Рабочая программа + КТП по географии, 8 класс, УМК Домогацких Е. М.
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Терехина Наталья Сергеевна

Рабочая программа(базовый уровень)+ КТП, график контроля и практических работ по географии, 8 класс к УМК Домогацких

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8a.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

         

Рабочая программа по географии

8а класса

 (базовый уровень)

Составитель: Терехина Наталья Сергеевна,

учитель географии

2014 г


Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа курса географии 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования и полностью соответствует требованию федерального компонента государственного образовательного стандарта.  Данная программа предполагает изучение предмета на базовом уровне и ориентирована на использование учебника для общеобразовательных учреждений Домогацких Е.М. Алексеевского Н. И. «География. 8 класс» (М.: изд. Русское слово, 2013).

Место предмета в учебном плане

        Рабочая программа рассчитана в соответствии с базисным учебным планом школы и предполагает изучение   предмета «География» в объеме, равном 70 часам (2 часа в неделю) на базовом уровне.

 

Цели и задачи курса

Цели:

-  сформировать целостный географический образ своей Родины;

Задачи:

- дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

- сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать  

  представление о роли России в мире;

- сформировать необходимые географические умения и навыки;

- воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его    истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

- воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

Содержание курса

Раздел I. Общая физическая география России (35 часов)

  1. Введение
  2. Географическое положение России (4 часа).

Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.  Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

  1. Исследования территории России (3 часа) Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.
  2. Геологическое строение и рельеф (4 часа) Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.  Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
  3. Климат и погода (8 часов). Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

 

  1. Моря и внутренние воды (6 часов). Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.  Характеристика крупнейших рек страны.  Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
  2. Почвы (2 часа) Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.  Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.
  3. Природные зоны (7 часов) Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.  Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.  Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепи и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Раздел II. Крупные природные районы России (23 часа)

Географическое положение района. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Влияние географического положения на природу и хозяйственное развитие района. Геополитические интересы России в районе. Историко-географические этапы развития района. Природные уникумы района.

Раздел III. Природа и человек (3 часа) Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особ охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Экологическая ситуация в России

Раздел IV География родного края (8 часов) Комплексная характеристика Московской области

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

  1. Знать (понимать)
  • Географические особенности природных регионов России
  • Причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины
  • Связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов
  • Факторы размещения основных отраслей хозяйства России
  • Основные отрасли хозяйства России, географию их размещения
  • Крупнейшие городские агломерации нашей страны
  • Причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению
  • Географию народов, населяющих нашу страну
  1. Уметь:
  • Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию
  • Выдвигать на основе статистических данных гипотез
  • Выбирать критерии для сравнения
  • Делать прогнозы
  • Использовать источники географической информации для решения учебных и практических задач
  • Моделировать географические объекты и протекание явлений с использованием ПК
  • Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений
  • Обосновывать гипотезы
  • Описывать по карте взаимное расположение географических объектов
  • Определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления
  • Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов
  • Проводить по разным источникам информации социально- экономические и физико- географические исследования
  • Сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления
  • Создавать простейшие географические карты различного содержания, тестовые и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства России и ее регионов
  • Сопровождать выступление презентацией
  • Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты
  1. Владеть географической номенклатурой:

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория  (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

Контроль уровня обученности

        В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и, при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.  

           

Формы и методы контроля в 8 классе

Тема

Форма контроля

Метод контроля

Дата

По плану

Коррекция даты

Географическое положение России

Урок обобщения и контроля

Тест

16.09.2014

Природные зоны России

Урок обобщения и контроля

Тест

15.01.2015

Природа регионов России

Урок обобщения и контроля

Тест

14.04.2015

География Родного края

Урок обобщения и контроля

Тест

21.05.2015

Тематика оценочных практических работ в 8 классе

Название практической работы

Дата

По плану

Коррекция даты

№1 Обозначение на контурной карте границы, пограничных государств, крайних точек России

04.09.2014

№2 Определение поясного времени для разных пунктов России.

11.09.2014

№3 Сопоставление физической и тектонической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры

09.10.2014

№4 Определение по картам основных климатических показателей для различных пунктов

21.10.2014

№5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды

11.11.2014

№6 Определение по картам и статистическим материалам характерных особенностей рек России

25.11.2014

№7 Описание по плану одной из природных зон России

30.12.2014

№8 Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири

26.02.2014

Тематический план по географии в 8 классе

№ п.п.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практических работ

I. Общая физическая география России(35 часов)

1

Введение

1

2

Географическое положение России

4

2

3

Исследования территории России

3

4

Геологическое строение и рельеф

4

1

5

Климат и погода

8

2

6

Моря и внутренние воды

6

1

7

Почвы

2

8

Природные зоны

7

1

II

Крупные природные районы России

23

1

III

Природа и человек

3

IV

География родного края

8

Повторение курса

1

Итого:

70

8

        


Календарно- тематическое планирование для 8а класса на 2014- 2015 год,

 к учебнику Домогацких Е. М. «География. 8 класс.» (М.: - Русское слово, 2013)

 п/п

Наименование раздела по программе, тем уроков

Домашнее

задание

Дата

По плану

Коррекция даты

  1. Раздел I. Общая физическая география России (35 часов)
  1. Введение (1 час)

1

Что изучает физическая география России.

Кроссворд

  1. Географическое положение России (4 часа)

2

Россия на карте мира.

Практическая работа № 1 Обозначение  на  к/к границ, пограничных государств, крайних точек России

П.1

3

Часовые пояса России.

П.2,№3 (с.16)

4

Практическая работа № 2 «Определение поясного времени для разных пунктов России».

Тест с.16-17

5

Обобщение по теме «Географическое положение  России»

  1. Исследования территории России (2 часа)

6

Русские землепроходцы 11-17 вв.

П.3, сообщение об Атласове

7

Географические открытия и исследования в России в 18-20 вв.

П.4-5 , с.27-вопросы

Геологическое строение и рельеф (4 часа)

8

Геологическое летоисчисление и геологическая карта. Тектоническое строение территории.

П.6

9

Общие черты рельефа. Практическая работа № 3 «Сопоставление физической и тектонической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры».

П.8

10

Человек и литосфера.

П.9

11

Обобщение по теме «Геологическое строение и рельеф»

Повторить п.6-9

Климат и погода (8 часов)

12

Климатообразующие факторы.

П.10

13

Распределение тепла и влаги на территории России. Практическая работа №4 Выявление закономерностей распределения основных климатических показателей в пределах России

П.11

14

Типы климатов России.

П.12, контурные карты

15

Погода.

П.13

16

Атмосферные вихри.

П.14

17

Практическая работа № 5 «Анализ синоптической карты. Составление прогноза погоды

Работа с картой

18

Атмосфера и человек.

П.15

19

Обобщение и контроль знаний по теме «Климат и погода»

Моря и внутренние воды (6 часов)

20

Моря России.

П.16

21

Реки России

П.17, 18

22

Практическая работа № 6 «Определение по картам и статистическим материалам характерных особенностей рек России»

П.17, 18

23

Озера и болота.

П.19

24

Природные льды. Великое оледенение.

П.20, 21

25

Гидросфера и человек. Обобщение темы «Моря и внутренние воды»

П.22

Почвы (2 часа)

26

Условия формирования и развития почв.

П.23

27

Основные зональные типы почв на территории России.

П.23

Природные зоны (7 часов)

28

Природные комплексы России.

П.25

29

Природные зоны Арктики и субарктики

П.26

30

Леса умеренного пояса.

П.27

31

Безлесные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность.

П.28

32

Практическая работа № 7 «Описание по плану одной из природных зон России».

Повторить П.28

33

Ресурсы растительного и животного мира.

П.29

34

Урок обобщения и контроля знаний по теме «Природные зоны России».

Работа с картой

Раздел II. Крупные природные районы России (32 часа)

35

Природа арктических островов

П.30

36

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Русской равнины

П.31

37

Климат, внутренние воды и природные зоны Русской равнины.

П.32

38

ПТК Русской равнины.

П.33, 34

39

Московская область как часть Русской равнины. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

40

Климат и внутренние воды Московской области

41

Природа Московской области. Особо охраняемые природные территории.

42

Проект «Мой край родной». Разработка маршрута путешествия по Подмосковью.

42

Северный Кавказ. Геологическая история и рельеф.

П.35

43

Климат, внутренние воды и высотная поясность Северного Кавказа.

П.36

44

Животный и растительный мир. Заповедники и курорты Кавказа.

45

Урал- каменный пояс земли Русской.

П.37

46

Климат и внутренние воды Урала.

П.38

47

ПТК Урала.

П.39

48

Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала

49

Западная Сибирь: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

П.40

50

Климат и внутренние воды Западной Сибири.

П.41

51

ПТК Западной Сибири. Практическая работа № 8 «Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири».

П. 42

52

Средняя Сибирь: рельеф и геологическое строение.

П.43

53

Климат, внутренние воды и природные зоны Средней Сибири.

П.44

54

Практическая работа №9 «Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска».

55

Северо-Восточная Сибирь: геологическое строение, рельеф и климат.

П.45

56

Внутренние воды и ПТК Северо-Восточной Сибири.

П.46

57

Горы Южной Сибири: геологическое строение и рельеф.

П.47

24.03

58

Климат и внутренние воды Южной Сибири.

П.48

26.03

59

Байкал- жемчужина России.

60

Высотная поясность

П.49

31.03

61

Дальний Восток: геологическое строение и рельеф.

П.50

2.04

62

Климат, внутренние воды и природные зоны Дальнего Востока.

П.51

7.04

63

ПТК Дальнего Востока.

П.52, 53

9.04

64

Повторение по теме «Природа регионов России».

Работа с картой

14.04

65

Обобщение и контроль знаний по теме «Природа регионов Росии»

Раздел III. Природа и человек (3 часа)

66

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

П.54

16.04

67

Рациональное природопользование.

Подготовитьсообщения

21.04

68

Роль географии в современном мире.

П.55

23.04

69

Повторение пройденного материала по курсу «География России»

Работа с картой

 21.05

70

Повторение географической номенклатуры

26.05        


Учебно- методическое обеспечение программы

Используемый УМК:

Для учителя:

  1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: «ВАКО», 2005.
  2. Уроки географии. 8-9 классы: метод. Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004.
  3. Современный урок географии. Ч. 5. Методические разработки уроков по курсу «География России». 8 класс. / Редактор-составитель И.И. Баринова. – М.: Школьная Пресса, 2003.

Для учащихся: 

  1. учебник Домогацких ЕМ. География. М.: - Русское слово, 2013
  2. Атлас. География России: Природа. 8 класс. «Дрофа», 2014 г.
  3. Контурные карты. 8 класс. «Дрофа», 2014

Перечень учебного оборудования, ТСО и наглядных пособий

  1. Персональный компьютер
  2. Мультимедийный проектор BenQ
  3. Лазерное МФУ (черно/белое)
  4. Колонки
  5. Локальная вычислительная сеть
  6. Интернет
  7. Операционная система Windows 7 Professional
  8. Файловые менеджеры и архиваторы
  9.  Мультимедиа проигрыватель Windows Media и Media Player Classic
  10.  Браузер Mozilla FireFox
  11.  Программа–архиватор 7Zip
  12.  Microsoft Office 2013 Standart
  13.  Комплект учебных таблиц по географии для 6-11 классов (Спектр. Комплексный проект средств обучения). Издательство «Экзамен», 2006г.
  14. Комплект настенных тематических географических карт, Федеральная служба геодезии и картографии России
  15. Комплект глобусов
  16. Коллекции портретов путешественников, изд. Дрофа
  17. Учебные коллекции минералов и горных пород
  18. Комплект компасов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "География" 5 класс по Е.М. Домогацких (ФГОС)

Рабочая программа по учебному предмету «География. Введение в географию» для 5 -х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования, на ...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии...

Рабочая программа + КТП по географии,5 класс (ФГОС), УМК Домогацких Е.М.

Рабочая программа(базовый уровень)+ КТП, 5 класс (ФГОС) к УМК Домогацких...

Рабочая программа + КТП по географии, 6 класс, УМК Домогацких Е. М.

Рабочая программа(базовый уровень)+ КТП, график контроля и практических работ по географии, 6 класс к УМК Домогацких...

Рабочая программа + КТП по географии, 7 класс, УМК Домогацких Е. М.

Рабочая программа(базовый уровень)+ КТП, график контроля и практических работ по географии, 7 класс к УМК Домогацких...

Рабочая программа + КТП по географии,9 класс, УМК Домогацких Е. М.

Рабочая программа(базовый уровень)+ КТП, график контроля и практических работ по географии, 9 класс к УМК Домогацких...

Рабочая программа по предмету "География" 8 класс на основе ФГОС, авторской программы: Домогацких Е.М.

I. Пояснительная записка                   Нормативно-правовые документы, на основе, которой разработана рабоч...