"Состав (структура) населения"
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Конспект урока 10 класса географии по теме "Состав (структура) населения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Состав (структура) населения».

Цель урока: сформировать представление о половом, возрастном, этнолингвистическом и религиозном составе населения.

Задачи урока:

  1. Выявить географические закономерности полового и возрастного состава населения мира.
  2. Выявить географические особенности этнического и лингвистического состава населения мира.
  3. Выработка умения работать в группе
  4. Выработка умения публичного выступления
  5. Совершенствовать навыки работы со специальными картами и статистическими материалами.

Оборудование: презентация, атласы 10 класса, раздаточный материал, учебник (Максаковский В.П.).

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Проверка домашнего задания.

  1. В каком из приведенных примеров идёт речь о первом типе воспроизводства населения?

а) рождаемость – 32, смертность – 14;

б) рождаемость – 17, смертность – 12;

в) рождаемость – 12, смертность – 12;

г) рождаемость – 27, смертность – 10.

Ответ свой поясните.

 

  1. Какой из типов воспроизводства появился раньше? Ответ свой поясните.
  2. Объясните причину появления высказывания Томаса Мальтуса «Война – это лучшее, что мог дать нам Бог».
  3. Почему в развивающихся странах так упорно сохраняется традиция большой семьи?
  4. Какие цели преследует демографическая политика?

III. Изучение нового материала.

Особенности полового состава населения мира.

Слайд 4.

Обычно мальчиков рождается примерно на 5% больше, чем девочек (на 100 девочек рождается примерно 107 мальчиков). Организм мальчиков слабее, смертность в младенческом возрасте больше. Примерно к 20 годам соотношение мужчин и женщин выравнивается. Это объясняется высокой смертностью среди мужчин, чем среди женщин.

Подобная картина характерна для большинства стран мира. Во всем мире мужчин больше на 20 млн. Самое большое преобладание мужского пола в Китае (на 38 млн больше, чем женщин) и в Индии (на 35 млн больше). Однако, если обратить внимание на карту атласа «Половой состав населения мира», можно заметить, что стран, где преобладают женщины больше.

Слайд 5.

Формирование полового населения в различных странах неодинаково. 

  1. В странах СНГ, в Европе, Северной Америке – преобладает женское население. Причины: а) средняя продолжительность жизни у женщин выше, чем у мужчин; б) потери мужского населения в войнах.
  2. В Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании – численность мужчин и женщин одинакова.
  3. В Азии мужчин больше: в Китае и Индии – соответственно на 38 и 35 млн человек. Преобладание мужского населения характерно для некоторых стран Юго-Западной Азии (Кувейта, ОАЭ, и др. стран).

Причины: а) приниженное положение женщин (ранние браки, раннее деторождение;     б) приток в нефтедобывающие страны Персидского залива мужской рабочей силы, что составляет 55-65%, такого превышения больше нигде в мире нет.

Особенности возрастного состава населения мира.

Слайд 6.

        Основные типы возрастного состава населения, в общем, соответствуют типам его воспроизводства.

        Выделяют три типа возрастной структуры населения:

  1. Прогрессивная – с большей долей детей.
  2. Стационарная – равновесная по возрастам.
  3. Регрессивная – малая доля детей и большая – людей старших возрастов.

Слайд 7.

Слайд 8. Для графического анализа возрастного и полового состава населения широко применяется возрастно-половая пирамида.

Возрастно-половая пирамида – это особый вид диаграммы, которая графически отображает возрастную и половую структуру населения.

Задание: проанализируйте пирамиды на слайде. Объясните различие между возрастно-половыми пирамидами стран первого и второго типов воспроизводства населения.

Слайд 9. Задание по группам.

        Используя данные половозрастных пирамид, определите прогнозируемые к 2025 году изменения (увеличение или уменьшение) доли лиц до 15 лет и старше 65 лет в общей численности населения Республики Корея. С какими факторами связаны прогнозируемые изменения в возрастной структуре населения этой страны. Укажите два фактора.

Этнолингвистический состав населения.

Слайд 10.

Вспомним, что такое этнос.

        Этнос – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, объединенных языком, территорией, хозяйством, культурой и национальным самосознанием.

        

Низшая ступень общности – племя; средняя – народность; высшая – нация. В процессе своего развития народы проходят все три стадии. Каждое племя состоит только из родственников. В некоторых районах мира до сих пор сохранились племена. Например, в Африке, Океании, Австралии. Нации возникли в средние века в Европе.

Слайд 11.

        Общее число языков мира от 2,5 до 5 тысяч (точную цифру установить невозможно, так как различие между разными языками и диалектами одного языка условно). Народов в мире около 4 тысяч. Это связано с тем, что не все народы имеют свои языки. Наиболее распространенными народами являются китайцы (1100 млн чел.), американцы (190 млн чел.), хиндустанцы (220 чел.), бенгальцы (180 млн чел.), русские (150 млн чел.), бразильцы (140 млн чел.), японцы (125 млн чел.), бихарцы (90 млн чел.), пенджабцы (90 млн чел.), мексиканцы (85 млн чел.).

        К наиболее распространенным языкам относятся: китайский, английский, хинди, испанский, русский, арабский, бенгальский, португальский, малайско-индонезийский, японский, французский, немецкий.

Задание: проанализируйте таблицу. Какое несоответствие вы видите в данной таблице? Почему такое несоответствие?

Дело в том, что языки бывших метрополий являются официальными в странах-колониях. Например, английский язык является официальным в 76 странах мира, французский – в 34, испанский – в 21, португальский – в 8.

Языки межнационального общения и международных организаций английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский (официальные и рабочие языки ООН).

Слайд 12. Языки мира по родственным генетическим связям группируются в языковые семьи.

Индоевропейская – 43%, сино-тибетская – 22%; нигеро-кордофанская – 7%, афразийская – 6 %, австронезийская – 6%, дравидийская – 4%.

Слайд 13 – 17.

В соответствии с характером этнического (национального) состава населения выделяют 5 типов государств:

1. Национальные — об этом типе говорят, когда этнические границы совпадают с политическими. Он встречается достаточно часто. В зарубежной Европе к нему относится около половины всех стран. Это Нидерланды, Норвегия, Швеция, Дания. ФРГ, Польша, Австрия Болгария, Словения, Италия, Португалия. В Латинской Америке выделить страны сложно из-за несоответствия политических границ проживания коренных народов. В зарубежной Азии таких стран значительно меньше: Япония, Корея, Бангладеш, Саудовская Аравия, некоторые небольшие страны. Еще меньше их в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар).

2. Страны с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных национальных меньшинств. Это Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния — в Европе. В зарубежной Азии — Китай. Монголия. Вьетнам. Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Шри-Ланка, Ирак, Сирия, Турция. В Африке — Алжир, Марокко, Мавритания, Зимбабве, Ботсвана. В Северной Америке — США, в Океании — Австралийский Союз и Новая Зеландия.

3. Двунациональные страны. Этот тип встречается редко, к нему относятся Бельгия, Канада и некоторые другие.

4. Страны со сложным национальным составом, но относительно однородные в этническом отношении чаще встречаются в Азии (Иран, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Лаос), в Центральной, Восточной и Южной Африке есть и в Латинской Америке.

5. Многонациональные страны с разнородным этническим составом. Самые яркие страны этого типа — Индия и Россия. Также к этому типу можно отнести Швейцарию, Индонезию, Филиппины, некоторые страны Западной и Южной Африки.

В последнее время случавшиеся на протяжении всей человеческой истории конфликты на национальной и религиозной почве еще больше усилились.

Слайд 18.

Работа в парах. Задание:

  • На основе текста учебника отметьте на контурных картах горячие точки планеты.
  • Подумайте, что может препятствовать решению межнациональных конфликтов?

Слайд 19. Проверка.

IV. Закрепление изученного материала

Слайд 20.

  1. Укажите самую распространенную языковую семью:
  1. индоевропейская       3) алтайская
  2. афразийская               4) уральская

  1. Укажите многонациональное государство Европы.
  1. Франция                  3) Польша
  2. Италия                     4) Испания

  1. Укажите двуязычное государство.
  1. США                       3) Австралия
  2. Канада                    4) Греция

  1. Для какой страны характерен перевес женщин в общей численности населения?
  1. США                        3) Индия
  2. Китай                       4) Россия

  1. Для какой страны характерно преобладание мужчин?
  1. Бразилия                  3) Россия
  2. Египет                      4) Нидерланды

Слайд 21. Проверка.

  1. 1
  2. 4
  3. 2
  4. 4
  5. 2

V. Домашнее задание.

  • Учебник стр. 66-69
  • Учебник стр. 85-86 задания № 7
  • Повторить тему «Религиозный состав населения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по географии в 10 классе на тему: "Состав и структура населения мира"

В презентации приведены ссылки  на интерет-ресуры, первый из них - это онлайн- счетчик населения России, его можно запустить в начале урока и посмотреть в конце на результат, убедиться  в то...

презентация по теме: "Состав (структура) населения", 10 класс

Презентация по теме "Состав и структура населения"...

Разработка урока географии в 10 классе по теме:" Состав (структура) населения мира".

Вашему вниманию представляется разработка урока географии по теме " Состав (структура) населения мира". Данная тема входит в раздел "Население мира". Сложность при изучении данной темы состоит в том, ...

Состав и структура населения

В данном материале представлена подборка текстов и таблиц позволяющая получить информацию по сотаву и структуре населения Земли. Также в нем есть практическая работа на основе учебника Максаковского В...

Урок географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.

урок   географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.Технология:  ситуативного обучения (в подгруппе личностно-ориентированного) – технология кейсов. Цели: созда...

конспект урока географии в 10 классе по теме "Состав (структура) населения мира"

Цель урока: Формирование комплекса знаний о половом, возрастном, этнолингвистическом и религиозном составе населения.Задачи урока: 1.      Выявить географические закономерност...