Рабочая программа факультатива "Занимательный русский язык"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Программа факультатива для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fakultativa_po_russkomu_yazyku_zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Рассмотрено на заседании кафедры Согласовано УТВЕРЖДЕНО
гуманитарного образования зам. директора приказом № ____ Протокол № / К.С. Казанцева / » 09. 2016 г. « » 09. 2016 г. «» 09.2016г.
Руководитель кафедры
/Гудукас И.М./
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Занимательный русский язык» для 5 «Б» класса
Составитель: Лисицына Т.Н,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной
категории
2016
Пояснительная записка.
Ведение факультативного курса «Занимательный русский язык» имеет особую важность в силу ряда причин.
Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку. В ходе занятий используется интересный и увлекательный материал, способствующий повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата. Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 5 класса, расширяет и углубляет его. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, совершенствования предметных результатов, универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, ИКТ-компетентности).
Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Целью программы является расширение лингвистического кругозора учащихся.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
Образовательные:
- развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.
Развивающие:
- развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;
- развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность;
- формировать социально активную, конкурентоспособную личность.
Цель и задачи, поставленные в программе, опираются на ценностные ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте:
- гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
- идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;
- патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур;
- национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.
Дидактико-методическое обеспечение учебного курса
(ведущие принципы, технологии, методы, формы обучения).
В основу настоящей программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Ведущими технологиями в учебном процессе являются технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления, технологии личностно-ориентированного обучения.
В качестве ведущих методов применяются метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский метод.
Наиболее привлекательными формами работы являются игра, турнир, считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
Программа “Занимательный русский язык” предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 34 часа в год.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
(печатные, цифровые, мультимедийные ресурсы).
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001.
- Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
- Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Шанский Н.М. В мире слов. - М., 2003.
Лингвистические словари
- Баранов, М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов. - М. : Просвещение, 2006.
- Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. Баранов. -5-е изд. - М. : Просвещение, 2008.
- Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков. - М. : Просвещение, 2003.
- Лекант, П. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка П. А. Лекант, В. В. Ле-денева. - М. : Просвещение, 2006.
- Семенюк, А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М. А. Матюшина. - М. : Просвещение, 2006.
Информационно-коммуникационные средства
1С : Репетитор. Тесты по орфографии. - М. : ЗАО «1С», 2005. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
1С : Репетитор. Тесты по пунктуации. - М. : ЗАО «1С», 2005. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Требования к уровню результатов освоения обучающимися курса
УУД | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Личностные УУД | Потребность в самовыражении и самореализации Потребность в самовыражении и самореализации Умение вести диалог Устойчивый познавательный интерес | Готовность к самообразованию и самовоспитанию Устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению Адекватная позитивная самооценка и Я-концепция Способность к решению моральных дилемм |
Регулятивные УУД | Целеполаганию Анализ условий достижения цели Планирование путей достижения цели Установка целевых приоритетов Контроль и управление своим временем Принятие решений в проблемной ситуации Контроль результатов и способов действия Самостоятельная оценка и корректирование выполнения действия Основы прогнозирования | Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи Учитывать условия и средства достижения целей при их планировании Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели Управлять своим поведением и деятельностью Осуществлять познавательную рефлексию Адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности Преодолевать трудности |
Коммуникативные УУД | Формулировать собственное мнение и позицию Учитывать разные мнения Сравнивать разные точки зрения Аргументировать свою точку зрения Задавать вопросы Сотрудничать, осуществляя планирование, взаимный контроль и оказывая взаимопомощь Адекватно использовать речь, языковые и речевые средства Работать в группе Основы коммуникативной рефлексии | Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений Продуктивно разрешать конфликты Брать на себя инициативу Оказывать поддержку и содействие Осуществлять коммуникативную рефлексию Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка |
Познавательные УУД | Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя Основы реализации проектно-исследовательской деятельности Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета Давать определение понятиям Устанавливать причинно-следственные связи Обобщать понятия Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию Строить логическое рассуждение Объяснять явления, процессы Основы ознакомительного, изучающего чтения Умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий | Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента Ставить проблему, аргументировать ее актуальность Выдвигать гипотезы Проверять гипотезы Делать умозаключения и выводы Основы рефлексивного чтения |
ИКТ-компетентность | Искать и хранить информацию Пользоваться устройствами ИКТ Фиксировать изображения и звуки Создавать письменные сообщения Создавать графические объекты с использованием компьютерных инструментов Осуществлять коммуникации | Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности Взаимодействовать в социальных сетях, форумах |
Учебно-тематический план
№ темы | Тема раздела | Количество часов |
1 | История русской письменности и лексики | 4 |
2 | Строительный материал слов: история морфем, происхождение слов | 16 |
3 | Загадки лексики и фразеологии | 8 |
4 | Морфология: исторический путь частей речи | 2 |
5 | Синтаксис и пунктуация: прошлое, настоящее, будущее | 4 |
Календарно-тематическое планирование
Номер темы. | Тема занятия | Форма проведения |
1 | Предмет и задачи курса. Дорога к письменности. | Практикум. Составление кроссвордов и ребусов. |
2 | Устная и письменная речь. Создатели русского алфавита. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. | Практикум. Путешествие |
3 | “Живой как жизнь”. Изменения в русском языке. Что осталось от юсов и ютов. | Практикум. Написание грамматических сказок. |
4 | Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. | Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. |
5 | Из чего строятся слова? Строительная работа морфем. | Практикум. Анализ художественных текстов. |
6 | Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в карман!” Гнезда родственных слов. | Практикум. Игра в “словесный мяч”. |
7 | “Пересаженные корни”. Иноязычные и русские корни. | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц. |
8 | Перевод и калькирование. | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц |
9 | Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными. | Практикум. Игра. |
10 | Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания | Практикум. Анализ художественных текстов. Викторина |
11 | Закон восходящей звучности. | Практикум. Викторина. Игра “Кто больше?” |
12 | Суффикс -а - командует гласными. Корни с чередованием. | Практикум. Викторина. Игра “Кто больше?” |
13 | Слово за ударением. Как командуют гласные звуки. | Практикум. Викторина. |
14 | Приказы согласных звуков. | Практикум. Игра. Анализ художественных текстов. |
15 | Значение слова. Зависимость от контекста. | Практикум. Игра. Анализ художественных текстов. |
16 | Как трудятся приставки? Приставки с противоположным значением. | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. |
17 | Что может обозначать приставка пре-? | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. |
18 | Что может обозначать приставка при- ? | Практикум - исследование. Анализ языковых единиц. |
19 | Тренировочные упражнения по теме “Гласные в приставках пре- и при-”. | Практикум. Викторина. Диктант-игра. Написание рассказа или изложения. |
20 | Для чего нам суффиксы нужны? | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц |
21 | Лингвистический микроскоп. | Практикум. Викторина. |
22 | Происхождение имён и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древние русские имена. | Практикум-исследование “Что в имени тебе моем?” |
23 | Путешествие по России. Диалектные слова. | Практикум. Игра. Анализ литературных произведений. |
24 | Происхождение отчеств. Прозвища. | Практикум. Проект “Откуда пошла моя фамилия”. Игра. Викторина. |
25 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | Практикум. Фразеологический КВН. |
26 | Как определить значение фразеологизма. | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. Игра « Аукцион» |
27 | Омонимы, синонимы, антонимы. Игры с синонимами. | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц.Подбор синонимов, разгадывание кроссворда. |
28 | Контекстуальные антонимы. | Практикум. Анализ художественных произведений. |
29 | Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода. | Практикум. Написание грамматических сказок. |
30 | Имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению. | Практикум. Анализ художественных произведений. Викторина |
31 | Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века. | Практикум. Путешествие |
32 | Точка - самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции запятой. Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий. | Практикум. Составление грамматических сказок. |
33 | Перевертыши. Необычные предложения. Переговорки. | Практикум. Восстановление “перевернутых” пословиц, поговорок. Создание перевертышей. Практикум-исследование искусственных фраз, построенных по законам русской грамматики. Собирание из “осколков” пословиц. Составление переговорок |
34 | Анаграммы. Метаграммы, или превращение мухи в слона. | Практикум. Разгадывание и составление словесных головоломок. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены одной буквы на другую. Самостоятельное построение цепочки метаграмм - превращений для заданных слов. |
35 | Подведение итогов. «Своя игра». |
Используемая литература
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001.
- Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998.
- Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
- Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...