Население Земли. Численность населения Земли. Размещение населения.
план-конспект урока по географии (7 класс)

Бобровская Юлия Витальевна

Технологическая карта урока. Численность населения Земли. Размещение населения.

Коринская В.А., Душина И.В.,  Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislennost_naseleniya.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока для 7 класса

Тема:  Население Земли Численность населения Земли. Размещение населения.

Тип: изучение нового материала

Цель урока: изучения особенностей численности населения Земли и размещения населения.

Задачи урока:

рассмотреть особенности численности населения Земли и размещения населения.

развивать исследовательские навыки учащихся, умения работы с таблицами, картами и схемами, решать задачи, анализировать информацию.

- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия: умения работать с источниками информации, коммуникативных навыков и навыков исследовательской деятельности.

Планируемые результаты  

Предметные

Уметь рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей.

Метапредметные

Познавательные УУД: использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.

Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Личностные

Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Формирование ответственного отношения к учебе.

Межпредметные связи: история

Ресурсы урока: 

Для учителя

Коринская В.А., Душина И.В.,  Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа, 2015., атлас по географии 7 класса, презентация для урока. 

Для учащихся

Коринская В.А., Душина И.В.,  Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа, 2015., атлас по географии 7 класса. 

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Эпиграф к уроку: «Земля – планета людей». (Слайд 1)

Что мы знаем о населении Земли?

Где в основном живут люди?

Зачем в России и других странах проводят перепись населения?

Определите тему урока, назовите цели и задачи. (Слайд 2)

Предлагает ознакомиться с планом урока. (Слайд 3)

План:

1.Где впервые появился человек?

2.Численность населения Земли.

3.Естественный прирост населения.

4.Миграции.

5.Размещение людей на Земле. Плотность населения.

Отвечают на вопросы.

Определяют цели и задачи урока

Мотивация познавательной деятельности  

Мы познакомились с оболочками Земли, с природными комплексами, но нам необходимо ещё познакомиться с важнейшими компонентами природы Земли.

Как вы думаете, какой компонент оказывает огромное влияние на все ПК, способен изменить природу всей Земли и меняет её гораздо в большей степени, чем любой другой компонент?

Отвечают на вопрос. (Человек)

Организация познавательной деятельности  

Организует работу в парах по плану урока. (Слайд 4)

- Используя рис. 43 на стр. 69 учебника, ответьте на вопросы.

1. Где впервые появился человек на Земле?

2.Как происходило освоение новых земель?

3.Как расселялся человек по планете?

4.Назовите два моста расселения.

 (обсуждение, коррекция знаний)

Организует работу с графиком на рис. 44 стр.70 (Слайд 5)

Численность населения Земли в наши дни 7 млрд. человек.

1. Как изменялась численность населения Земли до середины ХХ века?

2.Почему численность населения не росла в каменный век и античную эпоху?

3. Как изменилась численность населения в ХХ – начале ХХ1 века?

4.Какие факторы влияют на численность населения?

Организует работу с текстом учебника на стр. 71 (Слайд 6)

Как можно узнать, на сколько увеличилось население страны за год?

Разность между числом родившихся и умерших называют естественным приростом.

Р-С=ЕП (запись в тетради)

-Используя текст учебника на стр. 71, (Слайд 7)

1.Найдите регионы и страны, в которых численность населения

  • растет быстро;
  • растет медленно
  • убывает.

        2.Укажите, в каких регионах и странах

  • много детей;
  • много пожилых людей.

       3. Укажите, в каких странах наблюдается «старение населения»

(Обсуждения, коррекция)

Организует работу с текстом учебника на стр. 71 (Слайд 8)

Как еще может увеличиться или уменьшиться население в стране?

-Переселение людей называется миграцией.(запись в тетрадь)

Найдите в тексте учебника на стр. 71 ответы на вопросы

1. Что заставляет людей переселяться в другое место?

2.Приведите примеры миграций в современном мире.

Организует работу с картой атласа «Плотность населения» (Слайд 9)

-Как же размещаются 7 млрд. людей на планете? Как нам это узнать?

Открываем карту атласа на стр.      Как она называется?

Что такое плотность населения? Как её сосчитать?

-Средняя плотность населения в мире 40 ч/км2  Значит ли это, что на каждом км2суши живет 40 человек?

 Используя карту ответьте на вопросы:

1.Какие территории наиболее заселены? Почему?

2. Какие территории являются наименее заселенными? Почему?

3.Где проживает большая часть населения Земли? В горах или на равнинах? В центре материков или на окраинах?  В каких климатических поясах? Почему?

4.Как влияет хозяйственная деятельность на плотность населения?

5.Причины, влияющие на плотность населения: природные условия, давность поселений, уровень жизни, занятость людей.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, обсуждают полученную информацию.

Анализируют данные на графике и отвечают на вопросы, делают выводы об изменении численности населения Земли и определяют факторы изменения численности населения.

Отвечают на вопрос: можно узнать сколько людей родилось и сколько умерло.

Записывают в тетрадь определение понятия и формулу.

Дети работают с текстом учебника, отвечают на вопросы, делают выводы о различиях в численности населения в разных регионах и странах. Считают ЕП, делают выводы.

Регион мира

Рождаемость

Смертность

ЕП

Россия

12,4

12,9

Европа

10

10

Азия

20

8

Северная Америка

14

8

Африка

37

15

Дети отвечают на вопрос: они могут уезжать и приезжать.

Дети работают с текстом учебника, отвечают на вопросы, делают выводы

Дети отвечают на вопросы: обратиться к карте.

Плотность населения

Отношение людей к площади страны.

Ученики определяют по карте, что это не так.

Отвечают на вопросы, используя карту.

Подведение итогов  

Мы с вами сегодня хорошо потрудились, узнали много нового о населении Земли. Давайте выясним, что же мы запомнили. Попробуем ответить на вопросы. (Слайд 10, 11, 12)

1.Быстрый рост численности населения Земли отмечают:

1) в каменном веке                     3) в средние века

2) в античную эпоху                  4) в современное время

2.Численность населения Земли составляет:

1) 6 млн человек                          3) 7 млрд человек

2) 7 млн человек………………..4) 7 тыс. человек

3.В каких странах рождаемость намного превышает смертность?

1) в странах Европы                    3) в России

2) в странах Африки                   4) в Австралии

4.В какой стране высокая доля пожилых людей?

1) в Японии                                 3) в Алжире

2) в Египте                                  4) в Бразилии

5. В какие страны люди едут работать?

1) в Индию                                  3) в Германию

2) в страны Африки                   4) в Мексику

6. Выберите регион с высокой плотностью населения.

1) Канада                                    3) Россия

2) Австралия                              4) Япония

1.4  2.3  3.2  4.1  5.3  6.4

Отвечают на вопросы. Самоконтроль.

.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

  • Сегодня я узнал…..
  • Меня удивило……
  • Я понял, что……..

Домашнее задание: изучить §12, ответить на вопросы стр. 72 1,2,4,6. (Слайд 13)

Дополнительные творческие задания: Узнать динамику численности населения Санкт-Петербурга и составить график.

Таблица для практической работы.

Регион мира

Рождаемость

Смертность

ЕП

Россия

12,4

12,9

Европа

10

10

Азия

20

8

Северная Америка

14

8

Африка

37

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население России. Размещение населения России.

Организационная информацияТема урокаНаселение России. Размещение населения России.ПредметгеографияКласс9Автор урока (ФИО, должность) Федорова Ольга Петровна, учитель географииОбразовательно...

Конспект урока географии по теме:Численность населения Земли. расы. 6 класс

Конспект урока географии по теме: " Численность населения" 6 класс...

презентация к уроку "Численность населения Земли. Расы"

презентация содержит карты, таблицы, иллюстрации, необходимые при изучении данной темы...

"Численность населения Земли. Размещение населения"

Технологическая карта урока+презентация...

Урок по географии в 7 классе "Численность населения Земли. Размещение населения"

Классический урок приобретения новых знаний с элементами исследования....

Презентация. Численность населения Земли. Расовый состав. Народы планеты

Презентация. Численность населения Земли. Расовый состав. Народы планеты...