Разработка урока «Структура населения мира. Половозрастной состав»
план-конспект урока по географии (10 класс)

Лариса Григорьевна Федоришкина

Закрепление понятия воспроизводство, рождаемость, смертность, естественный прирост

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

Конспект урока географии

Тема:

«Структура населения мира. Половозрастной состав»

10-й класс 

Учитель 1 кв.категории

МКОУ Бетлицкая СОШ

Федоришкина Л.Г.

2022

Цели урока

Образовательные: закрепить понятия воспроизводство, рождаемость, смертность, естественный прирост. Сформировать представления о видах структуры населения мира, о структуре населения по полу и возрасту. Сформировать представления о географических различиях в структуре населения по полу и возрасту в различных странах и регионах мира.

Развивающие: продолжить совершенствование и систематизацию умений: осмысливать теоретический материал; оперировать имеющимися знаниями; использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации; использовать компьютерные технологий для решения географических задач; развивать пространственное мышление обучающихся; повышать мотивацию обучающегося на поиск и приобретение географических знаний.

Воспитательные цели: продолжить воспитание у обучающихся интереса к предмету, стремление к расширению кругозора; формировать представление о гендерной неоднородности стран мира вследствие действия демографических, культурных, исторических и экономических факторов развития.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: комбинированный.

Материальное обеспечение урока: Демонстрационно-компьютерный комплекс. Раздаточный материал. Алексеев. Экономическая социальная география мира. 10 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2016. Электронная презентация учебного материала. Карта мира. Атлас 10 класс.

Учебные вопросы:

  1. Понятие структуры населения, виды демографических структур.
  2. Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.
  3. Факторы региональных различий.
  4. Типы половозрастных пирамид.

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь, пожалуйста. Мы с вами продолжаем изучать тему «География населения мира» и на сегодняшнем уроке мы познакомимся с составом населения Земли. Тема нашего урока: «Половозрастной состав (структура) населения мира» Задача нашего урока: выявить географические закономерности полового и возрастного состава населения, работая с картами  и рисунками  учебника.

Но для изучения нового материала  нам с вами необходимо вспомнить основные ключевые понятия данной темы и найти на политической карте регионы и страны мира, о которых будем говорить на уроке.

1. Основные ключевые понятия темы:

На экране представлены анаграммы из определений прошлых уроков. Необходимо правильно расставить слова в определении и записать понятия, зашифрованные в анаграмме. Фронтальная работа, определяют понятия. Взаимопроверка. Анализируют результаты работы. Определяют, насколько сложной и почему была работа.

  1. Непрерывная, происходит, рождаемости, результате, в, поколений, совокупность, смертность, процессов, и, которых, смена.
  2. Детей, жителей, рожденных, количество, 1000, на.
  3. Смертности, между, разница, рождаемости, показателем, и.

Ответы

  1. Совокупность процессов рождаемости и смертности, в результате которых происходит непрерывная смена поколений (воспроизводство).
  2. Количество рожденных детей на 1000 жителей (рождаемость).
  3. Разница между показателем рождаемости и смертности (естественный прирост).
  1. Ребята, подумайте и скажите, почему в курсе социально-экономической географии большое значение уделено теме «Население»? ( Это главная производительная сила общества, главный преобразователь природы и основной потребитель всех создаваемых материальных благ.)
  2. Чему равна численность населения нашей планеты? (7,9  млрд. чел. на 2022 год)
  3. Как изменяется численность населения Земли? Чему равен ежегодный прирост населения мира? (88 млн. чел.)
  4. Во всех ли странах мира наблюдается рост численности населения? Приведите примеры.                                            
  5. Что такое демографический взрыв? Для каких регионов мира характерен этот процесс? ( Африка, Азия, Латинская Америка)
  6. Демографическая политика – что это такое? ( Это система административных, экономических, пропагандистских и др. мероприятий,  с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательном для него русле.)

Молодцы, а теперь поработаем с картой.

2. Работа с политической картой мира: ( 5 минут )

  1. Покажите и назовите регионы мира,  для которых характерен 1 тип воспроизводства населения. ( Северная Америка, Европа, СНГ, Австралия и Океания, Страны Восточной Азии)
  2. Покажите регионы мира,  для которых характерен 2 тип воспроизводства населения. ( Латинская Америка, Африка и Азия, кроме Восточной)
  3. Самое большое по площади государство мира.
  4. 8 стран, лидирующих по численности населения. (Китай, Индия, США, Индонезия, Пакистан, Бразилия, Нигерия, Бангладеш)

3. Мотивация и целеполагание.

Подготовка к восприятию материала. Слушают преподавателя. Просматривают видеофрагмент В. Познер «Мир, сокращенный до 100 человек» Определяют тему урока. Записывают ее в тетрадь. Определяют учебные вопросы урока. Знакомятся с планом урока.

  1. Изучение нового материала.

Понятие структуры населения, виды демографических структур. Знакомятся с понятием структура населения. Записывают виды структур по полу и возрасту. Составляют схему видов структур в тетради.

Описание: https://urok.1sept.ru/articles/621770/img1.gif

1. Особенности полового состава населения.

Посчитано, что в среднем на каждые 100 девочек в мире рождается примерно 105 мальчиков, но к 20 годам соотношение обоих полов выравнивается. Это объясняется тем, что организм мальчиков слабее и среди них выше детская смертность. Но в последующих возрастных группах формирование полового состава населения происходит по-разному.

Работа с картой атласа «Половой состав населения»

Проанализируйте карту « Половой состав населения мира». Выделите регионы, в которых преобладает женское население.

-Зарубежная Европа, СНГ; Примерно в 150 странах мира.

Чем это можно объяснить? Это объясняется следующими причинами: 1)средняя продолжительность жизни у женщин выше, чем у мужчин;

2) Потерями мужского населения в войнах;

3) Повышенной смертностью среди мужчин( из-за социальных болезней, ДТП)

Например, в нашей стране женщин на 11 млн. больше чем мужчин.

В Северной и Латинской Америках, в Африке и Австралии численность мужчин и женщин примерно одинакова.

А вот в Азии мужчины заметно преобладают. Работая с картой, назовите страны Азии, в которых количество мужчин  в расчёте на 100 женщин значительно преобладает.

Саудовская Аравия 100 -122

Оман 100 -128

Кувейт – 100 – 152

Как вы можете это прокомментировать?

Причины: а) Это, в основном, мусульманские страны, в которых долгое время женщины занимали приниженное положение в семье и обществе ( ранние браки, многочисленные и ранние деторождения в условиях нищеты)

2) Приток в нефтедобывающие страны Персидского залива мужской рабочей силы( доля мужчин в этих странах составляет 55 – 65%.

Несмотря на то, что примерно в 150 странах мира женское население численно превышает мужское, в целом в мире на 100 женщин приходится 101 мужчина.

Как вы думаете, почему?

На итоговом мировом показателе особенно сильно сказывается перевес мужчин в двух самых многочисленных странах мира в Китае (мужчин больше на 38 млн., и в Индии на 35 млн. больше чем женщин.)

2. Возрастной состав населения.

Древнегреческий математик и философ Пифагор рассматривал человеческую жизнь в аспекте времён года и предлагал различать в ней четыре «сезона»:

весну – детство; лето – молодость; осень – зрелость; зиму – старость. И в наши дни учёные говорят о демографической молодости, зрелости и старости населения.

Существуют географические отличия в возрастной структуре населения регионов и стран мира.

Работа с картой «Возрастной состав населения мира»  Дети – от 0 до 14 лет. Взрослые – 15 – 59 лет; пожилые люди – старше 60 лет.

Назовите регионы мира, в которых доля детей во всём населении более 30%.

(Зарубежная Азия, Африка и Латинская Америка)

В СНГ, Зарубежной Европе, Северной Америке и Австралии доля детей гораздо ниже, но значительна доля пожилого населения ( от 13 до 20 %).

Зависит  ли  возрастной состав от типа  воспроизводства населения? Если да, то как?

  • В странах какого типа и уровня развития преобладают дети и подростки?
  • Люди каких возрастов преобладают в развитых странах?

Выявляют и записывают географическую закономерность: в странах 1 типа воспроизводства преобладает население старших возрастов, а в странах второго типа воспроизводства увеличена доля детей и подростков.

3 Половозрастная пирамида.

Для графического анализа возрастного и полового состава населения широко используется половозрастная пирамида – это диаграмма, которая графически отображает возрастную и половую структуру населения.

Задание. Проанализируйте  и объясните различия между возрастно-половыми пирамидами стран  1 и 2 типов воспроизводства населения (разные  основания пирамиды – дети; вершины – пожилые люди). Возрастная структура в странах с различным типом воспроизводства населения имеет свои особенности. В странах с первым типом воспроизводства доля детей не превышает 22-25%, тогда как доля людей пожилого возраста составляет 15-20% и имеет тенденцию к увеличению в связи с общим "старением" населения в этих странах. В странах со вторым типом воспроизводства населения доля детей достаточно высока. В среднем она составляет 40-45%, а в отдельных странах уже превышает 50% (Кения, Ливия, Ботсвана). Доля пожилого населения в этих странах не превышает 5-6%.

Подумайте:

  1. В чем преимущества и отрицательные стороны высокой доли детей в структуре населения? Преимущество заключается в том, что через определенное время дети пополнят численность экономически активного населения. Отрицательным является тот факт, что большая доля детей увеличивает показатель демографической нагрузки, а для развивающихся стран, для которых характерна такая структура населения, это приводит к продовольственной проблеме, а также к проблеме безработицы.
  2. Почему Китай перешел от формулы "Одна семья - один ребенок" к формуле "Нас двое - нам двоих"? Это связано со старением населения и увеличением демографической нагрузки для суженного поколения китайского населения, рожденного после проведения мер сдерживающей демографической политики. Также среди первых детей увеличена доля мальчиков. Обнаруживается нехватка женского населения в молодых возрастах.

4. Экономически активное население

Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую - трудовые ресурсы, которые в разных странах оцениваются по-разному. Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения, реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере.

Знакомятся с понятием демографической нагрузки и ЭАН (экономически активного населения). В мире к экономически активному относится около 45% всего населения, причем в странах Зарубежной Европы, Северной Америки, России этот показатель составляет 48- 50%, а в странах Азии, Африки, Латинской Америки - 35-40%. Это связано с уровнем занятости женщин в общественном производстве и долей детей в возрастной структуре населения.

Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими (детьми и пожилыми) называется демографической нагрузкой. Демографическая нагрузка в мире составляет в среднем 70% (то есть 70 неработающих на 100 трудоспособных), в развитых странах - 45- 50%, в развивающихся - до 100%.

Попробуйте объяснить характер этих различий?

  1. Большая экономическая отсталость регионов;
  2. Очень высокой долей детей;
  3. Значительное меньшее вовлечение женщин в общественное производство.

  1. Закрепление

Тестирование.

  1. Подведение итогов.

Сегодня мы с вами выяснили географические  особенности полового, возрастного, этнографического и лингвистического состава населения Земли. Оценки за тест.

  1. Рефлексия.

Прием «Свободный микрофон»

  1. Домашнее задание.

параграф 2; краткие сообщения на тему "Культура народа мира"

(на примере одного народа по выбору - ирландцы, французы, поляки, инки, зулу, масаи, берберы, австралийцы).

  1. Литература.
  1. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия - М.: 2003 / www. KM. ru
  2. География 6-10 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. М.: 2003.
  3. География. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 2004
  4. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса общеобразовательных школ - М.: Просвещение, 2001
  5. Сиротин В.И., Сиротин И.В. Школьная география в вопросах и ответах. 6-10 классы: пособие для учащихся. - М.: АРКТИ, 2000
  6. Экономическая и социальная география мира. 10 класс Ч.1 Общая характеристика мира; Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского / Авт.-сост. О.И. Ануфриева. - Волгоград: Учитель, 2003

Интернет-ресурсы.

  1. http://school.iot.ru/predmety/geo/nas2.html
  2. http://demoscope.ru/weekly/2011/0483/index.php
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Демографическая_политика
  4. http://www.unfpa.org/public/
  5. http://office.microsoft.com/ru-ru/excel-help/HA001084158.aspx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Численность населения мира"

Начать формирование представлений и знаний о населении России. Познакомить с основными показателями, характеризующими численность населения России и ее место среди стран мира....

Урок географии по теме Размещение, миграция и структура населения Мира

Урок направлен на изучение нового материала по теме "Размещение, миграция и структура населения Мира". Сопровождается учебной презентацией. Контроль знаний в конце урока осуществляется с помощью теста...

Урок Структура населения, 10 класс

Опыт показывает, что любознательные учащиеся предпочитают работать в группах. Подобная работа вырабатывает умение распределять время и функции среди участников мини-группы, а ограниченность времени на...

Презентация к уроку по географии в 10 классе на тему: "Состав и структура населения мира"

В презентации приведены ссылки  на интерет-ресуры, первый из них - это онлайн- счетчик населения России, его можно запустить в начале урока и посмотреть в конце на результат, убедиться  в то...

Половая и возрастная структура населения мира. Анимированный тест. 10-11 класс

Образовательный ресурс представляет собой анимированный тест, предназначенный для проверки уровня знаний по теме: "География населения мира"...

Разработка урока географии в 10 классе по теме:" Состав (структура) населения мира".

Вашему вниманию представляется разработка урока географии по теме " Состав (структура) населения мира". Данная тема входит в раздел "Население мира". Сложность при изучении данной темы состоит в том, ...

Урок географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.

урок   географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.Технология:  ситуативного обучения (в подгруппе личностно-ориентированного) – технология кейсов. Цели: созда...