Состав и строение литосферы
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Класс: 7 класс

Тема: Литосфера.

Тема урока: «Состав и строение литосферы. Происхождение материков и океанов.»

Тип урока: обобщающий

Продолжительность занятия: 1 урок (45 минут).

Цели: сформировать у учащихся представление об океанической и материковой коре.

Задачи:

  • познакомить учащихся с теориями происхождения Земли, литосферных плит;
  • научить и познакомить учащихся с тектонической картой и работой с нею;
  • сформировать интерес к дальнейшему изучению литосферы и ее составляющих.

Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности, обобщение знаний о литосфере и ее особенностях.

Формы организации работы детей: дискуссия, работа с контурными картами

Формы организации работы учителя: учебная дискуссия, проблемный урок.

Используемое оборудование: учебник 7 класса, атлас 7класса, интерактивная доска, интерактивное пособие,  физическая карта мира,  портреты путешественников, презентация на тему «Литосфера», мультимедийное оборудование, фильм об образовании планеты Земля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_i_stroenie_litosfery.docx85.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Состав и строение литосферы. Происхождение материков и океанов.

Цель урока: сформировать у учащихся представление об океанической и материковой коре.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с теориями происхождения Земли, литосферных плит;
  • научить и познакомить учащихся с тектонической картой и работой с нею;
  • сформировать интерес к дальнейшему изучению литосферы и ее составляющих;

Оборудование: учебник 7 класса, атлас 7класса, интерактивная доска, интерактивное пособие,  физическая карта мира,  портреты путешественников, презентация на тему «Литосфера», мультимедийное оборудование, фильм об образовании планеты Земля.

Новые термины и понятия: гипотеза, платформа, плита, разлом, желоб, сейсмический пояс, земная кора, астеносфера,

Ход урока:

  1. Организационные моменты.
  2. Проверка домашнего задания. Работа с портретами известных путешественников. Преподаватель показывает учащимся портреты, а учащиеся должны назвать путешественника и его вклад в развитие географии. Портреты: Аристотель, Васко да Гама, Джеймс Кук, Христофор Колумб, Магеллан, Марко Поло, Жан Иф Кусто, и др.
  3. Мотивация (работа с презентаций). (1слайд)

Что перечислено на данном слайде? Какой оболочки Земли не хватает?

Что нам нужно знать о литосфере?

  1. Новый материал.

Что такое литосфера?

Конспектирование в тетрадях

Литосфе́ра (от греч. Λίθος — камень и σφαίρα —сфера) — твёрдая оболочка Земли . (2 слайд )

Знакомство с теорией происхождения Земли О.Ю. Шмидта  ( 7-минутный фильм ВВС об образовании планеты).

Строение материковой и океанической коры.

Земная кора – самая верхняя часть литосферы. Средняя толщина 0,6% от длины земного радиуса.(3слайд)

Схема строения Земли: (4 слайд)

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (2)\a4405a79c9e1[1].gif

Вспомним из курса 6 класса.

Назовите два вида земной коры?

Заполните таблицу: (5слайд)

Сравнительная таблица  океанической и материковой коры:

По толщине

По возрасту

По строению

океаническая

материковая

 Создана теория строения земной коры, основанная на представлении о литосферных плитах и на гипотезе дрейфа материков, созданной в начале ХХ века немецким ученым А. Вегенером. (анимация раскола и дрейфа  древнего материка Пангеи, при этом не указываются названия древних материков, учащиеся должны назвать их)

Что такое плита?  Что такое платформа? Чем платформа отличается от плиты?

Плита - это крупный стабильный участок земной коры.

Платформа - это древнейшие относительно устойчивые и выровненные участки земной коры.(6 слайд)

Выделяют семь основных плит. Учащиеся выписывают в тетради название плит с учебника.

Происходит постоянное движение плит, а так же их столкновение друг с другом:

 - схема столкновения океанической и континентальной плит (7слайд)

-  схема столкновения двух континентальных плит (8 слайд)

- схема столкновения двух океанических плит (9 слайд)

Сейсмические пояса Земли – это пограничные области между литосферными плитами. На данный момент насчитывается около 800 действующих вулканов.  

Какие вулканы вы знаете? Что интересного вы можете про них рассказать?

5) Закрепление нового материала:

  • Что такое литосфера?
  • Чем материковая кора отличается от океанической?
  • На какие блоки делится земная кора?
  • Что образуется в результате столкновения двух литосферных плит?
  • Как назывался древний континент? (10 слайд)
  1. Рефлексия.  Сделайте небольшие выводы по сегодняшнему уроку.
  2. Домашнее задание.  Учебник §4 (стр. 21-28), выучить плиты название и расположение, а для этого нанести их на контурную карту.

Дополнительно:

  • Приготовить сообщение о других теориях происхождения Земли.
  • Подумать и нарисовать, можно схематично. Какого материка, по вашему мнению, произойдет следующий раскол? И почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состав и строение гидросферы

Урок географии в 6 классе разработан с учетом новых стандартов....

Урок "Состав и строение гидросферы"

Разработка урока геогравфии с учётом ФГОС....

Состав и строение клеток

Состав и строение клеток...

Открытый урок географии в 6 классе по теме "Состав и строение атмосферы"

Тема урока: Состав и строение атмосферы. УМК "Полярная звезда". № урока: 1 урок раздела "Гидросфера- водная оболочка Земли" Тип урока: комбинированный. Урок построен на основе ситемно- деятельност...

Урок биологии в 8 классе «Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей».

2 урок в разделе «Опора и движение»соответствует  программе по биологии для 8 класса согласно федеральному компоненту государственного стандарта МО РФ, Москва – Дрофа – 2009г.Реализация программы...

Состав и строение литосферы

Материал включает технологическую карту....

Презентация на тему:"Строение Литосферы"

Домонстрационный материал к теме "Литосфера" география 6 класс...