Культурно-исторические особенности, размещение населения и хозяйства Индии, роль страны в регионе и мире
план-конспект урока по географии (11 класс) на тему

Лешан Татьяна Анатольевна

Индию часто назвают музеем под открытым небом: в стране тысячи прекрасных храмов, дворцов, мавзолеев, мечетей... Богатейшая духовная культура Индии – древний эпос, изобразительное и театральное искусство, классическое пение и танцы, женская одежда сари, культ змеи кобры и многое другое привлекает людей в эту страну.  Благодаря интерактивным методам, использованию возможностей блога "Школьная география", на уроке организовано изучение различных граней жизни населения Индии - от национального и этнического состава страны, культуры и достопримечательностей государства до современной экономики и внешнеэкономических связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_-_indiya_11_klass.docx84.03 КБ

Предварительный просмотр:

11 КЛАСС. УРОК № 15

Тема: Индия: культурно-исторические особенности страны. ЭГП, размещение населения и хозяйства. Роль страны в регионе и мире.

Цель: обобщение и закрепление знаний о странах Зарубежной Азии на примере Республики Индии. 

Задачи:

  1. Расширить и углубить знания обучающихся о государствах Зарубежной Азии.
  2. Обобщить знания старшеклассников об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе населения Индии.
  3. Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность.
  4. Способствовать активизации процесса обучения посредством предметного образовательного блога http://geoschool16.blogspot.com .
  5. Воспитать чувство прекрасного, уважения к культуре и традициям стран мира.
  6. Формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к красоте и духовной культуре индийского народа.
  7. Обогатить речь обучающихся.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и приемы: словесные (диалог, рассказ), наглядные (демонстрация, презентация, самопрезентация), практические, работа в группах.

Метапредметные связи:  история, экономика, искусство, литература, музыка.

Опережающие задания:  составить визитную карточку Индии, подготовить тематические сообщения и презентации.

Оснащение и материалы к уроку:  ноутбук, проектор, презентации, видеоэкскурсия «Путешествие по Индии», политическая карта мира, плакат, раздаточный материал.

ХОД  УРОКА.

  1. Организационный момент, приветствие.
  2. Сообщение темы и задач урока.

Эпиграф:

…Дух  мечты  ничто  не  изменило, 
И  ничто,  наверно,  на  земле 
Нас  с  такою  силой  не  манило,
Как  манила  Индия  к  себе...

Нонна Гросс

  1. Мотивация обучающихся: Сегодня  мы совершим путешествие в страну, которую по праву многие столетия называют «удивительной». И для этого есть все основания, а какие мы сегодня и узнаем.

     Официальное название страны, Индия, происходит от древнеперсидского слова хинду, которое в свою очередь произошло от санскритского синдху –  исторического названия реки Инд. Древние греки называли индийцев индои – «люди Инда». Конституция Индии признаёт также второе название, Бхарат, которое происходит от санскритского имени древнеиндийского царя, история которого была описана в «Махабхарате» («Великое сказание о потомках Бхараты») - героической поэме о великой битве бхаратов, состоящей из 18 книг, или парв. Третье название, Хиндустан, используется со времён Империи Великих Моголов, однако официального статуса не имеет.

  1. РАБОТА В ГРУППАХ. Изучение визитной карточки страны. Рассказы учеников сопровождаются презентациями и отрывками видео. 

Визитная карточка Индии:

  • Полное название страны: Республика Индия
  • Площадь: 3287590 кв. км  (7 место в мире)
  • Население: 1 236 344 631 чел (2 место в мире) 
  • Столица: Дели (Нью-Дели)
  • Деньги – индийская рупия
  • Государственное устройство: Федеративная Республика

Административно-территориальное устройство Индии: является федеративной республикой,  состоящей из 28 штатов и семи союзных территорий центрального подчинения.  

Заполнить таблицу в тетрадях (по мере обобщения знаний):

ЭГП

Хозяйство

Население

Культура. Религии.

Государственная символика  (гимн Индии) 1 группа:

Государственный флаг  Индии  представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос равной ширины: верхней – «глубокого шафранного»,  средней – белого и нижней – зелёного цвета. В центре флага расположено изображение колеса с 24-мя спицами, тёмно-синего цвета. Диаметр колеса составляет 3/4 ширины белой полосы флага. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Флаг используется также в качестве военного флага Индийской армии.

Герб. На гербе изображены четыре индийских льва на круглой абаке. Четвёртый лев находится сзади и, следовательно, скрыт из виду. Герб символизирует нацию, которая «отважна в храбрости, сильна в теле, благоразумна в совете и устрашает противников». Абака украшена четырьмя животными – символами  четырёх направлений:  Лев – север, Слон – восток, Лошадь – юг и  Бык – запад (видны Лошадь и Бык). Абака опирается на лотос в полном расцвете, символизирующий источник жизни.

15 – августа – День Независимости Индии.

Ежегодно 15 августа Индия отмечает самый большой праздник – День Независимости – годовщину провозглашения независимости Индии от Великобритании. День Независимости отмечается с 1947 года.

В этот день в 1947 году вступил в действие Акт Независимости Индии  и над стенами Красного форта в Дели первым премьер-министром страны Джавахарлалом Неру при огромном стечении народа был поднят трехцветный флаг независимой Индии. Тем самым ознаменовался новый этап в истории древней страны.

 Основные церемонии проходят в Нью-Дели, где премьер-министр Индии поднимает национальный флаг над Красным фортом и с его стен произносит транслируемую телевидением на всю страну речь, в которой рассказывает о достижениях правительства за прошедший год. Важной частью празднования Дня независимости Индии является красочное шествие, демонстрирующее культурное многообразие Индии, достижения страны в науке и технике, её военные возможности.

Вплоть до провозглашения Индии республикой в 1950 г.  День независимости был единственным национальным праздником, официальным выходным днем всех правительственных учреждений, частных промышленных и торговых предприятий, по случаю этого праздника в столице проводился военный парад.

Праздник отмечают все граждане Индии – вне  зависимости от национальности или религии. В каком-то смысле этот праздник символизирует собой стремление демократической Индии к укреплению единства страны, межобщинной разобщенности, преодолению остающихся феодальных пережитков.

Власть  двухпалатный парламент – Совет штатов и Народная Палата. Глава государства: президент, фактически власть принадлежит премьер – министру.

Как пример, можно привести сотрудничество в области реализации космической программы. Две страны совместно разработали и теперь производят сверхзвуковые крылатые ракеты «Брамос». Россия совместно с Индией разрабатывает перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации — истребитель пятого поколения, доля индийской компании Hindustan Aeronautics (HAL) в разработке составит не менее 25 %.

Национальные символы Индии.  Национальное животное Индии – могучий тигр. У него густой рыжий мех с темными полосами. Сочетание грации, ловкости и огромной мощи сделали тигра национальной гордостью Индии.

Национальный цветок Индии – лотос. Этот священный цветок занимает уникальное место в искусстве и мифологии древней Индии. С незапамятных времен он считается счастливым символом.

История  открытия Индии

        Самой заманчивой страной европейцам представлялась Индия. Но торговлю с Индией и Китаем захватили арабы и продавали 8-10 раз дороже. После захвата Константинополя турками торговать с Востоком стало ещё труднее. Турки захватили торговые пути через Малую Азию и Сирию. Они брали такие высокие пошлины, что купцам становилось невыгодно везти товары через эти страны. Восточные товары в Европе стали ещё более редкими и дорогими. Это вынуждало европейцев искать новые пути в Азию.

           В XV веке первыми вышли на поиски новых путей португальские и испанские моряки. В 1492 г. испанские короли Фердинанд и Изабелла отправили в далекое плавание через Атлантический океан экспедицию из трех каравелл под командованием Христофора Колумба. С целью открыть западный путь в Индию и Восточную Азию. 12 октября 1492 г., через 69 дней после отправления из испанского порта Палоса, каравеллы Колумба достигли Сан-Сальвадора, одного из островов Багамской группы, расположенного у побережья нового, не известного европейцам материка. С тех пор этот день считается датой открытия Америки. Сам же Колумб считал, что достиг берегов Юго—Восточной Азии.

1497 г. По приказу короля Португалии Мануэля II  в Индию была снаряжена экспедиция, которую  возглавил Васко да Гама. Добравшись порта Малинди, подвержены португальского короля впервые увидели корабли из Индии, а уже через три недели прибыли к заветной страны. Еще за три дня экспедиция подошла к большому городу Каликут (теперь Кожикоде), где европейцы приобрели пряности и драгоценные камни. Обратный была очень сложной: иссякли запасы продуктов, большое количество моряков умер от цинги. В Лиссабон в 1499 вернулся менее половины экипажа. Но результат был достигнут: теперь португальцы знали морской путь из Европы в Индию, благодаря которому их страна имела огромные прибыли в течение многих десятилетий.

Экономико-географическое положение Индии

Индия расположена в Южной Азии, большей частью на полуострове Индостан.

Столица — Нью-Дели.

Территория — 3 287 263 км является крупнейшей страной Южной Азии. Занимает второе место в мире по численности населения и седьмое по территории.

Граничит с Пакистаном, Китаем, Непалом, Бутаном, Бангладеш, Мьянмой. Индия имеет морские границы с Мальдивскими островами, со Шри-Ланкой, с Индонезией.  

Спорная территория штата Джамму и Кашмир имеет границу с Афганистаном.

Омывается водами Индийского океана — Бенгальским заливом с юго-востока и   Аравийским морем с юго-запада.

Побережье Индии, длина которого составляет более 7 тыс. км. Берега в большей степени низкие, песочные, слабо расчлененные, с лагунами. Комфортных естественных гаваней не

достаточно, почти все большие порты размещены или в устьях рек (Калькутта), или

устроены искусственно (Ченнаи). Южная часть западного побережья Индостанского полуострова именуется Малабарским побережьем, южная часть

восточного побережья – Коромандельским побережьем.

Высшая точка над уровнем моря–Чогори на Севере (8611м).

Самые большие города: Бомбей, Калькутта, Дели, Мадрас.

Самые многоводные реки Индии: Ганг (2510 км), Брахмапутра (2900 км), Инд (2879км.)

Хозяйство Индии – 2 группа:

За годы независимости Индия добилась больших успехов в экономическом и социальном развитии. Она успешно проводит индустриализацию, аграрные преобразования, осуществляет космическую программу. По числу специалистов с высшим образованием Индия заняла одно из ведущих мест в мире. Страна на 3 месте - по количеству профессиональных программистов. Индия - яркая и многообразная страна, чья экономика все более и более интегрируется с мировой экономикой. Развернутые экономические реформы, предпринятые в последнем десятилетии имели далеко идущие последствия. GE Сapital называет эту страну уникальной, PepsiCo находит ее самой быстрорастущей, а Motorola уверена, что она превратиться в глобальный источник. Операции на территории Индии заняли центральную позицию в глобальной деятельности этих гигантов. Огромный и постоянно растущий рынок, развивающаяся инфраструктура, сложный финансовый сектор, гибкая регулирующая среда, льготы, устойчивое государство и хорошая экономическая перспектива делает Индию привлекательной для инвестиций. Деловая среда Индии благоприятствует достижению высокого уровня и постоянного роста.

Индия в настоящее время находится на пути развития в экономику открытого рынка, однако все же следы прошлой политики страны остаются. Экономическая либерализация, включая отмену госконтроля промышленности, приватизацию государственных предприятий и снижение контроля над внешней торговлей и инвестициями, началась в начале 1990-ых и служила тому, чтобы ускорить экономический рост страны, который составил в среднем больше чем 7% ежегодно с 1997 года. Экономика Индии разнообразна и охватывает традиционное деревенское сельское хозяйство, современное сельское хозяйство, изделия кустарного промысла, широкий диапазон современных отраслей промышленности и множество видов услуг. Немного больше половины рабочей силы находится в сельском хозяйстве, но сектор услуг - основной источник экономического роста. Он составляет больше половины ВВП Индии, а занята в нем только одна треть рабочей силы.

Индия извлекла выгоду из наличия многочисленного образованного англоговорящего населения и стала основным экспортером услуг в области информационных технологий и программистов. В 2010 году индийская экономика восстановилась после мирового финансового кризиса - в значительной степени из-за сильного внутреннего спроса - и рост превысил 8% в течение года в реальном исчислении. Экспорт товаров, который составляет приблизительно 15% ВВП, возвратился к докризисным уровням. Промышленное развитие и высокие цены на продовольственные товары, которые стали следствием совместного воздействия слабых муссонов 2009 года и неэффективности действий правительства системе распределения продовольствия, стали причиной высокой инфляции, которая достигла максимума приблизительно в 11% в первой половине 2010 года, однако затем постепенно уменьшалась к однозначным значениям, после серии увеличений процентной ставки Центрального банка страны.

Сельское хозяйство.  

Ведущая отрасль сельского хозяйства Индии – растениеводство. В Индии выращивают: зерновые культуры: рис, пшеницу, кукурузу, просо.  Главные технические культуры: хлопчатник, джут, чай, сахарный тростник, табак, масличные (арахис, рапс и др.)Также выращивают кокосовую пальму, бананы, ананасы, манго, цитрусовые, пряности и специи.

Животноводство.  Индия занимает первое место в мире по поголовью крупного рогатого скота и одно из последних по потреблению мясных продуктов, так как религиозные воззрения индуизма поддерживают вегетарианство, запрещают употреблять в пищу говядину и убивать коров (в древней Индии они были символом плодородия и благоденствия). В приморских районах большое значение имеет рыболовство.

Сельскохозяйственный сектор, который так долго был оплотом индийской экономики, теперь составляет только приблизительно 20% от валового национального продукта, тем не менее, обеспечивает занятость 60% населения. В течение нескольких лет после обретения независимости, в удовлетворении своих потребностей в продовольствии Индия зависела от иностранной помощи. В последние 50 лет пищевая промышленность неуклонно растет, главным образом из-за увеличения числа орошаемых земель и широко распространенном использовании высокопродуктивных семян, удобрений и пестицидов. Страна имеет большие запасы зерна (около 45 миллионов тонн) и является мировым экспортером зерна. Товарные культуры, особенно чай и кофе приносят главный экспортный доход. Индия - крупнейший в мире производитель чая, ежегодно производящий около 470 миллионов тонн, из которых 200 миллионов тонн экспортируется. Индия также занимает около 30% мирового рынка специй, экспорт которых составляет около 120,000 тонн в год.

В сельском хозяйстве Индии до сих пор сохраняются большие контрасты — крупные плантации соседствуют с мелкими крестьянскими хозяйствами. Многие крестьяне имеют мало земли или вообще её не имеют. В большинстве сёл вообще нет электричества. По площади орошаемых земель (54,8 млн га) Индия занимает первое место в мире. Доля сельскохозяйственной продукции в экспорте Индии составляет 15%.

Основными потребительскими культурами Индии являются рис и пшеница. Современная Индия в основном обеспечивает свои потребности в продовольствии, хотя и на очень низком уровне примерно в 250 кг на душу населения. В юго-восточной части Индо-Гангской низменности располагается главная рисоводческая зона Индии, где рис возделывают в сезон харифа (май-сентябрь) под муссонные дожди, а в сезон раби (октябрь-апрель) используется искусственное орошение.

Животноводство играет важную роль в сельском хозяйстве Индии. По количеству поголовья крупного рогатого скота (221,9 млн т) Индия занимает первое место в мире, однако по потреблению мяса — одно из последних в мире, что объясняется религиозными воззрениями индийцев — в индуизме корова является священным животным. Насчитывается 58,8 млн овец, 18 млн свиней, 9 млн верблюдов.

Индия занимает второе место в мире по объему производства сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство и сектора, с которыми оно связано, такие как лесоводство и рыболовство, составили 15,7% ВВП в 2009–10 фин. г., использовали 52,1% всей рабочей силы, и несмотря на устойчивое снижение доли в ВВП, все еще являются самым большим сектором экономики и существенной составляющей социально-экономического развития Индии. Урожаи всех зерновых культур выросли с 1950 года, из-за особого внимания к сельскому хозяйству в пятилетних планах и устойчивого совершенствования технологий, применения современных сельскохозяйственных методов и предоставления сельскохозяйственного кредита и субсидий. Однако, сравнения с другими странами мира показывают, что средний урожай в Индии - составляет только 30%-50% самого высокого среднего урожая среди стран мира. Индийские штаты Уттар-Прадеш, Пенджаб, Харьяна, Мадья-Прадеш, Андхра-Прадеш, Бихар, Западная Бенгалия и Махараштра - ключевые сельскохозяйственные регионы Индии. В Индии орошается 546 820 квадратных километров земельной площади, или приблизительно 39% всех пахотных земель. Внутренние водные ресурсы Индии включая реки, каналы, водоемы и озера и морские ресурсы, включающие восточные и западные побережья Индийского океана и другие заливы, предоставляют занятость почти шести миллионам человек в рыбной отрасли. В 2008 году у Индии была третья по величине рыбная промышленность в мире.

Индия - крупнейший производитель в мире молока, джута и пульса, и также имеет вторую по величине популяцию крупного рогатого скота в мире - 175 миллионов животных в 2008 году. Индия - второй по величине производитель риса, пшеницы, сахарного тростника, хлопка и арахисов, так же как и второй по величине в мире производитель фруктов и овощей (10,9% и 8,6% мирового фруктового и овощного производства соответственно). Индия - также второй по величине производитель и крупнейший потребитель шелка в мире (77 миллионов тонн в 2005 году).

Промышленность. После десятилетия реформ производственный сектор готовится удовлетворять потребности нового тысячелетия. Инвестиции в индийские компании к 1994 году достигли рекордного уровня, и множество транснациональных корпораций решили открывать свои магазины в Индиис целью использования преимущества улучшенного финансового климата. С целью дальнейшего роста промышленного производственного сектора были разрешены прямые иностранные инвестиции по автоматическиому маршруту почти во всех отраслях промышленности с некоторыми ограничениями. Структурные реформы были предприняты в режиме акциза с целью введения единой ставки и упрощаения процедур и правил. Индийским филиалам транснациональных корпораций разрешили платить лицензионный платеж родительской компании для регистрации международных торговых марок, и т.д. Вступление Индии на путь индустриализации повысило роль её топливных и сырьевых ресурсов. Запасы полезных ископаемых значительны. Добывается железная руда (73,5 млн т), каменный уголь, нефть. Индия не обеспечивает полностью потребности в нефти и вынуждена импортировать её. Потребление нефти составляет около 100 млн т в год. Главными центрами обрабатывающей промышленности Индии являются города Бомбей, Калькутта, Дели и Мадрас. По развитию атомной промышленности Индия является лидером в развивающемся мире. Главной отраслью лёгкой промышленности является текстильная промышленность, которая работает на отечественном сырье. Для металлургии используется собственная железная руда. Развиты такие отрасли, как автомобильная промышленность, сборка велосипедов, производство телевизоров и радиоприемников, бумаги, удобрений и цемента. Главными экспортными промышленными товарами являются транспортное оборудование, одежда и лекарства.

Индия производит чёрные и цветные металлы, станки, тепловозы, автомобили; а также новейшую электронную технику, оборудование для АЭС и космических исследований, автомобили  выпускающие в Индии -Tata Nana, самолеты - АН 32, фрегат - Табар.

В химической промышленности выделяется производство минеральных удобрений. Развивается фармацевтика.

Индия - мировой экспортер хрома. Она занимает ведущее место по запасам графита, берилла, тория, циркония, и второе место в мире по добыче титана.

Пищевая промышленность производит товары и для внутреннего потребления и на экспорт. По экспорту чая Индия занимает 1 место в мире.

Лёгкая промышленность – традиционная отрасль экономики Индии, особенно хлопчатобумажная и джутовая. Джут – волокно, из которого производят мешки и канаты.

Развитие инфраструктуры в Индии традиционно было заботой государственного сектора. После осознания потребности в быстром росте и усовершенствовании качества основных средств инфраструктуры, частное и иностранное участие было поощрено через пакет привлекательных стимулов и льгот. Индия сегодня располагает большой инфраструктурой в виде развитой гражданской авиации, железных дорог, дорожной сети, отгрузки, передачи данных, выработки и распределения энергии. Индия имеет одну из самых больших дорожных сетей в мире. Страна делает большие успехи в области космических технологий и ракетостроения. Первый пробный запуск спутника Satellite Launch Vehicle, GSLV-D1 был успешно выполнен 18 апреля, 2001 Центром SHAR, Sriharikota. Правительство постепенно сняла с него роль единственного проводника средств инфраструктуры. Это выражается в прогрессивном инкорпорировании системных служб государственного сектора в области телекоммуникаций и портов, прекращении регулирования внутреннего обслуживания длинного расстояния, предложенное извлечение государственных инвестиций в авиакомпании (Air India и Индийские Авиалинии) и предложение по аренде аэропортов в Хайдарабаде, Ахмедабаде, Гоа, Кочи и Амритсаре. Следуя политике частного участия в дорожном секторе, Министерство Дорожного Транспорта представило 20 проектов общей стоимостью 10 млрд рупий. Из этих 20 проектов, 6 - по строительству окружных дорог, а остальные 14 - по строительству мостов и туннелей.

Транспорт Индии.

•        Рикши, железнодорожный транспорт, метро, автобусы, слоны.

•        Мотоцикл – самый распространенный вид транспорта

Кинопромышленность.

            Название Болливуд включает две составляющие: Бомбей и Голливуд. Известными киностудиями являются Filmalaya и Film City, расположенные в северной части города. Ежегодно на киностудиях Болливуда выпускается порядка 750 фильмов, в основном на языке хинди, но также и на урду и пенджаби.      Болливу́д – это синоним киноиндустрии индийского города Мумбай (бывш. Бомбей), названной так по аналогии с Голливудом (Hollywood) в Калифорнии, США.

Внешнеэкономические связи Индии – 3 группа:

Товарная структура внешней торговли Индии: экспорт страны в 2012 г. составил 290 млрд долл., снизившись по сравнению с максимальным показателем предыдущего года на 11,9 млрд долл. или 4%.

Товарная структура индийского экспорта в текущем столетии весьма диверсифицирована – ни одна товарная группа не имеет веса больше 20%. Первое место в структуре экспорта с 2010 г. занимает топливо, в первую очередь благодаря большому экспорту нефтепродуктов (5-ое место в мире). В 2012 г. доля топлива равнялась 18,8%, повторив максимальный показатель предыдущего года. На втором месте в последние три года находятся прочие товары (15% в 2012 г.), почти полностью представленные драгоценными металлами и камнями и изделиями из них. Следующие две позиции в структуре экспорта Индии занимают химические товары (13,5% в 2012 г.) и продукция лёгкой промышленности и сырьё для неё (13,1%). При этом удельный вес химикатов повторил рекордные показатели середины 2000-х гг., тогда как доля продукции лёгкой промышленности показала второй минимальный результат в истории. Существенный вес в 2012 г. также имели продовольствие (9,4%), продукция общего и специального машиностроения (8,3%), металлопродукция (7,6%) и транспортные средства (6,3%).

Лидирующие позиции в экспорте Индии с середины 2000-х гг. принадлежат статьям «топливо» и «драгоценные металлы и камни», в 2012 г. их доли равнялись 18,8% и 14,9% соответственно. Другими важными позициями в 2012 г. были «органические соединения» (4,3%), «колёсные транспортные средства» (4,2%), «механическое оборудование и техника, компьютеры» (3,8%), «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура» (3,7%), «фармацевтическая продукция» (3,3%), «зерновые», «хлопок» (по 3%), «чёрные металлы», «изделия из чёрных металлов» (по 2,7%), «одежда швейная» (2,6%).

Импорт Индии в 2012 г. составил 489 млрд долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 26,6 млрд долл. или 5,7% и достигнув нового исторического максимума.

В товарной структуре индийского импорта на протяжении многих лет главную роль играет топливо. В 2012 г. его удельный вес составил 38%, что стало многолетним максимумом. Второе место в последние три года занимают прочие товары (16,7%), представленные главным образом драгоценными металлами и камнями. Третье место принадлежит продукции общего и специального машиностроения, в 2012 г. её доля (14,9%) оказалась минимальной в текущем столетии. Значительный вес традиционно имеют химические товары (10,3% в 2012 г., один из самых низких показателей за последние два десятилетия). Среди остальных товарных групп выделяется металлопродукция (5,6% в 2012 г.).

Более половины импорта Индии в последние годы формируют две крупнейшие статьи: «топливо» (38% в 2012 г.) и «драгоценные металлы и камни» (16,7%), причём топливо первенствует уже более двух десятилетий (исключением был 1998 г.). Другими важными позициями в 2012 г. были «механическое оборудование и техника, компьютеры» (7,4%), «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура» (6,1%), «органические соединения» (3,1%), «чёрные металлы» (2,8%), «неклассифицированные товары» (2,5%), «масла и жиры» (2,3%), «пластмассы» (1,9%).

В число ведущих торговых партнеров Индии входят Китай, ОАЭ, США, Саудовская Аравия, Швейцария, Индонезия, Германия, Гонконг. В обзорный период основными рынками сбыта для индийских товаров были ОАЭ и США. Правительство Индии стремится диверсифицировать региональную структуру индийского экспорта путем расширения рынков сбыта в странах Азии и Африки. В настоящее время уже более половины его объема приходится на страны азиатского региона, кроме того, Индия расширяет свое присутствие в странах «черной» Африки.
Ведущим экспортером в Индию в последние годы является Китай. Растущий дисбаланс двухсторонней торговли в пользу китайской стороны вызывает обеспокоенность индийского правительства. ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар и Нигерия являются главными поставщиками на индийский рынок сырой нефти, по объему импорта которой в 2013 г. Индия вышла на третье место в мире.

Сектор услуг составляет около 50% ВВП страны, обеспечивает значительный приток иностранных инвестиций и занятость населения. По данным индийской статистики, в 2013/14 фин. г. экспорт индийских услуг вырос на 4,0% и составил 151,5 млрд. долл. США, а в первом полугодии 2014/15 фин.г. - на 3,7% до 75,9 млрд. долл. США. Главными партнерами Индии в торговле услугами являются развитые страны (США, Канада, ЕС, Япония).

К основным видам услуг, экспортируемых Индией, относятся услуги в сфере разработки программного обеспечения (в 2013/14 фин. г. на них пришлось более 45% всего индийского экспорта услуг), деловых операций (консалтинг, аудиторские услуги, маркетинг, инжиниринг и др. – 18,8%), транспорта (11,5%), туризма (11,5%).

Объем импорта услуг в Индию в 2013/14 фин. г. снизился на 2,8% и составил 78,5 млрд. долл. США (в первом полугодии 2014/15 фин. г. – 39,9 млрд. долл. США). Важнейшими статьями индийского импорта услуг являются деловые (34,2%), транспортные (20,9%), туристические (17,6%) и финансовые (10,2%). Таким образом, профицит платежного баланса в торговле услугами в 2013/14 фин. г. составил 73 млрд. долл. США (рост 12,4%),  а в первом полугодии 2014/15 фин. г. – 36,0 млрд. долл. США. Это позволило покрыть 49,4% и 49,3%  дефицитов торговых балансов товарами в 2013/14 фин. г. и в первой половине 2014/15 фин. г. соответственно.

Индия активно применяет все основные виды тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, которые включают импортные и экспортные пошлины, различные нетарифные барьеры.

В число импортных пошлин входят базовая, дополнительная (эквивалентна акцизному сбору на товары, производимые в стране), специальная дополнительная, антидемпинговая или защитная (используется с целью защиты местного производителя) и компенсационная (применяется в соответствии с соглашением по ВТО). Основным видом базовой пошлины является адвалорная (94% от всех тарифных линий).

Индийское правительство регулярно публикует информацию о тарифах и дополнительных налоговых ставках. Таможенная тарифная сетка соответствует Гармонизированной номенклатурной сетке (ГНС). Применяемая к товарам ставка акцизной пошлины также зависит от классификации товаров согласно Акцизной тарифной сетке, которая основывается, главным образом, на ГНС. Кроме того, каждый индийский штат облагает налогом товары, задействованные в торговле между штатами. Правительство страны часто использует как прямые, так и косвенные меры ограничения импорта, например, для сдерживания роста цен или в случае дефицита определенного товара.

Нетарифные барьеры включают обязательную регистрацию участников  внешнеэкономической деятельности, выборочное лицензирование внешнеторговых сделок, жёсткие требования по маркировке товаров, требования к техническим стандартам качества товаров в соответствии с индийскими стандартами качества, меры по контролю за импортом сельскохозяйственной продукции (получение фитосанитарного сертификата и различных видов разрешений для ввоза в страну растений, фруктов, продуктов животного происхождения).

Micromax – крупнейший производитель мобильных устройств. Индийская компания Micromax на данный момент является десятой в списке крупнейших производителей мобильных устройств в мире. По этому показателю она обогнала даже такие традиционно известные бренды, как Motorola или Nokia. Однако подавляющая часть продаж продукции этой фирмы приходится на Индию, а потому ее мало знают в остальном мире. Micromax – крупнейший индийский производитель мобильных устройств. В Индии же эта компания, занявшаяся производством мобильных телефонов лишь в 2008 году, по результатам первого квартала 2014 года стала самым популярным мобильным брендом, наконец-то обогнав южнокорейского гиганта Samsung. Изначально индийского от Micromax было лишь название и руководство, а промышленное производство компании находилось в Китае. Но с 2014 года выпуск смартфонов и планшетов под этим брендом большей частью был перенесен в Индию. При этом Micromax всячески старается в плане сбыта выйти за пределы домашней страны и начать экспансию на международный рынок. Начала она свое наступление с других развивающихся стран, в том числе с государств Африки, а также Шри-Ланки и Бангладеш, но мечтает о том, чтобы изменить ситуацию. В качестве лица компании Micromax выбрала известного голливудского актера Хью Джекмана, правда, первой крупной страной, где появилось ее официальное представительство, стали не Соединенные Штаты Америки или Австралия, а Россия. В январе 2014 года Micromax пришла в нашу страну, представив широкий выбор бюджетных мобильных телефонов. Главное преимущество продукции Micromax перед девайсами от других производителей как раз и заключается в ее предельной бюджетности при достаточно хороших технических характеристиках и высоком уровне сборки. Micromax ориентируется, в первую очередь, на молодежную аудиторию и людей с невысокими доходами, то есть на тех, кто изначально не планирует покупать iPhone. Для примера, самый дешевый вариант смартфона от этой компании, представленный на российском рынке, стоит 1990 рублей (Micromax Bolt A28), а самый дорогой – 13990 (Micromax Canvas Knight). В последнем случае речь идет о 5-дюймовом аппарате с восьмиядерным процессором частотой 2 ГГц и камерой на 16 мегапикселей.

Tata Motors – крупнейший производитель автомобилей. Компания Tata Motors – это ярчайший пример тому, как локальный производитель автомобилей из страны Третьего Мира превратился в крупную международную компанию, которая контролирует, в том числе, лидеров мирового рынка. История Tata Motors началась в 1945 года, когда эта компания стала выпускать локомотивы. Первый автомобиль индийская фирма произвела в 1954, и с тех пор бренд Tata в Индии стал синонимом VW в Германии или ВАЗ в России. Ведь этот производитель изначально ориентируется на массовый рынок, на выпуск «народного» автомобиля, который будет по карману широким слоям общества. Верхом реализации идеи о производстве по-настоящему народного индийского автомобиля стал выпуск в 2008 году машины Tata Nano, которая со стоимостью 2500 американских долларов носит почетное звание «самое дешевое авто в мире».

Tata Nano - самый дешевый автомобиль в мире. Коммерческий успех внутри Индии и на ограниченном количестве внешних рынков, в основном, в развивающихся странах, позволил компании Tata Motors начать международную экспансию. Конечно, автомобили с названием Tata весьма сложно найти в более-менее богатых странах. Однако в наше время эта компания контролирует заметный процент мирового автопроизводства, ей принадлежат крупные пакеты таких известных компаний, как Jaguar, Land Rover, Daimler, Rover и т.д. Впрочем, европейцы и американцы имеют также и процент акций самой Tata Motors. Tata Motors стала первой, кто решил развивать в своей стране рынок электромобилей. Компания активно продвигает свои электрические модели Tata Indica и Tata Ace, а также строит соответствующую инфраструктуру в крупных городах Индостана. Впрочем, само производство этих авто началось не в Индии, а в Норвегии.

Infosys – крупнейшая IT-компания. Одним из самых удачных примеров создания аналога Кремниевой долины за пределами Калифорнии может похвастаться Индия, где в городе Бангалор с конца семидесятых годов двадцатого века существует технологический парк, ставший инкубатором для появления тысяч высокотехнологичных компаний, работающих со всем миром. Крупнейшей из бангалорский и индийских вообще IT-компаний является корпорация Infosys с капитализацией почти 40 миллиардов долларов, годовым оборотом в 9 миллиардов и 173 тысячами постоянных сотрудников. Как и подавляющее большинство индийских IT-компаний, Infosys занимается аутсорсом – производством и поддержкой программного обеспечения по заказу от богатых западных стран. Основная сфера, с которой работает Infosys, - это корпоративный бизнес (преимущественно, телекоммуникации), она выпускает программное обеспечение для деловой активности и промышленных процессов, а также софт для обеспечения электронной торговли. При этом в Infosys видят огромные перспективы для роста. Ведь если раньше эта компания работала, в основном, с мелким и средним западным бизнесом, то сейчас она стала ориентироваться на премиум-сегмент – уровень компетенции и имя позволяет замахнуться на самые высокие уровни. Интересно, что все больше у Infosys появляется заказчиков из самой Индии и других развивающихся стран.

Приведенные выше примеры показали, как даже в одной из самых бедных стран мира могут появиться крупные международные корпорации, которые выпускают достаточно конкурентоспособную продукцию. Впрочем, в большинстве случаев путь на Запад для таких производителей закрыт – рынок высокотехнологичных товаров в развитых странах является очень насыщенным, а потому едва ли не единственный способ компания из Третьего Мира развиваться за пределы своей страны – это экспансия в другие бедные государства, попытка стать экономической сверхдержавой за счет бедных и мелких стран без собственного технологичного производства. Тем более что продукция этих производителей и так максимально ориентирована и адаптирована под этот рынок. Времена появления и стремительного мирового взлета компаний типа Samsung или Sony прошли. А уникальные случаи обратного, например, относительный успех молодого китайского бренда Xiaomi, лишь подтверждают правило.

Население и культура Индии  – 4 группа:

Численность населения в 2014году составила 1 236 344 631 человек, 71% - представители индоарийских групп, 25% - представители дравидских групп и 3% монголоиды.

     Индия – родина шахмат, здесь возникла десятичная система исчисления, учение йоги.

Индия является одной из самых необычных и интересных стран мира, с особой культурой, особыми традициями и необычным укладом жизни, который отражается на многочисленном населении этой страны.

Население Индии составляет свыше 1,25 млрд человек, что являет собой одну шестую населения Земли. Индия – самая  густонаселённая страна на Земле после Китая. Большинство индийцев – сельские жители. Средняя продолжительность жизни в Индии: 65,8 лет[.

Индия – многонациональная страна. Крупнейшие  народы: хиндустанцы, телугу, маратхи, бенгальцы, джат, тамилы, гуджаратцы, каннара, пенджабцы.

Достаточно сказать, что конституционными языками страны объявлены: хинди, урду, английский, панджаби, гуджарти, бенгали, ория, маратхи, ассами, тамиль, телугу, каннада, малаялам и санскрит (всего 14 языков, государственный – хинди).

Хинди – самый распространенный в Индии язык. Носителями языка хинди является около 40 % всех индийцев.

Около 80 % населения является приверженцами индуизма. Мусульмане составляют 14 % населения, христиане – 2,4 %, сикхи – 2 %, буддисты – 0,7 %].

Особо стоит сказать о естественном приросте населения Индии. В колониальный период естественный прирост населения был крайне низок из-за высокой смертности (в 1931 г. средняя продолжительность жизни была менее 27 лет). Численность населения колебалась в пределах 250 млн.

В результате развития здравоохранения произошёл « демографический взрыв » только в период с 1951 по 1971 гг. население страны увеличилось на 190 млн. человек. Индия, первая из освободившихся стран стала проводить политику планирования семьи под девизом «нас 2, у нас 2». Но это не даёт большого результата. Ежедневно население Индии увеличивается на 50 тыс. человек. Сейчас население страны превышает 1 млрд. чел., а к 2020 г. обгонит Китай и станет самой крупной по населению страной мира. Внешние миграции мало влияют на численность населения страны (за исключением миграций 1947 г.) Правда последнее время заметно ощущается «утечка мозгов» (особенно ценятся за рубежом индийские программисты). В Индии, как и во многих азиатских странах мужчин больше чем женщин. (На 1000 мужчин около 950 женщин).

Экономически активное население Индии составляет около 400 млн. человек. 69% работающих занято в сельском и лесном хозяйстве. 14% – в промышленности 3% – транспорт и связь 6% – торговля, общепит 8% – непроизводственная сфера Остро стоит проблема безработицы. Как правило 20% трудоспособного сельского населения не имеют работы или не полностью занята. В сезон затишья полевых работ (ноябрь – февраль) – эта доля увеличивается до половины. В размещении населения наблюдаются большие контрасты. На Индо- Гангской равнине и в прибрежных районах плотность населения достигает 400 – 1000 человек на 1 км2. Во внутренних частях полуострова плотность населения колеблется от 50 до 200 чел. на 1 кв. км, а в западных областях Раджастана проживает менее 4 чел. на 1 км2 Гималайские высокогорья почти не обжиты вообще. По численности городского населения Индия стоит на 2 месте в мире после Китая, но одновременно она относится к наименее урбанизированным государствам. В городах Индии проживает около 30% населения. Интересно, что в индийских городах очень широко развита сфера обслуживания. В административном аппарате, просвещении, рекреации, обслуживании занято до 25% работающих горожан. Если к ним прибавить работающих в торговле (около 20%), то оказывается, что в непроизводственной сфере занято почти половина горожан. Кроме того более 10% горожан занимаются с/х деятельностью. В плане городского расселения для Индии характерно отсутствие единственного административного центра. Крупнейшие индийские города обросли трущобами «басти». Во многих кварталах городов отсутствуют водопровод и канализация. Сложно стоят проблемы городского транспорта (в час пик машины не могут проехать из-за велосипедистов). Сельские населения отличаются очень большим разнообразием (600 тыс. деревень). Общей чертой является сохранение в деревенской жизни кастовых отношений.

КАСТЫ. Первоначально индийский народ делился на четыре сословия, которые назывались «варнами»; и это деление появилось вследствие разложения первобытно-общинного слоя и развития имущественного неравенства. Принадлежность к каждому из сословий определялась исключительно рождением. Еще в индийских Законах Ману можно найти упоминание о следующих индийских варнах, которые существуют и по сей день:

Брахманы – жрецы. Брахманы всегда были самым высшим слоем в кастовой системе почетной кастой; сейчас эти люди – в основном духовные сановники, чиновники, учителя;

Кшатрии – воины. Главной задачей кшатриев являлась охрана страны. Сейчас, помимо службы в войсках, представители этой касты могут занимать различные административные должности;

Вайшья – земледельцы. Занимались скотоводством и торговлей. В основном, это — финансы, банковские дела , так как вайшья предпочитали не участвовать в обработке земли напрямую;

Шудры – ущемленные члены общества, не обладающими всей полнотой прав; крестьянский слой, который первоначально находился в подчинении у других высших каст.

Государственное управление сосредотачивалась в руках первых двух варн. Переходить из одной варны в другую категорически запрещалось; также были ограничения на смешанные браки.  

Так в Индии сформировался кастовый строй.. Варны начинают делиться на касты, причем каждой касте свойственна определенная профессия. Таким образом, кастовое деление отражало общественное разделение труда. До сих пор в Индии очень сильна вера в то, что, соблюдая все правила касты и не нарушая запретов, человек в следующей жизни перейдет в более высокую касту (а тех, кто нарушает требования, ждет понижение по социальной лестнице).  

Касты в современной Индии

Каста, как социальная организация в обществе, существует повсеместно по всей Индии, но в каждом регионе она может быть своя. Более того, каждая каста содержит в себе множество подкаст (джати), что делает их количество действительно бесчисленным. Все это даже привело к тому, что в переписях населения перестали учитывать принадлежность к касте, ибо с каждым годом их число все более и более увеличивается. Например, существуют касты портных (Дарзи), водоносов (Джхинвар), мусорщиков (Бханги) и даже каста брахманов, живущих благодаря милостыне (Бхатра).

Неприкасаемые – это особое наименование некоторых каст, которые занимают самое низшее положение в современной Индии (причем, это целых 16% от всего населения страны). Неприкасаемые не входят в четыре индийские варны, а находятся как бы за пределами этой системы, да и даже за пределами общества в целом. Они занимаются самой грязной работой – уборкой туалетов, мертвых животных и т.д. Считается, что представители этой кастовой группы способны оскорбить другие варны, особенно брахманов. Долгое время даже храмы оставались закрытыми для неприкасаемых.

Неприкасаемые разделяются по традиционным видам деятельности их представителей, а также по местности их проживания. Наиболее распространенные категории неприкасаемых — чамары (кожевники), дхоби (прачки).

Брахманы

Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус. Брахманы Брахманы – самый высший слой этой системы. Брахманы служат духовными наставниками, работают бухгалтерами и счетоводами, чиновниками, учителями, овладевают землями. Им не полагается ходить за плугом или выполнять определенные виды работ, связанные с ручным трудом; женщины из их среды могут прислуживать в доме, а землевладельцы обрабатывать наделы, но только не пахать. Члены каждой брахманской касты заключают браки лишь в своем кругу, хотя возможна женитьба на невесте из семьи, принадлежащей к аналогичной подкасте из соседней местности. В выборе еды брахман соблюдает множество запретов. Он не вправе употреблять еду, приготовленные вне его касты, но из рук брахманов могут принимать пищу члены всех других каст. Некоторые подкасты брахманов могут употреблять мясо.

Кшатрии

Кшатрии стоят сразу за брахманами в ритуальном отношении и их задача, в основном, вести бои, охранять родину. На сегодняшний день занятиями кшатрий являются работа управляющими в поместьях и служба на различных административных должностях и в войсках. Большинство кшатрий употребляют мясо и, хотя допускают брак с девушкой из более низкой подкасты, но женщина ни в коем случае не может выйти замуж за мужчину подкасты ниже ее собственной.

Вайшьи

Вайшьи – слои, которые занимаются торговлей. Вайшьи более строго соблюдают правила, касающиеся пищи, и еще более тщательно стараются избегать ритуального осквернения. Традиционным занятием вайшьев служат торговля и банковское дело, они стремятся держаться подальше от физического труда, но иногда включаются в управление хозяйствами помещиков и деревенских предпринимателей, непосредственно не участвуя в обработке земли.

«Чистые» шудры – крестьянская каста. Они, благодаря своей численности и владению значительной частью местных земельных угодий, играют важную роль в решении социальных и политических вопросов некоторых районов. Шудры употребляют в пищу мясо, разрешено замужество вдов и разведенных женщин. Низшие шудры – это многочисленные подкасты, профессия которых носит сугубо специализированный характер. Это касты гончаров, кузнецов, плотников, столяров, ткачей, маслоделов, винокуров, каменщиков, цирюльников, музыкантов, кожевников, мясников, мусорщиков и многих других.

Неприкасаемые – занятые самыми грязными работами, во многих отношениях они находятся за пределами индусского общества. Они занимаются уборкой мертвых животных из улиц и полей, туалетов, выделкой кож и т.п. Членам этих каст запрещается посещать дома «чистых» каст и брать воду из их колодцев, им даже запрещено наступать тени других каст. Большинство индуистских храмов до недавнего времени были закрыты для неприкасаемых, существовал даже запрет подходить к людям из более высоких каст ближе установленного числа шагов. Характер кастовых барьеров таков, что считается, будто они продолжают осквернять членов «чистых» каст, даже если они давно оставили свое кастовое занятие и занимаются ритуально нейтральной деятельностью, например земледелием. Хотя в других социальных условиях и ситуациях, например, находясь в промышленном городе или в поезде, неприкасаемый может иметь физический контакт с членами более высоких каст и не осквернять их, в своей родной деревне неприкасаемость неотторжима от него, чем бы он ни занимался.

Особое место в жизни индийского населения занимает семья.

Свадьба всегда является значительным событием в жизни каждого индуса и, более того, свадьба является даже скорее обязанностью, чем простым желанием. Все еще родители устраивают браки своих детей, и, как и в прошлые века, большую роль играют и каста, и статус, и общественное положение человека. Традиционно обычай оставлять приданое за невестой был характерен для высших слоев, однако, сейчас он получил огромное распространение. Предварительно договариваются родители, затем молодые коротко встречаются друг с другом. Интересный факт: в день бракосочетания ни жениху, ни невесте ничего не положено есть, пока не начнется сама торжественная часть – церемония. Происходят различные обряды (а именно – обряд, связанный с желтым цветом, когда все красят лбы, а затем сыплют друг на друга порошок желтого цвета), а позже, вечером, начинают свадьбу отмечать, и чаще всего – в доме невесты. Перед этим также молодые проходят особую церемонию, которая совершается в специально обустроенном храме. Кстати говоря, бывает и такое, что молодожены увидят друг друга впервые только на самой церемонии!

Возможно, у кого-то существует стереотип, что индийские семьи всегда многодетны; но это не так – исключение могут составлять семьи, очень сильно ждущие мальчика (ибо рождение его – большая радость). Любопытно, что аборты в Индии не запрещены, а вот если гинеколог скажет родителям о поле будущего ребенка – это статья закона. Детки уже с двух лет начинают ходить в детский сад, и вообще, образованию детей родители стараются уделять много внимания. В целом младшее поколение воспитывается в строгости и в полном повиновении отцу, отсутствии свободы воли и выбора (поэтому и так легко дети соглашаются на невесту/жениха, что выбрали родители). Однако дети всегда воспитываются в уважении и любви к родителям, во взаимопонимании и в благоприятной обстановке.

Индию с полным правом можно назвать музеем под открытым небом: в стране тысячи прекрасных храмов, дворцов, мавзолеев, мечетей:

  • Тадж-Махал в Агре был построен Шах-Джаханом как мемориал для своей жены Мумтаз Махал.
  • Золотой храм, этот сверкающий гигантский комплекс из мрамора, бронзы и сусального золота, находится в самом сердце города Амритсар. Бытует легенда, что его купол позолочен 750 килограммами чистого золота. Жители Амритсара называют его Хармандир Сахиб (в переводе Храм Бога). Он является наиболее святым местом в религии сикхов.
  • Кутб-Минар в Дели Башня Победы, находится в столице Индии Дели. Построенная из кирпичей из красного песчаника, эта башня является самым высоким кирпичным минаретом в мире. Ее высота составляет 72,6 метра.
  • Храм Лотоса. Удивительная форма храма состоит из 27 независимых друг от друга покрытых мрамором «лепестков». Они объединены в группы по три «лепестка», образующих девять фасадов. Наполовину раскрывшийся лотос окружает девять водоемов. В центральный зал храма ведет девять дверей. Действительно, число 9 считается священным в бахайской вере. Оно символизирует девять основных мировых религий. А тот замысел, что из девяти входов вы попадаете в один центральный зал, означает, что все девять религий на самом деле посвящены единому всемогущему Богу.
  • Индийский храм Акшардхам  самый большой индуистский храмовый комплекс в мире. Комплекс Акшардхам был построен в 2005 году и сразу вошел в Книгу Рекордов Гиннеса как самый большой индуистский храм во всем мире.
  • Храм Господа Джаганнатха. Храм, посвященный богу Джаганнатх и носящий его имя, был построен в ХI - ХII веках нашей эры. Это один из самых почитаемых храмов Индии.

Богатейшая духовная культура Индии – древний эпос, изобразительное и театральное искусство, классическое пение и танцы, женская одежда сари, культ змеи кобры и многое другое привлекает людей в эту страну.

Национальная одежда:

Мужская - шервани. Это длинный пиджак с воротником – стойкой. Застегивается на пуговицы. Стандартная длина шеврани достигает колен, хотя может достигать лодыжек. Такой пиджак считается праздничным. Его носят со штанами «чуридар».  Чуридар – шаровары, которые довольно свободные в районе бедер, но сужаются в районе лодыжек и полностью обтягивают их. Часто по нему пускают золотую или серебряную вышивку.

Женская одежда – сари. 

В древние времена сари состояло из 2 отрезков материи: первым отрезком обматывали бедра, а вторым накрывали грудь и плечи. Второй кусок материи назывался «дупатта». Его концы заправляли в юбку, завязывали сзади на спине или оставляли свободно свисать спереди. Современное сари состоит из одного цельного отрезка ткани. Его длина колеблется от 5 до 12 метров. Ширина до одного метра. Сари может быть однотонным, либо с узорчатым бордюром по нижнему краю. Иногда бордюров может быть два – по верхнему и по нижнему краю сари. Палу – край ткани, который перекидывают через плечо. Его стремятся богато украшать, поскольку по этой части сари окружающие оценивают красоту всего наряда.  Сегодня сари могут быть любых цветов и оттенков, а в древности придерживались определенных правил:

- белое, без украшений носили вдовы.

- желтое – женщина в течении первых 7 дней после родов.

- красное, обогащенное золотой вышивкой, – свадебное сари.

- синее носили женщины низших каст.

Национальные музыкальные инструменты. 

Табла - индийский ударный инструмент,  пара барабанов, каждый из которых имеет свою одну мембрану. Табла – это барабан для правой руки, выдолбленный из дерева, и стоящий в вертикальном положении. Кожаные шнуры проходят через обруч сквозь 16 равноудаленных отверстий, а их натяжение регулируется деревянными колышками. Барабан для левой руки называется Байя – это медный барабан в форме горшка. Мембрана утяжелена той же черной смесью, но распределенной со смещением от центра. Табла – это наиболее популярный аккомпанемент к классической музыке и танцу Северной Индии.

Ситара – щипковый музыкальный инструмент. («си» – означает семь, «тара» - струны). Ситар имеет семь основных струн, помимо которых есть еще 11 (а на некоторых видах — 13) резонаторных струн, которые и придают звучанию ситара всем известный колорит. Струны на грифе располагаются в два ряда.

Мехенди. В Индии этот вид искусства очень популярен. Мехенди — это нанесение рисунка с помощью красителя хны для временного украшения тела. Используется на таких частях тела как ноги, руки, спина и плечи.

У мехенди существует много различных названий, таких как менди (Индия), рисунки хной, хна (язык хинди), татуировки хной (Европа), само же слово является производным с санскрита mendhika. История рисунков на теле уходит в далекое прошлое. В разных странах рисунки хной использовались в различных целях. Так, например, в Египте более 5000 лет назад были найдены мумии с раскрашенными волосами и ногтями. В арабских странах применялось раскрашивание хной для охлаждения тела. В 13-14 веке персидские танцовщицы перед выступлениями украшали свои руки рисунками из хны.

В древней Индии мехенди появилась в 12 веке в эпоху правления Моголов. Сначала рисунки наносили только богатые семьи, но вскоре стали доступны всем социальным слоям населения. Использование красителя хны было описано в ритуальных ведических книгах для символического представления внешнего и внутреннего содержания. Рисунки хной исходят от идеи пробуждения внутреннего света. Поэтому традиционные индийские узоры включают в себя растительные орнаменты, изображения павлинов и различных вариантов солнца в виде кругов.

Рисунки хной на теле в современной Индии является ритуальным действием для свадебной церемонии. Их наносят женщинам, которые готовятся к свадьбе. Используется красный цвет. Считается, что чем темнее и ярче рисунок, тем сильнее будет любовь. Чем дольше рисунок сохранится, тем дольше будет продолжаться счастливая семейная жизнь. Но вот парадокс, чем темнее хна, тем она держится меньше, так как в нее добавляют золу местных деревьев. После свадьбы индийская женщина освобождена от домашней работы, пока рисунок заметен на ее руках. Это, пожалуй, единственное время, когда индийская женщина отдыхает после свадьбы.

Индийская культура – это культура звука. Индийский классический танец являет собой как бы зримую музыку.

Религия

80% населения – индуисты, мусульмане составляют самое значительное религиозное меньшинство - 11%, 2,2% - сикхи, буддисты всего 0,7%, большая часть которых перешла в буддизм совсем недавно.

Индия - светское государство, и любая дискриминация по религиозному признаку преследуется законом.

Индуизм. Боги, которым поклоняются индусы: Вишну, Брахма, Шива. Индуизм делится   на касты. Брахманы – священнослужители, Кшатрии – воины и правители, короли, Вайшьи – торговцы, Шудры-рабочие. Браки не принято заключать вне своей касты.

Корова – священное  животное.

Корова для индусов приравнивается к статусу матери, потому что этому животному присущи такие материнские качества, как скромность, доброта, мудрость и спокойствие.  Поэтому, находясь на отдыхе в Индии, запрещается кричать на корову, бить ее и, тем более, употреблять в пищу говядину.

Почему корова стала священным животным для индусов?  Есть несколько легенд, которые рассказывают о том, как корова стала для индусов священным животным. И все они очень интересные.

  1. Согласно индуистской мифологии, индусу, чтобы после кончины добраться до небес, необходимо переплыть речку. Сделать это возможно только при помощи коровы, держась за ее хвост.
  2. Пуранах (древний священный текст индуизма) говорит о том, что Боги, создавая океан, достали из него корову Камдхену, которая могла исполнить любое желание. Индусы верят в то, что каждая корова является Камдехеной и тоже может исполнять человеческие желания, если ее любить и почитать.
  3. Корова является кормилицей, потому что молоко и все молочные продукты очень полезны для человеческого здоровья.

Священный Ганг.  Ганг – судоходная река, считается священной. В её водах искупаться  необходимо хотя бы раз в жизни. Ежегодно миллионы индусов спускаются к реке, исполняя священный обряд очищения.

Праздник  красок.  Холи — это бенгальский Новый год. Как у христианской Пасхи и некоторых славянских праздников, у него нет определенной даты, она является плавающей. Холи считается красочным фестивалем Индии, которым отмечается приход весны. Традицией Холи считается посыпание друг друга разноцветными порошками и обливание подкрашенной водой. Чем сильнее обсыпан человек порошками и облит водой, тем больше направляется ему хороших пожеланий. Трехдневный праздник Холи – это фестиваль хорошего настроения, которым жители Индии встречают наступление весны. В это время забываются кастовые различия, все индийцы становятся равными.

Спорт в Индии.  Национальным видом спорта в Индии является хоккей на траве, а самым популярным видом спорта – крикет. В некоторых штатах, таких как Западная Бенгалия, Гоа и  Керала, широко распространён также и футбол. В последнее время приобрёл значительную популярность теннис. Шахматы, исторически происходящие из Индии, также пользуются большой популярностью и число индийских гроссмейстеров также постоянно возрастает.

Единственный индийский спортсмен, пробившийся на Игры-2014,  в Сочи. Многократный чемпион Азии по санному спорту Шива Кешаван принимал участие в трех Олимпиадах.

Индийская кухня.

Индусы не представляют свою жизнь без чая – чайная церемония – это не только чаепитие, это целый ритуал. И именно сегодня (15 декабря) отмечается международный день чая!

В декабре посередине тёплый праздник есть один,

Интересен для индусов, для цейлонцев и грузин...

И китайцы, и японцы тоже праздновать не прочь,

Чая день международный отмечаем день и ночь!

Особый акцент в индийской кухне делается на вегетарианских блюдах сабджи из бобов и овощей, приправленных традиционными специями, среди которых одно из первых мест занимает смесь специй карри. В основе индийской кухни также присутствует рис, который вместе с лепёшкой и специями образует блюдо тхали, а также подаётся вместе с блюдом карри. Первые блюда представлены, в частности, супом дхал из бобовых.

О, Индия, ты – украшение  планеты –
Поэтами тысячекратно  ты  воспета.
Ты – словно  мечта о божественном чуде.
Тебя населяют красивые люди,
Их кожа смугла и блистающи очи.
Полны ароматов индийские ночи,
Индийские дни – словно горсть самоцветов, –
Там джунгли, там тигры, там вечное лето.
Тебя океан омывает могучий,
От холода Севера горные кручи
Тебя берегут – нет надежней преграды,
О, милая Индия, сердцу отрада!

5.Обобщение и закрепление изученного материала. 

Блиц-опрос:

  1. Когда страна добилась независимости?
  2. Какова форма правления в стране?
  3. В чем выгоды ЭГП?
  4. С развития какой отрасли началась индустриализация? А сейчас?
  5. Что производит современная Индия?
  6. Каковы условия для развития сельского хозяйства?
  7. Почему Индия остается страной больших контрастов?
  8. Почему государственная программа планирования семьи пока малоэффективна?
  9. Каков государственный язык в стране?
  10. Что отличает Индию от других стран?
  11. Почему контрасты в размещении населения сказываются на природе?
  12. Какие индийские традиции вам известны?
  13. Представители какой религии преобладают в стране?
  14. Какие культурные памятники вам известны?
  15. Какие писатели, поэты, художники вам известны?

Прием «Ассоциации» – подобрать ассоциации к слову Индия.

Оценивание учеников, рефлексия.

Домашнее задание: подготовиться к тематическому оцениванию по теме «Зарубежная Азия», с.277-280 устно ответить на вопросы, с. 281 – тестовые задания – письменно.

Дополнительное задание опережающего характера: Австралия – история и современность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 11классе Тема: «Население и хозяйство США» Сравнительная характеристика двух регионов мира - штат Иллинойс (США) и Ростовская область (Россия)

  Данный урок  проводится в 11 классе, при изучении темы «Население и хозяйство США» по учебнику «Экономическая и социальная география мира», автор В.П. Максаковский. На изучение разд...

Проект урока географии в малокомплектной школе. География 8 и 9 класс. Природа регионов России. Особенности населения и хозяйства Архангельской области.

Тема урока географии  в 8 классе "Природа регионов России". 9 класс- "Особенности населения и хозяйства Архангельской области....

Практическая работа «Изучение и объяснение географических особенностей половой и возрастной структуры населения в отдельных странах и регионах мира»

Задания для проведения практической работы «Изучение и объяснение географическихособенностей половой и возрастной структуры населения в отдельныхстранах и регионах мира»...

Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Железнодорожный транспорт

определение значения транспорта для работы хозяйства и жизни населения России; изучение состав транспорта; сформирование знания о «грузообороте», «пассажирообороте», «транспортном узле», изучение особ...

Выявление особенностей половозрастной структуры населения в отдельных странах и регионах мира

использование данной практической работы позволяет ученикам лучше понимать особенности половой и возрастной структуры населения в странах, отличающихся социально-экономическими особенностями...

Практическая работа № 12 «Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.»

Практическая работа  № 12 «Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства» по учебнику Бахчиевой...

Проверочная работа по теме «Географические особенности размещения населения России. Воспроизводство населения» 9 класс

Проверочная работа по теме «Географические особенности размещения населения России. Воспроизводство населения»...