Повторительно-обобщающий урок по географии в 8 классе "Население России"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Урок-игра "Население России" для учащихся 8 класса использую для закрепления и обобщения темы " Население России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt.ur_.3.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 67/6 Повторительно - обобщающий урок по теме:
«Население России»
Дата урока: 25.05.2015 г.
Цели урока:
1. Образовательные: повторить и закрепить знания учащихся по разделу «Население России», проверить уровень усвоения знаний; сформированность умений по теме.
2. Развивающие: развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся; развивать умение применять знания в новой ситуации, практические навыки учащихся.
3. Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к географии через игру, навыков групповой самостоятельной работы.
Оборудование: Политико-административная карта России, карта «Народы России, плотность населения»; карточка-вопросы, карточки на группу (маршрутки), таблички с названием станций.
Форма урока: урок комплексного применения знаний в форме игры «Бег по кругу», состоящей из 5-ти этапов (станций):
I этап - 1 станция – «Термины»;
II этап - 2 станция – «Карта»;
III этап - 3 станция – «Статисты»;
IV этап - 4 станция – «Нарды»;
V этап - 5 станция – «Объясни».
Методы: работа в группах, практический.
Ход урока
I. Организационный момент. (2 мин.)
Создание эмоционального фона урока.
1. Распределение класса на группы (бригады по 4 человека). Выбор бригадира.
2. Консультанты определены заранее из учеников 9 класса. На каждую станцию по консультанту.
3. Получение маршруток. На каждую группу выдаётся маршрутка № 1.
4. Постановка цели урока-игры, представление помощников учителя по приему зачета.
5. Столы расставлены по кругу так, чтобы бригады могли проходить от одного стола (станции) до другого. На столах на табличках указаны номер и название станции (Приготовлено все заранее).
Бригада № 1 начинает работу со станции № 1, далее станция № 2, № 3, № 4, № 5.
Бригада № 2 начинает работу со станции № 2, далее станция № 3, № 4, № 5, № 1.
Маршрутка для бригады № 1.
Фамилия имя учащегося | Станция № 1 «Термины» | Станция № 2 «Карта» | Станция № 3 «Статисты» | Станция № 4 «Народы» | Станция № 5 «Объясни» | Итог |
Маршрутка для бригады № 2
Фамилия, имя учащегося | Станция № 2 «Карта» | Станция № 3 «Статисты» | Станция № 4 «Народы» | Станция № 5 «Объясни» | Станция № 1 «Термины» | итог |
На станциях сидят помощники учителя, они имеют вопросы и здания на листочках и ответы на вопросы. Ученики подходят, берут листок, читают задание и отвечают.
I этап - Станция № 1. «Термины» (7 мин.)
Объясните понятия:
1-я бригада: 1. урбанизация 2. миграция
3. агломирация 4. эмиграция
2-я бригада: 1. смертность 2. естественный прирост
3. депопуляция 4. трудовые ресурсы
После того как экзаменатор поставил оценку за работу на станции в маршрутный лист, учащиеся переходят на другую станцию все вместе по сигналу учителя.
II этап - 2 станция – «Карта» (7мин.)
Покажите на политико-административной карте России 5 республик, назвав предварительно, без помощи карты столицы этих республик.
1-я бригада:
1. Карелия -…
2. Коми -…
3. Чувашия -…
4. Дагестан -…
5. Алтай -…
2-я бригада:
1.Саха -…
2. Удмуртия -…
3. Адыгея -…
4. Хакасия -…
5. Марий Эл -…
III этап - 3 станция – «Статисты (6 мин.)
На этой станции учащиеся работают с цифровой информацией.
1-я бригада: Проанализируйте половозрастную пирамиду России (рис. 208 стр.249). Определите изменение смертности, рождаемости, половой состав населения.
2-я бригада: Определите естественный прирост в ряде регионов России (на 1000 жителей) на 1999 г.
Регионы | Рождаемость | смертность | Естественный прирост |
1. Россия в целом | 8,3 | 14,7 | -6,4 |
2. Псковская область | 7 | 21 | -14 |
3.Москва | 8 | 15 | -7 |
4. Республика Дагестан | 18 | 8 | +10 |
5. Магаданская область | 8 | 9 | -1 |
IV этап - 4 станция – «Народы» (7 мин.)
1-я бригада: К какой языковой семье и группе относятся: русские, татары, удмурты. Какие религии исповедуют эти народы? (Русские – индоевропейская семья, славянская группа; татары – алтайская семья, тюркская группа; удмурты – уральская семья, финская группа; русские, удмурты – религия православие; татары – религия ислам.). : Какой народ, живущий в европейской части России, исповедует буддизм? К какой языковой семье и группе он относится? (Калмыки, алтайская семья, монгольская группа.)
2-я бригада: Назовите народы, входящие в одну языковую группу с коми, карелами, марийцами, но проживающие за пределами России. (Перечисленные народы относятся к финской группе уральской семьи. В эту же группу входят финны, эстонцы, венгры.). Какую религию исповедуют горские народы северного Кавказа? Назовите исключение. (Горские народы Северного Кавказа исповедуют ислам, исключением являются осетины, исповедующие православие.)
V этап - 5 станция – «Объясни» (7 мин.)
1-я бригада: 1) Европейская часть России имеет большую плотность населения, чем азиатская. Почему? (В европейской части России проживает около 70 % населения России, т.к. здесь – историческое ядро России, Россия заселялась с запада на восток, а также здесь наиболее благоприятные природные условия.)
2) В чем экономическое значение миграции? (Экономическое значение миграции состоит в том, что она перераспределяет работников по территории страны, способствует освоению новых территорий.)
2-я бригада: 1) Каковы причины миграции? (Экономические – трудовая миграция, политические – беженцы, вынужденные межнациональные конфликты, переселенцы, насильственные миграции.)
2) Почему села не должны быть очень крупными? (Основное занятие жителей села – сельское хозяйство. Объектом труда является земля (пашни, пастбища). Расстояние до обрабатываемых земель не должно быть большим. Чем крупнее населенные пункты, тем дальше приходится ездить на поля, а значит и дольше добираться с места работы до дома.)
Подведение итогов (2 мин)
Пройдя все 5 станций, бригадиры сдают учителю маршрутные листы с оценками за работу на станциях. Учитель ставит итоговую оценку. Учитель может задать вопрос любому ученику и проверить объективность оценки. Если учащийся не согласен с оценкой, выставленной ему на одной из станций, то он может пересдать после уроков. Награждение команды, которой выставлены лучшее отметки
Объяснение домашнего задания (2 мин)
Самостоятельно выполнить работу над ошибками, допущенными в тестовой работе по теме: «Народы России».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии "Климатическая карта России" 8 класс
Конспект урока по географии, 8 класс. По учебнику под редакцией А.И. Алексеева, линия "Полярная звезда". Тема урока "Климатическая карта России". Куроку есть приложение - презентация....
Занимательный урок экономики " География в купюрах России".
Конспект урока " География в купюрах России" предназначен для учителей экономики и географии. Это занимательный, интегрированный урок для учащихся 8-9 классов, изучающих в школе экономику. Материал ур...
Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области
ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....
Урок по географии "Внутренние воды России.Реки"
урок по географии России.8 класс...
Тест к обобщающему уроку по географии 8кл.Почвы России.
Тестовая работа...
Разработка урока по географии "Внутренние воды России
Конспект урока и презентация к уроку в 8 классе в раздел "Внутренние воды". Предложены практическая часть, тесты, работа с картой....
Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.
За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...