Рабочая программа факультатива "Занимательная география" 6 класс.
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Программа разработана с учетом требований федеральных образовательных стандартов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fakultativa.docx | 46.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультатива
«Занимательная география».
6 класс.
Пояснительная записка
к рабочей программе факультатива «Занимательная география»
Программа факультатива «Занимательная география» направлена на формирование интереса к предмету, умений решения не стандартных заданий повышенной сложности, т.к. в настоящее время снижен интерес к предмету В значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Поэтому даже выпускники с хорошим в целом уровнем подготовки не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда, формируется потребность применять знания в повседневной жизни.
Новизна предлагаемой программы:
Программа соответствует целям и задачам ФГОС общего образования второго поколения. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров, которая обеспечивает формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных действий.
Педагогическая целесообразность:
Состоит в том, что в её содержание внесены темы, которые не изучается учащимися в рамках образовательной программы, или идут в разделе «А теперь более сложные вопросы»
Эффективным, для развития детей, является введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями социализации обучающихся.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии);
- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- методах контроля (тестирование, анализ результатов конкурсов).
- средствах обучения (карты, атласы, глобус, энциклопедии и др.)
Цели:
- Освоение знаний об основных географических понятиях,
- овладение умением решения заданий повышенной сложности.
- развитие познавательных интересов, самостоятельного приобретения новых знаний;
Воспитание любви к предмету, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Задачи: :
1.Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
2.Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;
3.Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;
4.Воспитание географической культуры школьников.
Программа «Занимательная география» рассчитана на 34 часа, из расчета - 1 час в неделю. Программа факультатива рассчитана на учащихся 6-го класса.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых надпредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы факультатива являются:
-формировать у учащихся навыки решения заданий повышенной сложности;
-обеспечить условия для раскрытия творческих способностей учащихся, повышения качества подготовки учащихся по предмету.
- отрабатывать у обучающихся понимание общественной потребности в географических знаниях;
- формировать у них отношение к географии как возможной области будущей практической деятельности;
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является содержательный аспект: на занятиях кружка обучающиеся имеют возможность в полном объеме получать знания, которые им необходимы для жизни и деятельности.
Эта программа объединила в себе теоретические сведения из области географии, биологии, истории, демографии, агроклиматологии. Данная интеграция помогает сформировать у обучающихся целостное восприятие окружающего мира, выработать собственную точку зрения на важнейшие проблемы, найти свое место в жизни
Направленность предлагаемого курса:
-по содержанию: предметная
-по функциональному предназначению: учебно-познавательная
-по форме организации: факультативная
-по времени реализации: годичная
Программа факультатива предусмотрена на один год обучения. По расписанию занятия проводятся по 45 минут. Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Ожидаемые результаты:
Предметным результатом освоения программы «Занимательная география» является:
- умение работать с разными источниками географической информации;
-умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- картографическая грамотность;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, вести мониторинг за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания;
- умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- умение составлять географический прогноз.
Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей учебной деятельностью.
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
- умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;
- умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Личностным результатом обучающихся по программе факультатива «Занимательная география» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения.
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей, толерантность.
Образовательные результаты предусматривают :-овладение системой географических знаний и умений практической направленности; навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Место учебного курса в учебном плане гимназии.
Рабочая программа факультативного курса «Занимательная география» для учащихся 6 класса рассчитан на 35 ч. в год (1 час в неделю).В программе предусмотрены как теоретические занятия , так и практические работы в том числе на местности. В процессе изучения курса формируются знания и умения работы с картой, умения сравнивать и анализировать материалы, расширяет кругозор, прививает любовь к родному краю.
Содержание и планируемые результаты изучения разделов курса «Занимательная география»
Содержание раздела (темы) | Планируемые результаты изучения раздела. |
Источники географической информации. Карта-величайшее творение человечества. | |
Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. По следам географических открытий. Без карты нет географии. Их имена на географической карте. Названия –близнецы .Приключения с географией (история географических названий) | Знать и объяснять понятия «географический объект».Применять изображения из космоса для определения географических объектов.Уметь определять направления по карте и на местности. Различать географические карты, различные по содержанию и масштабу. Определять значение карт для людей разных профессий. Знать и объяснять роль и вклад выдающихся ученых-географов в развитие науки географии. |
Путешествие по родному краю. | |
История заселения Симбирского Поволжья. Регионы нашего края. Составления визитных карточек регионов области. Обычаи, традиции, и праздники народов. Необычные памятники нашего края(«Блинная столица», родина Колобка). «И жизни след оставили свой…» Проектная деятельность учащихся. Защита проектов. | Знать историю своего края, его заселение , формирование обычаев, традиций. Знать отечественных географов-исследователей Симбирского Поволжья , их вклад в изучение природы. Уметь давать характеристику регионов области. Приводить примеры событий и явлений, значимых для нашего края. Использовать полученные знания в повседневной жизни, для самостоятельного поиска информации об истории и заселении края и занимательного материала . |
Загадки географических оболочек Земли. | |
Удивительное разнообразие оболочек Земли.Литосфера- каменная оболочка Земли.. Геологическое прошлое планеты. Неразгаданные тайны глубин земли .Уникальные памятники созданные природой. Загадки атмосферы. Живые барометры.. Загадки атмосферы. Аномальные зоны. Проблемы изменения климата и как следствие- природы планеты. Природа и здоровье человека. Загадки Мирового океана. Рекорды океанов «Самая, самое, самый». Атлас несуществующих земель. Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные растения вокруг нас). «Зеленая аптека». Лекарственные растения Красная книга. Скверы и парки. Природные парки и заповедники. Экскурсия. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов. | Знать и иметь представления о взаимосвязи процессов происходящих на Земле, о величии природных явлений, о значимости природы в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Прогнозировать изменение окружающей среды под влиянием хозяйственной деятельности человека. Приводить примеры действий во время стихийных явлений на территории края. Отбирать источники для поиска занимательной и научной информации. Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции лекарственных трав. |
Страны мира. | |
Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности развития страны. Материальная и духовная культура народов мира. Памятники всемирного культурного наследия. Обычаи и традиции народов мира. Страны, которых нет | Знать и объяснять причины разнообразия народов на Земле. Устанавливать зависимость человека , его хозяйственной деятельности, видов жилищ, пищи, обычаев и традиций от природных условий. Понимать причины неравномерного размещения людей на земле. Знакомство с основными религиями мира. |
Содержание курса «Занимательная география»
6 класс.
№ | Название темы | Содержание темы |
1 | Введение. Программа факультатива. 1 час | Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива |
2 | Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества. 6 часа | Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. По следам географических открытий. Без карты нет географии. Их имена на географической карте. Названия –близнецы .Приключения с географией (история географических названий) Пособия: атлас, географические карты, портреты учёных – географов. |
3 | Путешествие по родному краю . 6 часов | Занимательный материал по родному краю .Рекорды в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек регионов области(«блинная столица», родина колобка). Необычные памятники нашего края. Обычаи, традиции, и праздники. Проектная деятельность учащихся.Защита проектов. «И жизни след оставили свой…» Оборудование: презентации видеоматериала |
4 | Загадки географических оболочек Земли. 15 часов | Удивительное разнообразие оболочек Земли. Литосфера- каменная оболочка Земли. Неразгаданные тайны глубин земли. Геологическое прошлое планеты. Загадки атмосферы. Живые барометры . Проблемы изменения климата и как следствие- природы планеты. Природа и здоровье человека. Загадки Мирового океана. Рекорды океанов «Самая, самое, самый». Атлас несуществующих земель. Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные растения вокруг нас).Красная книга. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов. Оборудование и пособия: видеоматериал «История развития жизни на планете Земля» энциклопедии, справочники, хрестоматии. |
5 | Страны мира 5 часов | Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности развития страны. Страны, которых нет. Обычаи народов мира. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов. Оборудование и пособия: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия. |
6 | Итоговое занятие 2ч. | Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива. |
35ч. |
Распределение часов факультатива
«Занимательная география».
№ п.п. | Перечень тем и разделов | Количество часов | Теория | Практика | Виды и формы деятельности |
1. | Введение. Программа факультатива | 1 ч | 1 | 1 | Беседа |
2. | Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества | 6 ч. | 4 | 2 | Лекция Практикум . Проектная деятельность учащихся. Защита проектов |
3. | Путешествие по родному краю | 6 ч. | 4 | 2 | Лекция. Практическум. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов |
4. | Загадки географических оболочек Земли. | 15 ч. | 8 | 7 | Практикум |
5. | Страны мира | 5 ч. | 3 | 2 | Практикум Проектная деятельность учащихся. Защита проектов |
6. | Итоговое занятие | 2 ч. | 1 | Итоговое тестирование . Защита проектов. | |
Итого | 35 | 20 | 15 |
Календарно-тематическое планирование.
«Занимательная география»
№ | Тема внеурочной деятельности | Цель работы | Результаты обучения | Методы | Оборудование | Виды деятельности |
Введение. 1час | ||||||
1. | Этот загадочный мир природы. | Пробудить познавательный интерес к миру природы | Предметные:-представление о природных условиях, о растительном и животном мире,умение надлюдать за окружающей природой. Универсальные: умение постановки цели и задач, развитие познавательного интереса. Личностные:осознание значения знаний о природе и применение их в жизни, осознание целостности мира природы. | Наблюдения | Спревочники, учебник географииатласы. | |
Источники географической информации. 6 час. | ||||||
2. | Основные источники географической информации. | Найти необходимую информацию с помощью географических источников. Раскрыть историю создания карт, их значение для людей различных профессий.Познакомить с интересными фактами возникновения названий на карте. | Предметные:-представление о способах изображения местности на карте; умение работать с источниками информации.представление об ориентировании на местности, умение определять направление на карте,представление о картах городов и военных картах, о значении карт для людей разных профессий. Универсальные: умение сравнивать, анализировать, сличать , вносить коррекцию,развитие навыков Работы с различными источниками знаний. Личностные:формирование целостного восприятия мира, основ экологической культуры. | Методы анализа и сравнения | Атлас, глобус,географические карты. Портреты путешественников | Практикум Практикум |
3. | Карта- величайшее творение чаловечества. | |||||
4. | Типы географических карт.Географическая карта в профессиях. | |||||
5. | История географической карты и глобуса. Их имена на географической карте | |||||
6. | По следам великих географических открытий.Географические закрытия. | |||||
7. | Приключения с географией.(История с географическими названиями) | |||||
Путешествие по родному краю. 6 часов. | ||||||
8. | История заселения Симбирского края. | История заселения края древними племенами (буртасы, ильменьковские племена, формирование народностей Поволжья).Знакомство с народной культурой, выдающимися земляками,их вклад в историю края. | Предметные: умение овладевать картографическими знаниями Универсальные: формирование устойчивого познавательного интереса к истории своего края. Личностные:осознание своей этнической принадлежности. | Методы исследования. Метод проектирования. | Карта Ульяновской области | Практикум Практикум |
9. | Составление визитной карточки Ульяновска. | |||||
10. | Регионы нашего края. (блинная столица) | |||||
11. | Обычаи и традиции Симбирского края. | |||||
12. | Обычаи и традиции Симбирского края. | |||||
13. | «И жизни след оставили свой…» | |||||
Загадки географических оболочек Земли.15 часов. | ||||||
14. | Неразгаданные тайны глубин Земли. | Особенности Рельефа Земли. Изучить памятники природы Выявить роль рельефа, климата, и мирового океана в жизни и хозяйственной деятельности человека. Формировать потребность в бережном отношении к окружающей природе. Разработать маршрут путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам. | Предметные: представление о геологическом прошлом Земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору,и силах формирующих рельеф планеты,умение сопоставлять метеорологические карты и прогнозировать изменение погоды, выявлять причины изменения состояния вод мирового океана,сходство и различие географических объектов. Умение доказывать необходимость охраны природы. Универсальные:анализировать необходимую информацию из различных источников(карты, дневник наблюдения, диаграммы). Личностные:формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию. | Метод исследования и проектов. | Физические карты мира , России. | Практикум Практикум Практикум Защита проек тов Практикум Защита проек Тов Экскурсия |
15. | Земли.Геологическое прошлое планеты. | |||||
16. | Уникальные памятники ,созданные природой. | |||||
17 | Уникальные памятники ,созданные природой | |||||
18 | Загадки атмосферы. | |||||
19 | Живые барометры. | |||||
20. | Защита проектов по темам. | |||||
21. | Аномальные зоны океанов. | |||||
22. | Атлас несуществующих земель.Топонимика. | |||||
23. | Биосфера. | |||||
24. | Эти удивительные растения. «Зеленая аптека». | |||||
25. | Защита проектов по теме «Лекарственные растения» | |||||
26 | Природные парки и заповедники. | |||||
27. | Парки и скверы города Ульяновска. Ландшафтный дизайн. | |||||
28. | Экскурсия по парку «Приволжский» | |||||
Страны мира.5 часов. | ||||||
29. | Путешествие по странам мира. | Разработать маршрут путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам. Знакомство с обычаями и традициями народов мира. | Предметные: формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей и изменения в пространстве и времени. Универсальные: умение организовать свою деятельность по описанию народов разных материков. Личностные: уважение к другим народам; осознание своей этнической принадлежности. | Исследовательский. | Политическая карта мира и отдельных стран. | Защита проек тов Защита проек тов |
30. | Различие стран по площади, положению на карте. | |||||
31. | Люди такие разные. Народы мира. | |||||
32. | Обычаи и традиции народов мира. | |||||
33. | Защита проектов. Презентации. | |||||
34-35 | Итоговое занятие.2ч. | Подведение итогов. Самоанализ.курса. Тестирование. |
Методическое обеспечение.
Наименование программы факультатива | Литература для учащихся | Литература и пособия для учителя | Медиаресурсы |
«Занимательная география». 6 класс | География.Начальный курс.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.А.А.Летягин.\\Вентана граф//;-М. 2015. Географическое краеведение. г.Ульяновск .2010г Энцеклопедический справочник «Страны и народы» ;-М.2014 | В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год В.Н. Иванова «География. Активизация познавательной деятельности учащихся». Волгоград., «Учитель»., 2009 год. | Ресурсы Интернета Диск «География. Планета Земля», линия «Сфера» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива "Обществознание " 9 класс
Эта программа расчитана на подготовку учеников к экзамену по обществознанию для 9 класса....
Рабочая программа факультатива "Занимательная математика" для 5 класса.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, список литературы....
Рабочая программа факультатива "Занимательный английский" для 2го класса
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование факультативных занятий по английскому языку для первого года обучения. программа рассчитана на 1 час в неделю....
Рабочая программа факультатива "Занимательная грамматика" 5 класс
Данный факультатив направлен , с одной стороны, на решение проблемы повышения грамотности учеников, с другой, рассказать в доступной форме о трудностях русского языка, заинтересовать таким сложным пре...
Рабочая программа факультатива "Занимательный английский" 6 класс
Практическая (языковая компетенция):Изучив данный курс, учащиеся смогут правильно ориентироваться во временных формах английского языка, строить предложения в трех основных видах (утвердительное, отри...
Рабочая программа факультатива "Занимательный русский язык"
Программа факультатива для 5 класса...