Расширение возможностей всех участников учебного процесса при использовании ИКТ на уроках географии.
статья по географии по теме
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- способствует развитию самостоятельности учащихся;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lulina.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Расширение возможностей всех участников учебного процесса при использовании ИКТ на уроках географии.
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- способствует развитию самостоятельности учащихся;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.
Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.
Использование информационных технологий, интегрированные уроки ИКТ и географии, ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал и способствовать самореализации школьника.
Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников.
Мультимедиа курс по-новому представляет содержание учебника, который позволяет осуществлять и самостоятельный поиск учебного материала, и обобщение и систематизацию новых знаний. Видео и фотоматериалы развивают образное мышление, формируют географические представления. Элементы анимации («живые» схемы) позволяют смоделировать на экране географические процессы и явления в динамике. Все медиаобъекты способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса формирования новых географических знаний.
География - предмет, где ИКТ можно использовать практически на любом этапе урока. В зависимости от вида урока выбирается то или иное направление использования компьютерных технологий.
Первое направление – демонстрация материалов.
На уроках географии объяснение нового материала сопровождается наглядными пособиями. Самым главным является карта, но с этим бывают проблемы (нет или старые). А с помощью компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда быстро все продемонстрировать. Позволяет направить внимание школьников на важнейшие объекты и явления.
Программа дает возможность учителю демонстрировать на экране самые разные географические изображения: плоские, объемные, возможен переход от одних объектов к другим, увеличение объектов.
Стало возможным показывать аэрокосмические и фото – снимки, схемы, графики, диаграммы. На уроках мы обязательно используем видеофильмы, но приходится выбирать необходимые сюжеты, искать фильм, бывают проблемы с аппаратурой, в программе заложены самые яркие и необходимые сюжеты, которые идут всего 2-3 минуты. Примеров можно привести много, например, 6 класс: озеро Байкал, извержение вулканов.
Используется мультипликация. Использование диктора дает возможность разнообразить урок.
Второе направление – показ процессов.
Географические процессы, о которых должны иметь представление школьники разнообразны и многочисленны.
Мы много детям объясняем, порой на пальцах, а здесь нам дается уникальная возможность все показать детям за 1-2 минуты.
Так называемые активные элементы помогают в этом (показ слайда – это часть анимации). С помощью ее детям демонстрируются: смена дня и ночи, времен года, строение Земли, происходит анимация рисунка, присутствуют всплывающие подсказки, образование ледников и зарастание озер и т.д.).
Срабатывается поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А так как у детей больше развита зрительная память, то и усвоение материала происходит лучше.
Третье направление – практическая работа.
В ЭОР заложены практические работы по темам. Они носят тренировочный и контролирующий характер. Детям очень нравится выполнять их, а знаний для выполнения требуется много. Все работы составлены по требованиям учебной программы. Усложнение работ идет от класса в класс.
В 6 классе – больше тренировочных работ с дальнейшим поощрением (например: после правильной сборки Теллурия – анимация, показ его работы, правильное заполнение таблицы страна – столица, дает возможность просмотра видеофильма: Париж, Токио, Нью–Йорк).
В 7 классе – много работ с картами, дети, которые плохо справляются на обычных уроках, здесь имеют возможность и выучить, и исправить свои ошибки, так как компьютер добьется правильного выполнения.
В 8 классе есть работы, за которые ставятся оценки и вводится время выполнения. Здесь идет не только заполнение таблиц, но и требуется оформление вывода, то есть подводят детей к научному заключению.
При использовании практической работы мы можем работать индивидуально с учеником, предложить ему тот вариант, который ему будет интересен и под силу.
Четвертое направление – проверка знаний.
Дети в дальнейшем могут подойти к единому государственному экзамену по географии, где им предлагается работа в виде тестов. Учителю необходимо научить учащихся работать с тестом. Но на обычных уроках у нас не всегда есть возможность для этого. В ЭОР заложены тестовые работы, предусмотренные для каждой темы в отдельности, по окончанию тестирования работы учеников автоматически оцениваются.
Пятое направление – самостоятельная работа уч-ся во внеклассной работе.
Большинство семей имеют компьютер дома, ребята активно используют их в подготовке домашних заданий и выполнения творческих работ. Но надо признать, что успешное внедрение компьютерных технологий в преподавание географией возможно лишь при оснащении необходимыми программами.
Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Учащиеся должны обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях, причем все это они должны делать самостоятельно. Роль учителя в данном процессе обучения – наблюдать и консультировать. Такая позиция учителя и ученика в учебном общеобразовательном процессе является требованием ФГОС.
1. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного методического процессов в школе. 2 изд. Волгоград. Учитель.2008
2. Палат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Дрофа, 2000
3. Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. – М.:АСТ – Астрель, 2002
4.Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48.
5. Таможня Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках концепции развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного процесса
План проведения Недели Русского языка и литературы и творческий отчет руководителя МО в виде Презентации в Power Point.http://festival.1september.ru/articles/413601/...
Аналитическая справка "Организация учебного процесса с использованием ИКТ на уроках биологии"
Эта справка является примером обобщения педагогического опыта учителя за пять лет....
«Сбережение здоровья всех участников образовательного процесса – стратегическая задача школы»
«Сбережение здоровья всех участников образовательного процесса – стратегическая задача школы»Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из...
Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».
Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика,...
Здоровьесберегающие технологии. Сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
В статье затронута проблема здорового образа жизни и пути её разрешения....
Основы метапредметного обучения русскому языку и формирование лингвистической компетентности всех участников образовательного процесса
Основы метапредметного обучения русскому языку и формирование лингвистической компетентности всех участников образовательного процесса...
«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»
«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»...