Разработка урока «Структура населения мира. Половозрастной состав»
план-конспект урока по географии (10 класс)
Закрепление понятия воспроизводство, рождаемость, смертность, естественный прирост
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока географии
Тема:
«Структура населения мира. Половозрастной состав»
10-й класс
Учитель 1 кв.категории
МКОУ Бетлицкая СОШ
Федоришкина Л.Г.
2022
Цели урока
Образовательные: закрепить понятия воспроизводство, рождаемость, смертность, естественный прирост. Сформировать представления о видах структуры населения мира, о структуре населения по полу и возрасту. Сформировать представления о географических различиях в структуре населения по полу и возрасту в различных странах и регионах мира.
Развивающие: продолжить совершенствование и систематизацию умений: осмысливать теоретический материал; оперировать имеющимися знаниями; использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации; использовать компьютерные технологий для решения географических задач; развивать пространственное мышление обучающихся; повышать мотивацию обучающегося на поиск и приобретение географических знаний.
Воспитательные цели: продолжить воспитание у обучающихся интереса к предмету, стремление к расширению кругозора; формировать представление о гендерной неоднородности стран мира вследствие действия демографических, культурных, исторических и экономических факторов развития.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: комбинированный.
Материальное обеспечение урока: Демонстрационно-компьютерный комплекс. Раздаточный материал. Алексеев. Экономическая социальная география мира. 10 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2016. Электронная презентация учебного материала. Карта мира. Атлас 10 класс.
Учебные вопросы:
- Понятие структуры населения, виды демографических структур.
- Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.
- Факторы региональных различий.
- Типы половозрастных пирамид.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь, пожалуйста. Мы с вами продолжаем изучать тему «География населения мира» и на сегодняшнем уроке мы познакомимся с составом населения Земли. Тема нашего урока: «Половозрастной состав (структура) населения мира» Задача нашего урока: выявить географические закономерности полового и возрастного состава населения, работая с картами и рисунками учебника.
Но для изучения нового материала нам с вами необходимо вспомнить основные ключевые понятия данной темы и найти на политической карте регионы и страны мира, о которых будем говорить на уроке.
1. Основные ключевые понятия темы:
На экране представлены анаграммы из определений прошлых уроков. Необходимо правильно расставить слова в определении и записать понятия, зашифрованные в анаграмме. Фронтальная работа, определяют понятия. Взаимопроверка. Анализируют результаты работы. Определяют, насколько сложной и почему была работа.
- Непрерывная, происходит, рождаемости, результате, в, поколений, совокупность, смертность, процессов, и, которых, смена.
- Детей, жителей, рожденных, количество, 1000, на.
- Смертности, между, разница, рождаемости, показателем, и.
Ответы
- Совокупность процессов рождаемости и смертности, в результате которых происходит непрерывная смена поколений (воспроизводство).
- Количество рожденных детей на 1000 жителей (рождаемость).
- Разница между показателем рождаемости и смертности (естественный прирост).
- Ребята, подумайте и скажите, почему в курсе социально-экономической географии большое значение уделено теме «Население»? ( Это главная производительная сила общества, главный преобразователь природы и основной потребитель всех создаваемых материальных благ.)
- Чему равна численность населения нашей планеты? (7,9 млрд. чел. на 2022 год)
- Как изменяется численность населения Земли? Чему равен ежегодный прирост населения мира? (88 млн. чел.)
- Во всех ли странах мира наблюдается рост численности населения? Приведите примеры.
- Что такое демографический взрыв? Для каких регионов мира характерен этот процесс? ( Африка, Азия, Латинская Америка)
- Демографическая политика – что это такое? ( Это система административных, экономических, пропагандистских и др. мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательном для него русле.)
Молодцы, а теперь поработаем с картой.
2. Работа с политической картой мира: ( 5 минут )
- Покажите и назовите регионы мира, для которых характерен 1 тип воспроизводства населения. ( Северная Америка, Европа, СНГ, Австралия и Океания, Страны Восточной Азии)
- Покажите регионы мира, для которых характерен 2 тип воспроизводства населения. ( Латинская Америка, Африка и Азия, кроме Восточной)
- Самое большое по площади государство мира.
- 8 стран, лидирующих по численности населения. (Китай, Индия, США, Индонезия, Пакистан, Бразилия, Нигерия, Бангладеш)
3. Мотивация и целеполагание.
Подготовка к восприятию материала. Слушают преподавателя. Просматривают видеофрагмент В. Познер «Мир, сокращенный до 100 человек» Определяют тему урока. Записывают ее в тетрадь. Определяют учебные вопросы урока. Знакомятся с планом урока.
- Изучение нового материала.
Понятие структуры населения, виды демографических структур. Знакомятся с понятием структура населения. Записывают виды структур по полу и возрасту. Составляют схему видов структур в тетради.
1. Особенности полового состава населения.
Посчитано, что в среднем на каждые 100 девочек в мире рождается примерно 105 мальчиков, но к 20 годам соотношение обоих полов выравнивается. Это объясняется тем, что организм мальчиков слабее и среди них выше детская смертность. Но в последующих возрастных группах формирование полового состава населения происходит по-разному.
Работа с картой атласа «Половой состав населения»
Проанализируйте карту « Половой состав населения мира». Выделите регионы, в которых преобладает женское население.
-Зарубежная Европа, СНГ; Примерно в 150 странах мира.
Чем это можно объяснить? Это объясняется следующими причинами: 1)средняя продолжительность жизни у женщин выше, чем у мужчин;
2) Потерями мужского населения в войнах;
3) Повышенной смертностью среди мужчин( из-за социальных болезней, ДТП)
Например, в нашей стране женщин на 11 млн. больше чем мужчин.
В Северной и Латинской Америках, в Африке и Австралии численность мужчин и женщин примерно одинакова.
А вот в Азии мужчины заметно преобладают. Работая с картой, назовите страны Азии, в которых количество мужчин в расчёте на 100 женщин значительно преобладает.
Саудовская Аравия 100 -122
Оман 100 -128
Кувейт – 100 – 152
Как вы можете это прокомментировать?
Причины: а) Это, в основном, мусульманские страны, в которых долгое время женщины занимали приниженное положение в семье и обществе ( ранние браки, многочисленные и ранние деторождения в условиях нищеты)
2) Приток в нефтедобывающие страны Персидского залива мужской рабочей силы( доля мужчин в этих странах составляет 55 – 65%.
Несмотря на то, что примерно в 150 странах мира женское население численно превышает мужское, в целом в мире на 100 женщин приходится 101 мужчина.
Как вы думаете, почему?
На итоговом мировом показателе особенно сильно сказывается перевес мужчин в двух самых многочисленных странах мира в Китае (мужчин больше на 38 млн., и в Индии на 35 млн. больше чем женщин.)
2. Возрастной состав населения.
Древнегреческий математик и философ Пифагор рассматривал человеческую жизнь в аспекте времён года и предлагал различать в ней четыре «сезона»:
весну – детство; лето – молодость; осень – зрелость; зиму – старость. И в наши дни учёные говорят о демографической молодости, зрелости и старости населения.
Существуют географические отличия в возрастной структуре населения регионов и стран мира.
Работа с картой «Возрастной состав населения мира» Дети – от 0 до 14 лет. Взрослые – 15 – 59 лет; пожилые люди – старше 60 лет.
Назовите регионы мира, в которых доля детей во всём населении более 30%.
(Зарубежная Азия, Африка и Латинская Америка)
В СНГ, Зарубежной Европе, Северной Америке и Австралии доля детей гораздо ниже, но значительна доля пожилого населения ( от 13 до 20 %).
Зависит ли возрастной состав от типа воспроизводства населения? Если да, то как?
- В странах какого типа и уровня развития преобладают дети и подростки?
- Люди каких возрастов преобладают в развитых странах?
Выявляют и записывают географическую закономерность: в странах 1 типа воспроизводства преобладает население старших возрастов, а в странах второго типа воспроизводства увеличена доля детей и подростков.
3 Половозрастная пирамида.
Для графического анализа возрастного и полового состава населения широко используется половозрастная пирамида – это диаграмма, которая графически отображает возрастную и половую структуру населения.
Задание. Проанализируйте и объясните различия между возрастно-половыми пирамидами стран 1 и 2 типов воспроизводства населения (разные основания пирамиды – дети; вершины – пожилые люди). Возрастная структура в странах с различным типом воспроизводства населения имеет свои особенности. В странах с первым типом воспроизводства доля детей не превышает 22-25%, тогда как доля людей пожилого возраста составляет 15-20% и имеет тенденцию к увеличению в связи с общим "старением" населения в этих странах. В странах со вторым типом воспроизводства населения доля детей достаточно высока. В среднем она составляет 40-45%, а в отдельных странах уже превышает 50% (Кения, Ливия, Ботсвана). Доля пожилого населения в этих странах не превышает 5-6%.
Подумайте:
- В чем преимущества и отрицательные стороны высокой доли детей в структуре населения? Преимущество заключается в том, что через определенное время дети пополнят численность экономически активного населения. Отрицательным является тот факт, что большая доля детей увеличивает показатель демографической нагрузки, а для развивающихся стран, для которых характерна такая структура населения, это приводит к продовольственной проблеме, а также к проблеме безработицы.
- Почему Китай перешел от формулы "Одна семья - один ребенок" к формуле "Нас двое - нам двоих"? Это связано со старением населения и увеличением демографической нагрузки для суженного поколения китайского населения, рожденного после проведения мер сдерживающей демографической политики. Также среди первых детей увеличена доля мальчиков. Обнаруживается нехватка женского населения в молодых возрастах.
4. Экономически активное население
Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую - трудовые ресурсы, которые в разных странах оцениваются по-разному. Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения, реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере.
Знакомятся с понятием демографической нагрузки и ЭАН (экономически активного населения). В мире к экономически активному относится около 45% всего населения, причем в странах Зарубежной Европы, Северной Америки, России этот показатель составляет 48- 50%, а в странах Азии, Африки, Латинской Америки - 35-40%. Это связано с уровнем занятости женщин в общественном производстве и долей детей в возрастной структуре населения.
Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими (детьми и пожилыми) называется демографической нагрузкой. Демографическая нагрузка в мире составляет в среднем 70% (то есть 70 неработающих на 100 трудоспособных), в развитых странах - 45- 50%, в развивающихся - до 100%.
Попробуйте объяснить характер этих различий?
- Большая экономическая отсталость регионов;
- Очень высокой долей детей;
- Значительное меньшее вовлечение женщин в общественное производство.
- Закрепление
Тестирование.
- Подведение итогов.
Сегодня мы с вами выяснили географические особенности полового, возрастного, этнографического и лингвистического состава населения Земли. Оценки за тест.
- Рефлексия.
Прием «Свободный микрофон»
- Домашнее задание.
параграф 2; краткие сообщения на тему "Культура народа мира"
(на примере одного народа по выбору - ирландцы, французы, поляки, инки, зулу, масаи, берберы, австралийцы).
- Литература.
- Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия - М.: 2003 / www. KM. ru
- География 6-10 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. М.: 2003.
- География. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 2004
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса общеобразовательных школ - М.: Просвещение, 2001
- Сиротин В.И., Сиротин И.В. Школьная география в вопросах и ответах. 6-10 классы: пособие для учащихся. - М.: АРКТИ, 2000
- Экономическая и социальная география мира. 10 класс Ч.1 Общая характеристика мира; Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского / Авт.-сост. О.И. Ануфриева. - Волгоград: Учитель, 2003
Интернет-ресурсы.
- http://school.iot.ru/predmety/geo/nas2.html
- http://demoscope.ru/weekly/2011/0483/index.php
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Демографическая_политика
- http://www.unfpa.org/public/
- http://office.microsoft.com/ru-ru/excel-help/HA001084158.aspx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Численность населения мира"
Начать формирование представлений и знаний о населении России. Познакомить с основными показателями, характеризующими численность населения России и ее место среди стран мира....
Урок географии по теме Размещение, миграция и структура населения Мира
Урок направлен на изучение нового материала по теме "Размещение, миграция и структура населения Мира". Сопровождается учебной презентацией. Контроль знаний в конце урока осуществляется с помощью теста...

Урок Структура населения, 10 класс
Опыт показывает, что любознательные учащиеся предпочитают работать в группах. Подобная работа вырабатывает умение распределять время и функции среди участников мини-группы, а ограниченность времени на...

Презентация к уроку по географии в 10 классе на тему: "Состав и структура населения мира"
В презентации приведены ссылки на интерет-ресуры, первый из них - это онлайн- счетчик населения России, его можно запустить в начале урока и посмотреть в конце на результат, убедиться в то...

Половая и возрастная структура населения мира. Анимированный тест. 10-11 класс
Образовательный ресурс представляет собой анимированный тест, предназначенный для проверки уровня знаний по теме: "География населения мира"...

Разработка урока географии в 10 классе по теме:" Состав (структура) населения мира".
Вашему вниманию представляется разработка урока географии по теме " Состав (структура) населения мира". Данная тема входит в раздел "Население мира". Сложность при изучении данной темы состоит в том, ...

Урок географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.
урок географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.Технология: ситуативного обучения (в подгруппе личностно-ориентированного) – технология кейсов. Цели: созда...