Рабочая программа элективного курса "Коммерческая география"
рабочая программа по географии (10 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного курса "Коммерческая география. Россия и мировой рынок" для 10-11 класса Е.Л.Плисецкого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommercheskaya_geografiya.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
лицей имени В.Г.Сизова
Утверждаю
Директор лицея
____________В.А.Ермоленко
«31» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Коммерческая география
Класс 10
Учебный год 2015 - 2016
Учитель Чувашова О.В.
Обсуждена и согласована Принята на заседании
на заседании методического объединения педагогического совета
учителей естественно-научного цикла протокол № 1
Протокол № 1 от «29» августа 2015 г. От «31» августа 2015 г.
г. Мончегорск
Пояснительная записка.
2.1. Нормативно-правовая база.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Коммерческая география. Россия и мировой рынок» для 10-11 класса общеобразовательных учреждений Е.Л. Плисецкого
2.2. Общая характеристика учебного предмета
В истории географического образования курс коммерческой географии и хозяйственной статистики входил в число обязательных предметов при получении коммерческого образования в средних специальных учреждениях еще до революционной России.
Целесообразность «возрождения» данного курса (на принципиально новой качественной основе, учитывающей современный уровень географической мысли) как учебной дисциплины во вновь создаваемых учебных заведениях коммерческого профиля обусловлено теми глубокими преобразованиями в социальной сфере и экономике страны, которые происходят в настоящее время, и прежде всего переводом народного хозяйства на рыночные отношения, а также заметной активизацией деятельности отечественных предприятий и организаций на мировом рынке.
Обновленное содержание курса сохраняет историческую преемственность и предполагает более углубленное изучение именно тех разделов экономической географии, которые содержат сведения, представляющие научный и практический интерес для будущих специалистов в их коммерческой деятельности.
Ограниченный круг теоретических вопросов и преимущественно прикладной характер курса соответствует его целевой установке – дать учащимся определенную сумму географических знаний и навыков работы с фактографическим материалом, необходимых для их профессиональной подготовки.
Элективный предмет в рамках профильной подготовки разработан для 10 класса общеобразовательных школ с опорой на знания, полученные при изучении физической и социальной географии России, а также на межпредметные связи с другими общественными дисциплинами.
2.3. Цели и задачи курса
1. Обосновать важность географических знаний и методов географического анализа для будущей профессиональной деятельности учащихся.
2. Дополнить и углубить знания учащихся о природных, социальных и экономических факторах, влияющих на пространственную организацию хозяйства страны и формирование внутреннего (национального) рынка.
3. Дать представление о важнейших структурных изменениях и ключевых проблемах функционирования экономики России в условиях перехода к рыночным отношениям, многообразию форм собственности, экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов и регионов. Ознакомить с некоторыми статистическими показателями, наиболее существенными для оценки общего уровня социального и экономического развития страны (отдельных отраслей, регионов).
4. Исходя из специфики курса, более детально ознакомить с особенностями формирования и функционирования отраслевых и региональных рынков России сравнительно с зарубежными государствами, выделив при этом сферу обращения (торговли), инфраструктуры (транспорта) и финансов, обеспечивающих перераспределение товарных и денежных потоков.
5. Показать современные тенденции в развитии мирового рынка, место России и СНГ в международном разделении труда; раскрыть содержание и формы международного торгово-экономического сотрудничества.
6. Привить навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, статистическими и картографическими материалами, другими источниками информации (периодическая печать, радио, телевидение); научить расчетам оценочных показателей.
2.4. Место предмета в учебном плане лицея
Преподавание курса осуществляется в соответствии с учебным планом лицея, согласно которому в 10 и 11 классе на курс отводиться 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год (всего 68 часов).
2.5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных биологических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
- Учебно – тематический план (10 класс)
Раздел, тема | Всего количество часов | Теория | Практика |
Часть 1. Коммерческая география в прошлом и настоящем. | 32 | 21 | 11 |
Введение. | 3 | 2 | 1 |
Раздел 1. Общие предпосылки формирования национального рынка. | 9 | 6.5 | 2.5 |
Тема 1. Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства | 5 | 4 | 1 |
Тема 2. Особенности и проблемы формирования национального рынка. | 4 | 2.5 | 1.5 |
Раздел II. География отраслевых рынков. | 11 | 7.5 | 3.5 |
Тема 1. Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции. | 6 | 4.5 | 1.5 |
Тема 2. Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг. | 5 | 3 | 2 |
Раздел 3. География инфраструктуры рынка. | 9 | 5 | 4 |
Тема 1. Территориальная организация торговли. | 2 | 1 | 1 |
Тема 2. География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков (на примере банковской и инвестиционной деятельности) | 3 | 2 | 1 |
Тема 3. География коммуникационных систем. | 4 | 2 | 2 |
Итого | 32 | 21 | 11 |
Резерв учебного времени | 2 |
4. Содержание курса
Часть I. Коммерческая география в прошлом и настоящем (32 ч)
Введение (3 ч)
Коммерческая география как самостоятельное научное направление и учебная дисциплина. Исторические этапы развития науки. Предмет изучения коммерческой географии. Методы научного познания, роль экономико-статистического метода. Межпредметные связи, географическое разделение труда и рынок. Исследования пространственной организации рынка в трудах зарубежных и российских ученых.
Раздел 1. Общие предпосылки формирования национального рынка (9 ч)
Тема 1. Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства (5ч)
Геополитическое и рыночное положение, их влияние на предпринимательскую деятельность. Экономически активное население и рынок труда. Города как центры деловой и финансовой активности. Природные ресурсы и условия, задачи и методы их экономической оценки. Инфраструктура, подходы к оценке ее уровня. Законодательные основы пространственной организации рынка и развития предпринимательства.
Тема 2. Особенности и проблемы формирования национального рынка (4 ч)
Причины и следствия социально-экономического кризиса в стране в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Особенности планового регулирования народного хозяйства и развития экономики в советский период. Цели и направления рыночных реформ. Роль научно-технического прогресса в реформировании экономики. Конверсия военно-промышленного комплекса. Новые формы организации предпринимательской деятельности. Проблемный характер проводимых в стране рыночных преобразований, оценка их результатов.
Раздел II. География отраслевых рынков (II ч)
Тема 1. Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции (6 ч)
Рынок природного сырья и топлива. Место России в мировых запасах и добыче отдельных видов природных ресурсов. Факторы территориальной организации сырьевого рынка, особенности и проблемы его развития. Финансово-промышленные группы и вертикально-интегрированные компании, действующие в сырьевом секторе экономики. Товарно-сырьевые биржи. Производство и рынок продукции отраслей обрабатывающей промышленности. Производственно-экономические связи обрабатывающей промышленности с другими секторами экономики. Приоритетные направления развития отраслевых рынков. Компании, активно работающие на рынке промышленных товаров. Конкурентоспособность российских производителей и рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Суть осуществляемой в стране аграрной реформы. Развитие фермерских и личных подсобных хозяйств. Факторы интенсификации сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономии. География АПК и рынка продовольственных товаров. Продовольственные биржи и ярмарки.
Тема 2. Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг (5 ч)
Понятие социального комплекса и структура рынка потребительских (непродовольственных) товаров и услуг. Производство и рынок товаров легкой промышленности, культурно-бытового и хозяйственного назначения. Особенности и проблемы формирования рынка услуг. Факторы, влияющие на территориальную организацию и развитие рынка потребительских товаров и услуг. Оценка территориальных различий в обеспеченности населения услугами. Значение и особенности формирования рынка рекреационных услуг в России.
Раздел III. География инфраструктуры рынка (9 ч)
Тема 1. Территориальная организация торговли (2 ч)
Торговля как отрасль экономики. Основные виды и формы организации внутренней торговли. Историко-географический аспект развития биржевой и ярмарочной торговли в России. Факторы территориальной организации торговли. Региональные различия в розничном товарообороте и структуре розничной торговли.
Тема 2. География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков (на примере банковской и инвестиционной деятельности (3 ч)
Территориальная организация банковской системы, ведущие финансово-банковские центры страны. Исторические этапы развития банковского дела в России. Современные особенности размещения банковской сети, оценка территориальных различий в уровне ее развития. Понятие и виды инвестиций. Оценка инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата) российских регионов и география инвестиций. Отраслевая и территориальная структура инвестиций. Иностранные инвестиции. Крупные инвестиционные проекты.
Тема 3. География коммуникационных систем (4 ч)
Особенности и проблемы функционирования транспортного комплекса России. Характер перевозимых грузов, объем перевозок, величина и структура грузо- и пасса-жирооборота. Основные направления перевозок грузов и пассажиров различными видами транспорта. Участие России с международных грузоперевозках, формирование транзитных транспортных коридоров и развитие систем связи, телекоммуникаций, информационных технологий.
Резерв учебного времени (2 ч ) и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.
5. Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать
особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;
уметь
применять основные положения географической науки для описания и анализа своей страны в современном мире как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.
владеть компетенциями:
коммуникативной,
учебно-познавательной,
рефлексивной,
личностного саморазвития,
ценностно-ориентационной,
смыслопоисковой,
профессионально-трудовой.
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
определять собственные позиции по отношению к изменениям, происходящим в мире;
правильно воспринимать окружающую действительность, понимать те процессы, которые происходят в мировой политике и экономике.
ориентироваться на рынке труда.
6. Календарно-тематическое планирование курса «Коммерческая география» (10 класс)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основное содержание урока | Методы урока | Контроль |
Введение. | |||||
1. | Предмет изучения «Коммерческая география», направления и учебная дисциплина. | изучение нового материала | Понятия: «камеральная статистика», «коммерческая география», объект и предмет изучения науки. Основные задачи науки и учебного предмета. Планирование деятельности. | репродуктивный | |
2. | Исторические этапы развития науки, исследования пространственной организации рынка в трудах зарубежных и российских ученых. | изучение нового материала | Основные исторические этапы развития науки в мире и в России. Труда известных российских ученых разных лет. Современное состояние науки в России и в мире. | объяснительно- иллюстративный | устный: текущий |
3 | Межпредметные связи, географическое разделение труда и рынок. Методы научного познания. | комбинированный | Понятия: «факторы размещения», «инфраструктура», статистика», «МГРТ», «рынок труда». Задачи науки и школьного курса коммерческой географии. Вопросы территориальной организации производства и рынка в трудах зарубежных и российских ученых. | объяснительно- иллюстративный | устный: текущий |
Раздел 1. Общие предпосылки формирования национального рынка. Тема 1. Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства | |||||
4 | Геополитическое и рыночное положение, их влияние на предпринимательскую деятельность. | изучение нового материала | Понятия: «ЭГП», «геополитическое положение», «рыночное положение», «рентный потенциал», уровни оценки ЭГП и геополитического положения, изменение во времени ЭГП и геополитического положения РФ, их влияние на развитие рынков труда и капитала. | репродуктивный | текущий контроль |
5 | Экономически активное население и рынок труда. Города как центры активности. | комбинированный | Понятия: «занятость населения», «трудовые ресурсы», «формы собствености», «ЭАН», «безработица», влияние расселения на формирование хозяйства, территориальные особенности формирования рынка труда. Значение и функции крупных городов и городских агломераций в формирование рынка. | объяснительно- иллюстративный | текущий контроль |
6 | Природные ресурсы и условия, задачи и методы их экономической оценки. | Практикум | Понятия: «природные ресурсы», «природные условия», «оптимизация природопользования», «природно – ресурсный потенциал территории», «территориальные сочетания природных ресурсов». Классификации природных ресурсов, методы экономической оценки природных ресурсов, современная оценка природных ресурсов РФ. | Частично - поисковый | Оценки за практическую работу |
7 | Инфраструктура, подходы к оценке её уровня. | Изучение нового материала | Понятия: «производственная инфраструктура». «социальная инфраструктура», «технопарк», «технополис», «индикатор», «фондонасыщенность». Особенности размещения инфраструктуры в нашей стране, проблемы и пути их решения. | репродуктивный | Текущий |
8 | Законодательные основы пространственной организации рынка и развития предпринимательства. | Комбинированный | Понятия: «многоукладная экономика», «распределение полномочий», «единство экономического пространства», «бюджет», «внебюджетные фонды», «трансферт», особенности законодательства РФ в сфере экономики. | Частично - поисковый | устный: текущий |
Тема 2. Особенности и проблемы формирования национального рынка. | |||||
9 | Особенности и проблемы формирования национального рынка. | Изучение нового материала | Понятия: «социально – экономический кризис», «кооперация», «хозрасчет», «ВВП», «производительность труда», «экономические системы», «ВПК», «конвертируемая валюта». Особенности экономики РФ в связи со сменой экономической модели развития. | репродуктивный | устный: текущий |
10 | Роль НТП в реформировании экономики. Конверсия ВПК. | Практикум | Понятия: «НТП», «НТР», «конверсия». Влияние НТП на перестройку российской экономики. Прорывные отрасли, неравномерность структурных изменений в стране. | Частично - поисковый | Оценки за практическую работу |
11 | Новые формы организации предпринимат.деятельности. Проблемный характер рыночных преобразований, оценка их результатов. | Практикум | Понятия: «акционирование», «корпорации», «концерны», «кооперирование», холдинги». Становление новых форм предпринимательской деятельности в нашей стране, основные этапы рыночных реформ, их плюсы и минусы. | Частично - поисковый | Оценки за практическую работу |
12 | Итоговый урок по материалу раздела 1. | Обобщающий | Весь учебный материал, изученный в теме. | Тест | |
Раздел П. География отраслевых рынков. Тема 1. Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции | |||||
13 | Рынки природного сырья и топлива. Факторы территориальной организации, особенности и проблемы развития сырьевого рынка. | Изучение нового материала | Понятия: «сырьевые рынки», «товарно – сырьевая биржа», «вертикально – интегрированный холдинг», динамика производства основных видов продукции в горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, особенности географии основных экспортных отраслей, проблемы развития сырьевого рынка. | репродуктивный | устный: текущий |
14 | Финансово-промышленные группы. Товарно-сырьевые биржи. | Практикум | Понятия: «вертикально – интегрированный холдинг», крупнейшие российские сырьевые компании, особенности их развития в нашей стране, динамика производства продукции в крупных холдингах, проблемы развития сырьевого рынка. | Частично - поисковый | Оценки за практическую работу |
15 | Производство и рынок продукции отраслей обрабатывающей промышленности. Конкурентноспосбность российских производителей. | Изучение нового материала | Понятия: «отраслевая структура обрабатывающей промышленности», «структура обрабатывающей промышленности», факторы развития и размещение отраслей обрабатывающей промышленности, современная ситуация в основных отраслях обрабатывающей промышленности, проблемы и перспективы. | репродуктивный | устный: текущий |
16 | Рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Суть осуществляемой аграрной реформы. | Изучение нового материала | Понятия: «аграрная реформа», «фермерство», «интенсификация», «АПК», «аграрная инфраструктура», «продовольственный рынок», структура собственности в сельскохозяйственном производстве, ее изменение во времени, территориальная структура сельскохозяйственного производства в РФ, основные пути аграрной реформы, проблемы и перспективы. | репродуктивный | устный: текущий |
17 | Развитие фермерских и личных подсобных хозяйств. | Комбинированный | Понятия: «аграрная реформа», «фермерство», «импортозамещение», «продовольственный рынок», структура собственности в сельскохозяйственном производстве, ее изменение во времени, география фермерских хозяйств и крупных аграрных холдингов. | устный: текущий | |
18 | География АПК и рынка продовольственных товаров. Продовольственные биржи и ярмарки. | Комбинированный | Понятия: «аграрная реформа», «интенсификация», «АПК», «аграрная инфраструктура», «продовольственная биржа», «продовольственный рынок», территориальная структура сельскохозяйственного производства в РФ, основные пути аграрной реформы, проблемы и перспективы. | Частично - поисковый | устный: текущий |
Тема 2. Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг. | |||||
19 | Понятие соц.комплекса и структура рынка потребительских товаров и услуг | Изучение нового материала | Понятия: «социальный комплекс», «потребительские товары», современное состояние отраслей социального комплекса, структура производства отраслей комплекса, проблемы и перспективы современного этапа развития. | репродуктивный | устный: текущий |
20 | Особенности, проблемы и факторы формирования рынка услуг и потребительских товаров. | Практикум | Понятия: «легкая промышленность», «конкуренция», география отраслей легкой промышленности, факторы размещения предприятий, территориальная организация отраслей, новые районы размещения, приоритетные направления дальнейшего развития. | Частично - поисковый | Оценки за практическую работу |
21 | Оценка территориальных различий в обеспеченности населения услугами. | Практикум | Понятия: «услуга», «самозанятость», структура комплекса по оказанию услуг населению, особенности услуги, как товара, изменение структуры собственников в сфере услуг, факторы размещения предприятий, территориальная организация отраслей, новые районы размещения, приоритетные направления дальнейшего развития. | Частично - поисковый | Оценки за практическую работу |
22 | Значение и особенности формирования рынка рекреационных услуг в России. | Практикум | Понятия: «рекреационная услуга», «рекреационное хозяйство», «типы рекреационных районов», география и типы главных рекреационных районов страны , проблемы развития отраслей, приоритетные направления дальнейшего развития. | Частично - поисковый | Оценки за практическую работу |
23 | Итоговый урок по материалам раздела. | Обобщающий | Весь учебный материал, изученный в теме. | Тест | |
Раздел Ш. География инфраструктуры рынка. Тема 1. Территориальная организация торговли. | |||||
24 | Виды и формы организации внутренней торговли. Историко-географ.аспект развития ярмарочной и биржевой торговли в России. | Изучение нового материала | Понятия: «торговля», «оптовая торговля», «биржевая торговля», «конкурентная среда», виды и формы организации внутренней торговли в России, причины и особенности формирования ярмарочной и биржевой торговли в России. | репродуктивный | устный: текущий |
25 | Факторы территориальной организации торговли. Региональные различия. | Практикум | Понятия: «розничная торговля», «ритейл», «маркетинг», структура рынка, территориальные различия в развитии рынка потребительских товаров, современное состояние, проблемы и перспективы. | Частично - поисковый | Оценки за практическую работу |
Тема 2. География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков (на примере банковской и инвестиционной деятельности) | |||||
26 | Исторические этапы развития банковского дела в России. | Изучение нового материала | Понятия: «финансово – банковская система», «банковские организации», «микрофинансирование», этапы формирования банковской системы в России, особенности современного этапа развития. | репродуктивный | устный: текущий |
27 | Современные особенности размещения банковской сети, территориальная организация банковской системы. | Комбинированный | Понятия: «финансово – банковская система», «банковские организации», «микрофинансирование», факторы размещения банковских организаций, изменение географии данного сектора экономики. | устный: текущий | |
28 | Понятие и виды инвестиций, отраслевая и территориальная структура инвестиций. Инвестиционные проекты. | Комбинированный | Понятия: «инвестиции», «инвестиционная привлекательность региона», «бюджетные средства», «внебюджетные средства», «прямые инвестиции», «портфельные инвестиции», «инвестиционный потенциал», «рейтинг регионов», «инвестиционный климат», отраслевая и территориальная структура инвестиций, современная инвестиционная политика РФ, проблемы привлечения инвестиций в РФ. | устный: текущий | |
Тема 3. География коммуникационных систем | |||||
29 | Особенности и проблемы функционирования транспортного комплекса России. | Изучение нового материала | Понятия: «транспортная система», «ТГП», «транспортные издержки», «инфраструктурный комплекс», «грузооборот», «пассажирооборот», «транспортный коридор», «пропускная способность», особенности территориальной организации российской транспортной системы, проблемы и перспективы развития. | репродуктивный | устный: текущий |
30 | Основные направления перевозок различными видами транспорта. Международные перевозки. | Практикум | Понятия: «транспортная система», «ТГП», «транспортные издержки», «инфраструктурный комплекс», «грузооборот», «пассажирооборот», «транспортный коридор», «пропускная способность», особенности отдельных видов транспорта, проблемы и перспективы развития внутренних и внешних перевозок. | Частично - поисковый | Оценки за практическую работу |
31 | Развитие систем связи, телекоммуникаций, информационных технологий. | Практикум | Понятия: «информатизация», «компьютеризация», «информационные технологии», «телекоммуникация», «информационные технологии», особенности современного развития технологий в России, территориальные диспропорции, проблемы региональных сетей. | Частично - поисковый | Оценки за практическую работу |
32 | Развитие систем связи, телекоммуникаций, информационных технологий | Комбинированный | Понятия: «информатизация», «компьютеризация», «информационные технологии», «телекоммуникация», «информационные технологии», значение в развитии современного общества и экономики страны. Возникновение специфических рынков и торговли on-line. | устный: текущий | |
33 | Урок обобщающего повторения по разделу | Обобщающий | Весь учебный материал, изученный в теме. | ||
34 | Урок обобщающего повторения по курсы | Обобщающий | Весь учебный материал, изученный в теме. |
7. Перечень учебно –методического обеспечения
Для учителя:
Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М. 1990
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М.2000.
Статистика и география России сравнительно с иностранными государствами. М.1916
Плисецкий. Коммерческая география России. Россия и мировой рынок М.2008.
Экономическая и социальная география Краснодарского края. Краснодар, 2000.
Ром, Дронов. Экономическая и социальная география России. М.2000.
Для учащихся:
Атлас географический справочный. М.1086.
Иоффе Я.М. Мы и планета: цифры и факты. М.1988.
Россия. Энциклопедия Аванта+.
Атласы, контурные карты.
Плисецкий. Коммерческая география России. Россия и мировой рынок М.2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...
Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»
Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...
Рабочая программа элективного курса "География Алтайского края" 9 класс
Программа элективного курса "География Алтайского края" предназначена для учащихся 9 класса. Данный курс вооружает учащихся знаниями по краеведению,развивает географическую культуру учащихся...
Рабочая программа элективного курса "География Алтайского края" 8 класс
Программа элективного курса "География Алтайского края" предназначена для учащихся 8 класса. Любовь к Родине связана любовью к родным местам - городу, селу, где человек родился, вырос, живет...
Рабочая программа элективного курса "География мирового туризма"
География туризма- отрасль социальной географии, изучающая аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, виды туристической деятельности, туристические учр...
Рабочая программа элективного курса географии в 11 классе
Рабочая программа элективного курса географии в 11 классе " Экономическая география мира"...