Рабочая программа факультатива "Занимательная грамматика" 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Аносова Татьяна Александровна

Данный факультатив направлен , с одной стороны, на решение проблемы повышения грамотности учеников, с другой, рассказать в доступной форме о трудностях русского языка, заинтересовать таким сложным предметом, как русский язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_klass_zanimatelnaya_grammatika.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:                                      СОГЛАСОВАНО:                            РАССМОТРЕНО:

Директор МОУ                                    Зам. Директора по УВР                   Методическим советом

Аносовская СОШ                                МОУ Аносовская СОШ                    гуманитарного цикла

Поцелуева И.Г.                                    Яхина О.Р.                                          МКОУ Аносовская СОШ

______________                                 __________________                       Протокол №________

Приказ №_____                                  «___»________2013 г.                     От «___»______2013 г.

«__» _____2013г.

Рабочая программа

на 2013 – 2014 учебный год

по факультативному курсу

«Занимательная грамматика»

5 класс

(составлена на основе авторской программы Пасхалова А.П.

«Занимательная грамматика»  

Издательство НЦ ЖАС,

Москва, 2009г.)

                                                                                                                                                     Программу составила

                                                                                                                           учитель русского языка                        

                                                                                                                                МКОУ Аносовская СОШ

                                                                                                                 Аносова Т. А.

2013 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа факультативного курса «Занимательная грамматика» 5 класс создана на основе авторской программы А.П.Пасхалова «Занимательная грамматика» 5 класс из расчета 34 часа в год (1 час в неделю). (М: издательство НЦ ЖАС, 2009г)

Актуальность введения в школе факультативного курса определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, рассказать в доступной форме о трудностях русского языка (нестандартными способами), заинтересовать учеников таким сложным предметом, как русский язык.

Цель обучения грамматике в школе- формирование относительной орфографической, пунктуационной грамотности, степень относительности должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике словообразовательных, морфологических, пунктуационных, орфоэпических знаний.

Задачи курса:

-представить языковые явления так, чтобы стали ясны причины, по которым появились те или иные правила и нормы;

-продолжить формирование навыка относительной орфографической, пунктуационной грамотности;

-расширение читательского кругозора;

-развивать орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей

(орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными).

В курсе представлены разделы «Русского языка»: «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Словообразование», «Пунктуация» темы сгруппированы по разделам.

После прохождения раздела проводится игра «Умники и умницы». Занятия содержат факты о языке, разнообразные практические занятия, игровые упражнения, логические задачи.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен овладеть такими понятиями:

«Грамматика», «Гаплология», «Звукопись», «Полногласие», «Открытый и закрытый слог»,

«Полисемия», «Эпитет», «Омофоны», «Омоформы».

Ожидаемые результаты.

Научить школьников:

-произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами;

-правильно определять существительные во множественном числе;

- знать какие существительные мужского рода имеют в родительном падеже окончания –а (-я), -у (-ю);

- использовать в речи приставки иноязычного происхождения;

- различать омофоны от омоформ;

- различать слова с полногласным сочетанием и неполногласным сочетанием;    

- научить распознавать звук йот.

                                              Список использованной литературы.

1.Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М., 2007 г.

2. Горшков А.И. История русского литературного языка. – М.: Высшая школа, 2008 г.

3. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 2007 г.

4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – М.: Просвещение, 2006 г.

5. Панов М.В. занимательная орфография. – М.: Просвещение, 2005 г.

6. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к  изучению русского языка. – М.: Просвещение, 2005 г.

Программа факультативного курса «Занимательная грамматика».

Темы занятия

Кол-во часов

1

Язык и речь – чудо из чудес. Звуки речи.

1

2

О славянах и других народах. О количестве гласных и согласных звуках.

1

3

Звукопись. Шипящие.

1

4

Письмо.

1

5

Алфавит.

1

6

«Хитрый звук» йот. Приятное соседство согласных. Фокусы мягкого знака (ь).

1

7

Чудеса с парными согласными. Слившиеся звуки.

1

8

«Пульс» в слове. Три особенности русского ударения.

1

9

Строение слога.

1

10

Полногласие.

1

11

Умники и умницы. (игра)

1

12

Полисемия.

1

13

Омонимия. Вот так фокус!

1

14

Синонимы. Антонимы.

1

15

Жизнь слова.

1

16

Умники и умницы. (игра)

1

17

Пунктуация. Что может запятая. Дойти до точки. Письма без слов.

1

18

Словообразование: смотри в корень.

1

19

Словообразование: служебные морфемы. От репетиции до концерта.

1

20

Словообразование: приставки.

1

21

Словообразование: соединительные гласные. Полезная гаплология.

1

22

Умники и умницы.

1

23

Морфология.

1

24

Существительные: категория числа.

1

25

Существительные: категория падежа.

1

26

Преданность прилагательных. Прилагательные-эпитеты. Прилагательные: полные и краткие формы.

1

27

Живость глаголов.

1

28

Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета.

1

29

Употребление глагольных форм.

1

30

Умники и умницы. (игра)

1

31

Что такое грамматика? Культура речи.

1

32

Умники и умницы. (игра)

1

33-34

Волшебное средство – самоинструкция (как «оседлать» правило)

2

Итого:

34

                                                                                                                                                                                         

Календарно-тематическое планирование.

Темы занятия

Кол-во часов

Дата

Примечание

1

Язык и речь – чудо из чудес. Звуки речи.

1

05.09

2

О славянах и других народах. О количестве гласных и согласных звуках.

1

12.09

3

Звукопись. Шипящие.

1

19.09

4

Письмо.

1

26.09

5

Алфавит.

1

03.10

6

«Хитрый звук» йот. Приятное соседство согласных. Фокусы мягкого знака (ь).

1

10.10

7

Чудеса с парными согласными. Слившиеся звуки.

1

17.10

8

«Пульс» в слове. Три особенности русского ударения.

1

24.10

9

Строение слога.

1

31.10

10

Полногласие.

1

14.11

11

Умники и умницы. (игра)

1

21.11

12

Полисемия.

1

28.11

13

Омонимия. Вот так фокус!

1

05.12

14

Синонимы. Антонимы.

1

12.12

15

Жизнь слова.

1

19.12

16

Умники и умницы. (игра)

1

26.12

17

Пунктуация. Что может запятая. Дойти до точки. Письма без слов.

1

18

Словообразование: смотри в корень.

1

19

Словообразование: служебные морфемы. От репетиции до концерта.

1

20

Словообразование: приставки.

1

21

Словообразование: соединительные гласные. Полезная гаплология.

1

22

Умники и умницы.

1

23

Морфология.

1

24

Существительные: категория числа.

1

25

Существительные: категория падежа.

1

26

Преданность прилагательных. Прилагательные-эпитеты. Прилагательные: полные и краткие формы.

1

27

Живость глаголов.

1

28

Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета.

1

29

Употребление глагольных форм.

1

30

Умники и умницы. (игра)

1

31

Что такое грамматика? Культура речи.

1

32

Умники и умницы. (игра)

1

33-34

Волшебное средство – самоинструкция (как «оседлать» правило)

2

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...