Состав и структура населения
методическая разработка по географии (10 класс) на тему

В данном материале представлена подборка текстов и таблиц позволяющая получить информацию по сотаву и структуре населения Земли. Также в нем есть практическая работа на основе учебника Максаковского В.П.. Урок разработан для дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_i_struktura_naseleniya.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Состав и структура населения»

Цели  урока:

  • осознать значение состава и структуры населения в жизни общества;
  • научитесь определять показатели, характеризующие состав и структуру населения;

а именно:

  • выявлять факторы, влияющие на соотношение мужчин и женщин;
  • определять по диаграммам и таблицам и сравнивать соотношение мужчин и женщин, возрастной состав, среднюю продолжительность жизни, главные районы распространения христианства, ислама и буддизма;
  •  прогнозировать проблемы, которые могут возникать при изменении состава и структуры населения в разных районах мира.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютеры, электронные (карты, таблицы, диаграммы, справочные материалы)

Тип урока: учебно-практическое занятие

Модуль 2. Состав и структура населения

После изучения данного модуля вы сможете:

  • осознать значение состава и структуры населения в жизни общества;
  • научитесь определять показатели, характеризующие состав и структуру населения;

а именно:

  • выявлять факторы, влияющие на соотношение мужчин и женщин;
  • определять по диаграммам и таблицам и сравнивать соотношение мужчин и женщин, возрастной состав, среднюю продолжительность жизни, главные районы распространения христианства, ислама и буддизма;
  •  прогнозировать проблемы, которые могут возникать при изменении состава и структуры населения в разных районах мира.

Модуль 2. Состав и структура населения

С географией  населения мы начинали знакомиться в предыдущих курсах географии. Однако эта тема еще далеко не исчерпана. Н.Н. Баранский резко критиковал авторов географических книг за недооценку вопросов, связанных с населением. Незаслуженно забыт великий русский, советский географ Гумилев, который является одним из основоположников этнографии.

Теперь география населения стала одной из главных ветвей экономической и социальной географии. А почему? Потому что человек является центром всех экономических процессов. И именно человеческие отношения определяют мирное, стабильное развитие регионов или являются главной причиной военных конфликтов, террористических актов.

Что же является определяющим в характеристике населения. Сейчас численность населения планеты превысила 7млрд человек. Как же их можно классифицировать?

1. Расовый состав населения.

Расы – исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения и схожими телесными признаками. Внешние (или антропологические) признаки отдельных рас: цвет кожи (поэтому иногда говорят белая, черная или желтая раса),особенности волосяного покрова, строение лицевой части головы и т.д. Человечество принято делить на три основных расы:

Европеоидную (страны Европы, Америки, Юго-Западной Азии, Северной Африки);

Монголоидную (страны Центральной и Восточной Азии и Америки);

Негроидную (большинство стран Африки).

Выделяют также австралоидную расу, представители которой расселены на юго-востоке Азии, в Океании и Австралии.

30% населения мира относится к промежуточным группам (эфиопы, малагасийцы, полинезийцы и др.) Смешение рас привело к образованию особых групп метисов, мулатов и самбо в Америке.

Сейчас европеоидная раса людей преобладает во всех регионах мира, за исключением Зарубежной Азии и Африки.

 Люди всех рас абсолютно равны, однако в мире были и есть проповедники превосходства одних рас над другими. Эта идеология получила наименование расизма. Расизм существовал в фашистской Германии, США, ЮАР.

2.Этнический состав населения – это результат длительного исторического процесса смешения  и переселения представителей разных рас и этносов (народов). Этнос (народ) – это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием.

В процессе исторического развития народы проходят три стадии: племя, народность, нация. Племена возникли на первых этапах существования человека. Каждое племя состоит практически только из родственников. В некоторых районах мира до сих пор сохранились многочисленные племена – в Африке, Океании. Например, в Папуа – Новая Гвинея их насчитывается более 700. Нации  возникли в эпоху формирования централизованных государств (в Европе в средние века). Народности занимают промежуточное положение между племенами и нациями. Граница между тремя категориями этносов очень условна.

Классификация этносов проводится по различным признакам, главные из которых язык и численность. На признаке по языку основана наиболее широко распространенная классификация  народов. Всего в мире насчитывается более 2 тыс. языков, а народов – 4 тыс. Это связано с тем, что далеко не все народы имеют «свой» язык. Языковая (или лингвистическая) классификация основана на анализе сходства отдельных языков. По степени близости все языки объединяются в семьи и группы, которые состоят из народов. Посмотрите карту атласа стр. 12 – 13.

Самая большая – индоевропейская языковая семья, на языках которой говорят 150 народов (около 2,5 млрд чел. или 45% населения). В нее входят группы: индоарийская (16%), романская (12%), германская (9%), славянская (6%) и др. В эти группы входят народы, говорящие на родственных языках – языках одной языковой группы: в романскую – на французском, испанском, португальском, итальянском, в индоарийскую – на хинди, маратхи, пенджаби, и тд. Второй по численности (свыше 1 млрд чел., что составляет около 22% населения планеты) является китайско-тибетская (или сино-тибетская) семья, на языке которой говорят преимущественно в Китае, Непале, Бутане. Наиболее многочисленными народами мира являются китайцы (120 млн чел.), хиндустанцы (219 млн чел.), американцы США (187 млн чел.), бенгальцы (176 млн чел.), русские (146 млн чел.), бразильцы (137 млн чел.), японцы (123 млн чел.), бихарцы и пенджабцы (по 90 млн чел.), мексиканцы (85 млн чел.).

Языковая классификация народов существенно отличается от национальной, поскольку распространение языков не совпадает с этническими границами. Например, в бывших колониях Испании, Великобритании, Франции в Африке, Азии, Америке говорят на языках метрополии.

Распространенность того или иного языка можно проиллюстрировать по-разному. Например, по численности людей, говорящих на нем. Эти данные весьма относительны и передают только общую картину

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЯЗЫКИ

(млн чел., 1992г.)

Языки

Численность людей, для которых он является родным

Общая численность людей, говорящих на этом языке

Китайский

Хинди и урду

Испанский

Английский

Бенгальский

Арабский

Русский

Португальский

Японский

Французский

Немецкий

817

321

320

316

180

178

173

165

125

71

89

907

383

362

456

189

208

293

177

126

123

119

Можно посмотреть, в каких странах тот или иной язык является официальным, или государственным. Например, английский имеет подобный статус в 76 странах мира, французский – в 34, испанский – в 21, португальский – в 8.

В зависимости от того, совпадают или нет государственные и этнические границы, страны мира делятся  на одно-, дву- и многонациональные. Однонациональными считаются те страны, в которых доля лиц одной национальности превышает 9/10. Таких стран довольно много в Европе (Польша, Чехия, Германия, Италия и др.), в Азии (Япония, Корея, Бангладеш, Саудовская Аравия, Йемен и др.), в Африке (Ливия, Египет).

Двунациональных стран гораздо меньше (Ирак, Сирия, Вьетнам, Турция, Канада, Бельгия). Большинство стран  мира многонациональные. Из них наиболее  многонациональными являются Индия и Индонезия, в каждой из которых насчитывается по 150 народов. Особый характер имеет  американская нация – результат этнического смешения и слияния переселенцев из разных частей света, и особенности из Европы и Африки. Американская нация США – 100 народов. По Гумилеву каждая нация проходит три стадии: молодость, зрелость и старость. В целом это занимает  около 1250 лет. Американская нация является молодой, что объясняет категоричность и напористость США в международной  и внутренней политике.

Еще одним немаловажным классификационным признаком является религиозный состав населения. Религия – одна из форм культуры, особое мировоззрение, поклонениям высшим силам. Религия охватывает все стороны жизни верующих, освящает их нравы и обычаи, работу и отдых, формирует атмосферу межнационального общения.

Данные о численности верующих очень условны, поскольку в большинстве стран мира отсутствует их точный  учет.

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

ЭТНИЧЕСКИЕ

ТРАДИОЦИОННЫЕ

Христианство

(более 1млрд чел. в Европе, Америке, Австралии или 37% верующих):

- католицизм;

- протестантство;

- православие.

Индуизм в Индии (17%)

Тотемизм, магия, фетишизм, культ предков, анимизм. Встречается в  труднодоступных и отсталых районах Тропической Африки, Латинской Америки и Австралии

Ислам  (более 800 млн. чел. или 24% верующих):

- сунниты в Африке и Азии;

- шииты в Иране и Ираке.

Конфуцианство в Китае и Синтоизм в Японии (10%)

Буддизм  (более 200млн чел. в Азии или 7% верующих)

Иудаизм в Израиле

Этнические религии отличаются от универсальных тем, что они распространены, в основном, среди людей одной и той же национальности.

Основные центры мировых религий: Иерусалим, Рим, Медина, Мекка.

Проблема межнациональных отношений в настоящее время стоит достаточно остро. Это связано:

  1. с фактическим экономическим и социальным неравенством народов в некоторых развитых странах, ущемлением культурной самобытности национальных меньшинств (баски в Испании, корсиканцы во Франции, шотландцы в Великобритании, франко-канадцы в Канаде);
  2. с процессом объединения родственных племен в народности, а народности в нации во многих развивающихся странах (Индии, Индонезии, Нигерии, Заире, Судане)
  3. с последствиями европейской колонизации, при которых сохраняется угнетение коренного населения (индейцы, эскимосы, аборигены Австралии);
  4. с расовой дискриминацией (ЮАР, США);
  5. с образованием новых государств на территории бывшего СССР и социалистических стран восточной Европы.

Одной из главных «горячих» точек после второй мировой войны остается Ближний Восток, где не утихает арабо-израильский конфликт.

Национальные противоречия часто имеют религиозную основу. Яркий пример – религиозные столкновения между католиками и протестантами в Северной Ирландии (Ольстер), христианами и мусульманами в Боснии.

Значительным религиозным фактором, подпитывающим современный международный терроризм, является исламский фундаментализм.

Нерешенные проблемы  межнациональных отношений могут приводить к тяжелым последствиям, и их решение – в интересах всех государств мира.

Возрастной и половой состав населения мира

Особенности естественного движения, как и миграции, определяют возрастную и половую структуру населения. Это важные экономико-социальные демографические показатели, представляющие, в частности, базу для прогнозирования хода воспроизводства населения, его будущей численности и демографической структуры, исчисления трудовых ресурсов, контингентов школьников и пенсионеров и т.д.

Возрастной состав населения

Наиболее важно деление по возрасту на три категории:

а) исходя из репродуктивных особенностей – до 15 лет – поколение детей, 15-49 лет- поколение родителей, 50 лет и старше – поколение прародителей;

б) исходя из способностей людей разного возраста и пола к трудовой деятельности – население в дорабочем, рабочем (трудоспособном) и послерабочем возрасте.

Возраст – это основной критерий способности человека к труду. Трудовые ресурсы в разных странах определяются условно по-разному. В нашей стране трудоспособный (рабочий) возраст для мужчин 16-60 лет, в Мексике и Португалии – с 12 лет. Пенсионный возраст для мужчин в большинстве развитых капиталистических стран установлен с 65 лет, а в некоторых слаборазвитых странах он вообще не определен, т.к. пенсионное обеспечение отсутствует. В международной статистике рабочим населением принято считать людей в возрасте от 15 до 64 лет, т.е. обычно 55-65% всего населения.

О степени вовлеченности трудовых ресурсов в производство свидетельствует показатель экономически активного населения (ЭАН). ЭАН – часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере. В мире ЭАН – 45% всего населения (2,7 млрд чел.). В Северной Америке показатель ЭАН – 50-60%. В Азии, Африке и Латинской Америке ЭАН – 40-45%.

Страны с первым типом воспроизводства населения, т.е. с низкой рождаемостью и смертностью и с высокой средней продолжительностью жизни, относятся к числу «старых наций». Там высока доля людей в трудоспособном (62%) и пожилом (15%) возрасте и низка доля детей (23%), что предопределяет низкий уровень рождаемости и прироста населения в будущем.

В странах со вторым типом воспроизводства населения выше процент детей (43%) и очень мала доля лиц пожилого возраста (6%). Во многих слаборазвитых странах число детей приближается к численности трудоспособного населения, или даже превосходит его (Кения и Йемен, 52%), что ставит перед обществом ряд серьезных экономических проблем и обуславливает высокую рождаемость в будущем.

Более гармоничны, ближе к оптимальным, современные возрастные структуры жителей в США, России, Японии, Китае.

В связи с ростом средней продолжительности жизни население мира стареет. Так, средний возраст жителей Земли в 1985 году был 23,4 года, в 2000 году –  26,5 лет, а к 2025 году, по оценкам ООН,  он составит – 31,2 года.

Старение населения меняет соотношение когорты людей в трудоспособном и пенсионном возрасте в пользу последних. Таким образом, в будущем перед обществом будут нарастать социально-экономические и этнические проблемы.

Половой состав населения

Большое значение имеет также и половой состав населения, так как данные о соотношении мужчин и женщин в целом и в разных возрастах важны для анализа процесса воспроизводства населения. Главными причинами, определяющими соотношение полов, в мире являются:

превышение численности мужского населения над женским при рождении (на 5-6%, к 18-20 годам соотношение полов выравнивается, а к старости наблюдается перевес женщин);

различия в средней продолжительности жизни мужчин и женщин (в России женщины сейчас живут, в среднем, почти на 20 лет дольше, чем мужчины);

влияние войн, уносящих преимущественно жизни мужчин (в основном этим объясняется существенная диспропорция полов в нашей стране);

миграции, в которых принимают участие, в основном, мужчины;

характер экономики, предъявляющий различный спрос на мужской и женский труд.

В целом, сейчас численность мужчин в мире на 20-30 млн человек превышает численность женщин.

Наблюдаются большие различия в половом составе в отдельных регионах мира. В странах зарубежной Европы и в СНГ отмечается преобладание женщин – это объясняется влиянием мировых и локальных войн и превышением средней продолжительности жизни женщин. Особенно велик их перевес в СНГ (на 16,5 млн), ФРГ и в Австрии.

В зарубежной Азии почти повсеместно преобладают мужчины (особенно большое превышение доли мужского населения наблюдается в Южной и Восточной Азии, например, в Китае – на 31 млн, в Индии – на 24 млн). Это связано с низким социальным статусом женщины, ранними браками, частыми родами, постоянным тяжелым трудом. Исключение составляют лишь Япония, Индонезия, Мьянма, Йемен, Израиль, Кипр.

Для стран Африки, в целом, характерно равновесие между численностью мужчин и женщин, но в северной, арабско-мусульманской части материка наблюдается некоторое преобладание мужчин, а в Восточной Африке – женщин.

В Северной Америке, долгое время бывшей «магнитом» для массового притока иммигрантов, мужское население, вплоть до середины XX века преобладало и только сейчас наметившийся перевес женского населения возрастает, особенно в пожилых возрастах.

В Латинской Америке, как и в Африке, численность мужчин и женщин приблизительно равна, хотя наблюдается незначительный перевес женщин.

В Австралии долгое время преобладало мужское население. Это было связано с тем, что на материк был направлен массовый приток иммигрантов, но с середины 70-х годов наблюдается тенденция к превышению численности женского населения над мужским.

Состав и структура населения

(Учебник: стр. 66-67, рис.12 и14,стр. 388 табл. 15, атлас: стр. 11, 12)

Показатели

Развитые

Развивающиеся

  1. половой состав
  2. возрастной состав
  • дети
  • взрослые
  • старики
  1. количество трудовых ресурсов
  2. экономически активное население
  3. основные религии
  4. квалификация трудовых ресурсов

  1. Дайте определение терминам (показателям из таблицы).
  2. Используя рис. № 14 со стр. учебника 63 выпишите регионы с max и min количеством:
  • Детей
  • Взрослых
  • Пожилых
  1. Какие проблемы наблюдаются в этих регионах в связи с такой возрастной структурой населения?
  2. О чем  говорит широкое основание возрастно-половой пирамиды? Какую демографическую политику необходимо проводить в этих случаях? (учебник стр.62, рис. № 12).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Состав и структура вооруженных сил мирового сообщества"

Урок разработан на 90 минут рабочего времени. Предполагает домашнюю подготовку учащихся. Содержит опорные конспекты и карты - задания....

Презентация к уроку по географии в 10 классе на тему: "Состав и структура населения мира"

В презентации приведены ссылки  на интерет-ресуры, первый из них - это онлайн- счетчик населения России, его можно запустить в начале урока и посмотреть в конце на результат, убедиться  в то...

"Состав (структура) населения"

Конспект урока 10 класса географии по теме "Состав (структура) населения"...

презентация по теме: "Состав (структура) населения", 10 класс

Презентация по теме "Состав и структура населения"...

Разработка урока географии в 10 классе по теме:" Состав (структура) населения мира".

Вашему вниманию представляется разработка урока географии по теме " Состав (структура) населения мира". Данная тема входит в раздел "Население мира". Сложность при изучении данной темы состоит в том, ...

Урок географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.

урок   географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.Технология:  ситуативного обучения (в подгруппе личностно-ориентированного) – технология кейсов. Цели: созда...