
Задания творческого характера – это задания, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся.
Темами для игр-драматизаций могут стать самые разные стороны жизни ребят. Например, для детей младшего возраста – это «Праздник чистоты и здоровья», «День Мойдодыра», «День здоровья», «Королева Чистоты против короля Грязнули». В этой игре ребята выступают, прежде всего, в роли драматургов, а затем – режиссёров и исполнителей в пьесе-импровизации, которая рождается в ходе их коллективного творчества.
Работа начинается с распределения ролей в будущей пьесе. Кто-то из вожатых станет королевой Чистоты, кто-то её советниками. Вот, скажем, советник Мыло, хранительница государственной печати Мочалка, начальник стражи капитан Паста, министр Чистых ушей, профессор санитарных наук Ноготь. Приспешники короля Грязнули – Клякса и Вакса, Жирное Пятно, сёстры Марашка и Промокашка, тайный агент Мусор с подручным шпионом Пылью.
Перед началом творческой импровизации вожатые и младшие ребята намечают лишь основные сюжетные ходы, которые обогащаются затем в ходе игрового действия. Без впечатлений, восторгов, вдохновения, без жизненного опыта - нет творчества. Играя, дети играют творчески и с вдохновением.
Часы, свободные от выполнения учебных заданий, должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от вожатого, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход его энергии, развить познавательные, творческие силы, литературные способности, расширить кругозор и сферу речевого общения. А также предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои силы.
А для того, чтобы удовлетворить интересы и желания каждого ученика я предлагаю несколько видов деятельности, где каждый ребёнок выбирает то, что ему нравится или что он умеет. Большую помощь в этом может оказать игра – постоянная и неизменная спутница детства.
Например, конкурс «А ну-ка, девушки!»:
КТД - «Забота», «У бабушки в гостях», «У постели больного», «Волонтёры в детском саду», «Испеку я жаворонка», «Оформи кухонный уголок», «Ах, картофель!», «Женские причёски», «Выпечка, варенье».
Зал моды - «Кружок кройки и шитья», «Мода и мы», «Как быть всегда красивой?», «Разбираетесь ли вы в косметике?»
Конкурс Знатоков «Что? Где? Когда?» - вопросы по шитью, кулинарии, культуре поведения.
Интермедия «Неудобно»
Конкурсы: «Золушка», «Ах, этот бабушкин передник», «Сказки бабушки Арины», «Заплети мне косичку», «Уголок хозяюшки».
Конкурс «А ну-ка, парни!»:
*КТД – «Мастерок», «Весёлый рыболов», «Помоги сестрёнке»
*Конкурсы – «Хозяйские способности», «Спокойной ночи малыши», «С корабля на бал», «Серенада для любимой», «Весёлый тир».
Творческий конкурс «Ромашка». Само время подсказывает новые идеи, замыслы. Приступая к разработке этого конкурса, я хотела придумать не только что-то интересное, занимательное, хотелось, чтобы сочетались умения, творчество, современность с теми знаниями, которые ребята приобрели за время учёбы. Все задания, входившие в подготовку к конкурсу, побуждали ребят обращаться к учебникам, журналам, книгам, словарям, а это в свою очередь, расширяло кругозор, способствовало формированию организаторским способностям. Элементы творчества, фантазии, новизны прослеживались буквально в каждом выполненном задании.
Придумать рекламу объявления о продаже, обмене или сдаче в аренду любого немыслимого предмета.
Придумать новые названия месяцев (например, август - щедрик т.к. щедр своими дарами).
Придумать таблички, которые не запрещали, а наоборот, побуждали.
Сделать дружеский шарж на певца.
Сочинить частушки, которые начинаются со слов «Если бы нам …», «Вот бы нам …». Или на темы «Шприцы», «Снежки», «Жвачка» и т. д.
Или конкурс «Состязаются ум и смекалка»:
Конкурс этикета.
Операция ПНД (подарок нашим друзьям).
Конкурс на лучший рассказ, все слова которого начинаются на одну букву.
Аукцион. Придумать новое название урокам: музыки, математики, физкультуры, русского языка и импровизировать их.
Весёлый рассказ их названий кинофильмов.
В самой обычной общеобразовательной школе есть много детей, обладающих оригинальными способностями к самым различным видам деятельности, и что в принципе эти способности можно развить до сравнительно высокого уровня. Помочь детям «найти себя» моя главная задача. Нахожу такие формы внеклассной работы, которые позволяли каждому ребёнку «попробовать себя» в различных видах деятельности, начиная с самого младшего возраста, со строгим учётом этих «проб», т. е. организовать работу так, чтобы это было для каждого интересно, серьёзно и могло активно повлиять на выбор деятельности после окончания школы. А чтобы развитие задатков шло более активно, я предлагаю и такие конкурсы:
*Танцую вместе с нами, *Самый меткий, *Конструктор, *В современных ритмах, *Поэма о бабушке, *Выпечка, *Поэтесса, *Ах причёска красота, ведь с тобой я хороша! *Красавец – 2010, * Ох и рукодельница она, ох и заботливая, *Астрологический прогноз, *Мой кумир.
Цель этих конкурсов: формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Внеклассная работа – дело сложное, но вместе с тем УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ! Где же ещё можно реализовать свои режиссёрские, хореографические, музыкальные способности, как не в таких конкурсах.
Творчество - это загадка, которую художник задает сам себе. (Станислав Лец)
Богат и разнообразен мир окружающей нас природы. Сколько неповторимых оттенков красок, рисунков и причудливых форм, созданных волшебницей – природой в растительном мире!
Осень! Сколько дивного можно увидеть вокруг! Сколько причудливого природного материала подарит она! Труд с использованием природного материала – один из путей формирования творческого мышления детей. Шишку, желудь, скорлупу ореха, веточку, колючки, листочки, фрукты, овощи с пришкольного участка можно превратить в какое-то существо и воплотить мечту свою, свою мысль.
Лучшей формой привлечения детей к этой творческой деятельности становятся: праздник Осени, КТД «Неугомонные», праздник «Мимозы», День открытых дверей в школе.
Сколько сказочных героев здесь можно увидеть! Три поросёнка - из кабачков, гномики – из желудей, а сова, страус и ёжик сделаны из шишек. А вот изящная балерина, около неё смешной чёртик, рядом змей-горыныч. Все они сделаны из веточек, сучков, коряг и корней. Дети с родителями и учителями сумели разглядеть в путанице зарослей деревьев и кустарников эти причудливые веточки, сучки, корни приложить свои руки, чтобы сделать красивые фигурки и сказочных героев.
Цель этих праздников: развитие творческого воображения детей, привитие художественного чутья к природному материалу и его использованию в творческих целях.
Народные произведения с их щедрой фантазией и поэтическим видением мира близки и понятливы детям. Выставки детских работ, конкурсы: «Шедевры русской живописи», «Фантазия и мастерство», «Хозяюшка», КТД «Золотые руки» и коллективное их обсуждение повышает активность, интерес и творческую активность учащихся.
Например, вечер «Как наши девушки красивы! Как наши Тани хороши!». В конкурсе «Полна комната …подушек-думочек». Сколько симпатичных и разнообразных подушечек-думочек смастерили наши Танюши! Если вы думаете, что подушечки нужны лишь для того, чтобы на них спать, то вы глубоко ошибаетесь. На них удобно сидеть, думать, ими можно украсить комнату.
Уголок Красоты был создан на основе работ юных мастеров: поделок из природного материала, букетов, вышивок, плетения, лепки из пластилина.
Изобразительная деятельность по воображению, по памяти, по наблюдению. Этот вид деятельности развивает образное восприятие жизни, зрительную память, фантазию; формирует мировоззрение детей, способности окликаться на события окружающей действительности; помогает увидеть необычное в обычном, выделить характерное, уникальное.
В самостоятельной работе, в замыслах детям предоставляется полный простор их фантазии и инициативе, их творчеству.
Самые интересные рисунки собраны в папку с надписью «Наш Эрмитаж». Ребятам очень нравится устраивать вернисажи на самые разные темы:
«Сказочная птица» и детское творчество. Мир сказок, который так любим детьми школьного возраста, оказывает большое влияние на рост творчества, развитие фантазии. Дети могут часами рисовать сказочных принцесс и богатырей. А если не хватает умений, навыков восполняют тем, что общаются с героями: разговаривают с ними, спорят, поют, импровизируют и в процессе общения вносят поправки.
«Мульти-пульти – чудная страна!»
«Встреча с героями сказок»
«Хороши зимние каникулы!»
«Мы за мир!»
«Парад военной техники»
«Сердцем прикоснулись к подвигу»
«Весенний и осенний лес»
«Улыбки художников «Родители и дети»
«Поздравление для мам»
«Ах, реклама, хороша!»
Создание прекрасного – это творческий праздник для ребёнка, творческое вдохновение его души, реализация его мысли. А задача учителей, вожатого – помочь детям закрепить естественную потребность трудиться, трудиться увлечённо, со вкусом. Простор для творчества дают такие конкурсы:
*Состязаются ум и смекалка
*Конкурс «живых картин» (мимически изобразить известные картины: Три всадника, Охотники на привале, Опять двойка, Три медведя, Алёнушка, Гуси-лебеди).
* Как много девушек хороших,
*Картинная галерея мировых шедевров,
*Без красок и кисти,
*Аты-баты, шли солдаты (по музеям и выставочным залам).
Развивать физические данные детей, стремиться к регулярным занятиям физической культуры и спортом, давать им доступные знания о своём организме, умение заботиться об укреплении здоровья – насущное требование к педагогу, вожатому, ко всем, кто занимается воспитательной работой с детьми.
В моей практике родилось немало игровых форм, способствующих решению этих задач. Это «Зарничка» для малышей и «Зарница» для старших ребят, «Парад войск», «Праздники здоровья», «Спартакиада» и «Путешествие в Спортландию», «Конкурс три «С» - сила, смелость, сноровка», утренник «Лесная полянка «Поиграй-ка», «Ты – турист, да я – турист, вместе мы туристы», «Путешествие по лесным тропинкам», «Осенний лабиринт», «Королевская охота», «Взятие крепости» и «Восхождение на Альпы» и т.д.
Соблюдение секретности – одно из важных условий этого праздника, который должен превратиться в сюрприз. Детям свойственно чувство юмора. А мы должны способствовать чувству радости утру, солнцу, снегу, первой травке и первому снегу, доброй улыбке и хорошему делу.
Каждый год 1 апреля я провожу «День юмора», «День дураков», «Вечер добрых приколов и сюрпризов», «Мини-шоу для тех, у кого есть чувство юмора».
Цель этих праздников: - развивать художественное творчество в дружеском шарже, - уметь рассказывать шутки и анекдоты, инсценировать заданные ситуации, - учить детей понимать юмор, пользоваться смехом и иронией.
Широкое поле для творчества открыл праздник «День добрых сюрпризов», который продолжался целый день. Сколько выдумки проявили ребята, готовясь к этому первоапрельскому празднику.
В современных условиях назрела необходимость пересмотра всех видов деятельности учащихся с позиции насыщения их творческими моментами – внесение нового, творческого содержания в трудовую, познавательную, художественно-эстетическую, экологическую, классно-обобщающую работу с детьми.
Практика современной школы богата разнообразием ярких форм коллективной деятельности. Эти формы не нуждаются в длительной подготовке, они в основе своей гуманистичны и по своей организации очень просты.
Ключевая идея новой педагогической складывающей концепции – воспитанник как развивающаяся личность, способная стать стратегом собственной жизни, подымающийся к возмужанию, взрослению. «Возмужание – это, прежде всего переход к самостоятельному мышлению», - писал Д.И.Писарев. «Человек разумный», «Человек моральный», «Человек творчества» - вот три кардинальные характеристики современного ребёнка.
Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колоссальной силой влияния.
Многое ещё можно рассказать о нашей интересной и увлекательной жизни в РДО «Надежда». О встречах на Ярмарке чудес и игре «Извилистая тропа испытаний», об участии в конкурсах, акциях и проектах, об интеллектуальных играх и развлекательно-познавательных вечерах отдыха «Молодецкие забавы», «Чудесная власть гармонии и ритма», «Да здравствует вальс!», о путешествиях в космос и мир сказок «Сказки Пушкина перебирая», о трудовых делах и операциях, о ежегодных встречах с ветеранами труда и ВОВ, о патриотических месячниках и месячник « Наркотикам – НЕТ! Мы за здоровый образ жизни!».
Конечно, всё это далось не сразу и не так легко, как хотелось бы. Но зато особенно заметно, как изменились дети, насколько они стали добрее и внимательнее друг к другу и к окружающим их людям, с какой радостью бегут они в школу, где у них такая интересная жизнь, как хотят они сделать свою жизнь ещё интересней и полезней.
Все перечисленные игры свидетельствуют о том, что «Игра – дело серьёзное» стала сегодня игрой поистине уникального комплексного характера, органически соединяя в себе многообразие содержания, форм, длительности составляющих её творческих игр. Вот почему ей по силам столь активным образом участвовать в решении целого комплекса серьёзных воспитательных задач.
Завершая этот далеко не полный перечень коллективных творческих игр, входящих в систему игр «Игра – дело серьёзное», стоит сказать, что классификация их никогда не будет полной, всеохватывающей, поскольку массовый опыт тысяч и тысяч педагогов рождает всё новые и новые игровые сюжеты, сюжеты, которые постоянно пополняющие наше общее методическое богатство.
В развитии творчества у детей заложены большие и подчас не раскрытые ещё возможности. Совершенствование этого процесса – почётная и важная задача педагогов.
Всегда оставаться неудовлетворенным: в этом суть творчества.
(Ж. Ренар)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выбор профессии - дело серьёзное"
Классный час по профессиональной подготовке для 8 класса....
Классный час в 9 классе. Тема: «Выбор профессии – дело серьёзное»
Актуализировать процесс профессионального самоопределенияучащихся; расширить знания учащихся о мире профессионального труда, создать положительную мотивацию выбора учебной практики, повыси...
Урок по рассказам М.Зощенко. "Смех - дело серьёзное"
"Смех - дело серьёзное" - такова тема урока литературы по творчеству М.М.Зощенко. Урок проводится в форме заседания художественного совета. Творческая мастерская....
Выбор профессии - дело серьёзное
Все занятия в курсе «Самоопределение» в 9 классе направлены на определение психологических личностных качеств воспитанников, готовности к професси...
классный час "Выбор профессии дело серьёзное"
Классный час в 9 классе на тему: "Выбор профессии дело серьёзное" + презентация....
Классный час: Выбор профессии - дело серьёзное
Расширить знания обучающихся о мире профессионального труда...
Классный час с презентацией по профориентации на тему: "Выбор профессии - дело серьёзное".
Материал для классных руководителей старших классов специальных (коррекционных ) школ 8 вида....