Расширение возможностей всех участников учебного процесса при использовании ИКТ на уроках географии.
статья по географии по теме

Люлина Виктория Николаевна

Одним из направлений модернизации системы  географического образования  является внедрение компьютерных технологий  и мультимедиа. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды. Применение информационных  компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала,  но и представляет новые возможности для  развития творческих  способностей  учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;  

- способствует развитию самостоятельности учащихся;    

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lulina.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Расширение возможностей всех участников учебного процесса при использовании ИКТ на уроках географии.

Одним из направлений модернизации системы  географического образования  является внедрение компьютерных технологий  и мультимедиа. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды. Применение информационных  компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала,  но и представляет новые возможности для  развития творческих  способностей  учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;  

- способствует развитию самостоятельности учащихся;    

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.

Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

Использование информационных технологий,  интегрированные уроки ИКТ и географии, ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал  и способствовать самореализации школьника. 

 Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников.

Мультимедиа курс по-новому представляет содержание учебника, который позволяет осуществлять и самостоятельный поиск учебного материала, и обобщение и систематизацию новых знаний. Видео и фотоматериалы развивают образное мышление, формируют географические представления. Элементы анимации («живые» схемы) позволяют смоделировать на экране географические процессы и явления в динамике. Все медиаобъекты способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса формирования новых географических знаний.

География - предмет, где ИКТ можно использовать практически на любом этапе урока. В зависимости от вида урока выбирается то или иное направление использования компьютерных технологий.

Первое направление – демонстрация материалов.

На уроках географии объяснение нового материала сопровождается наглядными пособиями. Самым главным является карта, но с этим бывают проблемы (нет или старые). А с помощью компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда быстро все продемонстрировать. Позволяет направить внимание школьников на важнейшие объекты и явления.

 Программа дает возможность учителю демонстрировать на экране самые разные географические изображения: плоские, объемные, возможен переход от одних объектов к другим, увеличение объектов.

 Стало возможным показывать аэрокосмические и фото – снимки, схемы, графики, диаграммы. На уроках мы обязательно используем видеофильмы, но приходится выбирать необходимые сюжеты, искать фильм, бывают проблемы с аппаратурой, в программе заложены самые яркие и необходимые сюжеты, которые идут всего 2-3 минуты. Примеров можно привести много, например, 6 класс: озеро Байкал, извержение вулканов.

Используется мультипликация. Использование диктора дает возможность разнообразить урок.

Второе направление – показ процессов.

Географические процессы, о которых должны иметь представление школьники разнообразны и многочисленны.

Мы много детям объясняем, порой на пальцах, а здесь нам дается уникальная возможность все показать детям за 1-2 минуты.

Так называемые активные элементы помогают в этом (показ слайда – это часть анимации). С помощью ее детям демонстрируются: смена дня и ночи, времен года, строение Земли, происходит анимация рисунка, присутствуют всплывающие подсказки, образование ледников и зарастание озер и т.д.).

Срабатывается поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А так как у детей больше развита зрительная память, то и усвоение материала происходит лучше.

Третье направление – практическая работа.

В ЭОР заложены практические работы по темам. Они носят тренировочный и контролирующий характер. Детям очень нравится выполнять их, а знаний для выполнения требуется много. Все работы составлены по требованиям учебной программы. Усложнение работ идет от класса в класс.

В 6 классе – больше тренировочных работ с дальнейшим поощрением (например: после правильной сборки Теллурия – анимация, показ его работы, правильное заполнение таблицы страна – столица, дает возможность просмотра видеофильма: Париж, Токио, Нью–Йорк).

В 7 классе – много работ с картами, дети, которые плохо справляются на обычных уроках, здесь имеют возможность и выучить, и исправить свои ошибки, так как компьютер добьется правильного выполнения.

В 8 классе есть работы, за которые ставятся оценки и вводится время выполнения. Здесь идет не только заполнение таблиц, но и требуется оформление вывода, то есть подводят детей к научному заключению.

При использовании практической работы мы можем работать индивидуально с учеником, предложить ему тот вариант, который ему будет интересен и под силу.

Четвертое направление – проверка знаний.

Дети в дальнейшем могут подойти к единому государственному экзамену по географии, где им предлагается работа в виде тестов. Учителю необходимо научить учащихся работать с тестом. Но на обычных уроках у нас не всегда есть возможность для этого. В ЭОР заложены тестовые работы, предусмотренные для каждой темы в отдельности, по окончанию тестирования работы учеников автоматически оцениваются.

Пятое направление – самостоятельная работа уч-ся во внеклассной работе.

Большинство семей имеют компьютер дома, ребята активно используют  их в подготовке домашних заданий и выполнения творческих работ. Но надо признать, что успешное внедрение компьютерных технологий в преподавание географией возможно лишь при оснащении необходимыми программами.

Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Учащиеся должны  обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях, причем все это они должны делать самостоятельно. Роль учителя в данном процессе обучения – наблюдать и консультировать. Такая позиция учителя и ученика в учебном общеобразовательном процессе является требованием ФГОС.

1. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного методического процессов в школе. 2 изд. Волгоград. Учитель.2008

2. Палат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Дрофа, 2000

3. Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. – М.:АСТ – Астрель, 2002

4.Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48.
5. Таможня Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках концепции развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного процесса

План проведения Недели Русского языка и литературы и творческий отчет руководителя МО в виде Презентации в Power Point.http://festival.1september.ru/articles/413601/...

Аналитическая справка "Организация учебного процесса с использованием ИКТ на уроках биологии"

Эта справка является примером обобщения педагогического опыта учителя за пять лет....

«Сбережение здоровья всех участников образовательного процесса – стратегическая задача школы»

«Сбережение здоровья всех участников образовательного процесса – стратегическая задача школы»Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из...

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Основы метапредметного обучения русскому языку и формирование лингвистической компетентности всех участников образовательного процесса

Основы метапредметного обучения русскому языку  и формирование лингвистической компетентности всех участников образовательного процесса...

«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»

«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»...