Урок по географии "Роль рек в формировании городов" 9 класс.
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Урок помомает учащимся формировать представление учащихся о роли рек на размещение и развитие городов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_geografii_9_klass.docx | 44.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока географии в 9 классе
“Роль рек в формировании городов”
Любимова Н. Г.
учитель первой
квалификационной категории
Можайск 2014
Тема: Урок географии в 9 классе по теме: “Роль рек в формировании городов”.
Как положено по обычаю,
по традиции вековой,
Каждый город своё обличие
и характер имеет свой.
Каждый славен своим наречием,
горд особою красотой.
Н. Винокуров
Класс: 9 класс
Цель урока: Объяснить учащимся, как физико-географические объекты могут определить размещение городов.
Задачи – урока.
Образовательные: формировать представление учащихся о роли рек на размещение и развитие городов.
Развивающие: Развивать аналитическое и синтетическое мышление, память, образное мышление, внимание, умение работать с картами.
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, толерантность, способствовать формированию здорового образа жизни.
Методы обучения: частично-поисковый, сопоставление и наложение карт атласа, картографический, проблемный.
Тип урока: урок-диалог.
Оборудование: Физическая карта мира Российской Федерации, географический атлас 8-9 классов. Раздаточный материал, карандаш, линейка.
Ход урока.
I Организационный момент. – 1 мин.
Учитель здоровается с классом. Дежурные отмечают отсутствующих.
II Объявление задачи урока.
Учитель: как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке, исходя из его темы?
Ученики: Будем говорить о реках и о городах.
Учитель: Мы с вами на этом уроке должны выявить закономерности влияния рек на размещение городов. А также постараться сделать еще один шаг вперед на пути понимания карты.
III Основная часть урока.
Учитель: Скажите, город Санкт-Петербург, на какой реке находится?
Ученики: Нева
Учитель: А, столица нашей Родины Москва?
Ученики: Москва́ (обычно Москва́-река́).
Постановка проблемы:
Учитель: 2 крупных города оба лежат на берегах рек. В любом месте реки может образоваться город? Посмотрите на карте на величайшую реку Волгу. Есть ли по берегам Волги пустые места? Есть и много. Почему в одном месте возникает город, а в другом нет? В чем причина? Мы с вами сегодня попробуем найти ответы на эти вопросы.
Тысячелетиями река пробивала себе путь на местности- это территория работы реки. Здесь нет крутых подъемов и спусков, которые затруднительны при движении. Поэтому обозы шли раньше по этой долинной части реки.
Посмотрите по карте где проходят железнодорожные пути?
Ученики: Многие железнодорожные пути проходят в долинах рек.
Учитель: Строители железнодорожники специально выбирают долину рек для строительства железнодорожной линии – дорога практически проходит по горизонтали. Река, проходя через лес, создает просеку – канал проходимости. Дорога через лес всегда идет вдоль реки. Так как эта территория из-за быстрого стока воды высыхает в первую очередь. В засушливой местности прибрежная территория – наиболее влажное место, подходящее для сельского хозяйства.
Учитель: Скажите, вдоль какой реки в пустынной части Африки сложилось древнее земледелие?
Ученики: Нил.
Учитель. Вы, дали правильный ответ. Нил – это главная водная артерия египтян.
Работа с карточками.
Ребята на столах у вас лежат карточки. Внимательно посмотрите на схемы, они пока ничего вам не говорят. На какую букву похожа первая группа конфигураций? “Y”. “Y” –образная конфигурация.
Рис. № 1 “Y” – образная конфигурация.
Представьте место падения впадения одной реки в другую. Похоже на эту букву? А теперь перейдем к работе с картой.
По карте найдите место впадения реки Оки в Волгу? Определите, какой город там сложился?
Ученики: Нижний Новгород.
Учитель: Давайте обратимся к карте: по рекам Волга и Ока в разные направления идут суда с грузами. Город поэтому здесь возник и разросся. Появляются ремесла, мастерские, лавки, купцы. Город притягивает к себе все больше предприимчивых людей. И Нижний Новгород перехватывает товары и грузы, которые идут по Волге и Оке. Учащиеся на схемах стрелками показывают направления грузопотоков.
Ребята, а теперь попробуйте сами найти город с “Y” образной конфигурацией, на одном из притоков р. Волги.
Ученики: г. Уфа на реке Белая.
Учитель: Ребята, только дороги, построенные людьми могут пересекаться и образовывать перекрестки. Реки так пересекаться не могу, не позволяет рельеф. Но иногда рельеф позволяет рекам подойти им друг другу. И люди используют это путь наибольшего сближениядля дальнейшего проникновения. Нам нужно перейти сейчас ко второй группе схем. На какую букву она похожа?
Ученики: “ИКС”
Учитель: Правильно “ИКС” – образная конфигурация. Это две речные системы близко подошли друг к другу. Посмотрим на схему “Икс”- образной конфигурации.
Рис. № 2 “Икс” – образная конфигурация.
Обратите внимание, какой город возник в данной конфигурации?
Какие 2 реки расположены рядом?
Ученики: Волгоград. Реки Дон и Волга.
Учитель: Раньше этот город назывался Сталинград. А еще ранее – Царицын. Поэтому город Волгоград занимает такое стратегическое значение. Здесь шли кровопролитные бои в ВОВ. Из Каспийского моря по Волге шли баржи, груженые нефтью, на нефтеперерабатывающие заводы. А это и керосин для самолетов, бензин для машин, солярка для танков.
При открытии Сибири русские путешественники использовали сближение 2 рек для дальнейшего проникновения в глубинные районы и их освоения. Поэтому в экспедиции обязательно были плотники, умеющие строить легкие, но грузоподъемные кочи. Так возникла крепость Киренск при наибольшем сближении рек Нижняя Тунгуска и Лена. Сейчас город Киренск. Крепость служила защитой от противника для первопроходцев, здесь можно было отдохнуть и восстановить силы.
Задание. Давайте вернемся к столице нашей Родины – г Москва. Определите, какие крупные реки сблизились к этому месту. Найдите по карте.
Результат работы: Реки Волга, Ока. Эти реки делают изгибы, направляясь друг к другу, способствуя формированию г Москвы. Попробуйте самостоятельно оформить схему.
I V Заключительная часть урока.
Как жаль ребята, но наш урок подходит к концу. Мы рассмотрели с вами 2 типа конфигураций рек, которые действительно влияют на размещение городов. Самое главное, что нам нужно было усвоить, что города не возникают на пустом месте. Сделайте вывод о реках и городах.
Ученики: Реки – это один из самых главных факторов формирования городов.
V. Рефлексия учебной деятельности
Ребята перед вами карточки для самооценки.
-Это урок мне понравился (не понравился) потому, что
-Наиболее трудным мне показалось
-Я думаю, это потому, что
-Самым интересным
-Если бы еще раз провести этот урок, то я бы сделал(а) следующее
-Если бы еще раз провести этот урок, то я бы по-другому сделал(а) следующее
-Я бы хотел(а) попросить своего учителя.
Мне с вами очень понравилось работать, все молодцы. Большое всем спасибо!
Оценка знаний учащихся.
Д/З Попробовать найти еще примеры рек с изученными конфигурациями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по теме "Факторы формирования климата Африки. Климатические пояса и типичные для них погоды." 7 класс
На основе материала данного урока обучающиеся смогут анализировать закономероности природы материка, климатических условий Африки. В результате индивидуальной и групповой работы смогут выбрать модель ...
Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.
Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...
Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...
Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.
Урок на тему «Перелетные птицы» в 5 классе для глухих учащихся с задержкой психического развития включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и развития речевого слуха....
Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.
Урок в 9 классе включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и работу над развитием речевого слуха.Учащимся предъявляется речевой материал по теме урока, текст, вопросы к тек...
Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.
Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В....
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс
Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...