Урок биологии в 8 классе «Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей».
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Штро Любовь Ивановна

2 урок в разделе «Опора и движение»

соответствует  программе по биологии для 8 класса согласно федеральному компоненту государственного стандарта МО РФ, Москва – Дрофа – 2009г.Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями: Учебник - Н.И.Сонина «Человек», Москва – Дрофа – 2006г.  рабочая тетрадь 8 класс к учебнику –  Н.И.Сонина;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Штро Любовь Ивановна  36 лет

Учитель химии и биологии МОУ Учхозская СОШ  Высокогорского района,  пос.Дачное , Республики Татарстан

Урок «Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей».

2 урок в разделе «Опора и движение» 

соответствует  программе по биологии для 8 класса согласно федеральному компоненту государственного стандарта МО РФ, Москва – Дрофа – 2009г.Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями: Учебник - Н.И.Сонина «Человек», Москва – Дрофа – 2006г.  рабочая тетрадь 8 класс к учебнику –  Н.И.Сонина;

Тип урока – по дидактическим целям: комбинированный урок

Вид урока – урок - поиск

Основная цель: организовать работу по формированию представлений учащихся о взаимосвязи строения и состава опорной системы с её функциями.

Задачи урока:

     Образовательные: обеспечить усвоение  учащимися знаний о составе и строении  костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину, показать взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций.

     Развивающие: развивать умения логически мыслить, анализировать, сравнивать и систематизировать учебный материал, используя предложенный алгоритм работы.

    Воспитательные: способствовать формированию коммуникативных навыков, воспитание уверенности в своих творческих способностях, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни.

Планируемые результаты: учащиеся углубляют знания о строении и свойствах костей.

 

Методы обучения:

        По источникам знаний: словесный, наглядный.

        По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа, лабораторная работа.

        По характеру познавательной деятельности учащихся:  репродуктивный,  частично-поисковый, коммуникативный, продуктивный.

Форма организации познавательной деятельности учащихся:

  индивидуальная, групповая.

Методические приёмы, новшества:

реализация подходов педагогической мастерской - системного, личностно-ориентированного, деятельностного, рефлексивного.

Оборудование:  учебники, дополнительный материал, листы бумаги, маркеры, разрезные таблицы; модель черепа, демонстрационные таблицы «Скелет и мышцы человека», «Строение костей и способы их соединений»; прокаленные и декальцинированные кости; штатив с двумя кольцами, грузы; микроскопы, препараты костной ткани; плакат с цифровой информацией, видеофрагмент развития костной ткани, презентация.

План урока: 

организационный момент (разбиться на группы)

1.Индуктор

2.Афиширование

3.Работа с материалом

4.Афиширование

5. Разрыв

6.Работа с материалом

7.Афиширование

8.Рефлексия и итоги урока

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

время

1.Индуктор

Демонстрация прочности двух бумажных моделей. Один лист бумаги сложен в полоску, другой – свернут в трубку.

- Ребята, давайте определим какая из моделей прогнется при меньшей, а какая при большей нагрузке?

 К середине модели  подвешивается груз (постепенно увеличивая вес груза).

- Ребята, какую особенность строения кости вы выяснили?

(познавательное логическое УУД -  анализ с целью выделения признаков)

3 мин

2.Афиширование

Учащиеся делятся с классом своими мыслями. (коммуникативные УД - выявление проблемы, поиск способов решения проблемы, принятие решения и его реализация)

(возможные дополнения учителя: Особенность строения кости в том, что она прочная и легкая. Известно, что металлическая или пластмассовая трубка почти так же прочна, как сплошной стержень из того же материала, равный ей по длине и диаметру)

(регулятивные УД – внесение необходимых корректив и дополнений)

3 мин

3.Работа с материалом

Учитель предлагает ребятам изучить строение различных костей, используя натуральные образцы кости, распилы костей, немые схемы их строения и материал учебника, микропрепараты костной ткани. Работа проводится в группах. В ходе работы учащиеся должны составить схемы строения костей (или по готовой схеме сделать подписи ) и попытаться их классифицировать, а также  подумать над тем, какие способы соединения костей существуют.

(познавательное логическое УД – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

коммуникативное УД – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

10 мин

4.Афиширование

Листы бумаги с готовыми схемами вывешиваются на доске и сравниваются, дополняются.

(коммуникативные УД – выявление проблемы, поиск способов решения проблемы, принятие решения и его реализация)

3 мин

5. Разрыв

-Учитель предлагает сравнить выполненные схемы с готовой на слайде. Полную схему рисуют в тетрадь и записывают таблицу «Классификация костей»(приложение  1)

(регулятивное УД – внесение необходимых корректив и дополнений)

- Выступление учащегося, подготовившего материал по макроскопическому  и микроскопическому строению кости. (приложение  2 ). Выступление сопровождается демонстрацией и комментариями, используя таблицу «Строение костей и способы их соединений», презентацию.

(личностное УД – мотивация учения, самоопределение)

10 мин

6.Работа с материалом

-Каков же химический состав кости, обеспечивающий  одновременно прочность и  упругость?  Например, большая берцовая кость, находящаяся в вертикальном положении может выдержать груз в 1500 кг.(легковая машина).

Демонстрация костей  вымоченной в кислоте и жженной костей.(Кость, вымоченная в кислоте стала гибкой, а кость, обработанная огнем стала хрупкой).

- Ребята, на основании увиденного, сделайте предположение, какие вещества входят в состав кости и какое свойство они придают ей?

(познавательное логическое УД -  анализ с целью выделения признаков)

3 мин

7.Афиширование

Учащиеся делятся с классом своими мыслями.

(коммуникативные УД - выявление проблемы, поиск способов решения проблемы, принятие решения и его реализация)

(возможные дополнения учителя: Кости образованы органическими и неорганическими соединениями. Неорганические вещества придают кости твердость, органические (вещество оссеин)- гибкость и упругость, обеспечивая большую прочность кости. В кислоте растворяются неорганические вещества, кость становится  гибкой и упругой, при горении удаляется вода, а органические соединения сгорают – кость становится хрупкой.

В молодом возрасте и у детей кости более эластичные и упругие, т.к.в них преобладают органические вещества. С возрастом  органических веществ становится меньше, поэтому у пожилых людей кости более хрупкие и ломкие.

(познавательное логическое УД -  установление причинно – следственных связей)

(личностное УД – оценивание усваиваемого содержания, исходя из  личностных ценностей.)

5 мин

8.Рефлек сия и итоги урока

Учитель предлагает индивидуально ответить на тест.(приложение 3) (тестовые задания взяты из КИМ ЕГЭ)

(регулятивное УД - контроль)

Подводятся итоги урока.

5 мин

Домашнее задание (на доске)

 С.92-97, учебник; №60-62 раб.тет.; Познавательное задание:  Современные учебники анатомии не указывают точно количество костей у человека. Говорится, что костей около 200, точнее 208-210. Отчего ученые до сих пор не могут определиться?  

Приложение 1

Классификация костей

Форма

Особенности структуры

примеры

Трубчатые

Длинные

Короткие

Плечевая, лучевая, локтевая, бедренная,

Фаланги пальцев, кости плюсны, кости пясти.

Губчатые

Длинные

Короткие

Ребра, ключицы.

Позвонки, кости  предплюсны, кости запястья.

Плоские

Воздухоносные

Широкие

Лобная, верхнечелюстные, височные, решетчатая.

Затылочная, теменные, лопатки, подвздошные, тазовые кости, грудинная кость.

Строение длинной трубчатой кости и строение сустава (справа).

  1. Головка (эпифиз)хрящ
  2. Ямка
  3. хрящ
  4. красный костный мозг
  5. надкостница
  6. костная ткань тела кости
  7. желтый костный мозг
  8. зона роста (метафиз)
  9. тело кости (диафиз)                                                                  

  1. ямка трубчатой кости
  2. головка
  3. хрящ                                                          
  4. Суставная жидкость
  5. Суставная сумка, синовиальная                                                                                  оболочка
  6. надкостница  

Приложение 2

макроскопическое  и микроскопическое строение кости.

        Прочность костей обусловлена строением. У каждой кости выделяют компактное (плотное)  и губчатое вещество. У разных типов костей разное количественное соотношение этих веществ. Особенно хорошо развито компактное вещество в телах трубчатых костей (функция опоры и движения).

      В плотном веществе костные пластинки имеют цилиндрическую форму, они как бы вставлены одна  в другую. Такое строение обеспечивает  костям большую прочность и легкость.(демонстрация модели пластинок плотного вещества – пластиковые стаканчики, вставленные один в другой.)  Если стаканчик один то его легко смять, а если они вставлены друг в друга, то такую модель разрушить сложнее. Костные пластинки – это межклеточное вещество костной ткани. Клетки костной ткани – остеоциты лежат между пластинками костного вещества.

      Через особые каналы в кость проникают кровеносные сосуды, питающие кость.

Губчатое вещество образовано пластинками, которые располагаются по направлению наибольшей нагрузки.

      В губчатом веществе находится красный костный мозг – функция кроветворная; в полостях трубчатых костей – желтый костный мозг, состоящий из жировых клеток, функция – запас питательных веществ.

Снаружи кость покрыта надкостницей, кроме суставных поверхностей, это тонкая соединительная оболочка, которая сращена с костью.

      Кости растут в длину и толщину. В толщину за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы, в длину за счет деления клеток хрящевой ткани, покрывающей концы костей. Рост костей происходит под влияние гормона роста, выделяемым гипофизом.  Если гормона выделяется слишком много, то возникает заболевание – гигантизм, если мало – карликовость. Если во взрослом состоянии продолжается выделяться большое количество гормона, то возникает заболевание акромегалия.      Различные отклонения от нормы в развитии  скелета вы можете наблюдать в музее анатомии г.Казани, ул.Бутлерова.

  Показ видеофрагмента роста  и развития костной ткани.

Виды соединения костей

Неподвижное                       полуподвижное                    подвижное или сустав

Схемы подвижных соединений

Шаровидный       винтообразный        седловидный

блоковидный           мыщелковый               плоский

приложение 3    

Тест.

1.В состав кости входят:

     А) органические вещества;

     Б) органические и минеральные вещества;

    В) минеральные вещества;

 2.   к плоским костям относятся:

             А) ребра, лопатка

             Б) лучевая и локтевая кости

             В) большая и малая берцовые кости

             Г) ключицы

 3.  рост костей происходит:

            А) рефлекторно

            Б) под влиянием гормонов гипофиза

            В) рефлекторно и под влиянием гормонов

            Г) в зависимости только от количества и качества пищи.

4.  костный мозг выполняет следующие функции:

            А) красный – кроветворная

            Б) желтый – запас питательных веществ

            В)    красный – запас питательных веществ и кроветворная

            Г) желтый – укрепляет кость  

5.   неподвижно соединены:

           А) голень и предплюсна

           Б) верхние челюсти

           В) 1-й и 2-й шейные позвонки

           Г) бедренная кость и кости таза

6.     к мозговому отделу черепа принадлежат следующие кости

           А)  скуловые

           Б) теменные

           В) верхнечелюстные

           Г) небные

7.    какой отдел позвоночника человека не может состоять из пяти позвонков:

           А)  шейный

           Б) поясничный

           В) крестцовый

           Г) копчиковый      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биология 6 класс ФГОС "Внешнее строение листа"

урок составлен по учебнику Л.Н. Сухорукова .В.С. Кучменко И.Я. Колесникова Биология живой организм 6 класс ФГОС Тема урока: Внешнее строение листа...

Урок биологии 8 класс "Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Скелет человека." по методике КСО

изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....

Урок биологии 8 класс. Тема "Кожа. Строение и функции"

План -конспект урока. Методы: частично-поисковые, поблемные, исследовательские.Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная, практическая работа. В приложении презентация к...

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»...

Урок биологии 6 класс ФГОС Особенности строения семян однодольных растений ( В.В.Пасечник)

Урок биологии 6 класс (программа В.В.Пасечник, линия "Вертикаль"...

Урок биологии. 6 класс. Тема: «Внешнее строение листа».

В рамках урока  формируется  понятие «листовая пластина», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», представление о простых и сложных лист...

Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"

Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа...