Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Железнодорожный транспорт
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Прохорова Марина Геннадьевна

определение значения транспорта для работы хозяйства и жизни населения России; изучение состав транспорта; сформирование знания о «грузообороте», «пассажирообороте», «транспортном узле», изучение особенности железнодорожного транспорта России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_geografii.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока по географии: Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Железнодорожный транспорт. (9-й класс2013г.)

Цели урока: определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения России; изучить состав транспорта; сформировать знания о «грузообороте», «пассажирообороте», «транспортном узле», изучить особенности железнодорожного транспорта России.

Задачи:

  • Образовательные: рассмотреть достоинства и недостатки, проблемы железнодорожного транспорта и проанализировать полученные данные; сформировать умение работать со статистическими данными;
  • Развивающие: способствовать формированию самостоятельности суждений обучающихся при решении познавательных задач;
  • Воспитательные: сопричастность к проблемам страны, бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник, атлас, ИКТ

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

  1. Организационный момент (контроль наличия пособий, проверка присутствующих).
  2. Повторение. Проверка домашнего задания.
  1. Заслушать индивидуальное сообщение о Закрытых городах России.

Учащиеся демонстрируют подготовленные ими презентации (приложение 1)

  1. Выполнение задания на повторение межотраслевых комплексов (приложение 2, слайд 3). Необходимо сопоставить название межотраслевого комплекса и его назначение.
  1. Изучение нового материала.
  1. Коммуникационная система входит в состав инфраструктурного комплекса и состоит из транспорта и связи. Задача этой системы – перемещение в пространстве людей, информации, энергии, грузов.
  2. Итак, транспорт. Основная его функция – перемещение в пространстве людей и грузов. А главная задача – обеспечивать связи между предприятиями, районами страны, а также обеспечивать связь России с другими государствами.

По своему назначению транспорт объединяют в две большие группы (приложение 2, слайд 4):

Виды транспорта

          Специальные  

(транспортировка грузов):

       Универсальные

(перевозка пассажиров и грузов):

- электронный

-трубопроводный

- железнодорожный

- автомобильный

- речной

- морской

- авиационный

Работу, проделанную транспортом, оценивают по нескольким показателям:

Грузооборот –  это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км) (приложение 2, слайд 5).

По рисунку 2 на слайде учащиеся определяют виды транспорта, лидирующие по грузообороту и перевозкам грузов.

 

Грузооборот

Перевозки грузов

  1. Трубопроводный  

1. Автомобильный

  1. Железнодорожный

2. Железнодорожный

  1. Автомобильный

3. Трубопроводный

Пассажирооборот – количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (приложение 2, слайд 6)

По рисунку 3 на слайде учащиеся определяют виды транспорта, лидирующие по пассажирообороту и перевозкам пассажиров.

Пассажирооборот

Перевозки пассажиров

  1. Железнодорожный

1. Автобусный

  1. Автобусный

2. Метрополитен

  1. Воздушный

3. Троллейбусный

Разные виды транспорта взаимодействуют, осуществляя обмен грузами и пассажирами. Он происходит в транспортных узлах.

Транспортный узел – пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними.

Роль транспортных узлов чаще всего выполняют города, хотя иногда транспортные узлы создаются и за их пределами. Все виды транспорта, объединенные между собой транспортными узлами, образуют транспортную систему страны.

  1. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства:

Личные нужды и хозяйственная деятельность людей заставляют их перемещаться в пространстве. Поэтому плотность населения всегда выше вблизи транспортных путей. Влияние транспорта на размещение предприятий разных отраслей зависит от доли транспортных расходов в общей стоимости их продукции.

Учащиеся анализируют таблицу №1 (приложение 2, слайд 7) и делают вывод о доле транспортных расходов для разных отраслей промышленности. (Доля транспортных расходов высока в отраслях, требующих большого количества сырья)

Таблица 1

Влияние транспорта на размещение предприятий различных отраслей

Влияние транспорта

Решающее

Существенное

Незначительное

Доля транспортных расходов

30-35%

10-25%

3-5%

Ориентация

На сырье

На сырье и на потребителя

На потребителя

Отрасли промышленности

Черная и цветная металлургия, основная химия

Пищевая (молочная, мясная)

Точное машиностроение, легкая промышленность

  1. Железнодорожный транспорт.

А). Железные дороги России по общей длине занимают 2-е место в мире. Но их густота намного ниже, чем во многих странах (приложение 2, слайд 8).

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, используя рисунки 4,5 на слайде:

Ведущие страны мира по протяженности железных дорог (тыс. км, 2004-2007 гг.)

Густота железных дорог по странам мира (км на 1000 км2, 2004-2007 гг.)

США

231

США

24

Россия

85

Индия

19

Китай

63

Китай

7

Индия

63

Канада

6

Канада

58

Россия

5

Б). Особенности железнодорожного транспорта России (приложение 2, слайд 9). Изучение преимуществ и недостатков железнодорожного транспорта.

Преимущества

Недостатки

  • Универсальность (способность перевозить пассажиров и практически все виды грузов)
  • Отсутствие сети железных дорог на северо-востоке страны
  • Значительная грузоподъемность
  • Высокая стоимость строительства
  • Практически не зависит от природных условий
  • Перегруженность важнейших магистралей
  • Совпадение основных направлений пассажирских и грузовых потоков с направлением железнодорожных магистралей
  • Невозможность доставки грузов и пассажиров «от двери до двери»
  • Сравнительно низкая себестоимость перевозок

В) География Российских железных дорог:

Европейская часть России

      Азиатская часть России

Дороги имеют радиально-кольцевую структуру. Центр – Москва, от которой в разные стороны расходятся 11 железнодорожных радиусов. Кольцевые железные дороги построены на расстоянии примерно 100 и 300 км от Москвы. Главная проблема такой сети дорог – перегруженность ее центральной части и снижение густоты дорог на окраинах.

Дороги в основном широтного направления. Они проходят по её южной части. Значения этих дорог для страны настолько велико, что все они имеют собственные названия.

(приложение 2, слайд 10)

Учащиеся, используя рисунок 6 на слайде,  самостоятельно выписывают названия населенных пунктов, через которые проходит Транссибирская магистраль.

Г) Влияние ж/д транспорта на окружающую среду.

Это один из самых экологически чистых видов транспорта.

Основной ущерб наносится:

- при строительстве железных дорог, т.к. их создание требует изъятия полосы земли шириной до 50 м по всей длине трассы. В этой полосе видоизменяется растительный покров, нарушается водный режим, загрязняются почвы;

- для мытья подвижного состава используется много воды, загрязняя окружающую среду сточными водами;

- твердыми отходами замусоривается полотно железной дороги, станции и территории, прилегающие к ним;

- железные дороги – источник шумового загрязнения.

4.  Закрепление:

1. Какие показатели используют для оценки работы транспорта?

2. В чем проявляется влияние транспорта на размещение населения и хозяйства?

3. Чем и почему отличается география железных дорог европейской и азиатской частей России?

5. Домашнее задание:  §31, §32 (стр. 137-139).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Размещение населения. Возрастной, половой состав населения. Уровень образованности населения.

Урок географии для 9 класса. Знакомство с зонами  размещения населения, с половым, возрастным составом и уровнем образованности населения РФ. Анализирование статистического материала на уроке....

Размещение населения. Возрастной, половой состав населения. Уровень образованности населения.

Урок географии для 9 класса. Знакомство с зонами  размещения населения, с половым, возрастным составом и уровнем образованности населения РФ. Анализирование статистического материала на уроке....

Закрепление темы «ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ» с помощью профессионально ориентированных текстов (для студентов 1 курса специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (железнодорожный транспорт).

Работа представляет собой главу из сборника диктантов интегрированных текстов по русскому языку для студентов специальности 190701. Тексты объединены общей темой "Железная дорога". Можно использовать ...

Культурно-исторические особенности, размещение населения и хозяйства Индии, роль страны в регионе и мире

Индию часто назвают музеем под открытым небом: в стране тысячи прекрасных храмов, дворцов, мавзолеев, мечетей... Богатейшая духовная культура Индии – древний эпос, изобразительное и театральное и...

Население Земли. Численность населения Земли. Размещение населения.

Технологическая карта урока. Численность населения Земли. Размещение населения.Коринская В.А., Душина И.В.,  Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. ....

Рабочая программа ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте)

Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой учебной дисциплины,  разработанной на основе ФГОС СПО для специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (н...

Практическая работа № 12 «Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.»

Практическая работа  № 12 «Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства» по учебнику Бахчиевой...