Рабочая программа по истории для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы IV вида.
рабочая программа по истории по теме

Кузьменко Наталья Ивановна

Рабочая программа по истории  на ступени основного общего образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе IV вида составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования (раздел «История) МО РФ 2004 года и адаптирована для учащихся с ОВЗ по зрению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_ivvid.docx96.63 КБ

Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории  на ступени основного общего образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате IV вида составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования (раздел «История) МО РФ 2004 года и адаптирована для учащихся с ОВЗ по зрению.

Особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов Всеобщей и Отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности.

Изучения курса «Всеобщая история» - это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с древнейших времен до начала XXI века. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, делается акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь понять и объяснять современный мир.

Изучение курса «Истории России с древнейших времен до начала XXI века»- детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.

Данная рабочая программа по истории составлена на основе общеобразовательных программ:

5 класс- История Древнего мира (А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая)- В сборнике программ: Программы общеобразовательных учреждений. История и Обществознание. 5-11 классы, М.: Просвещение, 2008 к учебнику А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая. История древнего мира: 5 класс.

6 класс - Всеобщая история. История Средних веков (Агибалова Е. В., Донской Г. М.)- В сборнике программ: Программы общеобразовательных учреждений. История и Обществознание. 5-11 классы, М: Просвещение, 2008 к учебнику Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков: 6 класс.

7 класс-   История России с древнейших времен до конца XVI века (Данилов А. А., Косулина Л. Г.) - В сборнике программ: Программы общеобразовательных учреждений. История и Обществознание. 5-11 классы, М.: Просвещение, 2008 к учебнику Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс.

8 класс - История России с конца XVI- ХVIII века. (Данилов А. А., Косулина Л. Г.)- В сборнике программ: Программы общеобразовательных учреждений. История и Обществознание. 5-11 классы, М.: Просвещение, 2008 к учебнику Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца ХVI-ХVIII века: 7 класс.

-Новая история ХV-ХVIII века (Юдовская А.Я., Баранов П.А.) - В сборнике программ:
Программы общеобразовательных учреждений. История и Обществознание. 5-11 классы, М.:
Просвещение, 2008 к учебнику Юдовская А.Я., Баранов ПА. Новая история ХV-ХVIII века:
7 класс.

9класс - История России. XIX век (Данилов А.А., Косулина Л.Г.) - В сборнике программ:
Программы общеобразовательных учреждений. История и Обществознание. 5-11 классы, М.:
Просвещение, 2008 к учебнику Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век: 8 класс.

-Новая история. 1800-1913 гг. (А.Я. Юдовская, Баранов П.А.) - В сборнике программ: Программы
общеобразовательных учреждений. История и Обществознание. 5-11 классы, М.: Просвещение,
2008 к учебнику А.Я. Юдовская, Баранов П.А. Новая история. 1800-1913 гг.: 8 класс.

10класс - История России. XX - начало XXI в. (А.Г.Данилов, Л.Г.Косулина) - В сборнике
программ: Программы общеобразовательных учреждений. История и Обществознание. 5-11
классы, М.: Просвещение, 2008 к учебнику А.Г.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. XX -
начало XXI в.: 9 класс.

-Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран XX- начало XXI века (Сороко-Цюпа
О.С., Сороко-Цюпа А.О.) - В сборнике программ: Программы общеобразовательных
учреждений. История и Обществознание. 5-11 классы, М.: Просвещение, 2008 к учебнику
Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных стран XX- начало XXI
века: 9 класс.

Учитывая специфику обучения учащихся с ОВЗ по зрению, срок изучения курса истории продлён на один год на основной ступени общего образования. Программа проанализирована и одобрена методическим объединением учителей гуманитарно-эстетического цикла и соответствует учебному плану  ГБС(К)ОУ "Трубчевская школа-интернат IV вида" 2014-2015 уч. г., согласно которому на изучение истории отводится:

  1. класс - История Древнего мира - 68 часов;
  2. класс- История Средних веков- 68 часов;
  3. класс- История России с древнейших времён до конца XVI века - 68 часов;
  4. класс- История России с конца ХVI-ХVIII века и Новая история ХV-ХVIII века - 68 часов;
  5. класс-История России XIX век и Новая история 1800-1913 гг.-68 часов;

10        класс- История России. XX - начало XXI в. и Новейшая история зарубежных стран XX-
начало XXI века - 102 часа.

        С учётом психофизических особенностей обучающихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате IV вида были внесены изменения в курс  по истории. В связи со сложностью и большим объёмом материала было удвоено количество часов на усвоение следующих тем:

-6 класс- Культура Западной Европы в раннее Средневековье, Культура Византии, Культура стран Халифата, Формирование средневековых городов, Крестовые походы, Как происходило объединение Франции, Что англичане считают началом своих свобод, Столетняя война, Гуситское движение в Чехии, Завоевание турками-османами Балканского полуострова, Государства и народы доколумбовой Америки.

- 7 класс - Первые русские князья, расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром, Культура Древней Руси, Наш край в древности, Монгольское нашествие на Русь, Борьба русских земель с западными завоевателями, Культура русских земель ХII-ХIII вв., Наш край в период политической раздробленности, Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси, Московское княжество в конце XIV- середине XV века, Создание единого русского государства, Московское государство в конце XV- начале XVI века, Наш край в ХIII-начале XVI века, Реформы Избранной рады, Опричнина, Наш край в XVI веке.

                                               

                                                  Распределение учебного материала.

5 класс. История Древнего мира - 68 часов.

Раздел, тема.

Часы.

Обобщающее повторение

Раздел I. Что изучает история (пропедевтический модуль) - 1

0 часов.

Раздел П. Жизнь первобытных людей - 6 часов.

Раздел III. Древний Восток - 16 часов.

1

Древний Египет

7

1

2

Древние цивилизации Азии

9

1

Раздел IV. Древняя Греция и эллинистический мир - 18 часов.

1

Раздел V. Древний Рим - 17 часов.

1

Обобщающее   повторение   по   курсу  "История  Древнего мира"

1

  6 класс. История Средних веков - 68 часов.

Название раздела.

Часы.

Обобщающее повторение.

Часы

Введение.

1

1

Становление средневековой Европы в VI-ХI вв.

10

Становление средневековой Европы в VI-ХI вв.

1

2

Византийская империя и славяне в VI-XI вв.

5

Византийская империя и славяне в VI-ХI вв.

1

3

Арабы в VI-ХI вв.

4

4

Расцвет средневековой культуры.

10

Расцвет средневековой культуры.

1

5

Образование централизованных государств в Западной Европе в ХI-ХV вв.

15

Образование централизованных государств в Западной Европе в ХI-ХV вв.

1

6

Славянские государства и Византия в XI-XV вв.

5

Славянские государства и Византия в ХI-XV вв.

1

7

Культура Западной Европы в ХIV-ХVвв.

7

Культура Западной Европы в ХIV-ХV вв.

1

8

Народы Азии, Африки и Америки в средние века.

8

Народы Азии, Африки и Америки в средние века.

1

Обобщающее повторение по курсу "История Средних веков".

4

7 класс. История России с древнейших времён до конца XVI века - 68 часов

Название темы.

Часы

Обобщающее повторение.

Часы

Введение в историю России.

1

1

Восточные славяне и их соседи.

3

2

Древнерусское государство. IX -первая половина XII вв.

14

Русь древняя.

1

3

Раздробленность русских земель.

15

Политическая раздробленность на Руси.

1

4

Народы и государства на территории нашей страны в ХIII-ХIV вв.

15

Повторение по теме.

1

5

Московское государство в XVI в.

15

Русь Московская

1

По курсу.

5

8 класс. Новая история 1500-1800 гг. - 28 часов.

Название раздела, темы

Часы

Обобщающее повторение

Часы

Введение.

1

I.

Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Реформация.

13

Мир в начале нового времени.

1

II

Ранние буржуазные революции. Международные отношения в XVI-XVIII в.

3

III

Эпоха Просвещения. Время преобразования.

10

Мир в XVI- XVIII вв.

1

Обобщающее повторение по курсу «Новая история. 1500-1800гг.»

1

История России с конца XVI-XVIII века - 40 часов.

Название темы.

Часы

Обобщающее повторение.

Часы.

1

Россия на рубеже ХVI-ХVII вв.

4

2

Россия в XVII в.

10

Россия в XVII веке.

1

3

Россия при Петре I.

10

Россия при Петре I.

1

4

Россия в 1725-1762 гг.

4

5

Россия в 1762-1801 гг.

12

Россия в 1762-1801 гг.

1

Обобщающее повторение по курсу "История Россия в конце ХVI-ХVIII вв."

]


9 класс. Новая история 1800-1913 гг. - 24 часа.

Название раздела, темы.

Часы.

Обобщающее повторение

Часы.

Раздел I. Становление индустриального общества е

XIX в. (10 ч.)

1

Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.

3

2

Строительство новой Европы.

7

Раздел П. Мир во второй половине XIX в. (13 ч.)

3

Страны Западной Европы и США на рубеже ХIХ-ХХ вв.

4

4

Две Америки.

3

5

Художественная культура XIX столетия.

2

6

Традиционные общества перед выбором.

3

7

Международные отношения в последней трети XIX в.

1

По курсу "Новая история XIX в."

1

История России XIX век - 42 часа

Название раздела, темы.

Часы.

Обобщающее повторение

Часы.

1

Россия в первой четверти XIX века.

20

Россия в первой четверти XIX века.

1

2

Россия во второй половине XIX века.

22

Россия во второй половине XIX века.

1

Обобщающее повторение по курсу "История России. XIX век".

1

10 класс. Новейшая история зарубежных стран XX- начало XXI вв. - 34 часа.

Название раздела, темы.

Часы.

Обобщающее повторение.

Часы.

1

Новейшая   история.   Первая   половина XX века.

17

Новейшая история. Первая половина XX века.

1

2

Новейшая   история.   Первая   половина XX века.

16

Новейшая история. Первая половина XX века.

1

Обобщающее повторении по курсу "Новейшая история зарубежных стран. XX- начало XXI вв."

1

История России XX- начало XXI вв. - 68 часов.

Название раздела, темы.

Часы.

Обобщающее повторение.

Часы.

1

Россия в начале XX в. (1900-1916 гг.)

10

Итоги   развития   России   на рубеже ХIХ-ХХ вв.

1

2

Россия в 1917-1921 гг.

17

Великая                Российская революция. 1917-1920 гг.

1

3

СССР на путях строительства нового общества.

11

СССР            на            путях строительства              нового общества.

1

4

Великая Отечественная война.

10

СССР в Великой Отечественной войне.

1

5

СССР в 1945-1953 гг.

4

6

СССР в 1953- середине 60-х гг.

6

СССР 1945-1964 гг.

1

7

СССР в середине 60-х - середине 80-х гг.

4

8

Перестройка в СССР. 1985-1991 гг.

5

СССР в 1965-1991 гг.

1

9

Россия в конце XX- начале XXI вв.

7

Россия в конце XX- начале XXI вв.

1

Обобщающее повторение по курсу "История России. XX-начало XXI вв."

2


Изучение истории в школе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину развития России и человечества в целом.
  2. работа над последовательностью воспроизведения словесного материала, умением устанавливать причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями.
  3. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Главная же цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Коррекционные задачи курса обусловлены спецификой познавательной деятельности учащихся в условиях зрительной депривации, которая приводит к ограничению возможностей познания слабовидящими детьми окружающего мира.

Задачи курса:

  1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;
  2. Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;
  3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
  4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных

процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

Особенностями изучения истории в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате IV вида является то, что история в школе для детей с ОВЗ по зрению рассматривается как предмет, в котором заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с данными нарушениями здоровья к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

В курсе истории для детей с ОВЗ по зрению целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях истории Средних веков, истории России, жизни, быте людей. Давать отчетливый образ наиболее ярких событий и выдающихся деятелей.


Для рациональной организации учебного процесса в школе-интернате IV вида большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к формированию знаний по истории, подбору дополнительного материала, домашнего задания с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Для этого на уроках используются:

  • рассказ учителя
  • беседа

  • выборочное объяснительное чтение текста учебника
  • работа с исторической картой, картиной, схемами
  • прослушивание памятников музыкальной культуры
  • игры, викторины, тестирование -составление докладов

Виды и формы контроля:

  • фронтальный (опрос, тестирование, работа в тетрадях с печатной основой)
  • групповой (исторические кроссворды, викторины)

-индивидуальный (работа с тематическими карточками, составление сообщений, докладов)

Особое внимание уделяется умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, часто встречающимися в жизни, что способствует развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.


                                                       Содержание программы.

                                                       5 класс.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ (пропедевтический модуль)

Ход времени и способы его измерения!. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события.

Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого. Историческая карта. Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия - многонациональное государство

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

Первобытное общество

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные

условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава.

Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования.

Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания.

Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение

религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция и эллинистический мир

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит,

Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис -город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия.

Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства


Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний.

Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и

скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные

верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Итоговое повторение.

6 класс.

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Западная и Центральная Европа в V-ХIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств.

Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая

раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в

средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в


Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху

крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-ХV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы

Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности

хозяйственной жизни.

Государства Европы в ХIV-ХV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во

Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент.

Священная Римская империя германской нации. Германские государства в ХIV-ХV вв.

Кризис европейского сословного общества в ХIV-ХV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк.

Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис

католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература.

Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

                                                                7класс.

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVI ВЕКА.

Восточные славяне в древности (VI-IХ вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки

образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.


Древнерусское государство (IX - начало XIIв.)

Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной

земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIIIвв.)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольский период.

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития

древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба в внешней агрессией в XIII в.

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба

народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV вв.)

Русские земли во второй половине XIII - первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские

земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение.

Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV - начале XVI вв.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины ХIII-ХV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва - Третий Рим».

Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.


8 класс.                    ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (1500-1800 гг.)

Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.

Великие географические открытия и их последствия

Путешествия В. да Гамы, X. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.

Эпоха Возрождения

Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В.

Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт.

Начало процесса модернизации в Европе в ХУ1-ХУП вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.

Реформация. Утверждение абсолютизма

Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.

Европейские государства в ХVI - ХVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Тридцатилетняя война и Вестфальская система.

Первые буржуазные революции

Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики.

Английская революция середины XVII в.  Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».

Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения

Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк

Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.

Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война.

Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин.

Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г.

Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии.

Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны.

Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.


Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в

Японии. И. Токугава.

ИСТОРИЯ РОССИИ. Конец XVI - XVIII вв.

Россия на рубеже XVI-XVII вв.

Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление

крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский.

Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.

Россия в первой половине XVII в.

Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович.

Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

Россия во второй половине XVII в.

Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.

Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь.

Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.

Русская культура XVII в.

Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. С. Ушаков. Парсуна.

Преобразования Петра Великого (конец XVII - первая четверть XVIII в.)

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.

Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прусский поход. Восстание


К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.

Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли.

Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть - середина XVIII в.)

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

Россия во второй половине XVIII в.

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия.

Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев.

Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.

Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии.

Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

Русская культура второй половины XVIII в.

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса.

М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.

9 класс

История Нового времени. 1800-1903 гг.

Европа и Северная Америка в XIX - начале XX вв.

Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс.

Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в.

Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии.


Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции.

Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.

Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения.

Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы.

Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс.

Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX - начале XX вв. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо.

Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX - начале XX веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества.

Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX - начале XX вв.

Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. X. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг.

Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм - идеология и политика.

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже ХIХ-ХХ вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае.

Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны

Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.

Развитие культуры в XIX - начале XX вв.

Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи.

Основные течения в художественной культуре XIX - начала XX вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа. Духовный кризис индустриального общества на рубеже ХIХ-ХХ вв. Декаданс.

История России. XIX век.

Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в.

Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в.


Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.

Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз.

Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М.

Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз.

Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения.

Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы.

Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.

Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в.

Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х..Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах».

Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг.

Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория

официальной народности. Кружки конца 1820-х - 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы.

Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

Русская культура первой половины XIX в.

Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).

Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.

Александр П. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России.

Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол».

Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60-х -начала 70-х гг. XIX в.

Россия конце XIX в.

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота.


Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрный кризис 80-90-х гг. XIX в.

Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы.

Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.

Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М.

Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг.

10 класс.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ХХ-НАЧАЛО XXI ВЕКА.

Понятие «Новейшая и современная история». Мир в 1920-1930-е гг.

Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения:

Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал. «Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм.. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм.

А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х - 1930-х гг. Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Лтсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди.

Милитаризация общества в Японии.

Пацифизм и милитаризм, в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г. Вторая мировая война

Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на

СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У.

Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.

Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН. Мировое развитие во второй половине XX в.

Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.

«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления». Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества. Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития.


Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 - начала 1990-х гг. Распад

Югославии.

Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в

Латинской Америке XX в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. ЧеГевара. Чилийская модель развития.

Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор

освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине XX в. Мао Цзедун. Дэн

Сяопин.

Мир на рубеже ХХ-ХХI вв.

Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного

порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.

Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство.

Антиглобалистское движение.

Культурное наследие XX в.

Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в XX в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование

современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и

церковь в современном, обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.

Основные течения в художественной культуре XX в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая

культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.

ИСТОРИЯ РОССИИ XX- начало XXI вв.

Россия в начале XX в.

Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже ХIХ-ХХ вв. Политика модернизации

«сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. СЮ.

Витте.

Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный

вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической

деятельности.

Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское

общество.

Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания

в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17

октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические

течения и партии.

Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных

партий в условиях формирования парламентской системы.

Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный

подъем 1910-х гг.

Россия в системе военно-политических союзов начала XX в. Международный кризис 1914 г. и вступление

России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-

1917 гг.

Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.

Российская культура на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов.

Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия

российских ученных. Д.И. Менделеев. ИМ. Сеченов. ИИ Мечников. И.П. Павлов. СМ. Соловьев.

«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический

реализм - ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К. С.

Станиславский.

Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Россия в годы революции и гражданской войны

Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии.

Временное правительство и Советы.

Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А. Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение

армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада

российской государственности.

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты.

Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от

государства. Восстановление патриаршества.

Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной

диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского

государства.

Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание


Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. СМ. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н.Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей.

Итоги гражданской войны. СССР в 1920-е гг.

Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. X съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР.

Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. КВ. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.

Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна. Многообразие культурной жизни в 1920-х гг. СССР в 1930-е гг.

Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги

экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х - началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.

СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР. Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.

Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне. СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.

Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.

Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.

Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий. СССР в 1953-1964 гг.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х - 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.

Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.

Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. СП. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни. СССР в 1960-е - начале 1980-х гг.

Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг.


Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии.

Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая

экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.

Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма».

Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов.

Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д.

Сахаров. А.И. Солженицын.

Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений.

Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по

безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.

Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.

Советское общество в 1985-1991 гг.

Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования

экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании,

жилищной и продовольственной программ.

Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных

депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических

партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества.

Обострение межнациональных противоречий.

«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана.

Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».

Российская Федерация на рубеже XX - XXI вв.

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н.

Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт

1998 г. Российское общество в условиях реформ.

События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации.

Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и

движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на

общественно-политическую жизнь страны. В. В. Путин. Курс на укрепление государственности,

экономический подъем и социальную стабильность.

Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-ХХ1

веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.

Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное

пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.


Результатом изучения истории в основной школе является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе с учетом особенностей обучения в школе - интернате I вида выражаются в следующих качествах:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (находить главную мысль параграфа, составлять простой план, конспект, формулировать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в формах докладов, презентаций).

Предметные результаты изучения истории обучающимися включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути развития народов своей страны и человечества
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания.

С учетом психофизических особенностей обучающихся в школе-интернате IV вида д результате изучения истории в основной школе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1.        Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2.        Знание исторических фактов, работа с фактами:

-        характеризовать место, обстоятельство, ход, участников, результаты важнейших

исторических событий.

3.        Работа с историческими источниками:

-        читать историческую карту с опорой на легенду:


  • работать с контурными картами;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках

4.        Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи.

5.        Анализ, объяснение:

  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий

6.        Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

-        использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с
людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде


               Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекса.

  1. Учебник А.А.Вигасии, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2010 г.
  2. Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 20011г.
  3. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс.
  4. Учебник Е.В.Агибалова, Г.М.Донской «История средних веков», 6 класс-М.: Просвещение, 2011 г.
  5. Атлас и контурные карты по истории Средних веков 6 класс.
  6. Рабочая тетрадь по истории Средних веков к учебнику Е.В.Агибалова, Г.М.Донской «История средних веков», 6 класс, 2011г.
  7. Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века.6 класс- М.: Просвещение, 2011 г.
  8. Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века .6 класс. 2011 г.
  9. Атлас к учебнику А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.
  10. Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России к.ХVI-ХVIII век.7 класс-М.: Просвещение,2010
  11. Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России к.ХVI-ХVIII век.7 класс. 2011 г.
  12. Атлас к учебнику А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России к.ХVI-ХVIII век. 7 класс.
  13. Учебник А.Я.Юдовская, П.А.Баранов новая история (1500-1800 гг.). 7 класс-М.: Просвещение, 2006
  14. Рабочая тетрадь к учебнику А.Я.Юдовская, П.А.Баранов новая история (1500-1800гг.). 7 класс, 2011
  15. Атлас к учебнику А.Я.Юдовская, П.А.Баранов новая история (1500-1800 гг.). 7 класс
  16. Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России XIX век .8 класс- М.: Просвещение, 2010 г.
  17. Рабочая тетрадь к учебнику А.Данилов, Л.Г.Косулина История России XIX век. 8 класс, 2011 г.
  18. Атлас к учебнику А.Данилов, Л.Г.Косулина История России XIX век. 8 класс.
  19. Учебник А.Я.Юдовская, П.А.Баранов новая история (1800-1913 гг.). 8 класс-М.: Просвещение, 2006
  20. Рабочая тетрадь к учебнику А.Я.Юдовская, П.А.Баранов новая история (1800-1913 гг.). 8 класс, 2011
  21. Атлас к учебнику А.Я.Юдовская, П.А.Баранов новая история (1800-1913 гг.). 8 класс
  22. Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт История России ХХ -нач..ХХI в. 9 класс, 2010 г.
  23. Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт История России ХХ –нач..ХХI в. 9 класс, 2011 г.
  24. Атлас и контурная карта к учебнику А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт История России ХХ -нач .ХХI в. 9 класс, 2009 г.
  25. Учебник О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Новейшая история зарубежных стран ХХ –нач .ХХI века .9 класс, 2011 г.
  26. Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Новейшая история зарубежных стран ХХ-Н.ХХ1 века. 9 класс, 2011 г.
  27. Атлас к учебнику О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Новейшая история зарубежных стран ХХ - нач.ХХI века. 9 класс.

Список литературы.

  1. Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах. М.: «Лист», 1999.
  2. Алексеев Д. Россия 18-20 вв. Краткий справочник школьника. 7-11 кл. М.: Дрофа, 1997.
  3. А.М. Дубровский, СИ. Михальченко, М.В. Брянцев,. Российская средневековая цивилизация. Учебное пособие. Брянск: изд.БГПИ,1994.
  4. Волобуев О.В, Секиринский С.А. Художественно-историческая хрестоматия. Средние века. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1997.
  5. В.Н. Ионов. Российская цивилизация, IX- начало XX в; Учебная книга для 10-11 классов общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1995.
  6. В.В. Кириллов. Отечественная история в схемах и таблицах. М.:Эксмо, 2009.
  7. Новейшая история стран Европы и Америки. ХХв; Учебник для студ. ВУЗов: в 2 ч/ под ред. А.М.Родригеса. М.: Гуманид.изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  8. Н.Г.Петрова. История Средних веков: Европа и остальной мир. бкл. Книга для учителя. М.: Торгово-издательский дом "Русское слово", 2002.
  9. Л.М.Семенникова. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск: Курсив, 1996. В.А.Федоров. История России. 1861-1917: Учебник для ВУЗов. М.: Высшая школа, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ I-II ВИДА ДЛЯ I – XII КЛАССОВ

Многолетний опыт общеобразовательных школ показал неприемлемость использования в пределах всей страны единой программы физического воспитания учащихся и тем более для детей с ограниченными возможностя...

«Программа по татарскому языку» Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида ( для русскоязычных учащихся 1- 4 классов)

«Программа по  татарскому языку в С(К)ОШ VIII вида» (для  русскоязычных учащихся  1- 4 классов), разработана в соответствии с концепцией Специального Федерального государственного образ...

В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.

Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...

Юрченко Е.Ф. " Использования дидактических игр на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида".

В статье раскрывается методика применения дидактических игр на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

В   В статье говорится о значении внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

Организация самостоятельной деятельности на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

В статье говорится об  организации самостоятельной деятельности на уроках истории, обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...