Статья "Использование ИКТ на уроках географии: широкие возможности".
статья по географии на тему

Трушина Ирина Владимировна

Статья об использование ИКТ на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokah_geografii.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

                Использование Икт на уроках географии: широкие возможности.

Компьютер - самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал когда-либо учитель и ученик.

 В современной концепции полного среднего образования в России   ставится задача формирования у выпускников умений, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной деятельности, позволяющих им успешно решать практические задачи прикладного характера в широком спектре разнообразных профессиональных ситуаций.

ИКТ на уроках географии используются также результативно, как и на других предметах. Использование как средства, моделирующие различные процессы, средство повышения наглядности, средство обработки результатов демонстрационного эксперимента, средство контроля и самоконтроля знаний учащихся и т.д.

Информационные технологии повышают эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Делают урок красочным, интересным, познавательным, а главное – эмоциональным. Благодаря использованию ИКТ есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. А также повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, создаются условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира.

Если вы планируете использовать ИКТ регулярно, то необходимо наличие компьютера с соответствующим программным обеспечением. А значит необходимо определенное комплектование школьного учебного оборудования: интерактивные доски, проекторы, аудиосистемы.          

Самый распространённый вид использования ИКТ на уроках, особенно в 5-7 классах – создание презентаций. 

Презентации способствуют воспитанию у школьников собственной точки зрения, которая весьма удобно излагается с помощью программы PowerPoint. Программа PowerPoint – универсальна, с её помощью можно сделать все: и тест, и диаграммы, и таблицы. С помощью презентаций можно структурировать урок.

Презентации удобны тем, что при подготовке отбирается именно тот материал, который нужен для конкретного урока.

Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.

Применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для школьников. При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются такие навыки, как поиск и отбор информации, а также эстетические способности при выборе способа подачи учебного материала.

Работа над презентацией, ее публичное представление, защита,- все это положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-коммуникационных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению материала, способствует повышению уровня восприятия информации.

В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально видоизменять любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

Программа Excel помогает учителю создавать достаточно интересные тесты и таблицы. С помощью электронных таблиц можно обеспечить себя тестами для компьютерного тестирования учеников и сэкономить время на рутинной работе по их проверке.

Графики и различные виды диаграмм – очень ценное средство наглядного представления данных, которое облегчает их анализ и понимание.

 Интересным и многогранным может стать урок с использованием «мобильного класса» т.е.  с использованием планшета. Планшетные ПК не так давно вошли в нашу жизнь, но с каждым днем их популярность растет.

Ученики прекрасно умеют обращаться с данным видом компьютера в домашних условиях, и, если школа располагает таким ресурсом, это может стать значительным подспорьем для преподавателя.

На уроках географии очень важна работа и с видеофрагментами. Широкий выбор видеоинформации предоставляет учителю и ученикам неограниченные возможности изучения предмета. Именно видеоматериал помогает построить интегрированные уроки. Такие предметы, как литература, биология, музыка, изобразительное искусство, история делают уроки географии не просто «нескучными», а яркими, образными, запоминающимися. А следовательно – результативными.

На этапе объяснения нового материала наиболее характерны следующие способы включения ИКТ в урок:

1) демонстрирование отдельных слайдов для указания темы и цели урока, для постановки проблемы, для иллюстрации;

2) демонстрация фрагментов видеофайлов для постановки проблемы и создания проблемной ситуации;

3) демонстрация фрагментов видеофайлов с целью решения поставленной проблемы, изучения материала.

4) демонстрация фрагментов видеофайлов для иллюстрации различных тем.

5) демонстрация фрагментов видеофайлов для иллюстрации проделанных оп рассказа учителя.

Библиотека видео уроков должна быть активным интернет ресурсом каждого современного учителя-предметника.

Но возможно использовать и отдельные аудио фрагменты, без визуального изображения. Звук и музыкальное сопровождение являются мультимедийными элементами, активно влияющими на восприятие учебного материала. Звук может присутствовать в виде фраз, произносимых преподавателем, диалога персонажей. Музыка обычно используется в качестве фонового звука. При помощи аудио фрагментов можно создавать благоприятную атмосферу урока, добиваться позитивного настроя учащихся. Разнообразные звуки повседневной жизни (пение птиц, звонок телефона, хлопанье дверью и т.п.) и музыку можно найти в музыкальных архивах Интернета, а также на бесплатных CD, поставляемых компьютерными журналами. Музыкальные произведения можно найти на Web-сайтах в виде оцифрованного клипа.

Компьютер можно применять и на уроках всех типов: при самостоятельном изучении нового материала, при повторении, во время контрольных работ.

Для уроков географии можно выстраивать интересные, яркие, запоминающие уроки: уроки-квесты (особенно web- квесты), уроки – экскурсии (например, экскурсия по отдаленным уголкам планеты или по родному городу), уроки –игры (актуальны в 5-6 классах, где игровая деятельность сопряжена с учебным процессом), урок- семинар (в основном в старших классах), урок-проектной деятельности (актуален для всех классов), урок-конференция (для этого урока необходима программа бесплатной связи – SKYPE). Уроки- конференции можно проводить, как внутри собственной школы, так и со школами различных регионов. Программа SKYPE – средство современной коммуникации – предоставляет возможность виртуального общения. На таких уроках формируются коммуникативные навыки.

Конечно же, современный преподаватель должен активно использовать все возможности, предоставляемые Интернетом.

Цель применения поисковых систем – предоставление необходимой информации.

Для уроков с использованием Интернета всегда характерна самостоятельность учеников в выборе материала. Особенно это актуально на уроках проектной деятельности.

Мы должны помнить о том, что в рамках введения ФГОС, мы должны научить ребенка самостоятельно добывать информацию, уметь донести свою мысль до собеседника.

Чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебной информации, тем легче она усваивается. Конечно, кроме наличия иллюстративного материала, для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был доступным, интересным, актуализированным.

Современный учитель сегодня не может не быть конструктором, создателям своих уроков, а самое эффективное средство технических достижений –компьютер должен стать главным помощником в этом процессе.

                                                             Учитель географии Трушина И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии".

Активизация  самостоятельной и познавательной   деятельности   учащихся  с ограниченными возможностями здоровья  на  уроках  географииРаботая по проб...

Расширение возможностей всех участников учебного процесса при использовании ИКТ на уроках географии.

Одним из направлений модернизации системы  географического образования  является внедрение компьютерных технологий  и мультимедиа. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды. П...

Возможно ли на уроках географии формировать эколого-эстетическое воспитание у обучающихся?

В статье рассмотрены вопросы о возможности формирования эколого-эстетического воспитания у обучающихся на уроках географии. Представлена аналитическая справка об историко-культурных основах эколого-эс...

Тезисы «ВОЗМОЖНОСТИ УРОКА ГЕОГРАФИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ»

В тезисах отражается  мысль, как  формировать креативное мышление у учащихся на уроках географии....

Ситуации успеха на уроках географии с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье приводятся конкретные примеры создания комфортных условий для учебы детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности ситуации успеха для каждого ребенка....